На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое регулирование рекламы на телевидении, радио, в сети Интернет

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание работы
 
Введение....3
Глава 1 Правовое регулирование рекламы на телевидении, радио, в сети Интернет.....4
1.1. Регулирование рекламы на телевидении.....4
1.2. Регулирование рекламы на радио......7
1.3. Регулирование рекламы в сети Интернет......10
Глава 2 Анализ законодательного регулирования рекламы.....12
2.1. Сложности рекламного законодательства......12
2.2. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.....16
Глава 3 Практическая часть. Решение задачи.......18
Заключение........26
Список литературы..........27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Правовое регулирование рекламы на телевидении, радио, в сети Интернет
1.1. Регулирование рекламы на телевидении.
Правовое регулирование рекламы в телепрограммах и телепередачах направлено, с одной стороны, на защиту телезрителя от чрезмерного количества рекламы, а с другой – на обеспечение интересов телекомпаний, для которых доходы от рекламы являются важнейшим условием нормального функционирования.
Действующий Закон о рекламе сократил общий объем рекламы не телевидении и ввел правила ее детального регулирования.
В законе выделяются два способа телерекламы:
1) прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой – остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы;
2) совмещение рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы.
Правила, установленные законом, можно разделить на общие для любых видов телерекламы, специальные и исключения из установленных правил.
К общим правилам распространения рекламы на телевидении можно отнести следующие:
1) совокупная продолжительность любой рекламы в телепрограмме не может превышать 15 процентов времени вещания в течение часа (норма вступила в силу с 1 января 2008 г.);
2) не допускается прерывание рекламой и совмещение с рекламой религиозных телепередач и любых других телепередач продолжительностью менее 15 минут, а также телепередач, транслируемых в соответствии с Федеральным законом от 3 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (далее – Закон о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ);
3) не допускается распространение рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.
Специальные правила установлены в зависимости от способа распространения телерекламы и вида передачи, в которой осуществляется распространение рекламы.
Для рекламы способом прерывания телепрограммы или телепередачи установлены следующие правила:
1) прерывание телепередачи или телепрограммы рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой;
2) не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской, трансляцию агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдуме;
3) при трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи.
Для рекламы, распространяемой способом наложения на кадр транслируемой телепрограммы, установлены следующие запреты: реклама не должна занимать более чем 7 процентов площади кадра и накладываться на субтитры и надписи разъясняющего характера.
Специальные правила телерекламы в детских и образовательных передачах сводятся к установлению объема рекламы в зависимости от продолжительности телепередачи. Распространение рекламы допускается только непосредственно в начале передачи и перед ее окончанием в определенном объеме (табл. 1):
Таблица 1
Продолжительность и объем рекламы

Отнесение телепередачи к детской, образовательной или религиозной определяется, исходя из тематики передачи и ее целевой аудитории.
Для трансляции в прямом эфире или в записи спортивного соревнования установлены следующие специальные правила распространения рекламы:
1) трансляция может прерываться рекламой, в том числе спонсорской, только в перерывах в ходе спортивных соревнований или во время их остановок;
2) трансляция спортивного соревнования, в котором не предусмотрены перерывы или остановки, может прерываться рекламой таким образом, чтобы прерывание трансляции не привело к потере части существенной информации о спортивном соревновании. При этом общая продолжительность такой рекламы не может превышать 20 процентов фактического времени трансляции спортивного соревнования.
Для прерывания рекламой иных телепередач, в том числе художественных фильмов, действует ограничение: продолжительность каждого прерывания указанных телепередач рекламой не должна превышать четыре минуты.
Из перечисленных выше общих и специальных правил имеются исключения.
1. Разрешается распространение спонсорской рекламы в начале и перед окончанием религиозных передач и передач продолжительностью менее 15 минут общей продолжительностью до 30 секунд.
2. Все перечисленные правила, за исключением требования к уровню звука рекламы, не распространяются на телепрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких телепрограммах продолжительность рекламы составляет 80 процентов и более времени фактического вещания в течение суток.
3. Ограничения, установленные Законом о рекламе в отношении рекламы отдельных видов товаров, не распространяются на следующие виды рекламы:
• реклама, размещенная в месте события, транслируемого в прямом эфире или в записи, за исключением специально созданных для трансляции постановок;
• реклама, распространяемая в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.
4. Все перечисленные правила не распространяются на размещаемую в телепрограммах информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу, логотип телепрограммы и информацию о данной телепрограмме.
В целом, объем телерекламы должен значительно сократиться, поскольку в период действия утратившего силу закона о рекламе перерывы для рекламы на телеканалах в часы массового просмотра телепередач составляли в среднем семь минут и повторялись через каждые 15 минут. Общий объем рекламы на телевидении ранее не должен был превышать 20 процентов эфирного времени, однако в законе не было указано, в соотношении с каким временным периодом (час, сутки, неделя, год) следует определять данные 20 процентов. Также в ранее действовавшем законе были установлены ограничения на повтор рекламы.
Для реализации правила об уровне звука трансляции рекламы необходимо принять специальный нормативный акт – технический регламент, в котором должны быть определены параметры соотношения уровней звука. Также важно определить методику измерения звука и его сравнительной оценки, выбрать технические устройства, измеряющие звук для целей оценки и составления отчета по результатам измерений.
Реклама в кино– и видеообслуживании
В целях защиты кинозрителей от излишнего количества рекламы законом установлен запрет на прерывание рекламой демонстрации фильма, а также на совмещение рекламы с демонстрацией фильма способом «бегущей строки» или иными способами ее наложения на кадр демонстрируемого фильма при кино– и видеообслуживании. Согласно постановлению правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. № 1264 «Об утверждении правил по киновидео-обслуживанию населения», под кино– и видеообслуживанием понимается услуга по показу художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных, кино– и видеофильмов, предназначенных для публичной демонстрации кино– и видеозрелищными предприятиями и имеющими прокатные удостоверения установленного образца, выданные в установленном порядке.
Закон не устанавливает ограничения на время демонстрации рекламы до начала фильма, и практика показывает, что число рекламных материалов в кинотеатрах является весьма существенным при отсутствии нарушений установленных действующим Законом о рекламе правил.
Кроме того, требует законодательного регулирования вопрос рекламы определенных товаров, товарных знаков и производителей, включенной в сценарий фильма. Понятны интересы кинопродюсеров, получающих таким образом средства на создание фильма, однако интересы кинозрителей также должны обеспечиваться, хотя бы указанием в законе на необходимость информирования потребителей о подобной рекламе.
Согласно статье 2 Закона о рекламе, его действие не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Регулирование рекламы на радио
Правовое регулирование радиорекламы во многом совпадает с правовым регулированием рекламы на телевидении. На радио возможно распространение рекламы одним способом – это прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой.
Для рекламы на радио установлены следующие общие требования.
1. Прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания передачи спонсорской рекламой.
2. В радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать 20 процентов времени вещания в течение суток.
3. Не допускается прерывать рекламой религиозные радиопередачи и радиопередачи продолжительностью менее 15 минут. Исключение сделано для спонсорской рекламы, которая может распространяться в начале и/или в конце радиопередачи общей продолжительностью не более 30 секунд.
4. Не допускается прерывать рекламой, в том числе спонсорской, трансляцию агитационных материалов.
5. Не допускается размещать рекламу в радиопередачах, транслируемых в соответствии с Законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ.
6. Не допускается распространять рекламу в дни траура, объявленные в Российской Федерации.
7. При трансляции рекламы уровень ее звука, а также уровень звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должны превышать средний уровень звука прерываемой рекламой радиопрограммы или радиопередачи. Для определения требований к параметрам соотношения уровня звука рекламы и уровня звука прерываемой ею радиопрограммы или радиопередачи должен быть принят технический регламент.
Специальные требования установлены для рекламы в детских и образовательных радиопередачах: реклама может распространяться непосредственно в начале и перед окончанием радиопередачи, а ее разрешенная продолжительность зависит от продолжительности радиопередачи и совпадает с продолжительностью, установленной для телерекламы в аналогичных передачах.
Специальные требования к рекламе в период радиотрансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований полностью совпадают с аналогичными требованиями к рекламе на телевидении.
Специальные требования для прерывания радиорекламой иных передач заключаются в разрешении прерывать рекламой передачу столько раз, сколько 15-минутных периодов включают в себя эти радиопередачи, а также дополнительно спонсорской рекламой непосредственно в начале и перед окончанием радиопередачи, при условии, что общая продолжительность такой спонсорской рекламы не превышает 30 секунд.
Все перечисленные выше требования не распространяются на радиопрограммы, которые зарегистрированы в качестве средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, и транслируются на основании лицензии на вещание, при условии, что в таких радиопрограммах продолжительность рекламы составляет 80 процентов и более времени фактического вещания в течение суток.
Установленные ограничения не относятся к размещаемой в радиопрограммах информации о радиопередачах, транслируемых по соответствующему радиоканалу, сообщениям о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также к иной информации о данной радиопрограмме.
Требования к радиорекламе изменились в новом законе не столь существенно, как требования к рекламе на телевидении. Ограничение количества радиорекламы установлено в виде 20 процентов времени вещания в течение суток, в то время как на телевидении реклама не должна занимать более 15 процентов времени вещания в течение часа.
 
 
 
 
 
1.3. Регулирование рекламы в сети Интернет
Наиболее активно развивающимся видом рекламы сегодня является реклама в сети Интернет.
Нормативное регулирование взаимоотношений участников рекламной деятельности в
Интернете отсутствует как в основном Федеральном законе "О рекламе", так и в других правовых актах.
Для начала следует определиться с понятием рекламы в сети Интернет. С учетом все
нарастающих темпов развития технологий и способов их применения можно говорить о ряде видов рекламы в Интернете, выделим наиболее используемые. Веб-страницы - страницы Интернета, содержащие сведения о рекламируемом товаре,
работе, услуге.
Обратим внимание на то, что создание веб-сайта фирмы может преследовать и иную цель, например, опрос потенциальных потребителей продукции в виде форума или даже дистанционная продажа. Как правило, веб-страницы являются комбинированными, т.е. выполняют несколько названных функций.
Проведя анализ представленной г-ном И.С. Аглицким классификации стратегий интернет-
маркетинга <3>, можно определить, что сайты фирм при всех обозначенных стратегиях в
определенной мере выполняют рекламные функции. Согласно названной классификации
выделяют следующие стратегии интернет-маркетинга:
--------------------------------
<3> Аглицкий И.С. Особенности современного Интернета // Финансовая газета. 2005. N 23.
1) пассивная - на статическом информационном сайте представлен традиционный буклет о компании и ее услугах (легко создается, редко обновляется);
2) активная - на сайте с достаточно высокой степенью обновления выставляются
предложения для реальных и потенциальных клиентов (скидки, призы, лотереи, конкурсы,
электронные купоны и т.д.);
3) рабочая - основная функция сайта заключается в оформлении и исполнении заказов
(нужен постоянный контроль за платежами и отправкой товаров);
4) рекламная - сайт служит преимущественно для рекламирования товаров и услуг
компании-продавца (необходимо достаточно частое обновление материалов);
5) комбинированная - все элементы перечисленных стратегий в той или иной степени
сочетаются.
Эффективность веб-сайта как рекламного продукта прямо пропорциональна его
незамысловатости, чего нельзя сказать, если данный сайт должен исполнять и другие
обязанности. Кроме того, следует учесть низкую скорость модемного соединения, что часто затрудняет быстрый доступ пользователей к нужной информации. Для того чтобы веб-сайт работал в качестве рекламного продукта, необходимо частое обновление содержащейся на нем информации и ссылки на него, фактически его реклама в ином виде. Поэтому широкое распространение получил следующий вид интернет-рекламы.
Баннеры - короткие рекламные сообщения в виде окошек, размещенных на различных
сайтах.
Графическая природа баннера позволяет внедрять в него различные спецэффекты, такие
как анимация, звуковые эффекты, всплывающий текст. Стандартный формат баннера - 468 x 60 пикселей.
Спам - рекламное объявление, рассылаемое по электронной почте.
Кроме того, одним из видов интернет-рекламы можно считать интернет-магазины. Учитывая невысокий процент их продаж, можно говорить о выполнении ими преимущественно рекламных функций. Отдельным видом рекламы в Интернете являются мероприятия в Сети. Следует учитывать, что реклама может распространяться также в программных продуктах на гибких дисках (отдельных носителях информации). Как и реклама в Интернете, такая реклама является интерактивной.
Специалисты выделяют следующие основные достоинства интернет-рекламы:
1) низкая стоимость создания и размещения;
2) простота размещения рекламного продукта;
3) возможность длительного использования;
4) гибкость замены данных (обновления);
5) многообразие средств влияния на потребителей рекламы;
6) независимость от разных факторов размещения (в отличие от традиционной рекламы);
7) возможность одновременного выполнения разных функций - от рекламы до заказа
продукции.
Недостатками рекламы в Интернете являются:
1) ограниченность аудитории только пользователями Интернета, часть из которых является
школьниками или студентами, мало интересующимися рекламируемыми товарами;
2) необходимость дополнительной рекламы, т.е. ссылок на сайты, содержащие более
подробную информацию, чем, например, баннеры.
Очевидно, что достоинства размещения рекламы в сети количественно и качество
превосходят недостатки, поэтому закономерны прогнозы дальнейшего развития виртуальных рекламных продуктов. Однако в России до сих пор нет никакой законодательной базы, регламентирующей данные правоотношения. Основным вопросом при этом является разработка и принятие законопроекта, защищающего интересы пользователей сети от так называемого "почтового мусора", т.е. спама. В России разработано несколько законопроектов, касающихся регулирования отношений в сети, тем не менее до сих пор ни один из них не принят. При решении данной задачи необходимо обратиться к опыту ведущих стран, уже успешно преодолевших
проблемы, возникающие при использовании глобальной сети. Для этого обратимся к книге А.В.
Ларионова и В.А. Ларионовой "Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ
"О рекламе" <4>.
--------------------------------
<4> Ларионов А.В., Ларионова В.А. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 1995 г.
N 108-ФЗ "О рекламе"
Заслуживает внимания правоприменительная практика регулирования отношений в
Интернете, имеющая место в ряде стран (таких как Япония, Южная Корея, Аргентина, а также в Евросоюзе). Основой соответствующего закона, принятого Европарламентом в 2003 г., является запрет на рассылку рекламы по e-mail без согласия адресата. В других странах рассылка спама разрешена только при соблюдении рекламодателем определенных требований. Например, японское и южнокорейское законодательства определяют, что получатель спама должен быть определенно уведомлен о том, что полученное им письмо содержит материалы рекламного характера. Кроме того, в Японии предусмотрено, что если адресат не пожелает более получать аналогичные электронные письма, рассылка должна быть немедленно прекращена. Запрещена рассылка рекламных материалов по принципу случайной выборки. В любом случае рекламное письмо должно содержать указание на его отправителя и адрес (почтовый или электронный). В Японии нарушение законодательства о спаме, начавшего действовать в 2002 г., карается штрафами. В Южной Корее начиная с июля 2002 г. действует Закон о защите в электронной коммерции, который накладывает запрет на слишком большие рекламные сообщения и определяет судебную ответственность вплоть до лишения лицензии на коммерческую деятельность за нарушения данного законодательства.
В 18 штатах США действует запрет на распространение спама. Кроме того, там успешно
рассматриваются судебные дела по вопросам непрошеной электронной почты. Как отмечает газета "Новое русское слово" от 24 - 26 августа 2002 г. в статьях "За спам - под суд", группа активистов "информационной гигиены" из Калифорнии предъявила иск компании, которая занималась рассылкой рекламных материалов по факсу. В качестве соответчиков были привлечены рекламодатели, которые пользовались услугами компании Fax.com, и провайдер Cox Business Services (подразделение компании Cox Communications), который обеспечивал компанию Fax.com каналами связи. Истцы считают, что ответчик нарушил требования законодательства США, запрещающие рассылку "мусорных" факсов - сообщений рекламного характера, отправленных без согласия получателей. По мнению одного из истцов, Стива Кирша, компания Fax.com своими действиями нарушает его конфиденциальность и незаконно использует принадлежащее ему оборудование, в данном случае факсимильный аппарат. Дополнительным аргументом истцы считают мнение представителей ряда медицинских учреждений о том, что в некоторых случаях большое количество факсового спама может угрожать здоровью и жизни людей. Истцы просят суд запретить компании Fax.com массовую рассылку рекламных факсов и возместить причиненный материальный ущерб. Компания Fax.com отвергает требования истцов, ссылаясь на закрепленное в Конституции США право на свободу слова и самовыражения. Кроме того, ответчик ссылается на то, что он сотрудничает с полицией и иными государственными службами, помогая им в поиске пропавших людей или преступников. Такая помощь состоит в массовой рассылке факсов. Между тем суд может обратить внимание на то, что не так давно Федеральная комиссия США оштрафовала компанию Fax.com на 5,38 млн. долл. за рассылку непрошеной рекламы на факсимильные аппараты.
Другим примером успешной практики против рекламных агентств, рассылающих спам в
США, является иск прокурора штата Нью-Йорк к рекламной компании, занимающейся рассылкой спама о взыскании причиненного ею ущерба пользователям Интернета.
Конечно, правовые условия в США и России значительно отличаются друг от друга, однако наша страна определенно не может больше оставаться без законодательства в сфере деятельности, наращивающей темпы своего развития с каждым годом. В ближайшее время необходимо принять нормативный акт, направленный против спама или к его упорядочению. Нельзя забывать и о необходимости принятия эффективного законопроекта, который бы позволил результативно урегулировать вопросы распространения рекламы в глобальной сети Интернет.
Одним из разработанных, но не принятых законопроектов был созданный в 2000 году
участниками Открытого форума интернет-сервис-провайдеров России (ОФИСПа) документ под названием "О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию Интернета". Одним из элементов данного проекта был четко разработанный план реализации информационного обмена в сети, неотъемлемой частью которого сегодня выступает обмен рекламными продуктами. Указанный законопроект предполагал самые жесткие меры борьбы с непрошеной электронной почтой - ее тотальный запрет. Однако понятно, что добиться этого в технологическом плане достаточно сложно. По мнению ряда исследователей, "тотальный контроль за происходящим в сети хотя в принципе и возможен, но практически исключен в силу
технологических и финансовых ограничений" <5>. С запретом рассылки электронных писем с рекламной информацией по случайным адресам могут возникнуть также проблемы экономического плана: данный запрет неизбежно повысит стоимость одного из недорогих на сегодняшний день видов рекламы. Причин тому несколько - ужесточение требований к распространению спамов приведет к повышению затрат на их рассылку, сократит целевую аудиторию. Таким образом, с одной стороны, неизбежно реформирование, точнее, создание законодательной базы, регулирующей правоотношения в сети, а с другой – необходимо разработать четко действующий механизм, не дающий сбоев в любой нестандартной ситуации, возникающей в сети.
--------------------------------
<5> Войниканис Е.А., Якушев М.В. Информация. Собственность. Интернет: Традиция и
новеллы в современном праве. М.: Волтерс Клувер, 2004.
Несмотря на все плюсы интернет-рекламы, большинство российских покупателей до сих пор предпочитают традиционные способы распространения информации. Даже то, что Интернетом пользуются люди состоятельные, не может быть преобладающим фактором для рекламных агентств. Следует также учитывать емкость рынка интернет-рекламы уже потому, что, по мнению некоторых исследователей, ажиотаж в этой отрасли уже прошел и реклама в сети встает в один ряд с другими традиционными видами рекламы. Кроме того, ряд исследователей отмечают снижение эффективности рекламы в глобальной сети Интернет. Как считает большинство из них, дело в том, что люди уже пресытились когда-то новым видом рекламы и уровень интереса спал. К тому же несколько агрессивно настроенные рекламодатели в Интернете иногда отпугивают потенциальных покупателей. Например, спам, распространяемый в сети в больших объемах, удаляется пользователями из почтовых ящиков, даже без просмотра содержащейся в нем рекламной информации. Таким образом, мы еще раз говорим о необходимости создания правовой базы, регулирующей взаимоотношения в сети Интернет хотя бы для того, чтобы оградить
рекламодателей от потерь, которые они могут понести вследствие дальнейшего хаотического развития данного рынка рекламы в России.
В современном развитии рынок рекламы уже не позволяет однозначно выделить тот или
иной тип рекламы. Так, например, рассылка спама относится как к рекламе в сети Интернет, так и к прямой почтовой рекламе (распространяемой посредством не традиционной почты, а электронной).
 
Глава 2 Анализ законодательного регулирования рекламы
2.1. Сложности рекламного законодательства.
 
ПРОБЛЕМЫ РЕКЛАМНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 
Несмотря на то, что закон о рекламе действует с 1995 года, все это время находятся люди, его нарушающие. Более того, они совершают весьма распространенные и типовые ошибки.
Проводя в течение ряда лет юридические экспертизы рекламных проектов, заметили, что нарушения действующего закона “О рекламе” как магнит притягивают рекламистов. В оправдание обычно приходится слышать историю о заказчике, который несмотря на то, что “все понимает”, все-таки настаивает именно на данном варианте... Рекламисты транслируют желание заказчика, добавляя при этом, что хотелось бы сделать все намеченное, но при этом не иметь лишних проблем с законом. Однако, как это ни странно звучит, зачастую это возможно.
Дело в том, что во многих законах, а уж в таком “сыром”, как рекламный, существует так называемая “слепая зона”. То есть пограничная область между нарушением закона и правомерным поведением. Как правило, при попадании в эту область некоторым кажется, что это незаконно, но с юридической точки зрения придраться нельзя, поскольку все требования закона формально соблюдены или, скажем точнее, не нарушены запреты. Понятно, что этому способствуют размытые формулировки закона. Поэтому ниже объясняются основные аспекты рекламной деятельности.
«Узкие места»
Контролирующие органы
Одной из причин, по которой российский рекламодатель периодически встречает те или иные трудности, является то, что отечественное правовое поле в данном плане еще очень молодое: в 1992 году вышел Закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, в 1993-м — Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”, в 1995-м — Федеральный Закон “О рекламе”. Практики по ним наработано еще очень мало. Более того, определенное несовершенство законов позволяет судам и контролирующим органам трактовать их весьма вольно.
Именно по этой причине контролирующие органы — это первая неприятность, с которой обычно сталкивается рекламодатель. Антимонопольный комитет, который следит за соблюдением закона о рекламе, уже неоднократно наказывал рекламодателей за ненадлежащую (недостоверную, неэтичную и т.д.) рекламу. Хотя многие думают, что антимонопольный комитет — это не судебный орган и что его решение не так страшно, что карательные меры комитета — это, в основном, предупреждения и очень мягкие наказания, на практике все выглядит гораздо хуже.
Почему? Да потому что, например, по решению этого органа снимаются рекламные щиты, которые стоят немалых денег, прекращаются рекламные кампании, которые рекламодатель вынашивает долгое время и несет в результате этих мер существенные убытки. В общем, антимонопольный комитет — это довольно серьезная опасность для рекламодателя, и неприятностей от данного контролирующего органа исходит очень и очень много.
Рекламное законодательство
Закон о рекламе. В силу того, что он, во-первых, несовершенен, во-вторых, еще слишком новый и, в-третьих, к нему имеется очень мало разъяснений, понятных рекламодателю, то у последнего возникает достаточно много проблем из-за его нарушения. Возьмем, например, вопрос использования классических произведений культуры или архитектуры в своих рекламных замыслах. Чего только не делают: кому джинсы наденут, кому газету в руки вложат... Также много нарушений связано с использованием детских образов в рекламе товаров, непосредственными потребителями которых сами дети не являются.
В общем, речь идет о том, что рекламодатель должен знать все это и выстраивать свои рекламные компании в четком соответствии с законом.
Авторское право
Эта тема также является достаточно молодой для отечественного рекламного бизнеса. Вроде бы все понимают, что любая реклама состоит из объектов авторского права, но работать с этими объектами, получать права на эти объекты, правильно их использовать, грамотно работать с рекламными агентствами, с конкретными авторами и дизайнерами наши рекламодатели, как показывает опыт, еще не умеют. И нарушение авторских прав — это также одна из опасностей, которая их подстерегает.
Простой пример. Вы размещаете заказ в рекламном агентстве, оно привлекает дизайнера, который в соответствии с вашими требованиями разрабатывает прект. Работа выполнена. Деньги дизайнеру выплачиваются “черным налом”. Все довольны. Но через некоторое время очень похожая реклама появляется у конкурента. Выясняется, что вопрос передачи авторских прав на произведения дизайнера не обсуждался (и за это не было уплачено). В этом случае действует 30 статья ЗоАПа, в соответствии с которой “права, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными”. Иными словами, юридически дизайнер был прав.
Брэндинг
Еще О’Гилви говорил, что любая реклама — это вложение прежде всего в торговую марку или товарный знак. Поэтому любому рекламодателю логично рассчитывать, что его деньги будут капитализироваться в его товарном знаке, ведь именно от силы товарного знака зависит успешность продвижения товара. Однако здесь рекламодатель зачастую также проявляет чудеса непонимания вопроса. Например, в качестве своих брэндов используют неохраноспособные обозначения, то есть обозначения, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.
 
Что отсюда следует? То, что их капитализация весьма и весьма условна. Возьмем, например, масло “Псковское”, “Новгородское” и тому подобные названия. Эти названия продукта изначально являются неохраноспособными, и сколько бы денег в них ни вкладывали, каким бы известным ни был этот продукт, защитить его в юридическом смысле невозможно, потому что это обозначение по закону не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.
Так почему же рекламодатели придумывают и “раскручивают” брэнды, которые не являются охраняемыми, с точки зрения товарного знака? Просто-напросто это очередная ошибка людей, которые занимаются продвижением марок и которым следовало бы знать, что в брэндинге есть еще и юридический аспект и что все это достаточно серьезно. Опять же имеет место судебная практика, связанная с подделкой товарных знаков. И если бы они были охраняемыми, тогда бы у рекламодателя появился надлежащий инструмент для наказания всех нарушителей. До тех пор, пока у нас рекламодатель имеет неохраноспособные обозначения, или пока он имеет охраноспособные, но незарегистрированные товарные знаки, либо пока он не знает, что товарные знаки надо регистрировать, он будет наступать на одни и те же грабли.
Теперь немного о регистрации знаков. В лучшем случае товарный знак регистрируется в течение 6 месяцев, и это опять-таки не выдумка наших чиновников, а мировая практика. Более того, во многих странах запрещена ускоренная регистрация, которая существует у нас в стране. Там для этого требуется год, не меньше.
Понятие рекламы
Уже само определение рекламы является одной из причин возникающих недоразумений. По определению, «реклама — это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».
Эта формулировка нарушает элементарный закон формальной логики, когда уточняющая часть вместо ограничения области определений (информация, которая...), только расширяет ее (в любой форме, с помощью любых средств, для неопределенного круга лиц, поддерживать интерес, способствовать реализации... идей). Однако самое печальное не в этом, а в том, что эта ошибка весьма затрудняет использование этого термина в качестве юридического инструмента. Ведь при желании, в любой публикации можно найти “признаки рекламы”, а следовательно, и трактовать любую информацию можно как рекламу. Финансовые (в том числе налоговые) и юридические последствия этого “притягивания” к рекламе печальны.
Следствием некорректности определения рекламы является противоречие 5 статье Закона, которая в первом же пункте требует, чтобы реклама, с одной стороны, была распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама, а с другой стороны было бы обязательное указание о том, что это реклама (в частности, путем пометки “на правах рекламы”).
Еще одним примером системообразующей ошибки является отсутствие в нашем законе такого субъекта российского рекламного бизнеса как рекламное агентство, которое по нынешним реалиям не может уложиться в понятия “рекламопроизводитель” и “рекламораспространитель”.
Реклама и конкуренция
Еще одна тема, которая важна для рекламодателя, — это законная конкуренция. Вопрос весьма актуальный, поскольку зачастую рекламодатель в своей рекламе хочет “отстроиться” от конкурента и сказать, что он лучший. Здесь также есть определенные правила игры, установленные Законом РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, 10 статья которого гласит, что не допускается недобросовестная конкуренция в такой-то форме, что нельзя, например, некорректно сравнивать конкретные показатели одного товара с другими в рекламе (отсюда и идет сравнение, например, не с каким-то конкретным, а с “обычным” порошком). Надо сказать, что и по этому поводу судебных споров было достаточно.
Еще одна тема, которая сейчас хотя и меньше волнует рекламодателей (быть может, за счет того, что она более “старая”), это тема защиты прав потребителей. Рекламодатели зачастую хотят сделать уникальное предложение, указывая какие-то мифические цены. На деле оказывается, что для того, чтобы купить товар по этим самым ценам, потребитель должен выполнить ряд определенных условий. И по этому поводу у рекламодателей, которые делают публичное предложение такого рода, уже неоднократно возникали проблемы. Так что рекламодатель должен осторожнее относиться к предложениям, которые он публикует в печати или где-то еще. Кстати, причиной иска о нарушении по данному направлению также может быть отсутствие срока действия рекламного предложения.
Вывеска на английском
Большой интерес вызывает один юридический спор, описанный в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда № 37 от 25 декабря 1998 года (обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе).
Суть спора заключается в том, что организация указала свое наименование на английском языке на вывеске перед входом в занимаемое помещение, поскольку ее уставом, зарегистрированным в установленном порядке, предусматривалось фирменное наименование на русском и английском языках, совпадающее при произношении.
Любая организация имеет право сделать вывеску на английском языке, совпадающую с фирменным наименованием
Антимонопольный орган признал, что указание наименования организации в месте ее нахождения таким способом отвечает общему определению рекламы и нарушает требование о распространении рекламы на русском языке, суть которого, в соответствии со вторым пунктом 5 Закона “О рекламе” состоит в следующем: “Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации. Данное положение не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов Российской Федерации и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания)”. В связи с этим, антимонопольный орган направил предписание о прекращении нарушения.
После долгих судебных баталий Высший Арбитражный Суд подтвердил право любой организации иметь вывеску, совпадающую с фирменным наименованием, пусть даже и на английском языке над занимаемым помещением на основании статьи 54 ГК РФ.
При этом, Суд заметил, что подобные вывески “не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения...”.
"Самый лучший лидер"
Многим рекламодателям, продвигая свой товар на рынке, естественно, хочется сказать, что он “самый-самый”, “лучший”, “абсолютный”, “единственный” и т.п.
Однако статья 7 Закона “О рекламе” признает недостоверной такую рекламу, в которой “присутствуют несоответствующие действительности сведения в отношении использования терминов в превосходной степени (в том числе путем употребления вышеперечисленных слов и им подобных), если их невозможно подтвердить документально”.
На Западе эту норму обходят грамотно. Там добавляют слова “возможно” или “вероятно”, так что в итоге получается “возможно, самый лучший в мире автомобиль”. У нас это не модно. У нас в России придумали другой способ: сначала пишут “самый лучший”, а потом добавляют ограничение, которое можно элементарно подтвердить документом, мгновенно составленным “на коленке”. Например: “Самое лучшее пиво в нашем ресторане”.
"Минздрав предупреждает..."
Особым пунктом стоят ограничения, касающиеся рекламы табака, содержащиеся в статье 15 Закона, в соответствии с которыми распространение рекламы табака и табачных изделий во всех случаях должно сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее, чем три секунды эфирного времени, при распространении рекламы другими способами — не менее 5% рекламной площади (пространства).
Но ведь в законе не указано, каким шрифтом и каким цветом должна быть сделана эта надпись! И там не сказано, с какого расстояния должно читаться это предупреждение! Именно поэтому одна из табачных фирм начертала эти замечательные слова желтыми тонкими буквами по белому фону.
Некорректное сравнение
Примеров некорректных сравнений в рекламе множество, и судебная практика по этому вопросу весьма обширна.
Обратимся к статье 6 Закона “О рекламе”. Недобросовестной является реклама, которая: “содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических и физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов)”.
Типичный случай из этой серии — реклама сигарет “Новый дукат”: "Новый дукат. Все остальное — только дым!", формально закон соблюден, и в тоже время создается впечатление о том, что он нарушен!
Многие считают эту фразу оскорбительной для других сигарет. Однако сравнение безадресно, хоть и некорректно. В итоге к этой рекламе очень сложно придраться...
Использование в рекламе мировых шедевров
Пример некорректного использования произведения искусства
Статья 8 Закона признает неэтичной рекламу, которая: “… порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние”.
Примеров использования шедевров живописи и скульптуры в рекламе более чем достаточно. Однако очень сложно провести грань между правомерным использованием шедевра (то есть таким, которое не порочит объект искусства) и наглым надругательством над творением великих мастеров.
Для того, чтобы уловить это различие, можно обратиться к толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, в котором одно из значений слова “порочить” трактуется как “осуждать, чернить чью-либо работу”.
Осуждение — это некий вид отрицательной оценки творения, то есть выражение чьего-либо мнения по поводу объекта. А “чернить чью-либо работу” означает испачкать ее, опорочить искажением.
Подтверждение этой позиции содержится в Законе РФ “Об авторском праве и смежных правах”, который в п.1 статьи 15 представляет автору “право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора”.
Выводом из вышесказанного служит предположение о том, что если сам объект мирового искусства не изменен, то нет и нарушения закона.
Если сам объект искусства неизменен, то нет и нарушения закона
Однако если в произведение внесены изменения, искажающие замысел автора и общее восприятие произведения, то есть нарушение указанной статьи.
К сожалению, примеров некорректного использования в рекламе мировых шедевров довольно много. При этом данным работам удается получать высокие оценки профессионального рекламного сообщества...
 
 
 
 
 
2.2. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе
 
НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В СФЕРЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
6.1. Контроль за соблюдением законодательства о рекламе
Контроль за соблюдением законодательства о рекламе ст. 33 Федерального закона "О
рекламе" возложен на антимонопольный орган - Федеральную антимонопольную службу (ФАС),
которая в пределах своих полномочий (рис. 1):
1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами
законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской
Федерации о рекламе.
------------------------------------¬
¦Федеральная антимонопольная служба +-----------------------------
L------------------------------------ ¦
-----------------------¬ ¦
---------------+1. Выдача предписаний ¦<--------------+
¦ L----------T------------ ¦
\/ \/ ¦
--------------------------¬ --------------------------------------¬¦
¦ Рекламодателям, ¦ ¦ Федеральным органам исполнительной ¦¦
¦рекламораспространителям,¦ ¦власти, органам исполнительной власт覦
¦ рекламопроизводителям о ¦ ¦субъектов РФ; органам местного само- ¦¦
¦ прекращении нарушения ¦ ¦ управления об отмене или изменении ¦¦
¦ законодательства о ¦ ¦актов, изданных ими и противоречащих ¦¦
¦ рекламе ¦ ¦ законодательству о рекламе ¦¦
L-------------------------- L--------------------------------------¦
¦
-----------------------¬ ¦
¦2. Предъявление в суд,¦<--------------+
----------------+арбитражный суд исков ¦ ¦
\/ L-----------T----------- ¦
---------------------------¬ \/ ¦
¦о запрете распространения ¦ --------------------------¬ ¦
¦ рекламы, осуществляемого ¦ ¦о публичном опровержении ¦ ¦
¦с нарушением законодатель-¦ ¦недостоверности рекламы ¦ ¦
¦ ства о рекламе ¦ L-------------------------- ¦
L--------------------------- ¦
----------------------------¬ ¦
¦3. Обращение в арбитражный ¦<---------+
----------------+суд с заявлением ¦ ¦
¦ L-----------T---------------- ¦
\/ \/ ¦
---------------------------¬ -----------------------------------¬ ¦
¦о признании недействитель-¦ ¦о признании недействительным ¦ ¦
¦ным полностью или в части ¦ ¦разрешения на установку рек- ¦ ¦
¦ противоречащих законода- ¦ ¦ламной конструкции ¦ ¦
¦ тельству РФ о рекламе ¦ ¦(п. 1 ч. 20 ст. 19 ФЗ "О рекламе")¦ ¦
L-----T-----------------T--- L----------------------------------- ¦
¦ ¦ ¦
\/ \/ ¦
------------------¬ ---------------------¬ ¦
¦нормативных актов¦ ¦ненормативных актов ¦ ¦
L-----------T------ L--------T------------ ¦
+----------------+---T----------------¬ ¦
\/ \/ \/ ¦
----------------------¬ -----------------¬ ---------------¬ ¦
¦федеральных органов ¦ ¦органов исполни-¦ ¦ органов ¦ ¦
¦исполнительной власти¦ ¦тельной власти ¦ ¦ местного ¦ ¦
L---------------------- ¦субъектов РФ ¦ ¦самоуправления¦ ¦
L----------------- L--------------- ¦
-----------------------------------¬ ¦
¦4. Применение мер ответственности ¦<---
¦в соответствии с КоАП ¦
L-----------------------------------
Рис. 1. Полномочия Федеральной антимонопольной службы
в рекламной сфере
Федеральный закон определяет полномочия ФАС в следующих пределах:
1) выдача рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям
обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе;
2) выдача федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательных для
исполнения предписаний об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;
3) предъявление в суд или арбитражный суд исков о запрете распространения рекламы,
осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;
4) предъявление в суд или арбитражный суд исков о публичном опровержении
недостоверной рекламы (о контррекламе) в случае, если антимонопольным органом установлен факт распространения такой рекламы и выдано соответствующее предписание антимонопольного органа (ч. 3 ст. 38 ФЗ "О рекламе");
5) обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;
6) обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью
или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
7) применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской
Федерации об административных правонарушениях;
8) обращение в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным
разрешения на установку рекламной конструкции в случае неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе (п. 1 ч. 20 ст. 19
ФЗ "О рекламе").
Статьей 35 ФЗ "О рекламе" определена обязанность антимонопольного органа по
соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны. Согласно данной статье сведения, составляющие коммерческую, служебную _____и иную охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев.
Несоблюдение указанных требований влечет за собой ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или
уголовным законодательством Российской Федерации. Убытки, причиненные таким разглашением, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством (ч. 2 ст. 139 ГК РФ).
Согласно ст. 13.14 КоАП РФ разглашение информации, доступ к которой ограничен
федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Согласно ч. 2 ст. 183 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, наказываются штрафом в размере до 120000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, наказываются штрафом в размере до 200000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет. Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 10 лет.
Порядок возбуждения и рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе определен ст. 36 ФЗ "О рекламе". Согласно указанной статье антимонопольный орган, возбуждая и рассматривая дела по признакам нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, вправе принимать по результатам
рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные Федеральным законом "О рекламе". Возбуждение дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе может производиться по:
1) представлению прокурора;
2) обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления;
3) заявлениям физических или юридических лиц;
4) собственной инициативе ФАС.
Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения ФАС о признании рекламы ненадлежащей, т.е. не соответствующей требованиям законодательства РФ о рекламе (рис. 2). Такое предписание должно содержать соответствующее требование о прекращении распространения ненадлежащей рекламы и подлежит исполнению в срок, указанный в предписании, который не может составлять менее чем 5 дней со дня получения предписания. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе считается неисполненным, если по истечении срока исполнения такого предписания продолжается распространение ненадлежащей рекламы.
-----------------------¬
¦Заявление физического ¦
¦или юридического лица ¦
L-----------------------
-------------------¬ ---------------------------¬ ---------------¬
¦Признаки нарушения+>¦ Представление прокурора +>¦ Возбуждение ¦
¦законодательства ¦ +--------------------------+ ¦и рассмотрение¦
¦ о рекламе ¦ ¦ Обращение органов ¦ ¦ дела в ФАС ¦
L------------------- ¦ государственной власти ¦ L-------T-------
¦и местного самоуправления ¦ ¦
+--------------------------+ ¦
¦Собственная инициатива ФАС¦ ¦
L--------------------------- \/
------------------¬
¦ Решение о ¦
-------------¬ ¦признании рекламы¦
¦ Предписание¦<-----------+ ненадлежащей ¦
L------T------ L------------------
¦
\/
--------------------¬
\/ \/
-----------------¬ ------------------------------------------¬
¦ О прекращении ¦ ¦Об отмене или изменении противоречащего ¦
¦распространения ¦ ¦законодательству РФ о рекламе акта органа¦
¦рекламы (срок не¦ ¦исполнительной власти или органа местного¦
¦ менее 5 дней) ¦ ¦самоуправления (должен содержать указания¦
L----------------- ¦о том, что необходимо исправить); срок ¦
¦ не менее 1 месяца ¦
L------------------------------------------
Рис. 2. Признание рекламы ненадлежащей
Предписание об отмене или изменении противоречащего законодательству Российской
Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного
самоуправления выдается на основании решения антимонопольного органа о противоречии такого акта законодательству Российской Федерации о рекламе. В таком предписании должны быть указаны изменения, которые следует внести в акт для приведения его в соответствие с законодательством Российской Федерации о рекламе. Предписание об отмене или изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта органа исполнительной власти или органа местного самоуправления подлежит исполнению в срок, который указан в предписании. Такой срок не может составлять менее чем месяц со дня получения предписания федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Неисполнение (или ненадлежащее исполнение) в установленный срок предписаний
антимонопольного органа, выданных на основании закона, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ). Согласно указанной статье размер административного штрафа, предусмотренного в данном случае, варьируется:
1) для должностных лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или
дисквалификация на срок до трех лет;
2) для юридических лиц - от 2000 до 5000 минимальных размеров оплаты труда.
Нормы административной ответственности значительно ужесточены посредством
повышения размеров административных штрафов и введением в качестве меры наказания для должностных лиц дисквалификации сроком на 3 года. Указанные изменения введены
Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации". Для квалификации правонарушений по ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ не требуется наступление вредных последствий, т.е. правонарушение носит формальный характер. Субъективная сторона правонарушения - прямой умысел. Сроком окончания рассматриваемого вида правонарушений является срок исполнения соответствующего предписания ФАС.
Рассмотрением дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 19.5 КоАП РФ, кроме должностных лиц ФАС и ее территориальных органов (согласно ст. 23.48 КоАП РФ), занимаются также районные судьи, если возникнет необходимость применения такого вида наказания как дисквалификация (согласно ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
На основании обобщения складывающейся практики применения норм административного законодательства МАП России в пределах своей компетенции дало пояснения по вопросам применения принципов ответственности за нарушение Закона о рекламе в письме МАП РФ от 18 октября 2002 г. N СД/15395 "О разъяснении отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа. Так, согласно ч. 2 ст. 23.48 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.3, ч. 1 ст. 14.8, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8
КоАП РФ, от имени МАП России и его территориальных органов вправе:
1) руководитель МАП России, его заместители;
2) руководители территориальных органов МАП России, их заместители.
Кроме того, в соответствии с п. 62 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица МАП России.
Однако абз. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ (являющейся общей нормой по отношению к следующим за ней частям ст. 28.3 КоАП РФ) предусмотрено, что протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений и территориальных органов. Поэтому следует говорить о предоставлении права составлять протоколы за такие правонарушения как должностным лицам МАП России, так и должностным лицам территориальных управлений МАП России.
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ, помимо случаев, предусмотренных ч. 2 указанной
статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 17.7 и 17.9
КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ.
При этом следует учитывать то, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 28.3 КоАП РФ, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ), т.е. приказами МАП России.
В случае выявления признаков административного правонарушения уполномоченное
должностное лицо составляет и подписывает протокол об административном правонарушении.
В ст. 28.2 КоАП РФ установлены обязательные требования к содержанию и процессуальной форме протокола об административном правонарушении:
1) в протоколе указываются сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ;
2) в протоколе делается запись о разъяснении прав и обязанностей физическому лицу или
законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об
административном правонарушении (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ);
3) физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении
которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ);
4) протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ);
5) физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении
которых возбуждено дело об административном правонарушении, по их просьбе вручается под расписку копия протокола (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
При этом следует обратить внимание на то, что в случае, если получить в соответствии с ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ подпись физического или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, на протоколе в предусмотренные законом сроки представляется затруднительным, уполномоченное должностное лицо вправе принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в виде определения при условии соблюдения требований ст. 28.7 КоАП РФ.
К "иным процессуальным действиям", помимо проведения экспертизы, проведение которых требует значительных временных затрат, могут быть отнесены, в частности:
1) взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);
2) направление поручений и запросов по делу об административном правонарушении (ст.
26.9 КоАП РФ);
3) истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ);
4) осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю
помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ).
Как законный представитель юридического лица протокол вправе подписать любое лицо,
уполномоченное в соответствии с учредительными документами юридического лица, в частности, являющееся единоличным исполнительным органом юридического лица либо лицо, исполняющее обязанности единоличного исполнительного органа, а также лицо, наделенное такими полномочиями в соответствии с законом, а также на основании надлежащим образом оформленной доверенности. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
В случае если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным
лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более 3 суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ч. ч. 1 и 3 ст. 28.8 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении (в том числе длящемся административном правонарушении) считается возбужденным с момента:
1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об
административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ.
Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном
правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности (1 год) за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. с момента поступления соответствующих документов и сведений в МАП России (его территориальные органы).
При применении положений КоАП РФ, в частности, института давности привлечения к
административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), следует обращать внимание на
общетеоретические правовые конструкции, касающиеся понятия единого сложного
правонарушения и его видов:
1) продолжаемого правонарушения - такого, которое складывается из ряда тождественных
деяний, направленных к одной цели и объединенных единым умыслом;
2) длящегося правонарушения - действия или бездействия, сопряженного с последующим
длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административного наказания, характеризующегося непрерывным осуществлением состава определенного правонарушения.
Длящееся правонарушение начинается с какого-либо действия или акта бездействия и
заканчивается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению
продолжения правонарушения или с наступлением событий, препятствующих дальнейшему совершению правонарушения.
В соответствии со ст. 25.13 КоАП РФ при наличии предусмотренных ст. 25.12 КоАП РФ
обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу.
Согласно ст. 25.12 КоАП РФ к участию в производстве по делу об административном
правонарушении не допускаются лица:
1) в качестве защитника и представителя в случае, если они являются сотрудниками
государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил,
нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу;
2) в качестве специалиста, эксперта и переводчика в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела.
Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в
производстве которых находится дело об административном правонарушении. Рассмотрев
заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносит определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении. При этом ч. 2 ст. 29.3 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 29.2 КоАП РФ, лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.
Вместе с тем КоАП РФ не установлены лица, обладающие правом заявить отвод защитнику, представителю, специалисту, эксперту, переводчику. Таким образом, применяя аналогию закона, следует сделать вывод о том, что отвод указанным лицам может быть заявлен следующими участниками производства по делам об административных правонарушениях: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником, представителем, прокурором.
Кроме того, рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 15 ноября 2006 г. утратил силу Приказ ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. N 147 "Об
утверждении Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе". В настоящее время действуют Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508. Формы процессуальных документов, предусмотренных указанными Правилами, разработаны Федеральной антимонопольной службой и представлены в Приказе ФАС от 22 сентября 2006 г. N 243 "Об утверждении форм процессуальных документов и об организации работы по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе". Кроме того, сейчас продолжает действовать Приказ Федеральной антимонопольной службы от 26 октября 2005 г. N 249 "Об утверждении Регламента подготовки и ведения дел о нарушениях законодательства о рекламе, статьи 10 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а также дел об административных правонарушениях и судебных дел, связанных с такими нарушениями в центральном аппарате ФАС России". Рассмотрим последовательно правовые нормы, содержащиеся в указанных документах. Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила) устанавливают порядок, процедуру и сроки рассмотрения Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Установлено два направления
возбуждения и рассмотрения дел:
1) по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
2) по фактам принятия федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления актов, полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе.
Дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются
территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения. В случае
распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы. При этом территориальный орган Федеральной антимонопольной службы обязан в 5-дневный срок известить о возбуждении дела территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в отношении которого возбуждено дело.
Правила четко определили полномочия Федеральной антимонопольной службы и
подведомственность возбуждения и рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Иногда возникает ситуация, когда реклама, не соответствующая законодательству, распространяется на территории, подведомственной нескольким территориальным органам ФАС. В этом случае выявивший нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе территориальный орган ФАС передает материалы, свидетельствующие о нарушении, или дело в территориальный орган ФАС по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения, либо ходатайствует перед ФАС о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела. Федеральная антимонопольная служба вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о
рекламе, или места распространения рекламы. Дело, возбужденное Федеральной
антимонопольной службой или ее территориальным органом, может быть передано по решению ФАС другому территориальному органу. Вопрос о передаче дела по подведомственности разрешается ФАС в течение 15 рабочих дней со дня поступления к ней материалов или дел, возбужденных разными территориальными органами ФАС по факту распространения одной и той же рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Дела по фактам принятия органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления актов, полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются тем территориальным органом Федеральной антимонопольной службы, на территории которого находится орган, принявший акт. Дела по фактам принятия федеральными органами исполнительной власти актов, полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются ФАС. Следует подчеркнуть, что Федеральная антимонопольная служба вправе возбудить и рассмотреть любое дело и принять дело, возбужденное ее территориальным органом, к своему рассмотрению независимо от стадии рассмотрения дела.
Правилами определено, что дело может быть возбуждено ФАС или ее территориальными
органами (далее - антимонопольный орган) по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.
Заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением
документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Документы на иностранных языках представляются с приложением нотариально заверенного их перевода на русский язык.
В заявлении должны содержаться:
1) наименование и место нахождения заявителя - юридического лица (фамилия, имя,
отчество и место жительства заявителя - физического лица);
2) наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя,
действия которых содержат признаки нарушения законодате
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.