На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Просторечная и разговорная лексика в языке современных писателей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание:
     Введение…………………………………………………………………..3
    Глава. Разговорная и Просторечная лексика……………………………5
      Теоретическое понятие «Лексика»…………………………..………….5
      Разговорная лексика………………………………………………..…….6
      Просторечная лексика………………………………………...………….9
      Развитие русской лексики в современную эпоху……………...……….9
      Понятие современного русского литературного языка ………….…..15
    Глава. Использование разговорной и просторечной лексики в современной литературе………………………………………………..
      Использование разговорной и просторечной лексики на примерах произведений писателей Аркадия и Бориса Стругацких……………
      Плюсы и минусы использования разговорной и просторечной лексики в современной литературе…………………………………………………
      Дальнейшее развитие разговорной и просторечной лексики в российской литературе……………………………………………….
    Заключение……………………………………………..
    Список литературы……………………………………….
 


     Введение
       Русский национальный язык, являющийся объектом изучения науки о языке, состоит из нескольких разновидностей. Базисным элементом языка как единой знаковой системы общения и передачи информации является русский литературный язык, который считается высшей образцовой формой национального языка. Этот тип языка складывался постепенно, он и сейчас находится в состоянии постоянного развития. На него влияют писатели, поэты и другие мастера слова, создавая новые литературные нормы. Однако хочется подчеркнуть, что писатели далеко не всегда точно следуют правилам и нормам литературного языка, именно в средствах массовой коммуникации встречаются разнообразные ошибки, которые в результате значительного размера охватываемой аудитории закрепляются в массовом сознании.
       Все процессы являются следствием  развития цивилизации на современном  этапе. В условиях постиндустриального  общества (его также называют  информационным) роль информации  постоянно возрастает. Необходимо  отметить, что значительная доля  в информационном потоке принадлежит  печатным изданиям: газетам,  книгам и т.п. С целью выделения наиболее важного материала из общей массы, представителям СМИ приходится прибегать к различным приемам экспрессии. А это достигается зачастую путем нарушения стилистического единообразия текста или же использования разговорных слов, просторечий и сленговых понятий. Необходимо дать основные определения тех понятий, с которыми мы будем сталкиваться в предлагаемой работе. Итак, любая статья в газете представляет собой авторский текст, который отражает авторскую позицию на то событие, о котором идет речь.
       Подобного рода материалам свойственна  некоторая оценочность, стилистическая  окраска слов. В составе оценочной  лексики публицистических текстов  главную роль играет экспрессия. К ней относятся слова, усиливающие  выразительность письменной речи. Ученые отмечают значительное количество примеров, когда одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени эмоционального напряжения. Необходимо отметить, что значительная часть лексики стилистически нейтральна, т.е. может употребляться в любых видах устной и письменной речи, не придавая ей никаких стилистических оттенков. Однако при употреблении слов нельзя не учитывать их принадлежность к тому или иному стилю речи.
       Предметом данного исследования  являются просторечные и разговорные  слова. Особенность разговорных  слов заключается в том, что  эти слова свойственны обиходной,  разговорной речи, характеризуют  обыденное явление. В дипломе  исследуются также основные характеристики  просторечных слов.
       Просторечие - это слово свойственно  литературной городской разговорной  речи, используется в литературном  языке как стилистическое средство  для придания речи специфического  оттенка. Подчеркнем, что тенденция  проникновения в литературный  язык просторечных и разговорных  слов имела место всегда. Но  в последние годы этот процесс  становится более интенсивным.  Кроме просторечий и разговорных  слов, в литературный язык, особенно  в публицистический стиль проникают  жаргоны, как наиболее экспрессивные  и стилистически ярко окрашенные  представители разговорного жанра.  Жаргон - это речь какой-либо социальной  или профессиональной группы, содержащая  большое количество специфических,  свойственных этой группе слов  и выражений.
       Тема предлагаемой работы –  «Просторечные и разговорные  слова и их роль в произведениях Аркадия и Бориса Стругацких. Выбор данных писателей обусловлен, прежде всего, значимостью их вклада в развитие современной русской литературы на данном этапе развития нашей страны. Хочется подчеркнуть, что Браться Стругацкие ,не раз опубликовывались в современных изданиях и не раз влияли на развитие общества России. Темы их изданий актуальны в современном обществе,  и они соответствуют уровню и критериям качественного издания, таким как: объективность, представительность мнений, независимость суждений.
       Актуальность данной темы обусловлена тем, что на данном этапе развития современной литературы, литература терпит некую переоценку ценностей русского языка.
     Цель  данной работы – исследовать основные тенденции и особенности современного общества по отношению к использованию разговорной и просторечной лексики..
     Задачи  исследования:
     - раскрыть теоретические аспекты  современной лексики;
     - исследовать основные особенности и тенденции развития лексики в ниши дни;
     - рассмотреть дальнейшее развитие использования разговорной и просторечной лексики у российских писателей.
     Структура работы: содержание, введение, 2 главы, 8 параграфов, заключение, список использованных источников.
     Для написания данной работы были использованы учебники, монографии и научные статьи.
 

 

     I Глава. Разговорная и Просторечная лексика
      Теоретическое понятие «Лексика»
 
     Лексика (от др.-греч. ?? ??????? — «относящийся к слову», от ? ????? — «слово», «оборот речи») — совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Например, лексика современного русского языка состоит более чем из полумиллиона слов.
     По  социальному употреблению, происхождению  и функциональной направленности лексика  разделяется на пласты, между которыми нет жёстких границ. Все социальные преобразования в жизни общества отражены в лексике языка.
     Словарный состав языка — наиболее открытая и подвижная сфера языка. В  него непрерывно входят новые слова  и постепенно уходят старые. Нарастающая  сфера человеческих знаний прежде всего  закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше. Образование, наука, новейшие технологии, сведения из других культур — всё  это формирует новый тип современного общества (информационное), в котором  формируется новый языковой стиль  — стиль эпохи информационного  развития.
     Лексика — весь словарный запас языка, в котором выделяют активную и  пассивную составляющие.
    Архаизмы — устаревшие слова.
    Неологизмы — новые слова.
    Омонимы — одно слово, имеющее несколько значений.
    Антонимы — противоположные по значению.
    Паронимы — частичное звуковое сходство, разные по значению.
    Однозначные слова — слова, имеющие одно значение.
    Многозначные слова — слова, имеющие два и более значений.
     Стили речи:
     Художественный        Вымысел писателя, портрет, описание  действующих лиц, диалог, монолог
     Научный      Нет вымысла
     Деловой      Официальные бумаги
     Разговорный      Не  соблюдаются литературные нормы
     Публицистический      Все статьи в газетах и журналах
 
     Типы  речи:
     Описание      Повествование      Рассуждение
     Описание  какого-либо предмета, явления и  др.      целостный рассказ (часто в художественном стиле речи)      рассуждение о чем-либо
 
     
      Разговорная лексика
 
     Разговорная лексика - один из основных разрядов словарного состава литературного языка. Разговорная лексика образуют слова, распространённые преимущественно в разговорной речи. Как и единицы других уровней языка, функционирующих главным образом в разговорной речи. Разговорная речь ориентирована на неформальное общение в условиях межличностной коммуникации (непринуждённость общения и соответственно - выражения мыслей, чувств, отношения к предмету разговора). Поэтому разговорная лексика присуща сниженная экспрессивная окраска.
     Разговорная лексика подразделяется на два неравных по объёму основных пласта: лексику обиходно-бытовую и «литературное просторечие».
     В обиходно-бытовой  лексике с лексико-семантической  точки зрения выделяются следующие группы:
    Ситуативные окказиональные наименования (однословные). Они характеризуются конкретной семантикой (при этом один и тот же предмет, явление имеет несколько наименований), напр. нейтраль му слову прищепки ('зажимы для прикрепление к верёвке повешенного на неё белья, платья и т. п.') соответствует целый ряд разг. слов: прищепы, защепки, защепы, зажимки, прижимки, держалки, цеплялки, закрепки, скрепки, шпильки.
    Слова с общим, широким значением: а) существительные, выступающие с «неопределённо-местоименными» значениями, напр.: вещь, субъект, существо, тип, факт, штука, бандура, волынка, дело, история, музыка и т. п. [^Терпимость сама по себе вещь хорошая* (Пушкин); А дело уже идёт к рассвету; Здесь такая история приключилась]; б) слова с очень общей или аморфной семантикой (слова-«губки»), напр.: времянка, деревяшка, забегаловка, железка, стекляшка, нормальный, простой, прямой, пустой и т. п. Значение таких слов конкретизируется ситуацией и контекстом; напр., забегаловкой может быть названо кафе, столовая, закусочная, буфет и т. п., а значение прилагательного простой уточняется в таких противопоставлениях, как простой - с узорами,-с отделкой,- с кремом,- шёлковый,- нейлоновый,— праздничный,- экстра,- люксовский и т. п. Для слов 1-й и 2-й групп уточняющие, конкретизирующие контексты и речевые ситуации необходимы.
    Слова констатирующего значения {папа, электричка, столовка, раздевалка и т. п.). «Сни-женность» таких слов очевидна при сопоставлении с их нейтральными синонимами: отец, электропо- езд, столовая, гардероб.
    Слова оценочные. В Р. л. преобладают слова с отрицательной оценкой: балбес, растяпа, шантрапа, дрыхнуть, драпать и т. п. Отрицательную оценку в контекстах разг. речи приобретают слова нейтральные (.собака, сука, бык, кобыла, ср. орёл - с положительной оценкой - о смелом мужчине). Слова с положительной оценкой: заинька, лапочка (обращения), мальчонка.
    С точки зрения функциональной (функционально-экспрессивной) выделение к.-л. пластов, группировок в обиходно-бытовой лексике представляет значительные трудности в силу диффузности границ между её разрядами, дробности и известной синкретичности эмоционально-экспрессивных характеристик, возможности многих слов выражать ряд экспрессивных оттенков. Это обусловлено в первую очередь ситуативным характером разг. речи, что создаёт зависимость семантики и особенно экспрессивной окраски слов от конкретных ситуаций и контекстов их употребления.
 
     С точки зрения функционально-экспрессивной  выделяются два ряда явлений:
     Первый  ряд:
    лексика констатирующая, лишённая экспрессивно-оценочных оттенков (пятёрка — 'школьная оценка' или 'пять рублей'; глядеть, хворать)
    лексика экспрессивно окрашенная (значительно большая по объёму), она же - фамильярная, к-рую отличают динамичная выразительность, эмоциональная напряжённость, широкий диапазон экспрессивной окраски - от дружески фамильярной до грубо фамильярной и бранной.
     Второй  ряд:
    лексика нейтрально-обиходная. Она употребляется в ситуациях, характеризующихся уравновешенностью взаимоотношений собеседников, спокойным, серьёзным и/или доброжелательным настроем при обсуждении к.-л. вопросов. В её состав входят слова преим. дружески фамильярные (в т. ч. шутливые), напр.: голубчик, ватага, сынок, лошадка, дрожать ('опасаться за к.-л.'), мчаться, домчаться, успеется и т. п.;
    лексика разговорно-просторечная. Она реализуется в речи аффективной, порождаемой разного рода неординарными ситуациями, предполагающими эмоционально повышенное, напряжённое состояние участников диалога (полилога). Сюда относится гл. обр. грубо фамильярная лексика преим. с отрицательной оценкой [балаболить, загнуться ('умереть'), чертовщина и т. п.]. Возможны и слова с положительной оценкой (башка, бедовый, здброво).
 
     
      Просторечная  лексика
 
         Просторечная  лексика - слова со стилистически  сниженным, грубым и даже вульгарным оттенком, которые находятся за пределами литературной речи. Они не характерны для книжной, образцовой речи, но широко известны в различных социальных группах общества и выступают в качестве социально-культурной характеристики говорящих, обычно не вполне овладевших лит. языком; употребляются в определённых видах речевого общения: в фамильярной нли шутливой речи, в словесных перепалках и т. п.
         Собственно  просторечной называют лексику нелитературную, используемую в устной обиходной  речи, при этом не грубую, не обладающую особой экспрессией (вдосталь, вовнутрь, ихний, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый). Грубопросто-речная лексика имеет сниженную, грубую экспрессивную окраску (дылда, шушера, рожа, обормот, трепач, пузатый, лапоть, харя, морда, сволочь, околеть, стерва, хамло, слямзить). Сюда же относятся крайние вульгаризмы, т.е. неприличная брань («матерные слова»). Встречаются слова с особыми просторечными значениями (обычно метафорическими): накатать ('написать'), свистнуть ('украсть'), плести ('говорить вздор'), винегрет ('мешанина'), шляпа ('растяпа'), так и режет ('бойко говорит')- В П л. встречаются общеупотребительные слова, отличающиеся лишь своей фонетикой и акцентологией (инструмент вместо инструмент, пбртфель вместо портфель, сурьёзный вместо серьёзный, табатерка вместо табакерка).
         Пометы  в словарях, указывающие на стилистическую сниженность слов или их значений и дающие им отрицательную оценку, многочисленны, напр.: прост. - «просторечное», неодобр.- «неодобрительное», фам. - «фамильярное», презрит. - «презрительное», вульг. - «вульгарное», бран.-«браниое». П. л. чаще всего содержит экспрессивно-оценочную окраску.
         Причины использования П. л. в разных типах  речи различны: экспрессивные мотивы, в т. ч. эпатаж (разг. речь), характерологические  мотивы (художественная речь), прямое авторское  отношение к изображаемому, прагматические мотивы (публицистическая речь). В научной  и официально-деловой речи. 

     
      Развитие  русской лексики в современную эпоху.
 
         Лексическая и фразеологическая система непосредственно  связаны с деятельностью человека в обществе и развитием последнего. Лексика и фразеология (особенно первая) из всех уровней языка считаются наиболее проницаемыми. В лексике быстрее всего отражаются все изменения, происходившие и происходящие на разных этапах развития Советского, а затем Российского государства.
         В развитии русской  лексики и фразеологии  можно выделить следующие  основные направления:
      возникновение новых слов и оборотов;
      изменение значений уже существующих лексико-фразеологических единиц;
      выпадение из активного употребления слов и оборотов;
      возвращение к жизни старых слов.
         Возникновение новых слов - процесс наиболее продуктивный, в нем отражаются все исторические этапы развития общества. Так, в период становления новой государственности  появились и новые наименования (как полные, так и аббревиатуры). Например, если с 1917 г. высшим органом  государственной власти был Всероссийский  съезд Советов, то с 1922 по 1936 г. - Съезд  Советов СССР.
         После распада СССР и введения президентского правления появилась Государственная  Дума; понятия парламент, парламентарии  вытеснили бывшие - Верховный Совет  и нардепы. Общественные и политические преобразования в стране вывели из активного словарного запаса слова, отражающие деятельность коммунистической партии (парторганизация, парторг, партактив, партийный контроль, ленинец и  др.), а также бывших молодежных организаций (комсомол, комсомольская стройка; пионер, пионерский и др.).
         Немало  слов и словосочетаний было связано  с созданием, развитием и активной деятельностью в военные годы Советской Армии, флота: от первоначальных красноармеец, краснофлотец, краском (красный  командир) до последующих рядовой  Советской Армии (с 1943 г.), матрос Советского флота (с 1946 г.), а также современных солдаты и офицеры Российской армии. Нашли отражение и наименования других родов войск, например Военно-Воздушные Силы СССР (или ВВС СССР) и др. В годы войны активнее использовались известные ранее слова медсанбат, санинструктор, окопник, огневик, звуковик, связист, бронебойщик и др.; профессионально-разговорные названия конкретных предметов: бронебойка, запальник (заряд), сторожевик (корабль), зажигалка, термитка, «тридцатьчетверка» (танк), «катюша» (реактивный миномет особой системы) и др.
         Широкое распространение получили наименования, связанные с развитием сельского  хозяйства: от первоначальных, быстро устаревших комбед, продналог, продразверстка, сельхозкоммуна и др. до колхоз, колхозник, колхозница, совхоз, совхозный рабочий, трудодень, МТС (затем PTС), агропромышленный комплекс, агрономия, агрошкола, агроном, агропункт и др.; автопоилка, буртоукладчик, питательные гранулы, дождевальная установка, электропоилка, электродоилка  и, наконец, фермер, фермерское хозяйство  и др.
         В словаре находят повседневное отражение  достижения научно-технического прогресса  в науке, производстве, сельском хозяйстве. Возникают десятки новых профессий  и их наименования, все активнее используемые для обозначения параллельных женских профессий (преимущественно  в разговорной речи): автокарщик - автокарщица, программист - программистка, табуляторщик - табуляторщица и др.
         Пополняется словарь сложными наименованиями с  исконными средствами словообразования, например: активно-, быстро-, высоко-, крупно-, легко-, мелко-, низко-, остро-, сверх-, широко- и пр.
         Появляется  большое количество слов с использованием иноязычных элементов типа: авиа-, остро-, био-, видео-, гипер-, дис-, зоо-, изо-, интер-, кино-, макро-, метео-, микро-, мото-, радио-, теле-, термо-, фото-, ультра-, экстра-, электро- и мн. др.
         Входят  в литературный язык самые разнообразные  научные термины. Только за последние 10-15 лет появились новые науки, их названия быстро становятся активными  по своему употреблению, например: атлантология - атлантолог, биогеоценология, бионика, вулканология - вулканолог, гидромелиорация - гидромелиоратор, дельфинология - дельфинолог, кардиохирургия - кардиохирург, микроэлектроника, нефрология - нефролог, спелеология - спелеолог  и мн. др. Большое количество подобных слов связано с расширением познаний в области космоса, компьютерной техники, Интернета.
         Промежуточной группой между лексикализованными (типа метеозонд, радиолокатор) и нелексикализованными образованиями являются слова типа альфа-частицы, альфа-распад, пи-мезон, пресс-ножницы и др.
         Пополнился  словарный состав общенародного  языка расчлененными новообразованиями (по преимуществу терминологическими), например: светочувствительный слой, ливневые дожди, пустотная лампа, пульсирующий ток, меченые атомы, шагающий экскаватор и др. При создании подобного термина  иногда используется метафорическое переосмысление слов (т.е. разного рода переносы), ср.: колхозное поле - магнитное поле, поколение победителей - поколение  нейтронов, дочерние письма - дочерние атомы и др. 

         Возвращаются  к активной жизни  слова, бывшие в глубинных  запасниках языка:
      лексика административная, лексика образования (губернатор, департамент; гимназия, лицей)
      конфессионная лексика (благодать, вера, ангел, грех, заповедь, литургия; покаяние, благотворительность, милосердие);
      лексика новых экономических условий (предприниматель, биржа, торги, аукцион, частная собственность, средний класс) и др.
         Актуализация  старых слов часто сопровождается восстановлением  в них оценочных значений положительности (ср., например, толкование слова «предприниматель»  в словарях советской эпохи как  обозначения, чуждого советской  действительности).
         Вошли в словарь слова, отражающие развитие культуры, спорта, многих сторон нашего быта, например: книголюбительство, народные театры; аэробика, авторалли, биатлон, картинг, серфинг; микрорайон, многоэтажка  и т.д.
         Входят  в словарный состав новые фразеологизмы  и фразеологизированные обороты; например: активная жизненная позиция, борьба за мир, великий почин, выйти на орбиту, звездный пробег, звездные братья (небесные братья), мирные инициативы; набирать высоту; лучше меньше, да лучше (по названию статьи В.И. Ленина); лучше умереть  стоя, чем жить на коленях (Д. Ибаррури); Люди, будьте бдительны! (Ю. Фучик); покой  нам только снится (А. Блок); путевка  в жизнь; поджигатели войны; рожденный  ползать - летать не может (М. Горький); этапы большого пути (М. Светлов); кальки с англ. спасите наши души, холодная война; калька с укр. чувство семьи  единой (П. Тычина) и мн. др.
         Не  менее продуктивным является путь семантического и стилистического обновления уже  известных языку слов. Его прошли слова актив, боевой, боевитость, воины; воочию, династия, дружина, знатный, избранник, неувядаемый, овеять, останки, потомственный, спутник и мн. др. Изменили значение в сторону расширения такие слова, как: перестройка, подвижка, обвал, модель, экология и др.
         С другой стороны, немало слов из активного  словарного запаса перешли в пассивный  или стилистически оказались  в числе отрицательно-оценочных, например: барин, барыня, вельможа, лакей, слуга. Некоторые слова 20-х годов  тоже вошли к настоящему времени  в пассивные слои словаря: военспец, комбед, ликбез, нэп, нэпман и т.д.
         Таким образом, лексико-фразеологический состав русского языка находится в состоянии  непрерывного движения. В нем отражаются все изменения, происходящие в общественной, политической, экономической, научной, производственно-технической, культурной и бытовой жизни страны. 

     
      Понятие современного русского литературного языка.
 
         Современный русский литературный язык является высшей формой русского языка. В этом сочетании «современный литературный»  прежде всего требует разъяснения  термин «литературный». Выражение «литературный  язык» обозначает «книжный», нормированный  язык, что связывается с понятиями  «грамотность» и «книжное образование».
         Литературный  язык – это язык культуры; на русском  литературном языке создаются художественные произведения и научные труды, это  язык театра, школы, газет и журналов. В то же время его употребляют  в быту, на работе и т.д.
         Основной  признак литературного языка  – нормированность. Норма возникает  в традиции, формируясь в течение  длительного периода времени. Впоследствии норма кодифицируется, закрепляется в своде правил, грамматике. Средства кодификации – это словари  и справочники по литературному  языку, учебники современного русского литературного языка, научные лингвистические  исследования, устанавливающие норму. Средством кодификации литературного  языка также может стать пример людей, безукоризненно владеющих литературной речью (писателей, артистов, дикторов), и произведений, обладающих высоким культурным авторитетом (художественных, научных, публицистических). Каждый, кто владеет литературным языком, выступает его кодификатором, ответственным за судьбу русского литературного языка.
         Литературный  язык имеет две формы: устную и  письменную. Отличие устной формы  литературного языка от письменной не только в том, что последняя  записана. Письменная речь использует другие структурные формы и средства выразительности, отличные от устных.
         Эти различия сложились исторически. До XVIII в. в языковой практике существовала только русская разговорная речь. Письменным языком на Руси был старославянский, но это вносило существенные проблемы в общение людей, в т.ч. и в  государственное управление. Первым обнаружил это противоречие и  отметил в своих научных трудах М.В. Ломоносов.
         Сделав  теоретическое обоснование, он приступил  к созданию стилистических норм русского языка. Он заметил существование  нормы, грамматического строя в  самом разговорном языке: «Хотя  она (норма) из общего употребления происходит, однако правилами показывает путь самому употреблению».
         Блестящая плеяда русских писателей-последователей продолжила дело ученого. Считается, что  литературный язык как нормированный  в своей письменной форме сложился в творчестве А.С. Пушкина.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.