Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Информационное свертывание

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?9
 
План
 
1.      Информация и метаинформация, использование этих понятий
              в теории свертывания. Способы раскрытия содержания текстов              2
2.      Логико-грамматический (формализованный) подход к
              различению аннотаций и рефератов                                                                                    6
              Литература                                                                                                                                       10
 
 
 

1.       Информация и метаинkформация, использование этих понятий в теории свертывания. Способы раскрытия содержания текстов
 
Дихотомию «информация — метаинформация» впер­вые в сферу информатики ввел Ю. А. Шрейдер. Согласно Шрейде­ру, к информации относятся элементы текста, в которых отражается ос­новное содержание текста и приводятся оригинальные точки зрения на это содержание, к метаинформации — предложения, содержащие све­дения о теме и организации данного текста, обеспечивающие доступ к собственно информации, являющиеся ключом к ее пониманию. Таким образом, «метаинформация» употребляется как обозначение информа­ции об информации или, точнее, о способе кодирования информации. Метаинформацией в документах (или документальном потоке) будут поисковые индексы, оглавление, справочный аппарат, иногда введение, предисловие, комментарии, уточнения, логическая структура текста, способ организации фонда документов или отдельных фактов, правила «общения» с автоматизированными информационными системами и многое другое. В ряде случаев документ в целом представляет собой метаинформацию о другом документе (например, библиографическое описание, аннотация, поисковый образ). Реферат (особенно реферативные аннотации) содержат в себе как метаинформацию о другом доку­менте, так и элементы собственно информации из этого документа [1, с. 28].
Следует учитывать, что каждая собственно информация и каждая метаинформация содержат в себе соответственно элементы метаинформации и информации: на основании отдельных фактов и концепций первичного документа или реферата можно составить некоторое представление о теме и содержании всего доку­мента. И наоборот, констатация в тех или иных метаинформативных элементах текста факта проведения какого-либо исследования, выпус­ка изделия, разработки процесса или метода — все суть элементы ин­формации, содержащейся в документах.
В каждом документе в зависимости от его целевого и читательского назначения должно быть оптимальное сочетание элементов информации и метаинформации. От этого зависит уровень восприятия данного документа, его информативность. В свою очередь в тезаурусе потреби­теля также должно соблюдаться определенное соответствие между за­пасом информации и метаинформации.
Это соответствие определяется требованиями компетенции, которым должен удовлетворять потребитель, относящийся к той или иной научной среде. Если потребитель не удовлетворяет этим требованиям, то в этом случае либо запас его метаинформации недостаточен и он не сумеет распознать структуру сообщения, взаимосвязи между его эле­ментами, т. е. «раскодировать» содержание сообщения, либо априор­ный уровень тематических знаний (собственно информации) мал и то­гда не произойдет содержательной перестройки тезауруса, т. е. количе­ство воспринятой информации опять-таки будет минимальным [2, с. 30].
Разделение информации и метаинформации имеет важное методологическое значение, так как позволяет достаточно четко отделить сфе­ру информационной деятельности (как части научно-исследовательс­кой) от сферы информационного обслуживания. Если первая имеет де­ло с содержательной обработкой научно-технической информации с целью получения новой информации в области своей профессиональ­ной деятельности, то вторая занимается кодированием, хранением и распространением этой информации с помощью метаинформации.
Правильное сочетание собственно информации и метаинформации в отдельных текстах и информационных потоках в целом является необходимым условием для хорошей организации информационного об­служивания.
В связи с различением информации и метаинформации выделяются два подхода к свертыванию информации: метаинформативный и информативный. Первый (метаинформативное свертывание) предпо­лагает создание ряда документов, основная цель которых — в той или иной степени раскрыть тему и содержание других документов. Это библиографический ряд. К нему относятся не только традиционные виды вторичных документов — библиографические описания, аннотации, библиографические обзоры, но и авторефераты диссертаций, пре­дисловия и введения к книгам, программы учебных курсов, справочные аппараты изданий и др. Во всех этих документах содержится «инфор­мация об информации». Более того, в качестве метаинформативных элементов могут выступать и отдельные фразы текста первичных документов — предваряющие, результирующие, обобщающие определенные фрагменты данного документа или его в целом. В них также «в снятом виде» содержится «информация об информации» в рассматривае­мом контексте или документе [1, с. 30].
Второй подход (информативное свертывание) предполагает соз­дание ряда документов, основная цель которых — служить непосредст­венным источником информации при решении определенных задач. Это фактографический ряд. Он может включать в себя как первичные, так и вторичные документы различного уровня свертывания. Так, ряд фактографических первичных документов образует, например, цепочки: отчет, статья, краткие сообщения, информационный листок; фактографический ряд вторичных документов – рефераты типа экспресс-информация, информативные рефераты типа РЖ ВИНИТИ, самостоятельные фрагменты текстов, цитаты, фактографические справки, реферативные обзоры и другие документы, использование которых, как правило, не вызывает для определенной категории потребителей информации необходимости обращения к первоисточнику.
Таким образом, представляется возможным говорить о двух видах свертывания: научном, в ходе которого порождаются новые единицы знания, и информационном, связанном с текстовыми преобразованиями. Информационное свертывание в свою очередь разделяется на свер­тывание семантическое, сопровождающееся изменением информатив­ности текста, и лексическое, сопровождающееся преобразованиями в плане выражения без изменения плана содержания [2, с. 31].
Информационные виды свертывания используются в различных сферах информационного обслуживания при создании (и редактировании) как первичных, так и вторичных документов. При этом можно го­ворить об информационном свертывании (развертывании) как опера­ции, лежащей в основе создания и редактирования первичных доку­ментов, о метаинформативном и информативном свертывании как операциях, лежащих в основе подготовки вторичных документов соот­ветственно в сфере документального и фактографического обслужива­ния, наконец, об информативном и метаинформативном свертыва­нии (развертывании), лежащем в основе концептографического обслу­живания.
Свертывание можно классифицировать и по ряду других критери­ев, по степени формализации процесса — интуитивное, алгоритмизированное, автоматизированное сверты­вание; по количеству свертываемых доку­ментов — отдельных или некоторого множества (реферат и реферативный обзор); по глубине (степени) свертывания (библиогра­фическое описание, аннотация) и т. д. Однако наиболее важным осно­ванием классификации видов свертывания, в результате которого обра­зуются относительно самостоятельные параллельные ряды вторичных документов, обеспечивающих функционирование видов информационного обслуживания, является вид анализа — документографический, фактографический и концептографический.
 
2. Логико-грамматический (формализованный) подход к различению аннотаций и рефератов
 
К числу постоянно «тлеющих» проблем аннотирования и рефериро­вания относится также проблема различения аннотаций и рефератов. Интуитивно достаточно четко различают эти виды вто­ричных документов: в одних - что, в других — о чем. Но когда дело доходит до отнесения конкретного вторичного документа к тому или иному виду, не всегда наблюдается единомыслие. Не случайно даже в инструкциях для референтов в качестве примера реферата при­водятся иногда реферативные аннотации.
Неразличение этих видов вторичных документов при формировании вторичных потоков снижает уровень информативности этих потоков, а следовательно, и качество информационного обслужи­вания.
Предлагаемый логико-грамматический подход к исследованию вторичного потока с точки зрения выделения в нем аннотаций, рефератов и реферативных аннотаций основывается на совместном дополнении методов логического и грамматического анализов текстов.
Логический (содержательный) анализ предполагает выделение в предложении субъекта мысли и предиката мысли, а на уровне текста — текстового субъекта и текстового предиката [4, с. 48].
Фразы, содержащие в своем составе лишь субъект мысли, называ­ются аннотативными; имеющие в своем составе как субъект, так и пре­дикат мысли,— реферативными.
В качестве текстового субъекта часто могут выступать заголовки, подзаголовки текста и т. п., тогда весь следующий за заголовком текст можно рассматривать как текстовой предикат. Так, аннотативная фра­за, отражающая тему того или иного содержательного аспекта докумен­та, также может фигурировать как текстовой субъект, а описание соответствующего аспекта в первоисточнике — как текстовой предикат.
Аннотативные фразы относятся к метаинформации, большая часть реферативных фраз — к «собственно» информации [1, с. 75].
Грамматический (формальный) анализ вторичного документа пред­полагает рассмотрение его с точки зрения синтаксической структуры и используемых лексических средств. Так, аннотации включают в себя преимущественно фразы в виде простых или сложных эллиптических предложений, имеющих, как правило, инверсную форму. В эллипс обычно включается субъект действия страдательного (пассивного) обо­рота, выраженного дополнением в творительном падеже. Для таких фраз харак­терна форма страдательного оборота, сказуемое, как правило, выраже­но глаголом в возвратной форме (рассматривается, обсуждается, ис­следуется и т. п.) или пассивной глагольной формой единственного или множественного числа (рассмотрен, исследован, обсужден и т. д.). При этом фраза всегда имеет инверсную форму.
Иногда аннотации состоят из последовательности назывных (номинативных) предложений без оборотов типа рассматриваются, описываются и т. п.
В аннотациях встречаются также фразы, являющиеся по форме реферативными, но по сути несущие в себе метаинформацию. Это фразы-сообщения о содержании или назначении книг, повестки дня конференций и т. п.
Рефераты в отличие от аннотаций включают в себя реферативные (информативные) фразы, которые являются в принципе многоформными, т. е. могут быть выражены любой граммати­ческой формой, употребляющейся в языке научно-технической литера­туры.
Однако в рефератах, как и в аннотациях, нередко сталкиваемся с фразами, внешне схожими с аннотативными, т. е. начинающимися с возвратных глаголов, имеющими инверсную форму и т. п. В данном случае мы имеем дело с эллиптическим сложно-подчиненным предло­жением, придаточная часть которого начинается обычно с союза что и содержит в себе как подлежащее, так и сказуемое [3, с. 12].
Однако далеко не все сложноподчиненные предложения (или пред­ложения с причастным оборотом) относятся к разряду реферативных, так как не содержат в себе логического предиката мысли. К рефератив­ным будут относиться те фразы, в которых придаточное (чаще всего оп­ределительное) предложение или причастный оборот раскрывает сущ­ность, состав, устройство, принцип действия субъекта в главном пред­ложении.
Пофразный логико-грамматический анализ не всегда бывает достаточным для различения вторичных докумен­тов, так как не учитывает такое явление, как сложное синтаксическое целое. Некоторые аннотативные и реферативные фразы во вто­ричном документе не существуют изолированно, а образуют столь тес­ное структурно-смысловое единство, что должны рассматриваться как единые микроконтексты - сложное синтаксическое целое, в которых аннотативные фразы не имеют самостоятельного значения, а либо предваряют, либо заключают реферативные, т. е. сопряжены с ними.
Сопряженные фразы образуют такие контексты, в реферативной части которых утверждается (раскрывается), что сказано в аннотативной фразе. Встречаются различные случаи сопряженности, в том числе и многоступенчатые. Наиболее частые случаи сопряжения типа Аннотативные—Реферативные и Реферативные—Аннотативные.
Сопряженность можно рассматривать как частный случай «нанизывания», при котором простые предложения объединяются в сложные и далее в сложное синтаксическое целое (микроконтексты) на основе общности смысловых эле­ментов, отражающих семантическую близость сопряженных фраз. Со­пряженные фразы считаются в целом информативными и потому рас­сматриваются в качестве структурного элемента реферата.
Логико-грамматический анализ, несмотря на кажущуюся его слож­ность, при приобретении некоторых практических навыков позволяет значительно облегчить процедуру различения основных составляющих вторичного потока в соответствии с их функциональным назначением, при этом к числу аннотаций относятся документы, состоящие из аннотативных фраз и метаинформативных реферативных; к числу рефера­тов — документы, включающие реферативные фразы и сопряженные реферативно-аннотативные; наконец, к числу реферативных аннотаций — документы, содержащие хотя бы одну реферативную (информа­тивную) или несопряженную аннотативную фразу [1, с. 78].


9
 
Литература
 
1.      Блюменау Д. И. Информационный анализ / синтез для формирования вторичного потока документов [Текст]. / Д. И. Блюменау. – СПб. : Издательство «Профессия», 2002. – 240 с.
2.      Блюменау Д. И. Проблемы свертывания научной информации [Текст]. / Д. И. Блюменау. - Л. : Наука, 1982. – 166 с.
3.      Истрина М. В. Аннотирование произведений печати [Текст] : Метод. пособие. / М. В. Истрина. — М. : Книга, 1981. — 48 с.
4.      Шиманов А. Е. Аннотирование и реферирование [Текст] : Конспект лекций. / А. Е. Шиманов. – М. : МГУП, 2004. – 131 с.

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.