На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Производственная гимнастика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Оглавление
                            Стр.
Введение                            3
Глава 1.Задачи и содержание вводной гимнастики на производстве                            6
1.1.Производственная гимнастика как необходимая составляющая
рациональной организации труда и отдыха                            6
1.2.Задачи и содержание вводной гимнастики на производстве                            12
Глава 2.Особенности проведения вводной гимнастики на производстве  дл я 
разных групп профессий                            20
2.1Основы методики подбора упражнений и составления комплексов
различных видов производственной                            20
2.2.Особенности проведения вводной гимнастики на производстве  дл я
разных групп профессий                            34
Глава 3. Анализ необходимости введения производственной
гимнастики и отношения сотрудников ГБОУ СПО НО
«Ветлужское медицинское училище (техникум)» к проблеме
внедрения элементов производственной гимнастики.                                                        39
3.1.Методы исследования.                                                                                                                39
              3.2 Анализ анкет сотрудников ГБОУ СПО НО «ВМУ (т)».                                          40
3.3. Выводы и предложения по результатам анкетирования.                                          42
Заключение                            45
Список литературы                            46
Приложения                            47
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Кто не может найти время для занятий спортом, тот должен будет найти время для болезни…»
Лорд Дерби
Введение
Социально-экономические, технологические, политические преобразования, происходящие в Российской Федерации в последнее десятилетие, породили, наряду с прогрессивными положительными достижениями, множество проблем, оказывающих негативное влияние на физическое и психологическое состояние населения, резко обострили проблемы, связанные с качеством жизни самого человека, его здоровьем, здоровым образом жизни, формированием физической активности.
В структуре концепции перехода России на модель устойчивого развития государства важное место принадлежит экологическим и социальным проблемам и сохранению здоровья нации.
Анализ высоких темпов роста заболеваемости и смертности трудоспособного населения, которые в России превышают аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза, и, согласно научным прогнозам, с 2006 до 2015 гг. в связи с этим  потери трудоспособного населения в России могут составить более 10 млн. человек, а также анализ ежегодных экономических потерь в связи со смертностью, травматизмом на производстве и профзаболеваемостью в Российской Федерации, которые составляют около 407,8 млрд. рублей – 1,9% от ВВП позволяет утверждать, что сохранение трудового потенциала страны, формирование и сохранение профессионального здоровья и долголетия граждан Российской Федерации должны рассматриваться как приоритет государственной социальной политики страны
Значительные изменения в характере труда, компьютеризация, изменение технической оснащенности, повышенная сложность и значительный объем производственных процессов радикально меняют роль и место «рабочей силы» в производстве. Одной из характерных черт современного производства является сокращение двигательной активности из-за уменьшения удельного веса физического труда в системе высокотехнологичного производства, однако интенсификация труда вызывает увеличение трудовой нагрузки, функционального напряжения ключевых физиологических систем и всего организма в целом, рост утомления и снижение работоспособности. Это, в свою очередь, ведет к увеличению заболеваемости, повышению производственного травматизма, снижению профессиональной работоспособности и эффективности труда в годичном цикле.
В связи с этим повышение эффективности восстановления профессиональной работоспособности трудящихся в рабочее и внерабочее время в современный период является  очень важным.
Результаты исследований показали, что ведущее место в решении вышеуказанных проблем играет физическая культура, так как именно она способствует профилактике переутомлений, целенаправленному повышению общей и профессиональной работоспособности и производительности труда, укреплению здоровья и физического состояния организма человека, снижению заболеваемости, увеличению продолжительности работоспособного возраста.
В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», а так же в резолюции  Всероссийского форума «Россия – спортивная держава» (г. Казань 2009 г.) указано: «Расширение спортивно-массовой работы, укрепление здоровья работников и членов их семей должно обеспечиваться внедрением новых научно-методических разработок и современных технологий в сфере спортивной и физкультурно-оздоровительной работы, а также организацией внедрения производственной физической культуры в режим рабочего дня трудящихся».
Все вышесказанное несомненно обосновывает актуальность рассматриваемой темы.
Цель работы: рассмотреть особенности проведения вводной гимнастики в зависимости от группы профессии, провести исследование и определить отношение сотрудников государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Нижегородской области «Ветлужское медицинское училище (техникум)» к вводной производственной гимнастике.
Для поставленной цели необходимо решить следующие частные задачи:
1.      Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной проблеме.
2.      Рассмотреть различные подходы к определению задач вводной гимнастики на производстве.
3.      Определить особенности проведения вводной производственной гимнастики для разных групп профессий.
4.      Провести анкетирование.
5.      Провести анализ анкет.
6.      На основе анализа сформулировать выводы, разработать приложения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Задачи и содержание проведения вводной гимнастики на производстве.
1.1 Производственная гимнастика как необходимая составляющая рациональной организации труда и отдыха.
Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение.
Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная , ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих , чем смена периодов простоя периодами напряженной , спешной работы.
Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.
Для формирования правильного режима труда и отдыха необходимо знание значения физической культуры и спорта в применении к этим режимам.
 
Рациональный, научно обоснованный сменный режим труда и отдыха -- это такое чередование периодов работы и перерывов на отдых, при котором сохраняется высокая производительность труда и высокий уровень работоспособности человека и отсутствует чрезмерное утомление в течение всей рабочей смены.
              Важное условие эффективного отдыха–регулярное чередование периодов работы  и отдыха. Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено особое  значение так называемого активного отдыха. Русский физиолог И.М.Сеченов доказал,  что наиболее быстрое восстановление работоспособности после утомительной  работы одной рукой наступает не при полном покое обеих рук, а  при  работе  другой, не работавшей ранее рукой. Переключение деятельности  в  процессе  работы  с одних мышечных групп и нервных центров  на  другие  ускоряет  восстановление утомленной группы  мышц.  Переключение  с  одного  вида  работы  на  другой, чередование умственной деятельности с  легким  физическим  трудом  устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха. [13, стр. 35-37]
Оптимальный режим труда и отдыха должен соответствовать следующим основным требованиям. Во-первых, он должен обеспечить высокую производительность труда, показателем которой может служить количество продукции, произведенной за смену, время, затраченное на единицу продукции, наличие и отсутствие брака. Во-вторых, он способствует сохранению высокого уровня работоспособности, который характеризуется следующими признаками: восстановлением функциональных показателей во время перерывов до уровня, низкого к дорабочему; наличием устойчивого уровня функциональных психофизиологических показателей во время работы и после окончания ее последовательных периодов; быстрой врабатываемостью, длительным поддержанием высокого уровня работоспособности и продолжительности труда; предупреждением и ограничением развития глубоких стадий производственного утомления.
При определении эффективности вновь разработанного режима труда и отдыха необходимо сравнить регулирование ключевых физиологических функций до и после рационализации режима с существующими нормальными границами (пределами) и оптимальным уровнем определения данных ключевых функций.
              Существует множество профессий, где очень велика нагрузка на нервно- психическую сферу и требуется повышенное напряжение внимания, зрения, слуха, то есть имеет место утомление нервной системы. Как правило, такие профессии связаны с ограниченной двигательной активностью. В частности, к таким профессиям относиться профессия программиста.
              При длительном пребывании в положении сидя и малой  двигательной  активности снижается интенсивность обмена веществ, кровообращения, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка. Люди, чья профессия связана с малой подвижностью, чаще страдают головной болью, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, нарушениями обмена веществ и др. В результате, мы сталкиваемся с таким понятием как “профессиональная болезнь”.
С завершением общего и профессионального образования люди приступают к многолетней трудовой деятельности. В этой связи физическая культура является одним из факторов, оказывающим положительное влияние на трудовую деятельность человека в современном производстве.
Между физической культурой и трудовой деятельностью прослеживаются связь во многих аспектах.
1.              Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при его большой продолжительности и напряженности также и фазу снижения работоспособности. Средства физического воспитания ускоряют врабатываемость, замедляют падение работоспособности и производительности труда, способствуют более быстрому восстановлению утраченной в процессе труда нервно-психической и мышечной энергии.
2.              Некоторые современные виды труда характеризуются малой мышечной активностью (гиподинамией) или локальной нагрузкой на отдельные части тела, на отдельные функции организма. Средства физического воспитания позволяют предупредить отклонения в физическом состоянии и развитии, возникающие в силу специфики данного труда.
3.              В современном производстве пока еще не исключены факторы и условия, создающие возможность профессиональных заболеваний. Средства физического воспитания выполняют профилактическую функцию и снижают вероятность появления типичных заболеваний и травм.
4.         Ряд видов труда требует специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена только специфическими средствами и методами физической подготовки.
5.         В современном производстве в связи с научно-техническим прогрессом наблюдается тенденция смены профессий у трудящихся. Хорошая общая физическая подготовленность расширяет возможности для соответствующей адаптации и овладения новыми профессиями.
В системе НОТ выделяют три сферы целесообразного использования физической культуры:
1) в рамках трудового процесса;
2) в непосредственной связи с процессом труда (на производстве), но вне его собственных рамок;
3) вне производства, но в связи с его требованиями (в системе профессионально-прикладной подготовки, а также физкультурно-реабилитационных мер).
В результате организованного включения физической культуры в НОТ, как показывают многочисленные исследования, заметно возрастает производительность труда, уменьшаются пропуски по болезням, увеличивается трудовое долголетие.
Для оптимизации сменного режима труда и отдыха, способности и производительности труда используется производственная гимнастика, отдельные упражнения и комплексы оздоровительно-профилактической гимнастики, ходьба, спортивные игры во время обеденного перерыва и другие средства восстановления работоспособности (массаж, водные процедуры, психорегулирующие занятия).
Особое место в оптимизации режима труда и отдыха принадлежит производственной гимнастике. Богатый опыт сотен предприятий, многочисленные научные исследования, проведенные за последние два десятилетия, как на производстве, так и в лабораториях, утверждают неоспоримую пользу введения рационально организованной производственной гимнастики в режим труда на различных участках современного производства.
Особенно активно основные принципы производственной гимнастики разрабатывались в середине 20-го века такими авторами как Бабаева Е.А. Левицкая И.В., Фейгин С.Л., Фурманов А.Г., Юспа М.Б., Мусаелова Н.А., Нифонтова Л.Н., Рейзин В.М., Саноян Г.Г. Указанными авторами были написаны и изданы различные пособия, книги, методические указания по внедрению, организации и проведению производственной гимнастики дял различных групп профессий.
В 1983 году в издательстве «Физкультура и спорт» вышла серия брошюр под авторством Косилиной Н.И., Колтановского А.П., в которых рассматривались особенности производственной гимнастики для водителей, работающих на конвейере, работников умственного труда и других групп профессий.
Большое практическое значение производственной гимнастики видно в том, что она способствует ускорению вхождения в работу в начале рабочего дня (вводная гимнастика) и предупреждает снижение работоспособности в конце первой половины рабочего дня и в последних часах работы (физкультурная пауза и физкультминуты). В середине и в конце рабочего дня применение комплексов физических упражнений физкультурной паузы и физкультурной минуты направлено на ускорение и углубление отдыха во время регламентированных перерывов. В этом физиологический смысл «острого» действия физкультурных пауз и физкультминуток.
              Пассивный отдых (состояние полного  покоя  и щадящий  отдых) целесообразно чередовать с активным отдыхом для наиболее быстрого восстановления работоспособности после утомительного физического или умственного труда. Выбор  рационального  режима отдыха определяется  многими факторами, в частности условиями труда, возрастом и т.д. Различают три вида отдыха: ежедневный, еженедельный и ежегодный.
              В ежедневный отдых входят короткие перерывы в течение рабочего дня для выполнения производственной гимнастики. Часть времени отведенного для перерыва на обед, целесообразно проводить на свежем воздухе. При проведении производственной гимнастики целесообразно уделить больше внимания движениям, способствующим отдыху уставших мышц.
              Производственная гимнастика–это комплексы несложных физических упражнений, ежедневно включаемых в режим рабочего дня с целью улучшения функционального состояния организма, поддержания высокого уровня трудоспособности и сохранения здоровья работающих. Кроме того, гимнастика способствует предупреждению заболеваний, вызываемых специфическими условиями труда в отдельных профессиях. В профессиях, связанных с тяжелой физической нагрузкой, гимнастика устраняет неблагоприятное влияние, которое оказывает нагрузка на одни и те же группы мышц, вовлекает в работу ранее бездействовавшие группы мышц или изменяет характер  деятельности  работающих мышц.
              Упражнения для комплексов производственной гимнастики, время и методику их проведения выбирают с учетом особенностей труда, физического развития и физической подготовленности работающих, изменений функционального состояния организма в течение рабочего дня, санитарно- гигиенических условий труда.
 
 
 
 
1.2 Задачи и содержание вводной гимнастики на производстве
Производственная гимнастика - специальные комплексы физических упражнений, направленные на сокращение периода врабатывания в начале смены, снижение локального и частичного утомления и поддержание высокой работоспособности трудящихся в течение рабочего дня. Она включает в себя четыре разновидности использования средств физической культуры: вводную гимнастику, физкультурные паузы, физкультурные минутки и микропаузы активного отдыха. [15, стр. 54]
Производственная гимнастика на промышленных предприятиях, в лабораториях, в учреждениях может проводиться на рабочих местах, в проходах, в коридорах, подсобных помещениях. В весенне-летний период, а иногда и осенью хорошо заниматься на воздухе. В местах занятий необходимы надлежащие санитарно-гигиенические условия. Обеспечение их входит в круг обязанностей врача предприятия и методиста по физкультуре. Каждый цех, помещение, в котором предполагается заниматься, должны быть обследованы в санитарном отношении с привлечением к проверке инженера по технике безопасности и представителей санитарно-эпидемиологической станции.
Так, например, запрещается проводить занятия при температуре воздуха выше 25 Со и влажности 70%, при наличии даже незначительных ядовитых веществ, при повышенном или пониженном барометрическом давлении.
Развивающееся в процессе труда утомление может быть по характеру физическим, нервно-психическим и смешанным. Физическое утомление эффективно снимается благодаря 15-20 минутному купанию в теплой воде. А вот с нервно-психическим утомлением помогают справиться нагрузочные упражнения, в том числе и на тренажерах. При сильно выраженном утомлении предпочтительнее средства пассивные, при умеренном - активные.
Задачами производственной гимнастики являются: 1) более быстрая настройка систем и функций организма на предстоящую работу; 2) снижение утомляемости и повышение эффективности отдыха в процессе труда; 3) восстановление работоспособности и повышение производительности труда; 4) снижение производственного травматизма; 5) приобщение трудящихся к постоянным занятиям физическими упражнениями.
Вводная гимнастика используется для сокращения периода вхождения в рабочий режим за счёт ускорения протекания физиологических процессов и настройки на предстоящий вид деятельности. Комплексы состоят из 6 – 8 упражнений и рассчитан на проведение его в течение 5 – 7 мин в начале рабочего дня непосредственно у рабочих мест. Эти комплексы, предназначенные для людей различных профессий, отличаются подбором специальных упражнений, их последовательностью и распределением нагрузки.
Цель вводной гимнастики заключается в том, чтобы посредством гимнастических упражнений в течение нескольких минут ускорить протекание физиологических процессов и тем самым создать состояние большей готовности к работе. В этом и физиологичен смысл «острого» влияния вводной гимнастики.
Изменения физиологических функций начинаются еще до включения организма в работу. Так, по данным Р. П. Ольнянской (1950), до начала работы, когда в цехе работает предыдущая смена, у испытуемого, пришедшего на место работы, потребление кислорода было равно 370 см3/мин. После ухода предыдущей бригады работа в связи с перерывом между сменами на короткий срок прекратилась. В это время потребление кислорода у испытуемого уменьшилось до 315 см3/мин. В начале новой смены во время подготовки рабочего места под действием условного рефлекса потребление кислорода возросло до 370 см3/мин. С начала работы у испытуемого потребление кислорода повысилось еще больше (до 400— 460см3/мин). Повышение частоты пульса и потребления кислорода, а также увеличение возбудимости и лабильности нервно-мышечной системы до начала работы имеют огромное значение для быстрого включения в трудовой процесс, для развития требуемой скорости выполнения трудовых действий. Однако и с началом работы приспособление физиологических функций продолжается еще в течение нескольких десятков минут, а нередко и до 1,5 и 2 час. Таким образом, вводная гимнастика должна быть направлена на совершенствование функционирования соответствующего стереотипа деятельности нервных центров. [17]
Еще одна цель вводной гимнастики состоит в том, чтобы ускорить течение определенных функций до уровня, необходимого для выполнения работы. В связи с этим в комплекс упражнений вводной гимнастики следует включать такие упражнения, которые были бы близки к действиям, выполняемым во время работы.
Цель вводной гимнастики заключается в том, чтобы посредством выполнения определенным образом подобранных гимнастических упражнений в течение 4-5 мин. ускорить протекание физиологических процессов и тем самым создать состояние большей готовности к работе, ускорить и оптимизировать проявление РДС.
Вводная гимнастика должна быть направлена на совершенствование функционирования соответствующего стереотипа деятельности нервных центров. В комплексе упражнений вводной гимнастики целесообразно применять такие упражнения, которые были бы близки к действиям, выполняемым во время работы. Поэтому перед применением вводной гимнастики необходимо хорошо изучить выполняемую на данном производственном участке работу и подобрать упражнения, ускоряющие проявление функций тех органов и систем, которые играют ведущую роль в процессе данного конкретного вида труда. В частности, в вводной гимнастике целесообразно применять упражнения с возрастающим темпом движений - от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного. При этом для обеспечения быстрого усвоения производственного рабочего места рекомендуется в вводной гимнастке развивать несколько превышающий средний темп работы.
При построении комплексов вводной гимнастки рекомендуется учитывать следующие стороны трудовой деятельности:
1. рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);
2. рабочие движения (быстрые или медленные, напряженные или ненапряженные, с большой амплитудой или силой, симметричные или асимметричные, однообразные или разнообразные и т. п.);
3. характер трудовой деятельности (точность движений, повторяемость движения, быстроту реакций, напряженность и концентрацию (внимания, нагрузку на органы чувств, психическую и мышечную нагрузку, монотонность труда, сложность и интенсивность мыслительных процессов);
4. степень и характер утомления по субъективным показателям (рассеянное внимание, ощущение болей в мышцах, головная боль, раздражительность и т.п.);
5. наличие людей, занимающихся производственной гимнастикой, имеющих отклонения в здоровье (для них целесообразно подобрать специальный комплекс с учетом отклонений в здоровье, не забывая при этом задач производственной гимнастики).
Для рационального подбора упражнений необходимо правильно изучить рабочие движения: их форму, число повторений, темп и ритм, характер участия в работе определенных мышечных групп (степень развиваемых ими усилий, взаимодействие друг с другом и т. п.). Такой анализ позволяет определить умеренную нагрузку на те мышечные группы и нервные центры, которые будут заняты в последующей трудовой деятельности. При составлении комплексов вводной гимнастики и физкультурной паузы целесообразно учитывать следующие основные принципы:
1) соответствие содержания комплексов задачам конкретной формы производственной гимнастики;
2) разностороннее воздействие комплексов на организм занимающихся;
3) соответствие применяемых упражнений особенностям занимащихся и условиям проведения занятий;
4) взаимодействие упражнений в комплексе гимнастики;
5) соответствие нагрузки подготовленности занимающихся;
6) необходимость физического совершенствования занимающихся.
Исходя из этих принципов в общем случае в комплекс вводной гимнастики следует включать следующие группы упражнений:
I. Ходьба.
II. Упражнения на поддерживание с глубоким дыханием.
III. Упражнения для мышц туловища и плечевого пояса (наклоны, повороты туловища с большой амплитудой и активными движениями рук).
IV. Упражнения на растягивание мышц ног, а также упражнения общего воздействия (полу шпагаты, приседания, бег на месте, подскоки).
V. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса (на растягивание и мышечное усилие, для сохранения хорошей осанки).
VI. Упражнения на точность движений и концентрацию внимания.
Коллективное выполнение упражнений в общем режиме и темпе помогает сосредоточить внимание, поднимает настроение и улучшает самочувствие. Первое упражнение должно быть организующим. Обычно - это ходьба в среднем темпе под бодрую музыку. Второе упражнение--потягивание с глубоким дыханием--выполняется в медленном темпе. Общая нагрузка от упражнений не должна вызывать чувства усталости. Для этого необходимо соблюдать определенные правила:
1. Во время выполнения упражнений занимающиеся должны испытывать чувство доступной мышечной работы, посильной и приятной.
2. Необходимо создавать легкое тонизирующее состояние основных работающих мышечных групп.
3. Заканчивать вводную гимнастику рекомендуется двумя упражнениями, одно из которых снимает излишнее возбуждение, другое помогает настроиться на предстоящую производственную деятельность. Последнее упражнение - на совершенствование точности движений и концентрацию внимания - выполняется в темпе предстоящих рабочих движений.
4. После выполнения всего комплекса упражнений у занимающихся не должно появляться желание отдохнуть
Для понимания их сути и отличительных особенностей требуется хотя бы в основных чертах представлять динамику оперативной работоспособности в течение рабочего дня, поскольку смысл всех форм производственной гимнастики заключается, прежде всего, в оптимальном оперативном управлении динамикой работоспособности, содействии максимальной производительности труда без ущерба для здоровья работающих.
Некоторые предпосылки управления динамикой оперативной работоспособности в течение рабочего дня. Оперативная работоспособность человека, как показали исследования в лабораториях и на производстве, на протяжении рабочего дня претерпевают ряд закономерных последовательных изменений. В типичном случае — при достаточно высоком темпе трудовых действий, значительной напряженности и продолжительности рабочего дня — показатели ее вначале возрастают, затем стабилизируются и в конце дня - снижаются. При этом чередуются три периода (или фазы):
Под «оперативной работоспособностью» здесь подразумевается текущая реа­лизация способности человека выполнять работу, заданную производственными (или служебными) требованиями. Ее целостный внешний показатель — количество и качество результатов труда, зависящих от выполняющего работу (в сопоставимых технических и технологических условиях).
период врабатывания  (примерно первые 0,5—1  ч работы), ког­да  на  основе  «настраивания»  регуляторных  процессов   и   активизации функций организма увеличиваются внешние показатели реа­лизуемой работоспособности, растет соответственно производитель­ность труда;
период стабилизации, когда наблюдаются устойчиво высокие показатели работоспособности (соответственно и производитель­ности) труда;
период относительного и прогрессирующего снижения оператив­ной работоспособности (период утомления), когда производительность труда уменьшается.
Представленная динамика оперативной работоспособности в различных условиях трудового процесса видоизменяется. Нередко на фоне утомления (непосредственно перед обеденным перерывом и, особенно в самом конце рабочего дня) показатели производительности труда временно повышаются. Это явление получило название «конечного порыва» (предполагаемая физиологическая основа его, по М. И. Виноградову - стимулирующая условно-рефлекторная реакция на время предстоящего окончания  работы). Но  общая  тенденция  динамики  оперативной работоспособности при достаточной напряженности и продолжительности работы всегда характеризуется последовательной сменой указанных трех периодов. [17]
Существенно, что динамика оперативной работоспособности во всех ее фазах зависит не только от внутренних факторов (свойств и закономерностей функционирования организма), но также от режима труда, его общей организации и ряда других условий, в том числе от направленного использования физической культуры. Воздействуя на динамику оперативной работоспособности в целях оптимизации трудового процесса, следует стремиться выполнять в первую очередь следующие требования:
1.      на протяжении всего рабочего дня должна проявляться, возможно, высокая в данных условиях работоспособность, выраженная в высокой производительности труда (при хорошем самочувствии и настроении работающего);
2.      для проявления высокой работоспособности необходимо обеспе­чить ускорение периода врабатывания (без ущерба для последую­щего состояния организма), удлинение периода поддержания дос­тигнутого уровня оперативной работоспособности и по возможности уменьшить степень его снижения под влиянием утомления;
3.      во время коротких перерывов, вводимых в режим труда, не­обходимо создать условия для возможно быстрого восстановления оперативной работоспособности до уровня, близкого к оптимальному.
Вводная гимнастика служит, как бы введением в трудовой процесс—она проводится непосредственно перед работой (в начале рабочего дня, а в определенных случаях и в начале его второй половины, после обеденного перерыва) для сокращения периода врабатывания, скорейшего достижения высоких показателей рабо­тоспособности. Продолжительность вводной гимнастики сравнительно небольшая — 5—7 мин. Несмотря на это, она может, согласно исследовательским данным (Б. А. Душков, Н. Б. Никулин и др.), на треть и более сокращать фазу врабатывания и вместе с тем существенно увеличивать последующую фазу высоких показателей работоспособности. [17]
Вводная гимнастика состоит чаще всего из 6—8 упражнений, воздействующих на основные мышечные группы и активизирующих вегетативные функции. Согласно закономерностям врабатывания, некоторые из упражнений должны, особенно в заключительной части комплекса, моделировать трудовые действия, т. е. приближенно воссоздавать их особенности, в частности элементы координации, темп и ритм движений (если трудовая деятельность имеет двигательную основу для приведения в действие рабочего динамического стереотипа). То же относится к факторам психической настройки. Ей могут способствовать идеомоторные, психорегулирующие упражнения и соответственно подобранное музыкальное сопровождение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2 Особенности проведения вводной гимнастики на производстве для разных групп профессий
2.1 Основы методики подбора упражнений и составления комплексов различных видов производственной гимнастики. 
Практическое применение активного отдыха в форме производственной гимнастики показало, что улучшению условий труда наиболее способствует использование специальных комплексов вводной гимнастики, физкультурных пауз, физкультурных минуток и физкультурных микропауз, способных обеспечить высокую работоспособность человека. Ученые, специалисты-практики уже много раз убеждались: там, где комплексы гимнастики составлены без учета общих закономерностей и конкретных особенностей различных видов труда, их рационального распределения и времени использования на протяжении рабочего дня, пользы от производственной гимнастики мало. Только комплексы, составленные с учётом  тщательного анализа характера труда категории работающих, для которых они создаются, могут гарантировать успех. В связи с этим первостепенное значение приобретает изучение рабочей позы и движений, характера труда (однообразный или разнообразный), особенностей нагрузки (психическая, нервно-мышечная или нагрузка на анализаторы), степени и характера утомления, динамики работоспособности в разные смены, санитарно-гигиенических условий труда и т. д..  Немаловажное значение имеет подбор и очередность упражнений в комплексе, их доступность для выполнения и дозировка, а также время выполнения в различные смены. Кроме того, методика проведения занятий должна соответствовать возрасту, полу, физическому развитию и степени подготовленности занимающихся.
Таким образом, выбор видов производственной гимнастики зависит от особенностей организации самого труда, динамики работоспособности, смены, индивидуальных особенностей занимающихся.
В классификации Ф. Т. Ткачева профессии объединены в следующие группы:
Первая группа объединяет представителей профессий, чей труд характеризуется большой точностью и координацией движений, напряжением внимания и зрительного анализатора, выполнением рабочих операций в положении стоя с небольшими мышечными напряжениями: токарей, фрезеровщиков, револьверщиков, сверловщиков и т. п.
Во вторую группу входят представители профессий, труд которых характеризуется различной степенью мышечного напряжения, функции внимания, зрительного и двигательного анализаторов, высокой подвижностью нервных процессов, ярко выраженной монотонностью, выполнением производственных операций в строго определенной последовательности в положении сидя или стоя. В зависимости от выполняемых операций поза стоя может быть неподвижной и с передвижением в зоне рабочего места. Эту группу составляют, в основном, работники конвейера и потока. В зависимости от тяжести и напряженнос­ти труда конвейерные виды работ подразделяются на четыре подгруппы: а) нервно-напряженный и в то же время физически легкий труд (рабочие по сборке мельчайших механизмов);
б) труд, требующий среднего нервного напряжения, и физически легкий (сборщики мелких изделий, швеи-мотористки и др.);
в) труд физически тяжелый, требующий среднего нервного на­пряжения (сборщики моторов автомашин и т. д.); г) труд физически тяжелый и одновременно нервно-напряженный (к этой подгруппе отнесены рабочие, выполняющие станочную обработку головок швейных машин, сборку грузовых автомобилей и т. д.).
Третья группа объединяет представителей профессий, труд которых требует большого нервного напряжения, устойчивого внимания, высокой скорости выполнения однообразных, простых, часто повторяющихся операций. Производственные операции выполняются в положении стоя на месте или в дви­жении без особых мышечных напряжений, в условиях воздей­ствия сильного шума. К этой группе относятся ткачихи, пря­дильщицы, тростильщицы и др.
Четвертая группа — это представители профессий, чей труд характеризуется постоянным напряжением внимания, умеренным умственным и значительным нервно-эмоциональным напряжением, выполнением производственных операций стоя с ограниченным перемещением на рабочем месте, разнообразием двигательных действий руками без значительных физических напряжений. К этой группе относятся работники торговли и сферы обслуживания.
Пятая группа объединяет представителей профессий, чей труд характеризуется концентрацией внимания, напряжением зрительного анализатора, выполнением множества разнообразных двигательных действий руками и ногами ограниченной амплитуды с преобладанием элементов статического напряжения в вынужденной рабочей позе сидя в условиях воздействия сильного шума и вибрации. К этой группе относятся тракторис­ты, бульдозеристы, комбайнеры, водители трубоукладчиков, дорожно-строительных машин и др.
В шестую группу включены представители профессий, выполняющие действия, связанные с постоянным напряжением анализаторных систем, высокой нервно-эмоциональной и нервно-психической нагрузкой, быстрыми ответными реакциями на различные внезапные раздражители в положении сидя в ограниченном пространстве. К ним относятся летчики, водители автомобилей, локомотивов, тепловозов, электровозов, трамваев, троллейбусов, поездов метрополитена и др. .
Седьмую группу составляют представители профессий, требующих значительных мышечных напряжений, выполняемых в положении стоя в цехах с высокой температурой, повышенной загазованностью и запыленностью. К ним относятся горновые, сталевары, прокатчики, кузнецы свободной ковки, штамповщики на горячей штамповке и их подручные и др. Для данной категории работников рекомендуется проведение оздоровительно-профилактической гимнастики после работы.
Восьмая группа объединяет представителей профессий, чей труд характеризуется вынужденно-неудобной рабочей позой, разнообразием двигательных действий, значительными мышечными напряжениями, большим расходом энергии, выполнением работы в неблагоприятных гигиенических и метеорологических условиях. К ним относятся подземные рабочие горнорудной и угольной промышленности.
Девятая группа состоит из представителей профессий, работающих в вынужденной рабочей позе с умеренными мышечными напряжениями (преимущественно статического характера), обусловленной точностью выполнения действий, большим напряжением зрительного анализатора и неблагоприятными микро гигиеническими условиями. К ним относятся газо - и электросварщики.
Десятая группа объединяет представителей профессий физического труда, характеризующегося однообразием рабочих движений, выполняемых в положении стоя, и отличается значительными мышечными напряжениями динамического и статического характера. К ним относятся строительные рабочие, бурильщики, лесорубы, грузчики, носильщики, рабочие по ремонту шоссейных дорог и железнодорожных путей и др.
В одиннадцатую группу входят представители профессий, чей труд характеризуется ограниченной подвижностью, рабочей позой сидя и стоя, выполнением большого количества мелких высокодифференцированных движений руками, значительной концентрацией внимания и напряжением зрительного анализатора. К ним относятся сборщики и наладчики мелких станков и автоматов, слесари-лекальщики, наборщики, раскройщики обуви и кожгалантерейных изделий, контролеры-сортировщики печатной продукции, намотчицы, изолировщицы и укладчицы электромоторов.
Двенадцатая группа включает представителей профессий, требующих при работе вынужденной позы (сидя и стоя), крайне ограниченных двигательных действий, очень высокой концентрации внимания, мгновенного реагирования на определенные сигналы, различной степени умственного и нервно-эмоционального напряжения. К ним относятся работники диспетчерско-операторских служб, режиссеры студий телевидения и их ассистенты, операторы и диспетчеры  пультов управлений, дежурные и операторы метрополитена и т. д.
Тринадцатая группа объединяет представителей профессий, орудием труда которых являются вибрирующие агрегаты и инструменты. К ним относятся обрубщики, клепальщики, формовщики, трамбовщики и др.
Четырнадцатая группа состоит из представителей профессий, чей трудовой процесс связан с особенно повышенным напряжением, внимания; зрительного и двигательного анализаторов, большой точностью движений, выполняемых на различной высоте и ограниченной площади опоры, в положении стоя, реже сидя. К ним относятся монтажники строительных конструкций, монтажники-высотники, монтажники линий  электропередач  и т.д.
Пятнадцатая группа — это представители профессий, требующих различной степени умственного напряжения, однообразия рабочей позы, сидя и крайне ограниченной двигательной активности. К ним относятся корректоры, стенографис­ты, вычислители в системе механизированного учета, конструкторы, инженеры, техники, ученые и другие творческие работники. [10 стр.71-82]
Определяют содержание тогo, или иного вида труда следующие физиологические характеристики
        1.  Рабочая поза и рабочие движения.
2. Величина физической нагрузки.
3. Темп работы.
4. Монотонность труда.
5. Степень напряжения анализаторов и внимания.
6. Степень и характер умственного и нервно-эмоцио­нального напряжения.
Рабочая поза — это вынужденное положение тела работающего человека. Оно зависит от производственной операции и рабочего места (станок, кабина, стол и т. д.), обусловливающих выполнение определенных двигательных действий. Рабочие действия могут осуществляться в положении сидя, стоя, на коленях, на корточках. Встречается (довольно редко) смешанный вариант, когда поочередно принимается одна из рабочих поз.
Анализируя рабочую позу, необходимо обратить внимание на то, какие мышечные группы принимают участие в поддержании позы и какие при этом развиваются неблагоприятные сдвиги в деятельности систем и органов работающего человека. Оценивая рабочие движения, учитывают преимущественное участие тех или иных мышечных групп в процессе производственной деятельности, а также характер работы (динамическая или статическая), амплитуду движений (малая, средняя или большая), степень координации движений (простые или сложные по своей координационной структуре).
Такой анализ позволяет определить, для каких мышечных групп следует подбирать упражнения и какими должны быть эти упражнения по характеру и способу выполнения. Так, если в трудовой деятельности преобладают движения статического характера, то основным содержанием комплексов физкультурной паузы должны стать упражнения динамического характера, а для тех мышц, которые были динамически напряжены, жела­тельны упражнения с элементами расслабления. Когда же рабочие движения носят сложно координированный характер, в комплексы включаются простые по координации упражнения.
Величина физической нагрузки это количество механической работы, выполненной в единицу времени. В зависимости от тяжести труда нагрузку обозначают как малую, среднюю, большую, предельную. Энерге­тические затраты на профессиональную деятельность колеблются в пределах 200—1200 и более килоджоулей.
Существует прямая зависимость между величиной физической нагрузки в предшествующей работе и интенсивностью в активном отдыхе: чем тяжелее труд, тем относительно легче по нагрузке должны быть как отдельные упражнения, так и комплекс в целом.
Темп работы проявляется в частоте повторения одинаковых движений или их циклов. Чем они чаще и чем короче паузы между выполнением производственных операций, тем выше темп работы и тем напряженней труд, и, следовательно, более быстро развивается утомление. Умеренным темпом считается частота движений, составляющая до 25 % от максимально возможного, средним — от 25 до 50 %, быстрым от 50 до 75%, очень быстрым — свыше 75 %.
Высокий темп производственной деятельности требует уменьшения общей физической нагрузки в комплексе физкультурной паузы. Темп выполнения упражнений должен быть несколько ниже рабочего. Работающие в умеренном темпе выполнять упражнения могут в более высоком темпе. Во вводной гимнастике темп упражнений должен превышать темп рабочих движений.
Монотонность труда это выполнение однообразных операций при постоянном ритме и ограниченном участии мышц, которая ведет к быстрому функ­циональному истощению клеток коры большого мозга и разви­тию в них охранительного торможения. Действие монотонности проявляется в падении интереса к работе, появлении чувства апатии, сонливости, уменьшении скорости двигательной реакции и силы мышц, урежении дыхания и ЧСС, снижении уровня артериального давления. Поэтому комплексы производственной гимнастики должны быть достаточно нагрузочными и включать в себя разнообразные физические упражнения, выполняемые с повышенной эмоциональностью.
На качество выполняемой работы влияет степень напряжения различных анализаторов и внимания. Поступающие из внешней и внутренней среды раздражители воспринимаются специальными нервными анализаторами. При труде, связанном с напряжением анализаторов, особенно зрительного (при многих видах работ главной причиной утомляемости является зрительное напряжение), преобладает возбуждение, которое тем сильнее, чем больше они напряжены.
Во время работы на человека оказывает влияние комплекс раздражителей. Одни из них незначительные, другие — более важные, третьи — главные. Работающий человек выделяет самые основные из всех поступающих раздражителей и сосредоточивает на них свое внимание. Длительное сосредоточение приводит к интенсивному расходу нервной энергии и падению работоспособности.
Комплексы физкультпаузы и физкультминуток должны включать в себя простые упражнения, не требующие сосредоточения внимания и выполняемые в среднем и медленном темпе. Обязательны упражнения для мышц глаз, самомассаж век и надбровных дуг (соблюдая гигиенические правила). Вводная гимнастика, напротив, включает в себя сложно координированные упражнения в среднем и быстром темпе.
На работоспособность влияет степень и характер умственного и нервно-эмоционального напряжения.
При умственной деятельности (мышление, восприятие, память и т. д.) "основная нагрузка падает на ЦНС. Сдвиги в двигательном аппарате, сердечно-сосудистой системе и в обменных процессах незначительны. Лишь крайне высокое напряже­ние увеличивает сердцебиение и артериальное давление, появляются одышка и боли в сердце, возникает тремор пальцев рук. Сопровождающее, как правило, умственную работу нервно-эмоциональное напряжение может увеличивать ЧСС и уровень арте­риального давления, а также легочную вентиляцию и потребле­ние кислорода, усиливать электрическую активность мышц, отражающую напряжение скелетной мускулатуры.  Чем выше уровень умственного и нервно-эмоционального напряже­ния, тем быстрее развивается утомление (нарушается баланс нервных процессов, ослабляются процессы возбуждения и тор­ожения, развивается запредельное торможение, охватывающее в большей степени вторую сигнальную систему).
При умственной нетворческой деятельности и без выраженного нервно-эмоционального напряжения, когда функциональные изменения происходят лишь в ЦНС, целесообразно включать в комплексы упражнения игрового характера, дыхательные, на точность и координацию движений.
Для людей, которые выполняют умственные операции, не связанные с творчеством, но при значительных нервно-эмоциональных напряжениях и сопровождаемые изменениями, как показателей высшей нервной деятельности, так и вегетативных реакций организма, эффективными являются упражнения на расслабление в дыхательные.
Творческим работникам с различной степенью нервно-эмоционального напряжения следует рекомендовать произвольное общее расслабление скелетной мускулатуры, сочетаемое с изби­рательным сокращением отдельных мышц или мышечных групп, сгибателей или разгибателей пальцев кисти, мимической мускулатуры и т. а также длительное растягивание крупных мы­шечных групп.
Все средства воздействия в производственной гимнастике, определенным образом влияющие на улучшение деятельности основных систем и органов человека в производственных условиях, разделены на 3 группы.
1. Средства, способствующие повышению возбудимости ЦНС. Это, в частности, динамические упражнения (движения с большой амплитудой, интенсивные потягивания и др.), значительные мышечные напряжения изометрического характера (напряжения отдельных групп мышц), дыхательные упражнения (с задержкой дыхания на выдохе: 3—4 глубоких вдоха); умывание и обтирание холодной водой лица, шеи, головы; приемы самомассажа (шеи, затылочной части головы, ног) и др.
2. Средства, способствующие снижению возбудимости ЦНС, предупреждению нервного перенапряжения и снятию резко выраженных нервно-эмоциональных состояний. К ним относятся: произвольные мышечные расслабления (расслабление отдельных мышечных групп, активные расслабления мышц тела в позе сидя с закрытыми глазами), дыхательные упражнения (спокойное ритмическое дыхание, дыхание с удлиненным выдохом и коротким вдохом), динамические упражнения, выполняемые резко, с большим мышечным напряжением, дающие «двигатель­ную разрядку» и др.
3. Средства, нормализующие мозговое и периферическое кро­вообращение. Это интенсивные потягивания с глубоким дыханием, движения головой (повороты, наклоны, круговые движения), движения руками (вверх, вперед, назад, поочередные и одновременные, круговые движения в плечевых суставах), движения ногами в области тазобедренного сустава (движение сидя, приседания, подъемы на носках), чередование напряжений и расслаблений отдельных мышечных групп (рук, спины, живота, бедер), изменение позы сидя с перераспределением тяжести тела на другие мышечные группы, дыхательные упражнения (с задержкой дыхания на вдохе и выдохе), самомассаж головы, шеи, других частей тела и др.
Выбор конкретного приема и момента его выполнения дикту­ется индивидуальной потребностью, основанной на субъективном ощущении. Эти приемы не должны занимать много времени, должны быть простыми и доступными для выполнения.
В зависимости от специфичности задач производственной гимнастики, контингента занимающихся и особенностей проведения занятий на производстве к применяемым упражнениям предъявляются определенные требования.
1.Упражнения не должны быть трудными для изучения. При проведении ПГ  невозможно долго останавливаться на разучивании упражнений.
2. Упражнения должны быть комбинированными. Для заня­тий производственной гимнастикой следует предпочитать комбинированные упражнения, т. е. такие, при которых одновременно приводится в движение несколько мышечных групп. Такие упражнения оказывают большее влияние на организм занимащихся, кроме того, они более динамичны. Аналитические упраж­нения (отдельно для рук, туловища) менее желательны.
3. Упражнения должны легко дозироваться. От правильного определения физической нагрузки для занятий во многом зави­сит эффективность производственной гимнастики. Упражнения должны создавать ощущение нагрузки, но сумма ее (нагрузка всего комплекса гимнастики) не должна вызывать утомления.
4. Необходимо учитывать, что влияние упражнений наслаивается. Перерывы между отдельными упражнениями в производственной гимнастике незначительны, вследствие чего влияние предыдущего упражнения в некоторой мере сказывается на последу­ющем. Следовательно, действие каждого последующего упраж­нения становится большим, а иногда и несколько изменяется.
5. Надо правильно чередовать упражнения для различных групп мышц. При чередовании упражнений для рук, ног, туловища можно давать большую физическую нагрузку, однообразные же упражнения, т. е. упражнения для одних и тех же групп мышц, быстро вызывают утомление местного характера. После упражнений, например для рук, лучше использовать упражнения для ног, учитывая при этом физиологическую стоимость каждого упражнения с тем, чтобы выдерживать физиологическую кривую того или иного вида производственной гимнастики.
6. Если даются два упражнения для одной и той же группы мышц, то второе упражнение (или вторая часть сложного упражнения) должно быть для мышц-антагонистов. Например, после упражнений для мышц спины целесообразно выполнять упражнения для мышц живота. При этом создаются лучшие условия для проявления эффекта активного отдыха.
7. Необходимо чередовать характер физических усилий. На­пример, упражнения, выполняемые в быстром темпе, лучше чередовать с медленными упражнениями, так как дыхание, нарушенное быстрым темпом движений, легко восстановить при медленных движениях. Упражнения на расслабление мышц необходимо включать в начале комплекса, поскольку они являются средством отдыха для мышц, которые были заняты в трудовых движениях, а также после нагрузочных упражнений.
Не следует как слишком часто, так и редко менять упражнения. В первом случае занимающиеся не успеют хорошо усвоить упражнения, во втором интерес к ним будет снижен. Наиболее целесообразно менять упражнения в комплексах не все сразу, а постепенно, т. е. заменяя «одно-два» изученных и усвоенных упражнений новыми, незнакомыми. Меняя весь комплекс производственной гимнастики или отдельные упражнения, надо в первую очередь заменить упражнения, которые занимающиеся плохо восприняли. При смене комплексов необходимо стремиться к тому, чтобы они состояли из максимально полезных для данного контингента занимающихся упражнений и вместе с тем интересных для них.
При разработке комплексов вводной производственной гимнастики также необходимо учитывать психофизиологические характеристики профессии, то есть краткое отражение роли личностных факторов в производительном процессе. При внедрении производственной гимнастики в различных сферах необходимо составлять профессиограмму., в которой учитываются следующие критерии.
По степени тяжести и напряженности все виды труда подразделены на четыре категории:
1) легкие и мало напряженные виды;
2) средней тяжести и напряженный труд;
3) тяжелый и значительно напряженный;
4) очень тяжелый и очень напряженный.
Для характеристики тяжести труда основными показателями служат мощность работы и величина статической нагрузки;
Для характеристики напряженности - показатели внимания, плотности сигналов, перерабатываемой информации, эмоциональное напряжение.
Категория труда должна определяться по любому основному фактору или по двум дополнительным.
Для 1-й категории характерна поза свободная.
Для 2-й категории – вынужденные наклоны до 30° 50–100 раз за смену, или нахождение в наклонном положении до 30° 10–25% рабочего времени, либо ходьба на расстояние до 4 км за смену (при нестационарном рабочем месте).
Для 3-й категории – вынужденные наклоны до 30° 100–300 раз в смену, или нахождение в таком наклонном положении 26–50% рабочего времени, либо ходьба до 7 км за смену.
4-я категория характеризуется вынужденными наклонами до 30° более 300 раз за смену, или нахождение в наклонном положении до 30° более половины рабочего времени, либо ходьба свыше 7 км за смену.
Эмоциональное напряжение:
1-я категория – работа по индивидуальному плану;
2-я – работа по графику с возможной его корректировкой в процессе работы;
3-я – работа с повышенной ответственностью в условиях дефицита времени;
4-я – личный риск, опасность, ответ­ственности за безопасность других.
Интеллектуальная напряженность:
1-я категория – нет необходимости принимать решение;
2-я – решение простых альтернативных задач по инструкции;
3-я – решение неотложных задач по алгоритму;
4-я – творческая деятельность.
Объем оперативной памяти:
1-я категория – необходимо запомнить менее двух элементов на протяжении смены;
2-я – запомнить до двух элементов за 2 ч;
3-я – запомнить 3–5 элементов в течение 2 ч и более;
4-я – запомнить на протяжении смены более 5 элементов.
По степени напряженности зрения работа подразделяется на:
грубую;
мало точную;
точную;
особо точную.
По степени напряженности слуха:
1-я категория – помех нет, разборчивость слов 100%;
2-я – имеются помехи, на фоне которых слышна речь на расстоянии до 2,5 м, разборчивость слов 70–80%;
3-я – имеются помехи, на фоне которых слышна речь на расстоянии до 2 м, разборчивость слов 30–60%;
4-я – имеются помехи; на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м, разборчивость слов ниже 30%.
В характеристике микроклимата производственной среды можно выделить восемь классов:
оптимальные условия;
допустимые условия;
неблагоприятные условия в связи с технологическими требованиями производства (охлаждающий микроклимат);
то же (нагревающий микроклимат);
неблагоприятные условия в связи с работами на открытом воздухе (охлаждающий микроклимат);
то же (нагревающий микроклимат);
особо неблагоприятные условия;
аварийные и вынужденные условия работы при температуре воздуха - 40° при штиле, или - 25° при скорости ветра более 10 м/сек, или свыше 45° или 35° и 100% относительной влажности.
Такой дифференцированный подход к описанию основных профессиональных факторов дает возможность составить профессиограмму каждого вида профессии.
 
 
 
 
 
2.2. Особенности проведения вводной гимнастики на производстве для разных групп профессий
              Работоспособность в начале трудового дня  бывает несколько пониженной, и требуется некоторое время, чтобы организм в полной мере включился в работу и вошел в обычный оптимальный темп.
              Физические упражнения вводной гимнастики обеспечивают ускоренное вхождение в трудовую деятельность, способствуют высокой и  устойчивой работоспособности, предотвращая раннее наступление утомления. Проводится вводная гимнастика обычно за 10  минут до начала работы. Длительность ее 5-7 минут. Для вводной  гимнастики  подбирают комплекс специальных физических упражнений с учетом характера производственных движений, ритма и других особенностей работы.
Для большинства профессий полезны упражнения, укрепляющие и развивающие мышцы туловища, рук, ног; потягивания; упражнения на расслабление мышц; упражнения, сохраняющие и развивающие гибкость, улучшающие осанку; укрепляющие сердечно-сосудистую систему и улучшающие дыхательные функции, совершенствующие координацию движений, оказывающие комбинированное воздействие.
Работа стоя влечет не только застой крови в сосудах ног, но и утомление мышц. Эффективный отдых обеспечат в этом случае упражнения на расслабление, особенно при выполнении статической работы. Рекомендуются также и упражнения, улучшающие кровообращение. При работе, связанной со значительной двигательной активностью при выполнении различных производственных операций, большое значение имеют упражнения на координацию движений, на расслабление мускулатуры, потягивание.
Напомним, что упражнения должны подбираться таким образом, чтобы в них участвовали главным образом мышцы, обычно не вовлекаемые в трудовой процесс.
Комплексы физических упражнений необходимо периодически разнообразить, занятия проводить в том темпе, в котором выполняются рабочие движения, или несколько быстрее, чтобы стимулировать включение в рабочую деятельность. Это особенно важно при монотонной работе - разнообразие в этом случае необходимо.
              Методики составления и проведения комплексов в различных видах производственной гимнастики имеют существенные отличия. Если место вводной гимнастики определено четко — до начала работы, то время
проведения других видов производственной гимнастики во многом зависит от динамики работоспособности человека в течение трудового дня.
Приведем пример типовой схемы вводной гимнастики (разработана ведущим специалистом производственной гимнастики Л.Н.Нифонтовой).
?                    Упражнения организующего характера.
?                     Упражнения для мышц туловища, рук и ног.
?                    Упражнения общего воздействия.
?                    Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами.
?                     Специальные упражнения. [8, стр. 14-17]
В частности, первыми во вводной гимнастике целесообразно применять упражнения с возрастающим темпом движений — от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного. При этом для быстрого усвоения производственного темпа рекомендуется развивать темп, несколько превышающий средний темп работы. Оценка темпа работы может быть дана по степени его приближения к максимальному. При простых работах, не требующих точности и координации движений, темп работы характеризуется числом движений, выполняемых в единицу времени. В зависимости от массы движущихся звеньев тела максимальный темп рабочих движений различен — с увеличением массы движущихся звеньев оп уменьшается.
При работе рук максимальный темп составляет около 60 движений в 1 мин. (например, опиловка металла). Высокий темп при движениях с участием туловища достигает около 25 движений в 1 мин. (вращение лебедки). Если работа требует определенной точности, темп замедляется. На конвейере максимальный и средний темп может быть установлен экспериментально путем запуска конвейера на различные скорости. При максимальном темпе быстро развивается утомление и нарушается ритм работы (возрастает вариабельность времени выполнения рабочей операции). Работа в среднем (оптимальном) темпе характеризуется устойчивым ритмом (постоянство продолжительности выполнения однотипных операций) и благоприятными проявлениями физиологических функций.
Для людей, занятых тяжёлым физическим трудом, в комплекс вводной гимнастики включают простые по координации движения динамического характера. Они помогают последовательно вовлечь в активную деятельность различные мышечные группы. Нагрузка увеличивается постепенно.
Для лиц, занятых трудом средней физической тяжести, подбираются динамические широкоамплитудные упражнения для мышц, которые не нагружены во время работы. Максимум нагрузки должен приходиться на середину комплекса.
Для лиц, занятых трудом с небольшими физическими усилиями, длительным напряжением внимания, зрения и т. д., вводная гимнастика насыщается комбинированными динамическими упражнениями для различных групп мышц. Максимальная физическая нагрузка приходится на первую треть комплекса.
              В конце комплекса вводной гимнастики выполняются специальные упражнения, схожие по структуре или по ритму с рабочими движениями,  в некоторой степени имитирующие их.
              Условия труда, рабочая поза могут неблагоприятно влиять на организм. В этих случаях рекомендуется включать упражнения, имеющие профилактическую направленность. К примеру, работа, выполняемая с постоянным наклоном туловища вперед, может привести к повышенному искривлению позвоночника в грудной части, поэтому комплекс упражнений должен быть направлен на то, чтобы улучшать осанку и препятствовать появлению «круглой» спины.
              К настоящему времени разработана классификация профессий с учетом физической тяжести и ум
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.