На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принятие решений в управлении

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
       С незапамятных времен человечество, используя бессмертный метод проб и ошибок, интуицию и опыт, накапливаемый в каждой конкретной ситуации,  создавало искусство выработки наилучших решений в самых разных областях своей деятельности.
     Принятие  решений в реальной задаче управления – проблема                       многосложная, отягощенная к тому же неохватным разнообразием объективно существующих альтернатив и ограниченными возможностями взявшегося за его поиск.
     Но  и в наши дни управление не перестало  быть искусством и что некритическое  использование  для решения управленческих задач методик из иных областей  знаний способно привести к неверным выводам. Для того чтобы разобраться в сложном явлении, его нужно рассматривать с различных сторон, под разными углами зрения, сравнивать результаты, обсуждать их, сопоставлять.
     Термин  «управление» можно понимать по-разному. Это и организация, в том числе  и технологическая, той или иной осмысленной деятельности для     достижения каких-либо целей (в качестве математического обеспечения здесь   используются преимущественно детерминированные и стохастические модели), и изучение моделей поведения взаимодействующих сторон (здесь применяются   игровые модели).
     В настоящее время к решению  сложных управленческих задач,              представляющих практический интерес, привлекаются большие коллективы    людей с разной профессиональной подготовкой и ориентацией, с разной степенью осведомленности о задаче в целом и, конечно, с разной степенью                         ответственности - от руководителя до специалиста-разработчика (исследователя) и рядового исполнителя.                         
 
 
 
 

Теоретическая часть.
1. Управление организационными системами.
     1.1. Распределение ресурсов.
         Постановка задачи распределения ресурсов.
       Организационная система (оргсистема, организация) – это система,            включающая технику и коллективы людей, интересы которых существенно связаны с ее функционированием. Примерами здесь могут служить семья, фирма, университет, город, страна. Каждая оргсистема состоит из элементов (которые в свою очередь тоже могут представлять собой системы).
     Для нас существенными являются следующие  два обстоятельства. С одной стороны, система существует для достижения каких-либо определенных целей, т.е. можно говорить об интересах системы в целом. С другой стороны, элементы системы зачастую преследуют собственные интересы, вообще говоря не совпадающие с интересами системы в целом. Все это дает основание формализовать некоторые аспекты функционирования оргсистем в терминах теории игр.
     Рассмотрим  простейшую двухуровневую модельную оргсистему, состоящую из Центра некоторого числа однотипных Элементов. Управление такой системой мы рассмотрим на примере задачи распределения ресурсов. Суть этой задачи состоит в следующем. Элементы (Потребители) представляют Центру заявки на получение некоторого ресурса. Центр на основании этих заявок распределяет имеющийся в его расположении ресурс (который предполагается делимым). Если все заявки могут быть полностью удовлетворены, то Центру, по-видимому, так и следует поступить-выделить каждому Потребителю столько, сколько он просит.
     Например, имеется n Потребителей, каждый из которых сообщает Центру число ( заявку (рис.1), а также, может быть, еще некоторую информацию (на рис.1 обозначено большой стрелкой). Далее Центр на основании заявок Потребителей, имеющегося в его распоряжении ресурса R и дополнительной информации о Потребителях вычисляется по некоторому правилу числа – объем ресурса, выделяемый i–му Потребителю.  

                                        
     
                                                             …                                       
                                                              
     
                                        
                                                             …
           
                                        
        
                                                       Рис.1
     Существенно сложнее ситуация дефицита, когда суммарный объем заявок превосходит имеющийся  в распоряжении Центра ресурс. В этом случае задача распределения ресурса становится нетривиальной. Универсальных рекомендаций здесь не существует. В случае
      
(отсутствие  дефицита) естественным решением Центра является следующее: 

(каждый Потребитель  получает столько, сколько просил). В дальнейшем мы будем считать  выполненным неравенство
 
(суммарная заявка Потребителей превосходит ресурс Центра).
     Отметим следующее важное обстоятельство. Потребители  формируют свои заявки на основании  собственных реальных потребностей , которые им известны, но неизвестны Центру. Можно сказать, что числа являются стратегиями Потребителей как участников иерархической игры. В свою очередь, стратегией Центра являются числа . 

        Механизм прямых приоритетов.
     Механизм  прямых приоритетов относится к  числу так называемых приоритетных механизмов, отличительной чертой которых является приписывание каждому Потребителю некоторого приоритета. Итак, наряду с размерами заявок Центр учитывает приоритет каждого Потребителя, который определяется числом
     В соответствии с механизмом прямых приоритетов распределение ресурса осуществляется по правилу
                               (1)                                   
где – общий для всех Потребителей параметр – определяется из условия
                                        
                                                                          (2)
(весь ресурс распределяется без остатка).
     Особенно  простой вид формула (1) приобретает в случае “равенства” Потребителей с точки зрения Центра, т.е. при 

(это условие не ограничивает общности, но упрощает дальнейшие выкладки).    Тогда 

(случай невозможен, поскольку при этом каждый Потребитель получает столько, сколько просил, а это противоречит предположению о наличии дефицита). Из условия (2) получаем
 
откуда
.
     Описанный механизм распределения ресурсов является самым простым. Смысл его состоит в том, что все заявки пропорционально “урезаются” путем умножения на число .
     Достоинства механизма прямых приоритетов очевидны. Отметим два недостатка.
     Во-первых, каждый Потребитель получает меньше, чем просит. Между тем нетрудно представить себе ситуацию, когда Потребителю требуется на осуществление какого-либо проекта именно единиц ресурса, а уже не хватает.
     Во-вторых, данный механизм “толкает” Потребителей к завышению заявок в условиях дефицита. Действительно, поскольку, чем больше Потребитель просит, тем больше получает, он может, завышая свои потребности, попытаться приблизить итоговое решение Центра к своим реальным потребностям . Тем самым дефицит еще более возрастает, причем Центр даже не имеет возможности узнать реальные запросы Потребителей , поскольку они сообщают заявки . 

        Механизм обратных приоритетов.
     Механизм  обратных приоритетов основывается на предположении, что, чем меньше требуется Потребителю ресурса, тем больше эффективность его использования. В соответствии с этим распределение ресурса осуществляется по правилу
                 (3)
где число  определяется, как и в механизме прямых приоритетов, из условия        
.
     Из  формулы (3) видно, что, подавая очень  малую либо очень большую заявку , Потребитель получает малый ресурс

                                            
 
 
 
 
 

 

                                  

                                                           Рис. 2
     Найдем, какую же заявку должен подавать i –й Потребитель, чтобы получить максимальный ресурс (в условиях дефицита такая цель Потребителя представляется вполне понятной). На рис. 2 изображен график функции . Видно, что максимум достигает в точке , являющейся решением уравнения
      .
     Преобразуя  последнее равенство, получаем 

Таким образом, равновесным является набор  стратегий Потребителей 

при этом 

Выбирая вместо любую другую стратегию, i –й Потребитель лишь уменьшает выделяемый ему ресурс .
     Осталось  вычислить константу . Имеем:
      
откуда 

.
     Механизм  обратных приоритетов обладает рядом  достоинств. В частности, не происходит неоправданного завышение заявок, т.е. не возникает ситуации . Кроме того, при условии разумного поведения Потребителей (т.е. при    использовании каждым из них равновесной стратегии ) они получают столько, сколько просят.
     Недостатком является то, что числа скорее всего оказываются меньше реальных потребностей . Вследствие этого Центр не получает достоверной информации о реальном дефиците
     . 

         Конкурсный механизм.
     Конкурсный  механизм применяется в тех случаях, когда нецелесообразно “урезать” заявки, поскольку Потребителям ресурс нужен на реализацию каких-либо конкретных проектов, на которые меньшего ресурса не хватит. В этих условиях Центр проводит конкурс заявок. Те, кто побеждают в конкурсе, полностью получают требуемый ресурс, а проигравшие не получают ничего.
     Реализация  этого происходит следующим образом. Потребители сообщают Центру свои заявки , а также величины, характеризующие эффект, который они намериваются получить. На основании этих данных Центр вычисляет для каждого Потребителя показатель эффективности: 

     После этого ресурс распределяется следующим образом. Сначала рассматривается Потребитель с наибольшей эффективностью. Ему выделяется столько, сколько он просит (если у Центра хватает ресурса). Затем берется второй по эффективности и т.д. В какой-то момент у Центра ресурса не хватает. Тогда этот Потребитель, равно как и все оставшиеся, ничего не получат. 

         Механизм открытого управления.
     Во  всех рассмотренных выше механизмах распределение ресурсов Потребители  могут добиться лучшего для себя решения Центра путем искажения информации. Таким образом, Центр не получает достоверных данных о запросах Потребителей.
     Возможность эффективно управлять на основании недостоверной информации представляется сомнительной. Поэтому интересы механизмы открытого управления, идея которых заключается в создании для Потребителей стимулов к сообщению в заявке своих реальных потребностей.
     Опишем  один из возможных механизмов открытого управления. Распределение ресурсов проводится в несколько этапов. На первом этапе ресурс разделяется поровну между всеми Потребителями, т.е. по Rn каждому. Если заявки   каких-либо Потребителей оказались не больше чем Rn, то они полностью удовлетворяются. Тем самым число Потребителей уменьшается до ,уменьшается и ресурс Центра – до . На втором этапе ресурс разделяется поровну между       оставшимися Потребителями и т. д.
     На  каком-то этапе оказывается, что, разделив ресурс поровну между оставшимися  Потребителями, не удается удовлетворить ни одной заявки. Тогда все эти Потребители получат поровну. 
 

     1.2. Открытое управление и экспертный  опрос.
     Если  требуется определить объем финансирования крупного проекта, то часто прибегают к проведению экспертного опроса. Каждому из n экспертов предлагается сообщить число s из отрезка [d;D], после чего на основании экспертных оценок определяется итоговое решение x. Задача состоит как раз в том, чтобы определить число x, исходя из заданных (.
     На  первый взгляд кажется, что наилучшее решение здесь – взять в качестве итогового решения среднее арифметическое мнение экспертов
     .                                        (4)
     Однако  у такого решения есть существенный недостаток.
     Дело  состоит в следующем. У каждого  эксперта есть мнение относительно объема финансирования. И если эксперт каким-либо образом заинтересован в том, чтобы итоговая оценка совпадала с его мнением , то он может попытаться добиться этого совпадения, сообщая оценку .
       
 

 


     2. Иерархии и приоритеты.
     2.1. Приоритеты.
     Измерения и согласованность.
     Предположим, что имеется некоторое семейство предметов (например, камней) 

каждый из которых легок настолько, что его нетрудно удержать в руке, и требуется оценить их относительные веса в отсутствие взвешивающего прибора.
          Среди возможных способов разрешения этой проблемы укажем два.
     Первый  состоит в том, чтобы определить (угадать) вес каждого предмета, взяв за единицу измерения (эталон) самый  легкий, сравнить таким образом все предметы и, разделив затем найденный вес каждого на сумму весов всех n предметов, получить его относительный вес.
          Это потребует (n - 1) сравнений.
     Второй способ состоит в сравнении весов всевозможных пар предметов: сначала мы сравниваем вес предмета с весами предметов, затем вес предмета с весами предметов и т. д. до тех пор, пока у нас не сформируется суждение об относительном весе (отношении весов) для каждой пары предметов. 

     В этом случае общее число необходимых сравнений оказывается равным
     . 

При этом каждый предмет методично сравнивается со всеми остальными.          Конечно, второй способ требует большего времени, чем первый, но оказывается точнее.
     Любым измерениям (в том числе и с  использованием приборов) присущи ошибки (погрешности), серьезным следствием которых является то обстоятельство, что они могут привести (и нередко приводят) к несогласованным выводам.
     Приведем  совсем простой пример ошибочного сравнения: предмет в 1,5 раза тяжелее предмета, который в свою очередь в 1,5 раза тяжелее предмета, последний же по весу почти не отличается от предмета .
      Согласованность измерений является весьма важной их характеристикой.
     При этом под согласованностью при сравнении предметов по весу подразумевается не просто результат типа:     
          если тяжелее и тяжелее , то тяжелее ,
          а количественно более точный:
          если в 2 раза тяжелее , а в 3 раза тяжелее , то в
раз тяжелее .
     Замечание 1. Как правило, чем лучше человек знаком с ситуацией, тем более он последователен в своих суждениях. Хотя обратное и необязательно верно - отличная согласованность в суждениях вовсе не означает, что человек хорошо разбирается в ситуации.
     Замечание 2. Попарные сравнения позволяют повысить согласованность оценок.
           Проблема сравнения  возникает повсюду - и при измерении  физических величин, и при оценке совершенных поступков.
           Для получения хороших  результатов в сравнениях требуется
     уметь:
     1) находить подходящую численную  шкалу сравнений,
     2) определять степень несогласованности  наших суждений.
           Начнем с обсуждения вопроса о том, как можно оценить  согласованность наших суждений практически. А затем поговорим и о шкалировании. 
 

     Идеальные измерения.
Пусть нам предложено сравнить веса камешков  

     Рассмотрим  идеальную ситуацию, предположив, что в нашем распоряжении их идеально точные веса. Обозначим эти веса через 

соответственно.
           Отношение
                               (5)               
показывает, во сколько раз вес i-го камешка больше веса k-го камешка .
     Например, если = 305 г и = 244 г, то отношение 

говорит о том, что камешек  в 1,25 раза тяжелее камешка .
           Запишем отношения (5) в виде квадратной матрицы 

и проанализируем некоторые свойства этой идеальной матрицы сравнений.
     1. Для любого i справедливо равенство (элемент матрицы А, расположенный на пересечении i-й строки и i-го столбца, равен единице).
          В самом деле, 
 
 

     2. Для любых i и k справедливо равенство (произведение элемента матрицы А, расположенного на пересечении i-й строки и k-го столбца, на элемент матрицы А, расположенный на пересечении k-й строки и i-го столбца, равно единице).
     В самом деле, из того, что
          и     ,
следует равенство 
 
 

     3. Для любых i, k и l справедливо равенство (произведение элемента матрицы А, расположенного в i-й строке и k-м столбце, на элемент матрицы А, расположенный в k-й строке и l столбце, равно элементу матрицы А, расположенному в i-й строке и l-м столбце).
     В самом деле, 
 

          4. Столбец
w=
является  собственным столбцом матрицы А с собственным значением
В самом  деле,
Aw= w. 
 

    Обратно-симметричные и согласованные матрицы.
Рассмотрим  теперь квадратную положительную матрицу  порядка n
A 

     Матрица А называется обратно-симметричной, если для любых i и k выполняется соотношение 

     Из  этого, в частности, следует, что 

     Матрица А называется согласованной, если для любых i, k и l имеет место равенство 

     Тем самым, идеальная матрица сравнений - обратно-симметричная и согласованная.
     Справедливо следующее утверждение.
     ТЕОРЕМА. Положительная обратно-симметричная матрица является согласованной тогда и только тогда, когда порядок матрицы и ее наибольшее собственное значение совпадают:
     . 
 

     Индекс  согласованности.
Если  элементы положительной обратно-симметричной согласованной матрицы А изменить незначительно («пошевелить»), то максимальное собственное значение также изменится незначительно.
           Пусть А - произвольная положительная обратно-симметричная матрица и - ее наибольшее собственное значение.
           Если
     ,
то матрица А - согласованная.
          Если 

       (всегда), то в качестве степени отклонения положительной обратно-симметричной матрицы А от согласованной можно взять отношение 

которое называется индексом согласованности (ИС) матрицы А и является показателем близости этой матрицы к согласованной.
     Замечание. Считается, что если ИС не превышает 0,10, то можно быть удовлетворенным степенью согласованности суждений. 

    Вычисление  собственных характеристик               обратно-симметричной матрицы.
     Довольно  естественно встает вопрос о том, как находить наибольшее собственное  значение положительной обратно-симметричной матрицы.
     Для n = 2 такую задачу решать мы умеем. Правда, это не так интересно: обратно-симметричная матрица 2-го порядка всегда согласованная.
     В самом деле, пусть 

- обратно-симметричная  матрица. Найдем ее собственные значения. Имеем 

Отсюда  и
     Однако  в общем случае эта задача хотя и разрешима, но технически достаточно сложна. Поэтому, желая содержательно, но относительно просто ответить на поставленный вопрос, мы вынуждены чем-то поступиться. Проще всего поступиться точностью вычислений, т. е. искать приближенное значение наибольшего собственного числа.
     Для этого поступают так: сначала  приближенно строится собственный столбец, а затем по нему ищется приближенное собственное значение.
       Опишем несколько способов приближенного вычисления собственного столбца.
     1-й  способ:
           1) суммируем элементы  каждой строки и записываем  полученные результаты в столбец,
      2) складываем все элементы найденного столбца,
           3) делим каждый  из элементов этого столбца на полученную сумму.
     2-й  способ:
           1) суммируем элементы  каждого столбца и записываем  полученные результаты в столбец,
           2) заменяем каждый  элемент построенного столбца  на обратный ему,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.