На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Рационалистическая метафизика XVII века

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:
Рационалистическая метафизика XVII века
Введение
    Б. Спиноза. Пантеизм. Метод построения системы. Атрибуты модусы субстанции. Детерминизм. Свобода как осознанная необходимость.
    Г.В. Лейбниц. Субстанция – монада. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Действительность и закон достаточного основания.
    Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Сенсуализм. Учение о первичных и вторичных качествах.  Либерализм. Свобода. Плюрализм. Вопросы права.
    Дж. Беркли. Субъективный идеализм. Д. Юм. Гносеологический скептицизм
Заключение
Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Рационализм - направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Начал складывать в результате развития математики и естествознания.  Исходит из идеи естественного порядка. Утверждает определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей. Рационализм пытается решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает объективный, всеобщий и закономерный характер. Утверждает, что научное знание достижимо посредством разума, который выступает его источником и критерием истинности.
     Рене Декарт (1596-1650).
     Декарт  излагает основы своей метафизики как учения о наиболее общих принципов бытия и знания.
     Декарт  обосновал метод “картезианского  сомнения”: сомневаться во всем, в  чем можно усомниться. Одно в чем  можно не сомневаться - сам факт существования. - “Мыслю, следовательно, существую”. Это выражение отражает существо теории познания. Этот принцип делает мысль более достоверной, чем материю, и свое сознание - более достоверным, чем сознание других.
     В основе познания лежит интеллектуальная интуиция, которая начинается с сомнения. Положение “Мыслю, следовательно, существую” - первопричина исходной интеллектуальной интуиции, из которой выводятся все знания о мире. Далее на основе дедукции разум выводит из интуитивных воззрений необходимые следствия.
     Центральное понятие картезианской метафизики - субстанция. Прежде всего Декарт разделял Бог и сотворенный им мир. Субстанцией является только Бог. При этом сотворенный мир делится на два рода субстанций - духовные и материальные. Декарт допускал три субстанции - Бога, дух и материю.
     Духовная  субстанция обладает врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Эти идей - воплощение естественного света разума. К врожденным идеям, прежде всего, относится идея Бога как существа все совершенного, а также математические и др. научные идеи. Духовные субстанции неделимы. Сущность духовного начала - умозрение.
     Материальная  субстанция делима до бесконечности. Материальная субстанция отождествляется с природой, главный ее атрибут - протяженность. Все в природе подчинено механическим законам, которые могут быть исследованы с помощью математической наука - механики. Из природы Декарт изгоняет понятие цели.
     Материальные  и духовные начала равны.
     Метафизика  Декарта - это дуализм субстанций (духовной и материальной). На ней основывается два учения - материалистическая физика, как учение о протяженной субстанции и идеалистическая психология, как идея о субстанции мыслящей. Связующее звено между ними - БОГ, который внес в природу движение и обеспечил действие ее законов.
     Декарт  расщепляет всю действительность на объект и субъект:
      Субъект - носитель познаватель действия,
      объект - то, на что направлено действие.
     Субъектом является мыслящая субстанция - “Я”.
     Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания. 

     Рационалистическая метафизика XVII века
    Б. Спиноза. Пантеизм. Метод построения системы. Атрибуты модусы субстанции. Детерминизм. Свобода как осознанная необходимость.
     Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) - нидерландский философ-рационалист, считал себя учеником Декарта, взял от последнего многие понятия своей философии, прежде всего, представление о двух началах – мышлении и протяжении. Но, в отличие от Р. Декарта, он мыслил не как дуалист, а как философ-монист. (Монист - человек, придерживающийся взгляда на окружающий мир как на нечто единое, целое, в основе которого лежит какое-нибудь одно начало.)
     Рационализм Спинозы проявляется в представленной им трактовке процесса познания. Чувственное представление - низший род знания. Достоверное знание возможно на стадии рассудка или разума - второй вид познания. Деятельность рассудка связана с оперированием общими понятиями, которые отражают объективные свойства самих вещей (прежде всего - математические понятия). На их формирование опыт не оказывает влияния, они априорны. Вершиной достоверного знания является интуиция, которая связана с дедуктивным способом познания.
     Интуиция - форма целостного знания, постигающего всю мировую связь причин и следствий.
     Творческая  суть человеческого духа проявляется  тогда, когда она действует из собственных глубин. Именно тогда  он рождает верховную идею - идею актуальной бесконечности. Эта идея кладет начало всем другим идеям и  составляет самый глубокий фундамент  достоверного знания. Эта идея тождественна идее Бога, который есть последняя основа бытия и истинности. С этой точки зрения существование Бога более необходимо, чем существование самого многообразного мира. Все в мире управляется абсолютной необходимостью. Человеческая воля неспособна что-либо изменить, так как душа - не субстанция, то есть не самостоятельна.
     Создал  моническое учение о единой субстанции, которую называл богом или природой. Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя, самосуществующей и само познающей. Именуя ее богом или природой, подчеркивает, что это иной бог, чем в теологии. Он не есть личность и не творец природы. Это - безличная сущность, бытие как начало и причина всего сущего.
     Бог - субстанция мира, первая причина всех вещей и самого себя.
     Характеристики  Бога - единственности, цельность, вневременности, простота.
     Бог - субстанция, порождающая или производящая природу. Но взаимоотношения между этими двумя природами исключают понятие творения,  а только порождение.
     В основе мира - одна субстанция, которая  содержит в себе решающие свойства, способные объяснить все многообразие мира и возможности его познания.
     Для объяснения этих процессов Спиноза использует понятия Атрибуты и Модусы.
     Атрибуты - определяющие свойства субстанции, их может быть бесконечное количество. Спиноза выделяет два - протяженность (материальность, суть вещи)  и мышление.
     Модус - единичное проявление субстанции. В качестве наиболее общих модусов протяженность выступают - движение и покой.
     Спиноза считал, что в основе мира лежит субстанция, которую он обычно называл Богом или, реже, Природой. У Бога как субстанции имеются два атрибута: мышление и протяжение.
     Протяжение – пространственная категория, означающая, что нечто материальное имеет какие-то размеры и отделено от чего-то другого каким-то расстоянием. Спиноза говорил и о том, что субстанция может иметь бесконечное количество атрибутов, но он знает только два.
     Мышление: познавательная сторона всех явлений природы существует не менее объективно, чем эти самые предметы и явления. Происходит отождествление связей материальных, идеальных, логических и вещественных.
     Осмысляя  мир через призму субстанции, атрибутов (мышления, протяжения), модусов (видоизменений атрибутов) Спиноза выстраивает определенную иерархию понятий-категорий, которую можно назвать категориальной картиной мира. Он проанализировал многие философские понятия, возродив этим аристотелевскую традицию категориального анализа.
     От  Спинозы ведет свое происхождение  знаменитая формула: «свобода - познанная необходимость» (у него она звучит так: свобода есть познание «с некоторой вечной необходимостью себя самого, Бога и вещи»). Гегель по-своему осмыслил эту формулу, потом в марксизме она была основной в определении понятия свободы. Негативный момент учения Спинозы о свободе: оно в значительной мере фаталистично; согласно ему жизнь человека предопределена; человек должен осознать это и без сопротивления следовать своему предназначению.
     В «Богословско-политическом трактате»  Спиноза подверг тщательному  анализу-критике Библию, показал, что в ней немало противоречий, критиковал представление о Боге как личном существе.
     Через эту критику Библии его называли князем атеистов. Он, конечно, не был стопроцентным атеистом. Его позиция - пантеизм, он отождествлял Бога и природу.
     Философия Спинозы несла свет разума, была жизнеутверждающей. «Человек свободный, - писал он, - ни о чем так мало не думает, как о смерти; и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». Это его высказывание противоречило тому, что писали по этому вопросу Платон и христианские философы-богословы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Г. В. Лейбниц. Субстанция – монада. Основные характеристики монады. Понятие предустановленной гармонии. Действительность и закон достаточного основания.
     Немецкий  ученый и философ Готфрид-Вильгельм  Лейбниц (1646-1716) был придворным историографом и дипломатом.
     Старался  соединить теорию с практикой. Открыл независимо от Ньютона дифференциальное и интегральное исчисление, изобрел счетную машину.
     Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление.
     Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых  могли бы быть выведены основные физические характеристики тел.
     То, что вещи обладают собственным действием, приводит Лейбница к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следовательно число субстанций бесконечно. Каждая субстанция или сила есть единица бытия или монада.
     Монада - духовная единица бытия, духовный атом.
     В своем произведении "Монадология" он объявил материальные явления  проявлением неделимых, простых  духовных единиц - монад. Неделимая  монада не имеет протяженности и  не находится в пространстве, так  как пространство бесконечно делимо.
     Монада - это нематериальный, духовный центр деятельной силы.
Монады  вечны и неуничтожимы, они не могут  возникнуть или погибнуть естественным путем. Они не изменяются и под  внешним воздействием. Всякая отдельная монада - это единство души и тела. Внешним выражением духовной сущности монады является число. Деятельность, движение - свойство монады.
     Бесчисленное множество монад  отражает не связано между собой причиной и следствием, они "не имеют окон”. И, хотя каждая монада отражает Вселенную, но это происходит не потому, что Вселенная воздействует на нее, а потому, что Бог дал ей такую природу. Все существует в гармонии и создается видимость взаимодействия. Как субстанции монады независимы друг от друга, они не изолированы, в каждой монаде отражается вся совокупность монад. Сущность монады - деятельность, а не протяженность. Эту деятельность нельзя объяснить с помощью механической причины, она выражается в смене внутренних состояний. Лейбниц называл их душами - когда у них чувство, духами - когда у них есть разум. Низшие монады - минералы, затем растения, животные, человек, высшие - бог. Вся природа одушевлена.
     Природу, считает Лейбниц, нельзя объяснить  одними законами механики, необходимо ввести также понятие цели. Ибо  каждая монада есть сразу и основание  всех своих действий и их цель. Душа - это цель тела, то, к чему оно стремится.
     Взаимодействие  души и тела монады - это Богом "предустановленная гармония". Лейбниц ввел понятие предусмотренной гармонии. Мир - живой и одушевленный, в каждом веществе – бесконечное множество живых существ - монад. Монада - и душа и тело. Душа - цель тела, но цель внутренняя, то, к чему стремиться тело. По отношению к этой внутренней цели - тело - средство души. Отношения между душой и телом - отношения "предустановленной гармонии”.
     Учение  о монадах отразилось на теории о  познании.
     «Перцепция»- бессознательное состояние монады.
     «Апперцепция» - сознание собственного состояния, рефлексия.
     Проявление  рефлексии означает переход к познанию. Эта способность свойственна не всем монадам, а только душам.  Для познания необходимы чувства. Всеобщность и необходимость - достояние ума, а не ощущений. В уме нет ничего, чего бы ни было ранее в ощущениях, кроме самого ума. Врожденные идеи, существующие в уме, - задатки знания.
     Для монад всегда характерна множественность  состояний, в них постоянно что-то изменяется, но кое-что и остается прежним. Монада - это микрокосм, бесконечно малый мир.
     Монады  Лейбниц подразделял на три категории:
      монады жизни
      монады души
    монады духа.
     Отсюда  и все сложные субстанции он делил на три группы:
      из монад-жизней возникает неорганическая природа;
      из монад-душ - животные;
      из монад-духов формируются люди.
     Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций, например, растительных и животных организмов. В природе, по его мнению, не бывает ни рождения, ни смертей, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение. Он отрицает в развитии скачки, разрывы постепенностей. В философии Г. Лейбница рациональной основе обнаруживается сочетание рационализма и эмпиризма. В работе "Новые опыты о человеческом разуме" он критикует тезис Локка о том, что нет ничего в разуме, чего не было раньше в чувствах, за исключением самого разума.
     Учение  о двух видах истины - истины факта  и метафизические истины (вечные). Вечные истины отыскиваются с помощью разума, не нуждаются в оправдании при  помощи опыта.  Истины факта открываются только посредством опыта, не могут быть доказаны на основе только логических выводов.
     Все истины он делит на группы:
      необходимые (истины разума: понятия субстанции, бытия, причины, действия, тождества, принципы логики, математики, морали)
      случайные (истины факта).
     Центр понятие теории Лейбница - понятие  о “малых перцепциях”, о бесконечно малых разностях между ступенями  развив сознания. Отсюда Лейбниц выводит, что всякое настоящее состояние  монады всегда:
      чревато будущим,
      обременено всем ее прошлым.
     Будущее монады заключено только в ней  самой, и развитие может состоять только в последовательном развертывании  ее начального состояния.  
 
 
 
 
 
 
 

    Эволюция  английского эмпиризма. Дж. Локк. Сенсуализм. Учение о первичных  и вторичных качествах.  Либерализм. Свобода. Плюрализм. Вопросы права.
    Дж. Беркли. Субъективный идеализм. Д. Юм. Гносеологический скептицизм.
     Эмпиризм  – учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, будто все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический эмпиризм (Беркли, Юм, Мах) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический эмпиризм (Ф.Бэкон, Локк, Гоббс) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир.
     Родоначальник эмпиризма Френсис Бэкон (1561-1626), считая задачей философии, создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду. Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике. Бэкон отрицает понимание науки как самоцели и как пути к более углубленному созерцанию природы. Наука - средство; ее миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений. Разрабатывая свой метод, Бэкон, прежде всего, останавливается на основных ошибках и препятствиях, стоящих на пути человека, находящегося в научном поиске.
     Он  называет эти препятствия идолами  и выделяет четыре вида идолов:
      Идол рода - главное препятствие на пути к познанию. Возникает из-за несовершенства человеческого разума. Для устранения 1-го идола Бэкон рекомендует сверять показания чувств с реальными объектами.
      Идол пещеры. Возникает за счет субъективной оценки идей. Решение: самокритичная оценка своих способностей.
      Идол площади - Связан с неправильным употреблением терминов, слов, языка науки, что ведет к ложным идеям и результатам. Решение: критическая оценка соответствия терминов определяемых ими вещей.
      Идол театра - ссылка на ложные авторитеты. Решение: неприятие никаких выводов без доказательства кем бы они ни были сформулированы.
         По  Бэкону всякое познание и изобретение  должно опираться на опыт, от изучения единичных фактов к общим положениям (индуктивный метод). Можно выделить два случая индукции:
        Полная,
        неполная индукция.
     В науке приходится прибегать к  неполной индукции. Заключение, сделанное на ее основе, не обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим, Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты опровергающие его. Таким образом, индуктивный метод Бэкона - это обобщение эмпирических фактов и выводов. Бэкон не отрицает теорию и дедуктивный метод. Он рассматривает два типа опытов:
    Опыты "плодоносные". Они приносят сиюминутную пользу.
    Опыты "светоносные". Их истинность объясняется на основе теории.
     Основным  принципом метода Бэкона является единство теории и практики. Основное отличие  философии Бэкона от античной философии. В античной философии происходит идеализирование общего (мир идей Платона). Аристотель критикует Платона, но придерживается взгляда, что истина - от общего к частному, и что о  единичном не может быть знания. Бэкон же говорит, что процесс познания может происходить путем обобщения опытных данных и таким образом может быть получено знание об общем.
     Джон  ЛОКК (1632-1704) английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. В центре философии Локка - теория познания, развитая в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона противостоящая картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластичной философии.
     Первым  в наиболее общем виде сформулировал  задачу исследования  происхождения  и объема человеческого знания. Всесторонне  обосновал положение об опытном  происхождении всякого знания.
     Категорически отвергает существующую теорию о  врожденных идеях. Говорит, что те или  иные идеи принимаются не по причине своей врожденности, а вследствие своей полезности. Отвечая на вопрос, каков источник этих идей, Л. формулирует основной принцип эмпиризма - все знание основывается на опыте.
     Различает два вида опыта:
      внешний (совокупность определений)
      внутренний (наблюдения ума над своей внутренней деятельностью).
     Источником  внешнего является материальный мир, который  воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе возникают простые идеи, имеющие  реальное содержание.
     Внешний опыт или рефлексия - деятельность ума, когда он занимается переработкой приобретенных  идей.  Деятельность ума протекает  только на основе чувственных данных, возникающих раньше идей рефлексии. Душа не может мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления.
     Но  при получении идей рефлексии  наш ум на пассивен, а активен, строит из простых идей другие. Внешний опыт - основание для всего последующего знания.
     По  способам образования и формирования идеи делятся на простые и сложные. Простые содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на составляющие элементы. Сложные идеи образуются из простых идей в результате самодеятельности ума.
     В соответствии с характером образования  различает три вида сложных идей:
    идеи модусов или эмпирических субстанций, либо зависят от первичных основании или имеют их свойства;
    идеи отношения, состоящих в сопоставлении идей;
    идеи субстанции, т.е. носитель простых идей не имеющий самостоятельного существования.
     Второе  положение эмпиризма послужило  основанием для физики: это теория о первичных и вторичных качествах. Первичные - неотделимые от тела (плотность, протяженность, движение и покой, число). Вторичные - цвета, запахи, звуки и т.п. Первичные качества исконно присущи телам и неизменны, а вторичные существуют только в восприятиях субъекта.
     Главный представитель эмпиризма. Исследует  происхождение, достоверность и  объем человеческого знания, основы и степень веры с т. зрения психологии и теории познания. Этим он хотел  побудить человека не заниматься вещами, которые выше его способности  понимания. Отрицает врожденность идей, какими бы они ни были, теоретическими или практическими. Сознание сначала  чисто, как белая бумага, и только с помощью опыта оно приобретает содержание - "идеи". Опыт же не является ни восприятием, ни самонаблюдением. Опыт различен у каждого индивида и народа, следовательно, безусловно само различие высших принципов.
     Основной  труд: "Опыт о человеческом разуме".
     Джордж  БЕРКЛИ (1684 - 1753)- субъективный идеализм. Беркли отбрасывает материалистический исходный пункт Локка и объявляет ощущения единственной воспринимаемой человеческой реальностью. Локк стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве. Этот метод есть по Локку - абстракция. Беркли пытается всеми доступными средствами доказать, что ум человека не способен к образованию описанной Локком абстракции.
     Считает, что внешний мир не существует вне зависимости от восприятия и  мышления. Исходя из того, что человек  непосредственно воспринимает только свои "идеи" (ощущения), он пришел к выводу, что существование вещей  состоит в их воспринимаемости. Идеи пассивны, они воспринимаются бестелесной  субстанцией, душой, которая активна  и может порождать идеи. Идеи потенциально существуют в божественном уме, но актуальное существование они получают в человеческом разуме. Критика понятия материи с позиций номинализма (учение о том, что общие понятия - это только названия единичных предметов, не отражающие их свойств и качеств) как внутренне противоречивого и бесполезного для познания. Отрицает мировоззренческое значение науки. Бытие вещей состоит в том, что они воспринимаются, вообще нет ничего реально существующего, кроме субстанции духа, души и моего Я. В 19 в. на Беркли ориентировались эмпириокритицисты и прагматисты.
     Основной  труд: "Трактат о началах человеческого  знания".
     ЮМ  Давид. (1711 - 1776) скептик, агностик. издал «Трактат о чел. Природе», «Опыты нравственные и политические». Задача знания быть руководством для практической ориентации. При этом единственным предметом достоверным знания считает объекты математики. Все другие  объекты исследований касаются только фактов, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся исключительно из опыта. Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. В религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с человеческим разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может быть основой морали.
     Основой всего процесса познания является опыт. Юм исключает из понятия опыт объект, существование материального мира вещей, независимых от нашего сознания. Утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятии. То, что стоит за этими образами и восприятиями не поддается рациональному обоснованию.
     Люди  в силу природного инстинкта или  предрасположенности готовы верит своим чувствам. Юм видит задачу философии в постижении субъективного мира человека, его образов, восприятия, определение тех отношений, которые складываются между ними в человеческом сознании.
     Юм  осмысливает опыт как процесс. Основными  элементами его являются восприятия(перцепции), которые состоят их двух форм познания:
      Впечатлений
      идей.
     При этом под восприятием подразумевается  всякое содержание сознания независимо от источника его формирования.
     Впечатления - перцепции, которые входят в сознание с наибольшей силой и охватывают все ощущения.
     Под идеями подразумеваются слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении.
     Юм  делит все впечатления на “впечатления ощущения” (причина появления неизвестна) и “впечатления рефлексии” (возникают в результате действия на ум некоторых ощущений).
     Все впечатления сохраняются и перерабатываются в уме в иди с помощью способности памяти и воображения. Вся творческая сила ума сводится к способностям соединять, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый внешними чувствами или опытом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.