На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культурно-досуговая деятельность за рубежом

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 31.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
         КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ
На Западе очень серьезное отношение к  досугу. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в  теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что  роль досуга в обозримой перспективе  будет возрастать и дальше. Сегодня  уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как  организован досуг населения.
Проблемы  досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада еще  в конце XIX в., когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло четкое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как  использовалось нерабочее время, в  конечном итоге, зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос о  том, на что будет потрачено свободное  время, стал носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект. В 1883 г. выходит статья Поля Лафарга «Право быть ленивым», в 1899 г. - книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса». (СНОСКА: Названия работ приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М, 1992. Сведения предоставлены нам Е.Г.Доронкиной - по материалам французской энциклопедии «Лярусс».) За несколько ироничными названиями этих произведений скрывается обеспокоенность серьезной проблемой.
Еще больше внимания проблемам досуга уделяется  в XX в., особенно во второй его половине.
Одним из основоположников социологии досуга считается  Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к «обществу досуга»» (1962 г.), «Досуг и город» (Т.1. - 1966 г.; Т.2. - 1976 г.) . Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж.Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.). По этой книге в течение 1989 - 1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций. (СНОСКА: См.: Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах – СПб. 1994. - С.145)
В 80-х  гг. XX столетия Д.Кларк и Ч.Критчер  выпускают книгу под интригующим  названием «Дьявол находит работу для праздных рук». (СНОСКА: Название приводим по книге Т.Г.Киселевой  «Теория досуга за рубежом» - М 1992) Уже  в самом названии книги отчетливо  слышится сигнал тревоги: досуг - это  не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И  это действительно так. Досуг - явление  достаточно сложное. В зависимости  от того, на что он направлен, он может  быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам  досуга как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может  не дать положительного эффекта.
Каким же образом (здесь и далее мы имеем  в виду передовые страны Европы и  Америки) удается обеспечить высокий  уровень рекреационно-досуговой  деятельности для большинства своих  граждан, в том числе и для  тех, которых можно отнести к  специфическим группам населения (инвалиды, представители так называемых «групп риска» и др.)?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале некоторые аспекты культурной политики зарубежных стран.
 
1. Особенности культурной политики  передовых стран Запада. Управление  и финансирование учреждений  культуры
Как и  социальная работа, культурно-досуговая  деятельность на Западе организуется на трех уровнях: государственном (в  масштабе страны), региональном (на уровне штата, провинции) и муниципальном (местном, будь то город или село, община и  т.п.). Это выражается и в характере  управления этой сферой, и в характере  се финансирования.
В большинстве  стран Запада в настоящее время  происходит так называемая децентрализация  управления сферой культуры. Значительную часть своих управленческих функций  государство передает на места.
Определенное  представление о тенденциях развития европейской культурной политики дают данные исследования, проведенного в 1999 - 2000 гг. в девяти европейских странах, в том числе в Великобритании, Финляндии, Нидерландах, Германии, и  опубликованные во французском журнале Circular. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран: Инф. сб. - М., 2002. -Вып. 7-8. С.5-7.) Исходя из результатов исследования можно говорить о следующих тенденциях развития культурной политики европейских стран:
§   изменение роли государства, которое  отказывается от прямого управления культурой и создает условия  для наилучшего использования общественных фондов, в чьем ведении находятся  вопросы культуры;
§   утверждение некоммерческого сектора  как истинного партнера в проведении государственной культурной политики;
§   особая форма приватизации в секторе  культуры;
§   возрастание экономического фактора  культуры;
§   возрастание роли регионального  и локального факторов в культурной политике;
§   отход от элитарности, проявляющейся  в поддержке различных форм деятельности и различных групп и социальных слоев населения.
При этом в исследовании подчеркивается, что  названные тенденции базируются на непосредственном участии в культурной политике граждан общества. Особо  отмечается также важность установления партнерских отношений между  государством и так называемым третьим  сектором (ассоциации, фонды, церкви, религиозные  и профсоюзные организации).
Аналогичные данные содержатся в книге Саймона  Манди «Культурная политика: краткое  руководство» (см. приложение 3).
Приведенные материалы свидетельствуют, прежде всего, о социальной направленности культурной политики зарубежных стран, стремлении охватить культурным влиянием все без исключения слои общества.
Не менее  важно и такое обстоятельство, как опора на общественность, передача ей части управленческих функций. «Задача  власти в области культуры, - говорит  С.Манди, - оказать поддержку, а затем  отойти в сторону». (СНОСКА: Цитируем по сборнику «Культурная политика в  Европе: выбор стратегии и ориентиры». - М., 2002. -С.91) Целью культурной политики зарубежных стран провозглашается  оказание помощи личности в самореализации ее культурного потенциала, обеспечение физического и социального доступа к культуре для всех и каждого. (СНОСКА: См.: Там же.- С93) Другое дело, что осуществить эту цель не так-то просто. Очень важно также, что учреждения культуры не рассматриваются, как единственные участники культурной жизни, подчеркивается необходимость учета творческой деятельности отдельных личностей и всего населения. (СНОСКА: См.: Там же. - С.92)
Поскольку отрасль культуры и культурно-досуговой  деятельности достаточно четко разделяется  на три основных сектора (государственно-бюджетный, общественно-добровольный и коммерческий), можно говорить о трех направлениях и трех уровнях управления и финансирования этой отрасли (см. рис.6).

 
Условные  обозначения:
А - государственно-бюджетный  сектор;
Б - общественно-добровольный сектор;
В - коммерческий сектор;
I - общенациональный  уровень;
II - региональный  уровень;
III - муниципальный  уровень.
Государственно-бюджетный  сектор является в большинстве государств основным. Средства на культуру закладываются  в ежегодные бюджеты государств, регионов и муниципалитетов и  распределяются на соответствующих уровнях. На общенациональном уровне распределением средств ведают, как правило, министерства культуры, существующие под различными названиями в большинстве передовых стран мира (кроме США). (СНОСКА: В США напрямую финансируются государственные программы типа - поддержка инфраструктуры национальных парков, борьба с наркоманией, алкоголизмом, СПИДом, курением. В реализации этих программ принимают участие и учреждения культуры) На региональном уровне - соответствующие органы управления. Основные средства на культуру и культурно-досуговую деятельность расходуются на местном (муниципальном) уровне. Поскольку бюджетных средств бывает недостаточно, учреждения культуры имеют право предоставлять населению платные услуги (поиск нужной литературы, ксерокопирование и т.п.).
Общественно-добровольный сектор также действует на трех уровнях  в зависимости от наличия собственных  средств и решаемых социокультурных  задач. Тенденцией последнего времени  становится передача части государственных  функций управления общественным организациям. Это означает, что государство  часть средств распределяет не напрямую, а через общественные фонды и  ассоциации. Общественно-добровольный сектор поддерживает, как правило, социально  значимые проекты и инициативы в  сфере культуры и досуга.
Коммерческий  сектор может работать на любом из трех уровней. Но, как правило, предпочитает вложение средств в целевые программы, приносящие, прежде всего, коммерческую выгоду. В ряде случаев коммерческие организации занимаются и благотворительной  деятельностью. Велика роль коммерческих организаций в создании индустрии  досуга и развлечений, поддержке  популярного искусства.
Отдельно  нужно сказать об общественной и  частной благотворительности в  сфере культуры, о спонсорстве  и меценатстве. Многие зарубежные фонды  обладают весьма солидными финансовыми  средствами, позволяющими им поддерживать любое ценное в социокультурном  отношении начинание. Весьма солидны  и личные вклады отдельных меценатов. (СНОСКА: Культурная политика и художественная жизнь. М„ 1996. С. 127)
Поскольку управление - это, прежде всего, распределение  ресурсов, рассмотрим, как на практике осуществляется децентрализация финансирования в сфере культуры2. Так, региональные и муниципальные затраты (в совокупности) составляют 55 % от общих расходов в  Финляндии; во Франции - 51 %, в Норвегии - 56 %, в Швеции - 54 %. (СНОСКА: По другим данным, региональные и местные бюджеты  составляют в среднем примерно 75% общих расходов на нужды культуры, см.: Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран) // Вопросы  экономики. - 1996. - №10. - С.66)
Центральные органы управления оставляют за собой  такие функции, как координация  действий местных властей; предоставление им необходимой информации (о проведении межрегиональных выставок, театральных  и музыкальных фестивалей и т.п.), организация международного сотрудничества.
Таким образом, основная часть работы по организации  досугово-рекреационной деятельности населения ложится на местные  органы власти или, другими словами, на местные советы по культуре. Задача этих советов заключается в том, чтобы создавать условия для  удовлетворения потребностей различных  групп населения (любителей искусства, широкой публики и т.п.). При  этом местные органы власти распоряжаются  всеми необходимыми средствами для  развития культурной жизни региона, города или другого населенного  пункта.
В зависимости  от исторических предпосылок, социального  устройства, проводимой политики, культурных традиций каждая страна по-своему организует культурно-досуговую сферу своих  граждан.
Так, крупнейшей статьей расходов на культуру центрального бюджета в Австрии является «исполнительское искусство» (46,6%), а в Великобритании и Испании на его долю приходится всего 1,8 -1,9%.
В финансировании сферы культуры из центральных бюджетов Италии, Нидерландов, Швейцарии и  Великобритании превалируют расходы  на музеи, архивы и архитектурные  памятники - 39-44%, тогда как в Германии на их нужды выделяется менее 2% всех расходов. В ее бюджете доминирует статья «социально-культурные мероприятия» (76,4%), а в Великобритании на долю этой статьи приходится всего 1% расходов.
В структуре  расходов на культуру региональных бюджетов в Нидерландах преобладают затраты  на библиотеки (42%), в Германии - на социально-культурные мероприятия (45%), в Дании - на исполнительское  искусство (41%).
Важнейшей статьей расходов местных бюджетов на культуру во многих странах являются затраты на библиотеки: в Дании - 69%, в Великобритании - 62%, в Швеции - 39%, в Нидерландах - 28%.
В Германии 64%, а в Швеции - около половины расходов на культуру местных бюджетов используется для финансирования социально-культурных мероприятий. (СНОСКА: См.: Богачена О. Государственное  финансирование сферы культуры и  искусства (опыт индустриально развитых стран) // Вопросы экономики. - 1996. - №10. – С.66).
По мнению канадских ученых, можно выделить три основные модели финансирования сферы культуры и искусства в  индустриально развитых государствах.
1 модель. Государство - вдохновитель. Оказывает  косвенное влияние на культуру  посредством стимулирования спонсорства  и меценатства, а также за  счет налоговых льгот. К такого  рода государствам можно отнести  США и Швейцарию.
2 модель. Государство - патрон. Стремление  изолировать сферу духовного  творчества от прямого влияния  политики. Создаются независимые  посреднические структуры для  финансирования сферы культуры (Великобритания  и Ирландия).
3 модель. Государство - архитектор. Активное  влияние через государственный  аппарат на культурную политику. К этой группе государств можно  отнести страны континентальной  Европы (кроме ФРГ) и особенно  Северной Европы (кроме Норвегии). (СНОСКА: См.: Рубинштейн А. Введение  в экономику исполнительского  искусства. - М, 1991. -С.307-309)
Остановимся на некоторых других особенностях организации  и управления культурно-досуговой  деятельностью в разных странах.
В ФРГ  культурная политика вырабатывается в  основном на уровне земель и городов. Это сложилось исторически. На федеральном  уровне осуществляется только политика в сфере молодежной культуры, в области телевидения, культурные связи с зарубежными странами.
На уровне земель местными органами управления принимается бюджет культуры, основанный на значительных финансовых средствах. Кроме того, крупные города имеют  собственные фонды в дополнение к тем, что выделяют земли (например, Франкфурт-на-Майне 7% общегородского бюджета  направляет на развитие культуры).
Большую роль в культурной жизни Германии играют общественные и благотворительные  организации и ассоциации. Они  располагают собственными материальными  средствами и в значительной степени  независимы в своей деятельности. Так, организации, объединяющие любителей  театров, насчитывают более 600 тыс. человек, играя важную роль в поддержании  театральной деятельности на уровне высших стандартов. (СНОСКА: Культурная политика и художественная жизнь. - М., 1996. - С. 319 - 120).
Профсоюзы ФРГ субсидируют многочисленные культурные ассоциации, проводят разнообразные  мероприятия, например, театральные  фестивали. Благотворительные, религиозные  и другие организации финансируют  строительство или функционирование общественно-культурных центров для  молодежи.
В Норвегии, в отличие от Германии, децентрализация  сложилась не исторически, а в  результате сознательно проводимой политики с середины 70-х гг. XX столетия. Центральные органы большинство  прав в сфере культуры передали на местный уровень. Созданные на местах советы по культуре при соблюдении некоторых условий сами определяют использование финансовых средств.
В США  разработана специальная методика оценки объективных нужд городов  и регионов страны в развитии социальной инфраструктуры. В соответствии с  разработанным коэффициентом распределяются субсидии между городами. Увеличивается  доля прямых грантов местным властям. А местные власти сами определяют направления средств и грантов. Наряду с государственным финансированием  существуют и другие источники поддержания  культуры на местах.
Во Франции, стране централизованного управления, большую роль в пополнении средств, выделяемых на культуру на местах, играет меценатство (по закону суммы, выделенные на развитие культуры, не облагаются налогом). Средства, полученные от меценатства  и от рекламы, местные власти используют самостоятельно.
Прочная финансовая основа и значительная самостоятельность  местных органов власти в проведении культурной политики позволяют в  наибольшей степени учитывать культурные запросы основных категорий населения, вовлекать их в социально-культурную деятельность.
 
2. Зарубежные модели досуга
В зарубежном досуговедении используются два  основных понятия: «досуг» и «рекреация». Чаще эти понятия объединяются в  единое; досугово-рскреационная сфера. При этом в понятие «досуг»  вкладывается больше коммерческо-развлекательный  смысл, а в понятие «рекреация» - социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели. Достаточно подробно об этом говорится в главе  «Организация досуга за рубежом», автором  которой является Е.Г.Доронкина. (СНОСКА: См.: Культурно-досуговая деятельность; Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и  В.М.Чижикова. - М: МГУК, 1998. -С.430-454)
В реальной практике часто трудно отделить одно понятие от другого. Тем более  и чисто развлекательное мероприятие  может иметь социальную направленность. Развлекаясь, активно отдыхая, человек  восстанавливает свои духовные и  физические силы, что немаловажно  как для самого индивида, так и  общества в целом. В то же время  вряд ли было бы правильным отрицать необходимость  проведения специальных мероприятий, направленных на восстановление физического  и духовного здоровья человека. Это  может быть и просто отдых, так  называемый пассивный отдых, включая  ничегонеделание. Но это может быть и специальная система упражнений и мероприятий, способствующих восстановлению психического комфорта и т.п.
По нашему мнению, процесс социализации личности происходит и в чисто развлекательном  мероприятии. Так, например, принимая участие  в той или иной игре, том или  ином аттракционе, требующих ловкости, смелости и других подобных качеств, человек ощущает себя не хуже других, он как бы приобщается к сонму  лучших или солидаризируется с основной массой сограждан.
Нам представляется, что, говоря об организации различных  форм отдыха на Западе, что было бы удобнее  пользоваться таким термином, как  «досугово-рекреационная деятельность»  или «культурно-досуговая деятельность». Как в первом, так и во втором случае просматривается «комплексность»  решаемых задач, в том числе, и  социальная направленность указанной  деятельности. «Досугово-рекреационная  деятельность» - восстановление физического  и психического здоровья личности. «Культурно-досуговая» - подчеркивается социально значимая цель: не только отдых, но и повышение культурного  уровня.
Как уже  отмечалось, большое внимание на Западе уделяется теоретической и практической сторонам проблемы досуга. Можно сказать, что на сегодняшний день выработана концепция досуга западной цивилизации, апробированы ее основные модели,
В соответствии с современной концепцией досуга, на Западе под досугом понимается совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать  свою информированность или образованность, свое добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободной от выполнения своих гражданских, профессиональных или семейных обязанностей. (СНОСКА: См.: Кротова Ю. Педагогика досуга в  англоязычных странах. - СПб., 1994. – С. 146)
По сути дела, все западные модели досуга выполняют  следующие функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, коммуникативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важнейшие  функции: рекреации, развлечения, физического  и духовного развития личности. (СНОСКА: Там же. - С.23, 146)
 
В то же время досуговая модель каждой страны или группы стран имеет свои особенности. Речь идет о реальном весе той или  иной функции, или их соотношении.
Имеют здесь  значение и географическое положение  страны, исторические и культурные традиции народа, наличие материальных и финансовых возможностей. В этой связи можно говорить о наличии  нескольких основных моделей досуга: американской, европейской, бывшей советской, других стран и регионов (японской, китайской и т.д.). (СНОСКА: В целом  положительно оценивая книгу Ю.Кротовой «Педагогика досуга в англоязычных странах», мы не можем согласиться  с мнением автора о том, что  якобы имеется англо-американская модель досуга (с.32), к которой «приписываются»  англоязычные государства (США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия). По нашему мнению, по своим традициям  Великобритания ближе к европейской, чем к американской, модели досуга. Географически удаленные от США  Новая Зеландия и Австралия имеют, по всей вероятности, свои региональные модели).
Так, в  американской модели обращает на себя внимание перекос в сторону функции  развлечения. В европейской модели более сбалансированное соотношение  функций и большее внимание уделяется  духовному развитию личности. Именно в европейских странах (Швейцарии, Германии и Франции) зародилось и  получило развитие такое явление, как  социально-культурное аииматорство, суть которого заключается в придании педагогической направленности досуговым  мероприятиям. Несомненные достоинства  были у советской модели досуга. Ее характеризовали такие качества, как стремление к духовному развитию личности, ярко выраженный воспитательный аспект. Недостатками советской модели можно считать недооценку рекреационно-развлекательных  элементов досуга и его излишнюю идеологизацию. Досуговую модель современной  России можно рассматривать как  переходную. Она многое впитала в  себя и от американской, и от европейской  моделей, не располагая пока материальными  и финансовыми возможностями  для их реализации на практике. К  сожалению, современная российская модель досуга по ряду позиций уступает бывшей советской. Так, например, фактически сведена на нет образовательно-воспитательная функция, снизилась роль творческо-развивающей  функции. А сила любой национально-региональной модели досуга, прежде всего - в наличии баланса между ее функциями и во внимании к национально-историческим особенностям страны или региона.
 
Наличие различий и недостатков в зарубежных моделях досуга не отменяет того позитивного, что в них есть - стремления превратить досуг в пространство для развития личности, реализации ее творческих возможностей. Хотя на практике сделать это не всегда удается. Коммерческий сектор диктует  свои условия.
Позитивным  в теории и практике зарубежного  досуга следует считать разработку и анализ таких понятий, как «педагогика  досуга», «социально-культурная анимация», «досуговая квалификация» (выработка  системы установок, умений и навыков  рационального времяпровождения) (СНОСКА: См.: Кротова Ю. Педагогика досуга в  англоязычных странах. - СПб., 1994. - С.45.) и таких явлений, как досуговая  квалификация, досуговая карьера (как  заменитель профессиональной карьеры; речь может идти, например, о карьерном  волонтерстве). Заслуживает внимания попытка западного досуговедения  дать определенную градацию досуговым  явлениям: серьезный и обычный  досуг (серьезный - как заменитель работы), качество свободного времени, оптимальный  стиль досуга (СНОСКА: См.: Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социс  №7. 2002. С.64-72) и др.
 
3. Организация культурно-досуговой  деятельности на местном уровне
Как уже  отмечалось, в большинстве европейских  стран основная поддержка культуры, а, следовательно, и основная культурная деятельность осуществляется на местном  уровне. (СНОСКА: Культурная политика в  Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М., 2002. – С. - 92) Но, прежде чем остановиться на этом вопросе, рассмотрим кратко специфические  особенности зарубежных культурно-досуговых  учреждений. Ибо эта специфика  в значительной степени влияет на характер организации досугово-рекреационной  деятельности на всех уровнях, в том  числе и на местном. Имеет значение также и анализ того нового, что появилось на Западе в культурно-досуговой сфере.
Из специфических  особенностей отметим основную: отсутствие жесткой функциональной дифференциации культурно-досуговых учреждений и  все большее объединение досуговых  функций в деятельности каждого  учреждения (стремление к многофункциональности: музей, библиотека - это одновременно и клуб, т.е. досуговый центр). (СНОСКА: Одним из первых среди российских исследователей, кто обратил внимание на эту особенность, является Н.Ф.Максютин. См. его учебное пособие «Культурно-досуговая  деятельность» (Тема 10. Культурно-досуговая  деятельность за рубежом. - С. 113-124).) Во многих учреждениях культуры и искусств (прежде всего - музеях) большое внимание уделяется решению рекреационных  задач (создаются специальные зоны отдыха, в том числе и на открытом воздухе, пункты питания, детские игровые  комнаты и т.п.).
По сути дела, рекреационная функция пронизывает  деятельность большинства зарубежных культурно-досуговых учреждений. При  этом она не отменяет основной (специфической) функции того или иного учреждения. Так, например, при наличии мощного  рекреационного фона зарубежные музеи (Англия) все больше внимание уделяют  развитию интеллектуально-познавательных способностей учащейся молодежи. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. - М., 2002. Вып.З. - С.3-10) Библиотеки, активно использующие клубные (досугово-рекреационные) формы, основной задачей считают  расширение доступа пользователей  к информации (книги, аудио-, видео-, компьютерные средства). В последние  годы в ряде стран (Франция) появился новый вид библиотек - медиатеки, специализирующиеся на информации о  произведениях искусства. Обычным  явлением на улицах и площадях французских  городов стала работа библиобусов (библиотека на колесах). (СНОСКА: См.: Библиотеки за рубежом. - М, 1998. - С. 163-177.)
Поиск новых  форм организации культурно-досуговой  деятельности ведется по всем направлениям: и в чисто рекреационном (самые  разнообразные виды парков, искусственные  зоны отдыха), культурно-просветительном (музеи и библиотеки), творческо-компенсаторском (разнообразные студии и любительские объединения).
Несколько слов о парках. В ряде стран рекреационно-парковая работа выносится на уровень национальной (государственной) политики. Так, например, о состоянии этой работы регулярно  докладывается Президенту и Конгрессу  США.
Существуют  самые разнообразные типы парков. Национальные парки (США, Канада), основное назначение которых - в предоставлении гражданам возможности отдыхать в условиях живой, «нетронутой» природы. Городские или пригородные парки  досуга. Эти парки условно можно  разделить на две группы: I - традиционные комплексные (семейного типа), аналогичные  нашим паркам культуры и отдыха, предоставляющие посетителям разнообразные  виды досуга на открытом воздухе; II - тематические, придерживающиеся какого-либо одного направления (ландшафтные, исторические, архитектурные, этнографические, зоологические, чисто развлекательные типа Диснейленда  и т.п.). Так, например, летом 2001 г. в Мадриде открылся уникальный для Испании Биологический парк (по нашей классификации - тематический парк), где органично соединился досуг, окружающая среда и мир животных. На площади в 140 тыс. кв. м. расположены различные биологические установки, экосистемы и повсюду свободно разгуливают животные. Специфична топография парка. Она включает холмы, родники, пруды, фонтаны и т.п. Парк дает приют 3500 животным 720 видов и 72 тыс. деревьев и кустарников .
Большое распространение в последние  годы на Западе получили так называемые искусственные зоны отдыха. Эти зоны могут создаваться как под  открытым небом, и в таком случае они становятся своеобразными тематическими  парками, например, парк аттракционов, так и под крышей - имитация, например, какого-либо экзотического уголка земного  шара. Возможны и смешанные варианты: часть искусственной зоны - под  открытым небом, другая - под крышей и т.п.
Одно  из сильных в этом плане личных впечатлений - период прохождения вместе со студентами учебно-производственной практики в Голландии.
 
Мы подъезжаем к Роттердаму, одному из крупнейших городов Голландии. На окраине города останавливаемся у светофора  и в течение нескольких минут из окон автобуса видим следующее. С левой стороны трассы - стеклянное, круглой формы, здание бассейна, изнутри начиненное прозрачными трубами метрового диаметра. Вместе с потоком воды на большой скорости, сверху вниз, вытянув вперед руки, мчатся по трубам фигуры пловцов... Захватывающее зрелище. Да и вид занятия не для каждого, а только для физически здоровых и смелых людей… . (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. Вып.2. - М., 2002. -С.30. Примечательна и другая информация относительно этого парка: на его строительство затрачено 7000 млн. пасет; в результате ввода его в эксплуатацию появилось 200 рабочих мест. О проблемах зарубежных искусственных зон отдыха см, в приложении 5)
Появляются  новые формы культурной жизни  и в других областях.
В лучшем музее Британии организуется, например, выставка художников-любителей (можно  себе представить чувства людей, удостоенных такой чести),
В ряде зарубежных стран (Германия, Австрия, Италия, США) многие банки становятся собирателями, хранителями и популяризаторами произведений современной живописи. В таком случае банк выступает  и как картинная галерея, и, что  не менее важно, как спонсор и  меценат новых видов искусства.
Продолжается  развитие мультиплексов. В 2000 г. во Франции было открыто 19 новых мультиплексов. А всего в стране насчитывается 84 мультиплекса, которые посетило 57 млн. человек, Мультиплексы открываются не только в крупных, но и в средни
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.