На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование и развитие профессиональных навыков дирижера

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                ВВЕДЕНИЕ
       Актуальность  исследования. Одним из важных направлений развития современной отечественной музыкальной культуры является сохранение и приумножение традиций музыкального исполнительства, в том числе хорового – это невозможно осуществить вне профессионального образования и развития будущих дирижеров-хормейстеров.
       Профессиональная подготовка будущего дирижера – процесс сложный и многосторонний, включающий в себя как обретение большого количества знаний, умений и навыков, так и личностное становление музыканта, который призван стать лидером творческого коллектива, повести его за собой, открыть для музыкантов хора или оркестра значительные творческие перспективы, создать «команду», объединенную общими творческими устремлениями.
       Сложность и «публичность» дирижерской  профессии требует от дирижера особенно глубоких и прочных знаний, опирающихся  на новые передовые идеи, как музыкальные, так и педагогические, только в  этом случае дирижер может влиять на хор своим авторитетом. Ведь без  авторитета руководителя нет творческого коллектива.
       Анализ  генезиса профессии дирижера-хормейстера, процесса ее развития в эволюционном потоке саморазвития культуры, роли, которую она играла и играет в жизни общества, представляет значительный интерес для выявления специфики достижения профессионального успеха на современном этапе. И хотя профессия дирижера относительно молода, среди прочих музыкальных наук, динамика процессов, происходящих сегодня в социальной и культурной жизни нашей планеты, требует от современного музыканта, стремящегося достичь высот в своей профессии, осмысления ее сущности, анализа деятельности великих дирижеров прошлого и настоящего, выявления новых тенденций, адекватных требованиям времени. 

       Цель исследования – выявить и раскрыть процесс формирования и развития профессиональных навыков дирижера-хормейстера.
       Объект  исследования – профессиональное музыкальное образование будущего дирижера-хормейстера.
       Предмет исследования – профессиональные навыки дирижера-хормейстера.
       Задачи  исследования:
    рассмотреть специфику профессиональной деятельности дирижера-хормейстера;
    определить  параметры профессиональной модели дирижера;
    изучить и проанализировать специальную литературу по вопросам профессиональной подготовки дирижера-хормейстера;
    раскрыть содержание основных навыков дирижера-хормейстера;
       Степень исследованности  проблемы. Изучение дирижёрской профессии развивается по нескольким направлениям. Ценнейшие идеи музыкально-эстетического, психолого-педагогического и музыковедческого характера содержатся в научно-литературном наследии выдающихся дирижёров. Многочисленные книги, статьи, просто высказывания мастеров дирижёрского искусства вобрали в себя личный практический опыт, тонкие наблюдения, важные размышления о дирижёрско-оркестровом исполнительстве. Исключительно содержательны авторские материалы отечественных дирижёров, таких, как Л.М.Гинзбург, К.П.Кондрашин, Г.Н.Рождественский, Е.Ф.Светланов, Б.Э.Хайкинии и др.; таких зарубежных мастеров, как Э.Ансерме, Б.Вальтер, Ф.Вейнгартне, Г.Вуд, И.Маркевич [], Ш.Мюнш и др.
       На  определённом этапе становления  теории дирижирования появляются труды, в которых исследуются главным образом вопросы техники дирижирования и работы с оркестром или хором. Это преимущественно учебно-методическая литература, отражающая практический опыт выдающихся дирижёров-педагогов. Здесь, прежде всего, надо назвать книги известного петербургского педагога-методиста И.А.Мусина – «Техника дирижирования» [16] и «О воспитании дирижёра» [17]. Авторами учебных пособий являются также дирижёры-оркестранты: А.П.Иванов-Радкевич, Н.А.Малько и др.; дирижёры-хормейстеры: С.А.Казачков, Н.Ф.Колесса, К.А.Ольхов, К.Б.Птица, и др.
       Своеобразной  хрестоматией по дирижёрскому искусству  стала ценнейшая книга известного московского дирижёра и педагога Л.М.Гинзбурга «Дирижёрское исполнительство» [6]. Его труд как составителя, автора вступительной и заключительной статей, комментариев к материалам, вошедшим в сборник - важный этап на пути к созданию современной теории дирижерско-исполнительского искусства. Заметными представителями научно-исследовательского направления в сфере дирижёрского искусства являются также Л.С.Сидельников (исторический и эстетический аспекты), Г.Л.Ержемский и В.Г.Ражников (психологический аспект), И.С.Букреев (психолого-педагогический аспект), А.С.Сивизьянов (искусствоведческий аспект) и др.
       Естественным  источником разработки теории дирижёрско-исполнительского искусства является литература мемуарного жанра, в которой представлены статьи и воспоминания как самих дирижёров, так и музыкантов, непосредственно наблюдавших их творческую деятельность, - учеников, соратников и т.д. Как правило, такие материалы дополняются различными документами, прежде всего – письмами, дающими представление о музыкально-эстетических воззрениях того или иного дирижёра. Среди этих источников информации следует отметить книги, посвященные жизни и творчеству отечественных дирижёров: Н.П.Аносова, Н.С.Голованова, Н.А.Малько, Э.О.Тонса, Ю.Ф.Файера и др.; зарубежных дирижёров: Б.Вальтера, О.Клемперера, Г.Малера, Р.Штрауса и др.
       И всё же, несмотря на относительно многочисленные публикации по вопросам дирижирования, его теоретическое освоение далеко не адекватно практическим достижениям. Как писал ещё Б.Э.Хайкин: « ... ни одна область исполнительства не освещена в литературе столь скупо, как дирижирование» [22, с.116]. К.Л.Кондрашин отмечал: « ... Вероятно, нет другой музыкальной специальности, столь мало разработанной в научном отношении, как дирижирование» [13, с.52]. Н.С. Рабинович писал, что «анализ дирижёрской техники - дело ещё настолько новое, что всякая дискуссия на эту тему будет способствовать развитию предмета». И.А. Мусин, спустя два десятилетия после этого высказывания, вновь констатировал отсутствие исчерпывающего определения существа, структуры и возможностей техники дирижирования. С этим можно согласиться и сегодня.
       Позже появились новые труды, отражающие современные взгляды на проблемы дирижирования. Но и сегодня вопрос о теоретической разработанности дирижёрско-исполнительского искусства остаётся весьма актуальным.
       Особенностью  большинства существующих работ  по проблемам дирижирования является то, что они написаны прежде всего на основе личного творческого опыта. Конечно, индивидуальный опыт, особенно маститых мастеров, бесценен. И все же научная значимость таких трудов зачастую ограничивается неизбежным превалированием субъективных точек зрения по рассматриваемым вопросам.
       Узкопрофессиональный  подход к изучению дирижёрско-исполнительского искусства оборачивается и другими издержками. Так, обращают на себя внимание отсутствие единой и чёткой терминологии, слабая разработанность понятийного аппарата, недостаточная аргументированность тех или иных положений дирижёрской науки. Всё это нередко приводит к неточным суждениям, необоснованным выводам.
       Таким образом, актуальность исследования обусловлена  потребностями современной исполнительской практики, необходимостью детальной разработке системы профессиональной подготовки дирижёров хора и необходимостью всестороннего критического освоения опыта прошлых поколений хормейстеров, что позволит пересмотреть некоторые содержательные аспекты, формы и методы, используемые сегодня.
       Поэтому в дирижёрской профессии необходимо разобраться, прежде всего – определить параметры профессиональной модели дирижера, понять  и раскрыть принципы развития дирижерской техники, а также выяснить приемы формирования и развития профессиональных навыков дирижера-хормейстера. Представленное исследование нацелено на посильное разрешение этих фундаментальных задач.
       Методологическая  основа исследования. Методология исследования имеет комплексный характер. Она опирается на такие исследовательские принципы, как диалектичность, системность, историзм, а также теоритический и художественно-эстетический анализ, позволяющие раскрыть целостность и полиструктурность изучаемой проблемы.
Методы  исследования:
- анализ: специальной (теоретической, мемуарной, искусствоведческой и др.) литературы, посвященной профессиональной подготовке дирижера-хормейстера;
- наблюдение: публичной концертной деятельностью ведущих хоров г. Барнаула;
- беседа: с педагогами дирижерами, также ведущими активную концертную хоровую деятельность; 
 
 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ  ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА
1.1. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА
       Профессия хорового дирижера по самой природе  многогранна. Он сам создает свой хор, обучает его, поддерживает в  нем надежную художественную и организаторскую  форму, дирижирует в концертах. Иначе  говоря, в дирижере сочетается искусный и дельный организатор, вокальный  и музыкальный педагог, воспитатель-хормейстер и, что особенно важно, артист-исполнитель, умеющий довести плоды коллективной работы до публичного исполнения в  самой непосредственной, живой и  художественно заразительной форме. [11, с.13]
       Руководитель  хора, независимо от места работы и  масштаба деятельности, – это интересная личность, человек, одержимый музыкой, искусством хорового пения, общественный деятель, страстно увлеченный идеей духовного совершенствования людей.
       Специфика деятельности дирижера требует определенных знаний – музыкально-теоретических, эстетических и исторических; многообразных  способностей – организаторских, педагогических, исполнительских; а также наличия  воли, умения общаться с людьми, коллективом.
       Специфика профессиональной деятельности дирижера-хормейстера  и связанные с ней трудности требуют от него не только определенной системы знаний, но и умения гибко применять эти знания на практике, решать множество стихийно возникающих проблем, обусловленных особенностями музыкального материала, формами и методами проведения хоровых репетиций. [4, с.10] 
       Дирижирование – это исполнение произведения, то есть умение посредством выработанной практикой техники движения, мимики, пантомимики воздействовать на коллектив исполнителей, передавать им свои исполнительские намерения. [21, c.11]
       К  дирижеру  предъявляются  чрезвычайно  высокие  требования.  Ему необходимо  иметь отлично развитый слух, ощущение ритма, музыкальную память.
       В  продолжительных,  настойчивых  попытках  наиболее  полного  и  совершенного  раскрытия  содержания  музыки  музыкант-исполнитель  ориентируется  на  слуховое  восприятие  звукового  результата  своих  действий  и  на моторные  ощущения.  Слуховые  представления  помогают  в  поисках  содержательного  воплощения  каждой  музыкальной  фразы,  всего  музыкального  материала,  а моторика дает  возможность  ощутить  динамичность  и  образность  исполняемого.  Специфическое  свойство  моторики  –  помогать формированию музыкального образа  –  в дирижерском исполнительстве имеет  особенно  важное  значение. Двигательные  ощущения  играют  в искусстве дирижера  едва  ли не решающую роль.
       «Инструмент»  дирижера – большой  творческий  коллектив,  состоящий  из музыкантов,  обладающих  разными  индивидуальностями,  темпераментом,  склонностями, опытом  и  даже  разным  отношением  к  работе.  Это  заставляет  дирижера  учитывать  не только особенности каждого исполнителя, но и особенности буквально каждого дня работы.
       Поэтому одной из главных задач, стоящих  перед руководителем хора, является согласование индивидуальных художественных устремлений участников хорового коллектива и направление их творческих усилий в единое русло. [8, c.21]
       Исполнительство  дирижера  протекает  в  процессе  общения  с  музыкантами,  поэтому понятно,  что  формы  и  характер  этого  общения  имеют  существенное  значение  для достижения  конечного  результата.  В  частности,  огромную  роль  играет  активность дирижирования,  его воздействующая  сила. Дирижер  может точно и образно передать  в жестах  характер  музыки,  и  тем не  менее исполнение  окажется  вялым,  лишенным увлеченности и живости. Это не всегда зависит от вялости и инертности жестов. Можно иногда  наблюдать  оживленное  поведение  дирижера  за  пультом  и  в  то  же  время формальное исполнение хора.
       Дирижер  должен  быть  уверен  в  действенности  и безотказности своих технических средств  управления.  Точно  так  же  он  должен  вполне  полагаться  на  свой  слух,  память,  внимание.  Убежденность  в  своих  возможностях  должна  основываться  на  реальных  показателях,  проверенных  предшествующим  опытом.  Это  даст  возможность  избежать  самоуверенности, ни на чем не основанной, – качестве наиболее пагубном для молодого  дирижера.  Необходимо  предостеречь  и  от  родственного  самоуверенности самоуспокоения. Самоуспокоенность во время работы с хором, а еще больше во время дирижирования мобилизует внимание, ослабляет настойчивость в достижении нужных результатов. Очень  часто  дирижер,  в  высшей  степени  активный  во  время  репетиции,  с большой  настойчивостью  добивавшийся  осуществления  своих  исполнительских замыслов, на концерте вдруг оказывается инертным, тем самым снижая тонус и непосредственность исполнения.
       Рассматривая  дирижерскую деятельность, необходимо  также выявить ее  специфические особенности:
       1) дирижерское   исполнительство   реализуется   через   управление  исполнителями,   хоровым   коллективом   посредством   системы   жестов,  передающих экспрессивную информацию;
       2) психологические   особенности   дирижерской   деятельности  обусловлены тем, что его «инструментом» является коллектив музыкантов,  состоящий   из   множества   личностей, с различным уровнем подготовки,  разными   характерами,   темпераментами   и   другими   психологическими особенностями;
       3) важной характерной особенностью дирижерского исполнительства  является   коммуникативность:   музыкально-исполнительская   деятельность  представляет   собой   обмен   творческой   информацией  между   дирижером-руководителем и хоровым коллективом;
       4) большую роль в процессе общения играет принцип обратной связи.  Воздействуя   на   коллектив,   дирижер   ожидает   получения   определенного  творческого результата, критически оценивая исполнение, он контролирует  эффективность своих действий, и вносит необходимые коррективы;
       5) начальный период работы над произведением дирижер проводит  вне контакта со своим инструментом – хором;
       6) дирижер как интерпретатор, является посредником между автором и   исполнителями.   Этим   обусловлена   ответственность   дирижера   перед автором, исполнителями, слушателями;
       7) исполнительская   деятельность   дирижера   связана   с   постоянным предвосхищением  звучания,  поэтому мышление и внутреннее слышание дирижера   должны   иметь   опережающую   способность   и   находить   свое выражение в опережающих дирижерских жестах;
       8) основополагающей   особенностью   дирижерско-хоровой деятельности   является   ее   многофункциональный   характер,   который заключается   в   том,   что   дирижер   на   разных   этапах   своей   деятельности выполняет функции организатора, педагога, руководителя и т.д.
       В   целом,   развитие   музыкальных   специальных   способностей,   таких   как   эмоциональная   отзывчивость   на  музыку,   оперирование  музыкально-слуховыми   представлениями,   музыкально-эстетическое   мышление,  выразительная   дирижерская   техника,   оказывают   влияние   и   на   развитие  творческих способностей в целом, становясь центром профессионального облика  дирижера.
       Важным   компонентом   профессионального   потенциала   дирижера   как  руководителя является способность продуктивно осуществлять   управленческие  функции.  Поскольку дирижирование – это постоянный и неразрывный процесс  взаимодействия   руководителя   с   музыкальным   коллективом,   от   дирижера требуется помимо знания психологических и технологических основ собственных  действий,   понимание   также   и   организационной   структуры   музыкального  коллектива,  его внутренних  деятельностных  механизмов и  закономерностей их  формирования.
       Важными  для дирижера   академического   хора  являются   следующие   качества и умения: 
       - владение дирижерской техникой;
       - чувство ритма;
       - вокальный   слух;
       - внутреннее слышание;
       - вокальные   способности; 
       - владение  инструментом;
       - выразительная мимика;
       - коммуникабельность;
       - быстрое время реакции на хоровое  исполнение,
       - способность   психологического  воздействия   на   хор,
       - художественно-образное мышление,
       - наблюдательность, 
       - умение себя преподнести (самопрезентация),
       - теоретические   музыкальные   знания,  
       Заключительным  шагом при рассмотрении специфики дирижерско-хоровой профессии и качеств личности специалиста, которые позволяют выполнять деятельность на   высоком   профессиональном   уровне,   является   обращение   к   модели специалиста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. ПАРАМЕТРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  МОДЕЛИ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА
       Составляя   модель   специалиста   дирижера   академического   хора,   мы ориентировались   на   идеальную   модель   специалиста   как   объекта   обучения (подготовки)   и   оценивания   (контроля).   Совершенно   очевидно,   что,   только ориентируясь на высокие образцы профессионального  труда дирижера,  изучив его   деятельность,   можно   обоснованно   и   адекватно   оценивать   творческие результаты  профессиональной   деятельности,   и   только   в   свете   разработанных таким образом эталонов профессиональной деятельности можно планировать и осуществлять подготовку настоящих профессионалов.
       Если  схематически представить себе профессиональную модель дирижера в форме пирамиды, то в ее основании, для придания большей  устойчивости этой конструкции следует  поместить основные умения и навыки, без которых профессиональная деятельность дирижера невозможна. Это четыре вида техники, которым дирижер должен владеть на высоком уровне, для того, чтобы осуществлять свои функции руководителя и воспитателя исполнительского коллектива.
       Перечислим  их в порядке использования дирижером в своей работе:
       1) Коммуникативная техника.
       2) Дирижерская техника.
       3) Техника слухового контроля.
       4) Вокальная техника.
       Эти важнейшие функции дирижера-хормейстера  следует считать внешними функциями, поскольку они очевидны, и их качество можно оценить, проследив за работой  дирижера. Но есть и другой вид дирижерской  техники – это техника обдумывания  своих действий для достижения художественной цели. Дирижер, опираясь на глубокий анализ авторского замысла, ищет наиболее эффективные приемы в репетиционном и исполнительском процессах. Моделирует исполнительский идеал, подбирает жест, способный передать хору его намерения. Эта техника называется внутренней техникой. Она не видна окружающим, но именно она является наиболее значимой в профессии дирижера.
       По  его умению грамотно общаться с хором, излагать хору свои требования и пожелания (коммуникативная техника), владению мануальной техникой, позволяют передать в жесте все многообразие звукового потока. Дирижер должен организовать жестом и мимикой все исполнительские задачи, стоящие перед хором – ритм, динамику, характер музыки, опору звука, кантелену, тембр, дикцию и т.д.
       Техника слухового контроля так же нуждается  в постоянном совершенствовании, так  как это главный инструмент дирижера, поскольку основной принцип работы хормейстера – оценочный. При  постоянной тренировке слух может быть развит достаточно тонко, чтобы позволить  хормейстеру отследить все достоинства  и недостатки в звучании хора, а  так же дать хору верные рекомендации по устранению недостатков.
       Но  чтобы услышать и оценить различные  свойства звукового потока, дирижеру нужно пройти длительный путь формирования своей собственной вокальной  техники, поскольку, как известно нельзя научить тому, чего не умеешь сам. Поэтому необходимо выработать правильную вокальную технику, круглый красивый звук на «зевке», укреплять дыхательные мышцы, мышцы зева и гортани, тренировать певческую выносливость, постоянно искать те мышечные ощущения, которые обеспечивают свободный и красивый звук.
       По  мере развития выше перечисленных базовых  умений и навыков начинает формироваться  репетиционная техника дирижера, которую можно определить как тактильную технику, содержание которой можно передать следующими словами: что, когда и как? Как создать творческий коллектив и вывести его на художественный уровень исполнения, с чего начинать репетиционный процесс, как распределить время репетиций, как добиться высоких результатов работы за наименьший срок и т.д. В этом поможет опыт, накопленный многими поколениями замечательных дирижеров, который воплотился в свод правил и рекомендаций начинающим хормейстерам. Следуя этим правилам, хормейстер всегда будет на высоте как музыкант, организатор и вдохновитель творческого коллектива, способный с успехом преодолеть любые трудности.
       Важно, чтобы дирижер был идейным  вдохновителем своего коллектива, человеком, увлеченным идеей творческой, мировоззренческой  или педагогической.
       Основу  модели   специалиста   дирижера   академического   хора   составляю основные   этапы   дирижерской   деятельности,  отражающие   ее   структурное строение:
      подготовительный;
      репетиционный;
      концертный;
       Эти этапы отражают   всю   сферу   деятельности   дирижера, формируют   ее   каркас   и   могут   стать   основанием   для   построения   модели специалиста на всех уровнях овладения профессией.
       Модель  специалиста дает возможность,  определив задачи каждого этапа деятельности,   определить   круг   специфических   профессиональных   качеств, знаний и умений,  приоритетных для данного этапа. При рассмотрении основных требований   к   дирижеру-хормейстеру,   следует   учитывать   факт   неизбежного формирования   у   опытных   специалистов   индивидуального   стиля, к анализу которого не применимы общепринятые стандарты.
         Существенное   влияние   на  успешность   профессиональной деятельности   дирижера-хормейстера   оказывает   наличие   четких представлений   о   профессионально   необходимых   знаниях,   умениях   и личностных   характеристиках,   обеспечивающих   эффективность   его деятельности.
       Рассмотрим  четыре вида техники, которыми дирижер должен владеть на высоком уровне, для того, чтобы осуществлять свои функции руководителя и воспитателя исполнительского коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ  ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА
       Дирижерское искусство – уникальное в своем роде творчество, возникающее только в коллективном ансамблевом исполнении с целью координации творчества участников хора и основанное на специфической одаренности, специфических приемах и специфической техники. Дирижеру помимо качеств музыканта, интерпретатора необходимо овладеть такими специальными именно для дирижерской профессии навыками, как умение руководить коллективом, целенаправленно и осознанно подходить к поиску технических и выразительных средств дирижирования, устанавливать творческий контакт с исполнителями, безупречно слышать хор и должным образом реагировать на неточности исполнения. Эти и многие другие навыки и составляют компетентность руководителя хорового коллектива. Рассмотрим некоторые из них: коммуникативные навыки, навыки по технике дирижирования, слухового контроля и вокальные навыки.
2.1. КОММУНИКАТИВНАЯ  ТЕХНИКА
       Специфика межличностного общения как осуществление коммуникативной связи современного дирижера и хорового коллектива заключена в том, что в создаваемом музыкальном пространстве пересекаются, вступают во взаимодействие (а иногда и в конфликт) все виды отношений: и общественные, и деловые, и межперсональные. И как бы официально не были закреплены деловые отношения между дирижером и всеми певцами, они не могут быть ограничены как чисто формальные, требующие только точного и немедленного выполнения указаний руководителя. В них всегда кроется личностное отношение участников и к постигаемой музыке, и к совместному процессу творческого созидания, и к исполнительской деятельности. И чем прочнее созданная дирижером «линия коммуникационной связи», тем успешнее процесс творческого созидания.
       Осуществление коммуникативной связи дирижера и хора – процесс, требующий установления и развития контактов, обусловленных совместной деятельностью. Этот процесс несет в себе и обмен информацией, и выработку общей стратегии профессиональной деятельности, и взаимную заинтересованность в достижении успеха. Чрезвычайно важно добиться взаимопонимания, взаимодействия, а это возможно только в том случае, если дирижер обладает высоким уровнем коммуникативной компетентности, определяющей способность к диалогу, умение слушать и понимать партнера по коммуникации, признавать его право на собственные мнения и суждения.
       Речь  является важнейшим средством получения  и передачи информации, средством  коммуникации. С ее помощью руководитель разъясняет коллективу свои художественно-эстетические критерии, эмоционально заражает хор  своим «видением» произведения, поощряет и критикует, организует процесс  репетиции, поддерживает дисциплину, регулирует рабочую атмосферу. Такое многообразие функций свидетельствует о том, что в своей работе дирижер  использует все три коммуникативные  стороны речи: информационную, выразительную  и волеизъявительную. [8, c.25]
       В работе хормейстера с хоровыми группами и с хоровым коллективом в  целом применяются различные  средства коммуникации и устанавливаются  разнообразные коммуникативные связи: хормейстер – хоровое произведение; хормейстер – коллектив; коллектив – артист хора и т.п. Осуществление этих связей требует от хормейстера определенных коммуникативных умений и навыков: перцептивно-рефлексивных, вербальных, невербальных и поведенческих.
       К перцептивно-рефлексивным умениям хормейстера мы относим:
       1) умение воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнеров, получаемых в ходе совместной вокально-хоровой деятельности;
       2) умение на основе быстрой оценки внешних характеристик певцов и манер определять внутренний настрой, направленность и возможные будущие действия хористов;
       3) умение положительной аттракции и эмпатии (расположение к себе и понимание других людей);
       4) умение сосредоточиться на своей деятельности и давать ей адекватную оценку.
       Вербальные  умения и навыки проявляются в речевой деятельности хормейстера, которая должна отвечать следующим требованиям:
  1) ясность в постановке художественных целей и исполнительских задач;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.