На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Ответы на экзаменнационные вопросы по дисциплине: Гражданское право

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Ответы  на экзаменационные  вопросы. 

3-4.Формационный и цивилизационный подходы.? 

Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая в основном с позиции  двух подходов: формационного и цивилизационного. При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует в соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в по-следнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм).
Достоинства формационной типологии:
– продуктивна  сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно  влияют на общество;
– она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.
Слабые стороны:
– формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;
– недооцениваются  духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).
В рамках цивилизованного  подхода основными критериями выступают  духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические и  другие. Так, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация  есть замкнутое и локальное состояние  общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них  выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и  др.
Достоинства цивилизационной
 типологии:
– выделены факторы  культуры как существенные в определенных условиях;
– в связи  с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют  именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная" типология государств.
 Слабые стороны:
– недооцениваются  социально-экономические факторы;
– по сути дела это типология не столько государства, сколько общества. 

1-4. Второй источник. Типология государств.
3. Понятие "тип  государства" и его значение  

Понятие "тип  государства" служит для обозначения  наиболее общих (типичных) черт различных  государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, то есть его родство с другими  государствами.  

В отечественной  науке понятие "тип государства" длительное время понималось как  исторический тип государства. При  таком подходе смена одних  типов государства другими рассматривалась  как историческая закономерность, в  силу которой социалистическое государство  возникает как последний и  высший тип.  

Категория "тип  государства" в советской науке  использовалась для выявления классовой  сущности государства: все государства  подразделялись на эксплуататорские и антиэксплуататорские.  

В настоящее  время категория "тип государства" служит для характеристики государственности  путем установления сходства различных  государств на основании родственных  черт. Основу типологии составляют различные подходы: формационный, цивилизационный и политико-правовой.  

В целом характеристики каждого конкретного государства  должна быть многоуровневой: вначале  определяется тип государства, затем  его форма во всех трех измерениях - форма правления, государственное  устройство и политический режим.  

Формационная  типология государств  

Марксистская  типология государств опирается  на формационный подход, в основе которого лежит учение об общественно-экономических  формациях. Истории известны четыре общественно-экономические формации: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая.  

Соответственно  выделяются четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и  социалистическое.  

Первые три  типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Его сущность состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.  

Социалистическое  государство - антиэксплуататорское по своей сущности - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это - исторически последний тип государства, который, по выражению Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.  

К числу достоинств данной типологии следует отнести: исторический подход к смене различных  типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, поскольку экономический базис  и социальные классы существенно  влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую  входят государство и право.  

Слабыми сторонами  формационной типологии государства  являются:  

1. Прямолинейность  и запрограммированность смены одних типов государств другими.  

2. Отсутствие  собственно юридического подхода  к государству, в результате  чего предметом классификации  вместо государства выступает  общественный строй.  

3. В данную  типологию не укладываются так  называемые переходные государства,  то есть государства капиталистической  и социалистической ориентации. В связи с этим советские  ученые пытались ввести в теорию  новое понятие "вид государства".  

 Цивилизационная типология государств  

В основе современного цивилизационного подхода к типологии государств (Тойнби, Ростоу и другие) выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальными, сколько культурными факторами.  

В ходе исторического  развития сложилось более двадцати цивилизаций, которым соответствуют  определенные типы государственности.  

В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации: древние - локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, агейская и другие); особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие); современные цивилизации.  

По характеру  организации государственно-политических институтов различают первичные  и вторичные цивилизации.  

Государства первичных  цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные  комплексы, обожествляющие фараонов и  занимающиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной  властью не проводилось.  

Государства вторичных  цивилизаций, в том числе европейские  государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной  системе, а власть монарха рассматривалась  как проявление Божьей воли. Для  вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной  властью церкви.  

К числу достоинств данной типологии следует отнести  внимание к культуре, проявления которой  рассматриваются в качестве важных факторов государственности.  

Слабыми сторонами  цивилизационного подхода являются:  

1. Недооценка  социально-экономических факторов.  

2. Существование  множества критериев и несовпадающих  классификаций.  

3. Отсутствие  собственно юридического подхода  к государству, в результате  чего предметом классификации  вместо государства выступает  общество.
  

6-9.Типология государств. 

Форма государства 
 Формы правления 
 Формы государственного  устройства 
 Формы государственного  режима 
 Причины и  особенности изменения форм государственного  и политического режима  

 Форма государства 
 Типология  государств тесно связана с  понятием формы государства. Особенности  каждого конкретного 
 типа государства  устанавливаются на основе анализа  его организационного устройства, методов осуществления 
 государственной  власти.
 Четкого соотношения  между типом и формой государства  нет. С одной стороны в пределах  государства 
 одного и  того же типа могут встречаться  различные формы организации  и деятельности государственной  власти,
 а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы
 государства  любого исторического периода  определяется прежде всего степенью зрелости общества и
 государственной  жизни, задачами и целями, которые  ставит перед собой государство.  Другими словами, 
 категория  формы государства непосредственно  зависит от его содержания  и определяется им.
 Серьезное  влияние на форму государства  оказывает культурный уровень  народа, его исторические 
 традиции, характер  религиозных мировоззрений, национальные  особенности, природные условия  проживания и 
 другие факторы.  Специфику формы государства  определяет также характер взаимоотношений  государства и его 
 органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями,
 церковью  и другими организациями) .
 ФОРМА ГОСУДАРСТВА  - сложное общественное явление,  которое включает в себя три 
 взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного
 режима.
 В различных  странах государственные формы  имеют свои особенности, характерные  признаки, которые 
 по мере  общественного развития наполняются  новым содержанием, обогащаясь  во взаимосвязи и 
 взаимодействий. Вместе с тем форма существующих  государств, особенно современных,  имеет общие признаки,
 что позволяет  дать определение каждому элементу  формы государства. 
 Форма правления
 Форма правления  представляет собой структуру  высших органов государственной  власти, порядок их 
 образование  и распределение компетенции  между ними.
 Форма государственного  правления дает возможность уяснить: - как создаются высшие органы 
 государства и какого их строение; - как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными
 органами; - как  строятся взаимоотношения между  верховной государственной властью  и населением страны; - в
 какой мере  организация высших органов государства  позволяет обеспечивать права  и свободы гражданина.
 По указанным  признакам формы государственного  правления подразделяются на: - монархические
(единоличные,  наследственные) - республиканские  (коллегиальные, выборные)
 Монархия 
 Монархия - это  такая форма правления, при  которой верховная власть осуществляется  единолично и 
 переходит,  как правило, по наследству.
 Основными  признаками классической монархической  формы управления являются: - существование 
 единоличного  главы государства, пользующегося  своей властью пожизненно (царь, король, император, шах) ; -
 наследственный  порядок преемственности верховной  власти; - представительство государства  монарха по
 своему усмотрению; - юридическая безответственность  монарха. 
 Монархия  возникла в условиях рабовладельческого  общества. При феодализме она  стала основной формой 
 государственного  правления. В буржуазном же  обществе сохранились лишь традиционные, а в основном
 формальные  черты монархического управления.
 В свою  очередь монархия делится на: - абсолютную - ограниченную (парламентарную) - дуалистическую -
 теократическую - парламентарную Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная
 государственная  власть по закону всецело принадлежит  одному лицу.
 По формуле  Петровского Воинского устава  — “самовластный монарх, который  никому на свете о своих
 делах ответу  дать не должен” . Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо
 государственных  органов, ограничивающих компетенцию  монарха. 
 Возникновение  абсолютизма связано с процессом  зарождения буржуазных отношений  и начинающимся 
 процессом  разложения феодализма и старых  феодальных сословий. К наиболее  существенным чертам 
 абсолютной  монархии относятся ликвидация  или полный упадок сословных  представительных учреждений,
 юридически  неограниченная власть монарха,  наличие в его непосредственном  подчинении и распоряжении 
 постоянной  армии, полиции и развитого  бюрократического аппарата.
 Власть в  центре и на местах принадлежит  не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут 
 назначаться  и увольняться монархом.
 Государственное  вмешательство в частную жизнь  в эпоху абсолютизма приобретает  более 
 цивилизованные  формы, получает юридическое закрепление,  хотя по-прежнему имеет принудительную
 направленность. В истории такими странами  были Россия XVII - XVII и Франция до  революции 1789 года.
 Конституционная  монархия представляет собой  такую форму правления, при  которой власть монарха 
 значительно  ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией,
 утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
 Как форма  правления, конституционная монархия  возникает в период становления  буржуазного общества.
 Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия,
 Дания, Испания,  Норвегия, Швеция и др.) .
 Конституционная  монархия бывает парламентарной  и дуалистической.
 Парламентская  монархия характеризуется следующими  основными признаками: - правительство 
 формируется  из представителей определенной  партии (или партий) получивших большинство  голосов на
 выборах в парламент; - лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой
 государства; - в законодательной, исполнительной  и судебной сферах власть монарха  фактически отсутствует, 
 она является  символической; - законодательные акты  принимаются парламентом и формально  подписываются 
 монархом; - правительство  согласно конституции несет ответственность  не перед монархом, а перед
 парламентом. 
 Примерами  такой монархии можно считать  - Великобританию, Бельгию, Данию  и др.
 При дуалистической  монархии государственная власть  носит двойственный характер. Юридически  и 
 фактически  власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. 
 Правительство  в дуалистических монархиях формируется  независимо от партийного состава  в парламенте 
 и не ответственно  перед ним. Монарх при этом  выражает преимущественно интересы  феодалов, а парламент 
 представляет  буржуазию и другие слои населения.  Подобная форма правления существовала  в кайзеровской
 Германии (1871-1918) , сейчас в Марокко. 
 В некоторых  государствах монарх возглавляет  не только светское, но и религиозное  управление страной. 
 Такие монархи  носят название теократические (Саудовская  Аравия) .
 Такова краткая  характеристика основных разновидностей  монархической формы государственного
 правления. 
 Республика 
 Республика - это такая форма правления,  при которой верховная власть  осуществляется выборными 
 органами, избираемыми  населением на определенный срок.
 Общими признаками  республиканской формы правления  являются: - существование единоличного  и 
 коллегиального  главы государства; - выборность  на определенный срок главы  государства и других верховных 
 органов государственной  власти; - осуществление государственной  власти не по своему велению,  а по
 поручению  народа; - юридическая ответственность  главы государства в случаях,  предусмотренных законом; -
 обязательность  решений верховной государственной  власти.
 Республиканская  форма правления в окончательном  виде сформировалась в Афинском  государстве. По 
 мере развития  общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все  больше наполнялась 
 демократическим  содержанием. 
 Насчитывается  несколько основных разновидностей  республиканского правления. В  свою очередь они 
 делятся по  форме государственного устройства  на: - парламентарные - президентские Парламентская республика
- разновидность  современной формы государственного  правления, при которой верховная  роль в организации 
 государственной  жизни принадлежит парламенту.
 В такой  республике правительство формируется  парламентским путем из числа  депутатов, 
 принадлежащих  к тем партиям, которые располагают  большинством голосов в парламенте. Правительство несет 
 коллективную  ответственность перед парламентом  о своей деятельности. Оно остается  до тех пор у власти, пока 
 в парламенте  они обладают большинством. В  случае утраты доверия большинство  членов парламента 
 правительство  либо уходит в отставку, либо  через главу государства добивается  роспуска парламента и 
 назначения  досрочных парламентских выборов. 
 Как правило,  глава государства в подобных  республиках избирается парламентом  либо специально 
 образуемой  парламентской коллегией. Назначение  парламентом главы государства  является главным видом 
 парламентского  контроля над исполнительной  властью. Процедура избрания главы  государства в современных
 парламентарных  республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами
 обеих палат  на их совместном заседании,  но при этом в выборах участвуют  по три депутата из каждой  области, 
 избранных  областным советом. В федеративных  государствах участие парламента  в избрании главы государства, 
 также разделяется  с представителями членов федерации.  Так в Германии президент избирается  федеральным
 собранием,  состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах
 пропорционального  представительства. Выборы главы  государства в парламентарной  республике могут 
 осуществляться  и на основе всеобщего избирательного  права, что характерно для Австрии,  где президент 
 избирается  сроком на шесть лет. 
 Глава государства  в парламентарной республике  обладает полномочиями: обнародует  законы, издает 
 декреты,  назначает главу правительства,  является верховным главнокомандующим  вооруженными силами и т.д. 
 Глава правительства  (премьер-министр, председатель совета  министра, канцлер) назначается,  как 
 правило,  президентом. Он формирует возглавляемое  им правительство, которое осуществляет  верховную
 исполнительную  власть и отвечает за свою  деятельность перед парламентом.  Наиболее существенной чертой 
 парламентарной  республики является то, что любое  правительство лишь тогда правомочно  осуществлять 
 управление  государством, когда оно пользуется  доверием парламента.
 Главной функцией  парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной
 властью.  Парламент обладает важными финансовыми  полномочиями, поскольку он разрабатывает  и принимает 
 государственный  бюджет, определяет перспективы  развития социально-экономического  развития страны,
 решает основные  вопросы внешней, в том числе  оборонной политики. Парламентарная  форма республиканского
 правления  представляет собой такую структуру  высших органов государственной  власти, которая реально 
 обеспечивает  демократизм общественной жизни,  свободу личности, создает справедливые  условия 
 человеческого  общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно
 отнести ФРГ,  Италию (по конституции 1947 годка) , Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
 Президентская  республика - одна из разновидностей  современной формы государственного  правления, 
 которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы
 правительства. 
 Наиболее  характерные черты президентской  республики: - внепарламентский метод  избрания президента 
 и формирования  правительства; - ответственность правительства  перед президентом, а не перед  парламентом; -
 более широкие,  чем в парламентарной республике, полномочия главы государства. 
 Классической  президентской республикой являются  Соединенные Штаты Америки. В  соответствии с
 конституцией  США, в основе которой лежит  принцип разделения властей, четко  определено, что 
 законодательная  власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду.
 Президент  США избирается населением страны  путем косвенного голосования  (выборов) - через коллегию 
 выборщиков. Количество выборщиков должно  соответствовать числу представителей  каждого штата в
 парламенте (конгрессе) . Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц
 принадлежащих к его партии.
 Президентская  форма правления в различных  странах имеет свои особенности.  Во Франции президент 
 избирается  всеобщим голосованием. Избранным  считается кандидат, получивший  абсолютное количество 
 голосов.  Такой же порядок избрания  президента установлен в России  в 1991 году.
 Характерным  для всех президентских республик,  несмотря на их разнообразие, является то, что президент 
 либо совмещает  полномочия главы государства  и главы правительства и участвует  в формировании кабинета 
 или совета  министров (Франция, Индия) . Президент наделяется и другими важными полномочиями: как
 правило,  он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим,  объявляет 
 чрезвычайное  положение, утверждает законы  путем их подписывания, нередко представительствует в
 правительстве, назначает членов Верховного суда.
 В цивилизованных  странах президентскую республику  отличает сильная исполнительная  власть, наравне 
 с которой  по принципу разделения властей  нормально функционируют законодательная и судебная власти.
 Эффективно  действующий механизм издержек  и противовесов, существующих в современных президентских
 республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать
 произвола  со стороны исполнительной власти.
 В странах  Латинской Америки часто встречаются  “суперпрезидентские республики” . Эта форма
 правления  - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый
 конгломерат  традиционной формы с полудиктаторским управлением.
 В современном  цивилизованном обществе принципиальных  различий между формами не  существует. Их 
 сближают  общие задачи и цели.
 Форма государственного  устройства
 Форма государственного  устройства - это национальное и  административно-территориальное строение 
 государства,  которое раскрывает характер, взаимоотношений  между его составными частями,  между
 центральными  и местными органами государственного  управления, власти.
 В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения
 государственной  власти и государственного суверенитета  в центре и на местах, их  разделение между составными
 частями государства. 
 Форма государственного  устройства показывает: - из каких частей состоит внутренняя структура
 государства; - какого правовое положение этих  частей и каковы взаимоотношения этих органов; - как строятся
 отношения  между центральными и местными  государственными органами; - в какой государственной форме
 выражаются  интересы каждой нации, проживающей  на этой территории.
 По форме  государственного устройства все  государства можно подразделить  на три основные группы: -
 унитарное; - федеративное; - конфедеративное. 
 Унитарное  государство 
 Унитарное  государство - это единое цельное  государственное образование, состоящее  из
 административно-территориальных  единиц, которые подчиняются центральным  органам власти и признаками 
 государственной  независимости не обладают.
 Унитарное  государство характеризуется следующими  признаками: - унитарное устройство  предполагает 
 единые, общие  для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные  органы, которые 
 осуществляют  верховное руководство соответствующими  органами; - на территории унитарного  государства 
 действует  одна конституция, единая система  законодательства, одно гражданство; - составные части унитарного 
 государства  (области, департаменты, округа, провинции,  графства) государственным суверенитетом  не обладают;
- унитарное  государство, на территории которого  проживают небольшие по численности  национальности,
 широко допускает  национальную и законодательную  автономию; - все внешние межгосударственные  сношения 
 осуществляют  центральные органы, которые официально  представляют страну на международной  арене; - имеет 
 единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной
 власти.
 Различия  в степени и формах контроля  центральной власти над местными  органами управления 
 позволяют  говорить о централизованных  и децентрализованных унитарных  государствах, но эти различия 
 касаются  относительно узкой сферы управления.
 К унитарным  государствам относятся такие  государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия. 
 Федерация
 Федерация  - представляет собой добровольное  объединение ранее самостоятельных государственных
 образований  в одно союзное государство. 
 Федеративное  государственное устройство неоднородно.  В различных странах оно имеет  свои
 уникальные  особенности, которые определяются  историческими условиями образования  конкретной федерации 
 и прежде  всего национальным составом  населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих  в
 союзное государство. 
 Вместе с  тем можно выделить наиболее  общие черты, которые характерны  для большинства 
 федеративных  государств.
1. Территория  федерации состоит из территорий  ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель,
 республик  и т.д. 
2. В союзном  государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть  принадлежит 
 федеральным  государственным органам. 
3. Субъекты федерации  имеют право принятия собственной  конституции, имеют свои высшие 
 исполнительные, законодательные и судебные органы.
4. В большинстве  федерации существует союзное  гражданство и гражданство федеральных  единиц.
5. При федеральном  государственном устройстве в  парламенте имеется палата, представляющая  интересы 
 членов федерации. 
6. Основную общегосударственную  внешнеполитическую деятельность  в федерациях осуществляют 
 союзные федеральные  органы. Они официально представляют  федерацию в межгосударственных  отношениях 
(США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.) .
 Федерации  строятся по территориальному  и национальному признаку, который  в значительной мере 
 определяет  характер, содержание, структуру государственного  устройства.
 Территориальная  федерация характеризуется значительным  ограничением государственного  суверенитета 
 субъектов  федерации. Национальные федерации  характеризуются более сложным  государственным устройством. 
 Основное  различие между территориальной  и национальной федерацией состоит  в различной степени 
 суверенности  их субъектов. Центральная власть  в территориальных федерациях  обладает верховенством по
 отношению  к высшим государственным органам  членов федерации. Национальное  государство ограничивается 
 суверенитетом  национальных государственных образований. 
 Конфедерация 
 Конфедерация - это временный юридический союз  суверенных государств, созданный  для обеспечения их 
 общих интересов. 
 При конфедеративном  устройстве государства - члены  конфедерации - сохраняют свои суверенные  права, 
 как во  внутренних, так и во внешних  делах. 
 В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: -
 конфедерация  не имеет своих общих законодательных,  исполнительных и судебных органов,  в отличии от
 федерации; - конфедеративное устройство не  имеет единой армии, единой  системы налогов, единого
 государственного  бюджета; - сохраняет гражданство  тех государств, которые находятся  во временном союзе; -
 государства  могут договориться о единой  денежной системе, о единых  таможенных правилах, о 
 межгосударственной  кредитной политике на время существования союза.
 Как правило,  конфедеративные государства не  долговечны, либо они распадаются,  либо превращаются в
 федерацию:  Германский союз (1815-1867) , Швейцарский  союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была 
 законодательно  утверждена конфедерация.
1. Формы государственного  режима Формы государственного  режима - представляют собой совокупность 
 способов  и методов осуществления власти  государством.
 Государственный  режим - важнейшая составная часть  политического режима, существующего  в обществе.
 Политический  режим - понятие более широкое,  поскольку оно включает в себя  не только методы 
 государственного  властвования, но и характерные  способы деятельности негосударственных  политических 
 организаций  (партии, движения, клубы, союзы) .
 Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные,
 авторитарные, расистские) . поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку
 является  демократизм форм и методов  осуществления государственной  власти. Для рабовладельческих 
 государств  характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и
 народное  собрание; для современного государства  - и тоталитаризм, и правовая демократия.
 Идеальных  демократических форм государственного  режима в реальной действительности  не существует.
 В том или  ином конкретном государстве  присутствуют различные по своему  содержанию методы официального
 властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности
 государственного  режима.
 Антидемократические  режимы 
 Антидемократические  режимы - характеризуются следующими  признаками: - определяет характер 
 государственной  власти - это соотношение государства  и личности; - антидемократический  режим 
 характеризуется  полным (тотальным) контролем государства  над всеми сферами общественной  жизни: 
 экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением; - ему свойственно 
 огосударствление  всех общественных организаций  (профсоюзов, молодежных, спортивных  и др.) ; - личность в
 антидемократическом  государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут
 провозглашаться  даже в конституциях; - реально  действует примат государства  над правом, что является 
 следствием  произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в  общественной жизни; -
 всеохватывающая  милитаризация общественной жизни; - игнорируют интересы государственных  образований, 
 особенно  национальных меньшинств; - не учитывает  особенностей религиозных убеждений  населения. 
 Антидемократический  режим может устанавливаться  как при монархической, так и при республиканской
 форме правления,  однако, будучи отрицанием принципов  парламентаризма, он не согласуется  с парламентарной
 монархией  и республикой. Приводя к сильной  централизации государственной  власти, авторитарный режим не 
 соглашается  с буржуазным федерализмом.
 Демократический  режим 
 Демократический  режим складывается в правовых  государствах. Они характеризуются  методами 
 существования  власти, которые реально обеспечивают  свободное развитие личности, фактическую
 защищенность  ее прав, интересов. 
 Конкретно  режим демократической власти  выражается в следующем: - режим  представляет свободу 
 личности  в экономической сфере, которая  составляет основу материального  благополучия общества; - реальная 
 гарантированность  прав и свобод граждан, их  возможность выражать собственное  мнение о политике 
 государства,  активно участвовать в культурных, научных и других общественных  организациях; - создает 
 эффективную  систему прямого воздействия  населения страны на характер  государственной власти; - в
 демократическом  государстве личность защищена  от произвола, беззакония, так  как ее права находятся под
 постоянной  охраной правосудия; - власть в  одинаковой степени обеспечивает  интересы большинства и 
 меньшинства; - основным принципом деятельности  демократического государства является  плюрализм; -
 государственный  режим базируется на законах,  которые отражают объективные  потребности развития личности 
 и общества.
 История знает  различные формы демократических  режимов. Наибольшее распространение  в настоящее 
 время получил  режим парламентской демократии, основанный на передаче власти  парламенту. Так же 
 существует  либерально-демократический режим. 
 Причины и  особенности изменения форм государственного  и политического режима 
 Политические  формы современных государств  складывались в течении нескольких столетий. Эти формы
 определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму
 государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и
 других странах) , условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии) , равно
 как и особенности  современного внутриполитического  развития данной страны и ее  международного 
 положения. 
 Разнообразие  форм государства еще больше  возросло в результате распада  колониальной системы, когда 
 на политической  карте мира появился ряд молодых  суверенных государств. Перипетии  политической борьбы 
 приводят  во многих освободившихся странах  к частой модификации государственных  форм.
 Понятие исторического  типа связывается с установлением  закономерной зависимости классовой 
 сущности  государства и права от экономических  отношений, которые господствуют  в классовом обществе на
 определенном  этапе его развития. 

10. Государственный  аппарат как система  государственных  органов. 
 
 
 

11-14. Теория разделения властей. 

Идеи разграничения  государственных органов и их функций высказывались еще античными  мыслителями. Платон говорил о законодательстве, управлении и правосудии как о  формах государственной деятельности, которые "направлены на один и тот  же предмет, но вместе с тем и отличны  друг от друга". Аристотель более  отчетливо различал между собой  эти "три элемента" политического  устройства, он говорил о них уже  не как об отдельных формах государственной  деятельности, а дал им конкретное воплощение в виде "законосовещательного" органа (народного собрания), административного  органа (магистратуры) и судебных органов. Полибий говорил уже не только о разграничении полномочий, но и об установлении динамичного равновесия между ними, когда каждый из этих органов будет оказывать друг другу содействие и поддержку, а также сможет сдерживать власть другого. Хотя эти тезисы и являются основополагающими в теории разделения властей, но было бы преувеличением полагать, будто античные мыслители уже в деталях разрабатывали само учение о разделении власти. 

Развивали основы учения о теории разделения власти и более поздние авторы, например, итальянский мыслитель Марселий Падуанский (1275-1343 гг.), французский философ Жан Боден (1530-1596 гг.) и идеолог английской буржуазии Джон Лильберн (1614-1657 гг.). Но и они только заложили фундамент для создания этой теории, хотя их изыскания и продвинулись дальше, чем у античных философов. 

Классическая  же теория разделения власти зародилась во Франции в середине XVIII века. Конечно  же теория разделения власти возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII веке в Англии (здесь уместно упомянуть английского философа Дж. Локка). Теория разделения власти стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения власти имеет большое значение для правового государства, так как реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое право-судие. 

Возникновение классической теории разделения власти имен-но в XVIII веке было связано прежде всего с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Что касается персоналий, то появление новой концепции было связано с именем Шарля Луи Монтескье, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордосского парламента - судебного учреждения). В своей фундаментальной работе "О духе законов" (1748 г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств. Он пришел к выводу, что "свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга". Как видно, цель теории - создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений власти, обеспечение политических свобод. 

Главное требование принципа разделения власти, сформулированное еще Дж. Локком, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, заключается в том, что для  утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны  какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить  государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом  власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хо-зяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих ветвей власти, являясь самостоятельной и сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. 

Принцип разделения власти не исключает, а предполагает единство и взаимодействие власти, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные  решения которой обязательны  для всех. 

Система "сдержек  и противовесов", установленная  в конституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений  в отношении конкретной государственной  власти: законодательной, исполнительной, судебной. 

Так, применительно  к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура  законодательного про-цесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность конституционного суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. 

цип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве. Концепция разделения властей сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. В ее основе - идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха. Основоположники теории разделения властей - Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи Монтескье (1689-1755). Сущность данного принципа Ш. Монтескье выразил в фундаментальном труде «О духе законов» (1748) следующим образом: «Свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга». 

Таким образом, главная цель разделения властей - не допустить узурпации, монополизации  власти в рамках одного органа или  ведомства, неизбежно ведущей к  деспотии, подавлению прав и свобод человека. Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, независимы друг от друга; чиновник не вправе одновременно занимать должности  в разных ветвях власти, которые  взаимно контролируют, сдерживают друг друга; вмешательство одной ветви  власти в компетенцию другой не допускается. При этом создание системы сдерживания  и взаимоконтроля трех ветвей власти не исключает их взаимодействия, сотрудничества при решении общих задач и  проблем. 

Система разделения властей включает: 

· четкое разграничение  полномочий и предметов ведения  между ветвями власти; 

· взаимный контроль, систему сдержек и противовесов; 

· взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти. 

Каждой ветви  власти соответствуют своя система  государственных органов, специфические  признаки, принципы организации, нормативно-правовая база. 

Законодательная власть осуществляется парламентами, региональными и местными представительными  органами. Главная задача законодательной  власти - сформировать законодательство как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Законодательные  органы обладают монополией на законотворчество. Кроме того, они устанавливают  налоги, утверждают бюджет, контролируют его исполнение. Депутаты законодательных  органов избираются населением на определенный срок. Основными принципами функционирования органов законодательной власти являются:  

· коллегиальность  деятельности;  

· отсутствие соподчиненности  законодательных органов всех уровней. 

Исполнительная  власть осуществляется президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти. В их ведении - исполнение законов, повседневное управление, непосредственная организация жизни общества. Исполнительную деятельность характеризуют:  

· организационный  характер;  

· ориентация на практическую реализацию законодательства;  

· непрерывный  характер управляющего воздействия  во времени и в пространстве.  

Исполнительная  деятельность является повседневной, она не прекращается ни на один день. Исполнительные органы распоряжаются  финансовыми, людскими, природными, правоохранительными, информационными ресурсами общества. В ведении исполнительных органов - вооруженные силы, полиция, тюрьмы. Следует отметить иерархическую организацию исполнительной власти с преобладанием единоначалия. Последнее позволяет оперативно принимать решения и организовывать их реализацию. 

Судебная власть.  

Назначение судебной власти - отправление правосудия, то есть разрешение правовых споров, привлечение  к юридической ответственности  за правонарушения. Суд выступает  независимым арбитром в юридических  конфликтах. Любое лицо, считающее, что его права нарушены, может  обратиться в суд за защитой. Судьи  независимы, обладают юридической неприкосновенностью, что предполагает усложненный порядок  привлечения их к ответственности. В России к статусу судей применяется  ещё один принцип - принцип несменяемости  судей. Данный принцип в последнее  время вызывает много критики, т.к. фактически получается, что судья  никому не подотчетен, и отстранить его от должности может только квалификационная коллегия Верховного Суда, чем юридически закреплен принцип  круговой поруки в судейском сообществе.  

Результатом такого положения как раз и стало  появление имени нарицательного "Бассманный суд". Надо отметить, что во всех развитых государствах судьи являются выборными. В России также согласно ФЗ "О мировых судьях" мировые судьи также являются выборными.  
 

Правосудие осуществляется в особой правовой форме с документальной фиксацией судебных решений, формализованными, строго установленными процедурами. Вступившие в силу судебные решения общеобязательны  и подлежат безусловному исполнению всеми участниками общественных отношений. 

15.Возникновение и развитие идеи правового государства
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.