На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экологическое воспитание и экологическая культура

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Ростовский Государственный Университет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат на тему:
 
 
«Экологическое воспитание и экологическая культура»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                           Выполнила:
                                                                                                           студентка группы 3.2
                            
                                     Преподаватель:
                                    
 
 
 
Ростов-на-Дону
2001
Истоки культурного отношения к природе
 
              Реальный опыт взаимодействия человека с природой требовал бережного отношения к ней. Исследователи первобытного общества отмечают, что передвижения  древних охотников  и собирателей в границах определенных территорий и в определенное время не случайны. Они экологически строго обусловлены. Вполне рациональным приемом природопользования для своего времени было подсечно-огневое земледелие, которое обеспечивало наибольшую эффективность производства продовольствия. Замечая, что земля истощается, древний земледелец оставлял ее и с помощью огня и топора отвоевывал новые площади,  давая возможность природе залечить нанесенные ей раны.
              Практика природопользования первобытной общины не всегда была рачительной. Порой она приводил к возникновению локальных кризисов, оскудению ландшафта и его разрушению. Некоторые способы охоты вызывали уничтожение большого количества животных, значительно превышающего потребность людей в пище, например, использование трясины как ловушки для целого стада слонов. Губительно было применение огня, нередко ведущее к опустошительным лесным пожарам. Такие действия не могли не сказаться на благополучии людей, ухудшении условий их существования.
              Отношение первобытного человека к природе складывается через посредство общины, принадлежность к ней выступает одним из природных условий производства для живого индивида. Обеспечению активной адаптации в природной среде служили социокультурные механизмы, с помощью которых люди воспринимали зависимость своей судьбы от ее состояния. Важная особенность синкретического сознания древнего человека состояла в распространении моральных оценок на явления природы, отождествлении ее стихий с силами «добра» и «зла». Результатом искаженного представления о подчиненности его судьбы «злым» и «добрым» стихиям стали тотемизм, магия и анимизм. Тотемизм был своеобразной формой отражения связи рода с тотемом —животным или растением. Род носит имя своего тотема, например, кенгуру, считая, что находится с ним в кровном родстве, почитая это животное «отцом», «старшим братом». Анимизм (от латинского слова «душа») —это верование в форме одушевления объектов природы («мать —сыра земля»). Магия (от греческого «колдовство») —вера в способность человека воздействовать на людей, животных, растения, явления природы. Первобытный человек полагал, то с помощью определенных действий и слов можно вызвать дождь или обеспечить успешную охоту.
              Из поколения в поколение опыт природопользования передавался и накапливался в качестве коллективной мудрости. Так складывались обычаи, традиции, обряды. Как отражение этого опыта, а также на основе фантастических представлений о взаимосвязи с природой возникли многочисленные ограничения и запреты, регулирующие действия людей. Общество ограничивало действия человека частоколом запретов, табу, дабы не обидеть неосторожным поступком «душу» дерева, реки или зверя. Люди старались добиться «расположения» природных сил, искупить вызванные человеческой активностью нарушения естественного порядка.
              Полезность или «благодетельность» культовых ограничений отметил  еще Фейербах.  Язычники поклонялись животным, когда те имели наибольшее значение для их жизни. Человек остро воспринимает  зависимость от природы лишь тогда, когда в ней нуждается. Культовые требования, определяющее поведение в мире природы, основывались на искаженном представлении о действительности. Но соблюдение их нередко было целесообразным. Так как служило осторожному обращению с ее объектами. Культ животных и растений формировал уважительное отношение к ним. Умеренность в добыче средств существования была условием благополучия общины, ее органического «вживления» в культурный ландшафт.
              Под охраной общин на особом заповедном режиме у многих народов находились элементы природы, имевшие особое значение для их жизни. В их число попадали «культовые заповедники» и «святые места». Например, культовые рощи у бурят были неприкосновенными и традиционно охранялись от всякого рода разрушения и осквернения. Экологически целесообразный характер поведения туземцев описывает Н.Н. Миклухо-Маклай. Все остатки пищи они бережно собирали, завертывали и зарывали или привязывали к камню и бросали в море. Мотивировались такие действия боязнью что объедки могут стать объектом колдовства для злоумышленника. Нравственно-экологические требования мудрой народной педагогики, органично вплетенные в уклад жизни земледельца, находили выражение в комплексе норм и традиций духовно-практической деятельности, получившей название народной нравственности.
 

Античная культура и природа

 
              Прогресс культуры в классовом обществе носит антагонистический характер, при котором одна часть общество обращается с другой его частью просто как с неорганическим и природным условием своего собственного воспроизводства. Раб, лишенный свободы, становился придатком земли. Угнетение человека человеком пронизывает все формы духовно-практической жизни, восприятие действительности, образ мыслей и поведения. Все это нашло отражение в отношении людей к природе.
              Классическая античность представляла собой историю городов, основанных на земельной собственности и земледелии. Памятники культуры этой эпохи запечатлели черты антропогенной, преобразованной человеком среды.
              Города изменяли природную среду, но еще более они изменяли характер зависимости от нее человека. Их жители утратили непосредственную связь с ней, у них отпала необходимость самим добывать пищу. Между свободными горожанами и природой оказались рабы, труд которых становился объектом презрения свободного человека. Бурное развитие духовной культуры привело к обретению ею не только относительной самостоятельности от сферы материального производства, но и оторванности от повседневной жизни.
              В отличие от древних греков римляне сохранили более практичную, уважительную оценку работы на лоне природы. В период завоевания Италии римляне гордились тем, что их консулы и даже диктаторы, исполнив общественную обязанность, возвращались к частной жизни и лично обрабатывали свой участок земли.
              Философия и литература античности не знают идеи формирования человека, но они дают поучительные черты индивидуальной жизни. Воспитание предстает здесь как личное обращение, в котором старший должен служить примером для младшего. Славу великих учителей имеют мудрецы Древней Греции. В их поступках и рассуждениях, дошедших до нас, содержится немало поучительного с точки зрения отношения к природе. Так. О Пифагоре известно, что он скупал пойманных рыб. Птиц и животных и отпускал их на волю. В этом содержится прежде всего дань матемпсихозу, или доктрине о переселении душ. Но попутно можно усмотреть и отдаленный намек на современную идею нравственно-экологического воспитания.
              У Платона в качестве идеала свободного человека предстает гражданин, служащий своему государству-полису. В «Законах» великий философ уделяет много внимания организации рационального хозяйствования. Он формулирует положения, регулирующие охоту и рыбную ловлю, порицает браконьерство, призывает улучшать плодородие почв и целесообразнее использовать каждый клочок земли.
              Интересно свидетельство Корнелия Тацита в «Анналах» о дебатах в сенате Древнего Рима по поводу предполагавшегося зарегулирования стока реки Тибр. Были заслушаны аргументы всех заинтересованных сторон. И в итоге сенат отклонил предложенный на рассмотрение проект. В выступлениях флорентийцев, интерамцев, реатинцев и представителей других провинций обоснованно доказывались негативные последствия плотин и каналов для окрестных земель и населения. Были учтены неизбежное заболачивание значительных территорий, оскудение земель и другие нежелательные моменты.
              Широкое распространение в рабовладельческом обществе получили массовые зрелища с  убийствами животных, от которых со временем перешли к убийствам осужденных и боям гладиаторов. Они выполняли определенную воспитательную функцию, утверждали жестокие нравы свободных граждан, создавая атмосферу насилия, в которой нуждался эксплуататорский строй. Нравственный их ущерб мыслителями древности практически не осознавался. Осуждение кровавых зрелищ крайне редко встречается в античной литературе. Эту миссию взяла на себя литература эпохи Возрождения.
              В трудах античных философов намечается постепенный подход к идее о взаимосвязи отношения человека к природе с его нравственным совершенствованием. Уже у Демокрита природа предстает в качестве великого учителя, советами которого не стоит пренебрегать. Жизнь в согласии с природой —один их главнейших тезисов этики киников и стоиков. Этим выражалось определенное недовольство существующим неравенством. В нем воплощалось этическое начало теории «естественного права», в соответствии с которой человек близок к животному царству, добр и справедлив. Природа не требует излишеств; жить в согласии с ней —значит вернуться к простоте и непритязательности предков.
              Важнейшим условием морали стоики считали необходимость сообразовывать свои поступки с законами природы: подчиняясь им все происходит в мире. И даже бог не властен изменить материю. Поэтому разумный человек наблюдает и спрашивает у нее совета. Жить счастливо и жить в согласии с природой —одно и то же, учил Сенека. Проявление заботы о нравственном самосовершенствовании связано у них с утверждением идеала спокойствия и покорности судьбе. Возвеличивая покорность как нравственную добродетель, они заложили основы воспитания смирением, взятые позднее христианством в качестве религиозной доктрины формирования личности.
 

Феодализм

 
              Замена рабства крепостной зависимостью вносит существенные изменения в жизнь крестьян —главной производительной силы феодального общества. Крестьяне, в отличие от рабов, были заинтересованы в бережном обращении с землей, бывшей средством их благополучия. Их труд выступал, с одной стороны, как проклятие и мука —эту оценку вызывают века подневольной, изнурительной работы на эксплуататоров; с другой —как естественный источник жизни, как творческое наслаждение.
              Соседская поземельная община была эффективным «органом» заботы о земле —условии натурального хозяйства. Н.П. Огарев отмечал свойственную ей нераздельность человека и земли, общины и почвы. Он подчеркивал великую воспитательную силу обычая, традиции общины. Земледелие, охота, рыбная ловля, вся трудовая деятельность подчинялась установленному в ней порядку, закрепляла уважительное отношение к земле. Каждый член был ответственен за соблюдение режима природопользования. Так, решением крестьянского мира устанавливались сроки начала охоты и сбора черемухи. Нарушение их пресекалось общинным правом и осуждалось общественным мнением. Учитывая этот момент Н.П. Огарев предлагал: «… ради лесосохранения все, что можно сделать лучшего —это отдать леса в распоряжении общин, которые, конечно, не истратят прута лишнего».
              Для представителей эксплуататорских классов, феодалов и духовенства объекты природы становились источником богатства и развлечения. В имениях помещиков создавались живописные парки. Важным признаком знатности и престижа были охотничьи угодья. С ними, как правило, в классовом обществе связано возникновение природоохранительного права. Известны многие документы. Принятые в Египте и Вавилоне, Индии, Китае и других странах. В Киевской Руси во времена Всеволода и Владимира Мономаха (XI – XII вв.) в заповеднике для княжеских охот простым людям бить зверя было запрещено. Беловежская пуща охранялась законом с 1538 г., Кунцевская местность под Москвой —со времен царствования Алексея Михайловича Романова. В основе принятых ограничений была прежде всего защита привилегий знати на монопольное пользование объектов природы. Браконьерство на этих территориях строго каралось. Однако народными массами оно не осуждалось и даже признавалось геройством. Достаточно вспомнить отважного Робин Гуда, начавшего свое противостояние феодалам на браконьерской тропе. Охота на заповедных территориях становилась составной частью борьбы против эксплуататоров.
              В средние века нравственное формирование личности в значительной мере обеспечивала религия. Христианская церковь активно привлекала природу в качестве средства религиозного воспитания. Ученые-схоласты видели пользу от ее созерцания в извлечении нравственных уроков. Человек того времени. Любуясь природой. Должен был воспринимать ее как символ невидимого мира. Поэтому и получили широкое распространение монастырские сады, которые выполняли идеологическую функцию.
              Современные религиозные идеологи утверждают, что эпоха средневековья своим духом способствовала гармоническому отношению человека к природе. Но этот неверно. Как известно, в основе моральной доктрины христианства находится не любовь к человеку и уж тем более не любовь к природе, а любовь к богу. Когда человек живет по человеку, а не по богу, учили богословы, он подобен дьяволу. Христианство последовательно утверждало дух смирения и религиозного подвижничества, обеспечивая интересы господства феодалов и духовенства. В проповедях священнослужителей не выделялся момент специальной заботы о природе.
              Нельзя согласиться и с другим утверждением, что христианство формировало исключительно потребительское и безжалостное отношение к природной среде. Из эволюции христианства  видны его внутренняя противоречивость и неоднозначный характер воздействия на быт и нравы людей в средние века. Так, в ту эпоху широкое распространение получили многочисленные судебные процессы против домашних и диких животных. В этом находило выражение представление о праве животных на существование наравне с людьми. Им предоставлялись определенные гарантии законного суда. Кроме того, животные причислялись к «пастве божьей» и даже могли отлучаться от церкви, что считалось самым тяжким наказанием.
              Христианская культурная традиция утверждала во взаимодействии человека и природных существ антропоцентризм. В  центре мироздания, на вершине «лестницы существ» или пирамиды жизни находился человек, венец творения, главное существо в мире, наделенное «царственной властью» над природой. Управляя миром по богу, властвуя над вверенной ему природой, он несет ответственность за свои действия и их последствия.
              Однако источник экологического кризиса следует искать не в этом. Деградация природной среды происходит повсеместно в связи с массированным развитием промышленности. В этом плане не выдерживает критики и позиция тех идеологов, которые видят спасение человечества в распространении восточных религий как наиболее экологичных по сравнению с христианством.
             

Природа и воспитание в трудах просветителей

 
              Эпохе Просвещения принадлежит важная роль в осмыслении значения природы в нравственном формировании людей. Ее идеологи, вдохновляемые мыслью научного миропонимания, стремились освободить воззрение на природу, общество и человека от моралистических постулатов средневековья. Они показывали, что природа не только диктует человеку законы поведения, но и участвует в его формировании.
              Одним из первых, кто рассмотрел воздействие дикой природы на духовный мир, был английский просветитель Шефтсбери. Он называет несчастным род людей, который пренебрегает кроткими сельскими работами, совершаемыми с таким наслаждением. Он видит  главный путь формирования духовного облика человека в воспитании его чувств и призывает к возделыванию «этой почвы», данной людям природой.
              Вопрос о путях воспитания человека ставился и обсуждался исключительно остро. При этом особое значение приобрело выяснение роли науки и искусства в укреплении нравственности. Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо заяви
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.