Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Русская философия XIX XX вв

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Русская философия XIX – XX вв.
 
    Основные черты русской философии.
    Спор славянофилов и западников об историческом пути России.
    Философия В.С. Соловьева.
    Основные идеи русских философов конца  XIX – XX вв.
 
    Основные черты русской философии.
 
Философия в России имеет достаточно длительную историю и многогранное идейное содержание. На ее формирование и развитие оказали влияние православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности геокультурного расположения России в мире, национальное самосознание и другие обстоятельства.
Основные  черты:
    ученичество у Запада, связь с религиозной мыслью;
    оформилась в недрах литературы;
    историософичность, поиск исторической судьбы России;
    нелюбовь к рациональным схемам;
    основная проблема: Запад – Россия – Восток: каково историческое будущее России?
Философия России прошла следующие периоды своего развития:
Период  становления (XI - XVII вв.).
 
Основные  деятели:  митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Нил Сорский, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек, монах Филофей и др.
Отечественная философская мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны (конец X в.). Первый («ранний») период в ее развитии пришелся на XI - XVII века (Древняя и Средневековая Русь). В рамках этого длительного исторического времени происходили становление русской философии и её идейных потоков, обретение философией национального своеобразия.
Значение  раннего периода истории русской  философии состоит, прежде всего, в том, что в нем выделились основные идейные потоки отечественной философской мысли - историософский, религиозный, и нравственный. И хотя в XI-XVII веках философия еще не обрела самостоятельность как отрасль культуры, но она уже стала изучаться в некоторых церковных учебных заведениях (Киево-Могилянская академия и др.), и это помогало ей расширять пространство своего бытия в культуре общества.
 
Век Просвещения (XVIII в.).
 
Основные  деятели:  М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Григорий Сковорода, Н.Н. Поповский.
Этот этап стал заметной вехой в истории русской философской мысли и культуры. Это во многом было обусловлено реформаторской деятельностью Петра Великого, который прорубил «окно» в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаимодействия русской и европейской культур. В 1755 году был учрежден первый в стране Московский университет, а в нем образован и философский факультет. Философия стала обретать светский характер, в ней утверждался европейский тип мышления, рациональный по своей сути.
Очень большой  вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В. Ломоносов - ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель.
Во второй половине XVIII столетия большая группа русских просветителей (Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков и др.) считала, что социальные преобразования в России смогут произойти путем просвещения народа и правящих классов, совершенствования законодательства. Они надеялись на появление образованного государя, который смог бы на деле осуществить их идеи и социальные проекты.
Русское Просвещение  заметно усилило позиции философии  в духовной культуре российского  общества. Это столетие дало имя  и первого русского профессора философии  — им стал Николай Никитич Поповский, ректор гимназии при Московском университете.
 
Классический  период (XIX  в.)
 
Основные  деятели:  П.Я. Чаадаев, «западничество» и «славянофильство», Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, В.И. Ленин, Б.Н. Чичерин, Н.Я. Данилевский, К.Э. Циолковский и др.
XIX век по праву называют «золотым веком» русской философии - по богатству ярких имен мыслителей, содержательных учений, школ и идей. То была эпоха универсализма (многообразия) в истории русской философии. В центре внимания находились проблемы философии истории, на осмыслении которых в немалой степени формировалось национальное самосознание, обосновывалась русская идея. Философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы, и это стало прочной традицией отечественной духовной культуры. К началу XIX века философия изучалась уже в пяти университетах России.
Особое место  в истории русской духовности занимает религиозная философия, всплеск которой произошел во второй половине XIX - начале XX века. В силу своей специфики и богатства идейного содержания данное философское течение заслуживает отдельного рассмотрения.
 
Русская религиозная философия
 
Основные  деятели:  B.C. Соловьёв, Н. А. Бердяев, С.Л. Франк и др.
Существует  практически во всей истории русской  общественной мысли, начиная с введения христианства в Киевской Руси, но ее расцвет пришелся на конец XIX - начало XX века. Духовным источником русской религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад, а в центре ее внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. В этой философии осмыслены такие проблемы, как природа человека, его свобода, смерть и бессмертие, гуманизм и его кризис, смысл человеческой истории, ряд социальных вопросов.
 
Философия в советское время.
 
Основные  деятели:  В. И. Ленин, И. В. Сталин и др.
В советский  период отечественной истории (1917-1991) философская мысль, к сожалению, не имела возможности для полнокровного самостоятельного существования и развития в формах различных типов, направлений и течений. В условиях отсутствия свободы интеллектуального творчества, находясь под жестким контролем со стороны государства и правящей партии, философия постепенно превратилась в служанку политики. Она использовалась для теоретического обоснования закономерности советского строя и раскрытия его якобы исторических преимуществ и великих перспектив.
Советский период в истории отечественной философии  можно назвать трагическим, ведь здесь философская мысль лишилась самого важного условия для своего нормального существования - интеллектуальной свободы. Идеологизация и политизация философии негативно сказались на ее развитии. В ней образовался очень большой вакуум, который предстоит заполнять
 
    Спор славянофилов и западников об историческом пути России.
 
Славянофилам (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, братья И.С. и К.С. Аксаковы и др.) была присуща острая критика западной цивилизации как якобы «безбожной», где все продается и все покупается. Они ориентировались на православие, которое рассматривалось ими в качестве духовной основы русской нации. Славянофилы хотели, по выражению русского философа B.C. Соловьева, «России Христа», т.е. развития общества на основе религиозных ценностей. По их убеждению, формой государственного устройства в России должна быть монархия, как наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа. Социальной же основой общества призвана стать патриархальная семья.
В славянофильстве  идеализировалась допетровская Русь, где традиции и мораль народа еще  не были разрушены «тлетворным» и  «разрушительным» влиянием западной культуры.
С точки зрения славянофилов, русский народ - особый народ («народ-богоносец», по определению  Ф.М. Достоевского), призванный к высокой роли в мире. В целом же мировоззрение славянофилов было основано на трех принципах: православие, самодержавие и народность.
Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему  высший смысл и развитие, сохранив самобытность страны. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям - религии и церкви, государству, своему народу.
 
Западники (А. Л. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев и др.) по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего России. Они активно выступали за европеизацию страны, ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути. Их идеалами являлись гуманистические учения эпохи Возрождения и французского Просвещения, передовые идеи в творчестве Гегеля и Фейербаха. Они последовательно придерживались атеистических взглядов, видя в религии и церкви тормоз общественного прогресса. Западники давали высокую оценку человеческому разуму и науке, уважительно относились к правовым ценностям и нормам общества, положительно воспринимали реформы Петра Великого.
По убеждению  западников, основной ценностью и  целью общества должен быть индивид. Человек вправе быть свободным от предрассудков и обладать независимостью в обществе («не петь в общем хоре»). Европейскому человеку как идеалу западников присущи знания, он владеет своими страстями, способен покорять окружающую природу и преобразовывать общественные отношения. Западничество, таким образом, есть не только мировоззрение, но и установка на определенный (европейский) образ жизни.
Славянофильство и западничество являли собой  противоположные мировоззрения и модели развития русского общества. И славянофилы, и западники горячо любили Россию, искренне желали ей блага и процветания, хотя по-разному понимали пути к этому. Со временем эти течения прекратили свое существование, но проблема выбора Россией пути своего исторического развития сохранила свою актуальность, в том числе и для нашего времени.
 
    Философия В.С. Соловьева (1847-1900).
 
Своеобразная вершина  классической русской философии. Именно с него начинается период систематизации в русской философии (была несистемной). Его система включает следующие характеристики:
1. Принцип всеединства. С точки зрения истории христианства всегда было противопоставление между Творцом и Творением. Соловьев был с этим абсолютно не согласен. Дух и плоть, творец и творение – все едино. Мир имеет то же качество, что и Абсолют. Более того, мир развивается и, в конечном счёте, вновь сливается с Абсолютом. Здесь отдал дань пантеизму: учению о том, что «все есть Бог». Развитие рассматривал как диалектическое, за счет наложения внутренних противоречий.
2. Учение о Софии (софиология) – учение о женском начале – прародителе мира. Считал, что все развитие мира происходит за счет наличия этого начала. Эта идея была воспринята всем Серебряным Веком. Поиски Софии характерны и для 20 века – возрождение мистических традиций.
3. Теократия. Не был исключением – также выходил на социальную проблематику. История не завершена, должна завершить себя в теократии – власть Бога. Человечество управляется не государством (аппарат насилия), а церковью (как духовным союзом). В этой вселенской церкви должна быть идея папизма. Т.е. идея не распространения православия, а слияния различных христианских течений – экуменизма (за что его критиковали). Теократия станет воплощением третьей силы (материальная сила, формальная, духовная). Восточная деспотия – материальна.
Западное общество – формально (взаимозаменимость граждан в  формальных законах). Но человек может стать счастливым только духом, поэтому на смену должно прийти общество духовное. Но идея не в навязывании своих принципов миру, а цель – национальное самоотречение. Постепенно отходит от этой идеи – вряд ли Россия может быть успешной в этом деле. Теократия базируется на еще одной идее – богочеловека (переход от зверочеловека к богочеловеку, т.к. человек и Бог – нравственно однородные существа). Бог нуждается в человеке, в этом и заключается завет между нравственно однородными существами.
B.C. Соловьев подчеркивал мысль о свободе и бессмертии человека, его высоком космическом призвании. По убеждению философа, человек своей деятельностью призван соединять и «небо» и «землю», все части мира в единое и гармоничное целое. Человек - это богочеловек, т.е. всемогущее существо. Мировая гармония возможна лишь с помощью любви, взаимного стремления всех живых существ друг к другу, людей - к Богу. Человеку свыше предназначено собирать всех живых тварей воедино и созидать цельный и стройный мир. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а через веру, любовь и согласие, милосердие ко всему живому, как это делал когда-то Иисус Христос. Творение добра должно стать общим делом, проявлением подлинной соборности православных людей.
Взгляды резко меняются к  концу жизни – предлагает совершенно другие представления об истории. Становится пессимистом, апокалиптиком – не будет никакой теократии, идеал здесь недостижим, т.к. зло неистребимо. Вопрос – субстанционально ли зло? Есть ли это недостаток добра, восполнимый? Или оно необходимо само по себе (как противовес добру)?
Однозначно делает вывод, что зло субстанционально. Антихрист  обязательно придет, христиане не объединятся в этой истории. Воссоединение – только в потусторонней истории.
 
    Основные идеи русских философов конца  XIX – XX в.в.
Философская мысль этого периода довольно явно выдвигает широкую плеяду авторов, реализующих пространную проблематику.
Главный научный  интерес К. Н. Леонтьева состоял в том, чтобы прояснить истоки самобытности России, выявить общую основу человеческого существования, не только  как материального процесса, но и как религиозно-духовного бытия. Он писал о «триедином универсальном процессе», имеющем место в природе и в обществе. Все этнические, государственные и культурные образования проходят в своем развитии три стадии: первоначальной, «младенческой» простоты, «цветущей сложности» зрелого возраста и, наконец, «вторичной простоты», характеризующейся всеобщим упрощением и завершающейся неизбежной смертью исторического организма.
Характерной чертой новоевропейской культуры, по Леонтьеву, является «антропология» - «новая вера в земного человека и  в земное человечество», связанная  с индивидуализмом, с тем «обожанием прав и достоинств человека, которое  воцарилось в Европе с конца XVIII века». В целом в своей критике рационалистического антропоцентризма западного образца он следовал славянофильской традиции.
К.Леонтьев был глубочайшим образом убежден  в «неисправности Земной жизни», где  к тому же последовательно и неуклонно  торжествует пошлость. Протестуя  против разнообразных утопических  иллюзий и пророчески предупреждая о перспективе тотального утверждения  «массового общества» и его порождения – «одномерного человека», К.Леонтьев в качестве фактически единственной метафизической альтернативы этим тенденциям признавал путь индивидуального, личного  спасения.
История в  трактовке Леонтьева – процесс  органический во всех своих проявлениях  и формах, в том числе и культурных, и этой ограниченностью ее смысл  и содержание исчерпываются. В историософии Леонтьева просто нет места для  проблемы метафизического смысла истории.
В мировоззрении  Леонтьева присутствовали романтические  черты. Само его неприятие буржуазности носило изначально глубоко эстетический характер.
Пессимизм Леонтьева  в оценках перспектив истории  был непосредственным образом связан с его романтической «разочарованностью».
Славянофилы  в своей метафизике истории исходили из универсального, абсолютного значения принципов христианства. С этим в  первую очередь была связана их вера в возможность подлинного религиозно-нравственного  прогресса. Для К.Леонтьева культурно-историческое бытие человечества «непоправимо»  трагично, и никакая эстетика жизни, как бы он ее высоко ни ценил и  ни переживал, не в состоянии метафизически  «исправить подобное положение вещей.
Ф.М.Достоевский как идеолог почвенничества говорил о негативных последствиях петровских реформ. Народ не принял европейскую цивилизацию. Задача русских «создать себе новую форму, собственную, родную, взятую из почвы, из народных начал и духа». Достоевский отмечает противоречивость русского характера, в котором уживаются и смирение, и самомнение, и страстность, и совестливость. Русский народ – «народ-богоносец, ему предназначена всечеловеческая миссия – духовное оздоровление Европы и создание новой мировой цивилизации. Русский «коллективизм» и «соборность» – великие преимущества русского народа.
Основная  темы произведений Достоевского – человек, свобода, борьба добра и зла в человеке. Человек – микрокосм, центр бытия, вокруг которого все вращается. Человеческая природа противоречива и иррациональна, его душа раздвоена и в ней идет постоянная борьба между добром и злом. Главное в человеке – это свобода. Прийти к добру человек может только через свободу. Именно поэтому Достоевский категорически против насильственного способа
приведения к счастью людей - «принудительной гармонии» в  обществе (навязывания добра!), будь то католической или социалистической неважно (именно об этом известная притча о «Великом инквизиторе»).
Человек должен сделать сознательный свободный  выбор. Однако и свобода неоднозначна: она может быть корнем и добра и зла и у нее есть свои пределы (знаменитый вопрос – все ли дозволено человеку?) Нет не все. Достоевский исследует тот случай, когда свобода переходит в своеволие, своеволие ведет к злу, зло к преступлению, а преступление к наказанию. Свобода, переходящая в своеволие не хочет знать никаких ограничений, никаких святынь. Если нет Бога, если есть сам человек – Бог, то все позволено. Но кто в своеволии своем не знает границ своей свободы, теряет свободу, становится одержимым своей «идеей».
Страдание –  последствие зла. Но страдание и  очищает от зла: через покаяние душа преображается и происходит нравственное перерождение личности. Достоевский проводит в своих романах героев через этот процесс: свобода-зло-искупление.
Н.Я.Данилевский («Россия и Европа») для обоснования особого пути России создает оригинальную философско-историческую концепцию, которая положила начало целому направлению в этой области. Нет единого человеческой цивилизации. Человечество – это абстрактная идея. Реально существуют лишь культурно-исторические типы, которые проходят один и тот же путь развития: периоды зарождения, созревания, расцвета, дряхления и гибели. Всякие разговоры о превосходстве той или иной культуры беспредметны: они не хуже и не лучше друг друга, только находятся на разных этапах развития. Европа и Россия – это две разные, не смешиваемые цивилизации, с различными культурными основаниями. «Европа не случайно, а существенно нам враждебна», - настаивает Н.Я.Данилевский. Европейская цивилизация прошла период своего расцвета и теперь находится на пути к дряхлению, ее сменит зарождающаяся славяно-русская цивилизация.
Л.Толстой - теория «непротивления злу насилием». Толстой считает, что решить существующие социальные проблемы и создать гармоническое общество можно только при помощи нравственной проповеди, обращенной к каждому человеку. Насилие должно быть исключено из социальной жизни, так как оно не способно порождать ничего кроме насилия. Толстой одинаков осуждает за насилие и правительство и революционеров. Нужно нейтрализовать насилие. Для этого:
1) перестать самому совершать  прямое насилие, а также готовиться к нему,
2) не принимать участия в каком  бы то ни было насилии, совершаемом другими людьми (в частности, чтобы нейтрализовать насилие государственной власти, нужно «не участвовать в этом строе, в том, что поддерживает его: в военщине, в судах, податях, ложном учении и т.д.»),
3) не одобрять никакого насилия.
Толстой сомневается  в прогрессе общества. Прогресс коснулся лишь меньшинства, которое пользуется достижениями цивилизации за счет огромного большинства. Отрицательно писатель и философ относится и к культуре. Он целиком на стороне «природы» против «культуры», а «природа» - это народ. В духе славянофилов Толстой идеализирует народ, называя его носителем истинной веры и чистой нравственности.
А.И. Герцен – концепция «русского социализма». Россия очень отстала от Запада, но русский человек сохранил свою душу и национальный характер.
Дух русского народа воплощен в сельской общине в виде основ прямой демократии: мирского схода, совместного труда, совместного бытия. В этом смысле крестьянская община представляет собой как бы «инстинктивный коммунизм», и это поможет России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми противоречиями. Но в то же врем индивид поглощен и подавлен общиной. Поэтому нужна западная наука, политические свободы и правовые нормы. Социализм должен быть средством освобождения личности. Террор он резко отвергает.
Н.Г. Чернышевский («Что делать?») считал, что в истории действует закон нарастания прогресса, роль основного двигателя играет знание, а революция - средство коренного изменения всего общественного строя. Единственный способ решения острейших проблем России Чернышевский видел в крестьянской революции. На смену крепостному праву должен прийти строй производственно-сельскохозяйственных ассоциаций.
М.Бакунин («Государство и анархия») отстаивал идею безгосударственного социализма, анархизма. Вся история человечества представляет собой неуклонное движение из «царства животности» в «царство свободы». Основным угнетателем человеческого рода, источником зла и несчастий является государство. Оно представляет собой организованное выражение насилия и эгоизм чиновников.
Осуществлять  господство над людьми также помогает религия. Чтобы привести человечество к состоянию свободы, необходимо «взорвать» государство, исключить принцип власти из жизни общества. Бакунин был убежден, что русский мужик всегда готов к революции, так как он бунтарь по своей природе. В связи с этим революционерам следует идти в народ и звать его к бунту. На месте государства должно возникнуть общественное устройство, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций, наций.
П.Н. Ткачев выступал за террор против самодержавия – «единственное средство нравственного и общественного возрождения России». «Партия меньшинства» должна подталкивать государство к социальной революции, уничтожению существующего государства и созданию нового - государства революционной диктатуры.
П.Л. Лавров («Исторические письма») считал, что главная движущая сила исторического процесса – это критически мыслящие личности, т.е. передовая интеллигенция. Лишь они способна сформулировать социальный идеал и донести его до трудящихся с помощью пропаганды. Он призывал интеллигенцию к активной пропаганде социалистических идей среди русского народа: для подготовки революции надо идти в народ, слиться с ним и разбудить его. Вместе с тем, Лавров прекрасно осознавал, что революция не
может быть искусственной – она  должна созреть в недрах общества.
Русский космизм – учение о неразрывном единстве человека, Земли, Космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса.
Представители: Н.Федоров, Вл. Вернадский, К.Циолковский, А.Чижевский.
Основная  идея «философии общего дела» Н. Федорова – победа над смертью, достижение человеческого бессмертия и воскрешение всех прежних поколений. Нравственный долг потомков - вернуть жизнь всем предшествующим поколениям. Для воскрешения мертвых необходимо прекращение всякой вражды между людьми, нравственное объединение всех людей и активная регуляция природы путем науки и техники.
Задача науки:
1) максимально продлить жизнь  человека, сделать его организм бессмертным, 2) обеспечить все воскресшие предшествующие поколения местом для существования – путем освоения космоса и переселения на другие планеты.
К. Циолковский («Грезы о земле и небе») полагал, что жизнь и разум на Земле не являются единственными во Вселенной. Безграничное космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития: более «совершенные» и менее «совершенные». Более «совершенные» следят за порядком во Вселенной. Со временем в ходе эволюции будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала – в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее, до бесконечности, так как бесконечна сама Вселенная. Земля – «поздняя» планета, и ей дано право на самостоятельное развитие. Нравственная, космическая задача Земли – внести свой вклад в совершенствование Космоса.
Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствования мира земляне смогут, лишь покинув Землю и выйдя в Космос. Изобретение ракеты для него как ученого не самоцель, а «метод проникновения в глубины Космоса». Суть его космической философии: «в переселении с Земли и в заселении Космоса».
А.Л. Чижевский – основатель гелиобиологии – науки о Солнце и о его влиянии на земные процессы. Ученый доказывает существование природных и космических ритмов, зависимость жизни на Земле от пульса Космоса. Солнце влияет не только на здоровье человека, но и на социальные процессы на нашей планете. Социальные катаклизмы (войны, бунты, революции) во многом предопределяются поведением Солнца. По подсчетам Чижевского, во время минимальной солнечной активности – минимум массовых социальных движений 5%, во время пика – 60%. Цикл солнечной активности составляет 12 лет. Фатальные годы для России - 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1989 – пик солнечной активности.
В.В.Розанов  в зрелый период творчества не примыкал ни к одному сложившемуся философскому направлению, разрабатывая в многочисленных статьях и книгах широкий круг проблем религии и культуры, в центре которых всегда были личность, ее права и свободы. Особенно высоко он ставил Ветхий завет. Новый завет напротив, разрушил связь человека с Богом своим призывом аскезы, отказа от жизни.
Розанов считал, что пол – это не функция  и не орган, иначе не было бы любви, целомудрия, материнство и дитя не были бы самоизлучающими явлениями.
Исходя из такой метафизики пола Розанов создает  и свою картину мира, которая предстает  как живая связь всех вещей: человека, природы, истории, Бога, трансцендентного. Но связывает все это любовь.
Брак, согласно Розанову, должен быть основан на любви, на половом инстинкте в самом  глубоком метафизическом его смысле. Теперь же зачастую он является продолжением холостых удовольствий. Пол лег в  основу «пассивной» семьи и номинально-религиозного (лишь в минуту венчания) брака. Отсюда очень малое количество счастливых семей.
Пренебрежение полом, его бездонной трансцендентностью, постепенно ведет к вырождению, к  потере связи с «землей»,с «материнством». Великая задача женщины, по его мнению, - переработать нашу цивилизацию, овлажнить  ее сухие черты влажностью материнства, а «деловитость» ее – безгрешностью  и святостью.
Когда европейцы  принимают русский язык и русскую  культуру, она целиком овладевает ими, они отрекаются от самой сущности европейского начала: гордыни, господства. Русские, считал Розанов, будут тем  народом, который позволит совершить  синтез всех европейских культур  в како- то новое духовное начало.
Переход в  социализме, а значит, в полный атеизм. Истиной религиозности, по мнению Розанова, никогда не будет в русском человеке. Русские долго были в странном обольщении, считая, что соединяют в себе Европу и Азию. Но на самом деле русские не восточный и не западный народ.
Ярким и многогранным явлением в русской религиозной  философии была фигура Н. А. Бердяева. Его труды (« Философия свободы», «Философия свободного духа», «Смысл творчества») оставили заметный след в истории мировой философской мысли. Как и многие видные представители русской интеллигенции, не принявшие Советскую власть, Бердяев был в 1922 году выслан за рубеж, где и прошла его дальнейшая жизнь. Философия Бердяева, по его словам, антропологична, будучи обращена к проблемам духа и духовности, свободы и творчества, смысла жизни и призвания человека, а себя философ часто называл «очень русским философом», подчеркивая, что он - «дитя Достоевского».
В отличие  от мыслителей средних веков русский  философ подчеркивал активность природы человека, его возможность  и способность обретать свое бессмертие путем преображения окружающего  мира. Человек является носителем  высоких духовных качеств - религиозных, нравственных, эстетических и иных. Он представляет собой как бы точку, в которой пересекаются два мира - земной и божественный, низший и высший. Человек - это малый бог, активный соучастник божественного миротворения, центр всего мироздания. Его душа - это божественный элемент в нем.
Одним из важнейших  в философии Бердяева является понятие творчества, которое раскрывает фундаментальное свойство человека - способность к активной созидательной деятельности в окружающем мире. Творчество проистекает из недр духовности человека, это его ответ на призыв к нему Бога. Соответственно свобода человека также исходит изнутри, от его духовности, а не даруется извне. Человек призван осуществить, по словам Бердяева, «восьмой день творения». «Поступай так, - писал философ, - как будто бы ты слышишь Божий зов, и призван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле...» Определяя человека как носителя творческой энергии и свободы, Бердяев тем самым как бы оправдывал человека. Он подчеркивал его особое призвание - участвовать в процессах дальнейшего творения мира и его совершенствования. «Человек живит, духотворит природу своей творческой свободой и мертвит, сковывает ее своим рабством и падением в материальную необходимость». Сохранение мира от смертоносной власти времени, защита от зла - в этом и должен состоять подлинный смысл жизни человека, цели и содержания его деятельности.
К числу самых  лучших моментов философии Бердяева относится также характеристика им XX столетия. Русский мыслитель расценивал это время как античеловеческую эпоху, поскольку в ней происходят «эрозия гуманизма» и «истребление духовности». В этом веке был создан огромный технический мир, и человек становится космиургом - мощной космической силой с колоссальным потенциалом энергии. Однако техника разрушает человека, опустошает его душевный и эмоциональный мир, уничтожает индивидуальность. К сожалению, в наше время вещь нередко становится ценнее человека, вытесняет высокую культуру. Размышляя об этом, Бердяев замечал, что вполне может наступить такой момент, когда человека уже не будет, он просто перестанет существовать в качестве человека.
Н.А. Бердяев  известен также и как глубокий исследователь «русской души», т.е. национального самосознания. Большое  познавательное значение имеет определение  им России как великого и цельного «Востоко-Запада». Значительное место  в его творчестве занимала тема русской  интелли
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.