На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Техническая подготовка юных футболистов 12 лет с учетом игрового амплуа

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):










КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
   ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
 
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
 СПОРТА И СЕРВИСА
 
 Кафедра  теории  и                                Специализация - Теория
 методики футбола и                               и  методика избранного      
 регби                                                      вида спорта (футбол)
 
 
 
                 
 
 
ТЕХНИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 12 ЛЕТ
 С УЧЕТОМ ИГРОВОГО АМПЛУА
 
 
             Выпускная квалификационная работа специалиста
 
 
 
 
                                                                   
Научный  руководитель:
               заведующий кафедрой теории
и методики  футбола и регби,
                                                         доктор педагогических наук
                                                         профессор А.П. Золотарев
 
 
 
 
    Краснодар 2012
 
 
СОДЕРЖАНИЕ                       стр.
 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
Глава 1. ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА …..…………………….......................................................6
      Методические основы тренировочной работы  в детско-юношеском футболе……………………………………………...6
  1.2. Анатомо-физиологические особенности  юных футболистов….14
  1.3. Методологические основы проблемы  учета индивидуальных 
 особенностей  спортсменов в процессе подготовки..…………24 Резюме……………………………………………….......................30
 
Глава 2. МЕТОДЫ  И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ….........33
   2.1. Методы  исследования…………………………………………. ...33
   2.2. Организация исследования……………………………………....36
   2.3.  Характеристика  обследуемых…………………………………..36
 
Глава 3. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ  ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ  ФУТБОЛЕ (по результатам анкетного опроса  тренеров)…………………………...........................................................37
 
Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ   ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ  ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ  ПО ИГРОВЫМ АМПЛУА.....................................................……………..43              
  4.1. Динамика показателей координационных способностей  в
 технике  владения  мячом в педагогическом      эксперименте……………………………………………......................... 43
  4.2. Динамика показателей соревновательной деятельности…………45
 
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….50
 
ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………51
 
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….52
 
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………58
 
 
 
                                        
     ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность. Развитие современного профессионального футбола предъявляет всевозрастающие требования к уровню технической подготовленности игроков всех без исключения амплуа (А.П. Золотарев, 2009, 2011). Как продемонстрировала этот тезис игра ведущих сборных команд на последнем чемпионате мира в ЮАР 2010 года, такому положению способствует интенсификация двигательной активности, когда технические действия с мячом происходят, в большинстве случаев, в условиях лимита времени и пространства, а также жестких единоборств с соперником (А.В. Лексаков, 2011).
Данное положение необходимо учитывать  при подготовке спортивного резерва  для профессионального футбола. Как считают специалисты, действующая программно-нормативная база многолетней подготовки юных футболистов существенно устарела (В.Л. Мутко, 2007; М.А. Годик с соавт., 2009). Вместе с тем, характер развития спорта на современном этапе диктует внедрение в практику все новых и новых методологических подходов, повышающих эффективность учебно-тренировочного процесса (А. П. Золотарев, А.В. Лексаков, С.А. Российский, 2009). В то же время  существует ряд методических принципов, недостаточно используемых в футболе. Одним из таких является педагогический принцип индивидуализации, который по ряду объективных и субъективных причин не достаточно используется, хотя имеется концепция индивидуализации учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх (М. М. Шестаков, 1992).   Однако данная  концепция разработана применительно к спортсменам высокой  квалификации и не все ее принципы могут быть использованы в многолетней подготовке юных спортсменов, в частности в футболе.
Согласно программным нормативам, 11-летний возраст является первым этапом начальной спортивной   специализации по игровому амплуа в многолетней подготовке   юных футболистов, в связи с чем представляется актуальным изучение проблемы, начиная с этого возраста.
Объект исследования – техническая подготовка  и соревновательная деятельность (СД)  юных  футболистов.
Предмет исследования – методические  аспекты индивидуализации технической подготовки юных  футболистов 12 лет с учетом особенностей соревновательной деятельности на основе построения тренировки по принципу интегральной подготовки.
Цель исследования - установить закономерности  влияния индивидуализации  технической подготовки, дифференцированной на основе  учета возрастных особенностей СД, на становление спортивного мастерства юных футболистов.
Гипотеза. Научная концепция индивидуализации подготовки высококвалифицированных футболистов (М.М. Шестаков)  предусматривает множество дифференциальных  параметров, основными из которых являются ведущие показатели технико-тактических действий (ТТД) в соревновательной деятельности (объем, эффективность, разносторонность). Мы предположили, что построение индивидуализации учебно-тренировочного процесса юных  футболистов разных игровых амплуа на этапе начальной специализации на основе учета этих показателей, а также показателей, характеризующих технику владения  мячом в  сложнокоординационных  двигательных  действиях, специфичных  для  футбола, с подбором специализированных средств по принципу интегральной подготовки позволит существенно повысить уровень технической подготовленности  и,  как следствие, соревновательной деятельности.
Задачи   исследования:
1. Выявить  мнение  специалистов  футбола по отдельным  аспектам  индивидуализации  учебно-тренировочного  процесса на этапах подготовки  юных  футболистов.
2. Экспериментально обосновать  эффективность индивидуализации тренировки юных  футболистов 12 лет по игровым амплуа на основе повышения уровня специфических проявлений  координационных  способностей  (в  условиях скоростных передвижений).
3. Определить  влияние индивидуализации  технической подготовки, построенной  по принципу  интегральной, на  основные параметры соревновательной  деятельности.
Практическая значимость. Полученные результаты позволяют дифференцировать учебно-тренировочный процесс юных футболистов в плане индивидуализации  технической подготовки, существенно повысить уровень специфических координирующих способностей, эффективности и разносторонности технических действий с мячом в условиях соревновательной деятельности. При этом применяемая методика не оказывает негативного воздействия на физическую подготовленность  спортсменов.
Структура и объем работы. Работа состоит  из  введения, четырех глав, выводов, библиографии и приложения. Общий  объем работы  - 61 страница текста, иллюстрированного  4 таблицами и 6 рисунками. Приложение  содержит  образец  анкеты, используемой при опросе тренеров и  бланка регистрации разносторонности  техники  игры, акт  внедрения. Библиографический указатель включает в себя 59 литературных источников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ  И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
 
1.1. Методические основы тренировочной работы  в детско-юношеском футболе
 
Общепринятым  считается, что в детско-юношеском футболе многолетний тренировочный процесс состоит из нескольких этапов, которые имеют определенную последовательность (М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, 1999, 2010; А.А. Кузнецов, 2007):
    - начальная спортивная подготовка;
- начальная специализация;
- углубленная тренировка;
- спортивное совершенствование.
На первом этапе средства подготовки должны охватывать самый широкий круг упражнений и игр. Подготовка исключает специфическое воздействие на одно из многих необходимых качеств.
На втором и  третьем этапах обучения происходит формирование футбольных способностей и футбольного потенциала, с разучиванием и закреплением отдельных технических элементов и приемов. Футболисту необходимо приобрести и закрепить прочные навыки для решения технических и двигательных задач в игре. Задачи четвертого этапа - совершенствования - заключаются в обеспечении физическим потенциалом, приобретенным на базе технических и тактических навыков. Совершенствование всех качеств, которые были достигнуты на предыдущих этапах, а также реализация индивидуальных возможностей футболистов в игре (Г.В. Монаков, 2000, 2005).
Принципы  многолетней тренировки футболистов  во многом определяются возрастными  границами. Если условно обозначить вышеуказанные границы по годам, то это примерно будет выглядеть так: (А.А. Сучилин, А.П. Золотарев, М.М. Шестаков, 2005):
1.Начальная подготовка -   8-10 лет;
2.Начальная специализация -   11-12 лет;
3.Углубленная подготовка -   13-15 лет;
4.Спортивное совершенствование - 16-18 лет.
Указанная возрастная периодизация многолетней подготовки спортивного резерва в футболе  несколько условна и необходима, чтобы более четко увидеть разницу в планировании на разных этапах подготовки (М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, 2009).
Такой дифференцированный подход нужен, чтобы увидеть принципиальную разницу в поэтапном и годичном периодах подготовки. И, видимо, самое главное – представить качественное различие целей, чтобы стратегически правильно сориентироваться в многолетнем планировании.    
Известно, что  планирование является одним из основных элементов управления тренировочным  процессом. (В.Н. Платонов, 1997).
 Цель планирования - обеспечить должное формирование организма в многолетнем плане.
Планирование  тренировки определяется  (С.Н.  Голомазов, Б. Г. Чирва, 2004):
 1. Задачами, которые поставлены в годичном цикле.
 2. Закономерностями развития и становления спортивной формы.
 3. Периодизацией.
 4. Календарем спортивных соревнований.
Известно, что  тренировка  с юными футболистами проводится круглогодично и имеет циклический характер. Годовой цикл тренировки разбивается на три периода: подготовительный, соревновательный, переходный.
Данные о  построении учебно-тренировочного процесса футболистов различной квалификации показывает, что периоды годичного цикла тренировки имеют разную продолжительность по времени (Ю.В. Кольвах, 2006).
 В зависимости  от возраста, подготовленности и календаря соревнований, длительность отдельных циклов уменьшается или увеличивается (Б.Г. Чирва, 2008).
Действующие учебные программы (1981, 1985, 1986, 2001) предписывают соблюдение следующей периодизации годичного цикла тренировки.
Подготовительный  период.  В этом периоде, как правило, восстанавливаются и совершенствуются технические и тактические навыки юных футболистов, в большом объеме осуществляется физическая и волевая подготовка. Этот период характерен большим объемом тренировки по сравнению с соревновательным периодом. Значительный объем нагрузки создает необходимые предпосылки для сдвигов во всех системах организма и двигательных навыках.
Подготовительный  период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный (М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, 2009).
На общеподготовительном этапе главное внимание уделяется повышению функциональных возможностей, разносторонней общефизической подготовке юных футболистов. Техническая и тактическая подготовка направлена на восстановление двигательных навыков и тактических умений, совершенствование их и освоение новых (М.А. Годик, 2007).
Большой объем на данном этапе отводится упражнениям, развивающим выносливость, силу, ловкость, гибкость и в меньшей степени упражнениям на развитие быстроты и упражнениям скоростно-силового характера.
С учетом методических рекомендаций (М.А. Годик, 2006; В.В. Варюшин, 2007 и др.),  вначале не рекомендуется проводить товарищеские игры, так как организм футболистов еще не готов к большим напряжениям, предъявляемым состязанием. Товарищеские игры рекомендуется проводить в конце этапа.
В аспекте  развития общей выносливости (аэробных возможностей) в начале этапа эффективны ежедневные занятия. Для этого рекомендуется (Н.М. Люкшинов, 2003) в конце второй тренировки (любой направленности) в течение 10-15 минут проводить малоинтенсивные кроссы (ЧСС - 140-150 уд/мин.).
Как известно, сочетание таких упражнений повышает аэробную производительность организма. Кроме того, аэробная нагрузка в конце тренировки ускоряет окисление молочной кислоты, наколенной в крови под воздействием предшествовавшей нагрузки. Начиная с середины этапа, рекомендуется проводить одно занятие для развития общей выносливости; его вполне достаточно для ее поддерживания. Для этого используют продолжительный бег в различных условиях (с установлением снежного покрова - бег на лыжах), с разной степенью интенсивности в режиме ЧСС не более 140-160 уд/мин. Это, в основном, непрерывный вид работы (равномерный, переменный методы тренировки) (В.Н. Шамардин, А.И. Шамардин, 2001).
Также в это  время значительно увеличивается  внимание к специально-физической подготовке, прежде всего, скоростно-силовой. В полном объеме выполняются упражнения в технике и тактике игры, шире применяются упражнения для развития быстроты и всех ее составляющих, развития специальной выносливости.
При этом следует  планировать  нагрузку аэробно-анаэробной направленности. ЧСС в пределах 150-175 уд/мин. Для этого применяются как неспецифические, так и специфические упражнения (Ю.В. Кольвах, 2006). Координационная сложность упражнений возрастает постепенно (А.П. Золотарев, 2000).
На специально-подготовительном этапе осуществляется непосредственная подготовка к соревнованиям. Принято считать, что  специальная физическая подготовка и, в частности, скоростно-силовая подготовка, работа над специальной выносливостью, занимает ведущее место в занятиях. При этом особое внимание уделяется адаптации двигательных навыков к усложненным игровым условиям (А.В. Лексаков, 2011).
На этом этапе  большое внимание необходимо уделить  адаптации двигательного аппарата (после участия в тренировках, контрольных играх в закрытом помещении) к условиям естественного грунта и одновременно подготовка к увеличению интенсивности тренировочных нагрузок.
При этом рекомендуется  несколько сократить  объем работы, но повысить ее интенсивность (М.А. Годик, 2006).
Изменяются  и методы тренировки, от равномерного и переменного к повторному и  интервальному. Широко ведется отработка  технических элементов и вариантов игры (Н.М. Люкшинов, 2003; А.А. Сучилин, 2005).
Соревновательный период.  Продолжительность соревновательного периода (6-8 месяцев) требует целенаправленного распределения задач, как в ходе сезона возрастающее утомление можно снять только посредством правильно сбалансированного планирования. Тренировка в этом периоде направлена на поддержание общей и начальной подготовленности.
При этом средства тренировки в технике и тактике игры преимущественно направлены  на повышение устойчивости и вариативности технических и тактических действий (А.П. Золотарев, 2009).
 В соревновательном периоде, в основном, планируются тренировочные  нагрузки  с  преимущественной  направленностью  на развитие аэробных и анаэробных возможностей  (В.И. Дубровский, 2005).
Еще А.П. Зеленцов и  В.В. Лобановский (1986) подчеркивали, что если у футболистов в этот период происходит снижение анаэробных возможностей, то трудно вести тренировочную работу по поддержанию должного уровня физической подготовленности. В этом случае планируются тренировочные нагрузки, направленные на повышение общей выносливости (М.А. Годик, 2006).
Переходный период.   Данный период необходим для снятия утомления, которое накопилось за соревновательный период, для восстановления функциональных и адаптационных возможностей организма  (М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, 2009).
При этом не рекомендуется прекращать активные занятия физическими упражнениями, что позволяет избежать резкого снижения спортивной формы. Объем нагрузки уменьшается. Рекомендуется переключиться на неспецифические средства тренировки (В.Г. Монаков, 2008).  Занятия другими видами спорта (теннис,  плавание, спортивные и подвижные игры и др.) способствуют сохранению работоспособности, при этом, двигательный аппарат вынужден  поднять различные движения, в которых участвуют пассивные его части,  а части, которые были заняты в специфически соревновательном виде, отдыхают.
Если говорить о подготовке юных футболистов, то необходимо учитывать следующее. Распределение объемов компонентов тренировки для различных возрастных  периодов подготовки юных футболистов в ДЮСШ выглядит следующим образом (М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, 2009; В.В. Варюшин, 2009).
Рекомендации действующих учебных  программ следующие. Возраст учащихся с 8 до 10 лет (этап начальной подготовки). Физической подготовке рекомендуется отводить 40-45 % от общего объема  материала практических занятий, технико-тактической подготовке - 55- 60%.
Возраст учащихся с 11 до 13 лет (этап начальной спортивной специализации). Физической подготовке - 35-40 %. Технико-тактической подготовке - 60-65 %. Проводить не менее 20-25 % занятий с индивидуальной направленностью подготовки учащихся.
Возраст учащихся с 14 до 15 лет (этап углубленной тренировки). Физической подготовке - 30-35 %. Технико-тактической подготовке - 65-70 %. Проводить не менее 30-40 % занятий с индивидуальной направленностью подготовки учащихся.
Возраст учащихся с 16 до 18 лет (этап спортивного совершенствования). Физической подготовке  - 20-25 %. Технико-тактической подготовке - 75-80 %. Проводить не менее 40-45 % занятий с индивидуальной направленностью подготовки учащихся.
Как отмечают специалисты (В.В. Лавриченко, 2011), в системе двухразовых тренировочных занятий в день существенное значение имеет направленность средств восстановления. Поэтому, для полного восстановления нужна схема, обеспечивающая восстановление с помощью соответствующих педагогических и медико-биологических средств.
Планирование  нагрузок и отдыха в рамках малых  циклов занимает в работе тренеров центральное место (Г.С. Лалаков, 1998).
Из всего  многообразия задач, стоящих при  планировании работы в микроциклах, следует выделить две главные (А.А. Сучилин, 1997, 2005):
1) определение  целесообразной величины и направленности отдельных тренировочных занятий;
2) рациональное распределение этих занятий в рамках цикла.
Методические  подходы при решении этих должны основываться на (В.Н. Шамардин, А.И. Шамардин, 2001, 2002):
1) характере протекания процессов  утомления и восстановления, вызванных воздействием нагрузок отдельных тренировочных занятий и их сочетаний;
2) роли данного микроцикла в  общей структуре этапа; 
 3) подготовленности   футболистов; 
4)   календаре   соревнований 
В специальной литературе отмечается, что физиологической  основой  рациональной  структуры  физической подготовки является фаза перераспределения функциональных резервов в оптимальной реализации в соревновательной деятельности. На основе результатов  обобщения практического опыта по изучению структуры  специальной  физической подготовки при определении ведущих физических качеств футболистов установлено, что на различные виды выносливости приходится 48%, а на скоростно-силовые качества, включающие плановую, дистанционную и взрывную силу 24,5% (И.Ю. Радчич и др., 2000).
Как видим, первостепенная роль при этом отводится выносливости. В процессе  футбольного матча футболисты многократно повторяют скоростные перемещения, силовые единоборства, технические приемы, поэтому  выполнение  двигательных  действий двигательных действий на протяжении игры без существенного снижения эффективности зависит от уровня выносливости, т. е. способности противостоять нарастающему утомлению,  при достаточно высокой  роли скоростно-силовой подготовленности. Большое значение в направлении скорости   и силовых качеств отводилось развитию силовых  возможностей  футболистов (Б.А. Вяткин, 2008).
В игре футболисты выполняют многократные рывки, остановки, с изменением направления, поэтому с учетом этих положений, особое  внимание уделялось фактору  устойчивости двигательных навыков  к сбивающим факторам (С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва, 2002).
В специальной литературе имеются  экспериментальные данные, которые приводят к предварительным выводам о рациональности использования вместо комплекса жестких структурных единиц в годичном цикле принципа полиморфизма (разнообразия) рабочего процесса спортсмена на основе блочно-модульных структур, допускающих  различные гибкие перестроения и вариантные сценарии (И.Ю. Радчич и др., 2000).
В связи с вышеизложенным выделяли следующие «кванты» (В.Н. Дыгин, 2005):
1. Этап - логически завершенный, продолжительный по времени период подготовки футболистов, призванный обеспечить кумулятивный тренировочный эффект, за счет которого решаются масштабные задачи учебно-тренировочного процесса, связанные как с выходом на пик спортивной формы так и с ее снижением до оптимального уровня и обусловленные в первую очередь календарем соревнований и сроками главных соревнований. Продолжительность этапа может составлять от 1 до 3 месяцев;
2. Блок - более короткая по сравнению с этапом относительно целостная по содержанию часть тренировочного процесса, решающая задачи, связанные с участием команды в текущих соревнованиях.  В зависимости от характера решаемых задач «блоки» могут быть развивающими (повышение возможностей отдельных функциональный систем организма, совершенствование компонентов технико-тактической подготовленности игрока и тактической подготовленности команды, атлетической подготовленности (скоростно-силовые + координационные способности игрока), синтезирующие (сопряжение возможностей, достигнутых отдельными спортсменами и командой в предыдущих блоках), поддерживающие, снижающее и др. Продолжительность блока - от 2 до 3 недель.
3. Модуль - серия тренировочных дней, направленная на решение какой-либо частной (промежуточной) задачи тренировочного процесса и обусловленная взаимодействием процессов утомления и восстановления в зависимости от чередования нагрузок. Продолжительность модуля составляет 3-7 дней;
4. Фрагмент - несколько тренировочных занятий, иногда дней, позволяющих при необходимости корректировать процесс решения задач, запланированных в модуле. Процесс корректировки модуля может быть связан с введением дополнительных тренировочных дней или занятий, изменением последовательности тренировочных занятий или их отменой (фрагменты в данном случае могут быть названы корректирующими и уточняющими). Выходной день или несколько выходных могут составлять отдельный фрагмент тренировочного процесса, так называемый, фрагмент отдыха);
5. Рабочий день - 2-3 занятия в день - тренировочных, тренировочно-соревновательных, комплексных, тематических, индивидуально-групповых, индивидуальных в сочетании с экспресс-диагностикой футболиста; рабочий день трактуется как вариабельный относительно самостоятельный рычаг регулирования состоянием игрока.
Следует отметить, что деятельность в футболе настолько многогранна, что одни недостатки, например, физической подготовленности, могут компенсироваться высоким технико-тактическим мастерством, психической устойчивостью и т.д. ( И.Н. Новокщенов, 2003).     Задача школ высшего спортивного мастерства - воспитание подготовленных юных футболистов с развитием всех сторон подготовленности: физической, технико-тактической, функциональной, психологической. Из среды таких школ высшего спортивного мастерства в дальнейшем вырастают и проявляются настоящие таланты, у которых при явном» уникальном преобладании одних качеств, другие, благодаря «школе», остаются на достаточно высоком уровне (А.В. Дубровский, 2004).
 
1.2. Анатомо-физиологические особенности юных футболистов
 
В теории детско-юношеского спорта подчеркивается, что одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей. Это позволяет правильно решать вопросы спортивного отбора и ориентации, выбора средств и методов тренировки, нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок, прогнозирования возможных достижений  (В.И. Жёлдак,  Н.В. Коротаева, 2004).
Как известно, каждый возрастной период имеет свои особенности в строении и функциях отдельных систем, которые изменяются в процессе спортивной деятельности (Е.К. Аганянц, 2001).
У юных спортсменов  развитие организма происходят неравномерно. Каждый возрастной этап - это своеобразный период со своими характеристиками особенностями, морфологическими и функциональными преобразованиями (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер, 2002).
В теории физического  воспитания принято выделять младший  школьный возраст (7-10 лет), средний или  подростковый школьный (11-15 лет), а также  старший или юношеский возраст (16-18 лет).
Для периода  младшего возраста характерно плавное  развитие функциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. В это время кости еще достаточно мягкие и легко поддаются искривлению, позвоночник отличается большой гибкостью, формируется шейная и грудная кривизна. Связочный аппарат обладает высокой эластичностью (М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, 2009).
У юных футболистов  мышцы развиваются неравномерно - вначале крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, позднее мелкие мышцы.
Причем прирост силы мышц верхних конечностей происходит быстрее, чем нижних (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер, 2002).
В возрасте от 11 до 15 лет продолжается развитие всех органов и систем. На это  время приходится период полового созревания. В связи с этим происходит бурная перестройка работы всех органов  и систем. Значительно увеличиваются  тотальные размеры и масса  тела. С увеличением мышечной массы  растет и сила, причем максимум прироста силы наблюдается на год позже наибольшего увеличения прироста массы  тела.
Идут процессы формирования скелета, устанавливается  постоянная кривизна позвоночника, мышечно-сухожильный  аппарат приближается к взрослому (М.Р. Сапин, 2009).
В юношеском  возрасте происходит энергичный рост костной ткани. К 17-18 годам практически  завершается не только рост, но и  окостенение длинных костей.
В 15-16 лет  начинается окостенение верхних  и нижних поверхностей позвонков, грудины  и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться; в эти годы они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки. К 17-18 годам заканчивается процесс срастания тазовых костей, но полное их окостенение происходит лишь к 20-25 годам. Завершается окостенение костей стопы и кисти. Процесс окостенения очень длителен, он протекает в течение всего периода развития организма, завершаясь к 20-25 годам.
В период от 15 до 18 лет скелетная мускулатура продолжает увеличиваться и функционально совершенствоваться. По отношению к массе ее тела достигает к этому времени 43-44 %. К 14-16 годам скелетные мышцы и суставно-связочный аппарат достигают высокого уровня развития. Вместе с тем продолжает, увеличивается поперечник мышечных волокон, вес отдельных мышц, усиленно развиваются соединительно-тканные структуры. Полностью   эти   процессы   завершаются   к   20-22   годам   (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер, 2002).
В специальной  литературе приводятся данные сравнительного анализа детей, занимающихся и не занимающихся футболом, в возрастных группах от 10 до 14-ти  лет по ряду морфологических признаков, который был проведен Е.Савостьяновой  и  Е.Титовой (1999) и показал следующее.
  Длина тела во всех названных возрастах больше у футболистов, причем наибольшие различия наблюдаются в 10 и в 14 лет. Увеличение длины тела у футболистов в отличие от детей, не занимающихся футболом, происходит неравномерно:
    в 10-11 лет наблюдается самый маленький прирост (значительно ниже, чем у детей, не занимающихся футболом), что, по-видимому, связано с адаптацией организма к нагрузкам в этом и предшествующих возрастах;
    в 11 -12 лет начинается бурный рост длины тела и темпы прироста у футболистов и детей, не занимающихся футболом, совпадают;
    в 13-14 лет футболисты по темпам прироста длины тела опережают сверстников не спортсменов.
Таким образом, у юных футболистов наблюдаются  два ростовых скачка для длины  тела в 11-12 лет ив 13-14 лет в отличие  от практически равномерного изменения  прироста этого показателя у детей, не занимающихся футболом.
Прирост длины  ноги у футболистов происходит также  как и прирост длины тела: замедленный рост в 10-11 лет, скачкообразное повышение темпов прироста в 11-12 лет, и еще более ярко выраженное увеличение длины ноги в 13-14 лет.
У детей, не занимающихся футболом, прирост ноги во всех возрастах от 10 до 14-ти   лет происходит равномерно   (М.В. Алексеев, 2006).
В периоде  младшего школьного возраста работа сердца еще не совершена. Удовлетворение потребности организма в кислороде в покое требует более напряженной работы сердца (86-90 уд/мин.). Во время занятий спортом сердечно-сосудистая система работает с очень большим напряжением, так как на каждый удар пульса приходится меньше кислорода, чем у взрослых. Однако артерии детей более эластичны, капилляры широки, поэтому процесс окисления идет активнее и период восстановления   более   короток  (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фербер, 2002).
Значительные  изменения в возрасте 12-15 лет претерпевает сердечнососудистая система. На этом этапе развития сердца свойственны наиболее выраженные и быстро нарастающие изменения. Особенно значительно нарастает масса желудочков, причем больше левого. Если у 12-летних объем сердца равен в среднем 458 мл, то у 15-летних он достигает уже 620 мл. Частота сердечных сокращений в покое у подростков достигает в среднем 76 уд/мин., а систолический объем крови с 25 мл (у 8-летних) увеличивается до 41,5 мл (у 15-летних).
 Сердечная  мышца продолжает развиваться  до 18-20 лет. Продолжает увеличиваться  и объем сердца. У 16-17-летних  юношей величина объема сердца равняется в среднем 720 мл,  а у 18-летних - достигает размеров сердца взрослых (М.Р. Сапин, 2009).
В период  от  7 до 10 лет повышаются возможности работа дыхательной системы. Частота дыхания уряжается. Возрастает дыхательный объем, увеличивается жизненная емкость легких.
Несовершенство  механизмов потребления, транспорта и  утилизации  кислорода является лимитирующим фактором адаптации детей  этого возраста к длительной мышечной работе  (С.Н. Блинков, 2000).
От 12 до 17 лет  значительно возрастает мощность дыхательного аппарата: дыхательные объемы увеличиваются  более чем в 1,5 раза, скорость воздушного потока на вдохе и выдохе растет. Дыхательный объем  в 15-16 лет достигает величины, характеризующей взрослого. Следует отметить, что колебания дыхательного объема в покое у одного и того же индивидуума довольно большие (И.Н. Солопов, А.П. Герасименко, 1998;  В.Н. Шамардин, 2001).Кислородные режимы организма детей и юношей при мышечной деятельности менее экономичны и менее эффективны.
Функциональные  возможности органов дыхания  у более старших увеличиваются. Предел дыхания имеет большое  значение   для оценки возможностей детей и юношей в выполнении ими физической нагрузки. У юных спортсменов предел дыхания оказывается больше в 1,5-2 раза, чем у их сверстников, не занимающихся спортом.
С увеличением  предела дыхания нарастает и  резерв дыхания, т.е. разница между максимальной вентиляцией легких (пределом дыхания) и минутным объемом дыхания (МОД) в данный момент (В.И. Дубровский, 2005).
У старших школьников частота дыхания  такая же, как и у детей средней  возрастной группы, а глубина продолжает увеличиваться, достигая   у  17-летних 420 мл.  К этому времени МОД повышается до 6200 мл, приближаясь к величинам взрослых, ЖЕЛ в этом период достигает среднего уровня здоровых взрослых. Так, у 17-летних юношей ЖЕЛ в  среднем составляет 4000 мл ((М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, 2009).
По данным А.П. Золотарева (2009)  недостаточный уровень развития психических функций  в 12-13 лет не позволяет юным футболистам добиваться высокой степени быстроты и точности движений. У подростков в этот период в связи с бурным развитием началом полового созревания отмечается временная задержка в   развитии способности   овладевать  движениями.
Как отмечают Б. Чирва и С. Голомазов (2004), острота  мышечного  чувства,  а вместе с ней и точность движения, от которых также зависит  быстрота освоения технических приемов игры, развивается у подростков  очень  быстро до 12 и с 13 до 14 лет, с некоторым  «западением»    показателей  так   называемой   специальной   ловкости        в период   с 12 до13 лет (А.П. Золотарев, 2000). В юношеские годы завершается развитие центральной нервной системы, значительно совершенствуется аналитическая деятельность коры головного мозга.
Известно, что  нервные процессы отличаются большой подвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает несколько преобладать над торможением. В последующие возрастные периоды устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. Высокого уровня достигает развитие второй сигнальной системы. Она приобретает все большее значение в образовании новых положительных и отрицательных рефлексов и навыков. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения (Е.К. Аганянц, 2001).
Анализаторы, в том числе,  двигательный и  вестибулярный, достигают высокого уровня  развития (Е.К. Аганянц, Г.Б. Горская, 2003).В психической сфере также отмечаются значительные изменения. Характерными для этого возраста является стремление к творчеству, соревнованиям.
Складывается  основные черты личности, формируется  характер, более объективной становится самооценка, приобретает социальные черты  мотивировка поступков  (М.Р. Сапин, 2009).
В этом возрасте завершается процесс полового созревания. Продолжает совершенствоваться эндокринная система, однако только к концу периода соотношение активности желез внутренней секреции становится таким, как у взрослого человека  (М.Р. Сапин, 2009).
По мнению В.Н.Платонова (1997) физическая подготовленность характеризуется возможностями  функциональных систем организма спортсмена, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, и уровнем развития основных физических качеств - быстроты,     силы, выносливости,     ловкости     (координационных способностей)  и гибкости.
В свое время Г. Л. Драндроввым (1988) было установлено, что  динамика развития спортивно-значимых качеств у юных футболистов (7-18 лет) имеет гетерохронный характер, обусловливаемый, прежде всего, общебиологическими закономерностями возрастного развития. Вместе с тем занятия футболом оказывают специфическое воздействие на развитие двигательных способностей в зависимости от возраста.
По данным В.Н. Шамардина ( 2003) у детей в момент начала занятиями футболом основными факторами в структуре рассматриваемых показателей являются: 1) связь физической и технической подготовленности (30,5%); 2) физическое развитие (17%);  3)   ориентировочная   основа   двигательного   действия   (6,2%).
Следует отметить, что примечательна динамика факторов, определяющих и лимитирующих спортивное мастерство юных футболистов, выявленная А.П.Золотаревым в многолетних экспериментальных исследованиях (1997, 2000, 2005, 2009).
Так, в  возрасте 10 - 11 лет рост спортивного мастерства юных футболистов обусловлен преимущественно уровнем скоростных и скоростно-силовых качеств, а также показателями разносторонности техники и тактики игры. Комплекс данных показателей влияет на 58,2% параметров соревновательной деятельности.
Для 12-13 - летних футболистов в плане роста  спортивного мастерства преимущественное значение имеют показатели  физической  работоспособности, комплексного проявления быстроты, ловкости и техники в специфических сложнокординацонных двигательных действиях, соревновательных объемов техники и тактики. Количественные параметры соревновательной деятельности обусловлены этими показателями на 53,0%, качественные на 26,7%.
Особенностью  характеристики спортивного мастерства футболистов данного возраста является отсутствие среди доминантных показателей подготовленности антропометрических характеристик.
Уровень спортивного  мастерства футболистов 14-15 лет преимущественно обусловлен следующими показателями: масса тела, скоростно-силовые качества, соревновательный и тренировочный объем разносторонности техники, соревновательная разносторонность тактики игры.  Последняя, как и в предыдущих возрастных группах, имеет обратную взаимосвязь с общим объем ТТД.  Значительно возрастает влияние комплексного проявления быстроты, ловкости и техники владения мячом в сложно-координационных двигательных действиях. Названные факторы на 59,0% обусловливают количественные параметры соревновательной деятельности и на 57,5% - качественные.
Спортивное  мастерство футболистов 16-17 лет преимущественно  обусловливают такие факторы, как  дл1ша тела, физическая работоспособность, комплексное проявление быстроты, ловкости и техники в специфических сложно-координационных действиях, соревновательные объемы разносторонности техники и тактики. При этом количественные параметры соревновательной деятельности обусловливаются данными факторами на 49,4%, качественные на 30,8%.
Как отмечает автор, наметившаяся в предыдущей возрастной группе тенденция к количественному расширению комплекса доминантных признаков в структуре соревновательной деятельности у футболистов 16-17 лет характеризуется стабилизацией показателей.
Физическая  работоспособность обусловливает  спортивное мастерство юных футболистов  на всех этапах многолетней подготовки, за исключением периода с 10 до 11 лет. Уровень психомоторных процессов,  измеряемый в лабораторных условиях, как таковой оказывает влияние  на  спортивное мастерство только на начальном этапе подготовки.
В дальнейшем этот фактор трансформируется в комплекс показателей,  связанных со специфическими для футбола проявлениями сложно-координационных двигательных действий. Характерно, что последний   является доминантным для уровня подготовленности спортсменов всех  возрастных групп, исключая период с 10 до 11 лет, где данный фактор вошел в число ведущих (А.П.Золотарев, 2009).
Исследования  физической работоспособности футболистов  разного возраста показали, что ее величина с возрастом увеличивается  и достигает 20-22-летних спортсменов (Р.З. Гакаме, 1995).
Увеличение  физической работоспособности носит  неравномерный характер. Несущественный прирост ее величины в возрасте 11 - 12 лет меняется резким скачком в  возрастных группах 12-13 лет и 13-14 лет. В период от 14 до 15 лет наступает некоторое замедление в приросте величины  РWC 170, которое меняется резким приростом работоспособности футболистов в возрасте 15-16 лет (Р.З. Гакаме, 1995).
В результате массовых исследований показано, что с увеличением возраста и спортивного стажа прирост работоспособности достигается более эффективным функционированием основных энергообеспечивающих систем и лучшей двигательной координацией  (А.И. Шамардин, 2005).
Также отмечается, что между уровнем спортивной квалификации футболистов и величиной максимальной аэробной мощности прослеживается прямая зависимость (М.А. Годик, 2007).
В тренировке юных футболистов очень важно учитывать сенситивные периоды развития тех или иных сторон функциональной подготовленности, когда происходит наиболее интенсивное их развитие (А.П. Золотарев, 2009, 2011).
Многочисленные  исследования, посвященные изучению возрастных изменений двигательных качеств юных футболистов, в качестве сенситивных периодов для воспитания силы юных футболистов в одних случаях выделяется возраст 13-15 лет (А.А. Сучилин,1997), в других - 14-16 лет (А.П. Золотарев, 1996,  1997).
Сенситивные периоды для скоростно-силовых  качеств юных футболистов определяются в довольно широких границах, согласно которым наиболее благоприятным для их целенаправленного развития может считаться как возраст 10-16 лет, так и более узкий диапазон - 13-14 лет (Г.Н. Лисенчук, 2005).
В качестве сенситивных для быстроты юных футболистов специалистами отмечаются: возраст от 7 до 12 лет, от 14 до 15 лет, а также от 15 до 16 лет. В других случаях выделяют возраст от 12 до 15 лет. Происходит это в силу известных закономерностей многокомпонентности быстроты как двигательного качества и особенностей его проявления в футболе (А.А. Сучилин, 2005).
Отмечается, что развитие психомоторики у  юных футболистов 13- 15 лет протекает  неравномерно. В возрасте 13 и 15 лет  отмечается более высокий уровень  показателей быстроты и точности движений по сравнению с 14-летним возрастом.
Отдельными  авторами выделяется более широкий возрастной диапазон с благоприятными предпосылками для развития выносливости. Так, по данным  М.С. Полишкис и В.А. Выжгина (2009) сенситивным для выносливости юных футболистов следует считать возраст 12-15 лет.
В других случаях  выделяется возраст 10-16, 16-17 и 17-18 лет. Именно на этот возраст у юных футболистов, по данным В.Г. Макаренко (1982), приходится 6% всего прироста уровня общей и специальной выносливости за период подготовки в ДЮСШ.
В качестве сенситивного для целенаправленного  развития гибкости при занятиях футболом выделяется возраст от 7 до 11 лет. Под  воздействием тренировки, гибкость развивается наиболее эффективно в возрасте 8-9 лет, то есть при низком ее уровне. В возрасте  15 лет показатели ухудшаются и устанавливаются     на    уровне    ниже     наивысшего (Р. Ривера, 1995).
Как показывают результаты исследования возрастных особенностей двигательной деятельности юных футболистов, в 9-12 лет у них происходит значительное улучшение координации движений. В возрасте 13-15 лет на основе значительно возросших функциональных возможностей центральной нервной системы создаются благоприятные предпосылки для совершенствования двигательных способностей, которые в этот период развиваются наиболее бурно.
В качестве сенситивных периодов для целенаправленного  развития большинства показателей  специфичных для футбола проявлений ловкости у юных спортсменов считается возраст с  9 до 12 и с 13 до 14 лет (А.П. Золотарев, 2009).
 
1.3.  Методологические основы проблемы  учета индивидуальных 
 особенностей спортсменов  в процессе  подготовки 
 
Специалисты единодушны во мнении, что   прогресс в спорте связывается, прежде всего, с совершением системы спортивной тренировки. В последнее время эти поиски  ведутся в различных направлениях (В. Н. Платонов, 1997; В.Г. Никитушкин, П.В.  Квашук, 1999;   М.Я. Набатникова, 2000; С.Н. Блинков, 2000; В.Н. Гомонов, 2006; А.П. Золотарев, 2009; W. Briedigkeit, 2003; и др.).
При этом основным резервом совершенствования системы подготовки квалифицированных  спортсменов специалисты считают то направление, которое при управлении тренировочным процессом опирается на соответствие между индивидуальными возможностями человека и предлагаемыми нагрузками и требованиями (Л. П. Матвеев, 1999; А.И. Шамардин, 2005).
 В свое время данное направление повышения эффективности процесса подготовки квалифицированных спортсменов нашло отражение в теории и методике физического воспитания, а также в современной системе спортивной тренировки, где принцип индивидуализации включен в число основных (Б.А. Вяткин, 2008).
Известно, что при подготовке спортсменов основной целью является достижение в соревнованиях возможно большего результата.
Поэтому рациональное построение тренировочного процесса предполагает его строгую  направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей ее эффективность (И.А. Еременко, 1996; В.Н. Платонов, 1999 и др.). Следовательно,  критерием эффективности процесса индивидуализации подготовки спортсменов будет служить степень различия между реальным тренировочным эффектом и необходимым для достижения спортивного высокого результата (М.М. Шестаков, 1992).
Учитывая  то, что спортивный результат достигается в процессе соревновательной деятельности, то для определения целесообразности пред-лагаемых заданий необходимо доступные нагрузки сопоставлять не с самой целью (т. е. спортивным результатом), а со структурой соревновательной деятельности, которая ее обеспечивает.
Таким образом, целесообразная нагрузка, являющаяся критерием индивидуализации, должна быть ее только доступной, но и способствовать повышению эффективности соревновательной деятельности, как залога достижения высокого спортивного    результата    (В.    Н.   Платонов, 1997;  P. Wizeszozynski, 2003).
М. М. Шестаковым (1992) отмечается, что, следуя этому, индивидуализация процесса подготовки квалифицированных спортсменов, может быть представлена в виде принципиальной схемы (рис. 1).
Вместе с тем, среди специалистов отсутствует единое мнение о правомерности  использования результатов соревновательной деятельности в качестве критерия эффективности учебно-тренировочного процесса квалифицированных спортсменов (В. В. Николенко, 1999; Т. С. Такиев, 2003).
В единоборствах, особенно при работе со спарринг-партнерами, доступность  реальной нагрузки может быть  искажена,  так  как будет зависеть не только от возможностей конкретного спортсмена, но и от силы условного соперника (А.Н. Зеленцов, В.В. Лобановский, 1995,  Н.А. Невмянов, 1998; С. Н. Голомазов. Б. Г. Чирва,  2004).
 


 
 






















 




 




 
 
 
Рис. 1. Принципиальная схема индивидуализации процесса подготовки в командных спортивных играх (по М. М. Шестакову, 1992)
 
Как известно, в командных спортивных играх, особенно при выполнении коллективных игровых упражнений, доступность реальной нагрузки обусловлена как индивидуальными возможностями отдельных игроков, так и эффективностью коллективных взаимодействий, а также действиями противоборствующей группы спортсменов (М. М. Шестаков, 1992, 1999).
Таким образом, учитывая все вышесказанное, представляется, что технология использования этих критериев в процессе индивидуальной подготовки квалифицированных спортсменов будет самой сложной в командных спортивных играх.
Существующие    подходы    к    индивидуализации    подготовки    в командных  спортивных играх ограничиваются лишь расчетом критериев оценки показателей  соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов (М.М. Шестаков, 1992, 1999):
1)расчетом модельных характеристик  соревновательной деятельности;
2)использованием критериев и  моделей для оценки реальных  показателей соревновательной деятельности  и определения лимитирующих компонентов;
3)составлением программ подготовки  с учетом этих лимитирующих компонентов.
Однако  в этом случае остается неясным вопрос о:
    1) подходе к выбору критериев оценки соревновательной деятельности и состояния игроков;
   2) субординационном отношении между критериями коллективной и индивидуальной соревновательной деятельности;
3) критериях доступности  нагрузки;
4) критериях целесообразности нагрузки;
   5) методологии учета критериев и технологии использования их в процессе индивидуального нормирования тренировочной нагрузки.
В исследованиях М. М. Шестакова (1992, 1994) убедительно доказано, что в качестве критериев состояния соревновательной деятельности спортсменов должны использоваться такие показатели, которые определяют эффективность игры команды.
В результате становятся возможными определения  сильных и сторон игроков, отражающих уровень индивидуальных и коллективных возможностей по реализации требований эффективной  соревновательной деятельности и конкретизации целей и задач дальнейшей подготовки.
Дифференцировка тренировочных  воздействий не только в плане  физической подготовки, но в юношеском  футболе, в первую очередь, в технической, позволяет        приступить к непосредственному планированию учебно-тренировочного процесса (А. А. Сучилин с соавт., 2005). При этом представляется, что наличие не только индивидуальных, но и коллективных задач по повышению эффективности соревновательной деятельности обуславливает необходимость их обоюдного    учета    в    учебно-тренировочном    процессе    в    командных спортивных играх (И. А. Клесов, 1991;  Э. М. Ривера, 1995;  В. 3. Ивасев, 2001).
В связи с  тем, что действия отдельных игроков  во время матча осуществляются в  рамках командных взаимодействий, то приоритетным направлением построения учебно-тренировочного процесса должно быть планирование нагрузки, соответствующей, прежде всего, требованиям по
повышению эффективности  коллективной соревновательной деятельности, и последующая ее коррекция с учетом индивидуальных возможностей и требований по повышению уровня подготовленности. В данном случае, сопоставление планируемой командной нагрузки с реальными возможностями конкретных спортсменов позволяет установить уровень ее индивидуальной доступности (А.Г. Дрижика, 2005).
Принято считать, что если планируемая нагрузка или ее компоненты превосходят возможности конкретного спортсмена, то уровень трудности задания необходимо индивидуализировать так, чтобы он стал доступен (Г. С. Лалаков, 1995; Е. А. Коновалов, 2008). Определив пути индивидуализации уровня доступности планируемой нагрузки, можно установить и степень ее целесообразности, т. е. ориентации заданий на повышение эффективности соревновательной деятельности. 
  В рассматриваемом аспекте, если планируемая командная нагрузка, ориентированная на достижение высокого спортивного результата в соревнованиях, отвечает также и требованиям повышения уровня технической подготовленности конкретного спортсмена, то она может считаться целесообразной.
Таким образом, индивидуализация планируемой  командной нагрузки, отвечающая требованиям повышения эффективности коллективной соревновательной деятельности, осуществляется в два этапа: сначала по параметрам доступности, а затем по параметрам  целесообразности заданий (М. М. Шестаков, 1992; Цян Вэй, 2006).
 
 
                                      Резюме
 
Как отмечалось, рассматриваемая проблема до недавнего времени  крайне редко  привлекала внимание специалистов детско-юношеского футбола. Все  вышесказанное  относится в большей  степени к высококвалифицированным  футболистам. На примере многолетней  подготовки юных спортсменов данная проблема стала разрабатываться относительно недавно в Кубанском Государственном университете физической культуры, спорта и туризма (В.В. Суворов, М.М. Шестаков) и в Волгоградской государственной академии физической культуры (А.А. Сучилин).
Методологическая   основа процесса  многолетней подготовки  спортивного резерва в  футболе, включая  аспект ее индивидуализации, представлена в монографии, подготовленной авторским коллективом  этих  двух  вузов (А.П. Золотарев, 2005).
В собственных  исследованиях в аспекте повышения эффективности технической подготовки мы попытались обосновать возможности оптимизации индивидуализации учебно-тренировочного процесса юных  футболистов 12 лет с учетом специфики игрового амплуа.
Данное направление  разработки проблемы улучшения качества подготовки спортивного резерва для профессионального футбола, по нашему мнению, отвечает требованиям современного футбола и запросам практики. 

 
          Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
 
 2.1.  Методы исследования
Для решения поставленных задач  были применены следующие методы исследования.
1. Анализ и обобщение научно-методической  литературы.                         2. Спортивно-педагогическое  тестирование
3. Анкетирование.
4. Педагогический эксперимент. 
5. Педагогическое наблюдение.
6. Методы математической статистики.
Анализ и обобщение научно-методической литературы и программно-нормативных документов был проведен анализ  в следующих направлениях:
1) программно-методическое обеспечение тренировочного процесса юных футболистов;
2) проблемы  индивидуализации  спортивной  подготовки  на  современном этапе;
3) особенности применения педагогического принципа индивидуализации на примере юных футболистов.
Анкетирование предполагало выявить мнение специалистов в области футбола и тренеров - практиков по вопросам:
- необходимости применения принципа индивидуализации учебно-тренировочного процесса;
-  с какого возраста должен осуществляться принцип индивидуализации;
         - какие показатели должны составлять  основу индивидуализации подготовки;
          - есть  ли необходимость учитывать игровое  амплуа, и на каком из этапов  многолетней подготовки;
        - существует ли взаимосвязь эффективности групповых и командных
 
 
технико-тактических действий с  индивидуальными особенностями  подготовленности и функционального  состояния игроков.
В исследовании приняли участие  125 специалистов и тренеров из разных регионов Южного Федерального округа в период прохождения лицензирования в Межрегиональном Центре подготовки специалистов в сфере футбола «Юг», базирующегося на кафедре теории и методики футбола и регби КГУФКСТ. Стаж работы тренеров находится в диапазоне от 3 до 25 лет.
Анкетирование проводилось на добровольной основе и анонимно. Анкета  составлялась       в       соответствии       с       общепринятыми       требованиями  (Ю. А. Прокопчук, 2001;  В. И. Жолдак, Н. В. Коротаева, 2004).
В сборе анкетного материала  исполнителю работы была оказана  помощь профессором А. П. Золотаревым  в период проведения  лицензирования  тренеров по футболу.
 Педагогический эксперимент   проводился  в  Центре подготовки резерва ПФК "Кубань" (г. Краснодар) и МОУДОД СДЮШОР-5 (директор В.В. Завьялов). В эксперименте  были подобраны 2 группы юных футболистов 12 лет (экспериментальная - 20 человек, "Кубань"  и контрольная - 22 человека, СДЮШОР-5), которые по результатам предварительного тестирования не имели статистически достоверных различий по большинству показателей физической и технической подготовленности.
Продолжительность  эксперимента составила 16 недель (март-июнь 2010г.).
Согласно современным методическим требованиям, в основу тренировочного процесса экспериментальной группы были положены специализированные средства тренировки, предложенные в рамках интегральной подготовки А. П. Золотаревым (2000, 2009).
Такое построение позволяло учитывать индивидуализацию подготовки юных спортсменов по их игровому амплуа, то есть тренировать так называемые «связки» основных технико-тактических действий.
Контрольная группа занималась по традиционной программе.
 
 
В четвертой главе выпускной  квалификационной работы программа эксперимента раскрыта подробней. До и после эксперимента спортсмены обеих групп проходили тестирование по методике А.П. Золотарева (1991) с целью определения уровня специальной подготовленности в комплексном тесте КПБЛТ (Комплексный показатель быстроты, ловкости и техники).
Тестирование юных  спортсменов  осуществлялось в начале и конце  эксперимента по контрольным нормативам учебной программы для ДЮСШ, которые  рассматривались нами  в качестве  так называемых «фоновых» и оценивающих  уровень физической подготовленности с  целью проверки  влияния  экспериментального  воздействия (кумулятивного  эффекта) на  уровень  физических качеств.
То есть, необходимо было проверить, нет ли  снижения показателей  после перераспределения учебного материала в эксперименте. Программное  тестирование производили тренеры  школы. Нормативы  включали: бег 30м, бег 300м, прыжок в длину с места.
Педагогическое наблюдение применялось в процессе контроля в условиях соревновательной деятельности (СД). Технико-тактические действия (ТТД) в игре  футболистов фиксировались посредством видеосъемки. Наблюдения осуществлялись в условиях соревновательной деятельности по методике А.П. Золотарева (1997), широко используемой в исследованиях В.З. Ивасева (2000, 2001) (прил.2).
Регистрировался объем (%) соревновательной разносторонности техники игры (СРтх), а также  общее количество основных действий с мячом  по методике, предложенной В.В. Суворовым (2001) и процент брака  этих действий (ошибок).
Было зарегистрировано 8  календарных  матчей на первенство г. Краснодара, а также 2  контрольные игры между участниками эксперимента (контрольная группа  против экспериментальной).
Математическая обработка проводилась согласно руководству по математической    статистике в   спорте  (В. В. Лысенко, В. А. Долгов, 1995).
 
 
 Она включала в себя определение средних арифметических величин, ошибки среднего и стандартного отклонения.
Обработка выполнялась на персональном компьютере с применением стандартных программ "Statistika-6,0".   
           
 2.2. Организация исследования
 
1 этап (2009г.).  Данный этап включал в себя: анализ специальной литературы, по теме исследования (в том числе - анализ действующих государственных типовых учебных программ для  ДЮСШ и  СДЮСШОР); анкетный опрос  специалистов по футболу.
2 этап. (2010-2012гг.). В это период осуществлялось проведение  педагогических наблюдений
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.