Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно кредитная политика ЦБ РФ в условиях мирового финансового кризиса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство по образованию
ГОУ «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)
                           Кафедра финансов, денежного обращения и кредита
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Деньги. Кредит. Банки.»
на тему: « Денежно – кредитная политика ЦБ РФ в условиях мирового финансового кризиса»
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                                                                                                                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению денежно – кредитной
политики                                                                                                              6
1.1 Сущность и виды денежно-кредитной политики банка и его
      роль в экономике России                                                                            6
1.2   Понятие Центрального Банка и его функции в регулировании
        денежно-кредитной политики                                                                   9
ГЛАВА 2. Особенности осуществления денежно-кредитной
политики Центрального Банка в России в условиях мирового
финансового кризиса                                                                                        13
2.1. Аналитический обзор денежно- кредитной политики  в России
       в условиях мирового финансового кризиса                                          13
2.2 . Инструментарий проведения денежно-кредитной политики                20
2.3 . Основные направления   реализации  денежно – кредитной
        политики Центральным Банком России                                                 29
ГЛАВА 3. Пути совершенствования денежно-кредитной политики
и направления их решения                                                                                32
3.1 . Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального
        Банка России                                                                                                32
3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики ЦБ в РФ                     35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                  42
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
   Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
    Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно – кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
    Денежно – кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
    Денежно – кредитная политика – очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
    В идеале денежно – кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
    Нельзя забывать и о том, что денежно – кредитная политика – чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно как выйти из кризиса, так и усугубить сложившиеся в экономике негативные тенденции. Только очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно – кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.
    Сегодня в России рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны.
    Целью работы является анализ денежно – кредитной политики в современных условиях.
Задачами при написании данной курсовой работы являются:
1.              Изучение понятия «денежно – кредитная политика»;
2.              Рассмотрение основных методов и инструментов денежно – кредитного регулирования, которые необходимо применять в условиях России;
3.              Рассмотрение основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики на 2009 год.
    Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что, в настоящее время, главной задачей денежно – кредитной политики центрального банка является поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства.
    Предметом исследования данной курсовой работы является действия Центрального Банка России по проведению денежно – кредитной политики государства.
    Объектом – методы и инструменты денежно – кредитного регулирования экономики страны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
             
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению денежно-кредитной политики.
1.1 Сущность и виды денежно-кредитной политики банка и его роль в
экономике России.
 
    С точки зрения экономической теории – денежно – кредитная политика – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. С позиции финансов – денежно – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
    Целями денежно-кредитной политики являются:
    1) Экономические цели, направленные на поддержание экономической активности и сокращение безработицы:
-         регулирование темпов экономического роста;
-         увеличение ВВП;
-         смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
-         сдерживание инфляции;
-         стимулировать рост объема денежно-кредитных операций;
-         достижение сбалансированности платежного баланса и другие.
    2) Социальные задачи:
-         повысить уровень жизни населения;
-         сделать различные услуги более доступными и другие.
    Денежно – кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.
    Методы, используемые в денежно – кредитной политике, разнообразны, но наиболее распространенными из них являются:
-   Изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки Центрального банка (учетная, или дисконтная политика);
-   Изменение норм обязательных резервов банков;
-   Операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
-   Регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.). [3.C.252]
    Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:
-   Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
-   Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и т.п.
-   Учетная политика.
    В сфере кредитно – денежного обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: "государство — Центральный Банк". Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества.
    Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.
    Этот косвенный вариант регулирующего влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого вторжения в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства».
    Все это возможно реализовать лишь благодаря использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как Центральный Банк.
   Центральный (эмиссионный) банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей банковской системы страны.
   Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
 
 
 
   
1.2.   Понятие Центрального Банка и его функции в регулировании
денежно-кредитной политики.
 
    Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства при обслуживании госбюджета.
    Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача – это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.
    Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.
    Принцип независимости – ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации – проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права.   Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
    Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.
    Целями деятельности Банка России являются:
1) защита и обеспечение устойчивости рубля;
2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
    Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. [1]
    Функции Банка России:
•              во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
•              монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
•              является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
•              устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
•              устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
•              осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
•              осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
•              регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
•              осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
•              осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
•              определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
•              организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
•              принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
•              проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
•              публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами. [6.C.418]
    Для реализации возложенных на него  функций  Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической  политики  Правительства  Российской Федерации.
    Банк России и Правительство Российской  Федерации  информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих  общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
    Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска  государственных  ценных  бумаг  и  погашения государственного долга с учетом их воздействия  на  состояние  банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Особенности осуществления денежно-кредитной политики Центрального Банка в России в условиях мирового финансового кризиса.
2.1 Аналитический обзор денежно- кредитной политики  в России в
условиях мирового финансового кризиса.
 
   Состояние денежной сферы в 2009 г. характеризовалось постепенным укреплением национальной валюты, нормализацией ситуации с ликвидностью банковской системы, снижением процентных ставок и увеличением спроса на национальную валюту.
    Денежная масса М2 за IV квартал 2009 г. возросла на 15,0% (за IV квартал 2008 г. — сократилась на 6,1%), а за 2009 г. в целом ее прирост составил 16,3% (за 2008 г. — 1,7%). Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило рост рублевой денежной массы в реальном выражении в 2009 г. на 6,9% (в 2008 г. наблюдалось ее сокращение на 10,3%).
 

 
 
 

   
    Денежный агрегат М0 за октябрь—декабрь 2009 г. увеличился на 15,9% (за IV квартал предыдущего года — сократился на 2,8%). В целом за 2009 г. объем наличных денег в обращении вырос на 6,4% (за 2008 г. — на 2,5%).
    На динамику денежного агрегата М0 существенное влияние оказывал спрос населения на наличную иностранную валюту. В феврале—июне 2009 г. на фоне стабилизации и постепенного укрепления рубля к доллару США и евро резко уменьшились объемы продажи банками наличной иностранной валюты населению при росте объемов покупок по сравнению с январем. В III квартале 2009 г. нетто-продажи составили 6,4 млрд. долл. США, в IV квартале их объем был незначительным (0,2 млрд. долл. США). В целом за 2009 г. нетто-продажи банками наличной иностранной валюты (долларов США и евро) физическим лицам равнялись 14,9 млрд. долл. США, что значительно меньше, чем за 2008 г. (47,5 млрд. долл. США).
    Безналичная составляющая денежной массы М2 за IV квартал 2009 г. увеличилась на 14,7% (за аналогичный период 2008 г. — сократилась на 7,4%), а за 2009 г. ее рост составил 20,2% (за 2008 г. — 1,3%). В целом за 2009 г. средства юридических лиц на рублевых счетах выросли на 14,5%, средства физических лиц — на 27,1% (в 2008 г. наблюдались их рост на 5,6% и сокращение на 3,4% соответственно). При этом во II—IV кварталах 2009 г. отмечался рост депозитов предприятий и депозитов населения, тогда как в I квартале они сократились в абсолютном выражении.
 
    На фоне снижения экономической активности депозиты "до востребования" (формируемые главным образом за счет средств на расчетных и текущих счетах нефинансовых организаций) за 2009 г. возросли на 11,4%. В то же время после значительного сокращения в январе—марте 2009 г. во II—IV кварталах 2009 г. наблюдался их рост, который составил 11,3; 3,7 и 11,8% соответственно.
    Объем срочных рублевых депозитов за 2009 г. увеличился на 26,1% (за аналогичный период 2008 г. — на 9,7%), при этом срочные вклады нефинансовых организаций возросли на 23,8%, населения — на 27,6%. Аналогично внутригодовой динамике депозитов до востребования начиная с апреля 2009 г. отмечался рост общего объема срочных рублевых депозитов, который составил во II квартале 7,7%, в III квартале — 6,5%, в IV квартале — 16,5%. В значительной степени это было обусловлено укреплением российского рубля и сохранением достаточно высокого уровня процентных ставок по депозитам.
    В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.01.2010 уменьшилась относительно 1.01.2009 на 2,4 процентного пункта (до 25,7%), удельный вес депозитов "до востребования" снизился на 1,2 процентного пункта (до 27,7%), а доля срочных депозитов возросла на 3,6 процентного пункта (до 46,6%).
    Несмотря на неустойчивую динамику, скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за 2009 г. на 2,4% (за 2008 г. — на 3,0%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за 2009 г. возрос с 33,1 до 33,9%.

 
    Депозиты населения в иностранной валюте за 2009 г. увеличились в долларовом эквиваленте на 21,5%, а нефинансовых организаций — на 4,6% (за аналогичный период 2008 г. — на 21,4 и 24,1% соответственно). Общий объем депозитов в иностранной валюте возрос за 2009 г. на 12,4%, в то время как в 2008 г. они увеличились более чем вдвое.
 
 

    Во II—IV кварталах 2009 г. основным источником роста широкой денежной массы было увеличение внутренних требований. В IV квартале 2009 г. чистые иностранные активы банковской системы возросли на 5,1%, а внутренние требования — на 13,9% (за аналогичный период предыдущего года — сократились на 0,6% и увеличились на 23,6% соответственно). В целом за 2009 г. внутренние требования возросли на 25,4%, а чистые иностранные активы — на 13,9% (за 2008 г. — на 27,9 и 23,2% соответственно). При этом наиболее существенный вклад в прирост внутренних требований внесло увеличение чистого кредита к органам государственного управления.
 

 
    Динамика кредитных агрегатов в IV квартале 2009 г. не свидетельствовала об изменении негативных тенденций, складывающихся на кредитных рынках. Задолженность по всем категориям кредитов продолжала сокращаться в абсолютном выражении, за исключением долгосрочных кредитов нефинансовым организациям и краткосрочных кредитов физическим лицам. В результате за 2009 г. задолженность по кредитам нефинансовым организациям увеличилась всего на 0,3% (годом ранее — на 34,3%). Задолженность по кредитам физическим лицам за 2009 г. сократилась в абсолютном выражении на 11% (в предыдущем году — возросла на 35,2%). Общий объем задолженности по кредитам за год сократился в абсолютном выражении на 2,5%.
    Динамика кредитных агрегатов в целом в 2009 г. в определенной степени была обусловлена существенно снизившимся спросом на кредиты в результате ухудшения макроэкономической ситуации и ужесточения условий заимствования. В то же время предпосылками для восстановления кредитной активности являются благоприятная ситуация с ликвидностью на межбанковском денежном рынке, а также существенно ускорившийся во второй половине 2009 г. рост депозитной базы кредитных организаций.
    Денежная база в широком определении за IV квартал 2009 г. увеличилась на 34,6% (за 2008 г. — на 4,9%), а за 2009 г. в целом она выросла на 15,9% (за предыдущий год — на 1,2%). В структуре денежной базы в широком определении удельный вес наличных денег снизился с 78,4% на 1.01.2009 до 71,5% на 1.01.2010, доля средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов увеличилась с 0,5 до 2,3%, на депозитных счетах — с 2,5 до 7,9%, в облигациях Банка России — с 0,2 до 4,4% на соответствующие даты. Удельный вес средств кредитных организаций на корреспондентских счетах снизился с 18,4% на 1.01.2009 до 13,9% на 1.01.2010.
    Совокупные банковские резервы (без учета наличных денег в кассах кредитных организаций) за октябрь—декабрь 2009 г. увеличились почти в два раза, а их средний дневной объем в IV квартале был равен 1136,2 млрд. руб. (в III квартале — 917,4 млрд. руб.)1. При этом требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования за IV квартал сократились с 1,1 до 0,9 трлн. руб., их средний дневной объем составил 0,8 трлн. руб. (в III квартале — 1,3 трлн. руб.).
   
 
    Средства кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России за октябрь—декабрь 2009 г. выросли на 65,1%. Их средний дневной объем за IV квартал 2009 г. составил 573,4 млрд. руб., что больше, чем в предыдущем квартале (459,4 млрд. руб.).

    В IV квартале 2009 г. уровень ставок по межбанковским кредитам (МБК) на российском денежном рынке продолжал снижаться. Этому способствовали понижение процентных ставок по операциям Банка России и увеличение объема ликвидных рублевых средств кредитных организаций. Средняя ставка по размещенным российскими банками рублевым МБК сроком на 1 день снизилась с 7,1% годовых в III квартале 2009 г. до 5,5% годовых в IV квартале. Ставка MIACR по однодневным рублевым МБК на протяжении всего IV квартала (за исключением 31 декабря) колебалась в диапазоне от 4,0 до 7,1% годовых (в III квартале — от 5,9 до 8,6% годовых).
    Среднемесячная ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам в октябре составила 5,8% годовых, в ноябре — 5,3% годовых. В декабре, несмотря на увеличение волатильности номинального курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам, среднемесячная ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам продолжала снижаться и составила 5,1% годовых. На протяжении всего IV квартала динамика ставок характеризовалась внутримесячной цикличностью. [29].
 
 
 
2.2 . Инструментарий проведения денежно-кредитной политики.
 
    В IV квартале 2009 г. ситуация на денежном рынке оставалась стабильной и характеризовалась достаточно высоким уровнем ликвидности банковского сектора. В данный период средний объем средств кредитных организаций на корреспондентских счетах и депозитах в Банке России последовательно увеличивался, а уровень краткосрочных процентных ставок межбанковского рынка постепенно снижался на фоне продолжившегося смягчения процентной политики Банка России.
    В целях дальнейшего повышения доступности кредитных ресурсов для экономических субъектов, необходимого для обеспечения устойчивости сформировавшихся в IV квартале 2009 г. тенденций экономического роста, а также сокращения разницы в уровнях процентных ставок на внутреннем и внешних рынках Банком России были приняты решения о дальнейшем снижении процентных ставок по операциям рефинансирования. За октябрь—декабрь ставка рефинансирования была снижена на 1,25 процентного пункта — до 8,75% годовых, процентные ставки по отдельным операциям Банка России были снижены на аналогичную величину.
    На фоне роста в IV квартале уровня совокупных банковских резервов и снижения средневзвешенной ставки MIACR по однодневным кредитам в рублях по сравнению со значением предыдущего квартала заметно уменьшился спрос со стороны банковского сектора на инструменты рефинансирования — объем валового кредита банкам сократился на 9,1%.
    В 2009 г. в рамках реализации курсовой политики Банк России проводил конверсионные операции рубль/доллар США и рубль/евро на биржевом сегменте межбанковского валютного рынка. Операционным ориентиром Банка России при реализации курсовой политики оставалась рыночная стоимость бивалютной корзины.
    В октябре — ноябре 2009 г. на фоне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на внутреннем валютном рынке преобладали тенденции к укреплению рубля. В этих условиях Банк России проводил операции по покупке иностранной валюты, при этом в указанный период фактический объем валютных интервенций значительно превысил объем покупок Банка России, осуществляемых в рамках плановых интервенций.
    В конце ноября — первой половине декабря на внутреннем валютном рынке происходила коррекция в сторону ослабления рубля в результате фиксации прибыли участниками мирового и внутреннего валютных рынков, во второй половине декабря выраженного тренда в динамике обменного курса рубля не наблюдалось. Таким образом, в ноябре—декабре 2009 г. Банк России осуществлял как покупку, так и продажу иностранной валюты в рамках плановых интервенций.
    Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке в октябре—декабре составил 25,3 млрд. долларов США против нетто-продажи иностранной валюты в предыдущем квартале в объеме 2,7 млрд. долларов США. Общий объем предоставления рублевой ликвидности в результате данных операций составил 738,7 млрд. рублей.
    Для рефинансирования кредитных организаций Банк России применял как рыночные инструменты на аукционной основе, так и инструменты постоянного действия.
    Важным источником предоставления денежных средств кредитным организациям являлись операции прямого РЕПО. Совокупный объем сделок прямого РЕПО в IV квартале 2009 г. практически не изменился по сравнению с предыдущим периодом, составив 5,0 трлн. рублей. При этом средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям прямого РЕПО в IV квартале снизился на 6,2%, составив 138,1 млрд. руб. против 147,1 млрд. руб. в июле—сентябре 2009 года.
    Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты овернайт для завершения операционного дня. Объем предоставленных Банком России кредитов овернайт в IV квартале 2009 г. составил 70,7 млрд. рублей (в III квартале — 46,7 млрд. руб.).
    Объем внутридневных кредитов в IV квартале 2009 г. составил 6,2 трлн. руб. (в предыдущий период — 5,3 трлн. руб.).
    Кредитные организации также активно использовали механизм рефинансирования в соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами". Объем выданных кредитов по фиксированной процентной ставке, обеспеченных активами или поручительствами кредитных организаций, в IV квартале 2009 г. составил 572,7 млрд. руб. по сравнению с 697,6 млрд. руб. в предыдущем квартале.
    В IV квартале 2009 г. общий объем предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов сократился по сравнению с предыдущим кварталом на 33,1% и составил 57,4 млрд. рублей.
    Обеспечением ломбардных кредитов Банка России являлись ценные бумаги, входящие в Ломбардный список Банка России. По состоянию на 1.01.2010 рыночная стоимость заблокированных кредитными организациями ценных бумаг, кроме ценных бумаг, находящихся в залоге, составила 443,6 млрд. руб., увеличившись за 2009 г. в 2,3 раза. В структуре портфеля ценных бумаг, заблокированных кредитными организациями на 1.01.2010, более половины (53,4%) составляют облигации Российской Федерации, остальную часть составили: облигации юридических лиц — резидентов Российской Федерации, облигации кредитных организаций, облигации Банка России, облигации субъектов Российской Федерации, ипотечные ценные бумаги, облигации международных финансовых организаций.
    Кроме того, в соответствии с федеральными законами и решениями Совета директоров Банка России в рамках реализации комплекса мер по поддержке финансовой системы Российской Федерации и в целях осуществления мероприятий по предупреждению банкротства кредитных организаций Банк России в 2009 г. (начиная с 2008 г.) предоставлял кредиты государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) и размещал депозиты в отдельных кредитных организациях и ГК "Внешэкономбанк". Общая задолженность по предоставленным кредитам (размещенным депозитам) по состоянию на 1.01.2010 составила 383,2 млрд. руб., в том числе задолженность АСВ — 166,9 млрд. рублей.
    В IV квартале 2009 г. Банк России также приступил к проведению эксперимента по предоставлению ОАО "Российский банк развития" целевых кредитов, связанных с кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства. Обеспечением указанных кредитов являются права требования по межбанковским кредитным договорам. Объем кредитов, предоставленных в рамках эксперимента, составил в 2009 г. 0,38 млрд. рублей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.