На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Пение как форма приобщения ребенка к музыке

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СПАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 3»
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа
по предмету «Методика музыкального развития»
на тему: «Пение как форма приобщения ребенка к музыке»
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                      Выполнила:  Афанаскина
                                                                             Татьяна Васильевна
                                                                                                   Руководитель: Мелещенко С.А
 
 
 
 
 
 
 
С. Спасское 2012 г.
Содержание
                  Введение……………………………………………………………………………….3
1        Общая характеристика пения и вокально-певческих навыков детей…………....4
2        Возрастные особенности формирования и развития вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста………………………………………………………..8
3        Методика обучения пению детей дошкольного возраста……………………….13
4        Характеристика музыкального репертуара используемого в процессе вокально-хорового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях…………17
5        Практическое задание………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованных источников……………………………………………..23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии.
Только в деятельности совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, ощущения, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности. В любой деятельности необходимы сознательность и целенаправленность. Сознание ребенка формируется в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Так дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия и т. д. (СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская). Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их содержание, вызывать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений» Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, заметно положительное влияние на физическое развитие детей.
Н.А.Ветлугина пишет: “Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение объективной, социальной общественной музыкальной среды с субъективными переживаниями ребенка, приобщенного к музыке…”
Цель работы:  раскрыть  пение как форму приобщения ребенка к музыке.
Задачи : Дать общую характеристику вокально- певческих навыков детей.
Описать возрастные особенности формирования и развития вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста.
Описать методику обучения пению детей дошкольного возраста.
Охарактеризовать музыкальный репертуар вокально-хорового воспитания.
1  Общая характеристика пения и вокально-певческих навыков детей
Пение - деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
“Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально – слуховые представления звуковысотных отношений” (Н.А.Ветлугина. “Музыкальное развитие”.)
Петь могут и хотят все дети начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают свои эмоции. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержан
Пение способствует умственному развитию ребенка. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Данную задачу мы видим во всех современных программах музыкального развития.
“Гармония” К.В.Тарасовой – развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных видах музыкальной деятельности.
“Синтез” К.В.Тарасовой – введение дошкольников в мир музыки, приобщение к истинно прекрасному.
“Интоника”, “Здравствуй” М.А.Лазарева – стимуляция психофизических качеств детей через музыкальную эмоцию.
“Искусство слышать” Л.В.Школяр – развитие у детей способности моделирования процесса художественного творчества.
“Радуга” – развитие музыкальности, способности слышать музыку и получать удовольствие от встречи с ней.
“Детство” – растить детей здоровыми, жизнерадостными.
В.В.Кирюшин – его сказки предназначены для занятий по теории музыкального изучения нот, интервалов.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка осуществляется на протяжении всех ступеней его жизни. Все виды музыкальной деятельности, рекомендуемые в дошкольном воспитании, развивают музыкальность детей. Музыкальность развивается тем быстрей, чем в более раннем возрасте начинают обучать ребенка каким – либо видам музыкальной деятельности, и наиболее благоприятным периодом начала обучения является дошкольный возраст.
Особое чувство радости вызывает общение во время коллек­тивного пения. Это прекрасно отметил еще К. Д. Ушинский: «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагаю­щее дружных певцов к дружному делу... она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце» В песне есть, кроме того, нечто воспи­тывающее душу и в особенности чувство...».
Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пе­нии. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, на­певает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка — естественный .инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствуют в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организо­вывать творческие, сюжетные игры. Нередко пением сопровождают­ся и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах. 
Песня — яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем инфор­мация. С большим подъемом исполняются песни о Родине о маме, о счастливом детстве. 
             Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложе­ний, оценивать качество исполнения. 
Пение благотворно влияет на детский организм, помогает раз­витию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются ос­новные  музыкальные способности  ребенка:   эмоциональная  отзыв­чивость, музыкальный слух, чувство ритма.
 Следует отметить еще одну важную особенность хорового пе­ния — его массовость и доступность. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском саду, в школе, в многочислен­ных кружках, студиях, хорах и ансамблях. Композитор Д. Б. Кабалевский образно назвал песню, марш и танец «тремя китами», на которых строится музыкальная культура.
 Пение — сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певче­ской интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоми­ная музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки «про себя» с мышечным напряжением, русский физиолог И. М. Сеченов под­черкивает также инстинктивную звукоподражательность, свойст­венную ребенку: «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои соб­ственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны». 
Пение является важнейшим средством музыкального воспита­ния и  играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.
          Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых лю­дей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами.  При этом слух контролирует правильность звуко­подражания. 
            Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса подчеркивает особое значение развитого слуха для пра­вильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качест­во детского пения, он называет причины (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необ­ходимости своевременных врачебных осмотров и лечения этих за­болеваний.  Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно.
В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение воспитателя и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интона­ции. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо-высотный слух. 
В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развиваю­щих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки.
Слух ребенка все время контролирует пра­вильность звучания. 
В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сфор­мирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организ­ма и созреванием так называемой вокальной мышцы. 
Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легко­стью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отно­шения. 
          Охрана детского голоса предусматривает правильно постав­ленное обучение пению. Этому во многом содействует продуман­ный подбор музыкального материала — репертуар, соответствую­щий певческим возрастным возможностям детей. 
Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазо­на звучания детского голоса. 
Певческий диапазон — это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от са­мого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хо­рошо звучит голос.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Возрастные особенности формирования и развития вокально-певческих навыков детей дошкольного возраста
Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследова­телями. Н. Д. Орлова определя­ет так называемый рабочий диапазон, «звучащую зону» (в пределах звуков ми-си пер­вой октавы), Е. И. Алмазов, Н. А. Метлов, Н. А. Ветлугина, А. Д. Воинова, Р. Т. Зинич, А. И. Катинене и др. отме­чают, что ненапряженно, есте­ственно звучат детские голоса в пределах ре-си первой окта­вы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки. 
В таблице 1 указаны певческие диапазоны, которые определены в «Программе воспитания и обучения в детском саду».
Таблица 1

Возраст детей
Диапазоны1
2—3 года
ми-ля
3 — 4 года
ре-ля
4—5 лет
ре-си
5 — 6 лет
ре-си (до2)2
6—7 лет
(до)ре-до2 (до)ре-до2 до# 2-ре2)
1 В скобках поставлены звуки, кото­рые дети могут исполнять, но ограничен­но, лишь в том случае, если они «про­ходящие», т. е. редко встречающиеся в данной песне. 
2 Цифрой 2 отмечаются звуки и ноты второй октавы.
 Во время обучения дошкольников пению следует вначале опре­делить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться системати­чески его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно вла­деть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприят­ную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. 
Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от распространенной в последнее время эстрадной мане­ры пения, которая требует наличия определенных певческих навы­ков, громкого, форсированного звучания, которых пока еще нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей. 
Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговарива­ли без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрос­лых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
 Координация    слуха    и    голоса — важнейшее    условие    развития певческих способностей детей.
Основное требование программы — научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен. 
              Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, что­бы помочь детям правильно понять содержание музыкальных обра­зов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.
Например, исполняя колы­бельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать, что песня успокаивает, помогает уснуть, поэтому исполнять ее надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. В марше нужны жизнерадостность, устремленность, бод­рость. Его следует петь звонко, отчетливо произнося слова, под­черкивая ритм в умеренно быстром темпе. Ребенку понятен смысл этих требований, их назначение.
Основные задачи в процессе занятий следующие: формировать у детей  певческие  умения,   навыки,  способствую­щие выразительному исполнению;
учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и само­стоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента, на занятиях и вне их;
           развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направле­ние движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);
развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотон­ное «гудение» у низко и неточно поющих детей;
            помогать проявлению творческих способностей, самостоятель­ному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.
            От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребен­ка — в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его ини­циативе или по предложению взрослых в детском саду и семье.
Певческие навыки и умения
Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.
            Певческая установка — это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слег­ка опершись на спинку стула, который должен соответствовать росту ребенка. Руки положить на колени.
             Вокальные навыки — это взаимодействие звукообразо­вания, дыхания и дикций. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох — медленным. Слова произносятся четко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.
Хоровые навыки — это взаимодействие ансамбля и строя. 
Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т. е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выра­ботка унисона и тембра. 
Строй — это точное, чистое певческое интонирование.
Обучение вокально-хоровым навыкам детей дошкольного воз­раста имеет ряд особенностей.
           Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. Однако надо учитывать несовершен­ство детского голоса, быструю его утомляемость.
Певческие навыки как средство обучения выразительному пению
          Вокальные навыки
2-я младшая -  Петь естественным голосом, без напряжения, протяжно, не спеша:
средняя группа - Петь выразительно, естественным голосом, без напряжения, протяжно
старшая группа  - Выразительное    пение    без напряжения, плавно:
подготовительная к школе группы : Выразительно   петь   звонким голосом, напевно:
            Звукообразование 
старшая группа - Легким звуком
подготовительная группа - Петь легким подвижным звуком
             Дыхание
средняя группа - Брать дыхание между короткими музыкальны­ми фразами
старшая группа  - Брать  дыхание   между   му­зыкальными фразами
подготовительная группа - Брать дыхание перед нача­лом  пения, между музыкаль­ными
 фразами, не поднимать плечи,  удерживать дыхание до конца фразы.
  Дикция  (ясное произношение слов) формируется постепенно. Многие дети имеют речевые дефекты: картавость, шепелявость, над устранением которых приходится долго работать. Отсутствие ясной и четкой дикции делает пение вялым и слабым. 
           Детям трудно петь в ансамбле. Часто они опережают общее звучание или отстают от него, стараются перекричать других. Ма­лыши, например, пропевают лишь последние слова фраз. 
2 младшая - Внятно произносить слова
средняя группа- Произносить слова внят­но, правильно
старшая группа - Отчетливо произносить слова
подготовительная группа - Произносить отчетливо сло­ва, правильно передавать  глас­ные звуки: Отчетливо   произносить   со­гласные звуки  в конце слова.
         Хоровые навыки - Строй (чистота интонации) Один и тот же навык во всех группах — правильно передавать мелодию. Но так  как усложняются песни, то все время повышаются и требования.
        Ансамбль (слаженность) -
2 младшая – петь, не отставая и не опережая друг друга
средняя группа - вместе   начинать   и   за­канчивать песню,
старшая группа - одновременно начинать и заканчивать песню; петь уме­ренно-громко и тихо.
подготовительная группа- Самостоятельно всем вместе начинать и заканчивать песню; петь, ускоряя и замедляя: Петь в разных темпах усиливая и ослабляя звучание: Смягчать концы музыкальных фраз: Точно выполнять ритмический рисунок.
Малыши поют «говорком», у них отсутствует напевность. Старшие  дети   могут   петь   напевно,   но   иногда   проявляют крикливость  и   напряженность.  Дыхание  у  дошкольников  поверхностное  и   короткое,   поэтому  они   часто  делают   вдох  в  середине слова или музыкальной фразы, тем самым нарушая мелодию песни. 
            Еще сложнее детям овладеть навыком стройного пения — чис­того интонирования. Особенно заметны при этом индивидуальные различия. Только немногие легко и точно интонируют, большин­ство же поют неточно, произвольно выбирая интонацию. Необхо­димо работать над развитием этого навыка.
Развитие певческих навыков и умений
Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Навыки усложняются и видо­изменяются по мере разучивания все более слож­ных произведений. Это видно из таблицы 5 (см. с. 81), на которой показана система певческих навыков для детей от 3 до 7 лет. По таблице можно проследить, как усложняется тот или иной вокально-хоровой навык по мере его формирования (по горизонтали) и какой общий объем программных требований в каждой возрастной группе (по вертикали). Отдельные нотные при­меры иллюстрируют те части мелодии, где требуется применение соответствующих навыков. 
К концу года дети должны уметь: 
2-я младшая группа — петь с помощью педагога и с музыкаль­ным сопровождением наиболее простые песни; 
средняя группа — петь с инструментальным сопровождением и без него (наиболее легкие песни); 
старшая  группа — петь  с  воспитателем   без   музыкального  со­провождения   и   самостоятельно   в   сопровождении   инструмента; вспомнить и спеть выученную песню; различать на слух правиль­ное и  неправильное  пение;   отличать  звуки   по  их  высоте  и дли­тельности;   уметь   во   время   пения   сохранять   правильную   позу;
подготовительная  группа — выразительно   исполнять  знакомые песни   с  сопровождением   и   без   него;   вспомнить   и   спеть   песни, разученные в предыдущих группах; уметь петь коллективно и ин­дивидуально,  Сохраняя  правильную  осанку;   слушать  себя  и дру­гих   во   время   пения   и   исправлять   ошибки;    различать   движе­ние мелодии вверх и  вниз, долгие и короткие звуки;  знать назва­ние нот (при использовании музыкальных инструментов — металлофонов); иметь представление о том, что более высокие звуки рас­положены выше па нотных линейках, а низкие — ниже (условное графическое изображение — «птичка» — сидит на верхней линейке и поет высоко); импровизировать различные звукоподражания, попевки на основе усвоенных певческих навыков.
 Эти требования важны потому, что музыкальное воспитание на занятиях проходит в атмосфере большой увлеченности, про­цесс разучивания песен и их последующее исполнение кажется беспрерывным и как бы не имеющим точно измеряемых результа­тов, какие имеют место, например, при обучении счету, грамоте. Кроме того, многое из музыкально-воспитательной работы обозна­чено лишь как задача. Например, задача развития музыкального слуха сформулирована в программах для детей раннего возраста. Но как определенный результат, как усвоенный навык различения музыкальных звуков по их высоте упоминается лишь в старшей группе. Педагогу необходимо установить, чему он научил детей за год, кто из детей хорошо успел в своем музыкальном развитии или, наоборот, еще затрудняется в чем-либо, могут ли дети спеть песни и какие именно и т. д. Результат педагогической работы должен последовательно учитываться. 
В программе сформулированы отдельные знания и навыки, ко­торые пока не имеют достаточного применения в повседневной практике, например песенное творчество. Вместе с тем требования улучшения подготовки детей к обучению в начальных классах вы­зывают необходимость развития этих навыков.
 
 
 
 
 
 
3 Методика обучения пению детей дошкольного возраста
В методике обучения пению важна предварительная подготов­ка педагога. Он анализирует песню, определяет ее художествен­ные качества, обдумывает приемы разучивания и последователь­ность учебных заданий. 
Педагог должен заинтересовывать содержанием песни —как ее литературным текстом, так и музыкальным оформлением, вызы­вать желание спеть ее. 
Процесс разучивания в свою очередь имеет два этапа: перво­начальное ознакомление детей с песней и последующее разучива­ние, когда проводится основная работа по обучению певческим навыкам.
Разучиванию песни способствуют следующие приемы — вырази­тельное исполнение песни, показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто, как точно воспроизвести нуж­ную интонацию и т. д.), словесные указания — образный рассказ о содержании произведения, разъяснение заданий, указания к исполнению и т. д. Немаловажное значение имеют мимика, ясная артикуляция и дирижерский жест педагога. Этим общим приемам неизменно помогают мастерство и умение каждого воспитателя.
Первое знакомство с песней должно строиться на ярком, образном, выразительном исполнении, чтобы взволновать детей и увлечь их.
Первоначальное исполнение всегда требует сосредоточенного внимания слушателей.
Рассмотрим несколько удачных педагоги­ческих приемов. Например, педагог, стоя перед детьми, говорит: «Посмотрю я на вас и сразу узнаю, все ли внимательно меня слушают». Часто используется прием косвенного замечания. «Все сядем прямо, будем слушать новую песню, и Оля тоже послушает»,— говорит педагог, глядя на разговаривающую с подружкой девочку, и тем самым привлекает ее внимание. 
Нередко педагогу помогает обращенное к песне слово — краткое, яркое, образное. Это может быть небольшая цитата из текста или отрывок из какого-либо стихотворения, подчеркивающие основное содержание песни. Так, перед исполнением украинской народной песни «Веснянка» читают:
Идет весна желанная, 
Все ожило кругом, 
Мы песенку веселую 
Весне споем.
 Приемы развития певческих навыков
Разучивание песни, овладение певческими навыка­ми— следующий наиболее продолжительный пери­од. Песни различны по степени сложности: одни путем их повторения усваиваются легко и быстро, другие — бла­годаря упражнениям, помогающим справиться с трудным мелодиче­ским оборотом, постепенно. При этом надо стремиться поддерживать эмоциональные переживания детей, создавать атмосферу дружных коллективных устремлений, трудового настроя, чтобы учебный про­цесс проходил активно, увлеченно.
 Целесообразность применения тех или иных приемов диктуется особенностями каждой песни. В этом процессе певческим навыкам (правильному звукообразованию, равномерному расходованию дыхания, четкой дикции, чистоте интонации, слитности пения) соответствуют свои приемы.
 Работая над звукообразованием, надо учить детей петь естест­венно — легко, звонко и напевно, т. е. тянуть звук. Напевность до­стигается за счет протяжного пения гласных звуков: а, о, у, э, и.
Например, в русской народной песне «Котенька-коток» этому помогает следующий прием. Детям говорят: «Давайте так позовем котика, чтобы он услышал»: 
[Спокойно] Последний  звук  этой  музыкальной  фразы  исполняется  фермато, т. е. произвольно увеличивается его протяженность.
 Для овладения навыком легкого, подвижного пения может ис­пользоваться показ, игровой прием («споем на дудочке: ду-ду-ду», «покажем, как звенит колокольчик: динь-динь-динь» и т. д.). Та­ким образом у детей (особенно старших) развивается умение про­извольно менять характер звучания. 
В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать

На третьем году жизни певческий голос ребенка на­чинает формироваться — певческого звучания еще нет, дыхание короткое. Но в то же время дети охотно включаются в пение взрослого,  подпевая  окончания  музыкальных фраз, интонируя отдельные звуки.
 Ставится задача развивать и укреплять у детей первоначаль­ные певческие интонации. Ребенок еще не может петь всю песню правильно, но следует стремиться к правильному интонированию им отдельных мотивов.
На четвертом году жизни певческий голос у детей звучит силь­нее, они могут пропеть несложную песню. У некоторых детей по­является даже крикливость. 
Формируя певческое звучание, педагог следит, чтобы дети пели естественным голосом, без напряжения в диапазоне ре-ми-ля первой октавы. 
Большое место в младших группах отводится работе над дик­цией. Дети часто неверно произносят слова, не понимая их смысла. Необходимо объяснить значение отдельных непонятных слов, научить правильному произношению.
 Детям этого возраста трудно петь в общем темпе: одни поют медленно, другие слишком торопятся. Педагогу надо постоянно следить за этим, приучая их к коллективному пению. 
Ребенок первой младшей группы к концу года может петь не­сложные песни вместе со взрослым.
 К концу четвертого года жизни они должны петь естествен­ным голосом, без напряжения, протяжно, внятно произнося слова, не отставать и не опережать друг друга, правильно передавать мелодию в попевках и песнях, петь песни с помощью воспитателя, с музыкальным сопровождением и без него. 
Во второй младшей группе песенный репертуар значительно расширяется. Здесь больше представле­на общественная тематика («Машина» Т. Попатенко, «Самолеты» М. Магиденко, «Молодой солдат» В. Карасевой) природные явления («Зима» В. Карасевой, «Дождик» - русская народная попевка, обработка Т. Попатенко), песни ко дню 8-го Марта («Пирожки» А. Филиппенко, «Мы любим маму» Ю. Слонова). Небольшой диапазон и короткие музыкальные фразы позволяют детям петь всю песню.
На пятом году жизни дети эмоционально восприни­мают и сопереживают разное настроение песен. Дошкольники уже имеют определенную музыкальную подготовку. У них сформировались некоторые певческие навы­ки, укрепились голоса, несколько увеличился диапазон (ре-си пер­вой октавы), более организованным стало дыхание, более точным произношение отдельных звуков, слов. Это позволяет расширить объем певческих умений. 
           Прежде всего надо научить детей петь естественно и без напря­жения. Педагог постоянно работает над этим навыком, показывая образец мягкого, ненапряженного напевного звучания. Одновре­менно развивается навык правильного, своевременно взятого дыха­ния, умения спеть музыкальную фразу до конца. Правильному про­изношению также уделяется внимание: разъясняется содержание песни, значение непонятных слов, п
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.