На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Спрос, предложение,эластичность спроса и предложения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
    Спрос и предложение как основные элементы  рыночной  экономики
1.1 Спрос: понятие, закон спроса и факторы.
1.2 Предложение: сущность, закон предложения и факторы.
1.3 Взаимодействие спроса и предложения и формирование равновесной цены.
Глава 2 Эластичность спроса и предложения.
2.1 Эластичность спроса и её виды.
2.2 Эластичность предложения и её основные факторы.
2.3 Практическое значение  концепции эластичности. 

Заключение
Список литературы. 

 


Введение
“Люди, никогда систематически не изучавшие экономическую теорию, похожи на глухих, которые пытаются оценить звучание оркестра.”
                      П.Самуэльсон
Есть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить любой из нас. Кроме  политики, к таким сферам относятся  медицина и, конечно же, экономика. Это  не случайно, ведь экономика - наука  эмпирическая, связанная с практикой  непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все  мы трудимся - создаем ценности или  повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями. Экономика  изучает “homo ecoonomics” - экономического человека, его действия и интересы. И также как в медицине, где  для постановки диагноза нужно хорошо знать функционирование здорового  организма, необходимо прежде всего  разобраться в законах функционирования здоровой экономики.
Экономическая наука  призвана определять, как максимально  эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных  для анализа в любых конкретных условиях. И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание  накопляемой.
Но у экономики  есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет  дело не с отдельным человеком  на необитаемом острове, но с членом общества, подверженного воздействию  традиций, национального менталитета  и политических институтов. Инструментарий экономиста имеет поэтому национальную специфику
Наука формируется  примерно также, как растет дерево или  строится здание. Великие экономисты прошлого заложили фундамент, создали  теорию, называемую микроэкономикой. В  качестве исходного пункта для анализа  здесь берется хозяйство предпринимателя  и фермера. Микроэкономика изучает  отношения между предпринимателями (конкуренция), предпринимателями и  наемными работниками, продавцами и  покупателями. Она формулирует законы: спроса и предложения, редкости, убывающей  доходности, предельной производительности труда или капитала. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской  деятельностью, является как бы справочником, руководством для бизнеса.
Рынок -- косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями  и потребителями продукции в  форме купли-продажи товаров, сфера  реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок -- это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей  силы, ценных бумаг, идей, информации и  т.д. Рынок -- основа рыночной экономики.
Рынок -- это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров  и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный  или национальный характер. Некоторые  отличает личный контакт между предъявителем  спроса и поставщиком, а другие являются безличными -- на них покупатель и  продавец никогда не видят или  вовсе не знают друг друга.
Состояние рынка  определяется соотношением величины спроса и предложения.
Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных  понятия:
    Спрос;
    И предложение.
Спрос и предложение -- взаимозависимые элементы рыночного  механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение -- совокупностью  товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения  в уровне цен на товары. 
 
 
 
 

 


Глава 1 Спрос  и предложение как основные элементы  рыночной  экономики 

      Спрос: понятие, закон спроса и факторы.
 
Спрос на какой-либо товар или услугу – это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
    индивидуальный спрос – это спрос конкретного субъекта;
    рыночный спрос – это спрос всех покупателей на данный товар.
Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом.
Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать  различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и  услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует спрос  на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности  формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено  платежеспособностью.
Впервые понятия  спроса и предложения в экономической  науке исследовал в своих работах  английский экономист Альфред Маршалл (1842 – 1924).
А. Маршалл касается в какой-то мере традиционной для  его времени полемики вокруг проблем  стоимости, отдав при этом предпочтение такому варианту теории «факторов производства», как теория жертв этих факторов. Но одновременно он указал четкий выход  из затянувшейся бесплодной дискуссии  путем своеобразного компромисса  между идеями различных теорий стоимости. Ключевая мысль А. Маршалла состояла в необходимости перенести центр  тяжести в работах буржуазных экономистов с дискуссий по проблемам  стоимости к изучению закономерностей  складывания и взаимодействия спроса и предложения и на этой основе к формированию, параллельно с  теорией стоимости, развернутой  теории цены. В рамках разработки этой теории А. Маршалл предложил компромиссное  объединение в единую систему  важнейших понятий и категорий  из различных буржуазных теорий стоимости. Так идеи из теории «факторов производства»  были включены им в систему объяснений закономерностей формирования предложения  товаров, идеи из теории предельной полезности и сама эта категория вошли  в структуру объяснений закономерностей  формирования потребительского спроса. Рассматривая закономерности складывания  спроса, предложений, цены, Альфред  Маршалл выдвинул ряд новых подходов, понятий и категорий, прочно вошедших в арсенал политэкономии.
Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене .
Спрос (Qd) – то количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.
В западной экономической  литературе спросом называют то, что  связывает покупаемые блага с  теми «жертвами», которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребностями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью – деньгами покупателя. Иначе говоря, спрос – это планы или намерения покупателя относительно покупки товара.  

Механизм рынка  позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через  спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые  нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним относятся блага  и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых  участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами. 

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая  часть потребностей удовлетворяется  посредством реализации спроса. Рыночный спрос представляет собой сумму  индивидуальных спросов, которые формируются  на основе потребительского выбора. 

Объем спроса на какой-либо товар или услугу – это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени. 

Цена  спроса на какой-либо товар или услугу – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.
Между рыночной ценой  товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары.
Впервые математически  закон спроса был сформулирован  А. Курно в 1838 г.
Одна из основных научных заслуг А. О. Курно заключается  в том, что он едва ли не первым ввел в экономическую теорию понятие  функции спроса и обосновал закон  спроса. Аргументом в этой функции  была цена; при этом данная функция  являлась непрерывной.
При этом А. О. Курно не выводил закон спроса из каких-либо теоретических умозаключений, рассматривая его как эмпирическое соотношение.
В рамках своего анализа  спроса он также предложил понятие  эластичности спроса, подчеркнув при  этом, что для разных благ этот показатель различен. Например, спрос на предметы первой необходимости и предметы роскоши характеризуется низкой эластичностью (последнее вызвано  тем, что предметы роскоши приобретаются  очень богатыми людьми, на выбор  которых изменение цен не может  оказать существенного влияния). Непрерывность функции спроса позволяет  использовать методы дифференциального  исчисления для определения цены, максимизирующей выручку продавца блага. Продолжая анализ, он ввел понятия  общей и предельной выручки, а  также общих и предельных издержек. На основании этого А. О. Курно  впервые осуществил выведение маржиналистского условия максимизации прибыли как  равенства предельных издержек и  выручки. По сути дела это была первая сознательная и последовательная попытка  применить серьезный математический аппарат для исследования экономических  процессов. Из этого ростка выросло  целое направление современной экономической науки – математическая экономика.
Курно впервые глубоко  проанализировал связи спроса и  цены при различных рыночных ситуациях. Такой анализ дал ему возможность  сформулировать закон спроса и вплотную подвести экономическую науку к  осознанию понятия «эластичность  спроса», на которое сегодня опираются  все способы изучения товарных рынков для выработки коммерческих стратегий. 

Именно он сумел  математически строго доказать, что  наибольшую выручку от продаж обеспечивает чаще всего далеко не самая высокая  цена. 

Особенности спроса:
1. Микроэкономика  имеет дело со спросом на  какой-то один вид товара. Спрос  на товар может быть индивидуальным  и совокупным. В первом случае  это спрос со стороны отдельных  субъектов экономики, во втором  спрос на всю массу данного  товара, необходимую субъектам экономики  как совокупному покупателю. Под  последними понимаются потребители  как представители домохозяйств  или фирм.
2. Спрос отражает  не только нужность товара  для покупателя, но и способность  последнего его оплатить, т.е.  платежеспособную потребность. Тем  самым спрос отражает покупательную  способность субъекта спроса.
3. В понятии «спрос»  еще не заключен факт покупки  товара, так как спрос на товар  может быть и при отсутствии  самого товара т.е. неудовлетворенный  спрос. Спрос населения может  быть больше или меньше потребления.  Спрос не равен потребностям, последние могут быть больше. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.).
4. Спрос предъявляется  на определенном рынке локальном,  региональном, национальном, международном. 
5. Спрос имеет  временную характеристику: он может  быть на данный момент, день, неделю, месяц и т.д. Так что можно  говорить об определенной динамике  спроса на какой-то товар, если  брать его за относительно  продолжительный период. 

Виды  спроса: 

Индивидуальный  спрос – это спрос со стороны отдельных субъектов экономики или спрос на микроуровне или спрос на макроуровне. Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта осуществляется при следующих важных условиях:
большинство товаров  и услуг платны;
у любого товара есть заменители (субституты);
неизбежный выбор  между субститутами требует сопоставления  дополнительных затрат и дополнительных выгод.
Совокупный  спрос (спрос на макроуровне говорят) – общий объем спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всем рынке в экономике в целом. Он характеризует реальный объем национального производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы произвести при различных уровнях цен.
Различают также  действительный (реально предъявляемый спрос на товары и услуги), реализованный (это часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах) и неудовлетворенный спрос (это нереализованная часть действительного спроса в виду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей).
Спрос на какой-то товар  со стороны отдельных потребителей может быть повседневным (на продукты питания, электроэнергию, транспорт и т.п.) и периодическим (на одежду, обувь, мебель и т.д.). Но поскольку мы говорим о спросе со стороны всех потребителей того или иного товара, периодичность спроса на такие товары может устраняться, хотя сохраняется сезонность спроса на некоторые товары. 

Факторы определяющие спрос: 

Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и  динамику влияют многочисленные факторы  экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате использования рекламы, изменений  моды и вкусов, предпочтений, окружающей среды, доступности товаров, величины доходов, полезности вещи, цен на взаимозаменяемые товары, количества населения, в ожиданиях  будущих цен и многие другие.
Цена  на товар. Из всех факторов, воздействующих на спрос, наиболее устойчивое и предсказуемое влияние оказывают цены. Количество товаров, которые покупаются людьми, всегда зависит от цен на них. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса на него. При понижении цены некоторых товаров спрос может сократиться, а не увеличиться. Такое возникает тогда, когда цена определяет престиж товара. Например, при понижении цены на некоторые украшения они становятся менее привлекательными, и наоборот, увеличение цены на них способно не уменьшить, а увеличить спрос.
Потребность в товаре и то, через что она  проявляется вкусы, предпочтения, мода и т.д. Уникальность личности человека определяет великое множество желаний и потребностей, одно и тоже платье может вызывать у двух разных девушек и восторг и отвращение, а третьей больше нравятся брюки или джинсы. Специфика взаимодействия товара как блага и потребности, которую он удовлетворяет, обусловливает соответствующий вид индивидуального спроса.
Численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д. Если покупателей будет слишком много, это вызовет избыточный (неудовлетворенный) спрос, если же их мало то и спрос будет незначительным. 
Доходы  покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары менее качественные и престижные спрос может наоборот снижаться. Люди получающие больший доход, и тратят больше, могут позволить себе более дорогие товары и т.д.
Цены  на другие товары, прежде всего на товары-заменители и комплементарные  товары. Между товарами-заменителями идет своеобразная конкуренция, и выбор покупателя во многом зависит не только от цены данного товара, но и от цены товара, способного его заменить. Спрос на товар, использование которого невозможно без другого товара, например, автомобиля без бензина, оказывается в зависимости и от цены связанного с ним товара.
Потребительские ожидания. Спрос на товар в данный период может повыситься потому, что покупатели ожидают его исчезновения из продажи или повышения цены на него. Ожидание возможного понижения цены на товар способно привести к уменьшению спроса на него. 

Таким образом, мы видим, что все факторы спроса можно  разделить на ценовые и не ценовые. Изменение цены на товар ведет  к изменению величины спроса в  соответствии с действием закона спроса. Изменение не ценовых факторов ведет к изменению самого спроса. Подобное влияние графически изображается путем сдвига кривой спроса вправо или влево. 

КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость  между ценой и количеством  блага, которое покупатели хотят  и могут приобрести в единицу  времени. 

 Рис. 1. Кривая спроса на яблоки
На рис. 1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной – цена на них. Из рис. 2.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.
С повышением цены объем  спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ. 

Закон спроса: рост цен приводит к снижению величины спроса на товары при прочих равных условиях.
Этот закон относится  к количеству товара, которое готовы приобрести покупатели. Экономисты утверждают, что существует предсказуемая обратная взаимосвязь между ценой товара и его количеством, на которое предъявляется спрос.
Закон спроса предполагает, что количество продукта, которое готовы приобрести покупатели, возрастает со снижением цен на него при равных пр. факторах, определяющих решение о покупке. И напротив, тот же закон предсказывает падение спроса на продукт при росте цены, опять-таки при равных пр. факторах 
 

 Рис. 2. Закон спроса 
Значение  закона спроса:
* он придает поведению  покупателей и продавцов объективную  экономическую логику, а это позволяет  прогнозировать их реакцию на  изменение цены;
* он показывает  достижение экономикой данной  страны высокого уровня развития, так как спрос может «нормально»  себя проявлять–уменьшаться при росте цены и увеличиваться при снижении цены только при отсутствии дефицита. В дефицитной экономике все диктует производитель, игнорируя мнение покупателя. . Отсюда неудовлетворительное количество и качество товаров, низкий жизненный уровень населения и другие известные негативные последствия.
Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти  при падении цены и уменьшаться  при ее повышении. 
 

 


      Предложение: сущность, закон предложения и  формирование равновесной цены.
 
Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.
Величина  предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.
Цена  предложения — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
Объем и структура  предложения характеризует экономическую  ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами  и возможностями производства, а  также той долей товаров, которая  направляется на рынок и при благоприятных  экономических стечений обстоятельств  может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят  все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары находящиеся в пути.
Объем предложения, как правило меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, другую часть товара придержат на складе, если же цена будет высокой, то производитель предложит рынку максимальное количество товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой то производители постараются увеличить предложение товаров, пытаясь сбыть даже бракованные изделия. Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства, то есть тех производственных затрат, которые напрямую формируют издержки связанные с процессом производства.
Предложение исследуется  по трем временным  интревалам:
    Краткосрочный — до 1 года
    Среднесрочный — от 1 года до 5 лет
    Долгосрочный — более 5 лет
Объемом предложения называют количество какого-либо товара, который желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных экономических условиях
Функция предложения от цены характеризует зависимость объема предложения товара от его денежного эквивалента
Кривая  предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Как и при рассмотрении спроса, не следует смешивать изменения  объема предложения и изменения  предложения:
Изменение объема предложения  наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры  и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)
Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения  каких-либо неценовых фактор при  неизменной цене на анализируемый товар 

Рис.  3. Кривые предложения
    Q — кол-во продукции, которое готов предложить производитель
    S — предложение
Закон предложения — объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.
Закон предложения  может иметь исключения. Так, для  целого ряда товаров сдерживающим фактором роста производства является ограниченность ресурсов. При достижении границы  максимального использования ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить  производство, а с ним и предложение  товаров.
К неценовым факторам предложения относят:
    изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.
    Выход на рынок новых фирм.
    Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.
    Природные катастрофы
    Политические действия и войны
    Перспективные экономические ожидания
    Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.
    В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.
К другим неценовым  факторам предложения относят:
    Ожидания производителя. Предложение может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, сырье, изменения налоговых ставок и др. Например, фермеры могут придерживать продажу пшеницы, ожидая, что цена на нее увеличится. Однако возможен и обратный эффект – в ожидании повышения цен производители могут наращивать производство. Этот фактор достаточно сложно учесть, и потому он не используется в модели.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.