На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока "Двенадцать"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    им. В. Г. Белинского
    Факультет русского языка и  литературы 
 
 
 
 

    Контрольная работа
    по  истории русской  литературы
    на  тему:
    Идейно-художественное своеобразие
    поэмы А. Блока «Двенадцать»
                                             
                                     Выполнил: студентка
                                                   факультета русского языка и литературы                      
                                                   6 курса (заочное отделение)
                                                   Гордеева Ксения
                                                   Проверил: Горланов Г.Е. 
 
 
 
 
 

                                               Пенза 2011 
 

    Содержание:
    Введение
    Особенности сюжета поэмы «Двенадцать»
    Символические образы и их смысл  в поэме «Двенадцать»
    Заключение
    Список  литературы 

    Введение
    Поэма Александра Александровича Блока «Двенадцать» - одно из самых ярких произведений русской литературы XX века. Произведение было создано в январе 1918 года. Автор создает поэму за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”.
    Поэма интересна для исследователей как своеобразной формой, так и глубиной идейного содержания. О чем же эта поэма? О ветре, ночной темноте, снежной метели, человеческих страстях, народном подвиге, России, революции. Точнее - о революционном Петрограде на рубеже 1917 и 1918 годов. Еще точнее - о том, что происходило в Петрограде накануне 5 января 1918 года, дня созыва и разгона Учредительного собрания. Советской власти было уже два месяца.
    Тема  революции вылилась в творчестве поэта в самую значительную и  вдохновенную его поэму – «Двенадцать». Произведение Блока - это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. Александр Блок говорил, что «Двенадцать» - это лучшее, что он когда-либо написал. Содержанием знаменитой поэмы, где во весь голос зазвучала музыка революции, где взметнувшаяся народная стихия устремилась в будущее, стал величайший взлет народного духа и народного гнева. А поэт освятил и благословил ее образом, олицетворявшим для него высшие начала человеческой жизни - начала равенства и братства. Для автора революция – это вырвавшаяся на волю народная стихия. В статье «Интеллигенция и революция» он писал: «Она сродни природе. Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но - это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот, все равно, всегда -  о великом».
    Напечатанная  в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. О ней  говорили везде. Многое в ней казалось неприемлемым собратьям по литературе. Взрывом негодования была она  встречена со стороны российской интеллигенции. Бунин обрушился  на автора с гневной критикой, некоторые  из друзей отвернулись от него. Но, несмотря на это, поэма Александра Блока по праву заняла свое место в истории русской литературы. 

    Особенности сюжета поэмы «Двенадцать»
    Для понимания идейно — художественного  смысла поэмы Александра Блока многое значит ее уникальная жанровая структура и особенности сюжета.
    Как произведение истинно новаторское, «Двенадцать» не поддается строгому жанровому определению. Не случайно жанровая природа этого произведения оставалась не вполне ясной самому Блоку: он называл его то поэмой, то стихотворным циклом, а то и просто - «ряд стихотворений под общим  заглавием «Двенадцать».
    Композиция  ее построена на чередовании, на перебоях драматических ситуаций и лирических мотивов. Оказывается, что главы, написанные на белой бумаге, т.е. те, с которых началась работа над поэмой, заключают в себе как раз все главнейшие моменты драматического сюжета этого произведения. Тут и появление, «первый выход», двенадцати красногвардейцев, и  экспозиция драматического действия - разговор о Ваньке и Катьке (гл. XI), и убийство Катьки - кульминационный пункт драмы (гл. VI), и страдания Петрухи (гл. VII), и разрешение его мучений - своеобразный социальный катарсис: «Мы на горе всем буржуям // Мировой пожар раздуем» (гл. VIII и XII до строки 327-й). Очень показательно, что вся XII глава до лирической концовки с Христом дана в поэме как продолжение монолога Петрухи, начатого в VIII главе и прерванного лирическими отступлениями глав промежуточных.
    Поэма «Двенадцать» разделена не только на главы, но и - внутренне, скрыто - на сцены  с монологами и диалогами. Собственно повествовательная часть представлена в ней весьма скромно, а если говорить точнее, повествование здесь постоянно  перерастает в драматургическую структуру, и сам автор из лирического  повествователя то и дело превращается в действующее лицо. Первая глава  «Двенадцати» - это своеобразный пролог, в котором значительную роль играет сам автор. С авансцены звучит его голос:
                                                     Черный вечер.
                                                     Белый снег.
                                                     Ветер, ветер!     
    Вначале эти слова можно воспринять как  ремарку драматурга, дающую представление  о той обстановке, в которой  предстоит развернуться сценическому действию. Такие «ремарки» Блок использует и в других местах, например: «Гуляет  ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» ,- но это ремарки особого рода, которые наполняются глубоким смыслом и постепенно переходят в монолог или сцену общего разговора. Контрастность ремарки, открывающей сцену пролога, с самого начала делает ее экспрессивной, а после того, как слово "ветер "оказывается несколько раз повторенным, эмоциональное напряжение возрастает, одновременно наполняясь смысловой многозначностью, тревогой, раздумьем о человеке, оказавшемся на вселенском ветру:
    Черный  вечер.
    Белый снег.
    Ветер, ветер!
    На  ногах не стоит человек.
    Ветер, ветер -
       На всем божьем свете!     
    Первая  глава поэмы - общая экспозиция. Здесь, как на кинематографической ленте, запечатлена панорама вечернего  Петрограда. Дует резкий ветер, играет поземка, «под снежком - ледок»  . На улицах - люди, пестрое население  большого города: растерявшаяся от всего происходящего старушка; озлобленный  буржуй, спрятавший лицо в воротник; интеллигент — «вития», что-то вполголоса бормочущий о «гибели России», толстобрюхий и напуганный поп, плаксивые и жеманные барышни; просто прохожие; уличные проститутки; бездомный бродяга...
    На  этом фоне развертывается некий сюжет. Поздним вечером, под черным небом, в разыгравшейся метели, по пустующему городу идет сторожевой патруль красногвардейцев из двенадцати человек. Они приговаривают: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!»  , жалуются на холод («Холодно товарищи, холодно!»  , насторожены («Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет  враг!»  , вспоминают Ваньку и Катьку, которые слюбились, сидят себе в  теплом кабаке и заняты веселыми делами.
    Ванька, как выясняется, еще недавно также  был с ними. Он мог бы быть в  патруле тринадцатым, но изменил  общему делу и долгу: «Был Ванька наш, а стал солдат!» . То есть, по точному смыслу слов, пошел (тоже добровольно) в солдаты Керенского, - может быть, записался в ударные батальоны, которые формировал Керенский в качестве главной своей опоры, - а потом, как видно, дезертировал и теперь сыт и пьян, «богат» (вероятно, спекулирует), таскается по кабакам, гоняет на лихачах, стал «сукиным сыном» и «буржуем». Катя тоже девица с прошлым: уличная проститутка не из самых затрапезных. Она и в «кружевном белье ходила» , и гуляла даже с офицерами, но превратности времени коснулись и ее: «С юнкерьем гулять ходила — с солдатьем теперь пошла» . В недалеком прошлом она была любовницей одного из двенадцати - Петрухи (это было в обычае у девиц ее профессии: любовник для души, «гости» для дела), но изменила ему ради разбогатевшего, преуспевающего Ваньки. Жизнь с ревнивым и буйным Петрухой была полна превратностей: он, как выясняется, прирезал какого-то офицера, с которым «блудила» Катя; да и самой ей тоже досталось:
    У тебя на шее, Катя,
    Шрам  не зажил от ножа
    У тебя под грудью Катя,
      Та царапина свежа!     
    Тут приоткрывается драматическая картина  борения страстей и характеров, жаркой любви и слепой ревности.
    Петруха тяжело переживает измену Кати и полон  ненависти к Ваньке, который нарушил  неписанный закон улицы - стал с «девочкой  чужой гулять»  . И вот - в эту метельную, тревожную ночь навстречу красногвардейскому патрулю попадается вопящий, орущий лихач, а в санках — изменник Ванька обнимает изменницу Катю. Во второй раз замученный ревностью Петруха с помощью товарищей творит отмщение: они стреляют из винтовок, - стреляют, конечно, в Ваньку, но шальная пуля ненароком попадает в его спутницу. Лихач с уцелевшим Ванькой исчезают в метели, а на снегу остается случайная жертва с простреленной навылет головой. Петруха грозит унесшему ноги Ваньке: 

    Утек, подлец! Ужо, постой,
      Расправлюсь завтра я с тобой!    
    И, ослепленный злобой, ненавистью, жаждой мести, он с холодным презрением обращается к мертвой Кате:
    Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...
      Лежи ты, падаль на снегу!   
    Но  Петруха крепко любил Катю. И, когда  марево злобы и мести сошло  с его глаз, «бедный убийца»  совсем пал духом, «оторопел». Он с  искренней душевной болью вспоминает свою Катю, хмельные ночи, проведенные  с нею, бедовую удаль ее огневых  ночей, заветную «родинку пунцовую»:
    Загубил я, бестолковый,
    Загубил я, сгоряча... ах!  
      Товарищи стыдят и подбадривают  Петруху, сурово напоминают ему  о том большом общем деле, ради  которого они объединились. Им - не  до его беды. У них  свои  заботы: «Вперед, вперед, рабочий  народ!»  . И опять идет мерным, железным, державным шагом - сквозь  тьму и вьюгу, оберегая революцию  от козней притаившихся, но неугомонных  врагов...
    В. Орлов в своей монографии отметил  так: «Но вся эта драматическая  история любовных столкновений и  измен — только каркас поэмы, а  не ее плоть. В «Двенадцати» запечатлена  грандиозная историческая картина  решающего революционного перелома. Она не вмещается в изложенный только что сюжет. Как всякое великое  произведение искусства, «Двенадцать» ведет мысль и воображение  читателя вширь и вглубь. За сюжетом  вырастает дерево всеобщего «мирового  пожара», за сценами петроградской  улицы — вся Россия, сорвавшаяся  с якорей, за двенадцатью красногвардейцами - весь народ, двинувшийся к новой  жизни. Главное, что можно и должно сказать о поэме, это то, что  она гениально передает грозовую атмосферу Октября» .
    Вопрос  об особенностях сюжета поэмы остается спорным и в настоящее время. Прежде всего, это связано с изменением идеологии, понимания общественных событий. Современные исследователи  отмечают, что Блок запечатлел грандиозную  историческую картину борьбы добра  и зла, происходившей в России после революции 1917 года. За любовным сюжетом встает зарево «мирового  пожара», за петроградской улицей —  не только Россия, но и «весь Божий  свет», за двенадцатью красногвардейцами  не только русский народ, но и все  человечество.
    Между началом и финалом в поэме  происходит важное событие: Петруха  убивает Катю. И хотя «бедного убийцу»  неправомерно отделять от остальных, награждая  только его одного «бубновым тузом», роль ему в поэме действительно  уделена особая. В чем же смысл  этого драматического эпизода, занимающего  в поэме такое большое место?
      Рассмотрим построение поэмы.  Напомним ход событий. Первая  глава  поэмы носит характер  экспозиционный. Главные герои появляются  во второй главе. В разговоре  о Ваньке и Кате принимают  участие несколько человек. Петрухе  принадлежит последняя реплика: 

    Ну, Ванька, сукин сын, буржуй
      Мою, попробуй, поцелуй!   
    Это — личная тема Петрухи, голос его ревности и злобы на изменщицу и разлучника. Здесь он еще звучит как случайный выкрик и сразу же заглушается голосом общего долга.
    Третья  глава развивает эту тему: «  Как пошли наши ребята в красной  гвардии служить...» . Зато в четвертой, пятой, шестой и седьмой песнях мы оказываемся в кругу совершенно иных мотивов: Ванька с Катей раскатывают на лихаче, Петруха любовно и грубо вспоминает Катю и ее неверности, всячески показывает свою забубённую удаль ( «Эх, эх, согреши! Будет легче для души!»  , красногвардейцы охотятся за Ванькой, и шальная петрухина пуля настигает Катю. В сцене погони и убийства участвуют все двенадцать («Стой, стой! Андрюха, помогай! Петруха, сзаду забегай!..»  , но здесь и дальше, в песнях седьмой и восьмой, Петруха - главный герой. По словам критика, начинается, развертывается и завершается его драма, до которой остальным особого дела нет. Сцена убийства знаменательно в этом смысле заканчивается уже знакомым призывом не забывать об общем долге: «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»  . Петруха остается один на один со своей малой человеческой трагедией. Сейчас он человек глубоко несчастный, тяжко нагрешивший и впавший в горькое, надрывное раскаяние:
    И опять идут двенадцать,
    За  плечами ружьеца.
    Лишь  у бедного убийцы
    Не  видать совсем лица...
    Все быстрее и быстрее
    Уторапливает  шаг.
    Замотал платок на шее –
    Не  оправится никак...    
    Он  настолько пал духом, что товарищи, которым вовсе не до его маленькой  трагедии, стараются его подбодрить. Сперва — по-дружески, ласково:
    Что, товарищ, ты не весел?
    Что дружок, оторопел?
    Что, Петруха, нос повесил,
         Или Катьку пожалел?   
    Потом (поскольку Петруха надрывается  все пуще) - гораздо более сурово, требовательно и непримиримо: 

    - Ишь, стервец, завел шарманку,
    Что ты, Петька, баба что ль?
    - Верно, душу наизнанку
    Вздумал вывернуть? Изволь!
    - Поддержи свою осанку!
    - Над собой держи контроль!
    - Не такое нынче время,
    Чтобы нянчиться с тобой!
    Потяжеле  будет бремя,
      Нам, товарищ дорогой!   
    Последний аргумент - решающий: Петруха замедляет  торопливые шаги, вскидывает голову. Опять, как видим, торжествует тема общего долга. Последний куплет — по своей  идейной нагрузке - один из самых  важных в поэме. Здесь вполне проясняется  природа ее коллективного героя: красногвардейцы сознают величие  времени и знают, что впереди  их ждут еще более суровые испытания.
    Пристыженный  Петруха перестает выворачивать душу, пробует взять себя в руки, «он опять повеселел». Но веселье его — горькое, надсадное, - не веселье, а все та же показная, залихватская, крикливая удаль, за которой прячутся и тяжелая тоска, и неутихающие угрызения совести. Тут-то он и начинает «пугать», грозится кровью залить память о «зазнобушке», всуе вспоминает господа Бога:
    Эх, эх!
    Позабавиться  не грех!
    Запирайте етажи,
    Нынче будут грабежи!
    Отмыкайте погреба —
       Гуляет нынче голытьба!   
    Однако  кого же он пугает? Ответ на это дает следующая, восьмая, гениальная по стиху  песня, с удивительным мастерством  воссоздавшая дух, колорит и форму  народной «заплачки»:
    Ох, ты, горе - горькое!
    Скука скучная,
    Смертная!
    Ужь я времечко
    Проведу, проведу...
    Ужь я темячко
    Почешу, почешу...
    Ужь я семячки
    Полущу, полущу...
    Ужь я ножичком
        Полосну, полосну!    
    И тут эта горькая, надсадная, напускная  удаль находит единственную цель: Ты лети, буржуй, воробышком!
    Выпью кровушку
    За  зазнобушку,
           Чернобровушку...    
    В этой яростной вспышке есть своя глубокая психологическая достоверность: у  Петрухи свои счеты с буржуйским миром, с которым спуталась его  Катя (гулявшая с офицерами и юнкерами) и который в конечном счете  оказался виновником ее нечаянной гибели, - ведь Ванька, из-за которого она погибла, тоже «буржуй».
    Восьмая и девятая главы — центральный  и поворотный пункт поэмы. Здесь  сюжет ломается: все личное, выдвинувшееся  было на первый план повествования  — бесшабашная удаль, любовная трагедия, ревность, преступление, отчаянье и  «горе-горькое» убийцы, - поглощается  широкой, вольной и мощной мелодией. Именно здесь, в песне красногвардейцев, впервые возникает образ старого  мира - «паршивого пса». Спрашивается: почему Блок отвел столь большое  место личной драме Петрухи, а  потом свел ее на нет? «Не такое  нынче время»  - вот формула  этого убеждения. Всякая личная трагедия в такое время тонет в «море» революции, во всеобщей, всемирно-исторической трагедии катастрофического столкновения двух миров. В своем личном плане  Блок решал этот вопрос категорически: «Революция - это я - не один, а мы»; личного нет - потому что содержанием  всей жизни становится всемирная  Революция; человек, которому на долю выпало быть свидетелем рождения нового мира, должен как можно меньше помнить  о личных слабостях и трагедиях. Только не нужно упрощать. Категоричность решения не означала, что принять  его было делом простым и легким. Ненависть к старому миру была в Блоке чувством господствующим, всепоглощающим, оправдывающим все. Он понимал конечно, что вместе с  насилием, ложью, подлостью и пошлостью  старого мира в огне революции  неизбежно сгорит кое-что из того, что он «так любил», с чем были связаны его одинокие «демонические восторги». Но он понимал также, что во имя большой, всеобщей исторической правды нужно пожертвовать своими маленькими «правдами». В этом и сказалась душевная сила Блока, та «бесстрашная искренность», которую подметил в нем Горький. Мысль Блока о неизмеримости «личных трагедий» с величием происходящего своеобразно (с поправками на сюжет и характер) отозвалась в истории Петрухи. Нельзя сказать, что поэт осуждает Петруху. Скорее он жалеет его. И душевная мука этого отчаявшегося, «бестолкового», сбившегося с пути человека, и его страстная, душная любовь с надсадными воспоминаниями о «хмельных ночах» и «огненных очах» - все это не могло не быть близко поэту, который всегда находил источник высокого вдохновения в темах трагической страсти и человеческого отчаяния. Но все это должно перегореть в огне революции. Так надо, чтобы родился новый человек. Ведь одну из важных задач, поставленных революцией, Блок видел в том, чтобы направить ее очистительный огонь в «распутинские углы души и там раздуть его в костер до неба, чтобы сгорела хитрая, ленивая, рабская похоть» .
    Отчаявшийся, потерявший голову Петруха - самый слабый из двенадцати. Если сами они и не составляют авангарда революции, то Петруха - их собственный арьергард. Он и теперь бессильно поминает Спаса,- и снова товарищи читают ему суровую  отповедь:
    - Петька! Эй, не завирайся!
    От  чего тебя упас
    Золотой иконостас?
    Бессознательный ты, право,
    Рассуди, подумай здраво –
    Али руки не в крови
    Из-за Катькиной любви?
    - Шаг держи революционный!
        Близок враг неугомонный!    
    Вот Петруха и получил верную характеристику, - причем от своих же товарищей: «бессознательный». Они-то знают, во имя чего держат свой революционный шаг. «Ко всему  готовы, ничего не жаль»  , «Потяжеле  будет бремя...»  , «Их винтовочки стальные на незримого врага»  , «Вдаль идут державным шагом...»  . Разве не заглушает эта такая отчетливая и столь постоянная нота революционного долга надрывный вопль душевной гульбы, которую мы слышим в репликах «бедного убийцы» Петрухи?
    Двенадцать  заняты своим делом: идут дозором  по ночному городу. Они настороже: «Вот - проснется лютый враг…»  . И поют они не блатные куплетцы и не надрывные заплачки, а подхватывают мотив «Варшавянки»: «Марш, марш вперед, рабочий народ!». И в темпах и  ритмах этой прекрасной боевой песни  рабочего класса растворяются без остатка  мотивы бесшабашной гульбы (Петруха  в конце концов тоже ведь подтянулся и пристроился к шагу товарищей), а на первый план выдвигается тема несокрушимой силы восставшего народа, неудержимого движения двенадцати к  открывшейся им далекой цели:
    И идут без имени святого
    Все двенадцать - вдаль.
    Ко  всему готовы,
    Ничего  не жаль...
    В очи бьется
    Красный флаг.
    Раздается
    Мерный  шаг.
    Вот - проснется
    Лютый враг...
    И вьюга пылит им в очи
    Дни и ночи
    Напролет...
      Вперед, вперед,
               Рабочий народ!      
    И так далее - со все возрастающей экспрессией, чтобы достичь в финале высочайшего  напряжения и пафоса. Буйная «вольница» превращается в строгую, музыкально организованную революционную волю.
    Ответить  на идейно значимый вопрос можно, лишь выстроив структурную цепь происходивших  событий. Выстроив эту цепь, мы увидим, что личная драма в поэме занимала большое место. Именно такое построение поэмы помогло определить место  этого эпизода в произведении.
    Революции, как известно, бывают разные. Та революция, боевой силой которой считали  себя «двенадцать», была уникальной, единственной в своем роде. Это было разрушение «до основания» «старого мира», «перерыв»  между двумя историческими зонами. «Двенадцать» - апостолы нового мира, возвестители «нового неба и новой земли». Блоковские красногвардейцы - тоже дети, «дети  в железном веке», как назвал их в  своей дневниковой записи автор  «Двенадцати». Они не ведают, что  творят, но это не снимает с них  вины за создание мира, в котором  главным принципом будет насилие.
    ---Не раз критики отмечали, что «Двенадцать», при всей кажущейся простоте,  произведение совсем не простое. Обратим внимание на загадочный центральный эпизод поэмы. Почему, в самом деле, в центре этой поэмы о Революции - уголовное преступление, лишенное каких-либо классовых или революционных оснований? Чем так уж досадили красноармейцам Ванька и Катька, почему они стремятся расправиться с Ванькой, а гибель Катьки воспринимается ими как справедливое возмездие? Но разберемся сначала с первым, с солдатом Ванькой. В поэме вроде бы объяснена причина охоты за ним:
    Трах  — тарарах! Ты будешь знать,
      Как с девочкой чужой гулять!..   
     Если с чужой, значит, с Петькиной, но почему все «двенадцать» так уж стремятся расправиться с новым любовником Катьки? Какое им дело, в конце концов, до Петькиных чувств? И потом: Катька — проститутка, она не Ванькина, не Петькина, она - для всех и ничья. Что-то тут явно не так, но оставим пока эти соображения и поговорим о других возможных мотивах странной ненависти красногвардейцев к своему бывшему товарищу. Мотивов этих два. Во-первых, Ванька — чужой; во-вторых, - богатый. Оба мотива присутствуют в реплике одного из «двенадцати»:
    Ванюшка сам теперь богат...
    Был Ванька наш, а стал солдат!  
    В той же главе Ваньку обзывают буржуем. Ванька - солдат Петроградского гарнизона, не защитившего в Октябрьские  дни Временное правительство. И  слово "солдат" звучало тогда  отнюдь не контрреволюционно. Почему же все-таки Ванька "не наш" - с точки  зрения красногвардейцев? Были ли тогда  вообще какие-либо конфликты или  трения между красногвардейцами  и солдатами? Трения между солдатами  и красногвардейцами, следовательно, были, причем завидовали солдаты красногвардейцам, а не наоборот. Но до вооруженных  конфликтов не доходило. Может быть, причина самосуда, который "двенадцать" стремятся устроить над Ванькой, в том, что он - вор? Однако воровство  и грабеж тогда - массовое явление. Этот путь обогащения был не закрыт для "двенадцати", хотя они предпочитали грабить лишь винные погреба. Но "богатству" Ваньки они явно завидуют и поэтому обзывают его "буржуем". Так что зависть  к ванькиному «богатству», несомненно, присутствует у «двенадцати». Но не она причина неприязни, более  того - ненависти к нему красногвардейского патруля. Причина в чем-то или  в ком-то другом.
    А случайно ли убийство Катьки? Петька совершает его в состоянии аффекта, остальные патрульные убивать ее не собирались. Но они и не горюют, а воспринимают происшедшее с чисто уголовным цинизмом:
    Что, Катька рада? - Ни гу-гу...
    Лежи  ты, падаль, на снегу!   
    Но  никакая «музыка революции» не может, однако, унять душевных мук «бедного убийцы» Петрухи. Если бы был городовой, который поволок бы его в участок, ему, вероятно, было бы легче. Но во время Революции городовых нет, красногвардейский патруль — сам представитель революционного порядка, и поэтому Петька один со своей болью перед Богом. Попытка забыться в пьяном загуле приводит его лишь к «смертной скуке», к душевному опустошению. Товарищи его не понимают. Для них переступить через кровь — не преступление, а причастие к истине Революции. «Среди них есть такие, - писал Блок в статье «Интеллигенция и Революция», -которые сходят с ума от самосудов, не могут выдержать крови, которую пролили в темноте своей...». Вот и Петька из таких. Он мучается, хочет просветления, а ему предлагают держать «революционный шаг». И все же от этой муки «бедного убийцы» Петьки — тоненькая ниточка к Христу, не к тому, что появляется в финале, а к настоящему, евангельскому.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.