На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Расчет инвестиционного анализа

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение. 2
1. Понятие инноваций. 3
1.1. Классификация  инноваций. 4
1.2. Функции, выполняемые инновациями. 5
1.3. Цели инноваций на предприятиях. 5
2. Инновационный менеджмент. 6
2.1. Механизм  инновационного менеджмента. 6
2.2. Функции инновационного менеджмента. 8
3. Инновационные стратегии. 10
3.1. Методы выбора инновационной стратегии организации 10
3.2. Выбор инновационной стратегии 10
3.2.1. Жизненный цикл инновации. 11
4. Инновационный процесс. 14
5. Эффективность использования инноваций 15
6. Текущее состояние внедрения инноваций в НГК, программы, тенденции, перспективы. 18
Заключение. 19
7. Расчёт инвестиционного проекта. 21
Вывод. 33
Список литературы. 34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Россия представляет собой мощную нефтегазовую страну, имеющую самый большой в мире запас топливно-энергетических ресурсов: около 13% мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа. На данный период нефтегазовый комплекс (НГК) является одним из важнейших комплексов народного хозяйства. Четверть производства валового внутреннего продукта (ВВП), треть объёма промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны обеспечивает НГК.
До 2005 г. наблюдалась  неустойчивая динамика добычи нефти: в 1990 г. она составляла 510 млн т., в 1995 г. - 307 млн т., однако с 1998 г. темпы роста добычи нефти (с газовым конденсатом) стали повышаться и в 2004 г. достигли уровня 459 млн т. При этом среднегодовой темп роста составил 8%. Такой результат обусловлен высокой ценой на нефть. Нефтедобывающие компании стали наращивать свои производственные мощности, под влиянием благоприятной конъюнктуры на мировом рынке наметилось некоторое оживление нефтегазовых отраслей, создающее иллюзию долгосрочного и устойчивого благополучия НГК.
Проблема в том, что  сверхдоходы нефтяных компаний не направляются на научно-техническое развитие производства, рост производительности труда, снижение затрат. Достаточно сказать, что в  условиях реформы производительность труда в нефтяной промышленности упала на 40%, физический износ машин и оборудования превышает 60-65%, и только 14% техники соответствует мировым стандартам. В нефтепереработке 70% установок на НПЗ находятся в эксплуатации 25 лет и более, и только 5% имеют возраст до 10 лет. Средняя глубина переработки нефти составляет 60-65%, в США - 90%.
25% магистральных нефтепроводов  эксплуатируется свыше 30 лет,  ещё треть от 20 до 30 лет, 12% - от 10 до 20 лет.
Назрела необходимость  проведения радикальных преобразований в НГК на базе разработки методологии и инновационной модели его развития. Инновации должны касаться всех сфер деятельности управления: производства, социальной, правовой, экологической сфер деятельности, а также обеспечивающих сфер. Особую важность представляют инновации в технологии бурения, нефтеотдачи, добычи, транспортировки, переработки, инвестирования, в методах менеджмента, защиты окружающей среды.
НТК страны полностью удовлетворяет внутренние потребности российской экономики, при этом, несмотря на отсутствие дефицита нефтепродуктов, цены на внутреннем рынке растут вслед за мировыми. Одной из причин такого роста цен является техническая отсталость нефтепереработки, устаревшие технологии добычи и транспортировки нефтепродуктов. Этому способствует также неэффективная налоговая политика, не стимулирующая развитие инновационных и инвестиционных процессов, недостаточная активность государственной политики в области научно-технического развития производства.
Актуальность проблем  развития НТК осложняется недостаточной  теоретической проработанностью вопросов инновационного развития нефтегазовых компаний и отраслей в трансформируемых экономиках.
 
 

    Понятие инноваций.


Австрийский экономист  Й. Шумпетер является основоположником теории инноваций. Он рассматривал инновацию (техническую) как средство предпринимателя для получения прибыли и обосновал, что "динамичный предприниматель" является источником конъюнктурных колебаний. Анализируя причины этих колебаний, Й. Шумпетер, впервые в экономической науке, выделил и дал характеристику "новых комбинаций изменений в развитии".
Шумпетер выделил пять типичных изменений:
      изготовление продукции с новыми свойствами;
      внедрение нового метода (способа) производства;
      освоение новых рынков сбыта;
      использование нового источника сырья;
      проведение соответствующей реорганизации производства.
 
В 30-х годах И. Шумпетер подразумевал под понятием "инновация" любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п.
П.Ф. Дракер инновацию определяет как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.
Определение П.Ф. Дракера, на наш взгляд, более полно отражает суть классического определения Й. Шумпетера, одновременно подчеркивая необходимость практической реализации нового товара и значение предпринимательского фактора в качестве условия эффективности развития производства.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Классификация инноваций.

Традиционно все инновации  делятся на две основные категории: технологические и нетехнологические.


Классификация нововведений по критерию значимости в развитии производительных сил общества предполагает их деление на следующие группы:
    базовые нововведения – это такие нововведения, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, качественных изменений технологической системы, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного периода времени и крупных затрат для освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народнохозяйственный эффект;
    крупные и принципиальные нововведения – инновации, возникшие на базе аналогичного ранга изобретений, научных и технических рекомендаций, в результате которых происходит смена поколений техники в рамках данного направления или появление новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного принципа. Созданная в результате преимущественно прикладных исследований и разработок новая техника и технология обладает более высокими технико-экономическими показателями, позволяющими удовлетворить новые потребности. Реализация данных инноваций происходит в более короткий срок и с меньшими затратами, но и скачок в техническом уровне и эффективности гораздо меньше;
    средние и комбинаторные нововведения представляют собой использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов. Реализуя среднего уровня изобретения и ноу-хау, данные инновации позволяют создать базу для освоения новых моделей и модификации данного поколения техники, усовершенствовать существующую технологию, улучшить основные технико-экономические показатели выпускаемой продукции;
    мелкие и комбинаторные нововведения – нововведения, возникающие на основе мелких изобретений, рационализаторских предложений, производственного опыта. Они необходимы для поддержания технико-экономического уровня основных или улучшения второстепенных технико-экономических параметров техники и технологии, улучшения параметров выпускаемой продукции, что способствует более эффективному производству этой продукции, либо повышению эффективности ее использования.

      Функции, выполняемые инновациями.


Сущность инновации проявляется  в ее функциях. Функции инновации  отражают ее назначение и роль в  производственно-коммерческой деятельности предприятия НТК. Особую роль играют инновации и повышении конкурентоспособности предприятия. Инновация выполняет три основных функции: воспроизводственную, инвестиционную и стимулирующую.
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой один из основных источников финансирования воспроизводственного процесса в нефтегазовой промышленности. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании её в качестве источника финансовых ресурсов. В процессе последовательной инвестиционной деятельности осуществляется как обновление, так и развитие материально-технической базы предприятия.
Использование прибыли от инновации  для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации. Получение прибыли за счет широкомасштабного распространения нововведений соответствует основным целям предприятия и служит стимулом для дальнейших инновационных преобразований.

      Цели инноваций на предприятиях.


В целях повышения эффективности функционирования предприятия инновации должны обеспечивать:
• наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;
• конкурентоспособность предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств;
• эффективность в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями;
• организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.
 

    Инновационный менеджмент.


2.1. Механизм инновационного менеджмента.

Инновация как экономическая категория  является объектом воздействия со стороны  хозяйственного механизма. Последний воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между продуцентами, продавцами и покупателями инноваций. Местом возникновения этих отношений является рынок.
Воздействие хозяйственного механизма на инновации  осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент.
Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.
 
Инновационный менеджмент базируется на основополагающих моментах:
1) целенаправленного поиска идеи, служащей фундаментом для данной инновации;
2) организации  инновационного процесса для  данной инновации (что предполагает  проведение организационно-технического комплекса работ по превращению идеи в вещь (новый продукт, материализованная форма операции), готовую для продвижения на финансовом рынке и для продажи);
3) процесса продвижения и реализации инновации на рынке (что составляет определенное искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов).
Любое управление включает в себя определенную стратегию и тактику. Стратегия  означает общее направление и  способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений.
Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели, естественно, ставят задачу разработки новой стратегии.
Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.
 
Инновационный менеджмент – это определенная система управления


Как система он состоит из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством движения информации. Это движение информации представляет собой сам процесс управления. Таким образом, процесс управления – это процесс выработки и осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления. Выработка управляющего воздействия включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, а также принятие решений, обязательно включающее определение управляющего воздействия. Осуществление управляющего воздействия включает передачу управляющих воздействий и при необходимости переоборудование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.
Субъектом управления в инновационном менеджменте  может быть один работник или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т.п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации (продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).
Третьим элементом инновационного менеджмента  является информационный продукт. Процесс управления инновациями осуществляется через движение информации: внешней, командной, о состоянии объекта управления до управления им и после управления и др. Движение информации означает процесс сбора, хранения, переработки, передачи информации, контроля за ее движением и оценку результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления. 

      Функции инновационного менеджмента.




Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.
Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношения людей в хозяйственном процессе. Эти функции есть конкретный вид управленческой деятельности. Они последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду.
Функция прогнозирования (от греч. prognosis – предвидение) в инновационном менеджменте охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей. Результатом прогнозирования являются прогнозы, т.е. предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования инноваций является альтернативность технико-экономических показателей, заложенных в создании инновации. Альтернативность означает необходимость выбора одного решения из взаимоисключающих возможностей. В этом процессе исключительно важное значение имеет правильность определения наметившихся тенденций научно-технического прогресса и тенденций изменения спроса потребителей, а также маркетинговые исследования.
Управление  инновациями на основе их предвидения  требует выработки у менеджера  определенного чутья рыночного  механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.
Функция управления – планирование – охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике.
Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка методических указаний, инструкций и т.п.
Функция регулирования (от лат. regulate – подчинение определенному закону, порядку) в инновационном менеджменте заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической системы в случае, когда эта система отклоняется от установленных параметров.
Функция координации (от лат. со – с, вместе + ordinatio – расположенные в порядке) означает согласованность работ всех звеньев системы управления. Координация «работает» на обеспечение единства отношений субъекта и объекта управления.
Функция стимулирования выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.
Функция контроля в инновационном менеджменте заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций. Посредством контроля собирается информация об использовании инноваций, о ходе жизненного цикла этой инновации, вносятся изменения в инвестиционные программы, в организацию инновационного менеджмента. Контроль предполагает анализ технико-экономических результатов. Анализ также является частью планирования. Следовательно, контроль в инновационном менеджменте должен рассматриваться как оборотная сторона планирования инноваций.
Управляемая подсистема инновационного менеджмента, как называлось выше, выполняет функции рискового вложения капитала, организации инновационного процесса и организации продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.
Содержание  этих функций объекта управления заключается в следующем.
Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт (операцию) всегда связано с неопределенностью. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов.
Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация деятельности по созданию, реализации и диффузии инноваций. Действие этой функции затрагивает весь инновационный процесс.
Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и состоит в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новых продуктов (операций): рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т.п.

    Инновационные стратегии.


      Методы выбора инновационной стратегии организации


Основу выработки  инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта (ЖЦП), рыночная позиция организации и  проводимая ею научно-техническая политика. В качестве модели, как правило, принимаются  следующие типы инвестиционной стратегии:
1. Наступательные инновационные стратегии – характерны для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Они свойственна малым инновационным организациям.
2. Оборонительные инновационные стратегии – направлены на то, чтобы удержать конкурентные позиции организации на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение "затраты–результат" в инновационном процессе. Данный тип стратегии требует интенсивных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
3. Имитационные инновационные стратегии – используются организациями или организациями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, которые не являются пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. Суть модели в том, что при производстве копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными организациями или организациями-лидерами.


      Выбор инновационной стратегии


Инновационная стратегия  исходит из принципа «время–деньги». Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее:
 
1. Зарождение характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.
2. Рождение состоит в том, что реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.
3. Утверждение является возникновение сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы дать начало появлению новой системы.
4. Стабилизация - система исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.
5. Упрощение состоит в начале "увядания" системы, в появлении первых симптомов того, что она прошла "апогей" своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.
6. Падение заключается в снижении большинства значимых показателей жизнедеятельности системы.
7. Исход характеризуется завершением снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, которая как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.
8. Деструктуризация выражается в остановке всех процессов жизнедеятельности системы и либо в использовании ее в другом качестве, либо в проведении технологии утилизации.
Согласно современной  науке, в каждый конкретный период времени  конкурентоспособная производственная единица (организация), специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся сразу к трем поколениям техники – уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному).

        Жизненный цикл инновации.


Классически инновационный  цикл разделяется на две стадии: научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы (НИОКР) и жизненный цикл инновационного продукта (ЖЦ), каждая из которых подразделяется на ряд этапов (см. рис. 1):
НИОКР – фундаментальные  исследования (1), прикладные исследования (2), опытно-конструкторские работы (3); ЖЦ – внедрение (4), рост (5), замедление роста (6), спад объема продаж (7).
Однако отмеченное выше разделение инновационного процесса на стадии и этапы не отражает его  цикличности – соответственно, требует  дополнения. Разумно предположить, что суть цикличности раскрывается при переходе к стадии спада объема продаж в необходимости осуществления мероприятий по препятствию снижения объемов выручки. Данные мероприятия заключаются в приращении новых свойств к имеющейся инновации, а также, в случае невозможности ее обновления или трансформации в «традицию» – в начале разработки новой инновации, то есть в переходе к первой стадии цикла. Проще говоря, согласно стандартной классификации, мы теряем стадию «Обновления инновации», для которой в большинстве случаев не требуются затратные фундаментальные исследования.  
 
Таким образом, предлагаю немного расширить структуру фаз инновационного цикла:  
 
1. Фундаментальные исследования  
2. Прикладные исследования  
3. Опытно-конструкторские работы  
4. Внедрение продукта на рынок  
5. Рост объёмов производства  
6. Потребление (утилизация) инновации  
7. Обновление инновации  
8. Трансформация инновации
 
Каждое поколение техники  проходит в развитии обособленный жизненный  цикл. Пусть организация в отрезок  времени от t1 до t3 работает над тремя  поколениями техники А, В, С, последовательно сменяющими друг друга. 

 
Циклы выпуска сменяющих друг друга  продуктов (А, В, С).
 
На стадии зарождения и  начала роста выпуска продукта В (момент t1) затраты на его производство еще велики, спрос же пока мал, что ограничивает экономически оправданный объем производства. В этот момент объем выпуска продукта А (предыдущего поколения) весьма велик, а продукт С еще вообще не выпускается.
 
 
Диаграммы структуры выпуска продукции  организации в различные моменты  времени. 

На стадии стабилизации выпуска  продукции поколения В (момент t2, этапы насыщения, зрелости и стагнации) его технология полностью освоена; спрос весьма велик. Это период максимального объема выпуска и наибольшей совокупной прибыльности данного продукта. Выпуск продукта А упал и продолжает падать (диаграмма «б»). С появлением и развитием нового поколения техники (продукта С), обеспечивающего более эффективное выполнение той же функции, начинается падение спроса на продукт В (момент t3) – объем его производства и прибыль, им приносимая, сокращаются, поколение же техники А вообще существует лишь в качестве реликта.
Видно, что стабильная величина совокупного дохода организации  обеспечивается правильным распределением усилий между сменяющими друг друга  продуктами (поколениями техники). Достижение такого распределения и является целью формирования и осуществления научно-технической политики организации. Оптимизация этой политики требует знаний о технических и технологических возможностях каждого из сменяющих друг друга (и конкурирующих между собой) поколений техники. По мере освоения того или иного технического решения его реальная способность к удовлетворению соответствующих потребностей общества и экономические характеристики изменяются, что обуславливает циклический характер развития поколений техники.
Однако определяющим в  формировании конкурентоспособной  научно-технической политики организации  служит то обстоятельство, что средства в развитие и освоение продукта нужно вкладывать значительно раньше, чем будет получен реальный эффект в виде завоеваний прочных позиций на рынке. Поэтому стратегическое планирование инновационной деятельности требует прогнозирования тенденций развития каждого поколения соответствующей техники на всех стадиях его жизненного цикла. Необходимо знать, в какой момент предлагаемое к освоению поколение техники достигнет максимума развития, когда к этой стадии придет конкурирующий продукт, когда целесообразно начать освоение, когда – расширение, а когда наступит спад производства.
Поэтому в рамках инновационной  стратегии организации ее корпоративный  инновационный центр (или иной элемент структуры организации, ответственный за данные функции) должен тщательно отслеживать отечественные и мировые тенденции развития науки и техники.

    Инновационный процесс.


Инновационный процесс в общем виде означает последовательность перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения.


Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направленный на разработку, на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.
По И.Т. Балабанову, инновационный  процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.
1. Началом инновационного процесса является инициация – это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией. Затем следует поиск идеи, которую следует заложить в качестве фундаментальной основы инновации. Это процесс творческий, он производится с помощью специально разработанных методик, часть из которых будут рассмотрены ниже. После того как идея найдена, необходимо ее обосновать. Технико-экономическое обоснование идеи – это подтверждение экономической целесообразности, необходимости и технической возможности материализации найденной инновационной идеи в ведущую форму, т. е. в новый продукт.
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) идеи включает в себя следующие основные операции:
а) обоснование выбранной  идеи из всех имеющихся идей по одному или по системе критериев выбора;
б) обоснование необходимости  разработки данного инновационного проекта для крупных технологий;
в) определение возможности  превращения идеи в материальную форму (новый продукт), пригодную  для продажи на рынке;
г) изучение и выбор  рынка по конкретному месту выхода инновации на этот рынок;
д) обоснование времени  выхода инновации на рынок;
е) расчет затрат на производство и реализацию инновации;
ж) расчет эффективности  производства и реализации инновации.
Результатом технико-экономического обоснования выбранной идеи является ее материализация, что означает превращение идеи в вещи (товар), т.е. в имущество, новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования ноу-хау, технологии) и в документ по технологической операции. Инициация не только является отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормального хода протекания самого инновационного процесса.
2. После обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, включающие в себя: изучение спроса на новый продукт или операцию, определение количества или объема их выпуска, если они лимитируются, определение потребительских свойств и товарных характеристик, которые следует придать инновации, как товару, выходящему на рынок.
3. Затем производится продажа инновации, т.е. появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.
4. Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность инновации. Инновационный процесс заканчивается диффузией инновации.
5. Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (производство и использование информации (т.е. информационного продукта), рекламные мероприятия, организацию работы торговых точек (пунктов по продаже инновации), индивидуальные консультации покупателей, стимулирование продажи инновации и др.
6. Диффузия инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках и новой финансово-экономической ситуации. Диффузия может быть связана с изменением характеристики финансовой инновации и условий ее продвижения (изменение размера процентной ставки банком, сроков депозитного вклада и др.), с захватом новых рынков сбыта. Диффузия инновации означает деятельность по доведению инновации до конечных потребителей. Эта деятельность включает выбор каналов продвижения, организацию сбытовой (торговой) сети и т. п.

    Эффективность использования инноваций


В зависимости  от учитываемых результатов и  затрат специалисты различают следующие виды эффекта.
Виды эффекта  при реализации инноваций
Что отражают показатели
1. Экономический
Показатели учитывают  в стоимостном выражении все  виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
2. Научно-технический
Новизну, простоту, полезность, эстетичность, компактность
3. Финансовый
Расчет показателей базируется на финансовых показателях
4. Ресурсный
В этом случае показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса
5. Социальный
Показатели учитывают  при этом социальные результаты реализации инноваций
6. Экологический
Показатели учитывают  влияние инноваций на окружающую среду. В их числе может быть: шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация и т.п.

 
 
Исходя  из временного периода учета результатов  и затрат можно выделить показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.
Продолжительность принимаемого временного периода зависит  от факторов продолжительности инновационного периода, срока службы объекта инноваций, степени достоверности исходной информации, а также требований инвесторов. Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Это отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах, при этом показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации.
В целом  проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Особенно остро возникает необходимость оценки и правильного выбора варианта в компаниях, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются. Метод исчисления эффекта инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.
Для оценки общей экономической эффективности  инноваций может использоваться следующая система показателей:
 
Показатели экономической  эффективности инноваций
Показатель
Сущность показателя
1. Интегральный эффект  
(Эинт)
Он представляет собой  величину разностей результатов  и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, т.е. с учетом дисконтирования результатов и затрат. Другие названия интегрального эффекта: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект
2. Индекс 
рентабельности (Jr)
Он представляет собой  соотношение приведенных доходов  к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Его другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности. Он тесно связан с интегральным эффектом. Если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности Jr > 1, и наоборот. При Jr > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае (Jr <1) проект неэффективен. В условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться предпочтение тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.
3. Норма 
рентабельности (Ер)
Представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени. Ее другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций
4. Период 
окупаемости (То)
Это один из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в практике показателя "срок окупаемости капитальных вложений", он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости

 
 
Следует отметить, что метод дисконтирования  как метод соизмерения разновременных затрат и доходов, помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Он полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, где суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности.
Формула индекса рентабельности отражает в  числителе величину доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования. Другими словами, в ней сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.
Норма рентабельности характеризует уровень  доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств. За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается не ниже 15–20%.
Норма рентабельности определяется аналитически, как некоторое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций. Получаемую расчетную величину Ер сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины. Если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным. В случае финансирования проекта из других источников, нижняя граница значения Ер соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая величина платы за пользование этим капиталом.
Инвестирование  в условиях рынка сопряжено со значительным риском и этот риск тем  больше, чем длиннее срок окупаемости  вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и  конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы  научно-технического прогресса и  где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции. Более того, ориентация на показатель "период окупаемости" целесообразно в тех случаях, когда нет уверенности в том, что инновационное мероприятие будет реализовано и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.

    Текущее состояние внедрения инноваций в НГК, программы, тенденции, перспективы.


«Инновации не должны противопоставляться нефтегазовому  комплексу» - об этом говорил директор Института проблем нефти и  газа РАН Анатолий Дмитриевский на II Форуме инновационных технологий InfoSpace, в рамках "круглого стола" "Инновации в ТЭК". Также он отметил, что задача нефтегазового комплекса - обеспечить развитие инновационных процессов.
"Часть нефтяных  денег нужно отдавать на инновационное  развитие и на науку, т.к.  инновации без фундаментальной  науки невозможны, - отметил Анатолий  Дмитриевский. - Надо так распределить  нефтедоллары, чтобы они могли  работать на новую экономику".
Проблемы инновационного развития в России, по мнению экспертов, связаны с высокой степенью износа основных видов оборудования и, как следствие, повышенное энергопотребление; отсталостью производства и неразвитостью вторичного процесса переработки; разрозненностью во взаимоотношениях участников процесса создания технологий и доведения их до производства; недостаточным развитием такого звена, как инжиниринговые и инвестиционные компании среднего и крупного уровней, которые и должны способствовать реализации и разработке идей на промышленном уровне; с недостаточным развитием законодательных инструментов, которые должны закреплять как права разработчика, так и тех, кто будет эксплуатировать эти технологии.
За рубежом в настоящее  время активно проводится политика перехода на альтернативные источники энергии, что влияет на скачкообразное изменение цен на нефть и осложняет работу российских нефтяных компаний на рынках сбыта. Вот например, глубина переработки нефти на протяжении последних десяти лет сохранялась на достаточно низком уровне - 71-72%. В мире этот показатель составляет примерно 90%.
Основной же проблемой  развития инновационной деятельности предприятия НГК, по-прежнему, остается отсутствие заинтересованности российского  производства в этом процессе.
Инновационная деятельность позволяет улучшать показатели по различным направлениям производственно-коммерческой деятельности. В частности, это:
    геолого-разведочные работы (ГРР) - повышение эффективности ГРР за счет разработки и применения новых методов поиска и разведки нефтегазовых объектов (геологических, геохимических, аналитических, геофизических), обеспечивающих прирост запасов нефти и газа;
    строительство скважин - увеличение проектных дебитов, сокращение удельных затрат в результате разработки и применения новых технологий, оборудования, различных составов (реагентов) и пр., используемых при строительстве скважин;
    совершенствование разработки нефтяных и газовых месторождений, повышение нефтеотдачи пластов. Ключевыми показателями этого направления являются максимальное увеличение проектных коэффициентов извлечения нефти (КИН), повышение интенсивности выработки запасов (кратности), увеличение дебитов скважин. Проблема улучшения данных показателей для предприятия важна в связи с тем, что основная часть невыработанных и перспективных запасов категории С\ приходится на долю трудноизвлекаемых запасов (ТИЗ);
    технология добычи, транспортировки и подготовки нефти и газа. Инновационная деятельность в этом направлении должна быть направлена на улучшение основных показателей – себестоимости дополнительной добычи, повышения экологической безопасности промысловых объектов:
      снижение себестоимости - важнейший экономический показатель производимой продукции. Путей снижения затрат, формирующих себестоимость, существует несколько, в том числе, за  счет инноваций, направленных на снижение потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), снижение расхода химических реагентов, сокращение затрат на содержание и эксплуатацию оборудования путем разработки научно-обоснованных норм трудоемкости, совершенствования методик ценообразования на предоставляемые сервисные услуги и пр.;
      дополнительная добыча - может быть достигнута за счет разработки и внедрения новых технологий, технических средств, оборудования, направленных на увеличение межремонтного периода (МРП), межочистного периода скважин; в процессы подготовки нефти и газа и пр.;
      повышение экологической безопасности промысловых объектов обеспечивается за счет комплекса мероприятий, направленных на сокращение выбросов в атмосферу, повышение надежности промыслового оборудования, разработку и внедрение новых способов утилизации отходов и пр.
    переработка нефти и газа. Маркетинг и сбыт. Обеспечение максимальной эффективности переработки нефти, газа, газового конденсата, маркетинговой и сбытовой деятельности осуществляется за счет глубины переработки углеводородов, увеличения доли выхода светлых нефтепродуктов, активного перехода на производство продукции нефтехимии, практической реализации исследований в газохимии, снижения себестоимости.

Заключение.

В настоящее время  в стратегиях многих предприятий  происходит определенная переориентация, т. е. переход от всемерного использования экономического эффекта крупномасштабного производства к более целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом. Эффективность функционирования предприятия можно достигнуть за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых видов продукции, освоения рентабельных бизнес-проектов. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.
Научный интерес представляет высказывание известного теоретика  инноватики Б. Твисса, который подчеркивает, что "проблема не только в самих нововведениях как таковых, но скорее в эффективном, ориентированном на прибыль управлении научно-техническими нововведениями". В этой связи, на наш взгляд, говоря о сущности "инновации" необходимо рассматривать это понятие на уровне предприятия и отражать ее нацеленность на повышение эффективности деятельности предприятия в целом.
Безусловно, инновация  опирается на удовлетворение определенных общественных потребностей, но вместе с тем повышение эффективности  использования отдельных ресурсов или повышение эффективности отдельных производственных подразделений, либо повышение эффективности предприятия в целом в результате внедрения новшества и получения нововведения происходит далеко не всегда. На конечный успех инновации, выражающийся в получении экономического эффекта или повышении эффективности функционирования предприятия, влияет совокупность разных факторов (экономических, юридических, технических, рыночных и др.), воздействие которых чрезвычайно сложно спрогнозировать.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Расчёт инвестиционного проекта.


    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.