Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат История психологии труда

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.10.2012. Год: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
1. История зарубежной  психологии труда
Становление психологии труда  датируется 1879 г., когда созданная  Вильгельмом Вундтом (1832-1920) первая в мире психологическая лаборатория  стала Международным центром  экспериментальной психологии. Изучение отдельных психических функций  В. Вундтом послужило толчком  для разработки аналитического и  синтетического методов исследования и предопределило один из двух основных подходов к оценке профессиональной пригодности, использовавшихся в последующем.
Становление психологии труда  как самостоятельной научной  и прикладной дисциплины во многом было подготовлено рядом законоположений  о труде, его безопасности и гигиене, о защите труда детей, о защите трудящихся в случаях увечья, принятых в промышленно развитых странах  Европы в конце XIX в.: в Швейцарии -- в 1877 г., в Англии -- в 1878 г., в Австрии -- в 1883-1885 гг., в Швеции -- в 1885 г., в Италии -- в 1888 г., в Бельгии -- в 1889 г., в Германии -- в 1891 г., в Норвегии -- в 1892 г., во Франции -- в 1892 г., в России -- в 1903 г.
Введение фабричных законов  и судов служило средством  государственной регламентации  отношений работодателей и трудящихся. Не всегда законы были эффективными, но в обществе постепенно формировалась  новая система ценностей, отражающая интересы и государственную поддержку  не только предпринимателей, но и рабочих, признание их права на жизнь и  охрану здоровья. Организация труда  и его субъекты становятся объектом серьезного научного изучения первоначально  в масштабах государства, а затем  и на уровне отдельных отраслей и  организаций.
Становление психологии труда  как самостоятельной дисциплины подготовлено непосредственным развитием-и концентрацией промышленного производства. Синдикаты образовывали биржи труда и национальные федерации ремесел. Первая биржа труда была открыта в 1887 г. в Париже, в 1892 г. -- Центральная биржа Франции, к концу 1902 г. во Франции функционировали 94 биржи [98].
Функционируя как самостоятельные  организации, биржи получали субсидии от города, располагали казначейством, архивом, библиотекой, бесплатными  бюро для поиска работы, профессиональными  курсами, ссудными кассами для безработных. Подобная концентрация и организация  рабочих, их право продавать свой труд, естественно, порождали социальные требования к их общей и профессиональной подготовке и переподготовке, проблемы подбора, отбора и распределения  кадров.
Быстрое расширение масштабов  производства требовало научных  знаний об управлении, о резервах снижения себестоимости продукции. Классиком  научного управления стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор. Принципы научного управления по Ф. У. Тейлору таковы:
1. Изучение и научно  обоснованное нормирование труда  должны заменить эмпирическую  практику установления норм выработки,  опираясь на опыт рабочих.
2. Необходим отбор «первоклассных  работников» (наиболее подходящих  по физическим и личностным  данным к требованиям профессии), их инструктаж и подготовка.
3. Необходимы четкое и  ответственное распределение обязанностей  между администрацией и рабочими, контроль показателей труда в  целях получения запланированной  продукции.
4. Необходимо тесное сотрудничество  между администрацией и рабочими. Противостояние и забастовки  только ухудшают финансовое положение  предприятия и рабочих.
Одна из первых попыток  систематизации знаний о человеке и  труде для практики управления производством  постулировала следующую технологию изучения трудовых движении:
¦ отобрать 10-15 лучших рабочих, особенно искусных в выполнении работы, подвергаемой анализу;
¦ подвергнуть точному  исследованию весь ряд элементарных операций каждого отдельного рабочего, а также те инструменты, которые  он использует;
¦ зарегистрировав с секундомером продолжительность каждой отдельной  операции, отобрать наиболее быстрый  способ каждого отдельного элемента работы;
¦ устранить все неправильные, медленные, излишние движения;
¦ соединить все наилучшие  и наиболее быстрые движения вместе с наилучшими типами инструментов.
Идеи Ф. У. Тейлора встретили  критику и неприятие как в научной среде, так и в среде рабочих, однако их реализация была довольно убедительной. Только в США к 1912 г. по системе Тейлора работало более 50 000 человек. Их заработок сравнительно с рабочими других предприятий повысился на 30-100%. Количество производимой продукции на одного работника и на машину возросло в два раза. Не было стачек, финансовое положение компаний значительно улучшилось. Принципы научного управления производством Ф. У. Тейлора послужили мощным импульсом к развитию наук о труде и человеке как субъекте труда: индустриальной (промышленной) психотехники, психологии труда, эргономики (эргологии, эргометрики -- рис. 2.1).
Дальнейшее направленное изучение паттернов рабочих движений с использованием киносъемки в 1920-х  гг. провели супруги Фрэнк и  Лилиан Джилбрет (см. главу 4). Авторитетным теоретиком и практиком организации массового производства в начале XX в. выступил Генри Форд (1863-1947), успешно реализовавший идеи Тейлора о возможности рационализации даже простых форм труда и его условий, рабочих мест и инструмента. Один из зачинателей конвейерной системы производства, Г. Форд, в своих концепциях и практических действиях пошел дальше масштабов одного предприятия -- к организации системы взаимодействия предприятий, банка рабочих вакансий требуемых профессий, профессиональной подготовки и условий жизнедеятельности рабочих
Анри Файоль во Франции, Линдалл Урвик в Англии развивали теорию управления организацией, выступая одновременно в роли успешных практиков, консультантов, теоретиков
Рис. 1. Запросы социальной практики, хронологические и функциональные связи психологии труда с основными направлениями психологии и смежными дисциплинами
Упрощенное понимание  личности и мотивации человека к  труду в классической школе управленияприводит к становлению школы человеческих отношений. В 1927-1933 гг. в ходе исследований на заводе Хоторна компании «Вестерн электрик» Э. Мэйо и Ф. Ротлисбер-гер выделили важную роль социально-психологических факторов в деятельности рабочих. Новые идеи управления персоналом (организация межличностных отношений между рабочими, рабочими и администрацией, распределения функций управления, факторов мотивации) получают дальнейшее развитие в работах М. Фоллет, Д. Мак-Грегора, А. Маслоу, Ф. Герцбергера и других ученых.
Но некоторая неудовлетворенность  делового мира во многом декларативными гуманистическими принципами и позицией представителей «школы человеческих отношений», еще не получившими системно обоснованных и убедительных для промышленников аргументов, приводит к становлению  в 1950-х гг. «эмпирической школы». Ее классики -- П. Дракер, Р. Девис, Э. Дейл -- предложили систематизировать опыт лучших управленцев, объединить лучшее из классической теории и «школы человеческих отношений» и на основе этой интеграции обучать менеджеров. Нередко совмещая роли ученого, консультанта, руководителя, они внесли заметный вклад в теорию и практику управления.
В 1950-1960-е гг. под влиянием идей теории систем и методов структурно-функционального  анализа формируется и другое направление -- школа социальных систем. Ее крупнейшие представители -- Ч. Бернар, Г. Саймон, Ф. Селзник и др. -- рассматривают организацию как систему с такими компонентами, как «индивид», «формальная структура», «неформальная структура», «статусы», «роли», «физическое и социальное окружение». Организация рассматривается ими как сотрудничающая коалиция, жизнеспособная в той степени, в какой она обеспечивает удовлетворение от процесса труда ее субъектов, необходимое для продолжения их вклада в производственный процесс. Дальнейшее развитие и системное оформление идей школы «человеческих отношений», обстоятельное изучение мотивации работников содействуют становлению организационной психологии
В 1960-1970-е гг. оформляется  преобладающий в настоящее время  «ситуационный подход». Его лидеры -- Р. Моккер, Дж. Вудсворд, Д. Ломбард и др. -- развили идеи ситуационных, вероятностных факторов управления. Они утверждали: нет единственно правильного способа управления организацией и производственными процессами; лучший способ тот, который применяется быстро и своевременно; накопленные в науке управления знания относительны; изучение конкретных ситуаций и организаций позволяет выделять их типы п определять границы приложения научных знаний; совокупность внешних и внутренних обстоятельств определяет тип группового поведения; стиль руководства должен изменяться сообразно обстоятельствам.
Первоначальные идеи, принципы и теории управления 1920-х гг. оформляются  и обособляются в самостоятельное  научное направление, взаимно обогащаясь, с тем чтобы в 1950-е гг. вновь встретиться с психологией труда; последняя начинает именоваться организационной психологией и психологией труда
Та строгость экспериментального исследования, которая в психологии изначально была присуща, пожалуй, лишь бихевиоризму, к середине XX в. входит в научную культуру психологии труда.
Количественные методы изучения профессиональной деятельности к 50-м  гг. объединяются в отдельное направление -- исследование операций. Интегрнруясь в последующем с экспериментальными методами изучения когнитивных процессов (восприятие, переработка информации, принятие решений) человека-оператора в социотехнп-ческих системах, т. е. в системах «человек-машина», они оформляются в инженерную психологию (находящую активное применение прежде всего на предприятиях оборонного значения, военных объектах, в крупных государственных организациях и объектах -- АЭС, ГЭС, ТЭЦ и т. п.).
Психология труда -- первоначально индустриальная (промышленная, профессиональная) психология, или психотехника, -- продолжает активно развиваться и в плане изучения деятельности непосредственных исполнителей -- рабочих. Термин психотехника в 1900 г. предложил Вильям Штерн (1871-1938) для обозначения прикладной психологии, «берущейся за решение задач общественной жизни, обращенных в будущее». В 1912-1914 гг. Гуго Мюнстерберг (1863-1916) наметил общие принципы психотехники и предложил первую программу хозяйственной психотехники, включающую три раздела.
1. Задачи, для успешного  решения которых являются значимыми  психические особенности человека (вопросы, предшествующие непосредственному  производству: психологическое консультированне при выборе работы в интересах клиента и профессиональный отбор в интересах работодателя).
2. Экономические задачи, связанные  с особенностями психической  деятельности работников и с  продуктивностью труда (рационализация  трудовых движений, рабочего инструмента,  снижение производственного утомления,  преодоление монотонности, профилактика  травматизма и аварий, рационализация  профессиональной подготовки).
3. Экономические задачи, связанные  с направленным воздействием  на личность (проблемы продажи  товаров и услуг в сфере  торговли, рекламы и психологического воздействия на клиентов и покупателей, воздействия на персонал организаций).
В 1908 г. в Бостоне Ф. Парсон открывает первое бюро консультации молодежи по выбору профессии. В 1923 г. в США оформляется Национальная ассоциация профессионального консультирования. Это движение развивается и в других странах. Например, в Германии в начале 1920-х гг. функционировали более 500 бюро профкон-сультирования населения. В начале XX в. в США и в европейских странах появляются институты индустриальной психологии, научные ассоциации, налаживается выпуск научных журналов, в университетах появляются кафедры психологии и присуждаются звания в области психологии
Во Франции в 1896 г. А. Бине и В. Анри разработали методы оценки умственных способностей для выделения умственно отсталых людей («коэффициент интеллекта» -- IQ), одна из целей которых -- обеспечение классно-урочной формы общего начального обучения населения как первого этапа профессиональной подготовки кадров дляразвивающейся промышленности.
Социальные катаклизмы (Первая и Вторая мировые войны, экономические депрессии) не только не прервали поступательного развития психологии труда, но, напротив, сыграли роль предпосылок и катализаторов развития дисциплины. В США индустриальная психология получила широкое распространение, в частности благодаря успешному опыту комплектования подразделений американской армии в период Первой мировой войны (через обследование с применением тестов на интеллект прошли около 1,7 млн человек). Еще более масштабный опыт и авторитет психологи обрели, участвуя в комплектовании армии в период Второй мировой войны (протестировано более 5 млн человек).
2. Психология труда  в России
Первоначально психология труда  в России развивалась в той  же логической последовательности, что  и зарубежная индустриальная психология: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость оптимизации труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий. Идеи Ф. У. Тейлора пользовались популярностью, но сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому переосмыслению теории управления и выдвижению новых концепций оптимизации труда.
В истории отечественной  психологии можно выделить несколько  этапов: 1900-1917 гг.; 1917-1920 гг.; 1921-1936 гг.; 1937-1960 гг.; 1961-1990 гг.; с 1991 г. по настоящее время.
Первый период можно охарактеризовать как накопление научного опыта (в  университетах Тарту и Симферополя, в Военно-медицинской академии С.-Петербурга проводились исследования и разрабатывались  диагностические методики; лауреат  Нобелевской премии академик И. П. Павлов приступил к экспериментальному изучению высшей нервной деятельности) и практического опыта (на ряде предприятий  применяется система Ф. У. Тейлора).
Научная и практическая работа в области психологии труда активизировалась после завершения Гражданской войны. Проблема подъема производительности труда, восстановления экономики стала  проблемой выживания страны и  сохранения независимости государства. Инициативы ученых по организации труда  и управления получили действенную  поддержку руководителей государства -- В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Ф. Э. Дзержинского, М. В. Фрунзе, В. В. Куйбышева и др.
I Всероссийская конференция  по научной организации труда  (НОТ) была проведена 20-27 января 1921 г. при поддержке народного  комиссара путей сообщения Л.  Д. Троцкого. Состояние научной  и прикладной психологии отражало  количество представленных организаций  и темы более 60 докладов. Так,  Петроград представляли Институт  по изучению мозга и его  Центральная лаборатория труда  с докладами «Рациональное использование  человеческой энергии в труде» (В. М. Бехтерев), «Принципы организации  научного изучения труда. Эргология и эрготехнпка» (В. Н. Мясищев), «Методологические основы профессиональной психологии» (В. И. Рабинович),
«Психоневрозы труда и  их предупреждение» (Т. К. Розенталь), «Психология  и профессиональный отбор» (И. В. Эвергетов) и др.
Второй крупный научный  центр -- Москву -- представляли Психологический  институт при МГУ, Психоневрологический институт, Центральный институт труда, Социалистическая академия, Всероссийский  центр профессиональных союзов; провинцию -- Институт труда (Таганрог), Институт производительности труда (Иваново-Вознесенск), Институт НОТ (Казань).
Эмпирической базой научных  сообщений послужил материал работы ученых и врачей на предприятиях и  транспорте, телеграфных станциях, в военных госпиталях
Уже в 1920 г. российская психология труда заявила о себе как зрелая наука. Показательны оформившиеся на конференции  течения.
«Тейлористы» (А. К. Гастев и др.) считали необходимым развивать принципы и методы научного управления Ф. У. Тейлора, стимулировать развитие комплекса наук о труде (биомеханику, организационную психологию и др.).
«Антитейлористы» (В. М. Бехтерев и др.), отмечая ценность ряда идей Ф. У. Тейлора, указывали на необходимость использовать собственные достижения в области гигиены труда, физиологии, рефлексологии; оптимизация труда рассматривалась ими в контексте задач гармонизации и оздоровления всех условий протекания трудовых процессов -- физических и социальных.
Представители «Платформы 17-ти» (П. М. Керженцев и др.) акцентировали внимание на качественных особенностях принципов труда при социализме и первоочередной необходимости рационализации техники и механизации производства.
«Богдановское течение» объединяло сторонников А. А. Богданова, создателя тектологии -- «всеобщей организационной науки», «учения о строительстве».
Научный уровень осмысления проблем психологии труда российскими  учеными в начале XX в. виден на примере одного из активных участников I Всероссийской конференции. Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873-1928) -- врач (организатор первого в мире Института переливания крови), экономист, философ, видный деятель РСДРП, автор «Краткого курса экономической науки», выдержавшего 15 переизданий, редактор большевистских газет (вместе с В. И. Лениным, который в «Материализме и эмпириокритицизме» критиковал его, Богданова, позицию). А. А. Богданов достойно ответил на критику в работе «Вера и наука» (1910), которая в России осталась неизвестной многим
В связи с задачами психологии труда А. А. Богданов, в частности, рассматривает явления природы, человека, общество в единстве, как  комплекс элементов, обладающих свойствами целого. Выделяемая им новая научная  дисциплина -- тектология стремится систематизировать организационный опыт человечества в целом, изучает общие организационные закономерности, поднимаясь до универсальных законов сочетания разных элементов. Первые издания книги «Тектология (всеобщая организационная наука)» (она выходила в Германии в 1913, 1917, 1922, 1927 гг.) были доступны Людвигу фон Берта-ланфи, Норберту Винеру и другим зарубежным ученым, публикации которых появились лишь в 1940-х гг. По признанию отечественных и зарубежных экспертов, тектология стала предшественницей теории систем, кибернетики, синергетики, системной методологии научного познания. Но критическая оценка В. И. Лениным в 1908 г. философских взглядов А. А. Богданова привела к замалчиванию в России научного наследия этого неординарного ученого.
В этот же период активно  работали в области психологии труда  такие выдающиеся российские ученые, как Владимир Михайлович Бехтерев(1857-1927), Николай Александрович Бернштейн (1896-- 1966) и многие другие.
Энтузиазм ученых и поддержка  государства в 20-30-х гг. предопределили значительные успехи в развитии психологии труда, являющейся органичной частью научного управления. Под руководством А. К. Гастева, директора Центрального института труда, была создана система экспертизы существующих производственных организаций, организационного проектирования трудовых постов и рабочих мест, включая всю цепочку технологии производства. При этом реализовывались идеи тектологии о прогрессивном развитии и функционировании организаций. В условиях НЭПа было необходимо решать задачи управления трудом, предполагающие научный анализ трудовых процессов с целью их оптимизации. Психология труда (психотехника) находила применение и в Вооруженных силах страны: решались задачи профессиографирования в различных родах войск, «подбора частей одной боеспособности», «отбора комсо-
Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) -- русским психолог, физиолог, невропатолог. Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школыстава», профотбора на особые воинские специальности (летчиков, пулеметчиков, радиотелеграфистов и др.), рационализации методов обучения воинским специальностям. Даже в области партийной работы обсуждались «методы учета партийных сил», «метод перекрестных характеристик», рационализация методов партийной работы, партвоздействий, типы партийных работников и др.
К 1930 г. вопросы профконсультации и профотбора разрабатывались в 141 научно-практическом подразделении (в структуре вузов, наркоматов, ведомств). Многочисленные психофизиологические лаборатории занимались изучением профессиональной работоспособности, рационализацией режимов работы и орудий, обоснованием норм труда, профилактикой промышленного травматизма.
Издаются журналы «Психофизиология труда и психотехника» (с 1928 г.), «Советская психотехника» (с 1932 г.). В 1927-1934 гг. российские ученые участвовали в международных  психотехнических конференциях, избирались в состав Международного правления  психотехнических съездов. VII Международная  психотехническая конференция (1931 г.) проходила  в Москве
Изменение экономических  приоритетов государства к 30-м  гг. отразилось и на прикладных отраслях науки. «Стройки социализма» требовали  дешевой рабочей силы, поставка которой  отчасти обеспечивалась массовыми  репрессиями. Понятно, что применение научных методов оценки и оптимизации  труда становилось все более излишним. Стахановское движение нередко сопровождалось нарушением техники безопасности, что приводило к протестам инженеров и ученых. Политизация жизни в стране вела к тому, что при трудоустройстве главным становилось происхождение, а не квалификация и способности человека. Ужесточались административные меры управления трудом: с 1929 г. были введены штрафы за нарушения трудовой дисциплины, с 1932 г. -- осуждение на 5--10 лет, с 1940 г. -- уголовное наказание за опоздание на работу свыше 20 минут.
С 1930 г. со стороны политического  руководства появилась настороженность, усилилась критика. Постановление  ЦК ВКП (б) от 4 июня 1936 г. «О педологических извращениях в системе нарком-просов» по существу до 1960-х гг. остановило развитие всех прикладных и теоретических направлений психологии, связанных с оценкой индивидуальных различий людей, с использованием экспериментальных методов в общественных науках.
3. Место психологии  в системе наук о человеке  как субъекте деятельности
История становления научной  дисциплины прямо и косвенно отражается в процессах ее взаимодействия с  другими дисциплинами, в процессах ее дифференциации -- выделении и становлении как самостоятельных ее отдельных ветвей, подходов, направлений.
Активное взаимодействие психологии труда с другими научными дисциплинами -- не исключение из правил, а, скорее, наиболее концентрированное их выражение. Такие же отношения взаимодействия присущи в целом и психологии как науке.
Сравнительно поздно выделившаяся в самостоятельную дисциплину психология, естественно, активно интегрирует  знания о человеке всех ранее сформировавшихся научных дисциплин, связь с которыми обретает уже гносеологический статус. Так, Б. М. Кедров и Ж. Пиаже в своих  классификациях помещают психологию в  центр «треугольника наук» (гуманитарных, точных, естественных). Б. Г. Ананьев, М. Бунге, Б. Ф. Ломов в своих систематизациях обстоятельно анализируют статус и системообразующую функцию психологии в системе наук. По мнению Б. Ф. Ломова1, сама дифференциация психологии определяется ее органичной связью с другими науками:
1) общественными (через социальную психологию и связанные с ней отрасли);
2) естественными (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию);
3) медицинскими (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию);
4) педагогическими (через психологию развития, педагогическую психологию, специальную психологию);
5) техническими (через инженерную психологию). В целом психология тесно связана с философией и математикой
В последние годы многие ученые приходят к выводу о приобретении психологией статуса самостоятельной  фундаментальной науки, имеющей  многообразные связи с другими  научными областями.
Сложные взаимосвязи психологии труда с другими ветвями психологии, во многом обусловленные запросами  социальной практики, можно представить  в виде хронологической схемы, отражающей изменения и обогащение содержания самой дисциплины
В начале XX в. Ф. Тейлор, Г. Мюнстерберг, Ф. Парсонс, В. Штерн и другие заложили основы широкого применения экспериментальных методов оценки профессионально важных качеств рабочих -- гестологии. Эти идеи распространились и на начальную школу как первую ступень подготовки кадров (педология). Научное изучение проблемы устойчивых качеств человека стимулировало развитие таких дисциплин, как психометрика, психодиагностика, дифференциальная психология (а в дальнейшем -- дифференциальной психофизиологии, психогенетики).
Осознание необходимости  комплексного подхода в 1920-1930-е гг. привело к становлению социологии труда, гигиены труда, производственной санитарии, чему в немалой степени  способствовал вклад российских ученых, многие из которых имели  медицинское образование (В. М. Бехтерев, Н. А. Бернштейн, А. А. Богданов и др.). Накопленный позитивный опыт в профобучении и подготовке кадров способствует становлению педагогики трудового обучения.
Кризисы управления, экономические  депрессии 1930-х гг. привлекли внимание к социально-психологическим факторам производства и управления людьми и  стимулировали развитие социологии и психологии управления. Вторая мировая  война вскрыла множество новых  проблем управления человеком техникой в экстремальных условиях. Прежде всего они касались подготовки кадров для авиации, связи, флота. Совокупность научно-практических задач привела к становлению инженерной психологии, которая в последующем нашла активное применение и в других важных областях (энергетика, точное приборостроение, оборонная промышленность и др.). Следствием развития данной дисциплины и постановки комплексных специфических задач в 1950-1970-х гг. было выделение из нее авиационной и космической психологии.
Научно-техническая революция 1960-х гг., быстрая смена и обновление технологий и оборудования в промышленности и на транспорте сделали остро  актуальными решение проблемы адаптации  человека к технике, к функциональным особенностям новых рабочих мест, к самой необходимости неоднократно в продолжении профессиональной карьеры проходить переподготовку, к изменениям содержания профессиональной деятельности работника, структуры рабочих бригад и т. п. Все это способствовало развитию системотехнического подхода, психологии организационного развития и теории управления.
Решение конструкторских  задач в системе «человек-техника» выявило в 1960-1980-х гг. повсеместное неэффективное использование человеческих ресурсов, а порой и «конфликт» человека и техники (не ожидаемые  разработчиками явления монотонии, депрессии, аварийности, травматизма, брака). Остро встала проблема гуманизации труда, гибкого управления всем спектром социально-экономических, социально-психологических и психогигиенических условий труда, что приводит к его переосмыслению и развитию организационной психологии, эргономики, эргодизайна.
Повышение роли и активности человека в производстве, равно как  и ответственности и масштаба последствий за принимаемые решения, в последние десятилетия XX в. потребовало нового понимания самого человека -- уже не только как субъекта труда, но и как активного субъекта своей жизни. Профессиональная деятельность уже не могла рассматриваться узко -- как исключительно производственная активность. Жизнь потребовала пересмотра многих устоявшихся парадигм социальных наук, образования, управления, подготовки персонала, карьеры людей. Воплощением нового подхода к деятельному субъекту труда являются акмеология, психология профессионализма и другие, еще формирующиеся научные дисциплины
4. Тенденции развития  общества, общественного производства  и представлений о субъекте труда
С развитием производства и общества изменяются и представления  предпринимателей и ученых о человеке-деятеле  в трудовых процессах, в частности, и социальном управлении активностью  человека в целом. Социальные стереотипы менеджмента, характерные для разных стадий развития общества, одним из первых выделил Д. Мак-Грегор (теории «X» и «К») и позже -- У. Оучи (теория «Z») [56, 65, 86, 99]. Теории «X», «У» и «Z» отражают историю взаимоотношений людей в процессе производства: от жесткого принуждения к труду и контролю за процессами работы исполнителей к пониманию человеческого потенциала как важнейшего производственного ресурса.
В доктрине «X» человек  рассматривается как винтик, который  легко можно заменить другим; средний  человек избегает ответственности  и инициативы, ленив, ненавидит работу, предпочитает безопасность, способен к выполнению строго определенной профессиональной роли, нуждается в постоянном контроле; необходимо минимизировать его социальные контакты и конфликты, снижающие  производительность труда и повышающие издержки производства.
Согласно доктрине «Y», работник -- человек, которого надо хорошо мотивировать и создавать ему оптимальные  условия для эффективной работы; труд воспринимается им как естественный процесс и потребность, приобщение человека к общим ценностям организации  способствует достижению максимального  экономического эффекта; его ответственность  и обязательства зависят от свободы  в принятии решений по работе, от вознаграждения за труд; наиболее значимые вознаграждения связаны с удовлетворением потребностей человека в самовыражении и самоактуалнзации.
По «Z»-концепции человеческий потенциал понимается как важнейший  фактор производства, поэтому задача кадровых служб -- способствовать и максимально использовать активность, инициативу и предпринимательскую активность людей, создавая для этого соответствующие условия: создавать и поддерживать моральные стимулы труда; проявлять интерес к человеку как к личности, а не только как к работнику; уделять внимание его неформальным отношениям и взаимодействиям.
Большую роль в смене доктрины «X» на «У» и «Z» в кадровом менеджменте сыграли гуманистическая  психология и школа «человеческих  отношений», а также в последующем -- ситуационный подход в управлении организацией и изучение управленческой практики Японии.
Становление системного подхода  в науке и в практике вызвало  революционные изменения в понимании  самого управления организацией труда  людей, в частности, обусловило возникновение  принципиально новой технологии кадрового менеджмента -- управление человеческими ресурсами. Эта технология была введена в концепцию стратегического менеджмента, а функция управления персоналом стала компетенций высших руководителей организаций.
В становлении кадрового  менеджмента Дж. Ньюман и Б. Мейсон выделяют три исторические модели
1. Менеджер по персоналу  как попечитель своих работников, заботящийся о гигиене труда и психологическом климате в коллективе, имеющий подготовку в области промышленной социологии и психологии. Эту модель определяла доктрина человеческих отношений. Но должностной статус менеджера по персоналу в этой модели еще довольно низкий -- помощник линейных руководителей в проведении эффективной политики корпорации в отношении наемных раб
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.