Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Методика обучения и тренировки детей младшего школьного возраста по футболу!!! Внимание формулы отсутсвуют!!!

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
 
 
 
Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности
Кафедра спортивных дисциплин
 
 
 
 
Методика обучения и тренировки детей младшего школьного возраста по футболу
 
 
 
Выпускная квалификационная работа по специальности «Физическая культура» с дополнительной специальностью «Безопасность жизнедеятельности»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы  обучения и тренировки детей младшего школьного возраста.
1.1   Исторический аспект развития футбола……………………………..6
     1.2 Психолого-физиологические особенности младшего школьного возраста ……………………………………………………………………….11
     1.3 Основные положения методики обучения и тренировки юных    футболистов…………………………………………………………………...17
Выводы по первой главе……………………………………………………31
Глава II Опытно – экспериментальная работа по реализации  методики обучения и тренировки детей младшего школьного возраста по футболу.
     2.1 Цели и задачи опытно – экспериментальной работы………………33
     2.2 Учебно–тренировочная программа  по футболу………….45
     2.3. Методические рекомендации по совершенствованию методики       обучения и тренировки детей младшего школьного возраста по      футболу……………………………………………………………………..50
Выводы по второй главе………………………………………………..63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………67
 
 


 
 
 
 
 
 


18
 
Введение
     Актуальность исследования. Современному школьнику, проводящему основную часть дня на уроках в школе и за подготовкой домашних заданий,  приходится выдерживать большие умственные нагрузки. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде  всего, создающимся дефицитом двигательной активности.
     Многие специалисты [Р.С. Акрамов, А.П. Золотарев, А.А. Семенюков, Ю.Ф. Чеботарев] занимаются проблемами в области футбола, которые сводятся к вопросу о том как усовершенствовать методику обучения и тренировки детей младшего школьного возраста по футболу, которая в свою очередь будет являться основополагающим фактором повышения уровня здоровья и эффективности учебно–тренировочного процесса на следующих этапах тренировок.
     Более того, по данным Министерства образования и Министерства здравоохранения Российской Федерации, Научно-исследовательского института педиатрии Российской академии наук, двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину. Вследствие острого дефицита двигательной активности нарушаются защитные функции организма учащихся, вырастает число случаев с негативными сдвигами в их здоровье. Проведенные обследования за 2008 год показывают, что лишь 15% детей школьного возраста могут быть признаны здоровыми, 50% учащихся имеют отклонения в здоровье. А 35% страдают хроническими заболеваниями.
     Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной  активности  учащихся, важнейшую роль играет эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время.
     В ряду наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время футбол занимает видное место. И это не случайно. В первую очередь, эта игра не прихотлива. В футбол можно играть не только в спортивном зале, но и на баскетбольной площадке. Практически можно с успехом использовать любое ровное место. Однако, несмотря на свою простоту, эта игра обладает рядом интереснейших особенностей, делающих ее особенно привлекательной именно для школьников. Во-первых, здесь каждый игрок чаще соприкасается с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в футболе забивается довольно много голов;  в-третьих, во время матча мяч практически не покидает площадку, а игра проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок. Вот почему сегодня футбол с увлечением играют не только мальчики, но и девочки.
     Напомним, что в свое  время, играя в школьные годы в футбол по упрощенным правилам, познавали тайны техники и тактики выдающиеся мастера отечественного футбола, как Лев Яшин, Никита Симонян, Алексей Парамонов, Валентин Иванов, Эдуард Стрельцов и многие другие.                      Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
     Цель исследования: совершенствование методики учебно-тренировочного процесса по футболу у детей младшего школьного возраста.  
     Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по футболу у детей младшего школьного возраста.
     Предмет исследования: процесс использования современных программ тренировки младших школьников по развитию физических специальных, технических и психологических качеств при занятиях футболом.
     Гипотеза исследования:
Методика учебно-тренировочного процесса детей младшего школьного возраста по футболу будет более успешна при выполнении определенных педагогических условий:
    - развитие интереса к учебно-тренировочному процессу детей младшего школьного возраста по футболу через разнообразные формы тренировочных занятий;
     - психологическая подготовка младших школьников как условие эффективности тренировочного процесса;
     - физическая, специальная и техническая подготовка важный фактор в формировании двигательных навыков младших школьников.
     Задачи исследования:
1.Изучить проблему обучения и тренировки детей младшего школьного возраста по футболу, ее теоретические и практические аспекты.
2.Разработать и внедрить методику учебно-тренировочного процесса детей младшего школьного возраста по футболу.
3.Провести диагностику, экспериментально подтвердить эффективность методики.
4.Разработать методические рекомендации по обучению детей младшего школьного возраста по футболу.
     Этапы эксперимента:
1этап [теоретический] октябрь 2008 - март 2009 гг.: выбор темы исследования, определение целей и задач исследования, подбор источников литературы, выбор стандартной методики.
2этап [опытно-экспериментальный] май 2009- январь 2010 гг.: проведение эксперимента, апробирование методики, подсчет данных.
3этап [заключительный] февраль 2010- июнь 2010 гг.: подведение итогов, формулирование выводов, проверка информации, оформление квалификационной работы, работа над ошибками.
      База исследования: исследование проводилось на базе ДЮСШ №4 по футболу г.Копейск. в течение 1 года и 8 месяцев. В эксперименте принимали участие ученики школы №16 3-А и 3-Б классов [2 группы по 15 человек].
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы  обучения и тренировки детей младшего школьного возраста по футболу.
 
1.1 Исторический аспект развития футбола
     Еще много – много лет назад в разных странах собирались люди на городских площадях или пустырях и затевали игры с мячом, которые напоминали действия войны, стремящихся проникнуть  в лагерь противника. Победителем признавалась команда  играющих, которая большее число раз заносила мяч за определенную черту.
    Археологические раскопки убедительно доказали, что некий прообраз футбола существовал еще в Древнем Египте: ученые обнаружили здесь не только изображения играющих в мяч, но и сами мячи.
    Нельзя не согласиться с Ю. С. Лукашиным, который подчеркивает, что футбол – одна из старейших спортивных игр, происхождение которой относится к далекому прошлому. Но, конечно же, ее наиболее древние разновидности, также как, скажем, римский  гарпастум  или грузинская лело, значительно отличались от игры, которая в 20 веке завоевала всемирное признание.[42]
     Известный французский историк футбола Морис Пфефферкон утверждает: прямым предком современного футбола можно смело назвать ла суль – игру, в которой две команды гоняли кожаный мяч ,наполненный тряпками или воздухом. Эта игра уже в Середине века была популярна на родине Пфефферкона.
     Нет, не от ла суль , а от кальчио-игры, распространенной в ХVI   веке во Флоренции, - пошел современный футбол, утверждают итальянские спортивные историки. Доказательство упоминает тот факт, что в кальчио играли кожаным мячом на полях размером 100  х  50 метров.[25]
     Но, пожалуй, больше всего оснований считать себя родоначальниками футбола у англичан: именно здесь футбол впервые был назван футболом и произошло это не при официальном признании игры, а при ее запрещении [Энциклопедия юного футболиста]. В 1339 году король Эдуард III в специальном указе обратил внимание шерифов Лондона на то, что стрельба из лука столь полезная для молодежи, ушла на второй план из-за увлечения разного рода бесполезными и беззаконными играми, впервые официально впал в немилость.
     Подобный закон в 1401 году издает и Генрих IV. Но и его усилия запретить полюбившуюся молодежи игру оказали напрасны. Генрих VIII идет еще дальше: карает даже владельцев полей, на которых проходили запрещенные игры.
     По мнению А.В. Коробейника «новый этап в истории футбола начинается с ХIХ в., особенно со второй его половины, когда спортивный метод признается наиболее целесообразным методом физического воспитания, а спорт и спортивные игры становятся эффективными средствами физического развития».[16]
     В первую очередь игры в мяч ногами распространяются в английских колледжах и университетах. Во второй половине ХIХ в. в футболе ясно определились два направления: одно из них поддерживалось лондонскими и кембриджскими колледжами, которые организовывали в 1863 году первую в мире футбольную ассоциацию и приняли решение культивировать игру с круглым мячом  и играть только ногами. Сторонником другого направления стал университет города Регби, где было решено играть овальным мячом, причем и руками, и ногами.
     Первые попытки установить единые правила игры принадлежат кембриджскому футбольному клубу. В 1848 г. было решено издать эти правила.[31]
     Б.Я.Цирик констатирует, что впервые англичане дали права гражданства и судейскому свистку. До этого арбитры пользовались либо школьным звонком – колокольчиком, либо подавали сигналы просто голосом.[39]
    В его обязанности уже тогда входило проведение игры в соответствии с установленными правилами, определение числа забитых голов и т. п. С 1891г. судья стал выходить на поле с двумя помощниками.
    С 1872 года берет начало история международных встреч по футболу. Открывает ее матч сборных Англии и Шотландии, положивший начало многолетней конкуренции английского и шотландского футбола. С 1884 года на Британских островах начали проводить первые официальные международные турниры с участием футболистов Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии - так называемые международные чемпионаты Великобритании.
    Первые лавры победителей достались Шотландцам.
     Родоначальники футбола выиграли  три из четырех первых олимпийских турниров - в 1900, 1908, 1912 годах.
     В 1904 г. была создана Международная федерация футбола [ФИФА], куда в настоящее время входят 143 страны. Наряду с ФИФА с 1954 г. существует европейский футбольный союз – УЕФА [34 страны]. Под руководством УЕФА разыгрываются следующие кубки: Кубок европейских чемпионов, Кубок обладателей кубков.
     В 1911 году будущие победители футбольного турнира побывали в России и трижды в сухую разгромили сборную Петербурга-14:0, 7:0 и 11:0.
     Еще перед  Первой мировой войной больших успехов добилась сборная Венгрии, славившаяся прежде всего нападающим [Имре Шлосер].
     По мимо названных команд элиту европейского футбола входили сборные Венгрии и Чехословакии. Бельгийцы стали олимпийскими чемпионами 1920 года, а Чехословацкие футболисты – второй командой этого турнира.
     Особо стоит сказать об австрийской сборной - знаменитом «вундертиме» [«чудо-команде»]  конца 20-х – начала 30-х годов, - показывавшей исключительно изящный артистичный футбол и одновременно славившейся высокой результативностью. Из звезд австрийского футбола тех лет заслуживают быть названными вратарь Плацер, защитники Цизар и Сеста, нападающий Бицан.
     Годы, следующие за окончанием второй мировой войны, не принесли футбольному миру единоличного лидера. В Европе удачнее других играли то англичане и венгры, то швейцарцы и итальянцы, то португальцы и австрийцы.
     Это были годы расцвета наступательного футбола и выдающихся форвардов: англичан Стенли Мейтьюза и Тони Лаутона; итальнцев Валентино Маццолы и Сильвио Пиолы, югославов Степана Бобека и Райко Митича.
     В период бурного расцвета переживал в эти годы атакающий футбол и в СССР. Именно в этот период в полной мере и во всем блеске проявили себя Всеволод Бобров и Григорий Федотов, Константин Бесков и Александр Пономарев, Борис Пайчадзе.
     В конце 50-х и 60-х годы вошли в историю футбола как не забываемые, когда выдающееся мастерство демонстрировали приверженцы разных игровых школ. В эти годы блистали ярчайшие звезды, пожалуй, самые яркие в истории национальных футбольных школ: Лев Яшин и Игорь Нетто; Райман Копа и Жюст Фонтэн, Пеле и Диди, Гар ринча и Жилма, Бобби Мур и Бобби Чарлтон, Герд Мюллер , Уве Зеельлер и Франц Беккенбауэр.
     В 1956 году олимпийскими чемпионами стали советские футболисты. Четыре года спустя они же открыли список обладателей кубка Европы.
     В 1976 году сборная СССР получила бронзовые медали на Олимпийских играх, победив в матче за третье место бразильцев.
     В 1986 году. Во второй раз завоевали Кубок обладателей кубков европейских стран динамовцы Киева, а один из них - Игорь Беланов- получил «Золотой мяч». [16]
     В1990 году. Чемпионом мира стали футболисты сборной ФРГ, выигравшие в финале у сборной Аргентины.
     В 1994 году. В финале Чемпионата мира бразильцы в упорной борьбе переиграли Итальянцев. Нападающий сборной России Олег Саленко вместе с болгарином Христо Стоичковым стал лучшим снайпером турнира.
     В чемпионате Европы в 1996 года победителями стали футболисты Германии.
     1998 год. Победителями стали хозяева сборная Франции.
     В 2000 году. Бразильцы стали пятикратными чемпионами мира.[7,25,42]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2 Психолого-физиологические особенности младшего школьного возраста.
     Важнейшая роль в обеспечении адаптивного взаимодействия организма со средой принадлежит центральной нервной системе. К шести годам вес мозга достигает 90 процентов веса мозга взрослого человека, созревают лобные области коры, увеличивается активность ассоциативных структур мозга, принимающих активное участие в становлении мозговых механизмов зрительного восприятия. Созревают механизмы произвольной регуляции не только простых, но и сложных функций, что создает основу для управления механизмами восприятия и внимания. В тоже время в младшем школьном возрасте ведущим компонентом внимания и включения механизмов анализа и обработки информации является эмоциональная значимость сигнала, что важно учитывать при разработке методик обучения. [24]
     Значительное развитие в 6-10 лет получают такие основные свойства нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Однако они характеризуются еще малой устойчивостью, что обусловливает быструю утомляемость нервной системы ребенка. Вместе с тем большая возбудимость, реактивность и пластичность нервной системы способствуют быстрому усвоению двигательных навыков и закреплению двигательных условных рефлексов.
     Установлено, что к этому возрасту дети обладают достаточно развитыми процессами восприятия, но управлять ими немеют. Поэтому, чем длительнее и напряженнее они протекают, тем больше утомления.
     В процессе начального обучения повышаются возможности детей к анализу и дифференцировке воспринимаемых предметов, что связано с формированием сложного вида познавательной деятельности – наблюдения, особенно интенсивно развивающегося в процессе обучения.
   Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин считают, что  необходимым условием усвоения знаний является внимание. У младших школьников оно не обладает большой устойчивостью. Дети не могут длительно сосредотачиваться в силу особенностей их нервной деятельности. В этом возрасте непроизвольное внимание преобладает над произвольным, так как воля еще не развита и регулирующая деятельность второй сигнальной системы по отношению к первой еще не достаточно. Однако условия учебной работы требуют направлять и устойчиво сохранять внимание на том, что необходимо усвоить, а не на том, что привлекает внешней необычностью.[37]
     В возрасте 7-12 лет показатели памяти изменяются разнонаправлено: увеличивается степень запоминания и объем памяти с формированием и усложнением обеспечивающих ее мозговых механизмов, увеличением работоспособности мозга.
     На данном возрастном этапе более развита память наглядно образно, чем логическая, но имеются предпосылки для формирования логической памяти.
     Хотя младший школьный возраст не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности [как подростковый], тем не менее в этот период достаточно заметно происходит формирование личности: закладывается  фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Занимаясь физическими упражнениями с младшими школьниками, очень важно учитывать особенности их эмоциональных состояний. Они, как правило, с готовностью и интересом выполняют задания учителей, родителей, бывают обычно внимательны, исполнительны, дисциплинированы, особенно когда занятия физическими упражнениями удовлетворяют их потребности в движении и игре. Однако в силу повышенной эмоциональности дети с 6-10 лет часто  перевозбуждаются.
     Младшие школьники зачастую бывают обидчивы и вспыльчивы. Поэтому следует избегать резких отрицательных оценок, обидных сравнений при неудачном выполнении упражнения. Отрицательные оценки вызывают у них состояние тревожности, неуверенности, стремление прекратить заниматься физической культурой.
     Для развития волевых качеств младших школьников [дисциплинированности, уверенности, настойчивости, выдержки и др.] следует в каждом конкретном случае подбирать для них упражнении достаточно трудные, требующие применения сознательных волевых усилий, но вместе с тем доступные.
     Требования выполнять непосильные упражнения, наоборот, отрицательно влияет на развитие волевых качеств, может способствовать развитию не уверенности, не решительности, трусости.
     Нельзя не согласиться с В. И. Сиваковым, что одним из важнейших условий учителя в снижении психической напряженности школьников является его стиль общения и управление учениками.[35]
     По мнению группы ученых физические нагрузки в современном футболе столь высоки, что врожденные адаптивные механизмы нередко оказываются недостаточными для обеспечения нормального функционирования организма. Только специальная тренировка, увеличивающая физиологическую мощность функциональных систем, ответственных за адаптацию, дает возможность спортсмену – футболисту справиться с высокоинтенсивными и большими по объему физическими нагрузками. [2]
     Физическое развитие — закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья,    наследственными    факторами    и   условиями   жизни.
     К младшему школьному возрасту относятся дети 6—10 лет. В этот период организм ребенка интенсивно растет и развива­ется.
     В среднем за год длина тела увеличивается на 4—5 см, вес — на 2—3 кг, окружность грудной клетки — на 2—3 см.
     Мальчики и девочки растут почти одинаково. Однако рост у мальчиков увеличивается преимущественно за счет длины ног, у девочек в большей мере за счет длины туловища.
     Кости содержат большое количество хрящевой ткани. Позво­ночник сохраняет большую гибкость, мускулатура его недоста­точно развита, наблюдается относительно большая высота меж­позвоночных дисков,  поэтому он податлив к искривлению.
     Кости таза к семи годам начинают срастаться, и при резких сотрясениях возможно их смещение, поэтому в данном возра­сте нежелательно выполнение прыжков с приземлением на твердую поверхность. Окостенение фаланг пальцев заканчивает­ся к 9—11   годам.
     Мышцы детей эластичны, богаты водой, но беднее, чем у взрослых,  белковыми  веществами, жирами  и неорганическими солями. Они не способны к значительным напряжениям и подат­ливы к растягиванию. Рост мышечных волокон в этот период происходит неравномерно. Быстрее развиваются крупные мыш­цы нижних конечностей, туловища, плечевого пояса. Мелкие мышцы развиваются позднее. В связи с этим младшим школьни­кам труднее даются точные мелкие движения.
     Возрастные особенности моторики в значительной степени обусловливаются функциональными возможностями вегетатив­ных систем организма, которые характеризуются следующими признаками: относительно  большей, чем у взрослых, поверх­ностью легких; большим количеством крови, протекающей в единицу времени через лёгкие; большей величиной минутного объема дыхания; большим минутным объемом крови как в по­кое, так и при мышечной деятельности; высокой эластичностью сосудов.
    Н.М. Горохов  отмечает, что в возрасте от 8-9 лет отмечен первый этап в развитии системы кровообращения. Он характеризуется значительным нарастанием показателей центральной гемодинамики, снижением интенсивности периферического кровообращения. У школьников наблюдается тенденция к более экономичной системе периферического кровообращения, выражающиеся в существенном уменьшении с возрастом [от 7-10 лет] величины добавочного кровотока, необходимого для реализации адаптивного ответа.
     Второй этап- 11-12 лет. В этом возрастном диапазоне происходит относительная стабилизация параметров центральной гемодинамики, периферической кровоток увеличивается, снижает экономичность адаптационных реакций и увеличивается реактивность центрального звена кровообращения.[8]
     С возрастом постепенно замедляется частота сердечных со­кращений [ЧСС]: в 7—8 лет она составляет в среднем 80— 92 уд/мин, в 9—10 лет — 76—96 уд/мин. При физических на­грузках ЧСС у детей 6-10 лет возрастает в большей степени, чем у взрослых. При интенсивности нагрузки 70% от максималь­ной ЧСС у мальчиков 7—8 лет увеличивается до 162,2 уд/мин, у девочек — до 170,9 уд/мин. У детей 9—10 лет при такой же нагрузке ЧСС достигает: у мальчиков — 164,4 уд/мин, у дево­чек— 177,5 уд/мин. Возрастные резервные возможности серд­ца и кровеносных сосудов в этом возрасте проявляются в том, что ЧСС после нагрузки [50—70% от максимальной] восстанав­ливается за  1—3 мин. [12]
     В период с 6 до 10 лет изменяется деятельность дыхательной системы: существенно возрастает емкость легких [с 1100 до 2200 мл], снижается частота дыхания [до 18—24 дыханий в ми­нуту].
     В 6—7 лет активно развиваются механизмы аэробного энер­гообеспечения мышечной деятельности. Период «расцвета» аэробных возможностей наступает с 9—10 лет, роль анаэробных [бескислородных] механизмов в этом возрасте еще мала. У де­тей 6-летнего возраста значительно повышается максимальное потребление кислорода [МПК]. В дальнейшем величина относи­тельного МПК как показателя аэробных возможностей растет до 10—11 лет. При этом отмечается, что величина МПК зависит от уровня двигательной активности ребенка. Необходимость двига­тельной активности проявляется в большой потребности млад­ших  школьников   к  различным  движениям,  подвижным  играм.
     Двигательный аппарат детей 6—10 лет приспособлен в основ­ном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие,— поддержание позы сидения — переносятся хуже. Аэробное энергообеспечение двигательной активности мышц у нетренированных детей 6—10-летнего возраста обеспечивает работу небольшой продолжительности. Большие мышечные усилия для детей этого возраста в практике физического воспита­ния  применяются реже и должны строго дозироваться.
     А.П. Золотарев  писал, при формировании двигательной функции детей необходимо учитывать координационную сложность применяемых упражне­ний, их влияние на вегетативные органы и энергетические затра­ты при их выполнении. Работоспособность у детей этого возра­ста значительно меньше, чем у взрослых. Они быстро утомля­ются при однообразной работе, но и быстро восстанавливаются.[14]
     Интенсивно развивается и совершенствуется двигательный анализатор в коре головного мозга. Дети способны оценивать пространственные, временные и силовые характеристики в срав­нительно несложных движениях; при специальном обучении эта способность улучшается. Разгибательные движения дети оцени­вают лучше, чем сгибательные; точнее оценивают большие про­странственные величины, промежутки времени и мышечные уси­лия, чем малые. Младшие школьники успешно осваивают про­стые по координации движения, состоящие из одного-двух эле­ментов, которые не требуют при выполнении большой точности и больших мышечных движений.
1.3 Основные положения методики обучения и тренировки юных футболистов.
     Обучение и тренировка младших школьников, занимающихся в секции футбола, составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развития их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
     Этот возраст идеально подходит для тренировочных занятий  начальной стадии, тем самым подготавливая организм ребенка к более значительным физическим и интеллектуальным нагрузкам.[32]. В условиях школы этот процесс можно разделить на два этапа:
     На первом этапе [8-9 лет] младшим школьникам прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разностороння физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения.
     На втором этапе [10-12 лет] ставится задача расширения круга изучаемых технических приемов и тактических действий, формирования умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, дальнейшего развития физических качеств с учетом специфики футбола. Также значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.
     Таким образом, в процессе многолетней подготовки дети в секции футбола как обучение, так и тренировка могут иметь свои определенные задачи, что, однако, не означает противостояние этих дух понятий друг другу. Напротив, обучение и тренировка органически  связаны  между собой. Такая же тесная связь существует и между видами подготовки – физической, специальной, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаимосвязь наблюдается между физической подготовкой и обучением техническим приемом, между освоением технических приемов и обучением тактическим действиям, между тактической и психологической подготовкой и т.д.. Например, развитие физических качеств и освоения техники - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям.[3]
     Мы разделяем точку зрения А.А. Кузнецова, что основной формой организации обучения и тренировки футболистов является учебно-тренировочное занятие [тренировка]. При этом занятие может быть как групповым, так и индивидуальным.[17]
     Требования, предъявляемые к занятиям футболом таковы :
1.      Обучение или совершенствование должны осуществляться с первой минуты занятия.
2.      Следует всячески избегать методических шаблонов.
3.      Строить занятия с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
4.      Воздействие тренировки должно быть всесторонним [оздоровительным, образовательным, воспитательным].
5.      Задачи и тренировки должны быть конкретны.
6.      Больше трех задач в тренировке не ставить.
     Важным условием прочного усвоения учебного материала является правильно построенное тренировочное занятие. Если на первом этапе, в основном, проводятся комплексные тренировки, то на этом этапе все большее значение имеет специализированные.
     Специализированная тренировка более узка по содержанию, но целенаправленнее. Проводится чаще всего тогда, когда трудно организовать или когда методически нецелесообразно объединять физическую, техническую и тактическую подготовку, а также в случаях, когда необходимо целенаправленное воздействие на отдельные функциональные системы.
     Специализированное занятие может носить чисто теоретический характер и проводиться в форме лекции, беседы, показа кинофильмов либо кинокольцовок в  вопросно-ответной форме.
     Структура тренировочного занятия
     Подготовительная часть.
Цель: Организация и подготовка занимающихся в последующей деятельности.
Задачи: 1. Организации группы для занятия, мобилизация внимания, регулирование эмоциональным состоянием занимающихся.
2. Подготовка двигательного аппарата, нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к повышенной деятельности.
Средства: построение, ходьба различными способами с изменением темпа в сочетании с движениями руками и туловищем, умеренный бег, бег с ускорением, прыжками, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения, подвижные игры.
Продолжительность: 10—20% общего времени занятия.
Методические указания. В начале занятия необходимо коротко и ясно объяснить его задачи: это повышает созна­тельность и активность занимающихся. Содержание пер­вой части должно находиться в тесной связи с направлен­ностью основной его части.
     Основная часть:
Цель: обучение специальным знаниям; освоение двигательных умений; развитие физических качеств.
Задачи: 1. Повышение уровня физического развития и подготовленности занимающихся.
2. Воспитание моральных и волевых качеств, подготов­ки организма к повышенным напряжениям.
3. Овладение техникой и тактикой игры.
Средства: упражнения по технике и тактике игры. Упражнения для работы над физическими качествами.
Продолжительность: 70—80% времени, отведенного на занятие.
Методические указания. Продолжительность и построе­ние этой части занятия зависят от её задач, подготовленности занимающихся, условий проведения занятия. Основ­ная часть может состоять из двух разделов:
1.              Изучение и совершенствование техники и тактики
игры с помощью специальных упражнений. Развитие физических качеств.
2. Закрепление изучаемого материала в двусторонних играх.
Однако отдельные занятия можно строить и на основе одного из этих разделов.
     Заключительная.
Цель: Завершение занятия.
Задачи: 1. Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления. Совершенствование технических приемов в условиях утомления.
2.Подготовка к последующей деятельности [после занятия].
3.Подведение итогов занятия.
Индивидуальная форма тренировки
Футболист получает индивидуальное задание и выпол­няет его самостоятельно [тренер может присутствовать], могут тренироваться несколько футболистов одновремен­но, но каждый решает свою конкретную задачу.
Преимущества индивидуальной тренировки:
— индивидуализируется дозировка нагрузки;
— индивидуализируется руководство, коррекция, контроль;
— обеспечивается воспитание самостоятельности и чувства ответственности;
— увеличивается возможность воздействия тренера на занимающегося.
     По мнению группы педагогов С.Н. Андреева, Э.Г. Алиева -  главным средством обучения и тренировки детей младшего школьного возраста секции футбола являются физические упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные. К числу основных относятся упражнения по технике [остановка мяча, обучение ударом, обучение финтам и отбора мяча, подготовка вратаря и т.д.] и тактики [функции игроков, игра защитников, игра полузащитников и нападающих, групповая тактика защиты и нападения и т.д.] и собственно сама игра в футбол. Вспомогательные упражнения делятся на две группы – общеподготовительные и специально подготовительные. [3]
     Первые, в состав которых в основном входит общеразвивающие упражнения и гигиенические факторы предназначаются для создания у занимающихся необходимых предпосылок для освоения основных приемов игры, достижения разносторонней физической подготовленности и оздоровления. Вторые предназначены для достижения необходимых физических качеств и овладения специальными двигательными навыками. Последние, в свою очередь, разделяются на такие тесно связанные между совой виды, как подготовительные и подводящие упражнения. Подготовительные упражнения [разнообразные упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры, эстафета] решают задачу развития у школьников специальных физических способностей.
     Подводящие упражнения – это отдельные элементы в сложнокоординированных движений или все двигательное действие, выполняемое в облегченных условиях, а также его имитация. Например, выполнение технического приема без мяча – это подводящее упражнение, смысл которого - овладение структуры данного приема.  Занятия футболистов в секции футбола предполагают применение преподавателями разнообразных методов выполнения физических упражнений, воспитание морально-волевых качеств, обучение технике и тактике игры. Вы­бор методов определяется задачами и содержанием учебно-тренировочного про­цесса, условиями проведения занятий и степенью подготовленности занимаю­щихся. В освоении школьниками систематических знаний и овладении двига­тельными навыками значительное место должно отводиться словесным методам [объяснение, беседа, краткие замечания], методам наглядности [показ изучаемого приема преподавателем или хорошо подготовленным школьником, использование макета игрового поля, соответствующих видеоматериалов и учебных фильмов].
     Развитие физических качеств младших школьников, занимающихся в секции футбола, осуществляется с помощью самых разнообразных методов. Поскольку футбол как спортивная игра является, по своей сути, одной из разновидностей скоростно-силовых видов физических упражнений, для развития у школьников важнейших физических качеств рекомендуется использовать методы, типичные для большинства спортивных игр, а именно:
-    метод  длительной непрерывной работы, который используется для развития аэробной выносливости;
-    переменный метод, отличающийся от предыдущего лишь характером длительно выполняемой работы. Он способствует воспитанию специальной выносливости смешанного [аэробно-анаэробного] характера. Наиболее типичным представителем данного метода выполнения упражнений является сама игра в футбол;
-    повторный метод - разновидность прерывистой работы, имеющей
в самой игре. Его отличает и сравнительно большая мощность выполняемой работы, рекомендуется использовать при развитии быстроты, силы, скоростной выносливости;
-    интервальный метод, представляющий собой типичную разновидность прерывистой работы и отличающийся от других строгой регламентацией периодов работы и отдыха. При этом отдых сравнительно невелик, что не дает возможность организму занимающихся восстанавливаться;
-    метод максимальной интенсивности - это метод предельных нагрузок, выполняемых с субмаксимальной интенсивностью и установкой действовать «до отказа». Он используется для развития у занимающихся максимальной  силы и способности к работе большой мощности.
     С его помощью совершенствуются анаэробные процессы и скоростно-силовые качества. Например, у юных вратарей - это прыжковая выносливость;
-    сопряженный метод особенно важен в работе со школьниками в
секции футбола, так как дает возможность развивать физические качества одновременно с совершенствованием технико-тактических действий. Таким образом, у занимающихся можно развивать силу, выносливость, ловкость;
- круговой метод - это, по существу, самостоятельная организационно-ме­тодическая форма, используемая для развития у занимающихся одновремен­но нескольких физических качеств, а в отдельных случаях и для совершен­ствования специальных навыков. Круговой метод, как правило, применяется в самых разнообразных вариантах, суть которых в приближении характера вы­полняемой работы к специфике самой игры. В работе со школьниками в сек­ции футбола рекомендуется применять как традиционную форму круго­вой тренировки, так и такую форму, которая дает возможность одновременно совершенствовать различные физические приемы и тактические действия, то есть тренировку сопряженного характера.[23]
     При разучивании технических приемов и тактических действий основным методом будет служить их многократное повторение. Однако, определяя меру повторений, преподаватель должен иметь в виду, что новые упражнения зача­стую вызывают у занимающихся утомление двигательных центров. Поэтому наиболее эффективным будет серийное повторение упражнений: две-три се­рии по 8-10 повторений в каждой. Интервалы между сериями должны быть достаточными
для отдыха. Такие интервалы рекомендуется использовать или для повторного показа изучаемого приема, или для необходимых замечаний по исправлению ошибок у занимающихся.
     Суть игрового метода, который должен занять видное место в работе со школьниками в секции футбола, заключается в том, что обучение техни­ко-тактическим действиям осуществляется при проведении подвижных игр, эстафет, игровых упражнений и учебных игр. Близок к этому метод и соревно­вательный, заключающийся в том, что действия закрепляются и совершенству­ются уже в условиях соревнований.
     Эти два метода используются, главным образом, при закреплении и совер­шенствовании изучаемого материала. Их основная цель - в комплексном разви­тии психофизических качеств, приобретении помехоустойчивости к сбиваю­щим факторам, в создании обстановки единоборства обороны с атакой. Важно, чтобы игровой и соревновательный методы на всем протяжении многолетнего процесса подготовки были бы его составной частью. Именно тогда с помощью этих методов и в сочетании их с другими можно добиться хороших результатов в обучении юных футболистов.
     Методы воспитания морально-волевых качеств представляют собой особую группу, которая приобретает в работе со школьниками в секции футбола особое значение. И это вполне понятно. Ведь с помощью таких методов оказы­вается непосредственное влияние на формирование личности школьников, ее нравственных позиций и мировоззрения. В конечном счете именно личность занимающихся оказывается самым ценным достижением педагогов в много­трудном воспитательном процессе.
     В работе со школьниками рекомендуется использовать такие традицион­ные методы, как убеждение, разъяснение, поощрение, групповое воздействие, самовнушение, приучение к повышенной трудности, а также метод ситуа­ционной тренировки. При использовании последнего на занятиях с юны­ми футболистами создается ситуация, аналогичная той, при которой проис­ходят соревнования по футболу на первенство школы, города или рай­она. С помощью этого метода преподаватели добиваются адаптации занима­ющихся, воспитывая у них необходимые во время соревнований реакции и формы поведения. Новизна обстановки уже не окажется для занимающихся неожиданной и не сможет стать тормозом в выступлении на уровне своих возможностей. Разумеется, в работе с юными футболистами могут быть ис­пользованы и другие методы, которые будут эффективными в конкретных ситуациях.
     На всех этапах многолетнего процесса подготовки школьников в секции футбола их обучение и тренировка строятся на основе взаимосвязан­ных дидактических принципов сознательности и активности, систематичнос­ти и постепенности, наглядности и доступности, индивидуализации. Эти принципы не только взаимосвязаны, но еще и взаимообусловлены и в ходе учебно-тренировочного процесса дополняют друг друга. Например, сознательное и активное отношение юных футболистов к занятиям будет способствовать дос­тупности изучаемого материала, прочности приобретаемых max знаний, умений и навыков, а также обуславливать связь предыдущего материала с последующим, постепенный прогресс в занятиях футболом. С другой стороны, актив­ность юных футболистов будет лишь тогда приносить плоды, когда она допол­няется требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступнос­ти, индивидуализации, систематичности и постепенности. Собственно, такая связь существует между каждым дидактическим принципом.
     Так, не прини­мая во внимание принципы доступности и индивидуализации, трудно достичь рациональной последовательности в обучении юных футболистов, а также добиться постепенного прогрессирования физических нагрузок. А если не учитывать принципы систематичности и постепенности, то немыслимо раздвинуть границы доступности изучаемого материала. Таким образом, успех в работе с юными футболистами возможен лишь на основе соблюдения единства дидактических принципов при полном осуществлении каждого из них на всех этапах подготовки.
     Нельзя не согласиться с В.Е. Жабаковым, что отличительной особенностью игровых видов спорта обусловлена, спе­цификой присущих им игровых и соревновательных действий.
     Для определения исходного уровня владения учащимися технико-тактическими приемами в футболе можно использовать метод изучения индивидуальных физических возможностей каждого спортсмена через анализ его физической подготовленности.
     Физическая подготовленность неразрывно связана с развитием дви­гательных качеств у спортсменов, занимающихся в баскетбольной секции.
     Знание закономерностей развития, становления и целенаправленно­го совершенствования различных сторон двигательной деятельности спортсмена позволит тренеру на практике более эффективно организовы­вать и методически правильно осуществлять процесс развития этой дея­тельности на учебном занятии.
     Направления организации тренировочного занятия в спортивных играх: техническая подготовка, тактическая подготовка, развитие игрового мышления, формирование телесности.
     Планомерная работа по развитию двигательных качеств у школьни­ков включает в себя ряд последовательных этапов.
     Прежде всего, следует правильно оценить уровень физической под­готовленности учащихся и определить задачи избирательно- направленно­го развития физических качеств занимающихся каждой спортивной груп­пы.
     Одним из путей решения задачи формирования своей телесности и является проведение работы по освоению занимающимися методикой раз­вития физических качеств и создание условий для  включения учащихся в тренировочные занятия.
     Основными направлениями данной работы являются:
1) проведение занятий теоретического характера по формированию от­дельных физических качеств у старших подростков;
2) сообщение учащимся правил самотренировок;
3) составление школьниками программ по самостоятельному развитию физических качеств
     В практической работе по развитию двигательных качеств тренеру необходимо не только учитывать степень воздействия физических упраж­нений на организм учащихся, но и особенности их возрастного развития. Объясняется это тем, что эффективность работы, направленной на разви­тие того или иного двигательного качества, будет зависеть не только от методики организации педагогического процесса, но и от возрастных тем­пов развития этого качества.    Если направленное формирование двигатель­ного качества осуществляется в период ускоренного возрастного развития, то его педагогический эффект оказывается значительно выше, чем в пери­од замедленного роста. Поэтому целесообразно осуществлять направлен­ное развитие определенных двигательных качеств у школьников в те воз­растные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивное развитие.
     Освоение материала по футболу следует осуществлять совместно с направленным развитием таких двигательных качеств, как: скоростная выносливость, быстрота и точность движений, быстрота и выносливость в игровых действиях, скоростно-силовые качества. Успешное осуществле­ние такого разностороннего развития двигательных качеств учащихся в рамках тренировочного занятия требует мобилизации всех методических и организационных ресурсов учебного процесса
     В процессе овладения навыками спортивной игры, совершенствова­ния себя в футболе, спортсменам необходимо обладать не только техни­ческой, но и тактической подготовкой в футболе
     Особенно сложна структура тактической подготовки в футболе. Она определяется трудностями восприятия, решений и реали­зации действий из-за их большого разнообразия, дефицита времени, про­странства, информации, маскировки действительных намерений, неопре­деленности момента начала действий.
     Эти трудности умышленно создаются игроками противодействую­щей команды. Все это мешает спортсмену правильно оценить создавшую­ся ситуацию, принять оптимальные двигательные решения.
     Совершенствование тактической подготовки учащихся младшего школьного возраста, в процессе формирования умений физического самосовершенствования, определяется наличием различных фаз в структу­ре тактических действий, требующих теоретических знаний техники и так­тики спортивной борьбы, способностей к прогнозированию соревнова­тельных ситуаций и их анализу, умений выбирать и реализовывать опти­мальные технико-тактические решения в условиях жесткой конкуренции.
     Важным разделом тактической подготовки спортсмена является ов­ладение практическими элементами спортивной тактики:
•          целесообразными средствами и способами соревновательных
действий, обеспечивающими эффект спортивной борьбы;
•      способами рационального раскрепощения сил в процессе соревнований;
•      приемами психологического воздействия на соперников и мас­кировки собственных намерений.
•      В процессе тактической подготовки спортсменов, как один из вариан­тов, можно использовать карточки - задания для решения тактических задач.
     Эффект овладения практическими элементами спортивной тактики определяется уровнем тактической подготовленности спортсмена. Чем шире объем технических навыков и умений, тем больше возможности у занимающихся в освоении и реализации эффективных вариантов спортив­ной тактики. Л.П. Матвеев отмечает, что основные элементы спортивной тактики представляют собой не что иное, как соединение спортивной тех­ники с целесообразным способом ее использования, соответствующей конкретной соревновательной ситуации. [23]
     Таким образом, к основным направлениям организации тренировоч­ного процесса в спортивных играх относят: техническую подготовку, так­тическую подготовку, формирование телесности, развитие игрового мыш­ления. Эффективность технико-тактической подготовки в игровых видах спорта определяется сочетанием форм, методов и приемов организации тренировочного занятия.[10]
    В ряде  психологических  исследований проводимых А.А. Кузнецовым и другими показано, что для успешной работы с юными спортсменами необходимо учитывать некоторые психологические аспекты проблемы обучения и тренировки.
    Необходимо учитывать. Что такие свойства личности как морально – волевые качества, целенаправленность, трудолюбие, чувство долга, ответственность – легко поддаются целенаправленному воздействию. Относительно стабильны – эмоциональная устойчивость, самообладание, психическая выносливость, переключение внимания.
    Одним из решающих факторов успешного обучения является совпадение осознанности  деятельности тренера и ученика. Ученик должен совершенно осознанно чувствовать потребность в приобретении новых знаний, умений, навыков, а тренер – осознавать потребность передачи соответствующих знаний ученику.[17]
     А.А. Кузнецов считает, что обучать начинающих футболистов движениям и совершенствовать их  физические качества можно как параллельно, так и отдельно, самостоятельно.
     В связи с тем, что двигательные навыки более успешно формируются на базе солидной физической подготовленности, целесообразно значительное время в учебно – тренировочном процессе [особенно на этапе начальной подготовки и начальной специализации] отводить совершенствованию физических качеств футболистов.
    Поскольку между развитием физических качеств [силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости] и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь, то общая физическая подготовка направляется на воспитание разносторонних физических способностей, необходимых для гармоничного развития занимающихся, повышения работоспособности организма, создания прочной базы для плодотворной тренировочной работы.
    Развитие физических качеств [силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости] необходимо постоянно контролировать – для индивидуализации подготовки игроков и для того чтобы по мере необходимости можно было вносить соответствующие коррекции в учебно – тренировочном процессе.
    В этот период используются занятия и по специальной физической подготовке, которая направлена  на развитие физических качеств, необходимых именно для данного вида спорта.
    Рост спортивных достижений в конечном счете зависти больше  всего от тренировочных нагрузок. Они рациональны только при правильном долговременном планировании учебно – тренировочной работы.
    В качестве решающего условия здесь выступает отсутствие стремления к быстрому достижению результатов.
    Содержание занятий  и планирование тренировочных нагрузок необходимо разрабатывать на основе результатов тестирования физических качеств.
    Для подготовки юных футболистов характерна волнообразная динамика нагрузки. Она отличается постепенным повышением  объема и  интенсивности занятий с последующим снижением этих показателей в конце цикла. Чем  больше возраст ребят, тем круче  волна нарастания и снижения нагрузки.[18]
 
 
 
 
 
Выводы по I главе
     При обучении и воспитании  младших школьников наряду с морфофункциональными важно учитывать и психологические особенности.
     Аналитическая деятельность младшего школьника развивается в направлении от наглядно-действенного к абстрактно-умственному анализу; от анализа отдельного предмета, явления к анализу связи и отношений между предметами и явлениями. Последнее - необходимая предпосылка понимания младшими школьниками явлений окружающей действительности.
    Основной формой организации обучений и тренировки футболистов является учебно-тренировочное занятие [тренировка]. При этом занятие может быть как групповым, так и индивидуальным.
     Обучение и тренировка младших школьников, занимающихся в секции футбола, составляют единый педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развития их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
     Индивидуальные и общие особенности физического развития младших школьников [опережающий прирост веса тела по сравнению с силой мышечных групп нижних конечностей, неравномерность развития силы сгибателей и разгибателей] обязывают постоянно уделять внимание обеспечению гармоничного укрепления мускулатуры, в том числе предусматривать параллельное воздействие на симметричные группы мышц тела, «подтягивая» отстающие в развитии мышцы. Регулярная двигательная деятельность особенно активно стимулирует обмен веществ, улучшает обменные процессы и тем самым содействует структурно-функциональному совершенствованию организма.
     Кроме практического двигательного опыта, очень важно иметь специальную теоретическую подготовку: знать организацию педагогического медицинского контроля, закономерности образования двигательных навыков, особенности физического развития детей и его взаимосвязь с психическими, анатомо-физиологическими, гигиеническими нормами и требования к проведению физических упражнений.
     Тренер должен уметь: обучать детей упражнениям по игре в футбол с учетом физической подготовленности, возрастных особенностей детей; анализировать деятельность детей, обеспечить страховку и помощь при выполнении упражнений; готовить место для проведения занятий. Кроме того, очень важно уметь организовывать группу для выполнения упражнений, правильно дозировать физическую нагрузку на организм каждого ребенка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава II Опытно – экспериментальная работа по реализации  методики обучения и тренировки детей младшего школьного возраста по футболу.
2.1 Цели и задачи опытно – экспериментальной работы                                                                                                       
Футбол - игра с трудной техникой, она не свойственна обычным людям.
Для работы, для того чтобы что-то сделать, нам даны руки, а главная характеристика футболиста - это умение обращаться с мячом ногами. Именно этим и объясняется изначальная характерная сложность всего процесса подготовки футболистов.
     Необходимо этот длительный период обучения с «трудной техникой» представить понятным и простым, чтобы обеспечить непрерывность учебного процесса, исходя из самого понятия «процесс» - то есть последовательное движение учеников к определенным результатам. И здесь очень важно иметь представление о всей системе многолетней' подготовки.
     В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты проблемы исследования и сконструирована методика обучения и тренировки юных футболистов. В ходе теоретического осмысления проблемы мы выдвинули ряд предположений, требующих экспериментальной проверки:
- на основательной базе физической, специальной и технической подготовленности более успешно формируются двигательные навыки;
- развитие интереса к учебно-тренировочному процессу будет стимулироваться через разнообразные формы занятий;
- психологическая подготовка есть условие эффективности тренировочного процесса;
     Целью нашей опытно–экспериментальной работы являлось совершенствование методики учебно-тренировочного процесса по футболу у детей младшего школьного возраста по средствам применения стандартной тренировочной программы.
     Задачи:
1.Проанализировать проблему обучения и тренировки детей младшего школьного возраста.
2.Выявить условия функционирования методики учебно – тренировочного процесса.
3.Экспериментально проверить эффективность методики учебно – тренировочного процесса по средствам стандартной тренировочной программы.
    Изучив специальную литературу, проанализировав опыт работы ученых, мы обратились к совершенствованию методики учебно-тренировочного процесса. Развитие интереса к учебно-тренировочному процессу будет стимулироваться через разнообразные формы занятий, психологическая подготовка должна стать условием эффективности тренировочного процесса, дневник самоконтроля - элемент мониторинга успешного физического и технического совершенствования.
     Совершенствуя методику учебно–тренировочного процесса, мы исходили из учета контрольных измерений физической, специально физической и технической подготовленности юных спортсменов.
     Эффективность и результативность тренировочного процесса  определялись методами наблюдения, бесед, контрольных измерений.
     Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, основной и обучающий.
     Констатирующий этап. Данный этап посвящен выбору направления и проблемы исследования, изучению и анализу научной, педагогической, психологической литературы и передового педагогического опыта обучения и тренировки детей младшего школьного возраста по футболу.
     Основной этап. Работа на этом этапе должна определить организационно – педагогические условия обучения и тренировки детей младшего школьного возраста по футболу. Отработка форм и методов эксперимента.
     Обучающий этап. На третьей стадии эксперимента была осуществлена проверка и обработка результатов исследования обучения и тренировки детей младшего школьного возраста по футболу.
     Организация, база   и этапы исследования. 
Экспериментальная работа проводилась с мая 2009 по январь 2010 года на базе ДЮСШ №4 города Копейска Челябинской области. В эксперименте принимали участие ученики 3-А и З-Б классов школы №16 [2 группы по 15 человек].
    Группы для эксперимента специально не формировались. За экспериментальную группу мы взяли 3-А класс, за контрольную группу – 3-Б класс.
     Эффективность  методики обучения и тренировки младшего школьного возраста по футболу проверялась в ходе опытно - экспериментальной работы. Эксперимент  осуществлялся нами с младшими школьниками в ходе учебно – тренировочного процесса по футболу.
     Все ребята перед началом эксперимента прошли медицинское обследование в диспансере города, только имея  заключение врача, можно допустить юного спортсмена к испытаниям.
     В начале эксперимента были проведены контрольные  измерения по общей физической подготовке: в качестве теста мы использовали следующие испытания: для оценки скоростных качеств - бег 30 метров, для скоростной выносливости - бег 300 метров, для выносливости - 6- минутный бег.
     Контрольные измерения по специальной физической подготовке: бег 30 метров с ведением мяча, удар на дальность – сумма ударов правой и левой ногой, специальная координация  оценивается по слаломному ведению мяча [дриблингу] с обводкой пяти кругов.
     Контрольные измерения по технической подготовке: Жонглирование мячом [количество раз], ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам, удар на точность.
    Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили определить уровень физической, специальной и технической подготовленности юных спортсменов в контрольных и экспериментальных группах.
                                                                                                              Таблица 1
     Оценка качества физической, специальной и технической подготовки спортсменов на констатирующем этапе эксперимента для контрольной группы.

и т.д.................


Фамилия
Физич. подготовка
Спец. физич. подготовка
Технич.
Подго-товка
Средний
показатель
Уро-
вень
Ануфриев С.
4
4
3
3.6
Средн.
Бардов Д.
3

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.