На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Педагогическая работа с одаренными учениками

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
НИУ «Белгородский  государственный университет»
Факультет психологии 
 
 

кафедра педагогики 
 
 
 

Курсовая  работа
Педагогическая  работа с одаренными учениками 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Белгород, 2012 
Содержание
 
 

Введение
Глава 1. Умственная одаренность, ее психологические проявления
1.1 Понятие и  определение одаренности у детей
1.2 Виды одаренности
1.3 Педагогические  особенности развития одаренных  детей
Глава 2. Основные направления работы с  одаренными детьми
2.1 Метод  развивающего дискомфорта
2.2 Обучение  одаренных детей в обычном  классе
2.3 Учитель и  его взаимодействие с одаренными  детьми
Заключение
Литература
Приложение
 

      Введение 

     Среди самых интересных и загадочных явлений  природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
     Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.
     Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
     Следует помнить также, что как бы ни был  одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.
     Для развития своих талантов одаренные  дети должны свободно распоряжаться  временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
     Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему.
     Цель  моей работы: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними на основе анализа психолого-педагогической литературы.-этот «хвостик»можно безболезненно убрать»
     Задачи:
     - раскрыть понятие одаренности;
     - рассмотреть методы диагностики одаренности;
     - рассмотреть направления работы с одаренными детьми.
     А где же особенности педагогической работы с детьми?Если это вынесено в название, следовательно должно быть одной из задач!
     ОБЪЕКТ?
     Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными учащимися.
     Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Умственная одаренность, ее психологические проявления 

     1.1 Понятие и определение  одаренности у  детей 

     Одаренность можно рассматривать с различных  позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную  редкость этого явления. С другой стороны, исходя из гуманности педагогики, мы обязаны признать потенциальную одаренность каждого ребенка.
     Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
     В. Штерн, один из выдающихся психологов XX века, с именем которого связаны важнейшие этапы становления психологии как науки и который стоял у истоков дифференциальной психологии, где предметом изучения стала человеческая индивидуальность, предлагает следующее определение одаренности: умственная одаренность есть «общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» [12, 4]. Он подчеркивает, что признак приспособления выдвигает зависимость действий от внешних моментов (задач, требований жизни) и отличает умственную одаренность от гениальности, сущность которой состоит в самопроизвольном творчестве. А признак всеобщности отличает умственную одаренность от таланта, характерная особенность которого состоит именно в ограничении умственной способности одной областью содержания. «Умственно одарен тот, кто легко приспосабливается к новым требованиям при различных условиях и в различных областях»[4, 70].
     Степени умственной одаренности, не выходящие  из пределов нормальной психики, представляют самостоятельную проблему, которая так же тесно связана с практическими педагогическими интересами.
     Основная  трудность выявления в пору детства  признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста. И неизвестно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.
     Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности.
     Предметом острых дискуссий остается вопрос о  природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности. Здесь хорошо бы дать ссылочку на три-четыре источника, имеющихся в Вашем списке.
     Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности  в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (ходячее: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
     Недостаток  информации, которую можно усвоить  и переработать, такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
     Чаще  всего внимание к одаренным детям  привлекает их большой словарный  запас, сопровождающийся сложными синтаксическими  конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
     Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений.
     Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка - это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
     А в параграфе только две ссылки? А все  остальное исключительно  Ваш текст? Похвально, конечно, но,не поверят…
     1.2 Типы и виды одаренности 

     В последнее время обнаруживаются серьезные стремления группировать классные единицы по психологическим  качествам (вспомогательные классы для одаренных ниже нормального уровня, поощрительные классы для нормальных, но не одаренных детей, особые классы для детей – выше нормального уровня, параллельные классы с нормальным и минимальным учебным материалом для различных степеней одаренности в различных специальностях) – стремление, которые требуют с автоматической необходимостью умения точно определять действительную степень умственной одаренности.
     В психологии выделяют два типа одаренности:
    Общий (умственный) тип
    Специальный (творческий) Кто выделяет?
     Каждому типу одаренности соответствует  определенный вид одаренности. А  вид рассматривается в психологии как специальная способность. Например, общему типу соответствуют гуманитарные способности, математические способности, технические способности. Для каждого вида одаренности существуют определенные компоненты. Например, для гуманитариев существуют такие компоненты, как умение творчески мыслить, умение грамотно строить речь, ораторские способности, а для «математиков» – рациональность мышления, логика, математическая интуиция. Общие и творческие (креативные) способности находятся в тесной связи, так как для высокого развития творческих способностей необходимо иметь уровень умственного развития выше среднего. После того, как ребенок приобрел высокий уровень развития, он (уровень) уже не влияет на развитие творческих способностей. Отсутствие связи между интеллектом и творчеством усложняет развитие творческих способностей ребенка. Умственная одаренность может быть всесторонней и односторонней. Основным показателем умственной одаренности является высокий уровень деятельности. Односторонняя умственная одаренность заключается в том, что у ребенка очень высоко развиты только умственные способности. Всесторонне умственно одаренные дети хорошо развиты в различных областях.Все замечательно, но кто же это излагал, и на кого Вы опирались в своих рассуждениях?
     Кроме того одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. Например.
     Художественная  одаренность.
     Этот  вид одаренности поддерживается и развивается в специальных  школах, кружках, студиях. Он подразумевает  высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
     Общая интеллектуальная и академическая  одаренность.
     Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
     Несколько иной характер имеет академическая  одаренность, которая проявляется  в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.
     Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения  в математике или иностранном  языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
     Творческая  одаренность.
     Прежде  всего, продолжаются споры о самой  необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
     Вместе  с тем исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.
     Социальная  одаренность.
     Это исключительная способность устанавливать  зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, характеризующихся легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.
     Существует  множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.
     Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному  и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка. И что? Подводите итог в каждом параграфе так, чтобы было понятно, для чего Вы вообще все здесь писали. И как предыдущий параграф соотносится со следующим? Это тоже должно вытекать из вывода в конце каждого параграфа! 

     1.3 Педагогические особенности  развития одаренных  детей 

     В основе педагогической проблемы одаренности  лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, умеют учиться, обладают учебными навыками и учебными умениями, таким образом, одаренные дети осознают все этапы учебно-познавательной деятельности. У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, такие дети много читают, им присуща высокая организованность и, как следствие организованности, самоуверенность. Они очень чувствительны и склонны к игровой деятельности, к фантазиям, они так же хорошо понимают юмор, но им недостает эмоциональности, очень часто им присуще чувство страха, недовольства собой.
     «Творческие дети – «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более высокая скорость мышления. По мнению Ж. Пиаже, «Для мозга так же естественно учиться, как для легких дышать»» [6, 28].
     Ученые  утверждают, что у одаренных и  талантливых детей биохимическая  и электрическая активность мозга  значительно выше. Одаренных детей уже в раннем возрасте отличает способность к абстрактному мышлению, а так же умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Кроме того, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя. Дать возможность каждому «гадкому утенку» превратиться в прекрасного лебедя, не допустить того, чтобы обитатели «птичьего двора» заклевали его, – вот задача педагога.
     Здесь можно было бы указать: По мнению…. И ….. (и  далее продолжить Ваш текст) Одаренность в основном определяется тремя факторами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. В сфере опережающего развития познания отмечается следующее.
     «Во-первых, одаренные люди отличаются, большим  любопытством в исследованиях окружающего  мира и не терпят никаких ограничений  или запретов. Ученые утверждают, что  у одаренных, талантливых людей  значительно повышены биохимическая  и электрическая активность мозга. Они стимулируют себя тем, что «переваривают» огромное количество информации и всегда этим заняты.
     Во-вторых, одаренных людей, начиная с детского возраста, отличает способность прослеживать причинно-следственные связи, анализировать  и делать выводы. Их самое интересное занятие – строить логические модели, приводить все в систему.
     В-третьих, такие люди обладают великолепной памятью, что позволяет им классифицировать информацию и опыт, умело распоряжаться  приобретенными знаниями и умениями, почти всюду применять системный подход» [6, 15].
     Наконец, одаренные люди с удовольствием  берутся за решение самых сложных  задач, концентрируя на них внимание, а по результатам, как правило, предлагают неординарные, нетрадиционные пути решения.
     В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым людям свойственно очень развитое чувство справедливости, что влияет на установление ими достаточно высоких требований к себе и окружающим. Их яркое воображение все время порождает игровые ситуации, они стремятся к изобретательности, творчеству. При таких существенных различиях с обычным окружением, они очень часто пытаются защитить себя через хорошо развитое чувство юмора, игру слов, несообразности, веселые жизненные коллизии, которые многие просто не замечают. Это своеобразная защита тонкой психики одаренных и талантливых людей.
     Нельзя  абзац начинать с  цитаты! «Поскольку проблемы, которые они пытаются решить, очень часто «не по зубам» коллегам по работе, а одаренные люди этого сами на понимают, у них появляется «эффект ореола» – преувеличенные ожидания подобных же действий от других членов организации. Очень часто на этой почве возникают конфликты, некое отторжение талантливых людей от основной массы работников, недоброжелательность [5, 17] Точки следует выносить за кавычки.В данном случае поставить точку после скобок. Проверьте весь текст, пожалуйста!
     Однако  такое непонимание скорее зависит  от недостаточности нашей культуры, нашей меньшей восприимчивости  к происходящим явлениям.
     Вновь начинется цитатой! У Вас очень много таких «волшебных» мест. Проверьте, перефразируйте! «Практика управленческой деятельности знает немало примеров, когда талантливых людей начинают обвинять в эгоцентризме – воззрении, ставящем в центр всего мироздания индивидуальное «я» человека. Представляется, что эгоцентризм не означает эгоизм с его обычной негативной окраской. Скорее всего, это одностороннее восприятие. Поэтому многим руководителям зачастую очень трудно общаться с такими неординарными людьми: они бывают неспособны воспринять другую точку зрения, особенно если она основана на параллельном опыте.» [5, 18]
     Цитата!!! Можно написать, напрмер: Известна точка зрения, когда (и далее  Ваш текст, а в  конце ОБЬЯЗАТЕЛЬНО СНОСКА!!!!) «Физические характеристики одаренных и талантливых людей обычно сопровождаются двумя соперничающими стереотипами. Первый – это тощие, физически ослабленные «очкастые», «ушедшие в себя люди». Другой образ – красивые, здоровые, улыбающиеся личности. Вряд ли следует придерживаться этих стереотипов. Во многом это зависит от наследственности, социальной среды, внимания личности к своему физическому и психическому здоровью. Но одно можно утверждать точно: одаренные и талантливые люди всегда привлекательны своим интеллектом, навыками культуры, мягкостью общения с окружающими. Их всегда отличает высокий энергетический уровень. СНОСКА!
     Размышляя над обозначенной проблемой, автор  считает, что (и далее  текст) Для людей талантливых, с выдающимися способностями почти всегда характерна модель поведения со стремлением преуспеть. Поскольку одаренные и талантливые дети проявляют большое упорство в достижении цели, их высокая увлеченность может приводить к не очень желательному стремлению все доводить до полного совершенства. Эти завышенные личные стандарты делают талантливых людей весьма уязвимыми». [5, 15–19]
     Одаренные и талантливые дети отличаются разнообразием  интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно. Поэтому им трудно находить соответствия между энтузиазмом и прагматизмом. Такой баланс обретается с практическим опытом и доброжелательным отношением со стороны окружающих. Он должен нести в себе хорошую продуктивность, культуру формирования приоритетов и постановки цели.
     Талантливые люди, имея определенную долю упрямства, часто могут получить как выдающиеся результаты, так и встретиться с неудачей. В последнем случае их усиленные эмоциональные переживания могут привести к депрессии, разочарованию в своих способностях.
     Цитата!!! «Для одаренных людей характерна довольно стандартная ситуация, когда в беседах они безапелляционно прерывают собеседника, поправляют его, демонстрируя свои собственные знания, а иногда даже превращая окружающих в предмет насмешек. Это случается по причине того, что они уже знают ответ, торопятся его огласить, схватывают мысль на лету. Собеседник, которого перебивают, естественно, чувствует угрозу или скрытый вызов Товарищам кажется, что тот или иной «умник» хочет выделиться на их фоне. В результате одаренные дети наталкиваются на отчуждение, неприятие». [5, 16]
     Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности» [13, 13]. Это зависит и от семьи, социальной среды, куда попадает человек. Многие творчески одаренные, талантливые люди, немало сделавшие для науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними личностями. А где же переход к деятельности преподавателя? Как-то сразу в омут- «бултых!»
     Главными задачами преподавателя являются выявление талантливых детей, создание условий для их деятельности, устранив причины, препятствующие творческому росту. «Существуют причины снижения творческой активности человека:
    Эмоциональные – страх ошибиться, выглядеть смешным, осуждения остальными сотрудниками, быть некомпетентным.
    Профессиональные – неопытность, соперничество, наличие слишком категоричных суждений, отсутствие альтернативных вариантов, узкоспециальные знания.
    Причины восприятия – односторонность мышления, отсутствие соответствующего интеллектуального уровня.
    Личностные – чувствительность, лень, самомнение, эгоизм, консерватизм.
     Творческие  способности могут заглушаться, когда: отсутствуют четко определенные цели; имеется подмена целей; проявляется  боязнь поражения; появляется страх перед успехом; существует боязнь перемен; ярко выражено стремление к безопасности и др.
     Следует помнить, что творческие, талантливые личности А мы о ком, о личностях(т.е. обо всех) или все-таки о детях? обладают рядом особенностей, которые несвойственны обычному человеку:
     Такие люди склонны в отношениях к игре и импровизации, остроумны, действуют всегда не по правилам, ориентированы на новые впечатления, спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях.
     Они испытывают трудности в делах, требующих точности и пунктуальности. Им характерно эстетическое восприятие окружающего мира. Они энтузиасты, часто склонны к идеализации.
     Такие люди могут видеть в событиях и  предметах то, что не замечают другие. У них есть стремление действовать, а не только размышлять.
     К проблемам они относятся как  к очередной возможности реализовать  себя. Они страстны в достижении результата и одержимы идеями и целями, к которым стремятся. Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Они знают, когда нужно завершить дело и уйти, как подвести черту. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются. Им свойственны смелость в поступках и незаурядная воля, умение концентрироваться и собирать все силы и энергию для достижения, казалось бы, простых целей». [5, 15]
     Это далеко не исчерпывающая характеристика людей творческих, однако, ее нельзя рассматривать как бесспорную. 

     ВЫВОДЫ:
     Любому  обществу нужны одаренные люди, и  задача общества состоит в том, чтобы  рассмотреть и развить способности всех его представителей.
     Согласно  «Рабочей концепции одаренности», разработанной  в 1998 г. в рамках федеральной целевой программы «одаренные дети» Минобразования РФ: Об этом следовало бы сказать во введении! И до сих пор не было ни слова об этом документе. Отчего же вдруг он появился в выводах?
     «Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.
     Одаренный ребенокэто ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
     Для того чтобы талантливый человек  «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом. Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение, а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве. Таким образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности.
     Переход к содержанию второй главы? Какие-то «мостики»  необходимо прокидывать  по всему тексту работы!
 

      Глава 2. Основные направления работы КОГО? ГДЕ? с одаренными детьми 

     2.1 Метод развивающего  дискомфорта в чем? 

     Самая сильная потребность одаренных  детей – накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.
     Учителя часто радуются, когда одаренные  дети практически не испытывают серьезных проблем во время учебы. Хотя именно в этом кроется причина их будущих неудач, так как познавательная деятельность таких детей чаще всего представляет собой развивающий комфорт, в ходе которого развивается ум, способности ребенка, но не достаточно сформировывается умение преодолевать трудности.
     По  этой и некоторым другим причинам одаренные дети испытывают дискомфорт, когда им предлагают найти оригинальное решение какой-либо задачи. По данным психологических исследований, высокий  уровень интеллектуальных способностей у одаренных детей редко соответствует их творческим возможностям, что впоследствии приводит к трудностям в профессиональной самореализации. Таким образом, первая проблема особо одаренных детей – развитие креативности.
     Не  забывайте, что Вы пишите о детях(да, и неплохо было бы в начале указать возраст, и придерживаться этой позиции во всей работе! Ведь ребенок это «лицо, не достигшее 18 лет»,- так записано в Конвенции. Значит ,Ваша работа одинаково применима и к 6-летним и к 16-летним?! Но разве такое возможно?!
     Вторая  проблема касается личностного развития особо одаренных детей. Это трудности  общения со сверстниками. Причин может  быть несколько: недостаточно сформированные волевых привычек и принципов  саморегуляции, нарушение чувства реальности, отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума.
     В целом, видимо, можно говорить о дезадаптивности  исключительно одаренных школьников. Именно поэтому, как показывает опыт работы, они заметно чаще, чем все другие одаренные дети, находятся в условиях, неблагоприятных для их развития, то есть в зоне воспитательного риска.
     В дальнейшем значительная часть одаренных  учеников испытывает серьезные трудности  в личном и профессиональном становлении, что может повлечь за собой возникновение сложнейших личностных проблем и даже психосоматических заболеваний.
     Лишь  небольшая часть этих школьников впоследствии оправдывает возлагавшиеся  на них надежды, в достаточной  степени реализует себя в творческой и профессиональной деятельности. Именно это и привело к грустному высказыванию: у одаренных детей все их будущее – в прошлом.
     Чтобы избежать ошибок в работе с особо  одаренными детьми, необходимо найти  такой психолого-педагогический метод  обучения, при помощи которого решалась бы прежде всего проблема высокой успешности их будущей профессиональной деятельности. В принципе эта задача любого школьного обучения, но в отношении одаренных детей данная проблема выносится на передний план.
     Снова цитаты! И кто этот Саша? Ваш подопечный? Ведь во второй главе должна быть отражена Ваша практическая деятельность по проблеме! Значит пишите так, чтобы было более-менее понятно, что Вы работали, как работали, с кем работали. Логично предположить, что вы организовали наблюдение за группой детей? «Основная цель работы с одаренными детьми – формирование зрелой потребности и способности для реализации их повышенных возможностей в творческой деятельности.
     Практика  показала, что для обучения одаренных  детей необходим особый метод, учитывающий их специфические особенности. Приведем пример из реальной жизни, который стал исходным при разработке данного метода.
     Саше  исполнилось десять лет, по интеллекту он не уступал пятнадцатилетним, но в остальном это был нервный, эмоциональный, болезненно впечатлительный  мальчик.
     Учительница математики предложила ему участвовать  в математической олимпиаде среди  учащихся десятых классов. Саша с радостью согласился и, будучи человеком ответственным, готовился к ней около месяца. Получив задание на олимпиаде, он понял, что оно для него слишком легкое. Решив задачи в короткий срок, причем две из них оригинальным способом, он начал разрисовывать работу. Проходящий мимо член жюри, увидев такое «хулиганство» возмутился и громко сказал, что таким, как Саша «надо на горшке в детском саду сидеть, а не участвовать в математических олимпиадах». Под громкий смех участников этого конкурса он показал рисунки всему залу и выпроводил мальчика из аудитории. Нужно ли описывать состояние ребенка?! Но Саша нашел в себе силы извиниться перед жюри, просил не отстранять его от дальнейшего участия в конкурсе.
     При подведении итогов председатель жюри объявил, что Саша не вошел в состав призеров, а школа из-за его «недостойного поведения» заняла лишь пятое место. Когда все команды стояли на сцене, взволнованный, бледный мальчик вышел вперед. Пытаясь что-то объяснить, он даже не заметил края сцены, споткнулся и упал. Зал буквально взорвался от смеха. А Сашу увезли в больницу. У него началась сильнейшая депрессия, болезнь следовала за болезнью. В школу он больше не ходил, пришел только через два года сдать выпускные экзамены экстерном. Все это время с ним постоянно работали психологи.
     Интересно, что профессиональные психологи  и педагоги оценили ситуацию по-разному. На педагогическом совете учителя единодушно осудили членов жюри, а также «жестокость» участников олимпиады. Но не увидели  главного – участие в таком важном событии десятилетнего ребенка, тем более одаренного, с его особой нервной организацией, требует специальной психологической подготовки.
     Это был не единичный случай, поэтому  перед педагогами встала задача создать  такой психолого-педагогический метод, который бы обеспечивал повышение «психологического иммунитета» одаренных детей в трудных ситуациях. Стиль очень похож на публицистический! Или научно-публицистический! В научных работах он недопустим! Старайтесь не «вырывать»куски из текста, а перефразировать их.
     При разработке подобного метода необходимо учитывать и специфическую ситуацию развития одаренных детей, которая  характеризуется, с одной стороны, развивающим комфортом. Практически  с раннего детства и вплоть до окончания школы одаренные  дети испытывают огромную радость от самого процесса познания и «реже» от школьного обучения. Именно в условиях развивающего комфорта «работают» познавательные интересы, могут совершенствоваться умственные и любые другие способности человека. С другой стороны, для развития одаренных детей характерен и разрушающий дискомфорт – во взаимоотношениях со сверстниками и с коллективом в целом, проблема приспособления к собственным эмоциональным особенностям, излишняя легкость обучения (скука), гиперопека родителей». [9, 25]
     Исходя из этих положений, был разработан кем, когда, где? метод развивающего дискомфорта, который предполагает развитие у школьников способностей и навыков активно действовать в ситуациях повышенной трудности и  временной неудачи, а в конечном итоге появления потребности в преодолении трудностей (когда легкое кажется скучным и не привлекает субъекта).
     В основе предлагаемого метода лежит  развивающий микрокризис, то есть переломный момент, когда ученик начинает преодолевать состояние высокой напряженности, тревоги, даже паники и предпринимает активные действия для достижения нужного результата. Именно так накапливается опыт, вырабатывается соответствующий навык. Успешное преодоление таких кризисов, превратившееся в систему, со временем приводит к формированию определенных личностных качеств, особой жизненной идеологии человека, созданию своего рода «сценария победителя».
     Микрокризис, как и всякая дискомфортная ситуация, может быть либо развивающим, либо негативным, разрушающим.
     «Дело не в самой критической ситуации, а в способе реагирования на нее. Эмоциональная реакция после  успешного выхода из кризиса носит  отчетливо позитивный характер (чувство  победителя). В случае разрушающего микрокризиса отмечаются пассивное  переживание и стремление уйти из кризисной ситуации. Система развивающего дискомфорта прямо предполагает создание микрокризиса. При отсутствии естественных (спонтанных) проявлений он может быть намеренно спровоцирован. Можно выделить три стадии микрокризиса.
     1. Тревога, напряженность, состояние  дискомфорта
     Данная  стадия представляет собой отражение  ситуации дискомфорта в психике  ребенка или подростка, осознание  им тех трудностей, на которые надо реагировать. Здесь не всегда можно  различить по какому типу будет протекать микрокризис. Однако учитель, имеющий достаточный опыт работы, может увидеть, что тревога носит конструктивный, вполне оптимистический характер, прямо указывая на то, что кризис будет протекать по развивающему типу.
     2. Реакция на дискомфорт
     Именно на этой, решающей стадии ребенок или подросток либо активно и эффективно реагирует на дискомфортную ситуацию (в этом случае микрокризис становится развивающим), либо занимает пассивную, пессимистическую позицию, «уходит» из ситуации. Тогда кризис становится шагом на пути к разрушению личности.
     Необходимо  иметь в виду, что оценка характера  микрокризиса не может быть однозначной. Иногда мужественное признание ребенком своей неспособности справиться с ситуацией свидетельствует  об активной позиции. Например, подросток отчетливо понимает, что не может решить интеллектуальную задачу, уровень которой явно выше уровня имеющихся у него знаний, но ставит перед собой цель найти способ разрешения проблемы (иногда в перспективе) и это, безусловно, развивающий микрокризис.
     Более того, отказ от деятельности иногда свидетельствует о развитом «чувстве реальности» подростка («я этого  не могу, но не потому, что я никуда не гожусь, а потому, что такова реальность») и не приводит к патологическому  развитию личности.
     Но  надо помнить, что отрицание учеником своих неудач, «хорошая мина при плохой игре» может отражать пассивную, защитную реакцию и свидетельствовать именно о разрушительном характере микрокризиса.
     Растерянность, тревога, иногда даже паника (в случае микрокризиса) – это внешние проявления напряженной ситуации. Если ученик, преодолевая это состояние, активно продолжает работу вне зависимости от конечного результата деятельности, то это указывает на развивающий характер дискомфорта. Показателем эффективности используемого метода является стремление ученика работать самостоятельно (самообучение, а в конечном итоге и саморазвитие должны стать для него наиболее предпочтительным способом движения вперед).
     3. Последействия микрокризиса
     Если  накопление ситуации развивающего дискомфорта в жизни одаренного ребенка ведет к появлению или усилению чувства победителя и при этом закрепляется активный поиск ситуаций типа уже преодоленных, развивающий дискомфорт фактически переходит в развивающий комфорт, а с другой – высокого познавательного комфорта. Возникает потребность в постоянном поиске и решении трудных задач. Происходит самоактуализация в самом полном смысле этого слова, как естественное проявление личности, как радость творчества.
     Но  микрокризис может протекать  и по-другому: страх, тревога, паника берут верх, и школьник либо пассивен в этой неблагоприятной ситуации, либо «уходит» из нее. И тогда мы говорим о разрушающем дискомфорте. Повторение ситуаций разрушающего дискомфорта приводит к появлению или усилению чувства неудачника, фиксируется реакция избегания такого рода ситуаций. Возникает макрокризис, иначе говоря, невроз.
     В любом случае особенности деятельности школьника в кризисных ситуациях  отражается не только на развитии его  способностей, но и на его личности». [9, 25 - 27]
     Именно  поэтому педагог, воспитатель, психолог не дожидаясь стихийно возникающих  кризисных состояний, может, в случае необходимости, намеренно создавать  ситуации и помогать школьнику справляться  с ними.
     Как правило, в школьных условиях развивающий  дискомфорт возникает в связи с разного рода напряженными ситуациями и характеризуется только состоянием повышенной (несколько превышающей оптимум) трудности. Если развивающий дискомфорт достигается именно деятельностью в ситуации оптимальной трудности, то для развивающего дискомфорта необходима деятельность несколько выше этого оптимума.
     Однако  метод развивающего дискомфорта  может действовать только на основе и в постоянном переплетении с  развивающим комфортом, который  представляет собой ярко выраженные положительные эмоции от трудной, но интересной деятельности. Само напряжение в ситуации развивающего дискомфорта эмоционально переживается как очень приятное, создает чувство уверенности в себе, в своих силах.
     Многие  учителя интуитивно применяют метод  развивающего дискомфорта, но до сих пор его никто специально не разрабатывал. Предлагаемый метод необходим и реально используется (в основном стихийно) в работе с детьми любого уровня развития и способностей. Однако наиболее полезен и даже абсолютно необходим этот метод для одаренных детей, и чем выше одаренность, тем необходимость в нем становится острее и очевиднее. Метод развивающего дискомфорта призван научить одаренных учеников справляться не столько со школьными задачками, сколько с жизнью, которая для них и есть самое сложное.
     Развитие  творчества (креативности) – главная задача метода развивающего дискомфорта. Наблюдения и многочисленные исследования психологов показывают, что в обычной школе одаренный ребенок находится, с одной стороны, в условиях разрушающего дискомфорта (трудности общения со сверстниками и так далее), а с другой – высокого познавательного комфорта (все понятно и интересно). В этом и состоит основная причина того, что у многих учащихся, несмотря на высокий интеллект, отсутствуют творческие способности.
     Именно  поэтому центральной задачей  метода является развитие креативности у интеллектуально одаренных  школьников. Микрокризис, чтобы стать  развивающим, должен быть подготовлен  значительным опытом творческого комфорта (задача специальных психологических занятий). Вместе с тем любая ситуация дискомфорта в творческой деятельности должна завершаться только ситуацией развивающего комфорта. Существуют общие критерии результативности метода:
     - выработка «чувства реальности» у одаренных детей;
    формирование психологической готовности к преодолению негативных и даже кризисных ситуаций;
    приобретение навыков эффективного реагирования на ситуацию дискомфорта;
    развитие и укрепление потребности и способности к проявлению инициативы и принятию ответственности за свою деятельность;
     - формирование особого личностного «сценария победителя», предусматривающего направленность на самоактуализацию в условиях социума и проявляющегося прежде всего в активной, оптимистической творческой деятельности.
     Понятно, что работа по предлагаемому нами методу требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методично-психологической службы, налаженной связи с родителями – особой организации всей работы школы в целом. Нужна единая, строго выверенная стратегия всей школьной жизни, в которой трудности, напряжения, дискомфортные ситуации стали бы обязательной, но при этом достаточно безопасной для психического и физического здоровья детей характеристикой ежедневного школьного уклада.
     Предлагаемый метод разрабатывается в московском лицее №1524 специально для обучения одаренных детей и подростков. Достаточно широкое понимание одаренности позволяет применять его и в работе с обычными детьми. Очевидно, что в процессе формирования характера неизбежно преодоление трудностей, кризисных ситуаций. Поэтому высокая требовательность к ребенку «любящая суровость» являются, на мой взгляд, одним из главных аспектов развивающего дискомфорта.
     Как уже сказала, следовало  бы выстроить этот параграф в иной логике- это  Ваша работа- и отталкиваться от этой позиции. А так-просто переписанный материал. 
 

     2.2 Обучение одаренных  детей в обычном  классе может быть в общеобразовательной школе лучше будет звучать?
     А до этого Вы рассматривали  обучение этих детей  в спецшколах? 

     Существует  несколько технологий обучения одаренных  детей в обычном классе: «Труднейший первый шаг», «Уплотнение учебной программы», «Независимое обучение» и другие. В данной курсовой работе мы подробно рассмотрим технологию «Труднейший первый шаг» (Приложение 1). Данная технология предусматривает следующие этапы:
     1.
     2.
     3.
     Все их описать подробно.
       Работа по данной  технологии строится  следующим образом,Дажее описать все этапы работы, все шаги.
     И помните: технология и методика(а тем  более методы –не  одно и то же!)
     Метод следует использовать в начале обучения детей. Смысл данной технологии состоит  в том, что ученикам предлагается попробовать решить 5 или 6 сложных  заданий и упражнений, перед тем  как приступить к основному заданию. Если они успешно справляются с этим заданием, то получают уровень «А» (что означает отлично) и тогда имеют возможность использовать время, которое осталось, для занятий тем видом деятельности, который интереснее и нужнее, естественно, под контролем учителя.
     Этот  метод можно использовать на разных уроках: математики, языка, чтения, целью которых является закрепление умений и навыков на практике во время изучения определенного правила, понятия. Причина, по которой этот метод работает, очень простая. Одаренные дети могут усваивать даже новые понятия быстрее, нежели однолетки, и лучше запоминают то, что учат, следовательно они и нуждаются в меньшей практике.
     «Труднейший первый шаг» необычайно успешен в  работе с детьми с неудовлетворительным поведением, которые отказываются выполнять задания со всеми. Чаще всего дети плохо себя ведут из-за краха ожиданий, расстройства их планов. А использование этого метода даст возможность этим детям в процессе урока выполнить ту работу, которая важнее для них или даже просто помечтать.
     В данном параграфе  нет ни технологии, ни методики. Найдите материал, который бы подпадал под определение технологии и включите его сюда. Раз уж сделали такое громкое заявление, то описания метода явно недостаточно!
     2.3 Педагогическое взаимодействие с одаренными детьми в образовательном процессе школы. 

     Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных  программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. У Вас по тексту стоят разные кавычки. Приведите все к общему знаменателю. Все знаки по тексту должны быть одлинаковыми! Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
     Личность  учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
     По  мнению некоторых исследователей каких? Такое уже было не раз по тексту. Говорите о некоторых-ставьте сноски, обязательно те, которые есть в Вашем списке! Если таковых нет, включите! Пусть список составит 25-30  наименований-не страшно!, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.
     Успешный  учитель для одаренных - прежде всего прекрасный учитель - предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.
     Учителям  можно помочь развить указанные  личностные и профессиональные качества тремя путями:
     1) с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;
     2) предоставлением знаний о процессах  обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
     3) тренировкой умений, необходимых  для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
     Техника преподавания у прошедших специальную  подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
     Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.
     Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя  одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.
     Сносок  практически нет, выводов между  абзацами (т.е. мыслями)-тоже. Странно. Вроде, как и свой опыт должны описать работы, а получается чей-то и не очень удачно. Смсыл данного паршрафа-показать особенности педагогического взаимодействия! А здесь-«голые рассуждалки»!
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.