На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Приватизация в России и ее особенности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки РФ
Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
( ГОУВПО «АмГУ»)
 
 
Факультет Экономический
Кафедра ЭТ и ГУ
Специальность 080301.62 - Коммерция ( торговое дело )
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
на тему: Приватизация в России и ее особенности
 по дисциплине: «Экономическая теория »
 
 
Исполнитель
студент группы 0380          ___________________                  М.О. Абраменко                                                                                                      
 
Руководитель 
доцент, к.э.н                     ___________________                  И. В. Новикова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
 
Нормоконтроль                
доцент, к.э.н                      ____________________                И. В. Новикова
 
Благовещенск 2011
 
 
 
     Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
( ГОУВПО «АмГУ»)
 
Факультет   ______________________
 Кафедра      ______________________
 
 
ЗАДАНИЕ
 
К курсовой работе (курсовому  проекту) студента
___________________________________________
____________________________________________________________________
 
1. Тема курсовой работы(проекта):________________________________ ____________________________________________________________________
 
2. Срок сдачи студентом  законченной работы (проекта)_____________________
 
3. Исходные данные к  курсовой работе (проекту):__________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
4. Содержание курсовой  работы (проекта) (перечень подлежащих  разработке вопросов):_______________________________________________________________________________________________________________________________
 
5. Перечень материалов  приложения: (наличие чертежей, таблиц, графиков, схем, программных продуктов,  иллюстративного материала и т.п.  ___________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Дата выдачи задания___________________________________________
 
Руководитель курсовой работы (проекта)_________________________________
 
Задание принял к исполнению (дата):___________________________________
            _________________
 
РЕФЕРАТ
 
Курсовая работа содержит 36 с., 40 источников, 2 таблицы, 1 приложение.
 
ПРИВАТИЗАЦИЯ, РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ, ЭФФЕКТИВНЫЙ СОБСТВЕННИК, ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ, ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ПРИВАТИЗАЦИОННЫЙ ЧЕК.
 
Возникновение конкурентоспособных  компаний, эффективно использующих ресурсы, в современной России – центральная  проблема переходной экономики. Реформы  отталкивались от представления  о том, что условием повышения  эффективности использования ресурсов и конкурентоспособности  является приватизация. Целью данной работы является  выяснение сущности и значения приватизации, ее способы и формы, а также особенности приватизации в России. При рассмотрении особенностей приватизации в России большое внимание уделено целям и задачам Российской приватизации.
          Предметом исследования данной работы является приватизация, её способы и формы.
Объектом исследования является особенности приватизации в России, ее взаимосвязь с рыночной экономикой.
Задачами данной работы является раскрытие понятия приватизации, способы и формы приватизации. А также рассмотреть особенности  приватизации в России: цели, задачи и этапы. 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение 5
1  Приватизация                                                                         7
   1.1 Понятие приватизации и разгосударствления  7
   1.2 Способы и формы приватизации 9
 2 Особенности приватизации в России                                                      14
    2.1 Цели и задачи  Российской приватизации                                         14
    2.2 Этапы приватизации  в России                                                           19
    2.3 Итоги приватизации  в России                                                            25
3 Приватизация в Амурской  области 28
Заключение                                                                                                   30
Библиографический список                                                                          32
Приложение      35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
Навязывание  государственным  предприятиям некоммерческие операций делают зачастую государственные предприятия  менее эффективными в технико - экономическом  и финансовом плане чем частные предприятия.  Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоемкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме. Так в Англии издержки производства на государственных предприятиях в среднем на 30 %, а в США на 20% выше, чем в частных предприятиях.
Сама рыночная экономика  ограничивает деятельность государства  в условиях функционирования рыночного  механизма. Поэтому периодически к  государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике становится вопрос о разгосударствлении. Такая  картина наблюдалась во всех  развитых странах Запада 80-х годах, что вызвало массовый процесс  приватизации.
Приватизация – одна из форм разгосударствления. Она способствует развитию не  только индивидуальной частной собственности, но и коллективной ( акционерной ). Приватизация  привела  к изменению самой природы  роста экономики. Она перестала  быть государственной, плановой экономикой, и превратилась в рыночную экономику.  Независимость участников рынка  от государства – очень важный признак рыночной экономики.
Целью данной работы является  выяснение сущности и значения приватизации, ее способы и формы, а также особенности приватизации в России. При рассмотрении особенностей приватизации в России большое внимание уделено целям и задачам Российской приватизации.
          Предметом исследования данной работы является приватизация, её способы и формы.
Объектом исследования является особенности приватизации в России, ее взаимосвязь с рыночной экономикой.
Задачами данной работы является раскрытие понятия приватизации, способы и формы приватизации. А также рассмотреть особенности  приватизации в России: цели, задачи и этапы. 
Об актуальности современного изучения приватизации даже не приходится и говорить. В современном мире чуть ли не каждый человек просто обязан представлять себе, что означает это понятие. Человек не может обойтись без приватизации. Знания о приватизации помогают людям выжить в их достаточно трудной жизни.
Изучение приватизации содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ПРИВАТИЗАЦИЯ
 
 
1.1 Понятие приватизации и разгосударствления
 
 
Приватизация  - передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. Приватизация может иметь скрытый характер, когда осуществляется в юридической форме аренды государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается лишь определенная часть акций; может осуществляться в форме денационализации (реприватизации), когда национализированное прежде имущество передается в частную собственность прежних или иных владельцев1. Значение приватизации состоит в том, что она позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Эффективный собственник – это физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции. Наконец, приватизация преследует и фискальные цели, то есть пополнение бюджета за счет продажи государственной собственности. По своему содержанию приватизация близка к более широкому процессу разгосударствления, который включает передачу государственного имущества в собственность органов местного самоуправления (т. е. муниципализацию имущества). Термин «разгосударствление» часто применяется для обозначения крупномасштабной приватизации.
Прежде всего разгосударствление не означает, что государство перестает  играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятия.
Современный процесс разгосударствления характеризуется деидеологизацией, когда все более редкой становиться ситуация, при которой демократические партии выступают за расширение государственного сектора, а их политические противники – частного.
Рассмотренные особенности  современного процесса разгосударствления нашли  отражение в его способах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2Способы и формы приватизации
 
 
Как показывает мировой опыт развитых стран существует множество  способов разгосударствления. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Прежде всего либерализация  рынков. В рамках этого процесса государство отменяет барьеры для  доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья  продукция может поступать на самые разные рынки. Государство  поощряет также  малый бизнес, снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.
Другой способ разгосударствления – стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий ( государственно – частных ). Это достигается с помощью льготного налогообложения или особого режима кредитования.
Еще один путь разгосударствления – создание для государственных  предприятий рыночных условий функционирования. С этой целью государство использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки, в  которой находятся государственные предприятия: сокращение государственных субсидий, отказ от списаний банковской задолженности, отмена налоговых льгот.
Широко используется способ изменения собственности государственных  предприятий – денационализация. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.
На самом деле все эти  способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности  и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.
Что же касается форм приватизации   государственной собственности, наиболее популярными в развитых странах  являются: продажа предприятий непосредственно  в частные руки; выкуп акций  государственных предприятий менеджерам; продажа акций работникам предприятий; распространение акций предприятия  среди населения. Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий  в аренду и заключение контракта  на управление предприятием.
Продажа государственных  предприятий в частные руки осуществляется путем организации  аукционов  и конкурсных торгов. Аукцион позволяет  стать владельцем  предприятия  физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С  помощью аукциона государственные  предприятия приватизируются в  относительно короткие сроки и с  существенной финансовой прибылью для  государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, как ему захочется ( ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.
Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью  конкурсных торгов. Конкурсные торги  – это продажа государственной  собственности частным лицам  в соответствии с требованиями и  условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает  текущие расходы, снижает доходы и требует более длительного  времени.
Выкуп акций государственного предприятия менеджерами («управленческие выкупы) осуществляется не только за наличные средства управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому « управленческие выкупы» выступают своеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. При этом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые в кредит ссуды. Привлекательность «управленческих выкупов» состоит в активизации предприимчивости менеджеров, которые, становясь совладельцами предприятия, заинтересованы в повышении эффективности его функционирования, улучшении управления и реализации собственных интересов.
Приватизация в форме  продажи акций работникам предприятий  означает развитие рабочей акционерной  собственности. Продажа акций рабочим  является эффективным средством  повышения их заинтересованности в  результатах своей работы, росте  производительности труда и прибыльности предприятий. Примером эффективно функционирующего предприятия, полностью принадлежащего занятому на нем персоналу, является предприятие, созданное в 1956 г. в  Испании.
Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа  акций населению, при которой  государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого  типа. Продажа акций населению  осуществляется по фиксированной или  конкурсной цене. При продажи акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Покупка акций мелкими инвесторами стимулируется широко используемыми льготами: премии для купивших акций в максимально короткий срок, отсрочка платежей или разрешение оплаты акций по частям с полной выплатой дивидендов, установление более низкой цены на акции.
Публичная продажа акций  ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности всех желающих. В приватизации государственных предприятий могут участвовать и иностранные инвесторы. Однако их доля, как правило, четко определена законодательством в интересах защиты и поддержания конкурентоспособности национальной экономики. В то же время их участие в приватизации желательно для обеспечения интегрированности национальной экономики в мировое хозяйство.
Приватизация не всегда сопровождалась продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность  «разбавлялась» частным капиталом, образуя смешанные предприятия . Практиковалась также аренд, когда  физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор  получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную  деятельность предприятия.  Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения  эффективности их работы. В этих  же случаях могла использоваться такая форма, как заключение контракта  на управление предприятием. Подписание контракта предоставляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием.
Соглашения об аренде и  контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения  экономических показателей деятельности государственных предприятий или  переходной ступенью к полной приватизации.
Процесс приватизации изменил  положение государственных предприятий  в рыночной экономике. Это выразилось в упрощении взаимоотношений  предприятий с государственными органами власти, в менее жестком  контроле со стороны государства. Изменились правила финансовых взаимоотношений  государства и предприятий. Так, увеличиваются процентные ставки за хранение активов предприятий на государственных банковских счетах. Появляются новые типы ценных бумаг ( без права голоса, но означающие участие государства в капитале).
В ряде случаев приватизация заменялась переводом предприятий  из одной институциональной категории в другую. Например, французская компания « Рено» переведена из публично - правовой в частноправовую группу.
Таким образом, приватизация в развитых странах осуществляется в разных формах, используя разные способы продаж, приватизируемые  предприятия получают разный юридический  статус, контролирующими собственниками становятся индивидуальные лица, институты, управляющие персонал предприятия  или только рабочие. Процесс приватизации, как правило, занимает много лет.
Приватизация – это  экономическая политика государства, поэтому именно государство должно стать главным организатором новых рыночных структур2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ  В РОССИИ 
    2.1 Цели и задачи Российской приватизации
 
Для успешного осуществления  приватизации в России необходимо создание определенных условий. Прежде всего  должны существовать субъекты государственной  собственности, то есть учреждения, которые  по закону имеют право ею распоряжаться ( продавать или покупать акции  государственных предприятий). В  западных странах такими субъектами являются холдинговые компании, находящиеся  под контролем законодательной  власти и не имеющие права никому делегировать свои полномочия.
Первым шагом в этом направлении в нашей стране стало  образование Российского фонда  федерального имущества, выступающего продавцом приватизированных долей  государственных предприятий (паев, акций). Деятельность фонда финансируется  за счет средств, полученных от приватизации. На местах фонд имеет свои отделения. Фонд выполняет следующие функции:
    временно владеет принадлежащими Российской Федерации свидетельствами собственности на приватизированные предприятия;
    осуществляет полномочия Российской Федерации как собственника на общих собраниях;
    обменивает принадлежащие Российской Федерации акции на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.
Исполнительные функции  – разработка программы, организация  процесса приватизации и контроля за ее ходом – были возложены на Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом3. Комитет  принимает решения о приватизации предприятий.
Развертывающийся процесс  приватизации отечественных государственных  предприятий позволяет выявить  некоторые ее особенности.
Особенности процесса приватизации, происходившего в России:
    массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
    значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
    проведение особого ваучерного этапа приватизации.
Важнейшая черта приватизации в России – ее централизованный характер. Приватизация отечественных  предприятий – это организованный сверху процесс, она представляет собой  государственную экономическую  политику. В результате государство  регулирует и контролирует приватизационные процессы.
Особенностью приватизации в России является ориентация на смешанный  тип, сочетающий рыночные и административные (нерыночные)  методы ее осуществления. Наряду с продажей предприятий за наличные деньги путем проведения аукционов и конкурсов государственная программа предусматривает бесплатное получение каждым гражданином независимо от уровня доходов, социального положения, возраста, пола приватизационного чека, дающего ему право на приобретение акций государственных и муниципальных предприятий на определенную сумму. Вместе с тем держатель приватизационного чека может по своему усмотрению распорядиться им , реализуя основной принцип рыночной экономики – свободу выбора.
В целом процесс приватизации в России характеризуется высокими темпами, чему в немалой степени  способствует стремление создать в  короткие сроки частные сектор предпринимательства. В проведении приватизации использовались наиболее популярные и эффективные в развитых странах формы и методы.
 Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствует, задачи приватизации в России шире, чем в западных странах.  Главной экономической задачей приватизации было повышение эффективности экономики за счет создания института частной собственности на средства производства. В то время как в определенных сферах экономики (обслуживание, торговля) эта задача была достаточно быстро решена, в промышленности и сельском хозяйстве нужный эффект достигался гораздо медленнее, во многом из-за того, что приватизированные предприятия переходили в собственность трудовых коллективов, то есть под контроль - а в перспективе и в собственность — их директоров 4. Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Следовательно, в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.
Общая цель приватизации - обеспечение  условий для функционирования будущей  рыночной системы. В свою очередь  общая цель состоит из трех основных:
1 Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности;
2 Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для само воспроизводства этой системы;
3 Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.  
 Из этого вытекает  и основной показатель эффективности  приватизации: создание условий  для экономической реализации  новой системы прав собственности, ориентированной на эффективность системы хозяйства как в целом, так и на микроуровне.
Значительный интерес  представляют принципы, заложенные в  программу приватизации 1998 г. Это  программа имела ярко выраженный отраслевой аспект и была ориентирована  на получение максимальной прибыли  от продажи не контрольных, а более  мелких пакетов акций в целях  борьбы с монополизмом отдельных  финансово-промышленных групп и  развития реальной конкуренции.
В этом году было зафиксировано  большое количество случаев перепродажи  предприятий, массовая скупка акций  перспективных акционерных обществ. Получили развитие залоговые аукционы, стали активизироваться специализированные финансово-промышленные группы, продолжился  передел собственности.
Основными направлениями  дальнейшей трансформации собственности  является постепенное сокращение числа  мелких собственников; усиление роли региональных рынков ценных бумаг; частичная национализация стратегически важных для государства  объектов; дальнейшее развитие специализации  крупных собственников; формирование эффективного собственника под воздействием государственного регулирования; повышение  информационной открытости процессов  и прогнозирования их социально-экономических  последствий.
Государственная собственность  все же сохранит свою значимость и  функцию опорного звена всей хозяйственной  цепи. Продолжающийся процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, направлен на повышение эффективности  использования собственности путем  увеличения объемов валового продукта и нормы прибыли, доли рынка или  выхода на новые рынки.
Достижению гармонизации отношений "новых" собственников  со "старыми" управленцами могут  способствовать жесткая правовая позиция  государства, организация широких  программ обучения руководства крупных  предприятий финансовому менеджменту, поддержка компаний, занимающихся бизнес-консультированием, ориентированных на завоевание доверия и собственников, и управленцев5.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Этапы приватизации в России
 
 
Приватизация государственных  предприятий в России происходила  по-разному в разных секторах экономики  и для предприятий разного  размера.  Концепция проведения приватизации государственной собственности предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный ( постваучерный). Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации - с июня 1992 г. по июль 1994 г.; этап денежной приватизации - с июля 1994 г. по настоящее время . Уже к началу 1995г. большая часть предприятий и организаций в России стали частными.6
Таблица 1 – Распределение зарегистрированных предприятий и организаций по формам собственности в экономике
 
Всего предприятий и организаций, тыс.
1946
2727
3346
3594
3845
4150
4417
4476
В том числе по формам собственности, %
100
100
100
100
100
100
100
100
Государственная
16,7
5,4
4,5
4,3
4,1
3,9
3,6
3,4
Муниципальная
8,8
6,5
6,5
6,4
6,2
5,9
5,6
5,3
Частная
62,5
73,9
75
75,8
76,9
78
79,2
80,5
Собственность общественных и религиозных организаций
2,7
5,8
6,7
6,6
6,4
6,1
5,7
5,3
Прочие формы ( включая  смешанную российскую, иностранную  и др.)
9,3
8,6
7,3
(4,3)*
6,8
(3,8)*
6,4
(3,5)*
6,1
5,8
5,6

7
Ваучерный характер приватизации в России означает, что государственная  собст
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.