На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое государство. Формирование правовой государственности в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………….......2
Глава 1. Понятие и сущность  правового государства …………..……………...4  1.1 Возникновение и развитие  идеи правового государства ..………..………...4
      Принципы  правового  государства ………………………..………………….8
      Гражданское общество и его роль в развитии правового государства….…12
 
Глава 2. Формирование правовой государственности в
               современной  России…………………………………………………......14
2.1 Взаимосвязь  гражданского общества, права  и
      правового государства…………………………………………………………14
2.2 Проблемы  и пути развития правового  государства в
      современной России ……………………………….…………………………..19 

Заключение……………………………..………..………………………………….22
Список  использованной  литературы...……………….………………………......24
Приложения………………………………………………………………………....26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность  темы исследования.
      В  теории  права  под правовым  государством понимается такая  форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права, закона в целях обеспечения прав и свобод личности. Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти. Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество, возможность осуществления индивидуальных прав. Концепция правового государства в каждой стране реализуется своеобразно, в зависимости от ее истории, культурных традиций, национальных особенностей.
    Развитое  демократическое правовое государство  является социальной ценностью всего человечества, условием развития свободной личности, гарантом сохранения стабильного мира и благополучия.  Практически правовое государство на Западе сформировалось в достаточно завершенном виде  к середине XX в., в основном,  в развитых  индустриальных странах. Экономически  неразвитая, отсталая страна не в состоянии сформировать правовое государство. В условиях отсутствия демократии правовое государство не возможно. Для становления правового государства необходимо создать гражданское общество с достаточно высоким уровнем политической и правовой культуры населения и государственного аппарата, с развитой демократией.
    Одной из целей российских  реформ является построение правового  государства  и  гражданского  общества. Формирование плюралистической демократии, реального федерализма, свободного  гражданского общества  обусловливает повышение ответственности государства, взаимной ответственности государства и личности неизбежно ведет к построению и развитию   правового государства. Понимание  путей  развития  российского правового  государства   на  основе  анализа  существующих  теорий и моделей  правового  государства как  никогда  актуально для современной России и требует научного осмысления.  В связи с этим, предмет  исследования  в данной курсовой  работе – правовое  государство  как  модель  демократического, социального государства.  Объект исследования – существующие  теории  и концепции правового государства,  раскрывающие  сущность и принципы его построения.
      Цель работы -  проанализировать  и раскрыть сущность правового государства  на  основе  анализа  теоретических  представлений, накопленных  в  правовой  науке.   В соответствии  с поставленной целью в работе  решаются следующие задачи:
    1)  рассмотреть основные принципы  правового государства: верховенства  права, разделение  властей,  гарантированности  и  защиты прав и свобод  личности и другие;
    2) раскрыть взаимосвязь  гражданского  общества и правового государства;
    3) проанализировать проблемы формирования  правовой государственности в  Российской Федерации. 

Степень изученности вопроса.
        Проблемы  правового  государства  стали  изучаться в  России со 2-й пол. 19в.,  когда  в  европейской  общественно-политической  и правовой науке сформировалось  сама  концепция правового государства. В советский период  истории нашего  государства данная  тема  была  забыта,  так как было  провозглашено, что  советское  коммунистическое  государство  уже  является  правовым  и  не  требует  никаких  доработок  или  изменений.  Затем,  с началом перестройки  эта  тема  вновь  остро  встала  перед  учеными,  политиками, общественными  деятелями, так  как  потребовалось  в  новых  условиях  найти  свой,  наиболее  приемлемый  для нас путь построения  социально ориентированного,  правового государства.  В  связи с этим, в  последние  20  лет  этой  теме  были  посвящены работы  таких  ученых  как: С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, А.Д. Керимов, А.В. Малько, В.И. Чиркин, А.Н. Соколов, С.А. Каморов  и  многих  других.  При  всем  многообразии  подходов  и  глубине  исследований, проблема  правового  государства  остается  актуальной. Причиной  этого  является  то,  что,  несмотря  на  исследованность  принципов  построения   правового  государства,  механизмы  их  реализации  являются  разными в  разных  странах и  зависят от  формы и типа  государственного  устройства,  системы  управления, уровня  развитости  гражданского общества и  др. факторов.
     Методология   исследования.  Работа  написана  на  основе  исторического, системно-логического  и  сравнительно-правового  анализа.
      Структура работы. Работа  состоит из введения,  двух основных  вопросов, включающих  в  себя  отдельные  параграфы, заключения  и  списка   использованной  литературы.   

      1.     Понятие и сущность  правового  государства. 

1.1 Возникновение   и  развитие  идеи правового  государства 

    На  протяжении всей истории существования  человечества возникало много теорий и идей, отражавших актуальные жизненные реалии и выражавших определенные взгляды, ценности и интересы.
    Одни, стали достоянием истории, другие - продолжали  существовать. Именно  такой  теорией   является    идея  правового  государства. Во  все  времена  под  идеей  правового  государства  понималось идеальное  государство,  в  котором  народ  и  его  правители  жили  бы   по   установленным и  соблюдаемым  всеми  нормам  закона,  права  и  интересы  всех  граждан  были  бы  соблюдены. В  связи с  этим, одним из  сложных был  и остается вопрос о соотношении гражданского общества и государства. Рассмотрим этапы  формирования  самой  идеи правового  государства. В развитии   теории  о  правовом государстве  общепринятыми являются следующие  этапы:
    1. Разработка фрагментарных положений теории правового государства в политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима в Средние века - до XVI в. (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон).
    2. Обоснование концептуальных положений  теории правового государства  в Новое время, в период буржуазных революций, в период смены традиционных государств государствами конституционными - XVI - XVIII вв. (Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель).
    3. Становление теории правового  государства как целостной философской  и политико-юридической концепции в первой половине XIX в. (К.Т. Велькер, Р. Фон Моль, Ф.Ю. Шталь, Р. Гнайст, Л. Штайн и другие).1
    Первый  этап характеризуется появлением отдельных  положений теории правового государства. Мыслители Древнего мира Демокрит и Сократ понимали важность взаимозависимости человека, общества и государства. Зарождается понимание ответственности как внутреннего качества человека.2
    В V - IV вв. до н.э. в работах софистов (Протагора, Горгия) было выражено стремление к человеческому измерению мира: место и роль человека.
    Начало  понятийно-теоретического исследования объективной разумной природы официальных  полисных установлений, справедливости и законности связано с именем Сократа. Эти идеи были развиты его  учеником Платоном. Идеальное государство  и разумные, справедливые законы он трактует как реализацию идей в земной политической и правовой жизни. В работах того времени отмечается фундаментальное значение законности для характеристики различных видов государств…Противопоставляются два принципа: принцип свободы от господства и принцип справедливого господства.1
    Дальнейшее  развитие идеи справедливого, ответственного правления нашли в работах Аристотеля. Он отмечал, что, прежде чем научиться повелевать, человек должен научиться сам повиновению, нельзя хорошо начальствовать, не научившись повиноваться.
    Говоря  о государственном устройстве Рима, необходимо отметить, что Рим всегда характеризовался сильной властью, но она принадлежала народу. Система контроля и ответственности власти в Риме: полномочия выборных должностей ограничивались коротким сроком - один год; промежуток переизбрания – 10 лет; к ответственности могло быть привлечено любое должностное лицо; финансовый отчёт по окончании срока; существовал институт нравственного осуждения и др.
    В Средние века, когда критерием допустимого поведения была Библия, ее официальное толкование, а наказание рассматривалось как самоцель, искупление за грех, тенденция рассматривать ответственность как кару еще более усилилась. Слабость светской власти способствовала созданию благоприятных условий для усиления власти церковной…В её организации просматриваются римские традиции: власть папы абсолютна, четкие задачи развития (войны с неверными, организационные реформы)… Верховной становится сила божественного закона…монарх вынужден был действовать как исполнитель, в установленных пределах и под угрозой реализации религиозной  или  «народной» санкции.1
    Самостоятельность и усиление средневековых городов, рост абсолютизма создавала благоприятные условия для значительного ослабления вассальных отношений, доминирования односторонних актов государственной власти договорному началу, развития прав союзов. Право становится основным регулятором общественных отношений в эпоху Ренессанса и в Новое время, что можно считать началом разложения феодального строя, вторым этапом в развитии теории правового государства. Идеи правовой государственности развивали прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. Ж. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы людей…Он считал, что только на его основе строятся договоры между сувереном и подданными, а также с другими суверенами.2
    Для того периода характерно отрицание юридической ответственности главы государства. В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, И. Кант  и другие.
    Третий  этап развития теории правового государства связан с именами К.Т. Велькера, Р. фон Моля, Ф.Ю. Шталя, Р. Гнайста, Г. Аренса и других. Они уделяли внимание формированию ответственного правительства, ограничению государственного вмешательства в жизнь общества, независимость судей и безопасность правосудия, признание основных гражданских прав, верховенство законов, наличие народного представительства и его участие в законодательной власти.
    Качественно новые взгляды на проблему ответственности  власти высказал Рудольф фон Гнайст. Он считал, что необходимо править в соответствии с законами, которые представляют собой рамки и границы исполнительной власти, а также осуществлять контроль за администрацией путем создания организационно и процессуально самостоятельной административной юрисдикции.
    Таким образом, можно  сказать,  что  в первой половине XIX в. наряду с теорией правового государства ученые уделяли внимание вопросам формирования ответственного правительства, взаимной ответственности государства и личности, разрабатывали передовые идеи, востребованные их временем.
    Сам термин «правовое государство» сформировался  и утвердился довольно поздно - в  немецкой юридической литературе в  первой трети XIX века (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и других мыслителей). В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский, В.М. Гессен, Н.И. Палиенко и другие. В англоязычной литературе данный термин не используется - его эквивалентом в известной мере является термин «правление права».  В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Исторически это происходило в общем русле возникновения прогрессивных направлений буржуазной политической и правовой мысли, юридического мировоззрения, критики феодального произвола и беззаконий, утверждения идей гуманизма, принципов свободы и равенства всех людей, неотчуждаемых прав человека, поисков различных государственно-правовых средств, конструкций и форм (разделение государственных властей, конституционализм, верховенство закона), направленных против узурпации публичной политической. 

        Принципы  правового   государства 
 
    Государство и право являются результатом  развития общества. Именно этим объясняются  их взаимосвязь и взаимозависимость. Каждое из этих понятий имеет отличительные признаки. Государство, руководя обществом, обязано считаться с закономерностями социального развития  общества, общественной моралью, уровнем развития экономики.  В противном случае, как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, действия  такого государства  в  лице  его  правительства  обречены на неудачу.  Ни одну из стоящих перед государством задач нельзя успешно решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии.
       Поэтому  в  теории права   под  правовым  государством   понимается  определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, для развития общества в целом.1
    Черты правового государства: приоритет права во всех сферах общественной жизни; гарантированный   круг   основных   прав  и свобод   человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов; взаимная ответственность государства и личности; осуществление  государственной власти по принципу разделения властей; осуществление конституционного надзора только судом.1 Одна из важнейших черт правового государства - характер взаимодействия между государственной властью и правом, где государство оказывается связанным правом и служит его охране. Как  справедливо отмечает  К.А. Струсь:  «Правовое государство начинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми началами».2
    Право и государство – по  сути,  относительно самостоятельные явления  общественной жизни, между которыми существует функциональная связь - государство не может нормально функционировать без права, а право - без государства. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности и реальном существовании правовой государственности. При установлении правовой основы общества право имеет приоритет над государством в том смысле, что государственная власть, политика подчиняются праву.
    Господство  права во всех сферах общественной жизни предполагает сочетание двух аспектов: в форме правовой организации системы государственной власти и; в виде верховенства правового закона. При этом необходимо помнить, что правовая законность и правовая организация государственной власти должны быть таковыми не только по названию, но и по содержанию.1
    В современной  теории права  в  последние  годы  стал  применяться  термин «правовой закон». Как известно, в обыденном сознании и догматической юриспруденции право и закон отождествляются. Между тем закон - волевой акт государства, обладающий политической направленностью, в то время как право коренится в общественных отношениях и не порождается властью.
    Н. Шиняева и П. Зубков говорят,  что: «В правовом государстве должны действовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемых общественных отношений. Не закон порождает право, а право требует законодательного признания, не государство господствует над правом, а право господствует над государством, подчиняя его обществу и общественным потребностям»2. Право и правопорядок существуют и развиваются только при демократическом политическом режиме функционирования государственной
власти.1 Верховенство права должно быть не только в законотворческой деятельности государства, но и в правоприменительной деятельности. Соблюдение принципа законности - гарант стабильности и развития общества.
    Истоком приоритета права в демократически устроенном обществе служат естественные, неотъемлемые права и свободы  человека и гражданина. Правовое государство базируется  на признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Ведь права и свободы личности «… не являются особым даром правительства и государства, они коренятся в общественном строе, но обязательно должны быть  закреплены в основном законе и им гарантированы».1
    В связи  с этим  важен  правовой статус граждан государства,  так  как  он  отражает  взаимоотношения  между ними и государством. Эти  отношения должны  носить  правовой характер. «Свобода каждого индивида - предпосылка свободного общества, которая превращает государство из аппарата публичной власти, стоящей над обществом, в организацию, подчиненную интересам общества и защите прав его членов. Не личность и общество служат государству, а государство должно служить человеку и обществу, не право служит государству, а государство должно служить праву»2.
    Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, взаимоотношения которых составляют так называемую систему  «сдержек и противовесов». Главным смыслом принципа разделения властей является взаимное сдерживание властей ради обеспечения свободы личности. В случае  отсутствия  в  государстве системы разделения властей,  происходит  их  соединение в одном органе, в руках одного лица, а  это  влечет за  собой  установление деспотических  режимов, при которых невозможна свобода личности.
    В правовом государстве должен существовать разработанный механизм взаимного контроля ветвей власти, при сохранении каждой из них значительной степени независимости от другой власти.
    Например, в соответствии с Конституцией РФ  представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание (парламент). Парламент, обладая исключительным правом принятия и изменения законов, определяет на основе Конституции полномочия и рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власти.
    В системе разделения властей серьезную  роль играет глава государства, который возглавляет исполнительную власть. Президент имеет право «вето».
    Существенным  свойством правового государства является независимая судебная система. Как известно, главная задача правосудия - охрана прав и свобод человека и гражданина от произвола административной власти и от любых иных правонарушений. Правосудие  в  правовом государстве  должно  являться  высшей гарантией прав и свобод граждан. Судебная власть не должна подменять собой законодательную или исполнительную власть. Но ни законодательные, ни исполнительные органы не должны присваивать себе функции суда. Федеративное устройство государства также является способом децентрализации и «разделения» власти.
    Итак, особенностью правового государства является его стремление к обеспечению всестороннего развития личности, ее творческой, политической активности. «Правовое государство и его законодательство призваны... служить задачам обеспечения человеку достойной жизни, утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости»1. Уважение к человеку, признание его достоинства и самоценности ныне становятся главной предпосылкой успешного развития российского общества. Сущность правового положения определяется гарантированностью официально провозглашённых прав. Там, где гарантируется законность, гарантируются тем самым и субъективные права граждан. Основной принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина должен основываться на всеобщности защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону. 

         Гражданское общество  и его роль в  развитии  правового  государства
 
    Понятие  «гражданское  общество»  родилось в ходе  развития  теории  правового  государства. Сущность гражданского общества  состоит в том, что оно объединяет и выражает, прежде всего, интересы граждан, их свободу, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Государство призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем.1 В то же время между ними  не  должно  быть противоречий.
    В  современной теории  права выработан  ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся: экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; легитимность и демократический характер власти; равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; классовый мир, партнерство и национальное согласие; эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.1Таким  образом  гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это «…свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев»2.
    Роль  государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.
    Гражданское общество начинается с гражданина и  его свободы. Необходимо  отметить,  что сам  термин «гражданин» в Новое время в Европе звучал как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности.1
    В то же время звание «гражданин» выражало чувство долга, ответственности, служение народу, обществу. Как отмечается в литературе: «…идея гражданского общества в свое время призвана была подчеркнуть его независимость от абсолютного, полицейского государства, очертить круг таких отношений, куда власть не может вмешиваться»2. Поэтому  гражданское общество всегда  понималось как демократическое,  саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.
    Составными  элементами гражданского общества являются: личность; семья; школа; церковь; собственность и предпринимательство; социальные группы, слои, классы; частная жизнь граждан и ее гарантии; институты демократии;  общественные объединения, политические партии и движения; независимое правосудие; система воспитания и образования; свободные средства массовой информации; негосударственные социально-экономические отношения и другие.3
    Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность - фундаментальные ценности гражданского общества. Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности.
    Формирование  гражданского общества вовсе не означает, что оно совсем не нуждается в  государственности. Государство должно найти в нем «свое место» - охрана правопорядка, оборона, законотворчество, защита прав граждан, внешняя политика, бюджет, экология, связь, транспорт, но отказаться от тотального контроля. На рынке же должны действовать свободные, но законопослушные собственники.  Государство  должно меньше командовать, а больше следить за  нормальным развитием  экономики. Однако государство не должно прекращать влиять на экономику, необходимо лишь определить его функции.
    Централизованное  воздействие должно сохранятся, но не путем волевых методов, а через  налоги, льготы, кредиты, пошлины, тарифы, законы, поддержка базовых отраслей  промышленности.
       Таким  образом,  гражданское  общество и правовое государство  - не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Становление гражданского общества в России - магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий.
   2. Формирование  правовой  государственности   в   современной России
2.1 Взаимосвязь  гражданского  общества, права   и  правового  государства. 

    Анализируя  современное  состояние  многих  государств, исследователи  отмечают, что в настоящее время эволюционный процесс государства и гражданского общества и их отношения значительно ускоряется. Это связано с процессами регионализации и глобализации, деформирующими не только сложившиеся к концу XX столетия национальные государства, но и формирующееся в различных странах гражданское общество.
    Разумеется, в каждой стране процесс эволюции государства и общества имеет свои особенности, которые обусловлены, с одной стороны, историческими, национальными и другими факторами, а с другой - местом национального государства и общества, которое они занимают в современном мире, и ролью, которую они играют. Самостоятельные государства исходят исключительно из своих внутренних интересов и потребностей, опираясь на национальные и исторические традиции и обычаи. Все иные государства и сообщества независимо от их красочных наименований («молодые демократии», «открытые общества» и т.п.) определяют характер своих взаимоотношений под влиянием извне.
    Однако  независимо от тех или иных особенностей развитых  государств,  которых  можно назвать правовыми,  взаимоотношения  общества и государства  на любой  стадии их  развития подчиняются, а  точнее - осуществляются в рамках ряда выработанных общих принципов и положений, непосредственно касающихся взаимоотношений государства и общества вообще и правового государства и гражданского общества в частности, можно выделить следующее.
    1. Первичный  характер общества  и  вторичный - государства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.