На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Жизнь после жизни

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки
Благовещенский Государственный  Педагогический Университет
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат по философии на тему:
Жизнь после жизни
 
 
 
 
                                                                           Выполнила: студентка 2 курса
                                                                  историко-филологического 
                                        факультета
                                                                   Марченко Елена Сергеевна
                                                                            Проверил: Чупров Александр
                                          Степанович
 
Благовещенск 2010
Содержание:
Введение…………………………………………………………….3
Мифологические представления о «жизни после жизни»……....4
Кельтская мифология………………………………………………6
Шаманские и римские мифы……………………………………....7
Мифы русского народа…………………………………………....8
Научное представление о «жизни после жизни»……………….11
Литературный взгляд на загробную  жизнь…………………….13
Общие сведения о «жизни после жизни»………………………..16
Список литературы………………………………………………..18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Посмертная жизнь представляет величайший интерес для всех, и  не столько потому, что каждый из нас должен неизбежно умереть  в своё время, сколько потому, что  всем нам, за исключением разве самых  молодых, приходилось хоронить дорогих  для нас людей. В виду этого, все сведения, касающиеся посмертной жизни, должны несомненно интересовать каждого человека. Первая мысль должна сводиться к вопросу: могут ли вообще быть верные сведения относительно посмертного существования?
Существует много теорий, выработанных различными религиозными системами, а между тем, даже самые  правоверные последователи этих религий едва ли верят в них, ибо  большинство из них и до сих пор говорят о смерти как о чем-то "ужасном" и видят в ней какую-то страшную тайну.
На что похожа смерть? Этот вопрос человечество задает себе с момента своего возникновения. С некоторой долей осторожности можно сказать, что эта тема вызывает, пожалуй, наиболее серьезное отношение у всех людей независимо от их эмоционального типа или принадлежности к той или иной социальной группе.
Однако, несмотря на этот интерес, несомненно и то, что для большинства  из нас очень трудно говорить о  смерти. Это объясняется, по крайней  мере, двумя причинами. Одна из них  в основном психологического или  культурного характера. Сама тема о  смерти - табу. Мы подсознательно чувствуем, что сталкиваясь со смертью в какой-либо форме, даже косвенно, мы неизбежно встаем перед перспективой нашей собственной смерти, картина нашей смерти как бы приближается к нам и делается более реальной и мыслимой.
Разговор о смерти с  психологической точки зрения может  рассматриваться как косвенное  приближение к смерти, только на другом уровне. Несомненно, что многие люди воспринимают любые разговоры  о смерти как нечто такое, что  в их сознании вызывает настолько реальный образ смерти, что они начинают ощущать близость собственной кончины. Чтобы уберечь себя от такой психологической травмы, они решают просто избегать таких разговоров, насколько это возможно.
Другая причина, из-за которой  трудно разговаривать о смерти, несколько  сложнее, поскольку коренится в  самой природе нашего языка. В  основном, слова, составляющие человеческий язык, относятся к вещам, знание о  которых мы получаем благодаря нашим  физическим ощущениям, в то время  как смерть есть нечто такое, что  лежит за пределами нашего сознательного опыта, потому что большинство из нас никогда не переживали ее.
Исходя из этого страха, человек пытается объяснить смерть, как переходную форму души из одного состояния в другое. Сама тема бессмертия всегда вызывает интерес. Поиски Философского камня и Нектара бессмертия затмевали умы многих ученых и мыслителей на протяжении всей истории.
Мифологические  представления о «жизни после  жизни»
Верхний и нижний миры. В мифологической модели мира одно из основных противопоставлений (наряду с правым и левым, мужским и женским, днем и ночью, добром и злом и т. д.), соотносящееся с основными элементами (стихиями) мироздания.
Нижний земной мир людей  противопоставлен небесному миру богов  и духов и, уже как верхний мир - преисподней, загробному миру, а также водной стихии, первичному океану, на котором покоится земля. Так, в мифах айнов божества называются памуй («тот, кто покрывает»), земля - Канна Мосири («верхний мир»), под ней, связанная с водной стихией преисподняя Тейне - Покла Мосири. Для космогонических мифов характерны мотивы поднятия неба над землей или земли со дна первичного океана. Перемещения из верхнего мира в нижний и наоборот составляют основу многочисленных мифологических мотивов: боги (культурные герои) спускаются на землю по мировому древу.
Инверсия свойств верхнего, небесного или земного мира отмечает принадлежность к нижнему, враждебному  людям и богам среднее распространенное представление о загробном мире, в котором мертвецы ходят вверх  ногами (так же в африканских поверьях перемещаются колдуны).
С неба в преисподнюю были низвергнуты, согласно библейской традиции, бесы во главе с Сатаной (таково происхождение  и нечистой силы на земле). Соответственно в эсхатологических мифах демоны и мертвецы преисподней восстают против небес и мира людей, в день гибели мира верх и низ меняются местами. Переворачивание отношений  верха и низа, связанное с мифологизированными  персонажами типа карнавала или  масленицы, ритуальное моделирование  хаоса, карнавальных (ряженых) образов  смерти, злых духов и т. п. призвано было во время календарных праздников способствовать упрочению космического порядка.
Загробный мир. В архаических традициях (у австралийцев, бушменов, папуасов) помещался в кустарниках, в устье рек и т. п.. Умершие могли продолжать жизнь охотников, превращаться в зверей и птиц, в виде духов возвращаться к стоянкам сородичей.
В традициях с развитой космологией отделен от земли  живых, отождествлен с подземным  миром, преисподней, в горизонтальной проекции модели мира располагался за преградами, которые необходимо было преодолеть умершему во время загробного путешествия. Отсюда представления  о необходимости транспортных средств, о проводниках душ, шаманах, указующих  путь в Загробный мир. Согласно литовской традиции, покойнику нужны были звериные когти, чтобы преодолеть гору на пути в 3агробный мир: сорвавшегося пожирал дракон Визунас.
По другим представлениям умершие должны были перейти мост. Вход охраняло чудовище или хозяин 3агробного мира: они пропускали лишь выполнявших ритуалы (погребенных  по правилу), откупившихся или заплативших за вход. Не попавшие в Загробный мир погибали окончательно, или становились злыми духами, вампирами.
Жизнь в 3агробном мире могла  повторять земную, часто в инверсии: когда на земле день, в Загробном мире - ночь, пища мертвых смертельна для живых . В других традициях души (тени) вели безрадостное существование или, напротив, обитали в стране изобилия - египетские поля иару. Судьбы умерших зависели от их статуса, способа смерти.
Дуализм небесного мира богов  и преисподней злых духов послужил основой для позднейших представлений  о рае и аде в христианской, мусульманской, иранской, индуистской  мифологиях, связанных с идеей  загробного воздаяния, в частности, загробного суда. Осирис, Яма, иранские Митра, Рашну и Сраоша, китайские Бао-гун, Циньгуан-ван судят умерших по их добрым и злым делам, взвешивая их на весах. Мифы о Сизифе, Тантале дают примеры эпизодического загробного воздания в аиде. В христианской и других мировых религиях райское блаженство и адские муки ждут праведников и грешников после смерти и продлятся вечно после Страшного суда.
С мифами о Загробном мире связан мотив поисков бессмертия: попытки воскресить Энкиду, вернуть Эвридику остаются безуспешными, вместе с тем для шаманских мифов характерны представления о возвращении душ шаманами с того света. Спасения от мук Загробного мира и посмертного блаженства ожидали участники мистерий Диониса других умирающих и воскресающих богов . В христианской мифологии «попрание смерти» и избавление праведников от ада происходит во время сошествия в ад Иисуса Христа.
Смерть. Мифологизированный акт жизненного цикла. Широко распространены этиологические мифы о происхождении Смерти: в эпоху первотворения люди не умирали или возрождались подобно луне (в мифах австралийцев), змее, сбросившей кожу (у народов Океании), но впоследствии утеряли эту способность.
С этиологическими мифами о Смерти у африканских народов  связан мотив ложной вести: демиург  обещает людям бессмертие, но вестник  по ошибке или злому умыслу говорит, что люди будут умирать. Лишение бессмертия может быть связано с нарушением табу, преступлением (убийство  Каином Авеля ).
В ряде традиций первый смертный - первочеловек: от Гайомарта происходит первая пара смертных; Яма в ведийской мифологии становится царем мертвых и загробного мира.
Поиски бессмертия людьми обречены на неудачу; оно доступно лишь богам, обладающим напитком бессмертия. Достижение подлинного бессмертия возможно лишь в загробном мире.
Божеством Смерти во многих традициях является хтоническая богиня - хозяйка преисподней и ее демонов, болезней, тьмы: скандинавская Хель, шумеро-аккадская Эрешкигаль.
Мужское божество - воплощение (олицетворение) Смерти -- самодийский Тодоте, ацтекский Миктланте-кутли, Киямат у марийцев -- наделялись в основном способностью лишить человека жизни .
С представлениями о Смерти связаны многочисленные злые духи, прежде всего, вредоносные мертвецы, причиняющие Смерть: слав, навь, тюркский убыр, мимёнгви у корейцев. В мировом фольклоре распространен мотив заключения Смерти хитрецом в сосуд, мешок; пока Смерть не освободилась, люди не умирали.
 Кельтская  мифология
Наследие Кельтской мифологии  сохранилось и в литературных памятниках собственно эпического и  волшебного характера, прежде всего  в соответствующих ирландских сагах.  Известен культ пяти священных деревьев Ирландии, часто называвшихся «дерево мира». Аналог мирового древа - центральный столб дома Да Дерга, представляющем собой, очевидно, ритуальную картину мира. С мировым древом связан мотив источника, встречающийся в ряде традиций, главным образом ирландской. По одной из них, источник, вытекающий из Сид Нехтан и дающий начало реке Бойн (одной из главных рек Ирландии), относится к потустороннему миру и заключает в себе божественную мудрость. Стихия воды, воплощенная в источниках, оценивалась безусловно положительно (отчетливей всего это выражено в предании об источнике бога-врачевателя - Диан Кехта, возвращавшего жизнь мертвым и исцелявшего раненых), тогда как стихия окружающего океана (особенно в восточном, северном и северо-западном направлениях) представлялась враждебной, связанной с демоническим началом. Среди океана традиционно помещался и потусторонний мир в разных своих ипостасях.
Ядро ирландского эпического повествования "Похищение быка из Куальнге" составляет поединок быков  Финдбеннах и Донн Куальнге. Победив  своего противника, Донн Куальнге разбрасывает остатки его тела по всей Ирландии, давая различным местам имена  и названия. Оба персонажа приняли  облик быков, лишь пройдя серию чудесных превращений (в ястреба, коршуна, водяных животных и т.д.), первоначально же они были свинопасами у двух владык потустороннего мира. Божественный свинопас, пастух, покровитель животных, асоциируемый с потусторонним миром, один из центральных и распространенных у всех кельтов персонажей. Среди других особо почитавшихся животных - кабан, свинья. Это животное тоже тесно связано с потусторонним миром (изобилие свинины - непременная принадлежность пиршественной залы его владыки). Один из распространенных мотивов островной Кельтской мифологии - охота на кабана, приводящего своих преследователей в потусторонний мир. Образ Дагда вобрал наиболее типичные представления кельтов о всемогущем божестве потустороннего мира, хозяине котла изобилия. Изображался великаном с могучей палицей, которую иногда везли за ним на повозке. Нередко наделялся властью над природными явлениями и урожаем;
Шаманские и римские  мифы
Шаманы. Центральная фигура Шаманских мифов - шаман, осуществляющий посредничество между людьми и духами. В его распоряжении находятся особые духи - помощники, нередко в образе птиц, рыб или наземных животных, символов различных сфер мироздания. Шаманским космологиям свойственно трехчленное деление мироздания на верхний, средний и нижний миры, каждый из которых подразделяется на несколько ярусов. Эти миры соединены мировым древом или космической рекой: ее исток соответствует верхнему миру, а устье - нижнему, находящемуся на севере.
Положительное, светлое начало отождествляется с верхом, небом  и югом, а отрицательное, темное - с низом, миром мертвых и севером. Верхний мир населен добрыми духами и божествами (часто во главе с верховным божеством), подземный мир - вредоносными, а также душами умерших, средний мир - людьми и духами - хозяевами.
Римляне. Римляне в древнейшее время не имели таких вполне определенных представлений о загробной жизни, какие имели греки. Представления о царстве Диса (Dis pater), или Плутона (Аида), и жены его Прозерпины (Персефоны) принесены были в Рим из Греции. В древнейшее время римлянин верил, что жизнь у умирающего отнимает богиня смерти Морс, бог Цекул закрывает ему глаза, а душу из тела исторгает бог Видуус. Умершего в могиле принимают боги Анны (di manes). Этим богам приносили жертвы во время похорон на могиле. Своих умерших предков римлянин чтил, как богов (di parentum), хранящих вместе с пенатами и ларами его дом, и совершал в честь них празднества в феврале. Танатос (Танат) - бог смерти. В отличие от брата Гипноса, приносил смертным жестокий и вечный сон - смерть. Изображался с громадными черными крыльями, с мечом в руках и в черном плаще. Танат прилетал к ложу умирающего и мечом срезал прядь волос с его головы, чтобы исторгнуть душу.
Мифы русского народа
Душа. У славян, как и у всех других народов, уже в языческие времена существовало понятие души - некой субстанции, которая находится внутри человека и обеспечивает ему жизнь. Души еще не родившихся людей хранятся у Бога, но где именно не известно. Душу в человека вкладывает Бог еще в утробе матери, и сразу после этого ребенок начинает шевелиться в материнском теле. Древние славяне представляли душу как самостоятельно живое существо, которое, по разным взглядам, находится у человека в сердце, в груди, в области живота, в печени, в крови, в горле, под правой мышкой. В течение жизни душа питается паром от пищи, которую ест человек. Когда душа навсегда покидает тело, человек умирает. Тело истлевает в земле, а душа, будучи бессмертной, переселяется в загробный мир. Сама смерть воспринимается как расставание души с телом, о чем повествует русский духовный стих:
Как душа с телом  расставалася,
Расставалася, не простиралася,
Не простиралася, воротилася:
«Ты прости-прощай, тело белое.
Как тебе, земле, во землю идти,
А как вам, костям, во гробе  лежать,
А как мне, душе, мне ответ держать».
Путь  души на «тот» свет
Смерть человека - это  переход души из этого мира, где  она пребывала «в гостях», в иной мир - «домой», «на вечное житье». С  представлениями о гробе как  постоянном доме человека связаны многие обычаи: прорезать небольшое окошко на стороне головы покойника или  ставить в углу гроба иконку. В  гроб клали так же недоделанную работу при жизни - недоплетеный лапоть или  недовязанные носки - чтобы покойник мог докончить ее за гробом. По древним  представлениям, человек и за гробом продолжал вести свою обычную  жизнь, сохранял свои привычки. Период между смертью человека и тем  часом, когда его душа обретает новое  пристанище на «том» свете, длится сорок  дней и называется переходом. Все  сорок дней она не принадлежит  ни «тому», ни этому свету.
Согласно древним верованиям, существовавшим у других народов, загробный  мир отделен от человеческого  водной преградой - рекой или морем. Позднее, под влиянием книжной традиции, древние языческие представления  о воде перешли в представление  об огненной реке. Она обтекает землю  со всех сторон, поэтому избежать ее нет никакой возможности ни праведным, ни грешным. Во многих восточнославянских поверьях души перевозит через реку в загробный мир святой Николай. Об этом рассказывается в Украинской легенде.
Сидит Господь Бог со святыми  за обеденным столом, а св. Николая  нет. Наконец является и он.
- Почему ты опоздал  к обеду? - спрашивает Господь. 
- Был я на морях,  на перевозе - перевез семьсот  душ, - отвечает Николай. 
Если по одним представлениям, огненная река отделяет мир мертвых  от мира живых, то по другим, более поздним, она разделяет рай и ад. В  русском духовном стихе, описывающим  наступление конца света говорится:
Тогда грешные  со праведными будут разлучаться:
Праведные души будут  взяты на восточную сторону,
А грешные души будут взяты на западную сторону.
Между из протечет Сион-река огненная.
В языческие времена верили в еще один, кроме переправы  путь через реку, путь на «тот» свет - дерево. Дерево считалось временным  пристанищем души - до погребения тела. Птица, сидящая на вершине дерева, представлялась душой, направляющейся на небо. Кое-где даже вешали на могильные  деревья веревки, чтобы помочь душе взойти на небо.
Что же происходит после  похорон? Чаще всего верили, что после  погребения и до сорокового дня душа ходит по мытарствам (мукам), после  чего является к Богу на суд, где  и решают, куда ее поместить - в рай  или в ад. В это время душу водят по разным глубоким оврагам, пропастям, горам. Истязая ее и показывая  ей ее прегрешения и дурные дела. Часто мытарства души представляют как восхождение по лестнице из девяти, двенадцати или сорока ступеней. На девятый день после смерти душу ведут  к Богу на поклон и показывают ей рай, по которому она ходит до двадцатого дня. На двадцатый день она снова  является на поклон к Богу, и ее ведут  показывать ад, по которому она странствует  до сорокового дня - дня Божьего суда над душой, на котором Он решает, куда ее направить - в рай или ад. Новую душу на «том» свете встречают  ранее умершие родственники и  соседи. Иногда умершие родственники и друзья приходят прямо к постели  умирающего, и он видит их рядом  с собой. Вот как об этом говорится  в полесской быличке:
У меня за рекой тетушка  была. Много у нее было братьев  похоронено, да племянник схоронен тоже был. Пришли мы к ней. Она давно  не вставала на ноги, а тут встала, чашку чая выпила: «Нехорошо, - говорит, - вокруг меня братья стоят, говорят: «Дунюшка, одевайся, пойдем с нами»». Поутру и  померла.
Где пребывает душа умершего человека: в загробном мире или  в своей могиле, представляли себе по-разному. В одних местах верили, что душа улетает на «тот» свет, а в могиле остается лишь тленное  тело; в других души умерших обитают  в могилах.
Как устроен загробный мир.  Мир мертвых и мир живых в народном сознании имеют свои постоянные признаки. Это не просто два разных мира - они противоположны друг другу, как противоположны жизнь и смерть, свет и тьма, день и ночь, космос и хаос, белое и черное, правое и левое. Мир живых- это мир порядка. В нем есть время и календарь. В потустороннем мире нет ни времени, ни календаря, ни света, ни жизни. Там царит полная тишина - не слышно ни лая собак, крика петухов, людских голосов, звона колоколов. Народные поверья сохранили два типа представлений об «устройстве» потустороннего мира: древние, языческие и более поздние, христианские. Согласно первым, мир делится на две части - мир живых и мир мертвых, не разделенный на рай и ад, то есть обиталище душ и праведных, и грешных.
Христианская церковь  строго осуждает самоубийц и лишает их надлежащего погребения, поскольку  они по своей воле лишили себя дарованной Богом жизни. Но церковь справедливо  не считает виноватым того, кто  погиб в результате несчастного  случая. С точки зрения язычника, смерть в результате самоубийства и  смерть в результате несчастного  случая - это одинаково «неправильная» смерть, потому что и в том, и  в другом случае человек не прожил положенный ему срок жизни, а значит, не может перейти в иной мир  и становится «заложным» покойником, опасным для живых.
Древнейшие славянские представления о потустороннем мире сохранились в поверьях об Ирии - мифической подземной или заморской стране, куда улетают души умерших. Путь туда лежит через воду, в частности, через омут, водоворот. Осенью в Ирий улетают птицы, насекомые и уползают змеи, а весной возвращаются оттуда. Ключи от Ирия хранятся у кукушки, поэтому она первая туда улетает и последняя из птиц возвращается весной, она же несет на своих крыльях уставших птиц. Украинцы различали птичий и змеиный Ирий. Птичий Ирий находится где-то на теплых водах, а змеиный - «в Русской земле». Змеиный Ирий - это большая яма, находящаяся в лесу, где они зимуют, переплетясь в один большой клубок. Верили, что осенью журавли уносят в Ирий грешные души, а весной приносят оттуда души детей, которые будут рождаться весной и летом.
О том, где находится «тот»  свет, также существуют разные представления. По одним поверьям, он располагается на земле (чаще всего - на ее краю) и отделяется от мира живых людей какими-либо естественными преградами - непроходимыми горами, глубокими оврагами или реками. По другим, вероятно более поздним, - рай находится на небе или на высокой горе, а ад под землей. Рай окружен забором, в котором имеются ворота. По одним верованиям, на «тот» свет нужно лезть по крутой и неприступной стеклянной и гладкой, как яйцо, горе. Проще это бывает сделать тому, кто при жизни не выбрасывал остриженные ногти, а складывал их в специальный мешочек - после смерти сохраненные ногти прирастут, и человек без особо труда одолеет гору.
Вход в загробный мир  охраняет Змей. По представлению старообрядцев, в конце света у врат рая  встанут апостолы Петр и Павел  и будут пропускать туда безгрешных людей, а у врат ада ляжет змея, и по ее жалу грешники будут спускаться в ад. Каким мучениям подвергнется душа зависит от того греха, за который она осуждена: того, кто при жизни ябедничал, в аду подвешивают за язык; кто продавал разбавленное молоко, заставляют отделять молоко от воды; тем, кто играл в карты, черти вбивают в ладони иглы; перед тем, кто воровал мясо, лежат куски червивого мяса; пьяницу же черти таскают по гвоздям. Особые мучения предназначены убийцам, самоубийцам, женщинам, убивающих своих детей, и ведьмам, отнимающим молоко у чужих коров.
 Научные представления «жизни после жизни»
Восемь доказательств  существования души и ее бессмертия
1-е доказательство. Тело подвержено постоянным изменениям во всех своих частях. В теле человека, достигшего двадцати лет, не существует уже ни одной из тех частиц, какие составляли его 20 лет назад. Но, несмотря на это, душа сохраняет свою личность, т. е. знает, что она та же, как была за двадцать лет назад. Если же душа остается даже в то время, когда тело изменяется совершенно, то из этого следует, что душа есть существо отличное от тела, что она не материальна, и продолжает существование, несмотря на совершенное изменение, происшедшее в теле, с которым она соединена. После смерти разложение тела более быстрое, до смерти оно медленнее, постепеннее, незаметнее; но для души это одно и то же, то есть душа существует и без тела, с которым она была соединена прежде.
2-е доказательство. Если бы материя одарена была способностью мыслить, то всякая частица материи должна бы мыслить, и мы чувствовали бы, что в нас столько мыслящих существ, сколько в нашем теле частиц материи. Мы, однако же, чувствуем совсем противное; мы чувствуем, что мыслящее начало в нас всегда одно и тоже. С возрастом и увеличением тела человек не приобретает более мыслящих способностей.
3-е доказательство. Мысль не может быть произведена никаким искусством человеческим. Пусть устраивают, приготовляют, слагают вещества в тысячи различных форм - никогда не вспыхнет ни одна искра мысли, не вспыхнет, хотя бы мы исчерпали всевозможные смешения материи и подвергали ее всем законам химии, физики и механики.
4-е доказательство. Всякая материя занимает пространство; а мы чувствуем, что начало мыслящее в нас не имеет пространства; Единство и разнообразие мыслей, поражающих душу, свидетельствуют, что она не имеет протяжения, и, следовательно, не есть материя. Если бы душа была материя, то каждое ощущение или поражало бы всю душу или одну только часть этой души. Если бы оно поражало всю душу, тогда было бы нечто в роде единства, но единства неясного, и не было бы разнообразия. Если бы каждое ощущение поражало одну известную часть души, то было бы разнообразие, но не единство.
5-е доказательство. Если бы душа была материальна, то можно было бы действовать на нее и заставить желать того, что она не желает, точно так же, как можно принудить руку человека сделать известное движение. А между тем ни один тиран не может восторжествовать над волей доброго человека и заставить его посредством самых страшных мучений совершить преступление. Если бы душа была материальна, как тело, то деспот покорил бы и изнурил душу, как покоряют и изнуряют тело. Воля не может быть разбита, как материя.
6-е доказательство. Однако доказательство каждодневного опыта может служить к утверждению того, что душа невещественна; это - борьба души против тела, чувственности, страстей. Когда сильные страсти волнуют нас, когда сильные движения чувственности и плоти влекут ко злу, душа умеряет их, побеждает. Следовательно, она имеет совершенно отличную природу. Представьте себе человека, которого наклонности влекут ко всем излишествам и который, однако, с помощью благодати божественной, есть образец благоразумия, и вы согласитесь, что внешние предметы материи не имеют над ним власти непреодолимой, а это было бы неизбежно, если бы душа не отличалась от материи.
7-е доказательство. Если бы все было материально в нас, то чувства были бы почти одинаковы у всех людей, по причине телесного сходства их. При виде картины, при слушании пения, при известии о несчастии, люди испытывали бы одинаковые чувства восторга или удовольствия, или грусти, как они испытывают одинаковые физические ощущения, когда огонь жжет их, когда камень падает и ранит их.
8-е доказательство. Из вещественности души вытекало бы еще то, что суждение, размышление, совесть, понятие не служили бы ни чему в человеке; ощущение составляло бы все. А мы, однако, знаем, что размышление часто уничтожало опасное действие чувственности, что совесть часто порицает дело, к которому влечет человека чувственность, что ради долга и добродетели он удерживает себя от этого чувствования. Это было бы невозможно, если бы душа была материальна, как тело.
Литературный  взгляд на загробную жизнь
Немалый интерес к загробному миру проявляли поэты и писатели. Так, например, Данте в своей «Божественной  комедии» описал своё путешествие по Аду, Раю и Чистилищу. Здесь он отразил средневековые представления  об этих мирах, времени и вечности, грехе и наказании. В загробном  мире Данте видит разнообразные  состояния душ после смерти, в соответствии с воздаянием, определённым Господом. Вот краткое изложение его «путешествия»:
Ад
На полдороге жизни  Данте  заблудился в дремучем лесу. Страшно, кругом дикие звери. И тут  является призрак, оказавшийся тенью  любимого поэта Вергилия.  Он обещает  увести поэта отсюда в странствия по загробному миру, с тем, чтобы  тот увидел Ад, Чистилище и Рай.  Поэт оробел и заколебался.
Над входом в Ад надпись, отнимающая всякую надежду у входящих.  Здесь, прямо за входом, стонут жалкие души не творивших при жизни ни добра, ни зла. Далее река Ахерон.  Через нее свирепый Харон перевозит  на лодке мертвецов.  Поплыли. Издали слышен грохот, дует ветер, сверкнуло  пламя. Поэт лишился чувств…
Первый круг Ада — Лимб. Тут томятся души некрещеных младенцев  и славных язычников — воителей, мудрецов, поэтов. Они не мучаются, а  лишь скорбят, что им, как нехристианам, нет места в Раю.
У спуска во второй круг подземного царства демон Минос определяет, какого грешника в какое место  Ада надлежит низвергнуть. Тут они  увидели уносимые адским вихрем души сладострастников (Клеопатра, Елена  Прекрасная и др.).
В круге третьем свирепствует звероподобный пес Цербер.  Здесь  валяются в грязи, под тяжелым  ливнем, души грешивших обжорством.
Демон, охраняющий четвертый  круг, где казнят расточителей и  скупцов (среди последних много  духовных лиц — папы, кардиналы), — Плутос.  Из четвертого спустились в пятый круг, где мучаются гневные  и ленивые, погрязшие в болотах  Стигийской низины.
Близ спуска из шестого  круга в седьмой, над могилой  паны-еретика Анастасия, Вергилий объяснил Данте  устройство оставшихся трех кругов Ада, сужающихся книзу (к центру земли), и какие грехи в каком  поясе какого круга караются.
Седьмой круг сжат горами и  охраняем демоном - полубыком Минотавром. Здесь -  души самоубийц. Их клюют  адские птицы Гарпии, топчут мимо бегущие 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.