На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Мировоззрение. Типы мировоззрения. Роль философии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?3
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа
по философии
 
 
 
на тему: “Мировоззрение. Типы мировоззрения.
Роль философии.”
 
 
 
 
 
 
 
 
План.
 
I. Введение
II. Мировоззрение - картина  мира  и  отношение человека к ней.
III.  Философия как тип мировоззрения.
IV. Типы мировоззрения.
4.1. Миф
4.2. Религия
4.3. Вера
4.4. Наука
V. Роль философии.
VI. Философия как наука
VII.  Заключение
Литература

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I. Введение
 
 
Философия - одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века. Однако, как ни странно, до сих пор окончательного согласия в отношении того, является ли философия наукой ли нет, а также о ее связи с естественнонаучными дисциплинами, среди ученых нет. Начиная примерно с середины двадцатого столетия наблюдается повышенный интерес к философии в среде физиков, - интерес, обусловленный развитием квантовой теории и необходимостью интерпретации полученных результатов, для чего формальный физический
Говоря  о  философии, нельзя не упомянуть о ее социальных функциях. К ним относятся: методологическая,   критическая, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная и ряд других функций.  Но основная функция философии -  мировоззренческая.
Именно об ней и  идет речь в данной работе.
Цель данной  работы  - дать наиболее общее представление о мировоззрении в целом, его сущности, структуре, типах, аспектах и  формах,  а  также о философском мировоззрении как особой форме мировоззрения.
В данной работе сделана попытка обобщения различных взглядов на философию, приведения их «к единому знаменателю». Особый акцент делается на вопросах научности философского знания.
 
 
 
 
 
 
 
 
II. Мировоззрение - картина  мира  и  отношение человека к ней.
 
Философия - это общая теория мира и человека в нем,  - так кратко можно ответить на вопрос,  что она представляет  собой. Однако существует одно очень важное понятие, необходимое для понимания сути философии. Это мировоззрение. Дело в том, что философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Они играют особую роль в духовной и  практической деятельности человека.
«Мировоззрение ("взгляд на мир")  есть  невероятно  сложный пласт духовного  мира  человека.  Оно не исчерпывается лишь знаниями и сведениями о внешнем мире.  Мировоззрение -  это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его  действительности  и к самому себе,  а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической  деятельности,  ценностные ориентации и устремления.»[1]
              Очевидно, что  мировоззрение  не сводится лишь к знаниям и представлениям человека о внешнем мире и о самом  себе. Это не только картина мира,  но и отношение к миру, заинтересованное или безразличное, доброе или злое и т.д. Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека,  развития науки и  техники, культуры общества.  Без  мировоззрения  человек еще не есть человек и действовать он будет  методом  "проб  и  ошибок", т.е. неосознанное,  вслепую.
Следовательно, мировоззрение это не только совокупный результат, итог, но и  условие для практической деятельности  человека,  изменения им внешнего мира и самого себя. Без  мировоззрения  человек  не  сможет стать личностью, т.е. социальным существом.
              Что касается субъекта (носителя) мировоззрения,  то им является всякий  мыслящий индивид,  отдельный человек.  Оно у него всегда неповторимо,  так как у любого человека имеются собственный опыт  и  знания о внешнем мире. 
Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (классы,  слои и др.) В  таком  случае оно включает в себя типичные для этих
групп взгляды, оценки и идеалы. Изучая художественную литературу, можно говорить,  например,  о мировоззрении русской интеллигенции XIX столетия.  Социологи  интересуются  мировоззрением современной молодежи.  Имеет место и мировоззрение исторически конкретного общества, т.е устоявшиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир, духовные ценности. Это,  например, мировоззрение античного общества, мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.
Мировоззрение — это убеждение. Однако важным фактором убеждения является сомнение, готовность к скепсису. Сомнение необходимо для того, кто хочет продвигаться по пути знания и истины. В противном случае он попадает на дорожку застоя, в болото. Фанатичное, безоговорочное следование избранной доктрине называют догматизмом. Избежать догматизма помогают сомнение, творческая мысль, критичность.
«Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер);
Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.
III.           Философия как тип мировоззрения.
 
 
«Философия. Согласно историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.), по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.»[2]
              «Философия как особое мировоззрение и как сфера духовной деятельности возникла и сформировалась на стыке названных нами выше четырех форм мировоззрения,  в которых представлены те или иные сгустки духовного опыта человечества.  Она  выросла из них как из своих источников, но не утеряла органической связи с  ними.  Философия  родилась  из  потребности обобщить весь  опыт  познания мира человеком,  сформировать целостную теоретическую картину мира, выявить место человека в мире, определить его отношение к миру. Как же соотносятся мировоззрение и философия?
Во-первых, мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира.  Философия же ориентирована  на раскрытие наиболее  общих принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик,  методов и форм познавательной и практической деятельности человека. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы.  Своими средствами  она решает лишь  самые  общие ("мировоззренческие") вопросы.  К числу таковых относятся прежде всего  вопросы  о  том,  что есть мир,  что  есть человек и  т.п.  На частные же вопросы типа "Какова скорость света?",  "Каков состав воды?" и т.п. ответы дают  соответствующие науки (физика,  химия и др.) и иные источники знаний о внешнем мире.
              Во-вторых, с помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, обобщенности и теоретичности (рациональности). С другой стороны, крупные повороты в развитии научного знания,  как правило,  приводили и  к  сменно сложившихся философских  представлений  о  мире.  Так было, например, после открытий Н.  Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна.
              В-третьих, развитое,  богатое по содержанию  мировоззрение стимулирует и  облегчает  постановку и осмысление человеком философских, т.е.  наиболее общих вопросов.  Это становится возможным благодаря самым разнообразным знаниям о мире, которые обретает человек по  мере  формирования  собственного мировоззрения.
              В-четвертых, философия нередко определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху Возрождения оно было антропоцентрическим в связи с активным осмыслением в философии  феномена  человека.  Идея человека как некоего центра Вселенной пронизывала собой не только передовую  философскую мысль того времени,  но и иные формы общественного сознания.
В-пятых, мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека в различных  ее  аспектах.  Мировоззрение включает  в себя самые различные сведения о человеке, почерпнутые из многих источников  -  из  религии,  из обыденного познания, из науки и др. Философия же решает эту проблему в самой общей форме,  отвечая прежде всего на вопросы о  том,  что такое человек,  каково его место в мире и
для чего он живет.»[3]
 
 
 
 
IV. Типы мировоззрения.
             
              Мировоззрение  имеет  различные  виды,  аспекты  и  типы. Что  касается   типов  (форм)  мировоззрения,  то  они отличаются своеобразной  трактовкой  явлений  внешнего мира и самого человека. Назовем и кратко охарактеризуем четыре основных типа мировоззрения: мифологическое, религиозное,  научное, обыденное.
              «В основе мифологического мировоззрения лежит фантазия, вымысел.
4.1. Миф
— это: общественное сознание, способ самовыражения древнего общества.
1)     наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии.
2)     единая, синкретическая форма сознания, выражающая миропонимание и мировосприятие тогдашней эпохи.
В мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о происхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы — солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., о мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия — одно из важнейших явлений духовной культуры — тоже базируется в известных пределах на мифологическом фундаменте.
Особое место принадлежит в мифах проблеме культурных достижений человека; мифологический — это не значит полностью оторванный от реальной практики, смысла, элементов науки и т. д.
Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты:
1)     эмоционально-образная форма,
2)     очеловечивание природы,
3)     отсутствие рефлексии,
4)     утилитарная направленность.
Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.
«Рефлексия (работа сознания, мысли человека над собственным сознанием; размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т. е. размышление над собственными размышлениями) в мифологическом мировоззрении отсутствует.»[4]
Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые ею мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д.
Г.Гегеь замечал,  что миф есть  проявление  бессилия разума перед  миром.  Первые  мифы  человечества возникли в глубокой древности и были повествованием о  происхождении и судьбах мира.  Например, в древнегреческой мифологии утверждалось, что мир возник из  Хаоса.  Затем  появились  Земли, День и Ночь,  боги,  а сам этот мир стал ареной для их
деятельности и соперничества. Мифология выразила сознание эпохи "детства" человечества  и по сути своей была эмоциональнообразным мировоззрением людей того времени.
В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая в данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека, природы и общества.»[5]
4.2. Религия
«(от лат. religio — благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны.
Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек — субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия - не рефлексивный тип мировоззрения.»[6]
4.3. Вера
— это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.
Религиозных течений много. Только в России их свыше 40. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религии и т. д.).
Научно-философское мировоззрение выполняет  познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей,  связей,  взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения о их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские «эскизы» тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимого, логически и теоретически возможного. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, пробелы в конкретном научном  плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.
Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих  закономерностях  и т.д.  Однако сами она таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется  универсальный  мыслительный  инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
VII. Заключение
 
Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и, наоборот, нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.
Философия выполняет мировоззренческую функцию. Задача философии состоит прежде всего в  том,  чтобы,  говоря  словами Г.Гегеля, "постичь  то,  что есть" и сформировать целостную картину мира и человека в нем.  В этом и заключается основная, или "генеральная" функция философского знания в рамках всей его истории.  Решая свой  основной  вопрос,  философия вместе с  тем  вырабатывает  важнейшие подходы и ориентации для осмысления иных мировоззренческих вопросов.
1.              Философия как
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.