На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Управление трудовым потенциалом

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                               Содержание
 
    Функция и структура государственной системы образования Украины…3
    Определение и структура населения………………………………………..9
    Нормативно-правовые основы управления трудовыми ресурсами………15
    Список литературы…………………………………………………………..24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Функция и структура государственной системы образования  Украины
 
Образование на Украине — в соответствии с Законом Украины «Об образовании», основывается на принципах гуманизма, демократии, национального сознания, взаимоуважения между нациями и народами.
Статья 4 Закона Украины «Об  образовании» провозгласила, что Украина  признает образование приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества. Государственная политика в сфере образования определяется Верховной Радой Украины согласно Конституции Украины и осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
С целью обеспечения реализации единой государственной политики в  области образования осуществляется государственный контроль за деятельностью учебных заведений независимо от форм собственности. Государственный контроль проводится центральными и местными органами управления образованием и Государственной инспекцией учебных заведений при Министерстве образования и науки Украины. Положения о центральных государственных органах управления образованием, о Государственной инспекции учебных заведений при Министерстве образования и науки Украины утверждаются Кабинетом Министров Украины.
Статья 3 Закона Украины «О дошкольном образовании» закрепляет основные принципы государственной политики в сфере дошкольного образования. Так, государство признает приоритетную роль дошкольного образования и  создает надлежащие условия для  его получения.
Государственная политика в  сфере дошкольного образования  определяется Конституцией Украины  и другими нормативно-правовыми  актами и воплощается центральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской  городских государственных администраций, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Государство: предоставляет  всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка; обеспечивает доступность и безвозмездность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования); проявляет заботу о сохранении и укреплении здоровья, психологического и физического развития детей; оказывает содействие развитию и сохранению сети дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности.
С целью обеспечения реализации единой государственной политики в  сфере дошкольного образования  осуществляется государственный контроль за деятельностью дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности.
Государственный контроль за деятельностью дошкольных учебных  заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности осуществляют специально уполномоченный центральный  орган исполнительной власти в области  образования и науки, другие центральные  органы исполнительной власти, которым  подчинены дошкольные учебные заведения, специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам инспектирования учебных заведений при специально уполномоченном центральном органе исполнительной власти в сфере образования и науки, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, районные государственные администрации и подчиненные им органы управления, в сфере управления которых находятся дошкольные учебные заведения, органы местного самоуправления.
Основной формой государственного контроля за деятельностью дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и формы собственности является государственная аттестация, которая* проводится не реже одного раза в десять лет в порядке, установленном специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки. Результаты государственной аттестации дошкольного учебного заведения публикуются.
Внеочередная аттестация проводится, в порядке исключения, лишь по решению Министерства образования и науки Украины по представлению органа общественного самоуправления общеобразовательного учебного заведения или соответствующего органа управления образованием.
В ст. 29 Закона Украины "Об образовании" определено структуру  образования, которая включает дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессионально-техническое, высшее, последипломное образование, аспирантуру "докторантуру, самообразование
Высшее образование —  уровень образования, который приобретается  лицом в высшем учебном заведении  в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основывающегося на полном общем среднем образовании, и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации.
Статья 4 Закона Украины «О высшем образовании» закрепила право  граждан на высшее образование. Граждане Украины имеют право на получение  высшего образования. Граждане Украины  имеют право безвозмездно получать высшее образование в государственных  и коммунальных высших учебных заведениях на конкурсной основе в пределах стандартов высшего образования, если определенный образовательно-квалификационный уровень  гражданин приобретает впервые. Они свободны в выборе формы получения  высшего образования, высшего учебного заведения, направления подготовки и специальности. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, имеют право на получение высшего образования, кроме права на получение высшего образования за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, если другое не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
Статья 3 Закона Украины «О высшем образовании» определяет основные принципы государственной политики в области высшего образования.
Государственная политика в  области высшего образования  определяется Верховной Радой Украины.
Государственная политика в  области высшего образования  основывается на принципах:
— доступности и конкурсности получения высшего образования каждым гражданином Украины
— независимости получения  высшего образования от влияния  политических партий, общественных и  религиозных организаций;
— интеграции системы высшего  образования Украины в мировую  систему высшего образования  при сохранении и развитии достижений и традиций украинской высшей школы;
— преемственности процесса получения высшего образования;
— государственной поддержки  подготовки специалистов для приоритетных направлений фундаментальных и  прикладных научных исследований;
— гласности при формировании структуры и объемов образовательной  и профессиональной подготовки специалистов.
Реализация государственной  политики в области высшего образования  обеспечивается путем:
— сохранения и развития системы высшего образования  и повышения его качества;
— повышения уровня образованности граждан Украины, расширения их возможностей для получения высшего образования;
— создания и обеспечения  равных условий доступности к  высшему образованию;
— предоставления целевых, льготных государственных кредитов лицам для получения высшего  образования в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;
— обеспечения сбалансированной структуры и объемов подготовки специалистов с высшим образованием, которая осуществляется в высших учебных заведениях государственной и коммунальной форм собственности, за счет соответствующих бюджетов, физических и юридических лиц, с учетом потребностей лиц, а также интересов государства и территориальных общин;
— предоставления лицам, обучающимся  в высших учебных заведениях, льгот  и социальных гарантий в порядке, установленном законодательством;
— надлежащей поддержки  подготовки специалистов из числа инвалидов  на основе специальных образовательных  технологий.
В Основных направлениях социальной политики на период до 2004 года, одобренных Указом Президента Украины от 24 мая 2000 г., одним из приоритетов социальной политики определено «создание условий для обеспечения... всестороннего развития образования».
В области образования, в  частности, предполагается, что в  период до 2004 г. будет осуществляться реформирование образования, разрабатываться  и внедряться государственные стандарты  образования.
С целью определения стратегии  и основных направлений дальнейшего  развития образования в Украине Указом Президента Украины от 17 апреля 2002 г. утверждена Национальная доктрина развития образования.
Национальная доктрина развития образования состоит из 16 разделов, в которых закрепляются цель, принципы, стратегические направления и гарантии обеспечения реализации государственной политики в сфере образования: I. Общие положения. II. Цель и приоритетные направления развития образования. III. Национальный характер образования и национальное воспитание. IV. Стратегия языкового образования. V. Образование — движущая сила развития гражданского общества. VI. Образование и физическое воспитание — основа для обеспечения здоровья граждан. VII. Равный доступ к получению качественного образования. VIII. Непрерывность образования, обучения на протяжении жизни. IX. Информационные технологии в образовании. X. Управление образованием. XI. Экономика образования. XII. Образование и наука. XIII. Подготовка педагогических и научно-педагогических работников. XIV. Социальные гарантии участников учебного процесса. XV. Международное сотрудничество и интеграция в области образования. XVI. Ожидаемые результаты.
Национальная доктрина развития образования (далее — Национальная доктрина) определяет систему концептуальных идей и взглядов на стратегию и основные направления развития образования в первой четверти XXI столетия.
Национальная доктрина развития образования в первом же разделе  провозглашает, что образование — основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины. Она является определяющим фактором политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества. Образование воссоздает и наращивает интеллектуальный, духовный и экономический потенциал общества. Образование является стратегическим ресурсом улучшения благосостояния людей, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства на международной арене.
За годы независимости  на основе Конституции Украины определены приоритеты развития образования, создана соответствующая правовая база, осуществляется практическое реформирование отрасли в соответствии с Государственной национальной программой «Образование» («Украина XXI столетия»).
Вместе с тем состояние  дел в сфере образования, темпы  и глубина преобразований не в полной мере удовлетворяют потребности личности, общества и государства. Глобализация, изменение технологий, переход к постиндустриальному, информационному обществу, утверждение приоритетов постоянного развития, другие, присущие современной цивилизации черты предопределяют развитие человека как главную цель, ключевой показатель и основной рычаг современного прогресса, потребность в радикальной модернизации отрасли, ставят перед государством, обществом задачи обеспечить приоритетность развития образования и науки, первоочередность решения их насущных проблем.
Актуальной задачей является обеспечение доступности получения  качественного образования на протяжении жизни для всех граждан и дальнейшее утверждение его национального характера. Должны постоянно обновляться содержание образования и организация учебно-воспитательного процесса согласно демократическим ценностям, рыночным основам экономики, современным научно-техническим исследованиям. Критическим остается состояние финансирования образования и науки, недостаточным является уровень оплаты труда работников образования и науки. Требуют государственной поддержки дошкольное, общее среднее образование в сельской местности, профессионально-техническое образование, обучение способных и одаренных учеников и студентов, а также детей с особенностями психического и физического развития. Необходимо существенным образом укрепить учебно-материальную базу, осуществить компьютеризацию учебных заведений, внедрить технологии, обеспечить эффективную подготовку и повышение квалификации педагогических и научно-педагогических работников, ввести новые экономические и управленческие механизмы развития образования. Все эти проблемы требуют первоочередного решения.
В Украине должно обеспечиваться ускоренное, опережающее инновационное  развитие образования, а также создаваться  условия для развития самоутверждения  и самореализации личности на протяжении жизни.
Цель государственной  политики относительно развития образования, по Национальной доктрине, состоит  в создании условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина Украины, воспитании поколения людей, способных эффективно работать и учиться на протяжении жизни, оберегать и приумножать  ценности национальной культуры и гражданского общества, развивать и укреплять суверенное, независимое, демократическое, социальное и правовое государство как неотъемлемую составную европейского и мирового сообщества.
Приоритетными направлениями государственной  политики относительно развития образования Национальная доктрина определила:
— личностную ориентацию образования;
— формирование национальных и общечеловеческих ценностей;
— создание для граждан  равных возможностей в получении  образования;
— постоянное повышение  качества образования, обновление его  содержания и форм организации учебно-воспитательного  процесса;
— развитие системы беспрерывного  образования и обучения на протяжении жизни;
— пропаганду здорового  образа жизни;
— расширение украиноязычного образовательного пространства;
— обеспечение образовательных  потребностей национальных меньшинств;
— обеспечение экономических  и социальных гарантий для профессиональной самореализации педагогических, научно-педагогических работников, повышения их социального  статуса;
— развитие дошкольного, внешкольного, общего среднего образования в сельской местности и профессионально-технического образования;
— органическое объединение  образования и науки, развитие педагогической и психологической науки, дистанционного образования;
— внедрение образовательных  инноваций, информационных технологий;
— создание индустрии современных средств обучения и воспитания, полное обеспечение ими учебных заведений;
— создание рынка образовательных  услуг и его научно-методическое обеспечение;
— интеграцию отечественного образования в европейское и  мировое образовательное пространство.
Национальная доктрина выдвигает  концепцию усовершенствования управления образованием. Современная система управления сферой образования развивается как государственно-общественная. Она может учитывать региональные особенности, тенденции к возрастанию автономии учебных заведений, конкурентоспособности образовательных услуг.
Первоочередными задачами являются налаживание высокопрофессионального  научного, аналитического, информационного  сопровождения управленческих решений, преодоление разрозненности административных данных.
Новая модель системы управления сферой образования может быть открытой и демократической. В ней предполагается обеспечение государственного управления с учетом общественной мысли, вследствие чего изменяются нагрузка, функции, структура и стиль центрального и регионального управления образованием.
Модернизация управления образованием предусматривает:
— оптимизацию государственных  управленческих структур, децентрализацию  управления;
— перераспределение функций  и полномочий между центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и учебными заведениями;
— переход к программно-целевому управлению;
— объединение государственного и общественного контроля;
— внедрение новой этики  управленческой деятельности, которая  базируется на принципах взаимоуважения, положительной мотивации;
— прозрачность разработки, экспертизы, апробации и утверждения  нормативно-правовых документов;
— создание систем мониторинга  эффективности управленческих решений, их влияние на качество образовательных  услуг на всех уровнях;
— организацию экспериментальной  проверки и экспертизы образовательных  инноваций;
— внедрение новейших информативно-управленческих и компьютерных технологий;
— демократизацию процедуры  назначения руководителей учебных  заведений, их аттестации;
— усовершенствование механизма  лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений;
— повышение компетентности управленцев всех уровней;
— более широкое привлечение  к управленческой деятельности талантливой  молодежи, женщин, а также воспитание лидеров в сфере образования.
Реализация Национальной доктрины обеспечит переход к  новому типу гуманистически-инновационного образования, оказывающему содействие существенному возрастанию интеллектуального, культурного, духовно-морального потенциала личности и общества.
 
2.Определение и структура населения
 
Население - это совокупность людей, естественно исторически  сложились и непрерывно воспроизводятся  в процессе жизни. 
Население не может рассматриваться как просто большое количество людей. .Анализ населения был бы бесполезен, если он осуществлялся вне конкретной общественной среды, формы собственности, классовой структуры общества, вне экономических взаимоотношений, разделением труда и т.д.. Население характеризуется и как элемент производственных сил, и как носитель производственных отношений. 
 Относительно экономики  населения выступает одновременно  и как производитель, и как потребитель материальных благ. Такая двусторонность зависимостей характеризуется  сложностью и противоречивостью связей населения и экономики. Население не может существовать вне экономики, а экономика - без населения, это две части одного социального организма. 
          При изучении численности населения применяются разные понятия. Так, в статистике применяют понятие "наличного, постоянного и юридического населения". Имеющимся для каждого населенного пункта является население, что в нем проживает постоянно или временно. К нему относятся лица, живущие на территории данного населенного пункта, но могут на момент переписи (или регистрации) находиться в другом месте (на работе, в дороге, в театре и т.п.). 
         Наличное население, постоянно проживающее в данном населенном пункте, в то же время здесь постоянно. Постоянные жители населенного пункта могут временно находиться на территории другого пункта, т.е. временно отсутствовать. Продолжительность временного отсутствия не должна превышать 6-ти месяцев. Исключение составляют учащиеся стационарных учебных заведений, проживающих по месту учебы; молодежь, те, которые находятся в местах лишения свободы. Следует отметить, что учет по этим двум категориям населения проводится не во всех странах. В некоторых (Турция, Албания, Ливия, Иран) учитывается только наличное население, в США и некоторых других странах - только постоянное. 
         Иногда применяется показатель "юридическое населения". Однако чаще разница между постоянным и юридическим населением стирается. 
Наиболее существенное влияние на развитие народного хозяйства оказывают следующие структуры населения: численность, распределение его на городское и сельское, поло-возрастная структура, социальная, семейная, образовательная и профессиональная. Все они в основном определяют количество трудовых ресурсов страны и их размещение. 
       Численность населения - измерена количественно их совокупность, проживающего на отдельной территории. Данные о численности получают на основе переписей населения или систем, которые ведутся постоянно: реестры, банки данных, различные списки населения. Существует ряд показателей для анализа данных о динамике численности населения. Здесь используются тока к тур ни показатели, группировки и индексы: темпы роста и прироста, среднегодовые темпы роста и прироста. Для характеристики размещения населения используются структурные показатели, т.е. доли населения, проживающих в отдельных регионах, и показатель физической плотности населения (количество людей, проживающих на одном квадратном километре). 
Средней плотности населения в мире в 2004 г. составила 47,9 чел./км2. По данным 1994 года в Западной Европе плотность населения составляла 100 чел./км2, в Азии - 106, в Африке - 19, в Америке - 16, в Австралии и Океании - 3 чел. на км2. Сегодня наибольшая плотность населения наблюдается на территории Аомынь (Макао) - 17 684 чел./км2, в Монако - 16 620 чел./км2.Наименьшая плотность населения в мире в Западной Сахаре - 1,0 чел./км2. 
         Одной из основных характеристик размещения населения является его деление на городское и сельское. 
Городом считается большой населенный пункт с развитой инфраструктурой, выполняющий производственные, управленческие, организационно-хозяйственные, культурные функции, получивший этот статус, как правило, в законодательном порядке. 
        Исторически сложились определенные критерии, в соответствии с ними населенные пункты и зачисляются в городских поселений. Их можно объединить в следующие группы. 
1. Историческая. Города, сформировавшиеся в процессе исторического развития стран. Например, присвоение статуса городов в Англии в процессе "дарования" населенным пунктам прав независимости от власти лендлордов. 
2. Количественная. Включение в разряд городов населенных пунктов при достижении ими определенной численности населения. Диапазон по отдельным странам обычно высок: от численности в 200 чел. в Исландии, до 20 тыс. человек в Нидерландах. 
3. Экономическая. Включение в разряд городов населенных пунктов с учетом занятости населения несельскохозяйственной трудом. Как правило, этот принцип используется в комбинации с другими: количественным, плотностью и т. д. Например, в Индии в городских поселений относятся населенные пункты с численностью жителей не менее 5 тыс. человек с плотностью не менее1000 чел. на кв. милю при условии, что не менее 75% взрослого (мужского) населения занято вне сельского хозяйства. 
4. Законодательная. Включение в разряд городских населенных пунктов в соответствии с определенным законодательством применяется в сочетании с количественным принципом, например, в Канаде, США и других странах. 
В Бразилии, Египте, Монголии, Парагвая к городам относятся все административные центры независимо от числа жителей и других признаков. 
          В бывшем СССР с 1939 г. действовала система трех критериев: количественной, экономического и законодательного. Причем в республиканском законодательстве были значительные расхождения с союзным в количественной оценке минимальной численности населения для выделения населенных пунктов роз ряд городских поселений.  Вследствие этого очень трудно добиться сопоставимости от-нос но численности городского населения одной страны. Еще более сложно получить сопоставимые данные о численности городского населения в мире. В этих целях статистическая комиссия ООН рекомендует включать в городское население только население городов с численностью не менее 20 тыс. человек. 
          Население по полу делится на мужчин и женщин, соотношение между которыми образует половую структуру. Половая структура населения формируется под влиянием демографических и социально-экономических факторов. Демографическими факторами являются: соотношение мальчиков и девочек среди родившихся, различия в уровне смертности мужского и женского населения, миграция. К социально-экономического относятся размещения  производительных сил, положение в обществе, войны. 
           Практика показывает, что на каждые 100 девочек мальчиков рождается на 5 - 6 больше, а это приводит к более широкому замещения мужчин и при прочих равных условиях - рост их доли в населении.  Среди широких слоев населения уже давно бытовало мнение, что во время войны и после войн увеличивается количество мужских рождений. Сергей Александрович Новосельский (1872 - 1953 гг) - знаменитый российский врач демограф, научно-исследовательская деятельность которых полностью раскрылась в предреволюционный период и в первые три десятилетия  Советской власти, - провел исследование по числу распределенных по полу, которые родились в Германии, Франции и Англии в довоенные, военные и после военные годы. 
         Во всех странах отмечается увеличение относительного количества хлоп-ли ков, рождающихся (так называемое повышение половой пропорции) в последнем ней год войны и особенно в первые послевоенные годы. Необходимо указать, что это повышение не может считаться случайным, поскольку проверка математико-статистическими приемами подтверждает данную закономерность. 
Для количественной характеристики половой структуры применяются абсолютные и относительные показатели. К абсолютным относятся: численность мужчин и женщин; абсолютное превосходство женщин над мужчинами (разница численности мужского и женского населения). 
         Относительными показателями половой структуры являются: удельный вес мужчин и женщин в населении; число мужчин в расчете на 1000 женщин, отдельно преимущество женского населения над мужским (разница доли мужчин и женщин в населении в долях единицы).
По результатам  Всеукраинской переписи населения, количество мужчин составляла 22 млн. 441 тыс. человек, или 46,3%, женщин - 26 млн. 16 тыс. человек, или 53,7%.  Приведенные данные свидетельствуют о постепенном уменьшении половой диспропорции в составе населения Украины. Если в 1989 году на 1000 мужчин приходилось 1163 женщины, то в 2001 году - 1159. Это произошло за счет сельского населения, в котором за тот же период половое отношение изменилось от 1205 до 1151 женщин на 1000 мужчин. В городах этот показатель, наоборот, возрос соответственно с 1143 в 1989 году до 1163 в 2001 году. 
           Кроме того, по данным последней переписи, соотношение количества женщин и мужчин в репродуктивном возрасте стало еще более благоприятным, поскольку относительный показатель для женщин этой возрастной группы из расчета на 1000 мужчин соответствующего возраста составил 1031. 
           В структуре населения по полу важная роль принадлежит показателю относительного предпочтения женщин над мужчинами, отражающий, насколько отношение женского населения больше (меньше) мужского. Если показатель преимущества составляет до 1%, отношение незначительное, если от 1% до 3% - среднее и если 3% и более - существенную диспропорцию половой структуры населения. 
Статистическое изучение половой структуры имеет большое значение при планировании размещения и развития производительных сил, составления баланса трудовых ресурсов, исследование закономерностей естественного движения и воспроизводства населения.  Статистическое изучение возрастной структуры населения имеет исключительно важное значение в понимании тенденций развития населения, прогнозирования его численности и состава на перспективу. Возрастной состав населения складывается под влиянием его естественного и механического движения, войн. 
          Динамика рождаемости и смертности определяет соотношение между отдельными возрастными группами населения.  В большинстве стран мира возраст человека определяют, как и в Украине; по окончании года с момента рождения он увеличивается на единицу. Но существуют и другие системы. В Корее, например, дети (те, что только родились) считаются уже возрастом в один год. В Китае, Вьетнаме, Индонезии и ряде других стран по окончании календарного года все население независимо от даты рождения становится на год старше. 
         Возраст, в отличие от пола, является переменным признаком, и изменяется, увы, только сторону старения человека.   Для изучения возрастной структуры применяются группировки, абсолютные, относительные и средние величины, графики и другие методы. 
          Для выделения отдельных возрастных этапов жизни людей используется классификации возраста, характеризующие каждый этап, одна из наиболее древних - китайский: 
до 20 лет - молодость; 
до 30 лет - возраст вступления в брак; 
до 40 лет - возраст выполнения общественных обязанностей; 
до 50 лет - возраст познания собственных заблуждений; 
до 60 лет - последний творческий период в жизни; 
до 70 лет - желаемый возраст; 
старше 70 - старость. 
В СССР была разработана следующая классификация: 
0 - 2 года - начальный возраст детства; 
3 - 6 лет - дошкольный возраст детства; 
7 - 15 лет - школьный возраст детства; 
16 - 24 лет - юность; 
25 - 44 лет - зрелость; 
45 - 59 лет - полная зрелость; 
60 - 69 лет - пожилой возраст; 
70 - 79 лет - ранняя старость; 
80 - 89 лет - поздняя старость; 
90 и старше - глубокая старость. 
          Один из существенных недостатков классификаций возраста - недоучет различий отдельных возрастных этапов жизни мужского и женского населения. 
Исторически важным, с точки зрения демографической науки, появилась классификация Зундберга, что разбила населения на три возрастные группы: 
0 - 14 лет - дети; 
15 - 49 лет - родители; 
50 лет и более - прародители.
       Важнейшей из социально-экономических структур населения является социально-классовая, включающая в себя соотношение численности разных классов или общественных групп населения. Социальная структура населения, его количественные и качественные характеристики зависят от уровня социально-экономического развития страны и сложившейся демографической ситуации. В бывшем СССР при анализе социально-классового состава населения выделялись такие однородные общественные группы, как рабочие, служащие, колхозники. В настоящее время в связи с переходом к многоукладной экономике учитываются и общественные группы, которые только сформировались. 
        Состав населения по семейной признаку дает первоначальное представление о воспроизводства населения, поскольку основной функцией семьи является забота членов семьи друг о друге, рождение и воспитание детей, организация быта. 
Статистическое изучение семейного состава населения проявляется в количественной характеристике изменений по признаку родства и социально-экономического состава семьи, где демографический состав показывает участие семей в воспроизводстве населения, а социально-экономический - организацию быта, потребления материальных и духовных благ в семье. 
       При изучении состава семей по признаку родства прежде всего разделяют семьи с брачной парой - полные и без брачной пары - неполные.  Кроме семейного состава семей, широко используются вариационные ряды распределения семей по числу членов. 
       Важным элементом служит изучение этапов формирования семей, развитие которых не прерывается смертью супругов и их детей или разводом, и жизнь семьи протекает нормально. В этом случае семья проходит 4 этапа. 
1. Период роста - от образования брачной пары до рождения последнего ребенка. 
2. Период стабильного состояния - от рождения последнего ребенка до выделения из семьи первого из взрослых детей. 
3. Период зрелости, когда из нее уходят все дети. 
4. Период угасания - от момента выделения последнего ребенка до смерти одного из супругов. 
       Уровень образования - одна из важнейших качественных характеристик населения. Он выступает неотъемлемой частью культурного уровня и необходимой предпосылкой формирования кадрового потенциала страны.  Для всесторонней характеристики образовательного уровня населения используют ряд показателей. 
Исходный показатель здесь - грамотность населения. Оценивается она по удельному весу лиц, умеющих читать и писать на каком-либо языке в возрасте от 9 до 49 лет включительно в общей численности населения того же возраста. 
      Для характеристики образовательной структуры населения используются два основных показателя. 
1. Количество лиц, имеющих тот или иной уровень образования, рассчитанной на 1000 человек населения в возрасте 15 лет и более. 
2. Образовательную структуру можно выразить, в расчете на 1000 чел. занятого населения. 
     Возможность получения того или иного уровня образования в значительной степени зависит от возраста человека, поэтому важное значение имеют возрастные показатели образовательного уровня. Они рассчитываются как отношение численности лиц конкретного возраста, имеющих данный уровень образования, к их общей численности. 
     Изучение профессионального состава населения - распределения трудоспособного населения по профессиям - имеет важное значение для характеристики трудовых ресурсов и предполагает прежде рассмотрение профессионального состава занятых в народном хозяйстве как наиболее экономически активной его части.
 
3.Нормативно правовые основы управления трудовым потенциалом
 
Нормативно-правовые основы управления трудовыми ресурсами  в нашей стране пока только формируются. Многие законы устарели по содержанию и не соответствуют сегодняшним требованиям. Пока еще не завершена разработка системы нормативно-правовых актов, регулирующих управление трудовыми ресурсами и их использованием. Однако несмотря на все это сегодняшнее законодательство Украины о труде и занятости населения все больше отличается от советского и даже от современного законодательства стран СНГ в этих сферах. 
Нормативно-правовые основы управления трудовыми ресурсами создаются  на основе норм права, т.е. правила поведения, устанавливаются и обеспечиваются (гарантируются) государством. С помощью норм права постепенно внедряются контроль и учет за мерой труда и потребления, организации общественных отношений; последовательно осуществляется принцип  равноправия отношений между гражданами. 
       Реализация норм и прав по управлению трудовыми ресурсами обеспечивается не только юридическими средствами, а главной организаторской и воспитательной работой государственных органов и общественных организаций. 
Нормативно-правовые акты, которые производятся, являются императивными, т.е. обязательными для выполнения, и диспозитивными, позволяющие участникам правоотношений определять свои права и обязанности в пределах, установленных законом. 
       Современная нормативно-правовая база в Украине является несовершенной. Во-первых, еще не согласованы разноплановые по содержанию и формам проявления задачи управления трудовыми ресурсами на различных уровнях экономики. Во-вторых, ощутимая разноплановость целей и функций региона, отрасли и предприятия относительно воспроизводства трудовых ресурсов, что ставит перед каждым из них специальные задачи управления. Кроме того, надо избавляться от  старых методов управления трудовыми ресурсами на законодательном уровне и переходить к экономическим методам. 
        Рост мобильности трудовых ресурсов, в том числе и межгосударственной, требует разработки экономических и социальных мер по их оптимизации через выполнение государственных программ. 
       При формировании нормативно-правовой базы в области управления тру составляющими ресурсами необходим комплексный подход, который заключается передовую семь в сочетании их макро- и микроэкономического анализа. 
Законы, постановления, инструкции должны содержать ответы на изменения в параметрах воспроизводства трудовых ресурсов, чтобы обеспечивалось повышение производительности труда, удовлетворение потребностей хозяйства рабочей силой. Для этого целесообразно принять новые или обновить действующие законы, что  касаются социального развития, активной демографической политики, созданных отношений (между работодателем и работником по найму), вопрос под готовки и переподготовки кадров, оплаты труда, а также закон о безработице. При разработке тех или иных законов нужно учитывать комплексные программы технического перевооружения производства, мероприятия по внедрению новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов. 
         Итак, решающим условием совершенствования управления трудовыми ресурсы на современном этапе является учет всех факторов, влияющих на их формирование, сохранение, подготовку, распределение и использование. При этом имеют значение качественные аспекты проблемы.
Система управления персоналом в Украине имеет основу, закрепленную в Конституции Украины, Основах законодательства о труде, Кодекс законов о труде и иных нормативных актах, законах Украины "О занятости населения", "Об оплате труда", "Об образовании", "О коллективных  договорах и соглашениях "," О здравоохранении ". 
        Основным документом, регулирующим трудовые отношения, являются Конституция Украины.  Согласно ст. 42 Конституции Украины каждый имеет право на предпринимательскую  деяте
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.