На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Формирование условий договора поставки

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?3
 
Содержание
Введение
Глава 1 Правовая природа договора поставки
1.1 История развития договора поставки

1.2 Понятие, признаки и условия договора поставки в российском праве

1.3 Особенности договора поставки для государственных нужд

Глава 2 Содержание, заключение и исполнение договора поставки
2.1 Права и обязанности сторон по договору поставки
2.2 Порядок заключения и исполнения договора поставки
2.3 Документирование договора поставки
Глава 3 Актуальные проблемы ответственности сторон: практические аспекты
3.1 Гражданско-правовая ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора поставки
3.2 Правовые последствия одностороннего отказа от исполнения договора поставки
3.3 Обзор судебной практики по спорам, вытекающим из договора поставки
Заключение
Список используемой литературы


Введение

Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что договор поставки — один из наиболее распространенных видов обязательств, используемых в предпринимательстве. Этот вид договоров охватывает практически весь товарооборот в хозяйственной деятельности предпринимателей. Заключение этого договора очень удобно как для предприятий (юридических лиц), так и для индивидуальных предпринимателей.
Во-первых, договор поставки широко распространен в юридической практике, во-вторых, актуально рассмотреть содержание договора поставки с учетом норм современного действующего законодательства, проанализировать действующую правовую базу, выявить достоинства и недостатки законодательства о поставке; в-третьих, актуально для рассмотрения применение норм о поставке на практике; в-четвертых, так как поставка – один из самых распространенных договоров важно исследовать возможные варианты поведения предпринимателей, для каждой из договорных сторон.
В настоящее время российские ученые уделяют особое внимание договору поставки, так как он является одним из важнейших гражданско-правовых договоров. Он чрезвычайно широко применяется в имущественном обороте. Договор охватывает практически весь товарооборот в хозяйственной деятельности предпринимателей.
Значимость договора поставки определяется тем, что он регулирует процесс перехода на возмездной основе огромной массы материальных ценностей от одних субъектов к другим. Он опосредствует, с одной стороны, акты сбыта товаров, производственных или заготовленных поставщиками, и с другой стороны – снабжение потребителей сырьем, материалами, оборудованием, а также продовольственными и промышленными товарами, предназначенными для розничной продажи населению.
Как один из наиболее распространенных в деловом обороте договоров, договор поставки урегулирован ГК РФ, учтены особенности нескольких видов договора поставки, в основном, связанные с объектом и целями договоров, с составом их участников.   В сложившихся правовых условиях текущего периода хозяйствующие субъекты, участники договорного процесса, стороны договоров не всегда имеют возможность найти тот законодательный или иной нормативный материал, который в более конкретной форме помог бы сторонам принять правильное решение по регулированию условий их отношений.
Многие положения таких ранее действовавших актов, как положения о поставках продукции и товаров, инструкции о порядке приемки продукции и товаров по количеству и качеству, особые условия поставки многих отдельных видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного (бытового) потребления и других нельзя применить как нормативы. Но воспользоваться приемлемыми положениями этих документов в части, не противоречащей действующему законодательству, применить их в условиях конкретного договора, решением сторон, распространив действие названных документов или их части на условия отношений сторон по договору, могут участники договорного процесса (зачастую это и необходимо).
Объектом исследования является общественные отношения в предпринимательской сфере по поводу заключения, изменения, прекращения и исполнения договора поставки.
Предмет: гражданско-правовые нормы, регламентирующие понятие и содержание договора поставки.
Задачи:
1.             Обобщение научного и нормативного материала по теме исследования.
2.             Рассмотрение  истории развития и современного состояния института поставки.
3.             Изучение  условия договора поставки.
4.             Раскрытие предпринимательского значения договора поставки.
5.             Обозначение особенности договора поставки для государственных нужд.
6.             Исследование содержания договора поставки, а также порядок его заключения, исполнения.
7.             Характеристика процесса документирования поставки.
8.             Исследование  актуальных проблем ответственности сторон  на основе анализа судебной практики.
Целью данной работы является анализ особенностей правового регулирования договора поставки.
Тема данной работы изучена следующими авторами: М.И. Брагнским, И.Г. Вахниным, Б.И. Завидовым, О.С. Иоффе и другими.
 
 

Глава 1
Правовая природа договора поставки
1.1 Становление и развитие договора поставки: исторический и современный аспекты
 
Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи, который существует с момента возникновения товарно-денежных отношений уже несколько тысячелетий. Купля-продажа была одной из первых после обмена форм экономического общения между людьми. Упоминание о купле продаже, можно найти в самой распространённой[1] и одной из самых древних книг на земле[2] Библии: «Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги»[3]. В следующем же стихе можно найти описание отношений напоминающих современный договор поставки: «Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли всё это царям Хеттейским и царям Арамейским». Самый существенный  вклад в разработку положений договора купли-продажи сделали римские юристы[4]. Рассмотрение истоков  возникновения и истории развития договора поставки может занять несколько томов, но в данной работе я рассмотрю только ту её часть, которая повлияла на сегодняшний договор поставки.
Обращая внимание на дореволюционный период России, нужно отметить, что в исследование данной  темы большой вклад был сделан такими российскими учёными, как Д.И.Мейер,   Г.Ф.Шершеневич [5] и другие.
Правовое регулирование поставки  рассматривали как русские, так и зарубежные ученые, но все-таки договор поставки считают традиционно российским предпринимательским договором, поскольку уже в середине 18 века  он специально регулировался отечественным правом, практически не имея аналогов в зарубежных законодательствах того периода. По мнению А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого «С самого зарождения этот институт использовался преимущественно для регулирования отношений государства – казны с частными лицами по поводу удовлетворения государственных нужд в тех или иных товарах». Так, в «Своде законов гражданских» общим положениям о поставке было посвящено всего 8 статей, тогда как казенным поставкам (подрядам) – более 240 статей.  Таким образом,  ещё с дореволюционного периода был предопределен высокий уровень заинтересованности и вмешательства государственной власти в нормирование отношений по поставкам.[6].
Поставка, как и запродажа в то время тесно соприкасались с институтом купли-продажи но, тем не менее, они считались двумя автономными конструкциями, при этом поставка представляла собой договор об отчуждении имущества с отличающимися моментами его совершения и исполнения. Для обоснования автономной конструкции поставки необходимо было выделить её отличительные черты. Этот договор отличался от запродажи тем, что не содержал  обязательства  сторон о заключении договора купли-продажи впоследствии и тем, что по договору отчуждалась движимая вещь [7]. В то же время, он отличался по двум признакам от купли-продажи: во-первых, принципиальный разрыв между совершением и исполнением договора поставки не был существенным в договоре купли-продажи, во-вторых в договоре купли-продажи продавец выступал собственником отчуждаемой вещи, которым, напротив, не являлся поставщик.
В определении места договора купли продажи, запродажи и поставки интересным является мнение Г. Ф. Шершеневича: «Совокупность юридических отношений, охватываемых на западе одним понятием купли-продажи, у нас разлагается на три вида по едва уловимым признакам, а именно: на куплю-продажу в тесном значении этого слова, запродажу и поставку. В этом случае законодатель принял бытовые понятия, не обратив внимания на то, что они не содержат в себе достаточно юридических признаков различия. С этой системой трех договоров, служащих одним и тем же юридическим средством достижения экономической цели, русское законодательство стоит совершенно одиноко среди других правильных законодательств»[8]. По мнению автора, обособление договора поставки от купли-продажи, которую он также считает договором, искусственно вытекает не из их существа, а из обыкновенного способа их совершения и исполнения.
Безусловно, данный взгляд на проблему можно назвать верным, но теория не может существовать в отрыве от общественных отношений. В связи с чем, в данном вопросе было бы правильным руководствоваться позицией, которая предлагает не обращать чрезмерного внимания на искусственность разграничения однородных понятий. Такое искусственное установление отличительных признаков представляет практическую важность, потому что закон определяет различную форму для каждого из трех видов:  купля-продажа движимых вещей может быть совершена словесно, а запродажа и поставка  должны быть облечены в письменную форму. Так или иначе, в общественных отношениях даже дореволюционного времени, при заключении соглашений поставки, запродажи и купли-продажи были отличия не только в форме, но и порядке и целях заключения этого договора. Поэтому, в последующем доминирующим стало мнение об автономной конструкции договора поставки.
Изучая практику, Г.Ф.Шершеневич не мог обойти данную проблему и писал о необходимости выделения признаков поставки от других договоров. Исходя из способа совершения и исполнения договоров поставки и купли-продажи, он предложил следующие отличительные признаки:
?             продавец в момент совершения купли-продажи должен иметь право собственности на продаваемую вещь, тогда как поставщик  может не быть собственником в момент совершения договора поставки;
?             продаваемая вещь должна  быть определена индивидуальными признаками, тогда как при поставке вещи определяются лишь количеством и качеством, поэтому недвижимость, как вещь всегда определенная, не может быть предметом поставки;
?             в купле-продаже между совершением договора и исполнением его может и не быть промежутка времени, тогда как для договора поставки он представляется существенным.
В дальнейших размышлениях Г. Ф. Шершеневича, содержится  проблема, которая актуальна и по сегодняшний день: «Смешение понятий на этом не ограничивается. Законодатель не только разбил один договор на три, мало отличающихся, но еще сблизил один из них, поставку, с договором подряда, который представляет собой квалифицированный договор личного найма. Таким путем образовалось сближение ряда понятий, конечные члены которого, купля-продажа и личный наем, ясно указывают на смешение понятий, совершенно различных в бытовом и юридическом отношении». В этом, выводе заключается проблема, которая, практически была решена советскими юристами, и которая с переходом на рыночные отношения возникла  вновь. Сам Г.Ф.Шершеневич  её  решал путём поиска трудового элемента: «Закон наш сближает поставку с подрядом, но между ними существует различие. По договору поставки контрагент обязывается в известное время передать другому в собственность вещь, которой он в данный момент еще не имеет. Содержание обязательства, устанавливаемого договором подряда, состоит в исполнении личных действий, в личном труде нескольких лиц, соединенных под руководством и ответственностью одного лица, - контрагента по подряду» Такое разграничение отношений по  передаче известных вещей в собственность другому лицу, весьма интересно, но по нашему мнению на практике может вызвать затруднения, если поставщик (подрядчик) откажется от предоставления информации о способе исполнения возложенных на него обязательств, сославшись на коммерческую тайну. В связи с этим, существующей в современной теории способ разграничения этих двух договоров, является более рациональным.
На этом этапе исследования вопроса о месте поставки среди других договоров по отчуждению имущества можно  сделать следующий вывод: В дореволюционных доктринальных источниках обнаруживаются две основные точки зрения по данному вопросу. В соответствии с первой из них существует два договора: поставки и запродажи, где первый используется для отчуждения движимых вещей, а второй - для недвижимых. Купля-продажа – это не договор, а фактические действия по приёму-передаче имущества. Согласно второй, существует договор купли-продажи, что же касается поставки и запродажи, то они не содержат в себе достаточно  юридических признаков для обособления в отдельный договор, и их выделение в обособленную конструкцию носит искусственный характер.
Во вступившем   в силу с 1922. г.  гражданском кодексе, по мнению В. В Ровного, «явное предпочтение было отдано поставленному на первое место договору имущественного найма, договор же купли-продажи занял только вторую позицию». Такое перераспределение ролей между договорами, автор видит в  сугубо идеологических причинах: «с одной стороны и значительный удельный вес государственной собственности, имевшей тогда особый статус и режим, объективно препятствовал правовому культивированию сделок, направленных на безвозвратное отчуждение имущества, с другой - тому благоприятствовала неразвитость частнособственнических отношений, а потому неразвитость договорных форм, способствующих их развитию и динамике».
Как можно было заметить, в гражданском кодексе 1922года не было норм, посвящённых договору поставки, однако договор поставки уже с первого периода, воспринимается советским законодательством. В начале 20-х годов были внедрены практиковавшиеся в период НЭПа частные подряды  и  поставки. Вслед за законом они рассматривались тогда и в цивилистической литературе как разновидность купли - продажи, причем разновидность, лишь условно отличимая от исходного для нее вида. Регулирование договора поставки осуществлялось с помощью утверждённого  3.09.1921г. положения о государственных закупках и поставках. Этот акт был издан в целях привлечения частного капитала, оказанию услуг и производству работ для государства и его органов. Нормы, регулирующие рассматриваемый нами договор были подчинены общим нормам ГК о купле-продажи. Однако, с утверждением этого положения до принятия ГК существовала некоторая неопределённость. Дело в том, что общие положения обычно принимаются вместе со специальными. Принятие же сначала положения, а после ГК, в котором не содержалось отдельных норм о договоре поставки, наталкивало на размышления о полной его автономии, которой как уже  выше упоминалось, не существовало.
К концу 30-х, происходило постепенное сворачивание НЭПа и «постепенно вводилось набиравшее всё более широкий размах плановое распределение продукции в области хозяйственных связей между социалистическими организациями. Это существенно новое экономико-правовое явление встречало неоднородную доктринальную реакцию, включая полное отрицание его приспособленности к договорному опосредствованию  или, во всяком случае, к оформлению гражданско-правовым, а не административно-хозяйственным или просто хозяйственным договором»[9]. В связи с чем, уже к началу второго периода развития договорных обязательств, «если не договорная, то обязательственно-правовая его сущность находила едва ли не всеобщее признание»[10]. В связи с этим как и во времена Российской Империи, самым актуальным вставал вопрос о типовой квалификации этого обязательства. В результате его исследования в 30-х годах лишь Г.Н.Амфитеатров пришёл к выводу, что под влиянием многоотраслевого разветвления советского экономического оборота, когда – то единая купля – продажа перестала существовать, уступив место ряду самостоятельных хозяйственно-оперативных договоров, включая договор поставки планово-распределяемой продукции.
Такие результаты исследования представляют достаточный интерес и в наши дни. Зачем же существование договора, который сам по себе никакие общественные отношения  не регулирует, и его роль сводится только к разрешению не урегулированных вопросов в других договорах? Если перенести нормы договора купли-продажи в общую часть невозможно, так как он имеет отношение только к отдельным договорам, почему бы тогда его нормы не распределить между договорами, которые к ним обращаются и после этого признать договор купли продажи не существующим? На практике такая идея может показаться ещё более привлекательной за счёт упрощения регулирования отдельных его разновидностей. Так, например, если заключаешь договор поставки, то нет необходимости обращаться к общим положениям купли-продажи.  То же, самое и при заключении розничной купли-продажи, продажи предприятия и других видов бывшего договора купли-продажи. Однако, такое казалось бы идеальное решение при его воплощении в реальность, незамедлительно столкнется с рядом неразрешимых проблем. Первой и самой сложной проблемой будет урегулирование ранее неизвестных  соглашений по возмездному отчуждению имущества. Вторая проблема будет вытекать из первой. Стремясь узаконить возникающие общественные отношения по возмездной передаче имущества, законодателю придётся расширить перечень договоров, что поставит во главу угла проблему выбора конкретного договора для применения его к уже урегулированным отношениям. В то же время, договор купли-продажи помогает избежать все перечисленные проблемы путём распространения своих положений на обязательства, соответствующие общим признакам купли-продажи.
До середины второго периода становления договоров в народном хозяйстве страны доминировало мнение, что «и производственное, и потребительское снабжение, и заготовки представляют собой отдельные участки единого советского товарооборота. В силу этого, юридическая форма товарооборота - купля-продажа — остается в главных своих чертах единой для всех основных участников советского товарооборота; при всех различиях применяемых в них методов планирования остается общим основной признак купли-продажи как особого вида договора - передача товаров в собственность за определенную цену» Как отмечает О.С.Иоффе, изложенные воззрения вплоть до начала 50-х годов не переживали серьёзных преобразований и это проявилось в широких теоретических разработках. Так, даже в применявшейся юридической терминологии договор поставки в целом фигурировал под наименованием либо купли-продажи между социалистическими организациями с обозначением его участников поставщиками и заказчиками (покупателями), либо даже собственно поставки с расположением материалов о нем в главе, именуемой общим образом «Договор купли-продажи»».
В конце сороковых наметился перелом во взглядах и уже явно стала проглядываться позиция о выделении договора поставки в самостоятельную разновидность, которая уже в 1948 году  обосновывалась А.В. Венедиктовым в своем труде «Государственная социалистическая собственность». Но на этом развитие взглядов об обособлении рассматриваемого договора от[11] купли продажи не остановилось.
Вновь, возвращаясь  от теоретических исследований к законодательству, можно лишь отметить, что  в рассматриваемый  период специальное законодательство о договоре поставки «до 1959 года составляли многочисленные акты (Основные и Особые условия), ориентированные на поставку продукции определенного вида. Начиная с 1959 года разрабатываются и принимаются два новых унифицированных акта - Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления, которым была уготована долгая жизнь и завидная популярность». Тем не менее, самым ярким законодательным актом этого периода является ГК 1964г, который,  «отказавшись от договора запродажи, начал  изложение отдельных видов обязательств с договоров, опосредствующих отчуждение имущества в собственность, - купли-продажи, мены, дарения, займа, а также отсутствовавших в ГК 1922 г. поставки и контрактации». Как и в Основах гражданского законодательства 1961 г.  решающим признаком обособления договора поставки стало все то же различие между моментами его совершения и исполнения, необходимое как для типичных случаев планового распределения продукции, так и свободного ее отчуждения по усмотрению сторон.  Но, помимо этих определяющих признаков, В.В.Ровный находит другие: «и поставщиком, и покупателем (заказчиком) по прямому указанию закона могли быть только социалистические организации. Важно, наконец, и то, что отношения по поставке в тот период не всегда покоились на договоре, а потому не всегда совпадали с договором поставки: в отдельных случаях поставочные обязанности могли возникать непосредственно из актов планирования».
После принятия ГК в 1964 г разгорелись новые споры. Они были связаны с появлением договора контрактации— еще одной наряду с договорами купли-продажи и поставки правовой формы возмездного отчуждения имущества в собственность (оперативное управление). В.В.Ровный определил при анализе ст 267 ГК 1964г. вывел следующие особенности нового договора:
?             по данному договору отчуждалась только сельхозпродукция;
?             продавцами в нем выступали только колхозы и совхозы и только после внесенных в 1987 году дополнений - и другие хозяйства;
?             данный договор имел жесткую плановую основу, чем отличался не только от договора купли-продажи, но и поставки» 
Таким образом, новый договор поставки можно было отличить от договора контрактации по следующим признакам:
?             по предмету – в договоре поставки нет чёткого наименования передаваемой продукции;
?             по субъекту – в договоре поставки не оговаривалось какой именно организацией предоставляется продукция;.
?             договор поставки в отдельных случаях можно было заключать без опоры на плановые предпосылки;
?             поставка в отношениях между отдельными контрагентами с точки зрения их экономического содержания выступала как отношения хозяйства с хозяйством;
?             договор поставки не распространялся на организацию производства.
По тем же критериям договор контрактации можно было отличить от купли-продажи.
Наиболее интересным актом являются Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые впервые в рамках единой главы 9 наряду с договором купли-продажи (ст. 74) закрепили договоры поставки (ст. 79), контрактации (ст. 83), а также договор о снабжении энергетическими и другими ресурсами (ст. 84). В положениях перечисленных договоров отразились как достижение правовой науки, так и произошедшие на рубеже 80-90-х гг. общественно экономические преобразования. В.В Ровный пишет: «в договоре поставки, лишенном планового начала, поставщиками взамен соцорганизаций стали выступать предприниматели, обязующиеся в обусловленные сроки (срок) передать в собственность (полное хозяйственное ведение или оперативное управление) покупателю товар, предназначенный для предпринимательства или иных целей, не связанных с личным (семейным, домашним) потреблением. Наконец-то и договор контрактации был определен как договор, по которому производитель сельхозпродукции обязуется передать заготовителю (контрактанту) в собственность (полное хозяйственное ведение) произведенную им продукцию в сроки, количестве и ассортименте, предусмотренные договором, а контрактант обязуется оказать производителю содействие в ее производстве, принять ее и уплатить цену. В свою очередь, по договору о снабжении энергетическими и другими ресурсами через присоединенную сеть, снабжающая сторона обязывалась обеспечить потребителя (абонента) предусмотренными договором ресурсами, а потребитель — оплачивать стоимость принятых ресурсов». Таким образом, в основах 1991г все рассмотренные договоры приобрели формальную определённость.
При оценке нового положения договора поставки можно обратиться за помощью к мнению В. Витрянского. В своей работе, посвящённой договору поставки он пишет: «В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991 г., № 26, ст. 733) нормы о договоре поставки помещены в главе 9 Основ «Купля-продажа». И это правильно, так как договор поставки наряду с договорами розничной купли-продажи, энергоснабжения, контрактации, представляет собой отдельный вид договора купли-продажи. Поэтому определение понятия «договор купли-продажи» как договора, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную сумму (цену), в общем, плане
охватывает основные черты и договора поставки».
Таким образом, в истории договора поставки с дореволюционного периода до наших дней можно проследить три этапа. На первом этапе, который начался ещё задолго до революции, наблюдалась проблема в определении как места договора поставки среди купли-продажи и запродажи, так и в определении его отличительных признаков. При определении места договора поставки среди других договоров по возмездной передаче имущества, в основном выделялось два мнения. По одному из них поставка, запродажа и купля-продажа – это самостоятельные договоры, по другому мнению существовал только один договор- купля продажа. Что же касается отличительных признаков договора поставки, то выделялось два основных признака, один из которых - временной разрыв между заключением и исполнением отличал его от купли продажи, а другой – единый акт, с помощью которого договор не только заключался, но и исполнялся, отличал его от  запродажи. Проблема же признаков поставки, по мнению приверженцев единой купли продажи, заключалась в искусственности их создания. Такой разнобой во взглядах продолжал существовать до 60-х годов 20го столетия. С принятием нового гражданского кодекса и новых теоретических разработок, исследователям договоров по возмездному отчуждению продукции, удалось найти линию, с помощью которой возможно было чётко разграничить договор поставки от иных смежных договоров. Такой линией были два взаимодополняющих друг друга признака: первый из  них - плановый характер договора поставки, второй - разрыв во времени (помогал выделить поставку в тех случаях, когда она заключалась вне плана). На современном этапе при определении места договора поставки возникает много вопросов, особенно касающихся его соотношения с другими видами купли – продажи. Так, если исследователи договоров по возмездной передаче имущества смогли найти общую позицию в определении договора поставки как разновидности купли-продажи, то они же разразились долгими дискуссиями при определении соотношения договора поставки с договором  о государственных закупках и  договором контрактации.
Договор поставки - хозяйственный договор, является одной из разновидностей договора купли-продажи и аналогичен ему по форме. Согласно договору поставки поставщик обязуется в назначенные сроки (срок), не совпадающие с моментом заключения договора, передать товар в собственность (полное хозяйственное ведение либо оперативное управление) покупателю, который обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
Как отмечается в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки", квалифицируя правоотношения участников спора, судам необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 Кодекса, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа.
К таким квалифицирующим признакам, прежде всего, относятся: правовой статус поставщика и цель приобретения (покупки) товара.
В качестве продавца (поставщика) в договоре поставки выступает предприниматель. Это может быть коммерческая организация либо гражданин - индивидуальный предприниматель. Поставщик продает либо производимые им товары, либо товары, закупленные для продажи.
Имеет существенное значение, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.). В том случае, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаж.
Таким образом, данный признак свидетельствует о том, что и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью. Впрочем, субъектом договора поставки может быть и некоммерческая организация, если такого рода деятельность разрешена их учредителями и осуществляется в рамках их целевой правоспособности.
Отдельные исследователи, в частности, Брагинский М.И., добавляет к названным критериям еще два:
Во-первых, передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна осуществляться в обусловленный договором срок или сроки. Применительно к договору поставки срок (сроки) передачи товаров приобретает характер существенного условия договора.
Во-вторых, по договору поставки подлежат передаче не любые товары, а только производимые или закупаемые поставщиком. Таким образом, в качестве поставщика выступает коммерческая организация, специализирующаяся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимающаяся их закупками.
1.2 Условия договора поставки в российском праве. Предпринимательское значение договора поставки
 
Несмотря на экономический рост и развитие в последние годы российских производственных компаний, их отношение к проработке договоров с партнерами по бизнесу остается еще не достаточно серьезным. Большинство компаний не задумываются о том, что правовая и фискальная устойчивость и перспектива бизнеса определяются договорной схемой, положенной в основу деловых взаимоотношений с партнерами и клиентами. Встречаются случаи, когда компании годами работают по отлаженной схеме регулярных поставок своего товара клиентам без "надлежащего оформления отношений", т.е. ненадлежащим образом оформленного договора. Однако такая схема не может действовать бесконечно.
Специфика выработки условий договора поставки обусловлена тем, что он, как правило, рассматривается партнерами как рамочный, заключаемый на длительный срок, с закреплением в его тексте основных вопросов взаимоотношений сторон, обычно не подлежащих изменению в период действия обязательств по договору. Другие условия, касающиеся конкретных поставок, стороны согласовывают в заявках, заказах и иных подобных документах, подписываемых при реализации договора и являющихся, по сути, контрактами на каждую поставку.
При подобной схеме взаимоотношений сторон в рамочном договоре поставки большое значение имеют данные о том, кто, в какие сроки и в каком порядке высылает для согласования другой стороне проект заявки на определенную партию товара, где должны содержаться условия для данной партии. Без их определения договор становится трудно исполнимым, и, как показывает практика, в случае возникновения каких-либо разногласий сторон либо недобросовестности исполнения условий договора одной из них невозможно определить виновную сторону и возложить на нее ответственность. Кроме того, отсутствие данных условий существенно затрудняет выяснение отношений сторон с соответствующими организациями при возникновении вопросов налогового или таможенного характера. Один из самых значимых моментов для сторон договора поставки - его существенные условия. Текущая арбитражная и уголовная практика убеждает в необходимости тщательного подхода к их выработке при заключении договора.
По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п.1 ст.506 ГК РФ).
Особенность договора поставки является его возмездность, этот договор консенсуальный и взаимный. Главная особенность договора поставки, как следует из определения, это особый характер использования товара, являющегося его предметом. Согласно ст.506 ГК РФ такой товар приобретается "для хозяйственных целей", другими словами ля использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с семейным, домашним и другим использованием. Таким образом, товар приобретается по образцу договору поставки для дальнейшего производственного использования. Другими особенностями договора поставки являются:
?             несовпадение моментов заключения и исполнения договора поставки;
?             поставка товара обладающего, в основном, родовыми признаками;
?             возможность передачи будущих вещей (то есть покупатель может приобрести по образцу договору поставки еще не существующую вещь, которая будет произведена, поставлена и передана покупателю в будущем);
?             другое.
Несмотря на наличие четких отграничивающих признаков, на практике договор поставки зачастую носит смешанную форму и его непросто отграничить от иных гражданско-правовых договоров.
Так, например, такое условие о расчетах, предает договору поставки элементы иных гражданско-правовых соглашений: «Расчеты между сторонами осуществляются путем перечислений денежных средств покупателя поставщику, а также за счет встречных бартерных поставок на эквивалентной основе продукции покупателя потребителям поставщика. При согласии последнего допускается оплата покупателем продукции банковскими векселями и другими ценными бумагами с установленным сторонами дисконтом. Форма оплаты покупателем продукции поставщика согласуется сторонами на каждую партию и предусматривается в соответствующей спецификации на поставку этой продукции».
Как отмечает И.Г. Вахнин, с точки зрения юридической природы такой договор является смешанным, и в зависимости от целей сторон (формы возмещения за поставленный товар) могут использоваться элементы договора поставки или договора мены (бартера), если будут дополнительно согласованы существенные условия соглашения о передаче в обмен товаров или ценных бумаг - их наименование и количество[12].
При квалификации соглашения как договора поставки, как я уже отметила, играет роль цель приобретения товара. Однако юридическая цель договора поставки может иметь переменный характер. В одних случаях покупатель в качестве каузы рассматривает цель приобретения прав собственности на товар в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, в других - в связи с приобретением товара для хозяйственных нужд, т.е. для целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным потреблением. Таким образом, и такой договор будет носить смешанный характер.
В связи с рассмотренными особенностями целей договора поставки небеспочвенным является спор о том, может ли долгосрочный договор поставки рассматриваться как смешанный договор с элементами предварительного договора и договора купли-продажи. В литературе отражена дискуссия о предварительном характере договора поставки по прямым длительным хозяйственным связям, когда не согласованы существенные условия в спецификациях к нему.
Фактически же такой долгосрочный договор зачастую содержит элементы различных договоров: договора об организации заключения договора поставки товаров и собственно договора поставки, поскольку спецификации будут неотъемлемой частью этого долгосрочного соглашения. Однако долгосрочный договор поставки, тем не менее, сохраняет свою целостность как самостоятельный вид договора - договор поставки[13].
Согласно ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение
Существенными условиями договора поставки являются предмет договора, т.е. наименование и количество товара, его ассортимент и комплектность (ст.454-491 ГК РФ), срок поставки (ст.506 ГК РФ). Отдельные исследователи добавляют к этому списку еще и «период поставки» (мнение высказано Брагинским М.И)[14], но «период поставки» (ст.508 ГК РФ) является составной частью «срока поставки» и не является самостоятельным существенным условием. Также не входит в существенные условия договора поставки условие о его цене.
Названные выше условия, прежде всего, определяют содержание заключенного договора. Рассмотрим их подробнее.
Первое существенное условие договора поставки – предмет договора.
Предмет договора – это условия о товаре, о его наименовании, количестве и качестве.
Устанавливая предмет договора, стороны должны точно указать название продукции (товара), не допускающее подмены, а также номера стандартов, технических условий, артикулов и других необходимых документов, на соответствие которым предстоит проверять поступившую продукцию (товары). В целях уточнения предмета поставки товар может быть квалифицирован по Общероссийскому классификатору продукции[15].
В тех случаях, когда речь идет об изделиях одного наименования, но с различными признаками, стороны обязаны предусмотреть это в тексте договора. Возможно, что поставляемая продукция имеет сложные характеристики. Тогда их описание дается отдельно в специальном приложении, которое является неотъемлемой частью договора.
Наряду с точным наименованием товара должно быть указано его точное количество. Для его установления используют общепринятые параметры веса, длины, объема; штуки, комплекты и т.д. В тех случаях, когда продукция (товар) поставляется по весу, в тексте договора необходимо оговорить вес брутто или нетто, либо и тот и другой, где нетто - это вес без тары и упаковки; брутто - с тарой и упаковкой. Возможны и другие единицы измерения.
Отдельные товары, в виду их специфических свойств, не измеряются стандартными единицами измерения и поставляются насыпью, навалом или наливом (таковыми грузами, например, являются: алебастр молотый, бокситы, галька, гипс технический, горох дробленый лущеный, гравий, грунт, зерно гороха, зола древесная, кокс высокосернистый, некоторые другие грузы.). При поставке такой продукции допускается обозначение количества оговоркой «около» или опционом, которое обычно ставится перед цифрой, определяющей количество товара, а иногда после цифры, обозначающей количество. Однако при этом проставляется словосочетание «больше или меньше __%» или дается другой знак обозначения: «__%».
Некоторые продовольственные товары имеют тенденцию к изменению своего веса в процессе транспортировки и хранения. Точный вес такой продукции в договоре определить невозможно. И поэтому часто используется предварительное соглашение при заключении договора (опцион), и в ряде случаев обозначение количества дополняется оговоркой «около». Как правило, опцион используется при дальних перевозках овощей и фруктов. По взаимному согласию сторон, определив вес, допускается сделать запись «+, - 10 %», но при этом необходима оговорка о том, кому из участников договора предоставляется право пользоваться отступлением от установленной цифры[16].
Еще одно условие, которое входит в предмет договора – это условие о качестве. Под качеством (ст.469 ГК РФ) поставляемого товара понимается соответствие его свойств уровню требований договора или закона, а также совокупность признаков, которые определяют его пригодность для использования по назначению[17].
Согласно ст.469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, обладающий надлежащим качеством.
В соответствии с ГК РФ, при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В том случае, если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Если предстоит определять качество поставляемого товара по образцам, то поставщик обязан представить их покупателю для утверждения. Только после такого утверждения этот образец будет считаться эталоном. В подобных случаях в договоре должны быть учтены сведения о количестве отобранных образцов и порядке сравнения их с поставляемой продукцией (товарами). Во избежание в дальнейшем споров об идентичности образцов третий экземпляр стоит передать на хранение нейтральному предприятию, организации, а в тексте договора сделать соответствующую оговорку и указать наименование этого учреждения.
Качество определенной продукции должно подтверждаться сертификатом качества, который выдается уполномоченной на то государственной организацией, а также ветеринарным и санитарным сертификатом. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг в РФ, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации определяет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 30.12.2009) "О техническом регулировании" (принят ГД ФС РФ 15.12.2002) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.01.2010)[18].
Второе существенное условие договора поставки – срок поставки.
Сроки поставки - согласованные сторонами и предусмотренные в договоре временные периоды, в течение которых продавец должен передать товар покупателю[19].
Следует отметить, что не все исследователи выделяют срок поставки в существенное условие рассматриваемого договора. Как отмечает, И.Г. Вахнин, нет необходимости признавать срок существенным условием договора: это вызвало бы негативные последствия для сторон, так как лишило бы их права соглашаться на заключение между ними договора купли-продажи и использовать права параграфа 1 главы 30 ГК РФ. Видимо, эти моменты были приняты во внимание Высшим Арбитражным Судом (ВАС) РФ, который в п.7 постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" разъясняет определение сроков передачи товара в договоре поставки.
Как верно подчеркивает Б.Завидова, ученые-правоведы в основном обходят молчанием вопрос о том, является ли срок в рассматриваемых договорах существенным или несущественным условием договоров подобных видов.
Иные известные специалисты-правоведы, прокомментировавшие многие статьи Гражданского кодекса о договоре купли-продажи (в частности, Н.И.Клейн, Г.Л.Левшина), не говорят о том, что срок поставки в данных договорах не является существенным условием. Напротив, авторы говорят о важности указания на срок договора.
На мой взгляд «срок договора поставки» - это все-таки его существенное условие. Во-первых, законодатель включил указание на срок в само определение договора поставки. Во-вторых, срок действия договора – определяет момент начало и окончания обязательств, что для договора поставки имеет определяющее значение.
Согласно ст.190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой (договором) срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Гражданское законодательство содержит следующие дефиниции срока:
- начало срока, определенного периодом времени (ст.191 ГК РФ);
- окончание срока в нерабочий день (ст.193 ГК РФ);
- порядок совершения действий в последний день срока (ст.194 ГК РФ).
Общеобязательное включение в договор сроков передачи товара связано с тем, что товар может передаваться в целом (партией товара) либо отдельными партиями (еженедельно, ежемесячно) и т.д.
В случаях, когда моменты заключения и исполнения договора не совпадают, а сторонами не указан срок поставки товара и из договора не следует, что она должна осуществляться отдельными партиями, при разрешении споров необходимо исходить из того, что срок поставки устанавливается по правилам, изложенным в ст.457 ГК РФ. Согласно этим правилам, срок исполнения продавцом (поставщиком) обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет этого сделать, то в соответствии со ст.314 ГК РФ, где в п.2 сказано, что в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. В абзаце 2 п.2 ст.314 ГК законодатель указывает, что обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
Как отмечает Б.Завидов, момент исполнения продавцом своей обязанности передать товар покупателю определяется одним из трех вариантов: во-первых, при наличии в договоре условия об обязанности продавца по доставке товара - моментом вручения товара покупателю; во-вторых, если в соответствии с договором товар должен быть передан покупателю в месте нахождения товара - моментом предоставления товара в распоряжение покупателя в соответствующем месте; в-третьих, во всех остальных случаях - моментом сдачи товара перевозчику или организации связи[20].
Таким образом, сроком исполнения обязательства должна признаваться дата документа, подтверждающего принятие товара перевозчиком или организацией связи для доставки покупателю, либо дата приемосдаточного документа. Дата исполнения продавцом своей обязанности по передаче товара имеет важное значение, поскольку именно этой датой, как правило, определяется момент перехода от продавца к покупателю риска случайной гибели или случайной порчи товара.
Между тем, срок действия договора поставки является одним из спорных вопросов. Одни исследователи говорят о том, что с прекращением срока действия договора обязательства из него прекращаются.
Другие исследователи отмечают, что на самом деле договорные обязательства могут быть возложены на сторону не только в пределах срока действия договора.

1.3 Особенности договора поставки для государственных нужд

 
В соответствии со ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а так же заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 530 ГК РФ).
Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счёт средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Федеральные государственные нужды — это потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация[21].
Необходимо отметить, что законодатель чётко определяет цели поставок продукции для федеральных государственных нужд:
?            создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;
?            поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности;
?            обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;
?            реализации федеральных целевых программ.
Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, и объёмы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
К отношениям по поставкам для государственных нужд в части, неурегулированной разделом Кодекса, применяются правила о договоре поставки. При отсутствии же соответствующих правил в § 3 гл. 30 к отношениям, возникающим из договора поставки товаров для государственных нужд. на основании п. 5 ст. 455 подлежат применению общие положения о купле-продаже.
При поставках для государственных нужд сельскохозяйственной продукции применимы также соответствующие нормы о договоре контрактации.
Помимо ГК отношения по поставке товаров для государственных нужд регулируются специальными законами о поставке товаров для государственных нужд: Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. (в ред. от 17 марта 1997 г.) «0 поставках продукции для федеральных государственных нужд»; Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве»; Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе».
«Иерархия» перечисленных актов устанавливается в п. 2 ст. 525 ГК. Первая его часть предусматривает, что к соответствующим отношениям должны применяться правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено ГК РФ. А вторая часть устанавливает, что к отношениям по поводу поставки товаров для государственных нужд субсидиарно применяются законы о поставке товаров для государственных нужд.
ГК РФ, во-первых, рассматривает нормы о поставке для государственных нужд как специальные, а во-вторых, в специальную норму о данном виде договора помещает отсылку к закону, такой закон и все включенные в него нормы приравниваются к специальным нормам ГК, посвященным тому же виду договора. Исходя из изложенного, очевидно, следует, что общие положения о поставке применяются к поставке для государственных нужд, если правилами о поставке для государственных нужд, содержащимися в ст. 525-534 ГК и в других законах, не установлено иное[22].
Поставка товаров выполняется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику, либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Государственный контракт и договор поставки для государственных нужд, как следует из п. 5 ст. 454 ГК и п. 2 ст. 525 ГК, являются видом договора купли-продажи и разновидностью договора поставки (подвид поставки), так как товары покупаются не для личного, семейного, домашнего потребления. От договора поставки как такового они отличаются целью продажи и приобретения товаров (государственные нужды), а также участием в поставках государственных органов — государственных заказчиков либо по их указанию иных лиц. При этом государственные потребности обеспечиваются за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации. Государственным контрактом этот договор именуется потому, что одной из его сторон выступает государственный заказчик, размещающий заказы на товары для государственных нужд.
Государственным заказчиком может выступать федеральный орган исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определенные органами власти федеральное казенное предприятие или государственное учреждение и иные коммерческие и некоммерческие организации независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм. Функции государственного заказчика по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд могут выполнять продовольственные корпорации[23]. Государственные заказчики разрабатывают заказы на поставку товаров для государственных нужд и размещают их в организациях-поставщиках путем заключения государственного контракта.
В качестве поставщика могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, удовлетворяющие квалификационным требованиям, определенным в соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд[24].
В соответствии с Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» заказы могут размещаться как на конкурсной основе путем проведения открытых или закрытых конкурсов, так и без проведения конкурсов.
Основным документом, определяющим права и обязанности государственного заказчика и поставщика и регулирующим их правовые и организационно-технические отношения, является государственный контракт.
Для государственного заказчика, разместившего заказ, принятый поставщиком (исполнителем), заключение государственного контракта обязательно. Для поставщика заключение государственного контракта обязательно лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что госзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Обязанность заключить государственный контракт установлена, прежде всего, для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке (предприятий-монополистов)[25]. Условие о возмещении убытков неприменимо в отношении казенного предприятия (ст. 527 ГК), обязанного заключить договор независимо от убыточности производства.
В соответствии с условиями госконтракта поставщик по государственному контракту может осуществлять поставку:
а) непосредственно государственному заказчику;
б) другим лицам, указанным в отгрузочной разнарядке государственного заказчика;
в) не государственному заказчику, а другому покупателю на основании заключенного непосредственно с ним во исполнение государственного контракта договора поставки товаров для государственных нужд. Основанием для заключения договора непосредственно между поставщиком и покупателем является так называемое извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом.
В целях экономического стимулирования поставок продукции для государственных нужд поставщиком могут предоставляться льготы по налогообложению, кредиты на льготных условиях, валютные средства, целевые дотации и т.п.
Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика с государственным заказчиком при выполнении государственного контракта.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» государственным контрактом могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказания консультативной и иной помощи поставщику без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего.
По решению Правительства РФ государственный заказчик может вносить необходимые изменения в государственный контракт или прекращать его действие при условии возмещения им убытков поставщиком в соответствии с действующим законодательством.
Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этим контрактом. К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие её безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.
Не допускается приобретение при выполнении государственного контракта продукции иностранного производства за исключением случаев, когда производство аналогичных видов продукции в Российской Федерации невозможно или экономически нецелесообразно.
Поставляемая по государственным контрактам продукция, подлежащая в соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации, должна иметь сертификат или знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на это органом.
Порядок заключения госконтрактов и договоров поставки для государственных нужд обладает значительными особенностями и детально регламентирован в ст. 528 и 529 ГК. В этих статьях содержатся правила, определяющие порядок и сроки направления проектов госконтрактов и договоров поставки для государственных нужд, их возвращения другой стороне, согласования разногласий, возникающих при их заключении, и др. Если сторона, для которой заключение госконтракта обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона может о6ратиться в суд с иском о понуждении этой стороны заключить договор. Аналогичное правило действует и в отношении поставщика (исполнителя) по договору поставки для государственных нужд. Если последний уклоняется от заключения договора, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его к заключению договора на условиях разработанного покупателем проекта договора. Покупателю же предоставлено право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку (ст. 530 ГК).
Порядок заключения договора поставки товаров для государственных нужд.
1. Если государственным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд, государственный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным заказчиком в соответствии с государственным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных нужд.
2. Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.
3. Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течении тридцати дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.
4. Сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных нужд с протоколом разногласий, должна в течении тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в её редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.
5. Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.
Таким образом, стороны могут выбирать один или несколько вариантов порядка поставки товаров для государственных нужд:
?            передача товаров (поставка) может осуществляться непосредственно государственному заказчику одним из способов, установленных ст. 458, 510 ГК;
?            товары могут передаваться (поставляться) лицам, указанным в отгрузочной разнарядке государственного заказчика;
?            поставщик по государственному контракту может осуществлять поставку товаров на основании договора поставки, заключаемого с другим лицом — покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении.
Данный порядок заключения договора поставки товаров для государственных нужд предусматривает сроки заключения договора поставки поставщиком с покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении, направляемом им поставщику не позднее 30 дней со дня заключения государственного контракта.
Заключение лицом, указанным в качестве покупателя, договора поставки товаров для государственных нужд с поставщиком по государственному контракту способствует согласованию количества и ассортимента товаров и иных условий договора с лицом, являющимся непосредственным исполнителем договора, и позволяет отразить в договоре фактические потребности в товарах.
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику по государственному контракту, направленное государственным заказчиком, не порождает обязанности поставщика заключить договор поставки, если государственным контрактом не предусмотрено право государственного заказчика направлять извещение о прикреплении. Таким образом, обязанность поставщика заключить договор поставки товаров для государственных нужд с покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении, вытекает из добровольно принятого им на себя обязательства по государственному контракту (см. ст. 421 ГК). Извещение о прикреплении не порождает и обязанности покупателя заключить договор. Таким образом, извещению о прикреплении не присущ характер планового акта.
В случаях, когда из государственного контракта возникла обязанность поставщика заключить договор поставки с лицом, указанным в извещении о прикреплении, однако поставщик уклоняется от заключения договора или отказывается заключить договор, возможен иск покупателя о понуждении поставщика заключить договор.
Количество товара, подлежащего передаче для государственных нужд, указывается в договоре в объеме, не меньшем, чем определено государственным заказчиком.
В случаях, когда поставка осуществляется непосредственно госзаказчику или по его указанию получателям, названным в отгрузочной разнарядке, оплата товара производится государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен госконтрактом. При поставке товаров покупателям на основании договоров поставки товаров для государственных нужд, заключенных непосредственно между поставщиком и получателем, товары оплачиваются покупателями. Государственный заказчик при этом признается поручителем (ст. 361-367 ГК) по этому обязательству покупателя (ст. 531, 532 ГК). Это означает, что при отказе покупателя от оплаты либо при просрочке оплаты государственный заказчик как поручитель несет перед поставщиком солидарную с покупателем ответственность, если госконтрактом не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (ст. 363 ГК).
Порядок исполнения государственного контракта
В случаях, когда в соответствии с условиями государственного контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными ст. 506-523 ГК.
В случаях, когда поставка товаров для государственных нужд осуществляется получателям, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом.
Если государственным контрактом предусмотрена передача товаров поставщиком государственному заказчику либо получателям (другим лицам), указанным в отгрузочной разнарядке, то при исполнении государственного контракта стороны руководствуются правилами, установленными для исполнения договора поставки, а при их отсутствии — основными положениями о купле-продаже (см., например, ст. 509).
Особенностью исполнения такого договора является оплата переданных получателям товаров непосредственно государственным заказчиком, если иной порядок расчетов не определен государственным контрактом.
Порядок оплаты товара по договору поставки товаров для государственных нужд:
?             при поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным контрактом;
?             при оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (ст. 361-367).
Данный порядок устанавливает непосредственное воздействие государственного контракта на содержание договора поставки, заключаемого на основе извещения государственного заказчика о прикреплении покупателя к поставщику.
Цена товаров, согласованная при заключении государственного контракта, должна применяться сторонами при заключении договора поставки. Покупатель товаров, заключивший договор поставки, сам оплачивает товары, в отличие от получателя, которому поставка производится на основании отгрузочной разнарядки.
Однако этот порядок диспозитивен и не лишает стороны договора возможности определить иной порядок расчетов и согласовать иную цену, чем цена, установленная в государственном контракте.
В случаях, когда в соответствии с договором поставки товаров для государственных нужд оплата осуществляется покупателем, государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству. Такое правило означает, что при отказе покупателя от оплаты либо нарушении им сроков оплаты поручитель — государственный заказчик несет перед поставщиком солидарную с покупателем ответственность, если госконтрактом не предусмотрена иная (ст. 363 ГК).
Ответственность при поставке товаров для государственных нужд, строится по общим правилам о договорной ответственности. Наряду с взысканием убытков она может выражаться во взыскании неустойки (пени, штрафа). Особая значимость поставки товаров для государственных нужд обусловила достаточно широкое применение законной неустойки и повышенную ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение ряда обязанностей. Так, при необоснованном уклонении поставщика от заключения госконтракта на поставку товаров для федеральных государственных нужд поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта; за просрочку поставки или недопоставку товаров по госконтракту поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 50% стоимости недопоставленного товара, кроме уплаты неустойки, возмещая также понесенные покупателем убытки[26]; за поставку в государственный резерв некомплектных или недоброкачественных материальных ценностей поставщик уплачивает штраф в размере 20 % стоимости забракованных товаров[27] и др.
В законе предусмотрены и особые случаи ответственности государственного заказчика. Так, согласно ст. 533 ГК, если поставщику в связи с выполнением госконтракта причинены убытки, то они подлежат возмещению государственным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи товара. При невозмещении указанных убытков поставщик вправе не только отказаться от исполнения госконтракта и от заключенного им на его основе с непосредственным получателем товара договора поставки товаров для государственных нужд, но и потребовать от государственного заказчика возмещения убытков, вызванных расторжением госконтракта. Убытки, причиненные таким отказом покупателю по договору поставки товара для государственных нужд, также должны быть возмещены государственным заказчиком, а не поставщиком.
Аналогичное правило действует и при отказе государственного заказчика полностью или частично от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом. Такой отказ возможен лишь в случаях, предусмотренных законом, и при условии возмещения поставщику убытков, причиненных отказом. Также государственным заказчиком (а не поставщиком) возмещаются убытки покупателя по договору поставки для государственных нужд, которые он понес в связи с расторжением или изменением заключенного с ним договора вследствие отказа государственного заказчика от товара, предусмотренного госконтрактом (ст. 534 ГК).

Глава 2
Содержание, заключение и исполнение договора поставки
2.1 Права и обязанности сторон по договору поставки
Успешное исполнение договора подразумевает, конечно же, надлежащее исполнение сторонами договора (в нашем случае это поставщик и покупатель) их обязанностей. Поэтому в данной главе я уделю особое внимание обязанностям сторон договора поставки, а также их правами, так как целесообразней всего рассматривать права и обязанности не в отрыве друг от друга, а как единое целое.
Обязанности поставщика
Следует отметить, что договор поставки является двусторонним. Таким образом, можно сделать вывод, что и поставщик, и наниматель имеют обязательства по его исполнению.
Обязанности поставщика заключаются в передаче товара покупателю со всеми необходимыми принадлежностями и документами в согласованном количестве, ассортименте, комплекте (комплектности), установленного качества, свободным от прав третьих лиц, в надлежащей таре (упаковке). С моей точки зрения необходимо отметить тот факт, что обязанность по передаче товара вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару, а также обязанность по передаче товара свободным от прав третьих лиц, регулируются в договоре поставки общими положениями о купле-продаже.
Обязанность передать товары покупателю осуществляется путем отгрузки их покупателю или лицу, указанному в договоре в качестве покупателя, либо путем предоставления товаров в распоряжение покупателя в месте нахождения поставщика.
По общему правилу, поставщик обязан доставить товар покупателю, следовательно, если в договоре не определено условие о распределении обязанностей и расходов сторон по транспортировке товаров обязанность доставки лежит на поставщике.
Ему также принадлежит право выбора вида транспорта и других условий доставки, если они не определены в договоре и не вытекают из нормативных актов. Договор поставки обычно предусматривает передачу покупателю товаров отдельными партиями в течение срока договора, т.е. определяется периодичность поставок. Но чтобы это имело силу, его необходимо включить в договор, иначе поставщик будет должен передать покупателю все количество товаров единовременно. Если из договора вытекает периодичность поставок, однако сами периоды (сроки) поставок не определены, поставщик, как правило, обязан поставлять товары покупателю равномерными партиями помесячно.
Досрочная поставка не допускается без согласия на то покупателя. Если товар без согласия покупателя поставлен досрочно, то он принимается покупателем на ответственное хранение и будет оплачиваться по цене, действующей на момент наступления соответствующего срока поставки, за вычетом суммы расходов по хранению.
Поставщик обязан передать покупателю установленное договором количество товаров.
Способы определения количества товара в договоре поставки аналогичны общим правилам договора купли-продажи. Нарушение поставщиком условия о количестве товара (недопоставка) дает покупателю право: уведомить поставщика об этом и отказаться от принятия просроченных товаров. Однако товары, поставляемые до получения поставщиком уведомления, покупатель обязан принять и оплатить. Покупатель может приобрести недопоставленные товары у других лиц и отнести на поставщика все расходы на их приобретение при условии, что эти расходы являются необходимыми.
Договором и в некоторых случаях  законом, предусматривается неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров.
Поставка является суммированным обязательством, т.е. предполагает, что количество товаров, подлежащих поставке, в каждом из периодов складывается из количества товаров, предусмотренных для данного периода договором, а также из количества товаров, недопоставленных в предыдущем периоде.
Как правило, неустойка взыскивается с поставщика на момент фактического исполнения им договорных обязательств.
Если поставлен товар ненадлежащего качества, то требования, основанные на поставке недоброкачественных товаров, могут быть заявлены поставщику не только покупателем, но и получателем товара, т.е. лицом, которому покупатель поставил право получить товар. Если поставлен товар ненадлежащего качества, покупатель (получатель) товара может предъявить требования о соразмерном уменьшении покупной цены, о безвозмездном устранении недостатков товара, о возмещении собственных расходов на устранение недостатков, о замене недоброкачественного товара доброкачественным, о расторжении договора.
Если покупатель потребовал замены товаров, а поставщик этого требования не выполнил в установленный срок, покупатель вправе приобрести аналогичные товары у других лиц с отнесением на поставщика всех необходимых расходов  по их покупке.
Такие же последствия влечет нарушение условия о комплектности товара.
Права поставщика
Кроме обязанностей поставщик обладает рядом прав. Так, например, в случае невыборки покупателем (получателем) товаров в установленный договором поставки срок, а при его отсутствии – в разумный срок после получения уведомления поставщика о готовности товаров поставщик имеет право отказаться от исполнения договора либо требовать от покупателя оплаты товаров.
Следует также отметить, что в случаях, когда покупатель без установленных законодательством или договором поставки оснований не принимает товары от поставщика или отказывается от их принятия, поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товаров.
Если договором поставки предусмотрена отгрузка товаров в адрес третьего лица, при этом оплата товаров осуществляется этим получателем (плательщиком), и последний необоснованно отказался от оплаты либо не оплатил товары в установленный договором срок, поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя.
Поставщик (продавец) также может предъявить покупателю требования о возмещении убытков в виде разницы между установленной в договоре ценой и ценой по совершенной взамен сделке, если в разумный срок после расторжения договора поставки поставщик вследствие нарушения обязательства покупателем поставщик (продавец) продал товары другому лицу по более низкой, чем предусмотренная договором, но разумной цене.
Обязанности покупателя
При поставке товаров поставщиком правовые нормы Гражданского кодекса предусматривают следующие обязанности покупателя:
1.             Совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
2.             Осмотреть принятые товары в срок, определенный законодательством или договором поставки; в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законодательством или договором поставки, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
3.             При получении товаров от транспортной организации проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законодательством, регулирующим деятельность транспорта.
4.             Обеспечить сохранность товаров (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика при отказе от переданных поставщиком товаров.
5.             Осуществить осмотр переданных товаров в месте их передачи.
6.             Оплатить поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
7.             Возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступили товары, в порядке и сроки, установленные законодательством. Однако следует отметить, что тара (упаковка) однократного использования возврату не подлежит.
Таким образом, можно сделать вывод, что основные обязанности покупателя по договору поставки заключаются в принятии товара и его оплате. Если поставка осуществляется поставщиком, покупатель обязан осмотреть товары, проверить их количество и качество. Если товары вручены транспортной организацией, покупатель должен проверить соответствие товаров сопроводительным документам и принять эти товары от транспортной организации в установленный срок. Если покупатель сам вывозит товар, он должен его осмотреть непосредственно в месте передачи. Покупатель может отказаться от принятия товара, если будут основания отказа, предусмотренные законом, нормативным актом, договором. Покупатель, отказавшийся принять товары, должен обеспечить их сохранность и немедленно уведомить поставщика о своем отказе. Поставщик обязан после получения уведомления либо вывести товар, либо каким-нибудь образом распорядиться им иначе; покупатель сам может реализовать товар, вернуть его стоимость поставщику за вычетом расходов по
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.