На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные средства туристского предприятия и эффективность их использования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
 
Туризм  является  одной  из  крупнейших,  высокодоходных  и   наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Успешное развитие  туризма  оказывает влияние  на  такие  ключевые  сектора  экономики,  как  транспорт  и  связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров  народного потребления  и др. Таким  образом,  создание  развитой  туристской  индустрии  имеет большое значение и как одно  из  эффективных  направлений  структурной перестройки экономики Беларуси.  Согласно прогнозу Всемирной Туристической   Организации (ВТО),  к  2020  году количество  международных  туристических  посещений  составит  1,6  миллиона единиц [33].
В своем нынешнем виде туризм — это курс истории, архитектуры, эстетики и   гастрономии,   сопровождающийся   восторгом   открытий,   связанных    с путешествием. Исключительно велико его социальное,  культурно-воспитательное и  познавательное  значение.  Благодаря ему современный   человек   может реализовать  стремление  познать  новое,  преодолевать  большие  расстояния, чтобы увидеть, «что  там за  горизонтом»,  увидеть своими  глазами «живую историю», накопленную тысячелетиями.  Это с  одной  стороны.  А  с  другой  — туризм есть высокодоходный бизнес,  поскольку опыт  наиболее  удачливых в этом отношении государств показывает: люди охотно тратят  свои  большие или не очень большие деньги именно на путешествия.
Более детальное изучение  туристского рынка позволяет сформировать спрос и предложение. 
Актуальность темы заключается  в том, что изучение спроса на рынке  сейчас становится первоочередной задачей  при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени.
Целью  курсовой  работы  является  рассмотрение  сущности  и особенности туристского рынка, а так же изучить влияние спроса и предложения на туристском рынке.
Именно поэтому в данной курсовой работе будут рассмотрены  такие задачи как: «Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы изменения спроса» — дающий понятие о принципах изменениях спроса и величины спроса в зависимости от различных ситуаций; «Закон предложения. Ценовые и неценовые факторы изменения предложения» — позволяющий изучить реакцию «продавцов» на различные изменения на рынке, а именно – изменение цены товара под воздействием спроса, изменение предложения под воздействием неценовых, внешних факторов.
Вопрос «Эластичность  спроса и предложения. Варианты эластичности спроса и предложения» позволяет  получить понятие о видах взаимосвязи  спроса и предложения на товар, под  влиянием изменения внешних факторов.
При изучении спроса и предложения, я считаю целесообразным для логического  завершения темы рассмотреть также  вопрос рыночного равновесия, которое  собственно в конкурентных условиях определяет стоимость товара, работ, услуг. А также дает понятие о, собственно, смысловом значении явлений  спроса и предложения.
Курсовая  работа  состоит  из  введения, двух  глав, заключения, списка  использованных  источников  и  приложения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1  Туристский рынок: сущность, структура и особенности
 
      Понятие и сущность туристского рынка
 
Рынок — это опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур, обеспечивающих функционирование таких отношений. Это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок составляет основу рыночной экономики. И в то же время это инструмент (или механизм), сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как у других характер международный или национальный; одни предполагают личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга. К последнему типу относится туристский рынок. [2]
Туристический рынок:
- это совокупность потребителей  туристического продукта, которые  имеют средства его купить  сегодня или завтра (потенциальную  покупательскую способность);
- это система мирохозяйственных  связей, в которой совершается  процесс превращения  туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения денег в туристско-экскурсионные услуги. В этом контексте можно сказать, что туристический рынок образуют страны – экспортеры и импортеры туризма;
- это экономическая система  взаимодействия четырех основных  элементов: туристического спроса, предложения туристического продукта, цены и конкуренции. [38]
Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение  для обеспечения купли-продажи  туристского продукта в данное время  и в определенном месте.
При характеристике туристского  рынка необходимо учитывать ряд  моментов:
-    основным предметом  купли-продажи являются услуги;
-    кроме покупателя  и продавца в механизм туристского  рынка включается значительное  количество посреднических звеньев;
-    спрос на туристские  услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников  поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью;  индивидуальностью и высокой  степенью дифференциации; большой  замещаемостью; отдаленностью по  времени и месту от туристского предложения;
-    туристское предложение  также характеризуется рядом  отличительных характеристик: товары  и услуги в туризме имеют  тройственный характер (природные  ресурсы, созданные ресурсы, туристские  ресурсы); высокая фондоемкость отрасли;  низкая эластичность; комплексность.
В целом, с точки зрения экономической и управленческой точек зрения, туристский рынок можно  представить в виде двух относительно самостоятельных, с точки зрения маркетингового анализа, областей: рынка  предложений и рынка спроса (рис. 1).
 

 
Рисунок 1. Области туристского рынка
Источник: [32]
В реальной практике оба  рынка тесно связаны между  собой, взаимодействуя в резонансном  режиме, порождая, стимулируя и определяя  содержание и структуру, с одной  стороны туристской индустрии, с  другой – потребительского спроса. [32]
В связи с этим, как  и всякий другой рынок, рынок туризма  неоднороден. В его структуре  выделяются более мелкие по своим  масштабам рынки. В связи с  этим  в маркетинге  туризма  существует достаточно много признаков  классификации туристского рынка. Наиболее важными типами туристского  рынка являются:
1. С точки зрения пространственных  характеристик выделяются рынки:
    пригородного туризма (поездки горожан за город в период отпусков и в выходные дни);
    внутрирегионального туризма (путешествия в рамках какого-либо региона);
    внутригосударственного туризма (путешествия, ограниченные рамками государственных границ страны);
    международного туризма (поездки за пределы страны)
2. С точки зрения особенностей  и содержания маркетинговой деятельности, выделяются следующие рынки:
    целевой, то есть рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовать свои цели;
    бесплодный, то есть рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных услуг;
    дополнительный, то есть рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия; дополнительный, то есть рынок на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
    растущий, то есть рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж;
    прослоечный, то есть рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях. Однако может стать и бесплодным рынком.
Рыночные исследования выступают  как информационная основа достижения таких целей, как обеспечение  определенного объема продаж, создание  и внедрение на рынок новых  товаров, увеличение рыночной доли. Постановка таких целей предполагает, что  речь идет о рынке конкретных товаров. Строго говоря, в практическом маркетинге абстрактного понятия рынка не применяется. Рынок всегда конкретен. Нет двух одинаковых рынков. Для каждого характерно сочетание факторов и условий, определяющих экономические связи между производителями  и потребителями.
Таким образом, как следует  из выше изложенного туристский рынок - это сфера проявления экономических  отношений между производителями  и потребителями туристского  продукта, в связи с чем при  характеристике туристского рынка  следует учитывать ряд характерных  особенностей присущих туристскому  продукту. Механизм функционирования туристского рынка это система  действий экономических рычагов  для сбалансирования спроса и  предложения на туристский продукт, на обмен «деньги - туристский продукт», на денежные потоки и потоки туристского продукта.
 
      Классификация рынка туризма
 
Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более  мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существует достаточно много признаков классификации  туристского рынка. Отметим лишь наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для маркетинговых исследований.[40]
По отношению к определенному  району (например, регион, страна или  группа стран) можно выделить следующие  рынки:
    рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района по этому району;
    рынок въездного туризма, включающий путешествия по какому-либо району лиц, не являющихся его жителями;
    рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района в другой район.
Если под районом подразумевается  страна, то можно по-разному сочетать термины «внутренний» и «въездной» туризм, получая следующие виды рынков туризма:
    рынок туризма в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;
    рынок национального туризма, охватывающий внутренний туризм и выездной туризм;
    рынок международного туризма, состоящий из въездного и выездного туризма.
Важна также классификация  по другим признакам.
В зависимости от цели путешествия  выделяют рынки туризма:
    рекреационного;
    делового;
    научного;
    культурно-познавательного;
    религиозного;
    этнического.
В зависимости от характера  организации путешествия различают  рынки организованного туризма  и неорганизованного.
По числу участников путешествия  выделяют рынки группового и индивидуального  туризма.
В зависимости от способа  передвижения различают рынки туризма:
    пешеходного;
    железнодорожного;
    авиационного;
    морского и речного;
    автомобильного.
Перечисленные классификационные  группировки туристских рынков не исчерпывают  всего их разнообразия. Так, самостоятельными можно, например, считать рынки экологического, семейного, приключенческого туризма.[38]
С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:
    целевой, т.е. рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать свои цели;
    бесплодный, т.е. рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных услуг;
    основной, т.е. рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия;
    дополнительный, т.е. рынок, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
    растущий, т.е. рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж;
    прослоенный, т.е. рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях (однако может стать и бесплодным рынком).
Туристский рынок имеет  также различную качественную структуру. Качественная структура туристского рынка:  весь рынок и потенциальный рынок.
Потенциальный рынок составляет 10% жителей страны (региона, города и т. п.). В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг. Между тем, одного желания клиента явно недостаточно — необходимо располагать средствами для покупки туристских услуг. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основание говорить о так называемом действительном рынке.[39]
Его следует уменьшить  на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют  свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.
Предприятие активно обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами, и образуют обслуживаемый рынок.[39]
Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам  данного предприятия, они составляют лишь 50% потенциального и 50% обслуживаемого рынка.[39]
Подобная классификация  полезна для планирования маркетинга. Она позволяет углубить характер исследования того или иного туристского рынка и определить особенности работы на нем различных туристских предприятий.
Таким образом, проведение классификации  по различным признакам позволяет  углубить характер исследования того или иного туристского рынка  и определить особенности работы на нем. Исследование рынка осуществляется по двум направлениям: оценка тех или  иных параметров на данный момент времени  и получение прогнозных значений. В первую очередь оценивается  текущая ситуация на рынке (конъюнктурная  ситуация), а затем определяется величина емкости рынка.
 
      Определение емкости рынка
 
Одной из основных  задач  исследования туристского рынка является определение его емкости.
Емкостью рынка называют объем реализуемых на нем услуг  в течение определенного промежутка времени (обычно за год).
Емкость рынка рассчитывается и в натуральном (количество потребителей) и денежном (объем денежных поступлений) выражении.
Зная емкость ее рынка  и тенденции ее изменения, фирма  получает возможность оценивать  перспективность того или иного  рынка для себя. Нет смысла работать на рынке, емкость которого незначительна  по сравнению с возможностями  предприятия: расходы на внедрение  на рынок и работу на нем могут  не окупиться.
Однако не всегда наибольшая емкость рынка означает наилучшие  возможности для его освоения. На таком рынке может быть сильная  конкуренция, высокая степень удовлетворенности  потребителей услугами конкурентов  и действовать другие факторы, которые  следует учитывать при принятии решений о выборе того или иного  рынка для последующей работы на нем.
Кроме этого показателя в  практике маркетинговых исследований более широкое применение получил  другой – доля рынка. Она достаточно достоверно отражает результат деятельности предприятия и определяется как  отношение объема продаж его услуг  к потенциальной емкости рынка. С помощью данного показателя можно дать оценку уровню конкурентоспособности  предприятия с точки зрения освоенного им рыночного потенциала (табл. 1).
Таблица 1. Оценка конкурентоспособности  предприятия по показателю доли рынка
Оценка рыночной доли
Критерии оценки
Высокая рыночная доля
Доля предприятия находится  на уровне или превышает рыночную долю 2-3 крупнейших конкурентов
Средняя рыночная доля
Доля предприятия равна  средней доле ведущих конкурентов
Пониженная рыночная доля
Доля предприятия несколько  ниже доли ведущих конкурентов
Низкая рыночная доля
Доля предприятия значительно  ниже доли ведущих конкурентов

Составлено автором по [32].
Относя вышесказанное  к туристскому продукту можно  сделать вывод, что емкость туристского рынка - его способность «поглотить» то или иное количество туристского продукта, то есть возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Вышеуказанная величина зависит от объема платежеспособного спроса населения и размеров туристского предложения. Емкость туристского рынка нельзя рассматривать в отрыве от уровня цен, которые являются существенным элементом рынка. В зависимости от уровня цен на туристский продукт при той же емкости рынка (общего объема спроса) потребность в туристском продукте может быть различной.
      Особенности туристского рынка Республики Беларусь
 
Развитие туризма в  любой стране, регионе зависит  от целого комплекса факторов, условий  и ресурсов. В явном выигрыше находятся  те страны, которые имеют море и  горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими основополагающими  для туризма ресурсами, она имеет  ряд преимуществ в сравнении  с другими странами. Среди них:
    близость к Западной Европе, Скандинавии – туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;
    соседство со странами Балтии, Россией, Украиной является серьезным ресурсом к развитию трансграничного туризма;
    древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость);
    богатый природный потенциал, включающий уникальные водно-болотные угодья, реликтовый лес – Беловежскую пущу и т.д.
В Республике Беларусь в  последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых  комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции  и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его  к общепризнанным мировым стандартам.
Материальную базу туристической  отрасли в целом можно оценить  по наличию средств размещения и  питания.  
К концу 2010 года в результате реализации Национальная программы развития туризма инфраструктура туризма примет вот такой вид (таблица 2):
Таблица 2. Развитие объектов инфраструктуры на 2008-2010 гг. 
Регион
(область)
Брестская обл.
9
18
18
7
19
16
1
24
1
Витебская обл.
8
36
35
3
9
17
7
  2
Гомельская обл.
9
24
11
7
11
20
20
  6
Гродненская обл.
7
30
9
13
13
17
14
  8
Минская обл.
23
38
58
13
9
18
11
1
3
Могилев
8
32
15
4
16
19
15
2
6
г. Минск
7
    1
7
  10
  6
Итого 
71
178
146
48
84
107
78
27
32

Примечание – Источник: [36]
В результате формирования туристической инфраструктуры в  течение 2008–2010 годов будет создано 287 туров и в том числе:
    пешеходных - 97;
    велосипедных -54;
    конных - 38;
    водных - 35;
    авиационных - 3;   
    железнодорожных - 2;
    автомобильных - 58. [37]
Слишком большие, по мнению экспертов, надежды сейчас возлагают  на эко- и агротуризм ". Возможно, он будет развиваться - но не в тех  объемах, чтобы обеспечить республике серьезный рост въездного туризма. Агротуризм должен быть, прежде всего, массовым и дешевым. Практика показывает, что "задержать" туристов в Беларуси можно только на 1-2 дня. Также в  республику заезжают транзитные туристы, направляющиеся в Россию.
Согласно «Инструкции о пересечении Государственной границы Республики Беларусь», на проведение таможенных и пограничных формальностей для легковых автомобилей отводится 15 минут, для туристских автобусов – 30 минут. Принятие данного документа явилось итогом совместных действий Министерства спорта и туризма Беларуси, Государственного комитета пограничных войск и Государственного таможенного комитета. Инструкция утверждена Министерством юстиции и является обязательной для исполнения как юридическими, так и физическими лицами.
Одна из основных причин принятия Инструкции – необходимость  сокращения, ввиду больших очередей, времени нахождения на границе. [35]
Второе изменение касается экспорта туристских услуг. Число иностранных  туристов, желающих посетить Беларусь, могло быть значительно больше, если бы не плохое состояние гостиничной  базы, а также разница в тарифах  на оказание гостиничных услуг для  граждан Беларуси, СНГ и дальнего зарубежья. При одинаковом объеме и  качестве оказания услуг стоимость  проживания в гостиничном номере для жителя Беларуси почти вдвое  ниже стоимости, установленной для  граждан СНГ, и почти втрое - для  граждан дальнего зарубежья.
На заседании межведомственного  экспертно-координационного совета при  Правительстве Беларуси разработан ряд мероприятий по развитию гостиничного хозяйства с точным указанием  сроков исполнения. Предусмотрено, в  частности, строительство гостиниц, в первую очередь, вдоль основных трасс, строительство небольших  гостиниц, строительство и реконструкция  гостиниц в малых и средних  городах. Утвержденный ряд мероприятий  по развитию гостиничного хозяйства  является обязательным для исполнения предприятиями Министерства жилищно-коммунального  хозяйства, Министерства спорта и туризма, областными, городскими и районными  исполнительными комитетами.
Третье изменение связано  с установлением контроля за порядком ведения туристской деятельности. Предполагается внесение каждого ваучера в электронный  банк данных. В любом уголке Беларуси (не обязательно в столице) можно будет приобрести ваучер, который будет выписываться на каждого конкретного туриста. Помимо того, что ваучер станет документом строгой отчетности, он будет являться также финансовым документом. [35]
Вышеперечисленные изменения  направлены на создание нормальных, комфортных условий для работы туристских организаций, занятых въездным и внутренним туризмом.
Впрочем, основная миссия туристских организаций, деятельность которых  координирует Национальное агентство  по туризму, связана не столько с  реализацией ваучеров, сколько с  продвижением национального туристского  продукта. К сожалению, реализация данной задачи сопровождается рядом трудностей (нехватка финансирования и недостаточное  внимание со стороны государства). Тем  не менее, Национальное агентство по туризму достойно выполняет возложенную  на него миссию [26].
В декабре 2004 года по инициативе Национального агентства по туризму  в Минске открыт первый в Республике Беларусь туристско-информационный центр. Идея создания туристско-информационных центров предусмотрена Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь. Аналогичные структуры  созданы и успешно функционируют  во многих странах мира.
Туристско-информационное центры имеют огромное значение для развития туризма, поскольку они призваны обеспечивать комплексное информационное обслуживание жителей и гостей столицы, создавать единую информационную систему  по туризму. Деятельность центра направлена на продвижение Республики Беларусь как туристского региона на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг.
В центре создана информационная база данных о туристском потенциале Республики Беларусь, в которую вошли  культурно-исторические памятники, заповедные и рекреационные зоны, средства питания  и размещения, театры, музеи, предприятия  турбизнеса, здравоохранения. Посетители центра могут бесплатно получить всю интересующую их информацию о  том, как с удовольствием и  пользой провести свободное время, а также ознакомиться с рекламно-информационными  материалами предприятий туристического бизнеса. Сотрудники центра готовы не только предоставить информацию по туризму, но и оказать содействие в бронировании гостиниц, ресторанов, саун, бильярда, билетов на культурно-массовые мероприятия, в организации экскурсий.
Туристско-информационный центр  имеет свой опознавательный знак международного стандарта – латинскую  букву I белого цвета на зеленом фоне. Турист, увидев такой знак, знает, что  здесь он может получить полную информацию об объектах туристского интереса страны, инфраструктуре, экскурсионных программах, культурных и спортивных мероприятиях, а также приобрести сувениры, туристическую  и краеведческую литературу, путеводители, карты, открытки.
Туристско-информационный центр  находится в Минске на проспекте  Победителей,19, в пристройке к гостинице "Юбилейная". [37]
Приоритетом деятельности Национального  агентства по туризму является развитие как въездного, так и внутреннего  туризма. Успешному выполнению данной задачи способствует реклама белорусского туризма, а также выставочная  деятельность. Особо необходимо остановиться на сельском туризме как одном  из способов привлечения в Беларусь иностранных туристов, а значит –  источником пополнения республиканского бюджета. Существуют три основные причины, по которым иностранные туристы  посещают Беларусь:
    по пути следования в Россию либо обратно;
    с целью поохотиться либо порыбачить (так называемый экологический туризм);
    с целью пожить и отдохнуть в белорусской деревне (на учете в Национальном агентстве по туризму состоят владельцы 200 усадеб, из них на сегодняшний день реально готовы принять на отдых иностранных граждан не более 40-50 усадеб).
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, современное состояние  сферы туристского рынка в  Республике Беларусь свидетельствует  о том, что он еще не обрел надлежащего  положения ни в экономике страны, ни в системе жизненных ценностей  ее граждан. Несмотря на существенный туристский потенциал, выгодное геополитическое  положение, наличие богатого культурного  и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и в  этом плане существенно отстает  от соседних государств. При этом четко  прослеживается тенденция к преобладанию выездного туризма над въездным. Явно недостаточным представляется уровень развития внутреннего туризма. Отсутствуют четкий механизм привлечения  внутренних и внешних инвестиций в развитие туризма, система научного и рекламно-информационного обеспечения  продвижения национального туристского  продукта на внутреннем и внешнем  рынках услуг. Невысокая покупательская способность населения, рост стоимости  транспортных услуг оказывают негативное воздействие на развитие детского, молодежного, самодеятельного, спортивного  и экологического туризма.
Преодоление негативных тенденций  в развитии туризма предполагает активизацию государственной политики в этой сфере, придание туризму статуса  приоритетного направления экономики, создание правовых, организационных  и экономических основ формирования в Республике Беларусь современной  конкурентоспособной туристской индустрии.
 
 
 
 
 
 
2 Механизм функционирования туристского рынка
 
2.1  Туристский спрос
 
Спрос - это форма выражения потребности, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары. В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с «жертвами», которые приходится приносить для их приобретения. Поэтому между потребностями и спросом существует разница. Потребность - это желание, подкрепленное деньгами покупателей. Иначе говоря, спрос - это планы и намерения покупателя относительно покупки товара.
Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым покупателем  при разных ценах. Он обозначается знаком «D» (от английского - demand - спрос). Таким  образом, спрос - это желание и  способность покупателей приобретать  товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы:
D = P * Q
где Р - цена,
Q - количество товаров  и услуг.[22]
Также важно, что спрос  не остается неизменным. И при этом необходимо различать изменение  величины спроса, или объема спроса, и изменение спроса (характера  спроса). Характер спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые  ранее считались постоянными. Величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного туристского  продукта. Изменения объема спроса графически выражаются в движении по кривой спроса. Изменения же спроса (характера спроса) выражаются в  движении самой кривой спроса, в  её смещении.[25]
Сдвиг спроса определяется целым рядом факторов: потребительские  вкусы туристов, число туристов, доход, цены туристских продуктов (замещающих или дополняющих данный туристский продукт), ожидания.
Ясно, что для исследования спроса удобно определить его количественную трактовку. В целях анализа под  спросом на определенный товар понимается зависимость платежеспособной потребности  покупателей, имеющих доступ к определенному  рынку, в определенном количестве этого товара от существующей цены на этот товар, то есть готовность покупателей приобретать данный товар в различном количестве при различных предлагаемых покупателю ценах на этот товар. При этом все иные факторы, существенные для решения о покупке, предполагаются неизменными.
 
2.1.1  Содержание туристского спроса
 
Спрос – это количество любого продукта или услуги, которое потребители хотят и могут купить по определенной цене за определенный период времени. Спрос характеризуется обратно пропорциональной зависимостью между количеством продукта и ценой: чем ниже цена продукта, тем выше спрос, и наоборот. [25]
Туристский спрос – это общее количество людей, которые путешествуют или желают путешествовать, пользуются туристским оборудованием и услугами за пределами традиционного места жительства.
Туристский спрос включает в себя три основные элемента:
1) действительный (или фактический) спрос;
2) скрытый спрос (потенциальный  и откладываемый);
3) нулевой спрос.
Решение о покупке заграничного тура складывается при активном участии  отправляющей и принимающей сторон. В отправляющей стране туристский спрос  формируется в зависимости от уровня доходов населения и продолжительности  рабочего времени, которое необходимое, но недостаточное условие реализации путешествия. Наряду с ним человек  должен располагать доходом, позволяющим  предпринять поездку на отдых, для  лечения или посещения родственников  и знакомых. Только при наличии  денежных средств и свободного времени  человек может отправиться в  путь.                    Эти факторы оказывают воздействие на спрос всех потенциальных туристов и определяют возможность путешествовать как таковую, вне связи с конкретным туристским направлением.[12] 
        Вторую группу образуют факторы туристского спроса в принимающей стране: общий уровень цен, разнообразие и качество предлагаемых тур. продуктов. От этих факторов и их сочетаний зависит экономическая привлекательность туристской дестенации. 
        Туристский спрос имеет характерные черты: динамизм, многообразие и комплексность, эластичность, сезонность. 
        Туристские потребности, следовательно спрос, меняются вместе с развитием общества. Глубокие количественные и качественные сдвиги в потреблении туристских услуг произошли после Второй  мировой войны с прогрессом науки и техники, с переменами в политической, экономической  и социальных сферах, прежде всего с повышением материального благосостояния и покупательской способности населения в развитых странах. 
        Туристское движение развивается интенсивно, но неравномерно. Бесконечная череда взлётов и падений придаёт туризму в целом характер весьма подвижной системы с постоянно меняющимися точками роста и переплетающимися долгосрочными и среднесрочными тенденциями развития. 
        Туристская активность зависит не только от состояния экономики, но и политической обстановки в мире. Ее обострение приводит к уменьшению реального спроса на туристские поездки. 
Колебания в посещаемости отдельных стран могут быть  вызваны природными явлениями. Иногда они приводят к всплескам туристской активности, иногда к ее затуханию. 
        Многообразие и комплексность туристского  спроса. 
Во время путешествия турист потребляет разные услуги – общие, специфические туристские и сопутствующие. Прежде всего он нуждается в услугах по поддержанию своей жизнедеятельности – жилье, питание, а так же в транспорте. Другая его часть – туристский спрос, обусловлен  широким спектром побудительных мотивов туристской миграции и носит специфический характер. Для того, чтобы отдохнуть, развлечься и получить новые впечатления, человек приобретает рекреационные туры: стремясь удовлетворить профессиональные интересы, он предпринимает деловые поездки и так далее.[26] 
        Развлечения, удовлетворение профессиональных интересов, лечение, учёба и другое  –  эти главные мотивы туристских поездок могут вступать в определённые комбинации между собой, порождая спрос на сопутствующие туристские услуги. Например, участники конгрессов и совещаний предъявляют спрос на услуги не только основные, но и дополнительные, не связанные с целью поездки. Они посещают концерты, выставки, совмещая профессиональную деятельность с культурно-познавательным отдыхом. Многообразие и комплексность туристского спроса порождают предложение совокупной туристской услуги - тура.
 
2.1.2  Факторы туристского спроса: ценовые и неценовые
 
Спрос – это потребности людей в предметах потребления и средствах производства, которые могут быть реально удовлетворены и обеспечены денежными средствами.[25]
Величина спросa - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени.[25]
Цена спроса – предельная максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар.[25]
Величина спроса изменяется под влиянием ценового фактора. Графически это выражается в перемещении по кривой спроса вверх или вниз.
 Изменение спроса (изменение в спросе) выражается в смещении кривой спроса вправо или влево. (Приложение 1)
К факторам (детерминантам), влияющим на смещение кривой спроса, можно  отнести:
    изменение вкусов и предпочтений потребителей;
    количество потребителей на рынке (размер рынка);
    изменение денежных доходов потребителя (сказать про товары высшей и низшей категории);
    цены на сопряженные товары (товары-субституты) – товары заменители и взаимодополняющие (такие товары (услуги), которые потребляются вместе);
    потребительские ожидания изменений на рынке.
В целом можно сказать, что изменение цены означает изменение  величины спроса и движение по кривой спроса. Однако часто возникает ситуация, когда при неизменной цене величина спроса становится иной. В таких  случаях речь идет о неценовых  факторах спроса. Воздействие неценовых  факторов приводит к параллельному  сдвигу кривой спроса вправо, если спрос  увеличивается, и влево – если снижается.[6]
К неценовым факторам спроса относятся изменения:
    доходов потребителей. Для большинства товаров характерна следующая зависимость: рост дохода приводит к увеличению спроса на товары, а сокращение – к его снижению. При этом рост дохода вызывает сдвиг кривой спроса вправо вверх, а его уменьшение – влево вниз. Товары, для которых характерна данная зависимость, называют нормальными. Товары, для которых наблюдается обратная зависимость между изменением дохода и величиной спроса, называются товарами низшей категории;
    вкусов и предпочтений потребителей, что приводит к изменению спроса и удалению или приближению кривой спроса к началу координат;
    цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. При увеличении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой увеличится, так как рациональный потребитель будет заменять более дорогой товар тем, цена которого осталась прежней. Такая ситуация будет наблюдаться при повышении цен на отдельные виды мяса, круп, овощей и других товаров. В случае взаимодополняемых товаров рост цены на один товар, например бензин, вызовет падение спроса на другой, например машинное масло (кривая спроса на машинное масло сдвинется влево);
    ожиданий потребителей. Так, ожидание дальнейшего роста цен, повышения доходов, таможенных пошлин на импортируемые товары будет увеличивать текущий спрос и приведет к сдвигу кривой спроса вправо.
Кроме того, к неценовым  факторам следует отнести возрастную структуру населения, распределение  дохода среди демографических групп  населения, размер домашнего хозяйства. Например, старение населения будет  способствовать падению спроса на жилье, товары и услуги, связанные с образованием. Рост доходов молодых семей при  неизменных доходах в целом приведет к увеличению спроса на товары длительного  пользования.
На потребительский выбор  влияют реклама и другие формы  стимулирования сбыта, а также неэкономические  факторы, например, погода.
 
2.1.3  Сущность и анализ закона спроса
 
Спрос можно представить в виде шкалы, или кривой, показывающей количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определенного времени. [18]
Также при изучении данной темы необходимо четко представлять различие между понятием «спрос»  и «величина спроса».
Величина спроса – количество конкретного товара или услуги, которое покупатель (или покупатели) желает купить по определенной цене в течение определенного периода.[18]
Разница между этими явлениями  такова: спрос представляет собой совокупность величин спроса. Наряду с понятием «величина спроса» также нужно определить что же такое цена спроса:
Цена спроса – предельная максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар. [18]
Закон спроса гласит: снижение цены ведет к возрастанию величины спроса при неизменности всех прочих параметров (качества и т.д.), и, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. При прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.
Эту зависимость обосновывают следующими причинами:
    эффектом дохода (желание потребителя приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом объема приобретаемых других товаров),
    эффектом замещения (готовность потребителя при снижении цены товара отдать предпочтение именно этому товару по сравнению с другими более дорогими);
    действием принципа убывающей предельной полезности
(каждая дополнительная  единица данного продукта по  мере его потребления будет  приносить потребителю все меньшее  удовлетворение. Поэтому готовность  продолжать покупки этого товара  может возникнуть только при  снижении цены на него).
Также можно определить основное свойство закона спроса: при  неизменности всех прочих параметров, снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса на продукцию, и  напротив, повышение цены – к  соответствующему уменьшению величины спроса. Настоящий закон объясняется  также эффектами дохода и замещения, сводящимися к тому, что у потребителей возникает заинтересованность и  способность приобретать большее  количество продукции по низким ценам  и замещать ими более дорогие виды.
При помощи изучения спроса можно также изучить перспективные  доходы и расходы производителей товаров и услуг, составить планы  перспективного развития. Именно это  способствует развитию новых организаций (предприятий), а также их созданию – т.к. предприниматель, либо собственник  может, проанализировав спрос, определить целесообразность дальнейших действий, возможность возвращение издержек производства, получения прибыли. Также, для оформления предпринимательской деятельности необходимо составление бизнес-плана, разработка которого также основывается на изучении спроса на определенный вид товаров, работ, услуг.
На кривой спроса наглядно можно рассмотреть зависимость  величины спроса от цены товара, т.е. собственно обратную зависимость между величиной  спроса и ценой товара (рис.2). Кривая спроса представляет собой убывающую функцию.
При изменении  цены на данный товар при прочих равных условиях происходит изменение  величины спроса  — скольжение из точки  А в точку В по кривой спроса (рис.2). (Приложение 2)
Под влиянием неценовых  факторов (которые и можно отнести  к «прочим равным условиям») изменяется сам спрос (происходит сдвиг кривой спроса).
С увеличением цены на товар  уменьшается спрос на его комплемент (произойдет сдвиг кривой влево).
Таким образом, можно сделать  обобщающий рисунок, отражающий влияние  на спрос неценовых факторов на изменение  спроса (рис.3) (Приложение 3)
Вышеперечисленные ситуации рассмотрены лишь в аспекте единственного  покупателя. В реальной жизни существует понятие конкуренции, которое делает необходимым рассмотрение данных явлений, когда на рынке несколько потребителей. Для перехода от индивидуального  спроса к рыночному, необходимо вывести  суммарные показатели, чтобы получить совокупный спрос по данной цене.
Например, для расчета  величины спроса для трех покупателей  целесообразно построить следующую  таблицу:
Таблица 3. Спрос  на  туристские  путевки.
Цена  за тур-кую путевку, $
Общ.величина спроса за нед-ю
Запрашиваемое количество
1-ый покупатель
2-ой покупатель
3-ий покупатель
500
400
300
200
100
10
20
35
55
80
+
+
+
+
+
12
23
39
60
87
+
+
+
+
+
8
17
26
39
54
=
=
=
=
=
30
60
100
154
221

Примечание – Источник: [18]
По данным, рассчитанным в данной таблице, и выполняется  построение графика рыночного спроса. Сам график выглядит непосредственно, как на (рис.2), но образуется как результат суммирования по горизонтали кривых индивидуального спроса.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что спрос – это количество любого продукта или услуги, которое потребители хотят и могут купить по определенной цене за определенный период времени. Спрос характеризуется обратно пропорциональной зависимостью между количеством продукта и ценой: чем ниже цена продукта, тем выше спрос, и наоборот. Также цена может изменяться под воздействием неценовых факторов: доходов потребителей, вкусов и предпочтений потребителей, ожиданий потребителей и так далее.
Туристский спрос – это общее количество людей, которые путешествуют или желают путешествовать, пользуются туристским оборудованием и услугами за пределами традиционного места жительства.
 
2.2  Туристское предложение
 
Предложение - это совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы. Предложение характеризует экономическую ситуацию на туристском рынке со стороны производителей-продавцов. [39]
Предложение обозначается буквой S (от англ. supply). Это тот объем произведенной  продукции, который производители  готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложение - это желание  и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи  в зависимости от их цены. Объем  предложения обычно увеличивается  с ростом цены товара. Цена стимулирует  рост производства и реализации товаров.
Существенное воздействие  на предложение туристского продуктов показывает изменяющийся во времени уровень цены и прибыли. Если цена туристского продукта высока в этом году, то в следующем году его предложение может резко возрасти. Вследствие значительного роста предложения этого туристского продукта рыночная цена может снизиться, и производители потеряют доход. Поэтому часть производителей уходит из отрасли, что приводит в следующем году к сокращению предложения и повышению уровня рыночной цены. Это стимулирует увеличение производства в следующем году и т.д.
 
2.2.1  Понятие  туристского   предложение
 
С позиций макроэкономики предложение можно определить как  шкалу, показывающую разное количество продукта, которое производитель  желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение  определенного периода времени.
Существует прямая связь  между ценой и количеством  предлагаемого продукта. С повышением цен величина предложения возрастает, а со снижением цен – сокращается.
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях будет  произведено и выставлено на продажу  тем большее количество, чем выше будет цена.[40]
В туризме предложение  – это все то, что предлагается туристу для удовлетворения его потребностей во время путешествия (проживание, питание, развлечения и т.д.).
При этом, туристское предложение  может выступать как:
    комплексное туристское предложение, сформированное турфирмами в качестве тура;
    индивидуальное туристское предложение отдельных субъектов туристской сферы – гостиниц, ресторанов и др.
 
2.2.2  Сущность и анализ закона предложения
 
Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые могут быть предложены покупателю в данный период времени.[25]
Также предложение можно определить как шкалу, показывающую количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.[18]
Как и в отношении  спроса, следует различать «предложение»  и «величину предложения».
Величина предло
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.