На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Зоопсихологии"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Объект и предмет изучения зоопсихологии. 
Краткая история зоопсихологии. 
Зоопсихологические исследования в России. 
Основные разделы зоопсихологии. 
Методы исследования в зоопсихологии. 
Проблема инстинкта. 
Инстинктивное поведение. 
Факторы инстинктивного поведения. 
Таксисы. 
Научение животных. Классификация форм научения. 
Навык. 
Дрессировка. Стадии дрессировки. 
Научение и общение. Подражание. 
Проблема мотивации поведения у животных. Мотивационные системы. 
Проблема онтогенеза поведения. 
Развитие психической деятельности в пренатальном периоде. 
Сравнительный обзор развития двигательной активности зародышей 
Пренатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения 
Эмбриогенез и развитие психического отражения 
Особенности постнатального развития поведения животных 
Инстинктивное поведение в раннем постнатальном периоде 
Ранний опыт (благоприобретённые компоненты поведения) 
Запечатление 
Формирование общения в раннем постнатальном периоде у разных групп животных. 
Формирование общения в играх животных 
Познавательная функция игровой активности животных 
Общая характеристика эволюции психики 
Элементарная сенсорная психика. Низший уровень психического развития. 
Общая характеристика психической активности простейших 
Высший уровень развития элементарной сенсорной психики 
Органы чувств и сенсорные способности низших многоклеточных беспозвоночных 
Общая характеристика моторной активности низших многоклеточных беспозвоночных 
Зачатки высших форм поведения у низших беспозвоночных 
Перцептивная психика. Характеристика Н. С. животных, имеющих низший уровень развития перцептивной психики. 
Характеристика моторной активности животных с низшим уровнем развития перцептивной психики (на примере насекомых) 
Инстинкт и научение в поведении насекомых 
Общение, групповое и территориальное поведение животных с низшим уровнем развития перцептивной психики. 
Высший уровень перцептивной психики  
хар- ка животных, достигших этого уровня развития психики. 
Характеристика двигательных способностей высших позвоночных. 
Общение у высших позвоночных. 
Интеллект животных. Предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных 
Критерии интеллектуального поведения. 
Формы мышления человекообразных обезьян по Ладыгиной-Котс. 
Биологическая ограниченность интеллекта животных. 
Общая хар- ка сравнительной психологии 
Сравнительный анализ теорий, описывающих поведение животных и человека 
Групповое поведение обезьян и проблема зарождения человеческого общения. 
Язык современных обезьян и его отличие от речи. 

 
 
1.Объект и предмет изучения зоопсихологии.
Зоопсихоло?гия — раздел психологии, изучающий поведение животных, их инстинкты, познавательные процессы и отношения с окружением.
Объектом зоопсихологии является поведение животных.
Предметом зоопсихологии являются особенности и закономерности психической деятельности животных, а также её развитие в отногенезе и филогенезе.
 
Зоопсихология включает следующие  области:
Решение вопроса об определении  понятия психики;
Исследование возникновения  психики в контексте филогенеза и онтогенеза;
Выделение стадий развития психики;
Выявление механизмов развития психики.
 
Поведение – это совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной, активности, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой.
Психика – это функция животного организма, состоящая в отражении предметов и явлений окружающего мира в ходе и в результате направленной на этот мир активности – поведения.
 
 
 
4.Основные разделы  зоопсихологии.
 
Зоопсихология имеет следующие  основные разделы:
1. Общая зоопсихология – изучает общие характеристики психической деятельности животных, связь инстинкта и научения в формировании поведения.
2. Возрастная зоопсихология – изучает закономерности развития психической деятельности в онтогенезе.
3. Эволюционная  зоопсихология – изучает развитие психической деятельности у животных на разных уровнях эволюции, процессы усложнения элементарной сенсорной и перцептивной психики, а также значение эволюции психики для антропогенеза
 
Зоопсихология имеет тесные связи с науками так или иначе изучающими живые объекты. Особо следует отметить связь зоопсихологии с такими науками как :
Сравнительная психология сопоставляет данные полученные зоопсихологией и психологией человека, выявляет сходные психические компоненты и общие биологические факты, обусловливающие поведение животных и человека.
 
Зоопсихологию с этологией связывает изучение поведения животных, однако зоопсихологов интересуют психические аспекты поведения, а этологов – биологические.
 
Зоопсихологические исследования приобретают всё большее значение для медицинской практики, где изучение расстройств психической деятельности у животных помогает понять патогенез нервных и психических заболеваний у людей и искать способы их излечения.
 
 
 
 
 
6. Проблема инстинкта.
 
 Ламарк – доказал, что самые сложные проявления псих. деятельности развились из простых. Эволюция психики зависит от эволюции Н.С.
С этих же позиций он подходил к проблеме инстинкта. Инстинкты по мнению Ламарка возникли в процессе эволюции в результате длительных воздействий на организм определенных агентов среды. Эти направленные действия, как считал Ламарк, и привели к совершенствованию всей организации животного через формирование полезных привычек, которые закрепились в результате многократного повторения. Инстинкты животных, как считал Ламарк, являются естественными реакциями организма на воздействия среды, которые сформировались в процессе эволюции, а не проявлениями какой-то таинственной сверхъестественной силы. Приспособительный характер инстинктивных действий Ламарк также считал результатом эволюционного процесса, но при этом инстинкты рассматривал как изменчивые свойства животных.
 
В средине 19 века К.Ф.Рулье в своих работах подчеркивал, что инстинкты необходимо изучать наравне с анатомией, физиологией и экологией животных, он доказывал, что инстинкты являются естественной составной частью жизнедеятельности животных. Инстинкт по Рулье, – это сформировавшаяся на протяжении истории вида, выработанная условиями жизни наследственная реакция на определенные воздействия среды.Конкретные факторы происхождения инстинктов Рулье видел в изменчивости, наследственности и повышении уровня организации животного в ходе исторического развития. В индивидуальной жизни инстинкты могут изменяться в результате накопления опыта.
 
Дарвин в своих работах также уделял большое внимание вопросам эволюции психической деятельности животных и человека «Выражение эмоций у человека и животных». В своих работах Дарвин показал, что психическая деятельность животных подчиняется тем же естественноисторическим закономерностям, что и все другие проявления их жизнедеятельности. Происхождение инстинктов Дарвин объяснял преимущественным действием естественного отбора, закрепляющего даже совсем незначительно выгодные виду изменения в поведении животных и накапливающего эти изменения до образования новой формы инстинктивного поведения. Иными словами Дарвин дал обоснование целесообразности инстинктов животных, подчеркнул их приспособительное значение и раскрыл роль естественного отбора для сохранения и передачи по наследству наиболее полезных в данных условиях обитания поведенческих реакций.
 
 
7. Инстинктивное  поведение.
В современных научных  исследованиях термин «инстинктивное поведение» употребляют ограниченно  из-за многообразия его определений  и нечеткости их толкований. Если же под этим термином подразумевать  врожденное, наследственно фиксированное, видотипичное поведение, то его можно для облегчения этологического анализа условно разделить на инстинктивные действия или акты, которые, в свою очередь, состоят из отдельных инстинктивных движений, поз, звуков и тому подобное. Эти движения определяются строением рабочих органов, которые сформировались в процессе эволюции и специализировались на выполнении определенной функции. Это означает, что каждое животное может передвигаться или питаться только так, как это определяется специфическим строением его внешних и внутренних органов, служащих для выполнения этих функций. Можно сказать, что вся жизнедеятельность животного организма, проявляющаяся во внешней активности, основывается на инстинктивных движениях и инстинктивных реакциях (термических, электрических, секреторных и так далее).
Однако, не следует считать, что в поведении вообще первичным является строение, структура, а вторичным функция, движение, наоборот функция определяет форму. В процессе эволюции поведение определяло формирование морфологических признаков, необходимых именно для более успешного выполнения самих поведенческих актов. Инстинктивное поведение не исчерпывается только лишь функциями экзосоматических органов, оно также включает в себя механизмы их регулировки и пространственно-временной ориентации. При этом регулировка и ориентация развивающиеся на основе научения то есть благоприобретенным путем, являются важным дополнением инстинктивных процессов.
 
 
 
8. Факторы инстинктивного  поведения.
Инстинктивное поведение, совокупность генетически фиксированных врожденных проявлений внешней активности животных. И. п. выступает у всех представителей одного вида примерно в одинаковых формах и направлено на обеспечение  наиболее важных для существования  особи и продолжения вида жизненных  отправлений. Относительная автономность и сравнительно малая изменчивость И. п. определяются сформировавшимися  в ходе филогенеза устойчивыми связями  в центральной нервной системе (наследственно закрепленными «программами действия»). Поэтому И. п. непосредственно  не зависит от конкретного индивидуального  опыта животного, хотя развивается  в онтогенезе в сочетании и  взаимодействии с процессами научения. Инстинктивные действия, из которых  слагается И. п., состоят из комплексов четко скоординированных инстинктивных  движений и поз, а также звуковых и др. сигналов, секреторных процессов, явлений терморегуляции, изменения  окраски и др. процессов, совершающихся  в определенной последовательности. Таким образом, И. п. — сложная  целостная реакция всего организма.
     Биологические проблемы И. п. животных, его развитие в филогенезе и роль как фактора эволюции изучает этология. При этом анализ И. п. ведётся в различных аспектах: функциональном (роль инстинктивных действий в разных сферах жизнедеятельности — питании, размножении, защите и т. д.), каузальном, или мотивационном (анализ внутренних и внешних факторов И. п.), и эволюционно- генетическом (происхождение инстинктивных действий, развитие филогенетически более новых инстинктивных движений из более древних и т. п.). Сравнительная психология и зоопсихология изучают И. п. как источник и проявление наследственно закрепленных, видотипичных форм психического отражения у животных и как одну из биологических предпосылок и основ психической деятельности человека. В современных исследованиях понятие И. п. постепенно вытесняет менее точное и недостаточно дифференцированное понятие инстинкт.
 
 
9. Таксисы.
 
Общая ориентация инстинктивных  движений осуществляется таксисами.
Таксисы – это врожденные, генетически фиксированные реакции животных на определенные агенты среды, которые играют роль направляющих ключевых раздражителей.
Таксисы обеспечивают пространственную ориентацию двигательной активности животных в сторону благоприятных или  жизненно необходимых условий среды (положительные таксисы), или, наоборот, от биологически малоценных или опасных  условий (отрицательные таксисы).
По характеру  ориентирующих стимулов таксисы  подразделяются на:
1) фототаксис (реакция на  свет);
2) хемотаксис (реакция на  химические раздражители);
3) термотаксис (реакция  на температурные градиенты);
4) геотаксис (реакция на изменение вектора земного притяжения);
5) реотаксис (реакция на  изменение направления тока жидкости);
6) анемотаксис (реакция на потоки воздуха);
7) гидротаксис (реакция  на изменения влажности среды)  и так далее.
 
На разных уровнях эволюционного  развития таксисы имеют разную степень  сложности и выполняют разную функцию. Таксисы являются постоянными  компонентами даже сложных форм поведения, причем высшие их формы выступают  в сочетании с индивидуальным опытом животного.
Таксисы входят в поисковую  фазу, как составные части поведенческого акта, где они дополняются ориентировочно-исследовательскими реакциями в результате которых животное получает информацию о факторах окружающей среды. Все это способствует достижению завершающей фазы поведенческого акта. Завершающая фаза любого поведенческого акта состоит только из инстинктивных движений и таксисов. Следует отметить, что у высших животных таксисы могут ориентировать не только инстинктивные движения всего организма, но и движения отдельных частей тела и органов. Иллюстрацией этого может служить поведение гуся при закатывании цилиндра в гнездо.
 
Он совершает однообразные подгребающие движения клювом. Если вместо цилиндра положить макет яйца, которое  катится в разные стороны, то направления  движения макета (вправо или влево) будут направляющим стимулом, заставляющим менять направление подгребающих движений, то есть вызывать разные таксисы. В  качестве примеров различных таксисов могут служить:
1) реакции хищника на  запах добычи, заставляющие его  двигаться в сторону усиления  запаха (направляющий стимул –  запах. Положительный хемотаксис);
2) местонахождение красного  пятна на клюве серебристой  чайки направляет реакцию птенца  на основе положительного фототаксиса;
3) движение лососевых рыб  против течения реки в период  нереста – положительный реотаксис.
 
 
 
12. Дрессировка. Стадии дрессировки.
 Дрессировка осуществляется путем систематической тренировки животного, при которой подкрепляются требуемые  реакции и устраняются нежелательные движения. В результате дрессировки вырабатываются прочные и четко скоординированные двигательные акты. Для научной дрессировки характерны четкость условий ее организации и точный учет сигнальных раздражителей. Зоопсихолог Герд делит процесс дрессировки на три стадии:
1. Стадия наталкивания: человек впервые пытается вызвать у животного нужную ему систему движений, то есть «натолкнуть» животное на их выполнение. Это достигается тремя путями:
а) путем непосредственного  наталкивания, когда человек заставляет животное делать определенные движения привлекая его пищевым или другим объектом;
б) путем косвенного наталкивания, при этом выполнение необходимых движений достигается за счет общего возбуждения животного, то есть провоцируются движения, непосредственно не направленные на приманку. Таким образом формируются манипуляционные действия. Нужные дрессировщику случайные действия и движения закрепляются  пищей;
в) сложное наталкивание. При этой форме дрессировки у животного вначале вырабатывают определенный навык, а затем дрессировщик изменяет ситуацию и вынуждает животное по-новому применять выработанное умение.
2. Стадия отработки: на данной стадии совершается отсечение лишних движений, сопровождающих необходимые действия, происходит отшлифовка системы движений и выработка удобной сигнализации, реакция на пищевой раздражитель заменяется реакцией на сигнал дрессировщика.
3.Стадия упрочения: на данной стадии дрессировщик закрепляет выработанные навыки, добивается надежности их воспроизведения в ответ на подаваемые сигналы. Пищевое подкрепление применяют после выполнения всего комплекса движений, которые входят в выработанный навык. В результате упрочения навыки приобретают стереотипную форму
 
 
13. Научение и  общение. Подражание.
 
Явления подражания играют существенную роль в формировании поведения животных. Подражание может иметь инстинктивную  природу, или относиться к сфере  научения. Для инстинктивного подражания характерно то, что выполнение видотипичных действий одним животным является побуждающим фактором для выполнения аналогичных действий другими животными данного вида.
Иными словами в этом случае имеет место взаимная стимуляция или взаимопоощрение видотипичной деятельности. Такая форма поведения носит название аллеломиметическое поведение. Примерами такого поведения являются стимуляция сна, отдыха, передвижения или видотипичного манипулирования, когда поведение одной или нескольких особей вызывает аналогичное поведение всего сообщества. Аллеломиметическое поведение изучается путем раздельного обучения изолированных друг от друга животных, которые затем сводятся вместе, в результате можно судить о силе аллеломиметической реакции, то есть инстинктивного подражания.
Научение, которое осуществляется за счет подражания, называется – имитационным научением. При имитационном научении формирование новых индивидуальных форм поведения, происходит на основе общения, то есть путём одного лишь непосредственного восприятия действий других животных. Имитационное научение, как и всякое научение вообще делится на облигатное и факультативное.
 
Облигатное имитационное научение наиболее типично для молодых  животных, когда они осваивают  путём подражания характерные для  своего вида поведенческие реакции, результат такого научения обычно не выходит за рамки видового стереотипа. В результате имитационного научения животное научается выполнять некоторые  жизненно необходимые действия, например, распознавать сородичей, хищников, добычу и так далее. Так, например, у молодых  рыб защитная реакция на появление  хищника вырабатывается в результате подражания поведению других рыб  при виде поедания хищником членов стаи. К облигатному имитационному  научению относится и освоение птенцами видотипичных звуков путём подражания пению взрослых особей. Однако с таким же успехом эти птенцы смогут освоить и пение других видов, если будут слышать его с раннего детства. Результатом облигатного имитационного научения является и накопление опыта в гнездостроении.
Факультативное имитационное научение в простейших формах представлено в имитации невидотипичных действий на основе облигатного (аллеломиметического) стимулирования. Здесь можно выделить имитационное манипулирование. В качестве примера данной формы научения можно привести освоение обезьяной действий человека с предметами быта или инструментами. Эти навыки хотя и вырабатываются в результате имитации, но не являются характерными для данного вида.
Высшим проявлением факультативного имитационного научения считается имитационное решение задач. При этом у животного – «зрителя» вырабатывается определенный навык за счет одного лишь созерцания действий другой особи решающей определенную задачу. Эта форма научения установлена у разных млекопитающих: мышей, кошек, собак и др., но особенно большую роль она играет у обезьян, у которых формирование сложных условных рефлексов происходит преимущественно на основе подражания вожаку или другим более опытным особям. В заключении следует отметить, что явления подражания сложным образом переплетаются с внутригрупповыми отношениями животных.
 
 
 
14. Проблема мотивации  поведения у животных. Мотивационные системы.
 
В каждый момент времени животное должно оценивать свое внутреннее состояние, и затем выбирать, что делать дальше. Традиционное понимание мотивации  у животных основано на принципе простой  обратной связи, а именно, изменение  во внутреннем состоянии воспринимается и оценивается головным мозгом животного  и побуждает его к определенному  поведению (создает драйв). Такое  поведение бывает аппетитивным и консумматорным.
Аппетитивное поведение включает в себя поиск подходящих внешних стимулов, и когда они находятся, наступает консумматорная активность, например потребление пищи или воды.
Консумматорное поведение ведет к снижению драйва непосредственно или за счет уменьшения внутренних и внешних стимулов, которые его вызвали.
 
Например, обезвоживание  тканей тела ощущается головным мозгом и приводит к возникновению драйва жажды; он побуждает животное искать воду (аппетитивное поведение); когда вода найдена, животное пьет (консумматорное поведение). Термин драйв введен Вудвортом (1918) под этим он понимал в мотивации способность возбуждать энергию и направлять деятельность. Вудворт различал первичные драйвы, которые возникают из потребностей тканей и вторичные – из приобретенных навыков. Сходные представления о драйве развивал Лоренц (1950) в своей этолгической концепции в виде трех последовательных процессов:
1) накопление специфической для данного действия энергии;
2) аппетитивное поведение, направленное на достижение стимульной ситуации;
3) приведение в действие  запускающего механизма и разряд  эндогенной активности в консумматорном действии.
В последние годы возникла тенденция отказаться от концепции  драйва.
 
 
15.Проблема  онтогенеза поведения.
 
Изучение изменений поведения  и психики в процессе индивидуального  развития (в онтогенезе) позволяет  понять закономерности этих изменений  и значение различных компонентов  на разных этапах становления поведения  и развития животного. Для изучения этих процессов в зоопсихологии  применяют биогенетический метод, базирующийся на эволюционной теории развития видов. Биогенетический метод  предполагает одновременное применение онтогенетического анализа, основанного  на сравнении фактов из жизни отдельной  особи и филогенетического анализа, который основывается на сравнении  фактов из жизни вида. Использование  этого комплексного подхода позволяет  понять роль инстинктивных и благоприобретённых компонентов в формировании поведения  отдельных особей.
Изучение развития психики  в онтогенезе предполагает рассмотрение следующих основных аспектов:
1. Необходимо выяснить соотношение врожденных и благоприобретённых компонентов поведения на разных этапах онтогенеза. Иными словами необходимо выяснить, что получает особь в наследство от предыдущих поколений в генетически фиксированном врожденном виде и чему она должна научиться в порядке приобретения индивидуального опыта?
По мере развития организма  совершенствуются рабочие органы, животное постепенно в процессе научения совершенствует их функцию, в результате унитарная  реакция совершается более эффективным  способом, требующим от животного  меньшего напряжения функциональных систем.
2. Степень зрелорожденности животного является важным фактором, определяющим ход онтогенеза. Способность к самостоятельному выполнению жизненных функций у новорожденных разных видов выражена в различной мере, это обусловлено различиями в уровне филогенетического развития и образом жизни вида. Детеныши животных, стоящих на более высокой ступени развития, в поведении которых большое значение имеет приобретённый компонент, как правило, рождаются менее зрелыми.
3. Значительные  различия в онтогенезе разных  групп животных определяются  наличием или отсутствием личиночных  форм. Так специфичность онтогенеза беспозвоночных заключается в том, что они имеют две формы существования – личиночную и половозрелую (имаго). Эти формы по-разному передвигаются и ведут иногда совершенно разный образ жизни, что и определяет существенные различия в формировании у них психического отражения. Для позвоночных же характерно более поступательное развитие с постепенной сменой одного состояния зрелости другим.
 
 
 
4.Онтогенез является  периодическим процессом.
Крупные периоды онтогенеза выделенные Фабри, которые имеют следующие названия:
1) пренатальный (дородовый) период;
2) ранний постнатальный  (послеродовый) период;
3) ювенильный (игровой) период;
4) период половой зрелости.
Следует отметить, что ювенильный период встречается не у всех животных, а только у тех, которым свойственна  игровая активность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
16.Развитие психической  деятельности в пренатальном периоде.
 
Эмбриональное развитие органов  и систем определяется генетически  фиксированными факторами, сложившимися в филогенезе. Общим правилом эмбриогенеза является асинхронность развития органов, систем и нервных центров, которые  регулируют их функции. То есть существуют различия в темпах их формирования и созревания.
Поэтому, у разных видов  в первую очередь формируются  те органы и системы, которые являются наиболее важными для сохранения вида и совершенно необходимыми для  поддержания жизни в самом  начале постнатального периода.
Развивающийся организм уже  в пренатальном периоде начинает производить движения, которые после рождения станут элементами двигательных актов. До рождения особи эти движения не имеют соответствующего функционального значения, то есть ещё не могут играть приспособительной роли в общении животного со средой его обитания. Иными словами поведение эмбриона имеет преадаптационное значение, но является началом и основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Необходимо подчеркнуть, что уровень эмбриональной преадаптации не является строго определённым, так как условия развития и функционирования развивающихся органов и систем эмбриона определяются также и условиями жизни родителей, их взаимодействиями с компонентами среды.
. В результате развития  ЦНС, сенсорной и двигательной  сферы, эмбрион начинает дифференцировано  отвечать только на значимые  для него раздражители и сила  реакции зависит от силы стимуляции. Способности эмбриона воспринимать  раздражители и реагировать на  них, наиболее развиты у представителей  высших позвоночных (птиц и  млекопитающих) и менее развиты  у низших позвоночных (рыб,  рептилий) и у беспозвоночных (моллюсков,  ракообразных и других).
 
+ тетрадь
 
 
17. Сравнительный  обзор развития двигательной  активности зародышей
 
Беспозвоночные: кольчатые черви, моллюски и членистоногие.
 Было выяснено, что  к концу эмбриогенеза у беспозвоночных  оказываются уже вполне сформированными  некоторые инстинктивные реакции,  имеющие первостепенное значение  для выживания. У мизид (морские ракообразные), например, к моменту вылупления уже вполне развита реакция избегания, то есть уклонения от неблагоприятных воздействий. Первоначально у эмбриона наблюдается спонтанное «вздрагивание» и «подергивание», которые затем все чаще возникают в ответ на прикосновение к икринке. Таким образом, первоначально спонтанные движения постепенно сменяются рефлекторными. Осьминог в яйце двигается при помощи ресничек, а не реактивно
Низшие позвоночные. Еще в 20-х годах было показано, что движения зачатков органов появляются в строгой последовательности, в зависимости от созревания соответствующих нервных связей.
Вообще у зародышей  костистых рыб обнаруживаются к  концу эмбриогенеза такие движения: дрожание, подергивание отдельных частей тела, вращение, змеевидное изгибание. Кроме того, перед вылуплением производятся своеобразные «клевательные» движения, облегчающие выход из яйцевидной оболочки.
Амфибии: лягушки, тритоны, саламандры. Из первоначально генерализованного сгибания всего тела зародыша постепенно формируются плавательные движения, движения конечностей и так далее. Плавательные движения формируются постепенно из более генерализованных двигательных компонентов: причем первые движения конечностей еще слиты с общим извиванием всего тела, но затем появляются одиночные рефлекторные движения одних конечностей независимо от движений мышц туловища; несколько позже и в строгой последовательности появляются более дифференцированные и согласованные движения всех четырех конечностей.
Птицы. Эмбриональное поведение птиц изучалось преимущественно на зародышах домашней курицы. Уже в конце вторых суток появляются сердцебиения, а начало спонтанной двигательной активности куриного эмбриона приурочено к 4-му дню инкубации. Весь период инкубации длится три недели. Движения начинаются с головного конца и постепенно распространяются к заднему, охватывая все большие участки тела зародыша. Самостоятельные движения органов (конечностей, хвоста, головы, клюва, глазных яблок) появляются позже.
Млекопитающие. Зародыши млекопитающих развиваются в утробе матери. Непосредственные визуальные наблюдения возможны лишь на эмбрионах, извлеченных из материнского организма, что резко искажает нормальные условия их жизни.
Так, например, Кармейкл, изучая двигательную активность зародыша морской свинки, выяснил, что первые движения состоят в подергивании шейно-плечевого участка туловища эмбриона, к 53-му дню, то есть приблизительно за неделю до родов, формируются четко выраженные реакции, которые достигают максимального развития за несколько дней до рождения. У такого эмбриона обнаруживаются уже вполне адекватные и, главное,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.