На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурсное производство в деле о банкротстве

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ЧУО «ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
 
Кафедра гуманитарных дисциплин
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
По дисциплине: Правовые основы предпринимательства
на тему: Конкурсное производство в деле о банкротстве
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Студентка
З61ПО, 5 курс
А.А. Будзинская
 
Руководитель
ст.преподователь
А.И. Мартынюк
 
 
 
 
 
 
 
 
МИНСК 2011
 
РЕФЕРАТ
    Курсовая работа «Конкурсное производство в деле о банкротстве состоит из 33 страниц, 1 таблицы и 4 приложений. Для написания данной курсовой работы было использовано 10 источников. Основные термины, использующиеся в курсовой работе:
    банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя;
    конкурсное производство – процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – в процессе ликвидации должника – юридического лица или прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;
    конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений;
    ликвидационное производство – процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника – юридического лица или прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
    санация – процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.
    Целью данной курсовой работы является детальное изучение процесса конкурсного производства. Предметом курсовой работы является непосредственно конкурсное производство, а объектом работы выступает экономическая несостоятельность (банкротство).
    В курсовой работе рассмотрены следующие главы: институт банкротства и его роль в антикризисном управлении, конкурсное производство и дела об экономической несостоятельности (банкротстве), находящиеся в производстве хозяйственных судов.
 
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..стр. 4
1.ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА И ЕГО РОЛЬ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ…………………………………………………….стр. 5
1.1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА…...стр. 5
1.2.ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ БАНКРОТСТВА………………….стр. 9
1.3.ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ И ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)……………………стр.10
1.4.ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА……………………………….стр.13
2. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО……………………………..стр.16
3. ДЕЛА ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ), НАХОДЯЩИЕСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ………………………………………стр.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...стр.24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...стр.25
ПРИЛОЖЕНИЕ………….…………………………………………...стр.26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
    Моя курсовая работа «Конкурсное производство в деле о банкротстве» преследует цель рассмотреть законодательную базу Республики Беларусь, регулирующую вопросы, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством) и  конкурсным производством в частности.
    Исходя из поставленной цели, следует ряд задач:
1)     Изучить основные законодательные акты, регулирующие вопросы экономической несостоятельности (банкротства);
2)     Изучить исторический аспект развития законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве);
3)     Рассмотреть основные причины банкротства;
4)     Рассмотреть виды банкротства;
5)     Изучить признаки экономической несостоятельности (банкротства);
6)     Изучить процедуры банкротства;
7)     Детально рассмотреть особенности конкурсного производства;
8)     Изучить законодательство по конкурсному производству;
9)     Изучить состояние дел о банкротстве на 2011 год.
    В процессе написания курсовой работы назрела необходимость опереться на новейшие учебники по хозяйственному праву, обратиться к действующим нормативно-правовым актам, а так же к разъяснениям Высшего Хозяйственного суда.
    Данная тема актуальна к изучению в связи с несовершенством законодательной базы, регулирующей вопросы экономической несостоятельности (банкротства), проведением конкурсного производства и его этапов, что позволяет в процессе изучения данного вопроса выявить пути совершенствования законодательных актов и практики судопроизводства.
 
 
 
1.ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА И ЕГО РОЛЬ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ
 
1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА
    Генезис института банкротства как части системы регулирования взаимоотношений должника и кредиторов можно показать на примере Древнего Рима, где  она достигла позиций, использовавшихся и продолжающих в значительной степени использоваться до настоящего времени. До 326г. до н.э. обеспечение обязательств в Древнем Риме носило личностный характер: в случае неуплаты долга в срок должник поступал в личное распоряжение кредитора, который мог держать его в течение 60 дней в заточении в своем доме, трижды за это время выводя на Форум, где объявлялась сумма долга, затем должник продавался в рабство за границу. Законами XII таблиц устанавливалось, что должник, не вернувший долг сразу нескольким кредиторам, мог был быть разрублен ими на части. С 326 до 17г. до н.э. кредитор уже не имел права превращать должника в раба или убивать его. После этого сохраняется только одна форма личной расправы – увод должника домой, где кредитор мог наложить на него оковы или заставить работать на себя до отработки долга либо до его уплаты родственниками или друзьями. Однако основным способом принудительного исполнения обязательств уже в этот период стало обращение взыскания на имущество должника.
    На территории современной Беларуси до включения ее в состав Российской Империи отношения должника и кредиторов регулировались нормами статутов Великого Княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов, которые достаточно четко и подробно, на высоком уровне правовой культуры рассматривали нюансы этих отношений.
    Одним из наиболее прогрессивных, вобравшим в себя лучшие стороны законодательства ряда европейских стран, был российский Устав о банкротах 1800 года, который выделял несостоятельность от несчастья, от небрежности и от пороков и действовал, с некоторыми изменениями до 1917 года (с 1903 г. – в составе Устава судопроизводства торгового).
    Институт банкротства в тот период феодализма и становления капитализма служил преимущественно целям экономической справедливости, защиты интересов кредиторов и вывода с рынка неэффективных предпринимателей (предприятий). Его основой стало конкурсное производство, предусматривающее рассмотрение дела в суде, отстранение должника от управления своим имуществом и назначение для этого специального лица, формирование конкурсной массы за счет имущества должника и распределение ее соразмерно требованиям кредиторов в соответствии с определенной очередностью.
    В основу современного подхода положено представление о том, что с точки зрения общества и национальной экономики страны в целом, прежде всего, необходимо попытаться сохранить крупную функционирующую компанию, а не удовлетворить претензии кредиторов путем распродажи ее имущества. Такие цели (справедливое и эффективное урегулирование случаев несостоятельности при обеспечении защиты интересов всех кредиторов и других заинтересованных лиц, включая должника; защита и максимальное повышение стоимости активов должника; содействие сохранению находящихся в тяжелом финансовом положении предприятий в целях защиты инвестиций и сохранения рабочих мест) продекларированы не только в национальных законодательствах многих развитых стран, но и в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности (1997г.).
    До настоящего времени в мире функционировали две основные модели банкротства: английская, преимущественно прокредиторская, направленная на возврат долгов кредиторам, и американская, преимущественно продолжниковская, направленная на финансовое оздоровление компании.
    Однако в последние десятилетия, как отмечают многие исследователи, наблюдаются их сближение в направлении сохранения бизнеса с целью достижения стабилизации социально-экономической ситуации на разных уровнях общества. Это подтверждает и исследование, проведенное под эгидой Конференции по торговле и развитию ООН (UNCTAD), которое показало, что практически во всех странах мира используется такая процедура банкротства, как ликвидация компании посредством распродажи ее имущества и распределения вырученных сумм между кредиторами. Однако возникающие при этом проблемы обусловили переход большинства стран к реализации медлительных реорганизационных схем вместо ликвидационных процедур.
    В результате развития системы регулирования отношений должников и кредиторов в странах с развитой рыночной экономикой к настоящему времени сформировался институт банкротства, обладающий следующими характеристиками:
?      приоритет интересов общества в целом перед интересами должника или отдельных кредиторов;
?      сбалансированность защиты интересов кредиторов, должника, работников и иных заинтересованных лиц;
?      ориентация на предоставление компании возможности дальнейшего осуществления деятельности в целях сохранения рабочих мест и защиты инвестиций, а не на ее ликвидацию;
?      защита и обеспечение повышения стоимости активов должника;
?      использование института банкротства в отношении как юридических лиц, к которым применяются процедуры реорганизации и ликвидации, так и физических лиц, которые после реструктуризации задолженности освобождаются от долгов.
    Во многих странах с рыночной экономикой предусмотрено банкротство не только юридических лиц, но и граждан (потребительское банкротство). Необходимо отметить, что в странах с рыночной экономикой система регулирования потребительских банкротств является достаточно развитой и служит одним из механизмов защиты населения (в данном случае финансовой).
    Через институт (процедуры) банкротства предприятия можно:
?      сменить «неудобного» генерального директора и (или) топ-менеджера;
?      сменить учредителей;
?      очистить предприятие от долгов;
?      вывести имущество предприятия;
?      сменить бизнес;
?      сменить организационно-правовую структуру;
?      сменить трудовой коллектив;
?      провести полную проверку финансовой деятельности и активов.
Легальными признаками банкротства являются:
?      неплатежеспособность;
?      имущественная недостаточность.
Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выявляют следующие виды банкротства предприятия (табл.1).
 
Таблица 1. Основные виды банкротства предприятия
 
Вид банкротства
Содержание
Реальное
Характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в будущем, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.
Техническое
Характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, но в данном случае сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств, и поэтому обычно в этом случае дело не доходит до юридического банкротства.
Умышленное
Характеризует преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведено некомпетентное финансовое управление. Преследуется в уголовном порядке. 
Фиктивное
Характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Преследуется в уголовном порядке.
Ложное (корыстное)
Может иметь место в том случае, когда должник преднамеренно пытается с помощью процедур банкротства защититься от обоснованных индивидуальных или объединенных требований кредиторов, а также, если он не осведомлен или заблуждается относительно «реальной» стоимости активов, входящих в состав его имущества. Определение его признаков производится только при наличии в производстве возбужденного хозяйственным судом по заявлению должника дела о банкротстве должника. Признаком ложного банкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме на дату обращения должника в хозяйственный суд с заявлением о признании его банкротом. Для установления наличия признаков ложного банкротства определяется обеспеченность краткосрочных платежных обязательств должника его оборотными активами.
Преднамеренное
Банкротство должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия.
«Несчастное»
Происходит не по собственной вине предприятия, а вследствие непредвиденных обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия, банкротство должников) и другие внешних факторов.
Потенциальное
Фактические значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) на конец отчетного периода будут превышать нормативные (нормативные значения – К3 более 0,85 для всех видов отраслей народного хозяйства). Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что должник, даже реализовав все свое имущество (активы), не всегда имеет возможность рассчитаться по своим долговым обязательствам с кредиторами, тем более что, как правило, у большинства должников активы являются низколиквидными.
Неосторожное
Происходит вследствие неэффективной работы, осуществления рискованных операций.
 
    В зависимости от основной причины различают банкротство – бизнеса, собственника, производства и связано оно, как правило, с недобросовестным или низко квалифицированным менеджментом [5].
 
1.2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ БАНКРОТСВА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.
 
    Причины банкротства субъектов хозяйствования можно разделить на объективные и субъективные, внешние и внутренние.
    К объективным причинам банкротства, не зависящим от воли и действия отдельных людей, компаний и правительств, относятся стихийные бедствия, другие неблагоприятные природные воздействия, а также такие закономерности экономического развития, как цикличность и кризисы. Однако очевидно, что их действие не является абсолютным, безусловно приводящим компании к банкротству. Возможность преодоления кризиса, восстановления деятельности фирмы во многом зависит от эффективности организации ее деятельности, накопленных резервов и правильных, соответствующих обстановке действий менеджмента.
    К субъективным причинам банкротства следует отнести ошибочные, исходящие из неправильной оценки ситуации действия менеджмента компании. Если рассматривать людей, их группы и организации (в том числе и государство) как субъекты экономических отношений, то к субъективным причинам несостоятельности отдельных компаний можно отнести и такие действия, например, правительств, которые направлены на достижение общественного блага, но могут стать причиной банкротства отдельных субъектов хозяйственной деятельности.
    Факторы риска наступления банкротства, обусловленные ошибочными действиями менеджмента, как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, являются причинами до 80% случаев экономической несостоятельности компаний. К основным ошибкам относят – организационные недостатки при создании субъекта предпринимательской деятельности; чрезмерно быстрое расширение бизнеса; самоуспокоенность и отсутствие долгосрочной концепции развития; неэффективную производственно-коммерческую и инвестиционную деятельность; низкий уровень используемой техники, технологии и организации производства; неэффективное использование ресурсов; нерациональное распределение прибыли.
    В то же время, кроме рыночной, преимущественно открытой может функционировать нерыночная, преимущественно закрытая социально-экономическая система, которая в течение длительного времени господствовала и на территории нынешней Республики Беларусь. Основными характеристиками такой системы стали: огосударствление экономики; высокая степень концентрации производства, милитаризация и монополизация экономики; всеобщий дефицит; подавленная инфляция; скрытая безработица; формирование патерналистской психологии человека. Эти черты, а также некоторые другие специфические явления, возникающие при трансформации такой системы, обусловливают объективное существование особенных причин, которые могут вызывать банкротство субъектов хозяйственной деятельности. К таким причинам банкротства белорусских предприятий можно отнести: их крупные размеры, сложившихся в условиях специализации и разделения труда в рамках СССР и СЭВ; технологическая и техническая отсталость и законсервированность многих предприятий страны; значительное сокращение расходов на оборону; негативное отношение государства к предпринимательству, замораживание приватизации и рынка ценных бумаг; управленческие традиции, образование и менталитет не собственника и торговца, а наемного работника на службе у государства [6].
    Таким образом, основными причинами банкротства являются – низкая эффективность механизмов адаптации субъектов предпринимательской деятельности к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
 
 
1.3. ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ И ПРИЗНАКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
 
     В ходе регулирования экономики государство неизбежно сталкивается с проблемой неплатежеспособности и убыточности субъектов предпринимательской деятельности. Как показывает опыт стран, переживших кризис в экономике, чисто рыночным средством решения этой проблемы является институт экономической несостоятельности (банкротства), направленный на защиту прав и законных интересов кредиторов пресечение неэффективного экономического поведения должника. В современное право Беларуси термин «Экономическая несостоятельность (банкротство)» был введен Законом Республики Беларусь от 30 мая 1991г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Данный Закон разграничивал экономическую несостоятельность и банкротство как отдельные процедуры. В ГК и Законе о несостоятельности эти термины рассматривались как синонимы. В ХПК также использовалось понятие «экономическая несостоятельность (банкротство)». При этом экономическая несостоятельность (банкротство) определялась как невозможность должника удовлетворить требования кредиторов. Иными словами, правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) в Республике Беларусь до вступления в силу Указа № 508 основывалась на использовании понятий «экономическая несостоятельность» и «банкротство» как синонимов [1].
    В Указе № 508 получила закрепление дифференциация этих понятий в зависимости от выносимого хозяйственным судом в отношении должника решения. Так, под экономической несостоятельностью понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации). Банкротство определяется как неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решение хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – организации, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства). Для определения экономической несостоятельности  и в Законе о несостоятельности, и в Указе № 508 используется критерий неплатежеспособности, под которой понимается неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Сущность неплатежеспособности заключается  в неисполнении обязательств вне зависимости от наличия или отсутствия имущества, а также его стоимости. При этом юридическое значение придается денежным обязательствам, а именно во внимание принимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по договору и в иных случаях, предусмотренных нормами гражданского права. Таким образом, речь идет о разновидности гражданско-правовых обязательств, основания возникновения которого могут быть как договорными, так и внедоговорными (например, причинение вреда имуществу кредитора и т.д.). В определении денежного обязательства неденежные обязательства, например, по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, не упоминаются. Однако это не означает, что при определении неплатежеспособности они не будут учитываться. Такой вывод связан с трансформацией неденежного обязательства в денежное на основании норм ГК, регулирующих вопросы, связанные с расторжением договоров, обязательствами вследствие неосновательного обогащения, ответственности за нарушение обязательств [2].
    К обязательным платежам, учитываемым при определении признаков неплатежеспособности, отнесены налоги, сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с нормами права, в том числе экономические (финансовые) санкции, примененные к должнику. Состояние неплатежеспособности преобразуется в несостоятельность при выполнении двух условий. Во-первых, наличие неплатежеспособности устанавливает хозяйственный суд либо должник добровольно объявляет себя неплатежеспособным. Во-вторых, неплатежеспособность должна иметь или приобретать устойчивый характер. Закон о несостоятельности не конкретизирует понятие «устойчивый характер». Система признаков для признания субъекта предпринимательской деятельности неплатежеспособным установлена правилами Инструкции по анализу и контролю за платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности.
    В соответствии с нормами Инструкции проводится анализ финансового состояния субъектов предпринимательской деятельности, целью которого является установление неудовлетворительной структуры их бухгалтерского баланса и, как следствие, неплатежеспособности. Следует отметить, что нормы Инструкции не применяются в отношении бюджетных, страховых организаций, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.
    Признаки несостоятельности можно разделить на две группы. В первую группу входят признаки, служащие основанием для возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее – дело о банкротстве). Так, в соответствии с нормой ст. 7  Закона о несостоятельности должник вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей условный характер (в предвидении банкротства). Основанием для такого обращения является также неплатежеспособность имеющая устойчивый характер [1].
    В ст. 8 Закона о несостоятельности закреплен перечень обстоятельств, при наличии которых должник обязан подать заявление о своем банкротстве. К таковым относятся следующие обстоятельства:
1)     удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника – организации;
2)     органом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника – организации на принятие решения о ее ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
3)     органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;
4)     если стоимость имущества должника – организации, в отношении которой в соответствии с нормами права принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
    В соответствии с нормами подп. 1.11 Указа № 508 дело об экономической несостоятельности (банкротстве) может быть возбуждено по заявлению кредитора при наличии в совокупности следующих оснований:
1)     наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;
2)     применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
3)     наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 б.в. и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим обязательства по выполнению (обеспечению исполнения) иностранных и международных оборонных заказов, контрактов и внешнеэкономических сделок в иной форме, имеющих международный характер, выполнение которых должна обеспечить Республика Беларусь в соответствии с ее международными обязательствами (далее – организации и индивидуальные предприниматели, имеющие государственные и международные заказы), - в размере 2500 б.в. и более.
Отсутствие одного из перечисленных оснований влечет возвращение заявления кредитору.
    Перечисленные выше основания являются формальными основаниями для подачи заявления в хозяйственный суд о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу о банкротстве. Их наличие не означает собственно несостоятельности, а лишь свидетельствует о неплатежеспособности должника. Только в ходе судебного разбирательства устанавливается природа неплатежеспособности, т.е. признаки, необходимые и достаточные для констатации экономической несостоятельности должника (вторая группа признаков). К таким признакам относятся:
1)     неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер;
2)     неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер.
Эти признаки, как было указано выше, не очевидны. Они уточняются в ходе производства по делу о банкротстве либо объявляются самим должником, которому они заранее известны[1].
 
1.4. ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА.
 
    Термин «процедуры банкротства», которыми оперируют нормы Закона о несостоятельности, носит условный характер, т.к. процедурой банкротства в собственном смысле является только конкурсное производство и его упрощенные разновидности: процедура банкротства ликвидируемого должника – организации и процедура банкротства отсутствующего должника. Эти процедуры, в отличие от остальных, применяются к должнику, признанному банкротом. Конкурсное производство является основной, но не единственной процедурой банкротства. Нормы Закона о несостоятельности предусматривают так называемую «множественность процедур».
    В современной системе антикризисного управления значительное место заняли восстановительные процедуры. В соответствии с нормой ст. 12 Закона о несостоятельности при рассмотрении дела о банкротстве должника – организации применяются такие процедуру банкротства, как защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение и иные, предусмотренные нормами Закона о несостоятельности, в частности, процедура банкротства ликвидируемого должника и процедура банкротства отсутствующего должника – упрощенные процедуры банкротства. При рассмотрении дела о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя могут применятся конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры, предусмотренные нормами Закона о несостоятельности, например, процедура банкротства отсутствующего должника. Каждая из указанных процедур имеет свою цель, реализуемую антикризисным управляющим под контролем кредиторов и хозяйственного суда, содержание и сроки реализации [5].
    Процедуры банкротства могут быть судебные и внесудебные. Последние представлены внесудебной процедурой добровольного банкротства и досудебным оздоровлением должника, которое представляет собой меры, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, участниками организации, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и иными организациями по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также по восстановлению их платежеспособности.
    К судебным процедурам относятся защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение, упрощенные процедуры банкротства, применяемые в отношении отсутствующего или ликвидируемого должников.
    Защитный период – процедура экономической несостоятельности (банкротства), применяемая к должнику – организации, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника. Эта процедура вводится с момента принятия хозяйственным судом заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника и действует до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству, либо утверждения хозяйственным судом мирового соглашения, либо принятия хозяйственным судом решения об отказе в признании должника экономически несостоятельным (банкротом). Срок защитного периода по общему правилу – 3 месяца [5].
    Конкурсное производство – процедура экономической несостоятельности (банкротства), осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц. Эти цели достигаются в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – в процессе ликвидации должника – организации или прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.
    Ликвидационное производство – процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации (прекращения деятельности) должника и освобождения его от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований его кредиторов. В результате ликвидации организации – должника прекращается ее правоспособность, индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность. Срок ликвидационного производства не может превышать одного года. Хозяйственный суд вправе продлить этот срок на 6 месяцев, если иное не предусмотрено нормами Закона о несостоятельности.
    Мировое соглашения – процедура экономической несостоятельности (банкротства) в виде соглашения между должником (лицами, в установленном порядке выступающими от его имени) и конкурсными кредиторами об уплате долгов, или рассрочка их уплаты, а также срок уплаты долгов и т.п. Суть мирового соглашения – урегулирование взаимоотношений  должника и кредиторов, обеспечивающее продолжение хозяйственной деятельности должника. Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о несостоятельности на любой его стадии до вынесения судом окончательного решения по делу [1].
    К лицам, участвующим в деле о банкротстве, относятся: должник, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы, местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника – организации, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, государственные органы и организации, в ведении или подчинении которых находится должник. Нормой подп. 1.17 Указа №508 право на участие в процессе о банкротстве предоставлено собственнику имущества должника – унитарного предприятия, его представителям, участникам должника, их представителям, представителю работников должника; государственным органам, в подчинении (составе) которых находится должник или осуществляющим управление принадлежащими Республике Беларусь либо находящимися в коммунальной собственности акциями (долями в уставном фонде) должника, другим заинтересованным органам, организациям, иным лицам в соответствии с нормами законодательных актов. Государственные органы иностранных государств, международные организации (их полномочные представители) могут быть привлечены (с их согласия) хозяйственным судом в качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы [7].
    Производство по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления о банкротстве должника, поданного в соответствии с законодательство Республики Беларусь. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о банкротстве должника в хозяйственный суд. Рассмотрение дела о банкротстве в заседании хозяйственного суда может быть отложено на срок не более двух месяцев.
    Хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях:
?      восстановления платежеспособности должника в процессе санации;
?      заключения мирового соглашения;
?      удовлетворения всех предъявленных требований кредиторов до принятия хозяйственным судом решения по делу о банкротстве;
?      установление ложного банкротства;
?      отсутствие оснований, предусмотренных законодательством.
 
2. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
 
    Конкурсное производство – процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – в процессе ликвидации должника – юридического лица или прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.
    Конкурсные кредиторы – кредиторы по платежным обязательствам, за исключение граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника – по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.
    Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства 16 месяцев, а при проведении санации – 22 месяца. Хозяйственный суд при необходимости может продлить или сократить указанный срок. Санация вводится на срок, не превышающий 18 месяцев со дня вынесения решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен хозяйственным судом по ходатайству собрания кредиторов или управляющего, но не более чем на 12 месяцев. В результате проведения санации правовое положение организации не изменяется. Она сохраняется как субъект права и сохраняет свой имущественный комплекс. Санация представляет собой реорганизационную процедуру, предусматривающую переход права собственности, изменение долговых обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику собственниками должника, его кредиторами или иными лицами. Цель санации – восстановление устойчивой платежеспособности должника и урегулирование его взаимоотношений с кредиторами в установленные сроки.
    Со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства лицо (орган), полномочное заключать трудовой договор с руководителем организации-должника, должно отстранить этого руководителя от работы по такому договору на срок, определяемый хозяйственным судом в соответствии с законодательством; управление делами должника возлагается на управляющего. Органы управления должника в течение трех дней со дня назначения управляющего обязаны обеспечить передачу управляющему бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника – юридического лица. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, снимаются ранее наложенные в рамках гражданского или хозяйственного судопроизводства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника, за исключением случаев, установленных хозяйственным судом. Информация об открытии конкурсного производства в отношении должника в целях извещения всех кредиторов и заинтересованных лиц публикуется в средствах массовой информации. На сумму требований кредиторов по платежным обязательствам в размере, определяемом в соответствии со ст. 4 Закона о несостоятельности на дату открытия конкурсного производства, начисляются проценты в порядке, установленном ст. 366 ГК РБ, которые взимаются в размере ? части учетной ставки Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату уплаты этих процентов. Приостановление удовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам не распространяется на требования, предусмотренные ч.4 ст.102 и ч.1 ст. 144 Закона о несостоятельности, требования  по взысканию задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, и морального вреда, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), выплате вознаграждений по авторским договорам, уплате алиментов [3].
    В связи с производством по делу о банкротстве должник обязан, если это не противоречит законодательству об охране государственных секретов, представить в хозяйственный суд, управляющему и в комитет кредиторов все истребуемые ими сведения о своем имуществе и долгах, в том числе и об имуществе, которое может быть возвращено. Должник обязан лично присутствовать на судебном заседании, заседании комитета кредиторов и собрании кредиторов, при описи (инвентаризации) имущества, а также участвовать в других процессуальных действиях производства по делу о банкротстве, если его к этому обязывают хозяйственный суд или управляющий. Должнику запрещается выезд заграницу без разрешения хозяйственного суда в период от вынесения хозяйственным судом определения об открытии в отношении должника конкурсного производства до вынесения решения о банкротстве должника. В этот период должник по первому требованию обязан являться в хозяйственный суд.
    Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Указанные требования направляются управляющему по почтовому адресу или в хозяйственный суд, осуществляющий производство по делу о банкротстве. Управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов не позднее 7 дней после их получения и по результатам их рассмотрения вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов. О результатах рассмотрения требований кредитора управляющий уведомляет этого кредитора в срок, не превышающий 7 дней со дня получения данного требования.
    При осуществлении процедуры банкротства из имущества должника, за счет которого могут погашаться требования кредиторов, исключаются:
?      имущество, изъятое из оборота;
?      имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на лицензии на осуществление определенных видов деятельности;
?      иное имущество, не включаемое в имущество должника.
При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, управляющий уведомляет об этом его собственника, хозяйственный суд и прокурора. Жилые помещения социального пользования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, обслуживающие регион, подлежат передаче в управление соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь (уполномоченных ею органов), в порядке, установленном ч.1,ч.2 ч.3 ст.101 Закона о несостоятельности. По истечении одного месяца со дня получения от управляющего уведомления обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь. Финансирование содержания данных объектов производится за счет соответствующих местных бюджетов. Денежные средства, израсходованные на содержание данных объектов, возмещаются должником в случае восстановления его платежеспособности, если иное не предусмотрено законодательными актами [4].
    В целях ведения учета имущества должника, а также управления имуществом и делами должника управляющий вправе с согласия собрания кредиторов  и после уведомления об этом хозяйственного суда привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов, не состоящих в штате должника – юридического лица или управляющего, в том числе заключая с ними трудовые договоры. В случае, если привлечение таких лиц может нанести вред государственным интересам, а также правам и свободам граждан и других лиц, хозяйственный суд выносит определение об отказе в привлечении таких лиц.
    Управляющий обязан использовать в процессе конкурсного производства только один счет должника в банке, если иное не установлено хозяйственным судом в соответствии с законодательными актами. С основного счета должника в процессе конкурсного производства вне очереди оплачиваются:
?      судебные расходы;
?      расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему;
?      текущие платежи должника в процессе конкурсного производства за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги;
?      расходы, связанные с удовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства.
    С основного счета должника в процессе конкурсного производства производятся выплаты кредиторам в очередности, установленной ст. 138 и 144 Закона о несостоятельности [4].
    После открытия конкурсного производства управляющий составляет список имущества и долгов должника с указанием стоимости имущества, размером и видом долгов. Список должен также содержать имя (наименование) каждого выявленного кредитора, его почтовый адрес и банковские реквизиты. Управляющий в кратчайший срок, но не позднее десяти дней до первого общего собрания кредиторов представляет список имущества и долгов должника в хозяйственный суд. Если список имущества и долгов должника представлен в хозяйственный суд должником и управляющий не имеет по нему никаких замечаний, то новый список не составляется.
    Управляющий составляет отчет об имуществе должника, в котором указываются:
?      причина неплатежеспособности должника и время ее возникновения;
?      сведения о необходимости, возможностях и об условиях возврата имущества должника;
?      требования должника к кредиторам;
?      баланс должника – юридического лица, данные о продолжении его деятельности;
?      сведения об уголовно наказуемых деяниях, связанных с неплатежеспособностью должника;
?      иные обстоятельства, являющиеся существенными для производства по делу о банкротстве.
Управляющий представляет отчет об имуществе должника в хозяйственный суд, комитет кредиторов и для ознакомления кредиторам в кратчайший срок, но не позднее пятнадцати дней после проведения первого общего собрания кредиторов. Хозяйственный суд по уважительным причинам может продлить управляющему срок представления отчета об имуществе должника.
    В случае, когда размер денежных обязательств должника, возникших после открытия конкурсного производства, превышает 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом санации, могут совершаться управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.
    Уполномоченный орган вправе произвести выплаты работникам государственных организаций и организаций, имеющих долю государственной собственности в уставном фонде, в счет компенсации заработной платы, не выплаченной до открытия конкурсного производства в отношении должника-нанимателя. При этом уполномоченный орган, произведший выплату, вправе выступать в деле о банкротстве в качестве кредитора, регрессивные требования которого удовлетворяются в порядке очередности[4].
    При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее 70 дней со дня своего назначения. В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства. В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника – юридического лица либо план прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов в срок, предусмотренный ч.1 ст. 124 Закона о несостоятельности. В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.
    Экспертиза финансового состояния и платежеспособности должника проводится комиссиями по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), созданными в соответствии с Типовым положением о комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), утвержденным п
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.