На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Современное состояние и развитие туризма в национальной экономике (на примере внутреннего и въездного туризма Нижегородской области)

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?86
 
Министерство образования и науки Российской Федерации
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.И. Лобачевского
 
 
Экономический факультет
Кафедра экономики народного хозяйства
 
 
 
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
 
на тему:
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ (НА ПРИМЕРЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
 
 
 
 
 
Работа допущена к защите                       Выполнил:
            Заведующий кафедрой                      студент 5 курса, гр. 758
            экономики народного                        очного отделения, спец. 080103
                      хозяйства                                         Прохорова Э. А.
                                                                                 ______________
        доцент, к.э.н. Дороничев Д.А.                                      подпись                                                                          
             _____________________
                            подпись                                          Научный руководитель:
                                                                           доцент, к.э.н. Гриневич Ю. А.
   Работа защищена в ГЭК                        _______________
              «__» июня 2011 г.                                               подпись
               с оценкой ___________                                                     
              
     Секретарь ГЭК____________                      Рецензент:
                         подпись                               асс. Кемаева М.В.             
                                                              ______________
                                                                                    подпись
 
 
 
Нижний Новгород,
2011 год
 

Содержание

 
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
1.1.              Понятие и экономическая сущность туризма
1.2.              Структура туризма
1.3.              Факторы развития внутреннего и въездного туризма на региональном уровне
1.4.              Роль государства в развитии внутреннего и въездного туризма в РФ и регионах
1.5.              Зарубежный опыт развития внутреннего и въездного туризма
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА РФ И В РЕГИОНАХ НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1.              Современное состояние туризма в РФ
2.2.              Характеристика туристского потенциала региона на примере  Нижегородской области
2.3.              Анализ современного состояния туристской индустрии в Нижегородской области и динамики показателей её функционирования
2.4.              Сопоставительный анализ показателей состояния туризма в Нижегородской и Ярославской области
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ И В РЕГИОНЕ НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1.              Проблемы развития внутреннего и въездного туризма в России и в Нижегородской области              …………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
3.2.              Перспективы развития туризма в России и в Нижегородской области
Заключение
Список литературы
Приложение

 

 

Введение

 
Туризм играет важную роль в экономике большинства стран и в мировой экономике в целом. По темпам роста туризм вошел в тройку лидеров наряду с нефтяной и автомобильной промышленностью. На сегодняшний день туризм выполняет те же функции, что и промышленность: создает рабочие места, обеспечивает поступления в бюджет, увеличивает инвестиции в экономику. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны.
По данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) в 2010 году в международном туризме продолжается процесс восстановления после экономического кризиса. Число путешествующих в мире составляет около 1 миллиарда человек. Мировая выручка от туризма составляет около 8 трлн. долларов США, доля ВВП со смежными секторами – около 9,5 %. По прогнозам ЮНВТО число международных туристских прибытий за 2010 г. возрастет на 5-6 %. В 2011 г. рост продолжится, но более умеренно, и на долгосрочную перспективу составит в среднем 4 %. [33] Каждые 30 дополнительно прибывших туристов способствуют созданию одного рабочего места в так называемом "прямом" туризме - на предприятиях транспорта, проживания, питания. И каждые 16 туристов создают одно рабочее место непосредственно в инфраструктуре туризма. Туризм дает крупным, развитым странам, таким, как США, Франция, Испания, около 10 % ВВП. В отдельных странах на долю туризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта. В России доход от туризма не каждый год достигает даже до 1%. [37]
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года  туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.
Туристско-рекреационный потенциал России огромен, она занимает пятое место в мире по уникальным природным объектам и девятое по объектам историко-культурного наследия.  По прогнозу ЮНВТО Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов, а к 2020 году может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке Всемирной туристской организации в настоящее время Россия принимает всего два миллиона иностранцев в год и находимся на 59 месте по эффективности работы туристской отрасли. [17] Все вышеперечисленные факты определяет актуальность исследования туризма и методов, способствующих его развитию.
Целью данного исследования является анализ развития туризма в региональной экономике России на примере Нижегородской области.
При исследовании данной темы перед автором работы ставятся следующие задачи: определение понятия и экономической сущности туризма, изучение структуры туризма и туристской индустрии, выявление факторов развития туризма в регионе, изучение мирового опыта государственного регулирования туризма; изучение государственного регулирования туризма в регионе, анализ развития туризма в России и в Нижегородской области, в том числе в сопоставлении субъектами Приволжского Федерального Округа и с Ярославской областью; определение проблем и перспектив развития туризма в Нижегородской области
Работа выполнена в объеме 90 листов, содержит введение, 3 главы, заключение, список литературы и 58 приложений.

 

 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

1.1.             Понятие и экономическая сущность туризма

Специалисты выделяют, по крайней мере, четыре взгляда на туризм как явление современного мира. [12] Наиболее распространено утверждение, что туризм – отрасль хозяйства. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов. Среди немногих не согласных с отраслевым подходом к туризму наиболее распространено мнение, что туризм - это межотраслевой комплекс, или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристский продукт. Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.
Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее. Туристский экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну. Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны. Рис. 1. наглядно иллюстрирует данный подход.
 
Экспорт товаров из России
 
 
Потоки товаров
 
 
Россия
 
 
Другая страна
 
 
Денежные потоки
 
 
Туристский экспорт из России
 
 
Туристские потоки
 
 
Россия
 
 
Другая страна
 
 
Денежные потоки
 

Рис. 1. Экономическое сравнение товарных и туристских потоков
Когда туристы из России совершают путешествие в другую страну, это становится туримпортом в экономику России. Деньги иностранных туристов, потраченные в России, являются туримпортом для экономики другой страны. При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов, тогда как при экспорте товаров данные потоки направлены противоположно (рис. 1). Когда поток платежей идет в Россию, значит, что-то было экспортировано: туристский опыт или товары. Денежные потоки в обоих случаях идут в одном направлении.
Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образует понятие "туристский продукт", который включает:
1.       туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);
2.       туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);
3.       товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).
В соответствии с Федеральным законом N 132-ФЗ  "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (от 4.10.96 года с дополнениями и изменениями от 05.02.2007 г.) туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания; туристская деятельность  -  туроператорская   и   турагентская деятельность,   а   также   иная   деятельность   по   организации путешествий. Таким образом, туризм представляет собой самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов. [45]
По разным основаниям туризм может подразделяться на различные виды:
   – по цели поездки туризм может быть подразделен на рекреационный (лечебно-оздоровительный, пляжный), познавательный (культурно-познавательный, экскурсионный, обрызовательный) и научный (деловой; туризм развлечений, природный), а также приключенческий (экстримальный), религиозный, свадебный, сельский, событийный и др.
   – по характеру организации и интенсивности обслуживания – на плановый, неорганизованный (самодеятельный);
   – по численности путешествующих – на индивидуальный, семейный, групповой;
   – по продолжительности тура – на кратковременный или долгосрочный;
   – по возрасту туристов – на детский, молодежный, взрослый;
   – по способу передвижения (виду транспорта) – на автобусный туризм, караванный, морской и речной туризм, железнодорожный и др.;
   – по способу размещения – на стационарный и передвижной (круизы, туры);
   – по интенсивности туристской деятельности туризм делится на постоянный (круглогодичный) и сезонный (связанный с определенным временем года);
   – по виду использования природных ресурсов – на развлекательный, экологический, горный (горнолыжный), водный, олимпийский, пешеходный;
   – по форме финансирования туризм подразделяется на коммерческий и социальный.
   Классификация видов туризма необходима для разработки целевых и региональных программ, имеющих элементы национальных культур, дифференцирование экономических нормативов для разных регионов страны, учитывающих особенности экосистем разных территорий, культурно-эстетические и природно-климатические условия данного региона.
Согласно В.А. Квартальному [15], существуют следующие группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме:
1. Туристы. Это люди, которые испытывают различные психические и физические потребности, природа которых определяет направления и виды участия этих людей в туристской деятельности.
2. Организации, предоставляющие туристам товары и услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.
3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как важный фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.
4. Принимающая сторона. Местное население, воспринимающее туризм в первую очередь как фактор занятости населения. Для этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе иностранными.
Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. [15]
В современном мире туризм выступает как сложное социальное явление, которое имеет много граней, поскольку ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем. Необходимо обеспечить предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туризма. Именно поэтому в туризме приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.[12]

1.2.             Структура туризма

Согласно ФЗ N 132-ФЗ  "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и другого назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации; туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации; [45]
Индустрия внутреннего и въездного туризма опирается на материально-техническую базу (МТБ), которая является основой развития организованного туризма. По видам предоставляемых услуг выделяют следующие объекты МТБ:
    Предприятия, предоставляющие весь комплекс услуг туризма (турфирма);
2.      Предприятия, осуществляющие отдельный вид услуг: организацию поездки; размещение (проживание, ночлег); питание; транспортное обслуживание; экскурсионное обслуживание;
В.А. Квартальный [35] схематично представляет туристскую индустрию следующим образом (рис. 2).

 
Рис. 2  Структура туристской индустрии по В.А. Квартальному
Согласно В. А. Квартальному туризм как диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры  имеет производственные и непроизводственные функции и представляет собой туристскую индустрию.[15]
Как межотраслевой комплект туризм включает в себя:
1.      Пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб;
2.       Широкую сферу услуг, которыми пользуется турист.
3.      Различные специализированные туристские предприятия и предприятия отраслей, не имеющих ярко выраженного туристского характера (в частности, транспортного машиностроения и автомобилестроения, топливной промышленности, капитального и дорожного строительства, местной промышленности по изготовлению сувениров, пищевой промышленности, многих отраслей сельского хозяйства и т. д.);
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности для фирм и ИП (ОКВЭД) [24], деятельность организаций, напрямую связанных с туризмом, входят в Раздел I. Транспорт и связь и Раздел H. Гостиницы и рестораны. (см. Приложение 1,2). С туризмом также косвенно связаны следующие разделы видов экономической деятельности: Раздел D. Обрабатывающие производства, Раздел F. Строительство, Раздел G. Оптовая и розничная торговля, Раздел I Транспорт и связь, Раздел K.  Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, Раздел L. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение, Раздел M.  Образование, Раздел O. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
Также на уровне субъектов существует реестр субъектов туриндустрии. Такой реестр на примере Нижегородской области представлен в Приложении 3.

1.3.             Факторы развития внутреннего и въездного туризма на региональном уровне

В.Азар формулирует понятие туризма «как большую экономическую систему с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках, как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом». Одним из наиболее обоснованных следует отметить понятие туристский регион, которое аргументируется В.С. Боголюбовым как регион представляющий собой единый туристский продукт и конкурентоспособную единицу. [7]
В трудах Боголюбова В.С., Севастьяновой С.А., и ряда других авторов высказано мнение о том, что туризм представляет собой часть социально-экономической системы региона  или системы, интегрированной в хозяйственную систему региона и представленной такими элементами как туристы, индустрия туризма, инфраструктура туризма и туристские ресурсы, которые взаимосвязаны и взаимозависимы между собой, в то же время система туризма интегрирована в систему региона (рис.3) .
Инфраструктура туризма - комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в т.ч. телекоммуникационные связи,  дорог, смежных туриндустрии предприятий (перерабатывающих, бытовых, энергетических), обеспечивающий нормальный доступ туристов к турресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма.  [7].
 
 
 
Рис. 3. Туристская рекреация как интегрированная система в хозяйственной системе региона
Туристические ресурсы – совокупность природных и антропогенных (экономические, финансовые, культурно-исторические, трудовые, социальные, производственные) объектов и явлений, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть использованы для организации туристской деятельности. [41]
Таким образом, факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма. К ним относятся:
1)      Экономические
a)      экономическое развитие страны
b)      объем национального дохода
c)      материальное благосостояние граждан
d)     развитие транспортной инфраструктуры
e)      развитие торговли
2)      Социальные
a)      продолжительность свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков)
b)      повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения
3)      Демографические
a)      численность населения
b)      половозрастная структура (ранний выход на пенсию)
c)      размещение население
d)     семейное положение и состав семей (рост пропорций одиноких людей, увеличение возраста вступления в брак)
e)      уровень урбанизации
f)       увеличение числа оплаченных командировок.
4)      Политико-правовые
a)      политическая обстановка в мире и отдельных странах
b)      политика открытия границ
c)      макроэкономическая политика государства в сфере туризма
d)     кредитно-финансовая политика государства в сфере туризма (уровень инфляции, процентных ставок, обменного курса валют)
e)      законодательная политика государства в сфере туризма (нормативно-правовое обеспечение функционирования туризма)
f)       инвестиционная политика государства в сфере туризма
g)      смягчение административного контроля и регулирования в сфере туризма (лицензирование, тарифное, трудовое, антимонопольное)
5)      Технологические
a)      научно-технический прогресс
b)      появление новых видов услуг
6)      Экологические
Внутренние факторы:
1)      Туристско-рекреационные ресурсы
a.       природно-географические (наличие природных объектов рекреации, климат, экология, сезонность и т.д.)
b.      культурно-исторические (памятники архитектуры, истории и культуры)
2)      Развитие инфраструктуры туризма (телекоммуникационные связи,  дорог, смежных туриндустрии предприятий (перерабатывающих, бытовых, энергетических))
3)      Развитие индустрии туризма, а именно:
a.       транспорта
b.      средств размещения
c.       деятельности турфирм
d.      средств питания
e.       рекреационной сферы
f.        розничной торговли
4)      Соотношение туристского спроса и  предложения
5)      Координация и интеграция – рост партнерства в сфере туризма, создание союзов, профессиональных ассоциаций, туристских общественных организаций.
6)      Повышение роли СМИ и связей с общественностью (маркетинг туризма, региона)
7)      Возрастание роли кадров в туризме
8)      Технологические (внедрение новых видов услуг и технологий, совершенствование услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий)).

1.4.             Роль государства в развитии внутреннего и въездного туризма в РФ и регионах

Согласно ФЗ N 132-ФЗ  "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (от 4.10.96 года с дополнениями и изменениями от 05.02.2007 г.) основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются: 
?       обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; 
?       охрана окружающей природной среды; 
?       создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; 
?       развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, 
?       создание новых рабочих мест, 
?       увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, 
?       развитие международных контактов, 
?       сохранение объектов туристского показа, 
?       рациональное использование природного и культурного наследия. [45]
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:
1.       определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;
2.       нормативного правового регулирования в сфере туризма;
3.       разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;
4.       содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
5.       защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
6.       содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;
7.       развития научных исследований в сфере туризма;
8.       стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;
9.       формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);
10.   информационного обеспечения туризма;
11.   создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;
12.   оказания государственных услуг в сфере туризма;
13.   взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.
Государственное регулирование туристской деятельности в РФ осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма. Координацию туристской деятельности в РФ осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ (Минспорттуризм России) и его департаменты, в часности, Департамент туристской деятельности и международного сотрудничества. Также создано Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), в целях оказания поддержки и содействия субъектам Российской Федерации в развитии туризма и строительстве туристско-рекреационных комплексов, а также иной туристской инфраструктуры, осуществляет работу, направленную на создание благоприятного инвестиционного климата в регионах России. На уровне субъектов РФ существует органы управления в сфере туризма. Так, например, в Центральном Федеральном Округе в Ярославской области вопросами туризма занимается Департамент экономического развития Ярославской области, а в Приволжском Федеральном Округе - Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. Конкретными вопросами, связанными с отдельными с аспектами развития туризма, занимается Отдел развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области.
Существуют международные правовые акты, регулирующие сферу туризма, такие как Хартия туризма, Гаагская декларация по туризму, Международные гостиничные правила и другие, а также договора между различными странами (Приложение 4)
На территории РФ действуют нормативно-правовые акты, регулирующие такие вопросы, как формирование реестра туроператоров, правила оказание услуг, миграция, таможня, граница, стандарты и классификация, налоги и другие. Перечень нормативно-правовых документов, регулирующих туристскую деятельность в России на примере Нижегородской области,  представлен в Приложении 4.
Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены также в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года .
В 2008 году была утверждена Федеральным агентством Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по её реализации.
Планирование регионального туризма, прежде всего, заключается в комплексном целевом программном методе, который подразумевает следующие подходы.
1. Разработка федеральных программ, относящихся к регионам.
Данный подход дает регионам необходимые ориентиры, которые позволяют определять основные параметры социально-экономического развития, место в межрегиональном разделении труда, намечать и корректировать собственные экономические и социальные процессы в прогнозируемой динамике. Федеральное агентство по туризму, в целях оказания поддержки и содействия субъектам Российской Федерации в развитии туризма и строительстве туристско-рекреационных комплексов, а также иной туристской инфраструктуры, осуществляет работу, направленную на создание благоприятного инвестиционного климата в регионах России.
2. Разработка целевых региональных программ, как:
- наиболее активного метода регулирования рыночной экономики, интеграции различных интересов, мобилизации усилий;
- инструмента воздействия государства на основе принципов саморегулирования и целенаправленности развития территории.

1.5.             Зарубежный опыт развития внутреннего и въездного туризма

Первые турагенстсва появились в Великобритании в 1822 г. Роберт Смарт из Бристоля сообщил о себе как о первом пароходном агенте. Он начал регистрировать пассажиров на пароходы, курсирующие по Бристольскому каналу, а также в Дублин (Ирландия). В 1841 г. Томас Кук организовал массовую прогулку (570 человек) от Ланкастера до Лонгоборуга железнодорожным составом, по цене 1 шиллинг с каждого пассажира. Это был первый публично рекламируемый экскурсионный поезд, а Кук - первый агент экскурсионных поездов. С 1847 г. компания Кука стала распространять специальные билеты на путешествия и экскурсии не только в пределах Англии, но и за рубежом. В 1863 г. Кук организовал большое туристское путешествие в Швейцарию, в 1868 г. - в Северную Америку. В настоящее время компания Кука остается одной из самых больших туристских организаций в мире. [16]
Известно, что музейная деятельность может приносить доход. Культурное наследие - это тоже капитал, нужно только уметь грамотно им распорядиться. Развитие туризма - один из путей повышения благосостояния региона. Примером тому может служить город Веймар в Германии. В 1999 году там была реализована крупная инвестиционная программа "Культурная столица Европы". В результате всего за один год число ночующих туристов выросло сразу на 56 %. Сегодня Веймар - это крупный туристический центр, доходы которого в этой сфере составляют более 125 млн. евро в год. При этом наиболее прибыльными в туриндустрии являются гостиничная отрасль и сфера общественного питания. Расходы туристов на культурные услуги составляют лишь 21%. [20]
В мире есть много примеров стран, которые живут за счет туризма. Например, по словам Министра культуры и туризма Турции Эртугрула Гуная, 16-е место в рейтинге ведущих экономик мира, которое занимает сейчас Турецкая республика, достигнуто во многом благодаря активному развитию именно туристской отрасли и соответствующей инфраструктуры. [27]
Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Частнопредпринимательский сектор не может покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры и неспособен выполнять отдельные функции Национальной Туристской Администрации. Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: в Великобритании – BTA(British Tourist Authority), в Ирландии – Irish Board, в Испании – Turespana, в Италии – ENIT, в Норвегии – NORTRA. Именно они содержат представительства по туризму в других странах, они разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации.
Табл. 1
Доля туризма в экономике Российской Федерации в сопоставлении с другими странами
Страна
Прямые доходы от туризма, % ВВП
Австрия
8,4
Испания
6,8
Франция
6,2
Мальта
25
Великобритания
8,2
Италия
8,1
Кипр
25
Россия
2,5

 
 
Государственные программы развития туризма существуют во многих странах мира, которые считают туризм одной из основных отраслей развития экономики. Доходы, получаемые государством в виде налога от туристской деятельности, тоже весьма внушительны : в США сумма налогов от туризма составляет 130 млрд. долларов в год, в Японии – 70, в Германии – 576.
Сегодня туризм является важной отраслью, вносящей ощутимый вклад в ВВП России. При эффективной государственной поддержке и продвижении доля туризма в ВВП России может существенно вырасти – как минимум до уровня европейских стран. (табл. 1)
Так, к примеру, доля туризма в ВВП Франции составляет 6,2 %, тогда как в России лишь 2,5%. На рис. представлен объем денег, вкладываемых государством на продвижение национального туристского продукта. Если в Турции данный показатель составляет 112 млн евро, то в России – лишь 4 млн евро.  Если рассмотреть расходы на туризм, финансируемые на государственном уровне, то расходы России на продвижение туризма меньше Польши или Чехии. (табл. 2)
 

Рис. 4. Бюджеты стран Европы на продвижение национального туристского продукта, млн евро
 Сегодня сложилось несколько подходов к организации модели государственного регулирования туризма. Так, в некоторых странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование упразднено и субъекты рынка осуществляют оперативное регулирование (например, в США в 1997 году была упразднена государственная администрация, занимающаяся вопросами развития туристической отрасли). В странах, где присутствует государственное регулирование рынка туристических услуг, реализуются две модели: либо созданы специальные органы государственной власти, либо же регулирование осуществляется многопрофильными органами. Рассмотрим, как же действует государство на примере нескольких стран.
Табл.2.
Бюджеты стран Европы на продвижение национального туризма
Страна
Сумма бюджета,
млн. Евро
Австрия
52,0
Великобритания
53,8
Германия
27,9
Испания
76,8
Италия
32,0 +100 млн. регион. Бюджеты
Кипр
40,0
Мальта
30,1
Чехия
6,8
Польша
7,4
Швейцария
28,7
Норвегия
13,5
Турция
112,0
Франция
59.0
Российская Федерация
4,0
В среднем по таблице
54.6
 
 Во Франции Законом о туризме № 92-645 определены усло­вия, позволяющие заниматься продажей туров, установлен круг физических и юридических лиц, подпадающих под действие дан­ного закона, названы услуги, относящиеся к туристским, сформу­лированы условия, при которых возможно осуществление турис­тской деятельности для турагентств, общественных организаций и ассоциаций, местных туристских органов, а также отдельных категорий лиц. Фактически речь идет о возможности получения разрешения (в виде лицензии, сертификата и иного официально­го согласия) на занятие туристской деятельностью в том виде, в каком это определено Законом. В специальном разделе Закона фиксируются отношения меж­ду производителем и потребителем туристского продукта, пере­числены основные права и обязанности продавца и покупателя, которые должны содержаться в контракте (договоре).  Вопросы регулирования туризма относятся к компетенции Министерства транспорта и общественных работ, в структуре которого предусмотрены Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма. Эти органы курируют вопросы управления и регулирования отрасли, инвестирования и международных отношений в сфере туризма. Кроме того, существует ещё целый ряд органов, участвующих в управлении туризмом « с правом совещательного голоса». На региональном уровне действуют представители центральной исполнительной власти, решающие вопросы развития туристской сферы и подчиняющиеся непосредственно префектам. Деятельность этих представителей направлена на координацию местных и национальных инициатив, так как полномочия местных властей в области туризма достаточно велики. [26]
Atout France - это единая компания по развитию туризма во Франции. Объединение с экономической целью она объединяет профессионалов в области туризма, представителей экономических, государственных и территориальных организаций, занимающихся продвижением Франции на мировом туристическом рынке. В ней работает около 1300 человек.
Основные направления деятельности  Atout France: • Маркетинговые исследования и продвижение Франции на мировом туристическом рынке. Ежегодно в рамках деятельности компании проводится около 2000 различных мероприятий с целью продвижения Франции как туристического направления: рекламные акции для широкой публики, пресс-туры для представителей СМИ и выставки для профессионалов туризма.• Планирование и построение стратегической платформы туристического сектора. Деятельность Atout France направлена на повышение конкурентоспособности сферы туризма во Франции и её модернизации в соответствии с требованиями международного туристического рынка.  Компания проводит исследования в этой области рынка внутри страны и за её пределами, занимается разработкой стратегических основ деятельности в сфере туризма и планированием инвестиций в данный сектор экономики. Кроме того Atout France способствует продвижению инновационных технологий и повышению уровня качества туристического сервиса, занимается анализом спроса в туристической сфере.
• Качество сервиса. После вступления в силу декрета о порядке применения закона о туризме, в сферу деятельности Агентства по туристическому развитию Франции входит подготовка новой классификации отелей. С1 января 2010 года Atout France ведет государственный реестр туроператоров и арендодателей автомобилей в соответствии с установленными суммами комиссии по регистрации. Наконец, в сферу деятельности Atout France входит подготовка туристических кадров в соответствии с современными требованиями этого сектора экономики страны. Реализацией вышеперечисленных функций Atout France занимаются 35 представительств компании за рубежом, головной офис в Париже, а также другие партнерские организации континентальной Франции и её заморских территорий. [3]
 США. Первый Национальный закон США "О международ­ном туризме" был принят в 1961 г. Им предусматривалось созда­ние Администрации по путешествиям и туризму (АПТ) в рамках Федерального министерства торговли США. Далее в 1981 г. был принят Закон "О Национальной политике в сфере туризма", а 30 мая 1992 г. - Закон "О политике в сфере туризма и развитии экспорта", согласно которому перед АПТ были поставлены сле­дующие основные задачи: координация государственной полити­ки в области туризма в интересах США, исследование конъюнк­туры туристского рынка, ведение статистики туризма, руковод­ство программой развития туризма, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам. Помимо Национального органа, регулировавшего туризм на федеральном уровне, в США в каждом из штатов имеется соот­ветствующая служба, ответственная за развитие туризма. Как пра­вило, это Агентство по торговле, коммерции и туризму, перед которым поставлены задачи планомерного роста и всесторонне­го развития въездного и внутреннего туризма, проведение реклам­но-информационных программ по их пропаганде, осуществление исследовательских акций по анализу состояния и перспективам развития туризма. Аналогичная картина в графствах и городах, где при местных органах власти имеются специальные Бюро по туризму, главной функцией которых является привлечение тури­стов. В Бюро входят представители городских властей, транспор­тных компаний, отелей, ресторанов, развлекательных и прочих учреждений. Бюджеты Бюро формируются из средств, собираемых графством или городом в виде налога, взимаемого с жиль­цов гостиниц за проживание (от 8 до 18%), а также за счет членс­ких взносов и доходов от рекламы. [26]

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА РФ И В РЕГИОНАХ НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

2.1.             Современное состояние туризма в РФ

Согласно Ростуризму, Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У страны есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. [32]               Туристский комплекс страны в настоящее время составляют 477 исторических городов, 142 700 памятников истории и культуры, 2 495 музеев, 586 театров, 103 музея-заповедника и другие объекты показа и отдыха. Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма, а также индивидуальный и детско-молодежный отдых (рис. 5). 
 

Рис. 5. Самые популярные виды отдыха на внутреннем рынке
 
Наиболее посещаемые иностранными туристами регионы России являются г. Москва, г. Санкт-Петербург, города Золотого кольца России, Дальний Восток (Камчатский край, Приморский край, Сахалинская область).
Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют некоторые социальные факторы. Это обеспечение свободы перемещения на большей части страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самара, территории, закрытые ранее для иностранных туристов. В то же время с 90-х годов прошлого века в России получил развитие в основном выездной туризм, в меньшей степени - въездной туризм, и практически не развивался внутренний туризм. 
По оценке Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) на долю туризма приходится 3,2% мирового ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта - 9,4%, при этом в туриндустрии занято 7,6% работающего населения планеты. В России в 2009 году доля туризма в ВВП по экспертной оценке составила 2,5%, а с учетом мультипликативного эффекта - 6,3%. В организациях индустрии туризма страны работает более 1 млн. человек. (Приложение 7)
Отчёт по сектору путешествий и туризма 2011 «По ту сторону кризиса», представленный на Всемирном экономическом форуме в Давосе содержит межстрановый анализ факторов конкурентоспособности секторов туризма и путешествий даёт информацию для сравнений, полезную при принятии решений бизнесом и ценную для правительства, стремящегося совершенствовать условия для сектора путешествий и туризма. Представленный в отчёте рейтинг основан на Индексе конкурентоспособности секторов путешествий и туризма (TTCI). (Приложение 7) который вычисляется на основе 14 критериев ( см. Приложение 7) Согласно международному рейтингу[1] 2011 г. среди 139 оцениваемых стран по совокупному уровню конкурентоспособности сферы туризма и путешествий Россия несколько последних лет занимает 59-е место в мире и 33 место в Европе. Эксперты ВЭФ отмечают довольно высокое положение РФ в области натуральных ресурсов (27-е место), культурных ресурсов (35), а также относительную развитость инфраструктуры для воздушного транспорта (30). Лидирующее место Россия занимает по числу объектов культурного наследия (4-е место), доступ к начальному образованию (3) и к медицинской помощи (3). В то же время, по инфраструктуре для наземного транспорта Россия занимает в списке 95-е место, 98-е - по экологической устойчивости, 113-е - по безопасности, 125-е по качеству дорог, 126-е - по законодательству и госрегулированию.[25]
Таким образом, сильными сторонами России являются богатые природные и культурные ресурсы, а также инфраструктура воздушного транспорта, в развитии которой за последние два года отмечены существенные улучшения. Вместе с тем, оставляет желать лучшего инфраструктура наземного транспорта, а среду регулирования сектора путешествий и туризма, в целом, можно охарактеризовать как неблагоприятную.
По данным World Travel & Tourism Council, TSA Research 2010 (Приложение 7) по предварительным данным на 2010 год доля индустрии Путешествий и Туризма в ВВП РФ составит  1.1% ( 16,412 млн долларов США) и по прогнозам на 2011-2020 года ежегодный прирост составит около 4,8%. В 2009 году страну посетило 19420,2 тыс. человек и общая выручка составила 9296,9 млн долларов США. (рис. 6)
 

Рис. 6. Динамика прибытия туристов в Россию и прибыли от туризма с 1995-2009 года
В условиях мирового экономического кризиса становится актуальным вопрос об особом внимании к развитию внутреннего туризма в нашей стране. Её «туристская независимость» заключается в обеспечении физической и экономической доступности для россиян внутренних туристских, курортных и иных рекреационных ресурсов, а также туристско-рекреационных услуг адекватного количества и качества. Это предполагает способность нашей страны удовлетворять потребности своих граждан в туризме, санаторно-курортном лечении и отдыхе в основном за счёт внутренних ресурсов, гигантский потенциал которых в настоящее время используются, по мнению экспертов, только на 20% и не всегда эффективно.
Согласно Концепции Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2016 годы)» принято рассматривать следующие целевые индикаторы, характеризующие состояние туризма: количество турфирм, коллективных средств размещения; туристский поток, в том числе въезд иностранных граждан в Россию; численность работников, занятых в сфере туризм; объем  платных услуг населению (транспортных, услуг размещения, туристских; инвестиции  в инфраструктуру туризма.
 
Количество турфирм, коллективных средств размещения в РФ
 
По данным Единого федерального реестра туроператоров по состоянию на 1 января 2011 года общее количество туроператоров России составляет 4405, причем 1830 из них работают на рынке внутреннего туризма и их доля составляет 42%, а 638 – въездного (14%).  Большинство туроператоров (44%) занимаются предоставлением услуг по выездному туризму. (табл.3, рис. 7)
Табл.3
Информация о количестве туроператоров по данным Единого федерального реестра туроператоров по состоянию на 1 января 2011 года
 
Общее количество туроператоров
Внутренний туризм
Международный туризм
Способы финансового обеспечения
Въездной туризм
Выездной туризм
Размер финансового обеспечения, 
млн. руб.
Банковские гарантии
Договоры страхования ответственности туроператора
0,5
10
30
60
100
4405
1830
638
1861
37
39
30
4375

 
 

 
 
Рис. 7. Структура реестра туроператоров в зависимости от цели деятельности
 
Реестр турагентств, учрежденный в 2008 году Российским союзом туриндустрии общероссийский реестр туристических агентств продолжает пополняется новыми компаниями. После незначительного сокращения розничного туристического рынка в 2009 году число вновь открывающихся агентств стало быстро увеличиваться. В числе турагентов, зарегистрировавшихся в реестре, только действующие компании, сведения о которых проверяются не реже двух раз в год. В реестре представлены фирмы из всех регионов России. Самое большое число турагентств - в Москве и Московской области – 1780 компаний.
Далее по численности идут Санкт- Петербург и Ленинградская область – 398 компаний, Екатеринбург и Свердловская область – 260, Нижний Новгород – 180, Самара – 171, Пермь - 156, Казань – 138, Челябинск и Челябинская область – 120, Омск - 115, Волгоград и Волгоградская область – 113, Тольятти – 112, Новосибирск и Новосибирская область - 108, Уфа - 109, Саратов и Саратовская область – 101, немного не дотянули до сотни Красноярск и Красноярский край – 98, Краснодар и Краснодарский край – 93, Киров и Кировская область – 92, Ярославль и Ярославская область – 90, Архангельск и Архангельская область – 86. В Ижевске - 83, в Иркутске и области - 79, В Калининграде и области – 77, в Ростове-на-Дону – 76, в Кемерово и Кемеровская область – 74, во Владивостоке - 62. [36]
По количеству средств размещения на 2009 в России имеется 11,7 тыс. объектов с общим номерным фондом 559 тысяч номеров. В 2009 году общее количество средств размещения увеличилось на 3,9 % к 2008 году. (табл. 4)
Табл. 4.
Изменение показателей коллективных средств размещения за 2008-2009 года, млн чел
 
Показатель
2008
2009
Изменение значения
к 2008 г. (%)
Общее количество средств размещения, тыс. ед.
11,3
11,7
+ 3,9
Общий номерной фонд средств размещения, тыс. номеров
 
599,0
 

 
 
 
В 2009 г. открылось 11698 новых гостиниц и других средств размещения. Сегодня общий номерной фонд в России составляет почти 1 млн. мест. Средняя стоимость номера в сутки, по данным министерства, составляет 1800 руб. Динамика ввода гостиниц и иных средств размещения за 2000-2009 годы представлена на рис. 8.

Рис. 8. Динамика ввода гостиниц и иных средств размещения
(2000-2009 гг.)
 
Функциональная структура коллективных средств размещения (КСР) представлена следующими видами:
?       Гостиницы – 44%.
?       Организации гостиничного типа (меблированные комнаты, мотели, пансионаты, общежития для приезжих и др.) – 16%.
?       Санаторно-курортные организации, включая санатории–профилактории, курортные поликлиники – 19%.
?       Организации отдыха (дома отдыха, базы отдыха и т.п.) – 19%.
?       Туристские организации (турбазы, поезда, круизные суда, яхты, дебаркадеры и пр.) – 2%.
 
Туристский поток, в том числе въезд иностранных граждан в Россию
 
В 2009 году в Россию въехало 21 339 тысяч человек, из них 2101 тысяч – с целью туризма. В связи с кризисом в 2008 въезд в страну значительно сократился, вместе с тем сократилось и количество туристов, въезжающих в страну. (рис. 9)
Табл. 5.
Въезд иностранных граждан в Россию по целям поездок, тыс. поездок
 
2000
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Всего:
В том числе по целям      поездок:
 
21169
22514
22051
22176
22452
22892
23676
 
21339
Служебная
3218
2568
2723
3226
3234
3270
4112
 
3880
Туризм
2598
3152
2861
2385
2433
2213
2295
 
2101
 
В динамике развития сферы туризма  в России с 2000 по 2009 годы (табл. 5), то прослеживается следующая картина. По сравнению с аналогичными периодами прошлых лет в 2009 году, вследствие кризиса, наблюдалось стойкое снижение численности выезжающих за рубеж россиян практически по всем популярным ранее туристическим направлениям. Так в 2005 году выезжало 6,8 млн. чел., в 2006 – 7,8, в 2007 – 9,4, в 2008 – 11,3, а в 2009 – уже вновь 9,4 млн. чел.

Рис. 9. Динамика въездного потока в Российской Федерации (2005-2009 гг.), тыс. чел
Ситуация в сфере въездного туризма нестабильна, показатели здесь то растут, то падают. В 2009 году из-за мирового финансово-экономического кризиса наблюдалось снижение численности посетивших нашу страну иностранных туристов по сравнению с прошлыми годами. Сравним: 2005 год – 2,4 млн. чел., 2006 – 2,4, 2007 – 2,2, 2008 – 2,3, и в 2009 – ожидается всего 2,1 млн. чел.
Зато Ростуризм отмечает положительную тенденцию роста внутреннего туризма в России. По сравнению с прошлыми годами число желающих съездить в путешествие по нашей стране выросло. Если в 2005 году внутренний туристский поток исчислялся в 24,8 млн. чел., в 2006 – 26,6, в 2007 – 28,7, в 2008 – 31,5, то в 2009 году (по предварительным данным) – ожидается 34,5 млн. чел.

Рис. 10. Динамика роста внутреннего туристского потока в Российской Федерации (2005-2009 гг.), млн. чел.
Объем внутреннего туристского потока в  2009 году составил 34,5 млн человек, объем въездного – 2,1 млн человек, выездного – 9,1 млн человек. (табл. 6.) По итогам 2009 года внутренний туристский поток составил на 9,5% больше, чем в 2008 году. Объем въездного потока снизился на 8,3 %, а выездного потока -  на 16,8, что связано с мировым кризисом и снижением расходов на туризм.
 
 
 
 
 
 
 
 
Табл. 6.
Изменение туристского потока за 2008-2009 года, млн чел
Показатель
2008
2009
Изменение значения
к 2008 г. (%)
Объем внутреннего туристского потока в 2009 году, млн. чел.
31,5
34,5
+ 9,5
Объем въездного туристского потока (без учета бизнес-туризма), млн. чел.
2,29
2,1
- 8,3
Объем выездного туристского потока, млн. чел.
11,3
9,4
- 16,8

 
По данным Итогов работы Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации в сфере туризма за 2009 год, лидером по числу туристских прибытий остаётся Южный федеральный округ (16,2 млн. человек, что на 6,5% больше по сравнению с 2008 г.), в том числе Краснодарский край (13,1 млн. чел. – рост 2,5%).
Увеличение турпотока отмечено также в Ставропольском и Алтайском краях, Ростовской, Тверской, Московской, Пензенской, Нижегородской областях, республиках Карелия, Алтай, Татарстан, Карачаево-Черкесской Республике
Наблюдается положительная тенденция увеличения спроса на услуги оздоровительного туризма в Центральном федеральном округе – загрузка санаторно-профилактического комплекса в большинстве регионов округа составила 100%. В высокий сезон 2009 года туристский поток в регионах ЦФО увеличился на 15,8% по отношению к аналогичному периоду 2008 года.
Стабильным спросом пользуется круизный туризм, растет количество автотуристов, наблюдается дальнейшее развитие сельского, экологического, горнолыжного и других перспективных видов туризма.
Численность работников, занятых в сфере туризм в РФ
В туристической отрасли России работает более 2 млн. человек, это 2,3% занятого населения страны. (табл.7)
По информации Российского союза туриндустрии, возрастная структура работников, занятых в гостиничном секторе Москвы, такова: 19% - до 29 лет, 22% – между 29 и 39 годами и 59% персонала – старше 39 лет.
 
 
Табл. 7.
Изменение числа рабочих мест в туризме за 2008-2009 года, млн чел
 
Показатель
2008
2009
Изменение значения
к 2008 г. (%)
Число рабочих мест в туристской индустрии, млн. чел.
2,564
2,641
+ 3,0

 
Объем  туристских услуг населению
 
Объем платных туруслуг  в 2007 году сократился на 7,5%. В 2008 г. сумма составляла 73 млрд. руб., а в 2009 - 70.9 млрд.
Объем платных услуг гостиниц и других средств размещения уменьшился в 2009 г. по сравнению с 2008 на 14%. В 2008 был 107,5 млрд. руб., в 2009 - 101 млрд.
По данным Статистический и аналитический материал Федерального агентства по туризму «О мерах по реализации государственной политики в области развития внутреннего и въездного туризма» в 2008 году денежные расходы домашних хозяйств на туристские услуги в среднем на 1 человека составили 1800 рублей, и по оценке в 2009 году – около 2070 рублей. (рис.11) Удельный вес расходов на туристские услуги в общем объеме расходов на услуги домашних хозяйств составил в 2008 году – 7,2%, по оценке на 2009 год – 8%. (рис. 12)

Рис.11 Денежные расходы домашних хозяйств на туристские услуги в среднем, рублей

Рис. 12. Денежные расходы домашних хозяйств на туристские услуги, удельный вес, %
Инвестиции  в инфраструктуру туризма в России
 
В 2009 году на территории Российской Федерации построен 471 туристский объект, из них 439 гостиниц и других средств размещения. Количество койко-мест составило 26340.
 

Рис. 13. Объем инвестиций в основной капитал в отдельные виды деятельности сферы туризма в 2009 году (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)
 
Общий объём привлечённых средств составил 80 575,0 млн. руб. Без учета субъектов малого предпринимательства и  параметров неформальной деятельности в 2008 году объем инвестиционных вложений в отдельные сферы туризма составил 20136, 8 млн. рублей, а по оценке на 2009 год – 20942,3 млн. руб. (рис. 13)

2.2.             Характеристика туристского потенциала региона на примере  Нижегородской области

Нижегородская область - это край, перспективный для самых разных видов путешествий: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского туризма и системы частных гостиниц, охоты и рыбалки. Наибольшую долю во внутреннем туризме занимают лечебно-рекреационный, культурно-познавательный и круизный виды туризма. Более быстрыми темпами развивается приключенческий туризм с активными формами передвижения и событийный. Одними из самых доходных видов туризма являются деловой, лечебный и круизный.
В перечне основных туристических и курортных зон федерального значения в России Поволжье, включая Нижегородскую область, занимает 6 место (Приложение 8) [6]
В предыдущей главе были рассмотрены теоретические основы развития туризма. Развитие туризма зависит, прежде всего, от туристского потенциала региона и от состояния туристской инфраструктуры. Проанализируем более подробно некоторые внутренние факторы, способствующие развитию туризма в Нижегородской области.
1.      
2.      
2.1.                      
Туристско-рекреационные ресурсы
a.       Природно- географические
Уникальность географического положения Нижегородской области, располагающейся на территории трех природных зон: тайги, широколиственных лесов и степи, наличие около 400 особо охраняемых природных территорий, в том числе 17 заказников, 1 заповедника, 1 природного парка, более 8000 рек (от ручейков до крупнейших транспортных артерий Восточной Европы - р. Волги и р. Оки), 2700 озер и прудов создают условия для развития экологического, охотничье-рыболовного и приключенческого туризма.
Территория Нижегородской области расположена в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины, что практически исключает природные катаклизмы и делает территорию привлекательной для путешествий как в летний, так и в зимний периоды. Климат умеренный континентальный, со средними температурами января минус 15 градусов по Цельсию, июля - плюс 20 градусов. Площадь области составляет 76,9 тыс. кв. км. Население - 3,5 млн человек. Территория Нижегородской области в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 4 мая 2005 года N 116 "О перечне муниципальных образований Нижегородской области" разделена на 48 муниципальных районов, 4 городских округа, 78 городских поселений, 532 сельских поселения.
b.      Культурно-исторические
Огромное историко-культурное наследие Нижегородской области, представленное более чем 3 тысячами памятников истории, культуры и архитектуры, 1301 из которых являются памятниками федерального значения, древнейшие города-крепости: г. Н.Новгород (основан в 1221 году), включенный в список исторических городов Российской Федерации, г. Городец (основан в 1152 году), г. Арзамас (основан в 1552 году), уникальные объекты историко-культурного и духовного наследия - Нижегородский кремль (XVI век), Макарьевский Желтоводский монастырь (XVII век), Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь (XIX век) и другие объекты, а также более 370 музеев, сотни выставочных залов, галерей и мастерских - все это создает достаточный потенциал для успешного развития в области культурно-познавательного туризма. Нижегородская область входит в десятку исторических территорий России и занимает лидирующее место в сфере народных художественных промыслов.
Проживание на территории Нижегородской области людей разных национальностей (русские, чуваши, мордва, татары и другие), наличие исторических поселений общероссийского и областного значения и таких уникальных этнокультурных особенностей, как старообрядчество, может стать базой для развития этнографического туризма.
В Нижегородской области насчитывается 1229 учреждений культурно-досугового типа; в Нижнем Новгороде: 13 театров, филармония, десятки концертных залов, 14 кинотеатров, десятки парков культуры, 965 предприятий общественного питания, боулинг-центры и многое другое, что создает благоприятные условия для организации досуга пребывающих туристов.
Нижний Новгород включен ЮНЕСКО в список 100 городов мира, представляющих наибольшую историческую и культурную ценность.
Состояние инфраструктуры туризма
a.       Транспорт
Нижегородская область находится на перекрестке важных авто-, железнодорожных, водных и авиа- транспортных магистралей.
Авиаперевозки. Нижний Новгород располагает международным аэропортом, который является запасным аэропортом г. Москвы. В 1998 году европейский транспортный коридор N 2 был продлен до Нижнего Новгорода. Время полета из г. Москвы в г. Нижний Новгород составляет около 40 мин. Авиакомпания Lufthansa 3 раза в неделю осуществляет рейсы из Франкфурта-на-Майне в Нижний Новгород и обратно, связывая Нижегородскую область с более чем 120 странами мира. С 2008 года на нижегородском рынке работает международный авиаперевозчик "Австрийские авиалинии". Внутренние рейсы осуществляют несколько российских авиакомпаний.
Железнодорожные перевозки. Горьковская железная дорога связывает центральный, северо-западный и северный районы страны с Поволжьем, Уралом, Сибирью. Время проезда на скоростном поезде из Москвы в Нижний Новгород составляет 4 часа 30 минут, а в связи с запуском скоростного поезда «Сапсан» - 3:40 минут.
Речные перевозки. Нижний Новгород расположен на слиянии двух великих рек - Волги и Оки и равноудален на маршрутах: на южном направлении до Астрахани и на северо-западном - до Санкт-Петербурга, что обеспечивает конкурентные преимущества нижегородского турпродукта в сегменте круизного туризма. Туристские компании имеют на своем балансе 11 комфортабельных пассажирских теплоходов, обеспечивших за навигацию (с мая по октябрь) 2007 года перевозку более 115 тысяч туристов, в 2008 году - почти 96 тысяч туристов.
Автоперевозки. Основной парк автобусов (около 40 единиц) - иномарки - "Мерседес", "Неоплан", "Вольво", "Сетра", "Ютонг", "Ман Крейтор", "Транстар", год выпуска которых с 1995 года по 2008 год. В районах области туристов (особенно круизные группы) обслуживают автобусы типа - "ЛиАЗ" и "ПАЗ".
b.      Коллективные средства размещения
Согласно официальным данным на 2009 год, гостиничная сеть Нижегородской области насчитывала 109 гостиницы (и аналогичных средств размещения), что составляет около 2% общероссийской сети. Доля Нижегородской области в общем количестве гостиниц и аналогичных средств размещения ПФО составляет 8% (рис. 14, Приложение 34)

Рис.14.  Доля Нижегородской области в общем числе гостиниц и аналогичных средств размещения ПФО и РФ на 2009 год
 
По числу гостиниц и аналогичных средств размещения Нижегородская область находится на 18-м месте в Российской Федерации. По количеству гостиниц и аналогичных средств размещения Нижегородская область занимает четвертое место в ПФО после республики Башкортостан, Оренбургской области и республики Татарстан. (рис.15). На 2009 год в Нижегородской области было 109 объектов размещения, 907,7 тыс. ночевок, 571,9 тыс. человек размещено и объем платных услуг составил 1427,3 млн. рублей. Для сравнения в таблице представлены аналогичные показатели по России, г. Санкт-Петербург, г. Москва.

Рис. 15. Число гостиниц и аналогичных средств размещения в субъектах РФ, входящих в ПФО на 2009 год, ед.
 
Табл. 8.
Показатели состояния коллективных средств размещения по субъектам Российской Федерации (выборочно) за 2009 год
 

и т.д.................


 
Число гостиниц и аналогичных средств размещения
Число ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения, тыс.
Численность размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млн. рублей
Россия
7410
53427,4
31690,3
105903,6
г.Санкт-Петербург
254
4970,1
2349,2
9153,1
г.Москва
198
9749,9
3467,4
30435,4
Приволжский федеральный округ
1283
6998,9
5121,9

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.