На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Обучение школьников работе с учебными текстами и необходимость подготовки учителей к такому обучению

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Работа с текстом учебника как словесный метод обучения…………...…….5
1.1. Классификация методов обучения  по источникам знаний…………..……5
1.2. Учебные тексты и их дидактические  функции…………………………….9
1.3. Характеристика учебников географии………………………………...…..14
II. Организация работы с учебником географии………………………………16
III. Приемы работы с текстом учебника………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...25
 


Введение

 
Работа  посвящена одной из важнейших  проблем в образовании – проблеме обучения учащихся пониманию учебного текста.  
Одним из путей решения проблемы является организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на основе различных методов и приемов работы с текстом и внетекстовым компонентом учебника.
Обучение  школьников работе с учебными текстами и необходимость подготовки учителей к такому обучению относятся к  числу актуальных задач современной  методики преподавания географии.
Усвоение  школьниками социального опыта, отраженного в содержании образования, происходит в значительной мере через  учебные тексты и связанные с  ними внетекстовые компоненты. Текст  является ведущим компонентом учебников  по основам наук, в нем реализуются  в единстве содержательные и процессуальные аспекты обучения (Л.Я. Зорина).  
Работе с текстами отводится одно из центральных мест в культурологическом подходе к построению учебного процесса. При этом соотношение понятий текста и культуры глубоко диалектично (Ю.М. Лотман). Текст, являясь носителем определенной культуры, может быть ценен сам по себе. В то же время, ценность текста в значительной мере детерминируется условиями, в которых идет работа с ним. С одной стороны, ценность текста определяется его соответствием регламентированным требованиям к построению (языковая и логическая грамотность, связность, соответствие жанру, стилю и т. д.), с другой — ценность многих текстов связывается с наличием в них эмоциональной составляющей. Обе стороны, являясь относительно независимыми друг от друга, выступают как отражение вполне определенных культурных традиций.
Привлечение внимания к интенсивным формам и  методам обучения мотивируется быстрым  обновлением информации, обусловленным  появлением новых информационных технологий, мощной конкуренцией со стороны специализированных средств доставки и представления  информации.
Учитывая  специфику современной образовательной  парадигмы, обучение школьников работе с учебными текстами целесообразно  вести, ориентируясь на конкретные программно-методические материалы для средней школы. Центральным элементом таких  комплексов необходимо сделать разнообразные  учебные тексты, в основе которых  лежит унифицированная структурно-логическая схема изучения явлений окружающего  мира.
В данной курсовой работе использовалась литература: Финаров Д.П.  «Методика преподавания географии в школе», Душина И.В. «Методика и технология обучения географии в школе», Панчешникова Л.М. «Методика обучения географии в школе» и др. Были использованы следующие учебники по географии: Галай И.П. «Начальный курс географии», Зыль Е.А. «География материков и стран», Брилевский М.Н. «География Беларуси» и др.
Цель работы: рассмотреть приемы обучения школьников работе с текстом учебника.
Задачи:
    проанализировать понятие текста учебника;
    рассмотреть структуру учебников;
    выявить приёмы работы с текстом учебника.
Объект исследования: процесс формирования географических  знаний.
Предмет исследования: приемы работы с текстом учебника.
Приступая к исследованию, мы предполагаем, что  обучение работе с текстом на уроке географии является одним из направлений формирования географического образования школьников.
Для решения  поставленных задач использованы следующие  методы исследования:
1. Аналитический  (анализ психолого-педагогической  и методической литературы по  проблеме исследования).
2. Описательный (изложение специфики работы обучению  школьников с текстом учебника).
Научная новизна исследования состоит в  следующем: в данной работе выявлены функции учебных текстов, их виды, показана значимость специальной работы учащихся с учебными текстами и необходимость обучения школьников такой работе.
Практическая  значимость выполненной работы заключается в том, что приведённые дидактические материалы можно использовать в процессе профессионально-методической подготовки учителя.
Моя курсовая работа состоит из 26 страниц, включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
 
 


I. Работа с текстом учебника как словесный метод обучения

1.1.  Классификация методов обучения  по источникам знаний

 
В дидактике  различают три большие группы методов: методы стимулирования учебной  деятельности школьников, методы организации  учебно-познавательной деятельности и  методы контроля за эффективностью этой деятельности. Основное внимание в  методике обучения уделяется второй группе методов. Методы организации  учебно-познавательной деятельности классифицируют по разным основаниям: по характеру  познавательной деятельности школьников, по источникам знаний, по логике раскрытия  учебного материала (индуктивные и  дедуктивные методы), по степени  самостоятельности учащихся.
В методике обучения географии существуют две  классификации методов обучения: по источникам знаний и по характеру  познавательной деятельности учащихся, который обусловлен разными уровнями усвоения знаний. В научной литературе дается оценка методов с позиций реализации современных целей географического образования — научить школьников учиться, обеспечить формирование их познавательной самостоятельности, подготовить к самообразованию.
Многолетний опыт обучения географии в школе  подтверждает эффективность классификации  методов по источникам знаний. В  этой классификации выделяют три  группы методов: словесные, наглядные  и практические. Она сложилась  на основе исторических этапов развития обучения в школе. Однако для методики обучения географии такая классификация  важна не только по этому признаку.
Школьный  учебный предмет «география»  тесно связан с географической наукой по структуре, содержанию и методам. Известно, что результаты научных  географических исследований отражены в описаниях и характеристиках  объектов и явлений, отдельных территорий, в формулировках научных понятий, принципов, закономерностей, в схемах и зарисовках, в моделях (карты, профили, статистические показатели и т. д.), а также в характеристиках  методов, применяемых в научных  исследованиях.
Ядром содержания школьной географии, как бы оно ни модернизировалось, остаются основы науки, которые представлены для учащихся в источниках знаний, аналогичных  формам выражения научных знаний, но адаптированных для школьников в учебных картах, таблицах, учебниках, экранных пособиях и т. д.
Таким образом, содержание школьной географии предопределяет источники знаний и деятельность учащихся с ними под руководством учителя и самостоятельно по его  заданию. Предмет изучения географии (за некоторым исключением, например, образцы минералов и горных пород) нельзя принести в класс, его заменяют средства обучения, многочисленные учебные  пособия.
Следовательно, методика обучения географии использует методы по источникам знаний, так как  невозможно представить себе изучение основ географии вне деятельности с источниками географической информации. Специфика содержания географии, состав знаний, умений и навыков (например, овладение картографическим языком как языком международного общения) задают методы обучения именно по источникам знаний. Именно эти методы помогают обеспечить отражение в сознании школьников многообразия географических объектов и явлений, помогают усвоить  способы приобретения новых знаний и умений.
В зависимости  от источника знаний различают следующие  группы методов:
Словесные методы. Речь — важнейшее средство общения между людьми. Без нее немыслим и процесс обучения. В этой группе методы различаются по форме изложения содержания. Это изложение учебного материала в монологической речи учителя (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), это и работа с текстом учебника и других книг. Нередко в обучении используется диалогическая форма: беседа с классом, а также работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Словесные методы так же древни, как и само обучение. Однако они не утратили своей  роли по сей день, так как оказывают  значительное влияние на развитие мышления и речи учащихся, на формирование эмоциональной  сферы личности школьников.
Основное  назначение словесных методов —  передача учебной информации при  введении новых знаний, формулировка целевых установок, актуализация опорных  знаний при обобщении и систематизации учебного материала. Образная, эмоциональная  речь учителя географии оказывает  большое влияние на развитие речи учащихся, на всю эмоциональную сферу  их личности. Многие учителя географии  избегают рассказа, объяснения, предпочитая  коллективную беседу как более активное средство формирования знаний. Однако наряду с беседой необходима и  монологическая речь учителя, воспринимаемая школьниками как образец последовательного стройного изложения основных мыслей.
Самостоятельность в познавательной деятельности учащихся при применении словесных методов  выражена внутренней стороной методов  — разными уровнями самостоятельной  деятельности (от воспроизводящего до творческого). Внешняя сторона проявляется  в речи учащихся, в которой четко  прослеживается самостоятельность  в переосмысливании содержания объяснения учителя или текста учебника. Ведь большинство школьников при ответах  на вопросы учителя или учебника вносят элемент творчества. Так, при  устном воспроизведении материала  учебника школьники опускают детали, перестраивают логику изложения, вносят новые факты, заимствованные из жизненного опыта, прочитанных книг, информации радио и телевидения.
Наибольшие  возможности для проявления самостоятельной  творческой деятельности имеет эвристическая  беседа с постановкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах  и т. д. Беседа позволяет выявить  индивидуальные особенности школьников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся  знаний, интересы, широту кругозора.
Основное  направление совершенствования  словесных методов — максимальное использование их потенциала в организации  мыслительной деятельности школьников, что требует от учителя управления внутренней стороной метода. Это может  быть достигнуто посредством обучения школьников логическим операциям, приемам  логического анализа текста учебника, решению проблемных заданий. Все  это значит, что необходимо обучать  школьников анализу, сравнению, систематизации, обобщению. Словесные методы необходимы для обучения рассуждать, высказывать  свое мнение, рассказывать о наблюдаемых  явлениях, делиться впечатлениями, которые  имеют прямое отношение к географическому  содержанию.
Наглядные методы обучения географии. В этой группе методы различаются по средствам наглядности, отражающим то или иное содержание. В наглядных методах источники знаний представлены разнообразными видами учебно-наглядных пособий. Иногда функции наглядного материала выполняют краеведческий материал и модели. Среди названных методов различают методы использования учебных картин, иллюстративных таблиц, экранных пособий, педагогического рисунка, карт и других моделей.
Основная  функция наглядных методов —  обеспечение конкретным образным материалом процессов формирования теоретических  знаний, а при изучении единичных объектов и территорий — обеспечение формирования представлений о географических объектах (горах, реках, ландшафтах природных зон, городах и т. д.).
Наглядные методы тесно связаны со словесными методами. В одних случаях они  предшествуют словесным методам. Например, формулировка понятия «озеро» дается только после рассмотрения учебных  картин с изображением разных озер, после просмотра кинофильма об озерах. Они могут применяться и одновременно и после рассказа. Например, учитель  описал извержение вулкана, а затем  продемонстрировал действующую  модель, воспроизводящую это явление  в миниатюре.
Практические методы обучения. Эти методы отличаются от словесных и наглядных по объектам изучения, которые представлены географической действительностью и ее моделями (картами, профилями, графиками и т. д.). Общеизвестно, что многие географические сведения отражены в моделях, которые широко используются в дальнейшем познании географических объектов и явлений для установления закономерностей их развития, для выявления принципов, для создания гипотез и теорий. В учебном процессе, как и в географической науке, используются сама географическая действительность и ее модели в виде специально разработанных учебных пособий. На уроках географии и сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.
Работа  с текстом учебника относится  к словесным методам обучения географии, так как по средствам  учебного текста происходит передача учебной информации, и именно она  оказывает влияние на развитие мышления, формирование знаний, умений и навыков.
Словесные методы занимают ведущее место в  системе методов обучения, так как они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний.
 
 


1.2. Учебные тексты и их дидактические функции

 
Современные учебники географии отличает высокий  научный уровень и педагогически обоснованный методический аппарат, построение которого направлено на решение важной задачи— научить ученика учиться. Учебник географии — это средство обучения комплексного характера. При работе с ним сочетаются приемы работы со словом (текст учебника), картографическими и статистическими материалами, со схемами, рисунками, фотографиями и т. д.
Выбор учебника и организация деятельности школьников с учебником на разных уровнях  самостоятельной познавательной деятельности – одна из важнейших проблем в  современной системе образования.
 Учебники  подразделяются на стабильные, экспериментальные  и пробные. 
Текст является ведущим компонентом учебников  по основам наук. Освоение текста означает, что школьник овладевает формой общения, продуцируемой произведением, речевым  жанром.
Анализируя  проблемы и пути развития школьного  учебника, существует тенденция, что  в методической литературе описано  множество приемов обучения учащихся работе с учебником на уроке и  дома. Характер методических советов  чаще всего сводится к организации  различных видов и форм использования  текста. Недостаточность методических рекомендаций состоит в том, что  они слабо опираются на семантический  анализ текста, мало увлекательны, не эмоциональны, сдерживаются традиционным изложением и структурой многих учебников.
Отметив педагогическую значимость текстов, необходимость  пристального их анализа и работы с ними в учебном процессе, остановимся  на самом понятии текста.
Текст, в  классическом понимании этого термина, означает «связь, соединение» (от латинского textum). Согласно трактовке современного словаря иностранных слов: «Текст - авторское сочинение или документ, воспроизведенные на письме или в  печати; основная часть печатного  набора — без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний и т.п.; в  семиотике и лингвистике - последовательность знаков (языка или другой системы  знаков), образующая единое целое и  составляющая предмет исследования особой науки - лингвистики текста».
Аналогично  рассматривается текст в логическом словаре-справочнике: «Текст - изложение  в письменной или печатной форме, логически стройное и грамматически  правильное авторское сочинение  или высказывание, а также официальные документы, акты и пр.; текстуально - дословно, буквально воспроизведенное. В электронно-вычислительной технике иногда текстом называют произвольную конечную последовательность знаков, заключенную в кавычки».
Кратко  суть этого понятия передают толковый словарь русского языка и учебник  логики: «Текст - слова, из которых состоит  что-нибудь написанное». «Текст — это  последовательность предложений, построенная  по правилам данной системы языка».
Работая в дальнейшем с понятием «текст»  будем придерживаться его расширенной  трактовки и перейдем к рассмотрению вопроса о видах текстов.
С функциональной точки зрения все тексты можно  разделить на учебные и неучебные. К неучебным текстам можно  отнести научные, художественные, деловые  и т.п. тексты. Такое деление является весьма условным. Текст, который в  одних условиях является неучебным, в других может быть использован  в учебных, причем самых разноплановых  целях. Учебный текст – это текст, с которым осуществляются учебные действия, либо который является результатом учебных действий и взаимодействий. Посредством действий и операций с учебным текстом достигаются определенные образовательные задачи. Статус учебного приобретает текст, проектируемый, создаваемый, трансформируемый, приспосабливаемый, анализируемый, комментируемый с образовательными целями различными сторонами учебного процесса.
Основными функциями учебного текста являются: передача учебной информации, стимулирование личностного роста обучающихся, формирование социокультурного опыта, мотивирование образовательной  деятельности, становление, развитие и  упражнение познавательных и творческих способностей, умений и навыков, организация  познавательной деятельности, контроль (самоконтроль) результатов учебно-воспитательной работы.
Логической  формой воплощения учебных текстов  является высказывание. Отличие научного текста от учебного, прежде всего, в  том, что в научных текстах  наряду с сообщением о готовых  и твердо установленных результатах  познания, фиксируется процесс перехода к новым знаниям. Таким текстам  характерны проблематичность, гипотетичность, незавершенность. В них допускаются  рискованные ходы мысли и наряду с утвердительными и отрицательными высказываниями присутствуют вопросы, предположения и другие компоненты развивающегося знания. Учебный текст имеет дело с той частью знаний, которая считается более или менее общепризнанной. В учебном тексте изложение системное и последовательное.
Задача  художественных текстов определяется выражением ценностно-эстетических установок  автора. Деловые же тексты отличаются языком предписания и долженствования.
Успешная  организация работы с учебником  возможна лишь при условии, если учитель  хорошо знаком с его содержанием, особенностями построения и владеет  приемами работы с этим средством  обучения. В учебниках выделяются два структурных «блока»: учебный  текст и внетекстовые компоненты. Каждый из них состоит из нескольких элементов, выполняющих определенную функцию [13].
Основу  учебника составляет текст, органически  связанный с внетекстовыми компонентами. Последние во многих случаях несут  новую для учащихся информацию.
В структуре  учебника учебные тексты подразделяются на основной, пояснительный и дополнительный. Основным текстом служит текст параграфа, в котором раскрывается содержание  учебного материала. Пояснительный  текст встречается в названиях  рисунков, графиков, фотографий, где  подписано, что изображено на том или ином изображении. Например, в начальном курсе географии в 6 классе в теме «Размещение и расселение населения» объясняется разная градация городов по численности населения. Дополнительный материал в учебнике встречается при изучении отдельных тем, чаще всего он взят либо из художественной литературы, географических энциклопедий, очерках о путешествиях и содержит дополнительные сведения, расширяющие географический кругозор школьников. Например, в начальном курсе географии в 6 классе в теме «Народы и расы» даются крупнейшие по численности народы мира.
Внетекстовые  компоненты учебника выполняют и  обучающую и контролирующую функцию. В учебнике за каждый курс помещено несколько сотен вопросов и заданий, направленных на усвоение понятий, установление связей, зависимостей, на применение умений. Вопросы и задания расположены в разных местах учебника. Задания, предшествующие параграфу, рассчитаны на активизацию ранее усвоенных знаний по географии и другим предметам. Вопросы и задания, помещенные в тексте, помогают направить мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения нового учебного материала, а те, что стоят в конце параграфов, требуют применения полученных знаний и умений, контролируют усвоение нового материала. Задания в конце крупных разделов и тем носят обобщающий характер, способствуют систематизации знаний, подведению школьников к обобщающим мировоззренческим выводам. Выполнение заданий и вопросов опирается на разные источники знаний: текст, карты учебника и атласа, графики и диаграммы, статистические таблицы, рисунки и фотографии, схемы и профили. Задания различны по формулировке и требуют разнообразной деятельности школьников: определите по карте, сравните, приведите примеры, дайте описание, объясните, начертите профиль, запищите в тетрадь, нанесите на контурную карту, заполните таблицу и т. д.
Так, например, в изучении темы «Климат. Внутренние воды Африки» вначале параграфа  ребята встречаются с вопросами  о климатообразующих факторах, климатических  поясах. Эти знания необходимы при  изучении данной темы. В конце параграфа  ребятам предложены вопросы об особенностях климата Африки, о распределении  речной сети по территории материка.
Рассматривая  типы учебных текстов, можно определить ряд достоинств таких текстов: четкость, понятность, информативность, взаимосвязь  источников сообщения, раскрытие причинно-следственных отношений между ними, ясность  и емкость манеры изложения. В  текстах с проблемным изложением автор учебника дает не только решение  проблемы, но и раскрывает логику движения к этому решению в её противоречиях, показывает источники этих противоречий, аргументируя каждый шаг движения к  решению. Такое построение изложения  вызывает у учащихся непроизвольную потребность следить за логикой  изложения, контролировать её, формирует  умение видеть проблемы, критичность, способность предвосхищать очередной  шаг исследования и другие черты  творческого мышления [10].
Тексты  учебников географии близки к  тексту научного объяснения и включают теорию, объяснение, описания, методологию. Теория представлена формулировками научных понятий, законов, принципов, мировоззренческих идей, обобщающих выводов.
Объяснительный  материал призван раскрыть географические связи  (например, между отдельными компонентами внутри природных и  территориально-производственных комплексов), объяснить принципы размещения отраслей производству, причины возникновения тех или иных природных явлений или процессов. Традиционными для географических текстов остаются описания и характеристики объектов и явлений [3].
Значительное  место занимает в тексте раскрытие  способов получения научного знания, знакомство с методами науки. Наибольшее внимание уделено картографическому методу.
Изложение учебного материала в тексте учебников  сопровождается большим количеством логических связок типа: поэтому, таким образом, значит, если, следовательно и т. д. По ходу самого текста нередко встречаются задания типа: объясните почему; скажите; как влияет; подумайте почему и т. д.
 Таким образом, само построение текста ориентирует учащихся на понимание учебного материала, помогает школьникам сознательно усваивать новые знания.
Понимание текста — процесс сложный. Оно  зависит, в частности, от наличия у учащихся необходимых знаний, от соотношения количества знакомых и незнакомых слов, от уровня сформированного навыка чтения [13].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3. Характеристика  учебников географии
 
          Учебник – главное звено методического комплекса. Наряду с программой он занимает центральное место в целостной системе средств обучения, где все составляющие тесно взаимодействуют и дополняют друг друга [3].
         К особенностям учебников географии можно отнести комплексность, тесную связь текста с внетекстовыми компонентами: тематическими картами, таблицами, диаграммами, схемами, иллюстрациями. Данная структура содержания предполагает организацию познавательной деятельности учащихся как с различными видами готового текста (учебным, справочным, публицистическим, научно-популярным), так и с текстовыми интерпретациями таблиц, диаграмм, схем, тематических карт. Содержание и методический аппарат учебников позволяет организовать работу с текстом как на отдельных этапах урока: проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний, усвоение новых знаний, закрепление изученного материала, так и во время проведения уроков разных типов и форм: урок изучения новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок-практикум, урок-лекция и т.д [10].
В начальном  курсе географии даются ученикам основополагающие географические знания. Первый, начальный курс физической географии даст учащимся знания об особенностях изображения на сравнительно небольшом листе бумаги огромных частей земной поверхности. У ребят  формируются понятия об оболочках  Земли, здесь речь идет строении, составе, свойствах земной коры, воздушной  и водной оболочек и населяющих их организмах, о явлениях, которые  в них происходят. Также особое место уделено изучению места  человека и общества на Земле.
Все эти  знания ребятам пригодятся при дальнейшем изучении курсов «География материков и стран», «География Беларуси» и «Общая география».
Проанализировав учебники, видно, что структура учебников построена по линейно-ступенчатому принципу.
Между разделами  в учебниках наблюдается четкая взаимосвязь, последовательный переход  из одного раздела учебника к другому. Причем хорошо прослеживается постепенное  усложнение материала. Изучение каждой новой темы требует привлечение  знаний из предыдущих разделов, т.е. идёт постоянная наработка навыков, вырабатываются географические знания.
Следует отметить, что структура учебников  отвечает структуре учебных программ. Наблюдается чёткая взаимосвязь, сходство основных разделов, тексты учебников  соответствуют требованиям программ.
В учебниках  основные важные фразы, определения  выделены синим цветом, что сразу  обращает и концентрирует внимание учеников. Текст поделён на пункты, в каждом из них курсивным шрифтом  выделены термины.
В материалах текста «Начального курса географии» в 6 и 7 классах преобладают описания, так как эти учебники рассчитаны для детей 11-13 лет, к тому же основная цель этого курса заложить основы географических знаний. В последующих курсах возрастает роль причинно-следственных связей, так как у учеников начинает преобладать логическое мышление.
Принцип наглядности является одной из важнейших  характеристик современных учебников  географии, т.к. он усиливает визуальное запоминание учебного материала, облегчает  его понимание. И потому положительной  чертой учебников является наличие  на их страницах большого количества иллюстративного материала в  цветном исполнении. Иллюстрации  имеют непосредственную связь с  текстом учебников. Иллюстративный материал имеет разнообразный вид и форму: различные по содержанию карты в тексте, на форзаце, диаграммы и графики, схемы и таблицы, рисунки и фотографии, простые и сложные профили, орографические схемы.
В основном преобладают иллюстрации фотографического и картографического типа, однако встречается много рисунков, схем. Иллюстрации не только конкретизируют текст, но являются и самостоятельным источником знаний. В учебниках вниманию учащихся представлены почти полные перечни географических терминов.
В начальном  курсе географии, в отличие от последующих курсов, отсутствует  аппарат ориентировки (вступительная  статья, где даются пояснения, советы, инструкции по работе с учебником). Но в учебнике даны приложения –  задания для работы на местности. Они даны для более глубокого  понимания курса. Их цель – научить  учащихся наблюдать за географическими  объектами и явлениями природы, объяснять их особенности, делать записи в дневники, зарисовки, выполнять  измерительные работы.
Учебники  имеют развивающую и познавательную направленность. Они позволяют расширить  кругозор учащихся, их знания, интересы.
 


II. Организация работы с учебником географии
 
« В массе своей учитель  учит так, как ему подсказывает учебник».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.