На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бухгалтерское дело на стадии открытия предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра «Анализ, бухгалтерский учет и аудит»

 
 
 
 
 
            Курсовая работа по дисциплине:

«Бухгалтерское дело»

 
 
 
 
Выполнил студент  группы  
 

Преподаватель:  
 
 
 
 

2011

 
 
Содержание 

ВВЕДЕНИЕ           3
1. Бухгалтерское дело на всех стадиях функционирования организации  5
      1.1. Бухгалтерское дело на начальной стадии функционирования предприятия           5
      1.2. Бухгалтерское дело на стадии  действующего предприятия            11
      1.3. Бухгалтерское дело на стадии  ликвидации предприятия            19
2. Разработка организационной структуры предприятия             29
     Список  используемой литературы                43
     Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
     Бухгалтерское дело представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях — ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, аудите, анализе отчетных данных, участии в профессиональных организациях и т.д.
     Также бухгалтерское дело можно определить как работу бухгалтерии или индивидуального бухгалтера по формированию и функционированию системы сбора, регистрации и обобщения документально обоснованной информации об имуществе, капитале и обязательствах организации и ее изменении в течение отчетного периода, а также контроль этой информации и ее анализ.
     Предметом бухгалтерского дела является совершенствование работы бухгалтерии и делопроизводства.
     Особенности предмета бухгалтерского дела обуславливаются  его целями, связанными с организацией учетного процесса и учетной деятельности при совершении фактов хозяйственной деятельности, подтверждением достоверности бухгалтерской отчетности, анализом деятельности организации.
     К задачам бухгалтерского дела относятся задачи, которые формируются в рамках бухгалтерского учета, аудита, анализа финансово-хозяйственной деятельности и т.д.
     В России на современном этапе экономической реформы профессиональная деятельность бухгалтера усложняется и становится все более разнообразной, не ограничиваясь ведением бухгалтерского учета.
     Современное законодательство требует от бухгалтера приобретения навыков юриста, аналитика, внутреннего аудитора, освоения приемов работы на компьютере. 
 
 
 
 
 

1. Бухгалтерское дело на всех стадиях функционирования организации
      1.1. Бухгалтерское дело на начальной стадии функционирования предприятия
      Деятельность  организации начинается с ее государственной  регистрации. В небольших организациях процедуру регистрации часто  проходит непосредственно бухгалтер. Порядок регистрации юридических лиц определен Федеральным законом РФ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001г.
      Документы представляются в налоговую инспекцию  непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной  ценностью при его пересылке  и описью вложения.
      Документы представляются заявителем в налоговые  органы в соответствии с территориальной  принадлежностью адреса места нахождения исполнительного органа юридического лица, указанного учредителями в заявлении  о государственной регистрации, лично или направляются почтовым отравлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. В соответствии с Порядком  регистрации юридических лиц регистрации предприятия в  органы ИФНС представляют следующие документы:
      а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
      б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или  иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные  в нотариальном порядке копии)
      г) выписка из реестра иностранных  юридических лиц соответствующей  страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
      д) документ об уплате государственной  пошлины (в размере 2000 руб. с 01.07.2002 г.).
      Образцы регистрационных, учредительных документов представлены в Приложении 1.
      Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 14 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
      Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Момент внесения записи в государственный реестр является моментом государственной регистрации.
      Одновременно с заявлением  о  государственной регистрации   юридического   лица   при   создании и    комплектом   документов,   представленным   при государственной  регистрации  юридического  лица  в  соответствии   со статьями  12  и  14  Федерального  закона  от  08.08.2001  N 129-ФЗ «О государственной     регистрации     юридических     лиц»   (Собрание
законодательства  Российской  Федерации,  2001,  N  33 (часть 1),  ст.3431),  подается заявление  о постановке на  учет  в  налоговом  органе юридического  лица,  образованного  в соответствии с законодательством Российской Федерации,  по месту нахождения  на  территории  Российской Федерации.
          Форма заявления  о  постановке  на  учет   в   налоговом   органе юридического  лица,  образованного  в соответствии с законодательством РФ,  по месту нахождения  на  территории  РФ (далее -  заявление) (форма N 12-1-1) установлена Приказом МНС России от 27.11.1998  N  ГБ-3-12/309  «Об  утверждении  порядка  и условий присвоения,  применения,  а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов,  используемых при учете  в налоговом  органе юридических и физических лиц»,  зарегистрированным в Минюсте России 22.12.1998 N 1664,  в редакции Приказа МНС России от 24.12.1999 N АП-3-12/412,  зарегистрированного в Минюсте России 10.03.2000 N 2145.
      На  основании заявления о  постановке  на  учет  в  налоговом органе    юридического    лица,   образованного   в   соответствии   с законодательством  Российской  Федерации,  по  месту   нахождения   на территории  РФ,  копии Свидетельства о государственной регистрации   юридического   лица,   заверенной   налоговым   органом, осуществившим государственную регистрацию юридического  лица,  выписки из государственного реестра и сведений, содержащихся в регистрационном деле юридического лица,  в течение пяти дней  со  дня  государственной регистрации  осуществляется  постановка  юридического  лица  на учет в качестве налогоплательщика  с  присвоением  идентификационного  номера налогоплательщика  (ИНН) и соответствующего кода причины постановки на учет (КПП)  и  в  тот  же  срок  выдается  (направляется  по  почте  с уведомлением   о  вручении)  Свидетельство  о  постановке  на  учет  в налоговом органе. Образец Свидетельств представлен в Приложении 1).
      Каждый  налогоплательщик указывает свой идентификационный  номер в подаваемых в налоговый орган налоговой и бухгалтерской отчетности, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
      Организации - налоговые агенты, не учтенные в качестве налогоплательщиков, встают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном для организаций-налогоплательщиков.
      Регистрация предприятия не ограничивается постановкой  на налоговый учет – необходимо встать на учет во внебюджетных фондах: Фонде социального страхования, Пенсионном фонде, Фонде медицинского страхования и территориальных органах Государственного комитета РФ по статистике.
      Постановку  осуществляют сами фонды, но с представления  регистрирующего органа. Текущая  ситуация возникла вследствие применения на практике принципа «одного окна», когда по прохождении собственно регистрации на основании документов заявителя регистрирующий орган дает команду поставить юридическое лицо на учет в соответствующих отделениях внебюджетных фондов. Отделения фондов организованы по территориальному принципу.
      Присвоение  кодов статистики предназначено  для идентификации юридического лица. Организации должны присвоить следующие коды:
      ОКПО  – Общероссийский классификатор  предприятий и организаций –  код организации в Едином государственном  реестре предприятий и организаций;
      ОКОГУ – Общероссийский классификатор  органов государственной власти и управления – код принадлежности органу управления;
      ОКАТО – Общероссийский классификатор  объектов административно-территориального деления – код местонахождения;
      ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности;
      ОКФС  – Общероссийский классификатор  форм собственности – код формы  собственности;
      ОКОПФ – Общероссийский классификатор  организационно-правовых форм – код  организационно-правовой формы.
      Всего извещений о постановке на учет должно быть четыре: два от ФСС РФ, одно от ПФ РФ, одно от ФФОМС. Уведомления (извещения) фондов о постановке юридического лица на учет и присвоении ему регистрационных номеров после оформления необходимых договоров должны направляться по почте на адрес юридического лица или могут быть получены уполномоченным лицом организации в территориальных отделениях фондов. Образцы извещений представлены в Приложении 1.
      Законодательство  регламентирует сроки постановки на учет — пять рабочих дней, по не регламентирует срок получения извещения.
      Наличие документов, подтверждающих постановку на учет - залог своевременного открытия расчетного счета, а также грамотного ведения бухгалтерского и налогового учета.
      Для того, чтобы открыть расчетный  счет нужно взять в банке перечень документов, необходимых для открытия расчетного счета. В разных банках установлены свои особенности открытия счетов и требования к предъявляемым документам.
      Для открытия расчетного счета обычно необходимо предоставить в банк следующие документы:
      - заявление на открытие счета (берется в банке);
      - договор на расчетно-кассовое обслуживание в двух экземплярах;
      - копию свидетельства о регистрации, заверенную нотариально;
      - копию учредительных документов, заверенных нотариально;
      - карточку с образцами подписей, оттиска печати, заверенную нотариально; (Приложение 1)
      - протокол (приказ) о назначении руководителя, приказы о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи в карточке с образцами подписей, а так же выписка из единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающая полномочия руководителя; (Приложение 1)
      - нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;
      - анкеты на всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с предоставлением паспорта);
      - справку из органов статистики о присвоении кодов ОКПО;
      - документ, подтверждающий регистрацию организации в Фонде социального страхования РФ (справка из регионального отделения);
      - документ, подтверждающий регистрацию организации в Пенсионном фонде РФ (справка из регионального отделения);
      - документ, подтверждающий регистрацию организации в Фонде обязательного медицинского страхования РФ (справка из регионального отделения).
      Перечисленный комплект документов предоставляется его в банк.
      По  прошествии нескольких дней, требующихся  для проверки документов, банк открывает  счет.
      Банк  обязан сообщить об открытии расчетного счета организации в налоговый  орган по месту ее учета в пятидневный  срок со дня соответствующего открытия счета.
      Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии любого банковского счета в семидневный срок, как того требует ст. 23 НК РФ. В случае нарушения этого срока взимается штраф в размере 5000 рублей в порядке налоговой ответственности (ст. 118 НК РФ) ив размере от 10 до 20 МРОТ в порядке административной ответственности (ст. 15.4 КоАП РФ).
      Образец заявления об открытии/закрытии расчетного счета представлен в Приложении 1.
      Все субъекты хозяйствования в соответствии с законами Российской федерации  обязаны платить налоги: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы (налоги субъектов Российской Федерации) и местные налоги и сборы.
      При выборе системы налогообложения  следует:
      1. Выяснить:
      Сколько видов деятельности будет осуществлять оргазация.
      Есть  ли среди видов деятельности виды, подпадающие под ЕНВД, и удовлетворяют  ли показатели организации условиям и ограничениям, установленным НК РФ, для применения ЕНВД
      Удовлетворят  ли Ваши показатели условиям и ограничениям, установленным НК РФ, для применения УСН
      Если  возможно применение УСН, то какова доля расходов по отношению к доходам, так как от этого зависит выбор  объекта налогообложения «Доходы» или «Доходы минус расходы»
      2. Далее следовать приведенным  ниже рекомендациям.
      При определении в своем выборе следует  также помнить о том, что:
      Организации, применяющие общий режим налогообложения  или уплачивающие ЕНВД, ведут бухгалтерский  учет в полном объеме
      Организации и индивидуальные предприниматели  при применении УСН ведут учет в книге учета доходов и расходов, а организации еще и бухгалтерский учет
      Если  налогоплательщик осуществляет виды деятельности, подпадающие под разные системы  налогообложения или облагаемые налогами по разным ставкам, то он должен вести раздельный обособленный учет доходов и расходов по каждому из видов деятельности, облагаемому налогами по-разному. Если какие-то из расходов невозможно распределить прямо, то в большинстве случаев они распределяются косвенным путем пропорционально доле выручки в общей выручке отчетного (налогового) периода
      Если  налогоплательщик по одним видам  деятельности обязан уплачивать ЕНВД, а по другим хочет применять УСН, то при расчете предельного размера  выручки для УСН не учитывается  выручка от видов деятельности, подпадающих под ЕНВД, а при определении предельного количества работников, учитываются все работники.
      В общем случае при выборе объекта  налогообложения при применении УСН нужно составить финансовый прогноз и сравнить предполагаемые доходы и расходы. Практический опыт подсказывает, что если расходы составят более 60% дохода (а с 2010 года более 40% дохода), то выгоднее уплачивать налог с  налоговой базы «доходы – расходы».
      Бухгалтер и руководитель должны проанализировать целесообразность применения той или  иной системы налогообложения и разработать адекватную учетную политику. 

      1.2. Бухгалтерское дело на стадии  действующего предприятия 
     В зависимости от содержания деятельности предприятия, ее специфики и размаха, ведение бухгалтерского учета и  отчетности может быть возложено на соответствующее структурное подразделение или должностное лицо предприятия (включая его руководителя), либо на стороннюю организацию (ее структурное подразделение или должностное лицо), в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
     Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129 «О бухгалтерском учете».
     Руководители  организаций могут:
     — вести бухгалтерский учет лично;
     — для ведения бухгалтерского учета  создать структурное подразделение  из лиц, состоящих в трудовых отношениях с организацией, возглавляемой главным  бухгалтером;
     — на основании договора о возмездном оказании услуг поручить ведение бухгалтерского учета организации или гражданину, занимающемуся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
     Следующим этапом в деятельности предприятия  являются разработка структурной организации предприятия, штатного расписания, должностных инструкций, представленных в разделе 2 и в Приложении 2.
     Для эффективной работы как службы бухгалтерии, так и предприятия в целом, бухгалтеру необходимо разработать  график документооборота.
     Документооборот - это создание первичных учетных документов или получение их от других организаций, их принятие к учету, обработка, передача в архив. Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется
     графиком  документооборота.  

     График  документооборота - это график или схема, которые описывают движение первичных документов на предприятии от момента их создания до момента передачи на хранение.
     Унифицированной формы графика документооборота нет. Каждое предприятие составляет график самостоятельно, исходя из особенностей деятельности.
     Разрабатывает график документооборота главный бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия.
     График  должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать  оптимальное число подразделений  и исполнителей для прохождения каждого первичного документа, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
     Правильное  составление графика документооборота и его соблюдение способствуют оптимальному распределению должностных обязанностей между работниками, укреплению контрольной функции бухгалтерского учета и обеспечивают своевременность составления отчетности.
     Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременную и  качественную разработку документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
     Контроль  за соблюдением исполнителями графика  документооборота в организации  осуществляет главный бухгалтер. Целесообразно вручить каждому работнику выписку из графика документооборота, в которой перечислены документы, относящиеся к сфере его деятельности.
     Для каждого документа в бухгалтерском  учете существует свой путь движения, т.е. свой документооборот. Однако для всех документов существуют пять основных этапов:
     1) составление документа в момент  совершения хозяйственной операции, а если это не представляется  возможным - непосредственно после  ее окончания в соответствии  с требованиями, предъявляемыми к его оформлению;
     2) передача документа в бухгалтерию,  где контролируются своевременность  и полнота сдачи его для  учетной обработки; 
     3) проверка принятых документов  бухгалтером по форме (проверяются  полнота и правильность оформления, заполнение обязательных реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей) и арифметическая проверка;
     4) обработка документа в бухгалтерии,  которая осуществляется в три  этапа: 
     - таксировка (расценка) - предусматривает перевод натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель. Например, передан табель рабочего времени, на основании которого рассчитывается заработная плата работников;
     - группировка - подбор документов, однородных по экономическому содержанию. Например, приход и расход товарно-материальных ценностей;
     - контировка - указание в первичном документе корреспонденции счетов по конкретной хозяйственной операции, вытекающей из содержания документа;
     5) сдача документов в архив на  хранение после составления по ним учетных регистров.
     Сроки хранения первичных документов
     Правила ведения бухгалтерского учета предусматривают  срок хранения первичных документов в течение пяти лет.
     Архивным  законодательством установлены  различные сроки хранения типовых управленческих документов (перечень утвержден Росархивом 6 декабря 2000г.). Например, лицевые счета работников перечень обязывает хранить 75 лет. Срок хранения документа исчисляется с 1 января года, следующего за годом, когда документ был оформлен.
     В соответствии с п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) (утв. Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н) в составе учетной политики организации утверждаются в том числе и правила документооборота и технология обработки учетной информации. В различных документах, в том числе и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н), неоднократно упоминаются график документооборота и необходимость его соблюдения. Однако как составляется такой график, какие требования предъявляются к его оформлению, в данных документах не разъяснено.
     В Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105 по согласованию с ЦСУ СССР, изложен порядок организации документооборота, в соответствии с которым движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот) регламентируется графиком.
     Работу  по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия, учреждения.
     График  должен устанавливать на предприятии, в учреждении рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
     График  документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня автоматизации учетных работ.
     График  документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
     Работники предприятия, учреждения (начальники цехов, мастера, табельщики, работники планово - экономического, финансового отделов, отделов труда и заработной платы, снабжения, кладовщики, подотчетные лица, работники бухгалтерии и др.) создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения предприятия, учреждения, в которые представляются указанные документы.
     Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное  и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения  в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
     Контроль  за соблюдением исполнителями графика  документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер.
     Пример графика документооборота приведен в Рекомендациях по формированию учетной политики для территориальных природоохранных органов управления и бюджетных организаций системы Госкомэкологии России (Приложение к Письму Госкомэкологии России от 26 июля 1999 г. N 04-14/24-204) и представлен в Приложении 1.
     Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив.
     Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские  отчеты и балансы до передачи их в архив предприятия, учреждения должны храниться в бухгалтерии  в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером.
     Бланки  строгой отчетности должны храниться  в сейфах, металлических шкафах или  специальных помещениях, позволяющих  обеспечить их сохранность.
     Обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и переплетены.
     Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные  рапорты) могут храниться не переплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений.
     В соответствии со ст.17 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23 июля 1998 г.) организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
     Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.
     Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
     Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия, учреждения.
     Выдача  первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива предприятия, учреждения работникам других структурных  подразделений предприятия, учреждения, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по распоряжению главного бухгалтера.
     В случае пропажи или гибели первичных  документов руководитель предприятия, учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.
     В необходимых случаях для участия  в работе комиссии приглашаются представители  следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.
     Результаты  работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем  предприятия, учреждения. Копия акта направляется вышестоящей организации.
     Одним из важных этапов в деятельности организации  является разработка учетной политики.
     Учетная политика ООО является одним из инструментов налогового планирования. Законодательство в ряде случаев предоставляет налогоплательщику самостоятельно выбрать способ бухгалтерского или налогового учета конкретной операции путем разработки учетной политики ООО (предприятия). В зависимости от ситуации может быть экономически выгоднее тот или иной способ. На правильности оценки и применения способов учета и налогообложения в учетной политике и основан соответствующий метод в налоговом планировании.
    Формировать учетную политику, согласно п. 4 ПБУ 1/2008, должен главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета.
    А вот утвердить учетную политику в любом случае обязан руководитель организации. На практике принятая учетная политика оформляется его приказом или распоряжением.
    Положения учетной политики в обязательном порядке применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.
    Вновь созданные организации, а также  организации, возникшие в результате реорганизации, должны оформить учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица, хотя утвержденная учетная политика считается применяемой прямо со дня государственной регистрации юридического лица.
    В остальных случаях по общему правилу  способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при  формировании учетной политики, применяются  с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного  документа.
    Согласно  п. 4 ПБУ 1/2008 при формировании учетной  политики должны быть утверждены:
    - рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
    - формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета,  а также документов для внутренней  бухгалтерской отчетности;
    - порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств организации;
    - способы оценки активов и обязательств;
    - правила документооборота и технология  обработки учетной информации;
    - порядок контроля за проведением  хозяйственных операций;
    - другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета.
    Процесс разработки учетной политики по конкретным вопросам организации и ведения бухгалтерского учета представляет собой выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательством и нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
    А в случае если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, при формировании учетной политики нужно разработать собственный способ учета, руководствуясь при этом требованиями действующих ПБУ, а также Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
     Разработка  учетной политики предприятия осуществляется и утверждается налогоплательщиком. В настоящее время имеются  существенные различия учетной политики для целей бухгалтерского учета  и для целей налогообложения. Поэтому целесообразно разработать два отдельных документа: один - по бухгалтерской учетной политике, другой - по налоговой учетной политике.
     Понятие налоговой политики не регламентировано в нормативных правовых актах (в  отличие от учетной налоговой политики). Понятие «налоговая политика» шире, чем «учетная политика». Многие налоговые вопросы не отражаются в учетной политике налогоплательщика, но являются частью его налоговой политики. Например, если налогоплательщик принял решение перейти на освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ или на упрощенную систему налогообложения, то такое решение не отражается в учетной политике, но является частью его налоговой политики.
     В учетной политике надо закрепить  метод признания доходов и  расходов как в бухгалтерском, так  и в налоговом учете.
     Согласно  ПБУ 9/99 «Доходы организации», доход от обычных видов деятельности — это выручка от операций, являющихся «предметом деятельности» организации. Однако что такое «предмет деятельности», здесь не сказано. Поэтому, чтобы отчетность была достоверной, организация должна сама установить, какие из доходов являются для нее обычными. Такое право предоставлено пунктом 4 ПБУ 9/99.
      1.3. Бухгалтерское дело на стадии  ликвидации предприятия
     Завершающим этапом жизненного цикла предприятия  является его ликвидация. Согласно действующему законодательству учредители ЮЛ или орган, принявшие решение о его  ликвидации, обязаны в течение трех дней сообщить об этом в регистрирующий орган. Организация и осуществление бухгалтерского учета на предприятии, в состоянии близкому к банкротству, и при его наступлении имеет ряд специфических особенностей.
     В соответствии со статьей 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица означает его прекращение  без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
     Условно все основания ликвидации юридического лица можно разделить на две большие  группы: добровольные и принудительные. В первом случае ликвидация происходит по решению учредителей компании, во втором — по решению суда. Судебное производство в таком случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. В зависимости от конкретного основания ликвидации, будет различаться и перечень субъектов, обладающих правом на подачу соответствующего иска.
     Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный перечень оснований  для ликвидации юридического лица. К таковым можно, в частности, отнести:
     Нарушение закона при создании юридического лица в случае, если такие нарушения  носят неустранимый характер.
     Осуществление деятельности без соответствующей  лицензии.
     Грубые  или неоднократные нарушения  действующего российского законодательства.
     Нарушение некоммерческой организацией цели её создания.
     Данный  перечень не является исчерпывающим. Отдельные законодательные акты содержат иные основания для принудительной ликвидации юридического лица. В частности, к таковым можно отнести нарушение юридическим лицом законодательства об обороте наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.
     Феномен банкротства приводит к необходимости  организации бухгалтерского дела с  учетом специфики каждой из процедур несостоятельности:
     - предупреждение банкротства;
     - наблюдение;
     - финансовое оздоровление;
     - внешнее управление;
     - конкурсное производство.
     При ликвидации юридического лица, принадлежащее  ему имущество продается, а полученные денежные средства направляются на погашение  обязательств. Оставшиеся деньги зачисляются  в уставный капитал организации  и распределяются между учредителями в порядке, установленном учредительными документами.
     В случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества и других ликвидных активов для покрытия убытков направляется уставный капитал. При нехватке уставного капитала претензии кредиторов предъявляются в установленном законом порядке.
     В налоговую инспекцию сдается  ликвидационный баланс, а в печати должно быть дано объявление о ликвидации предприятия.
     Составление ликвидационного баланса обязательно  проводится после инвентаризации. По окончании срока расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия осуществляет составление промежуточного ликвидационного баланса (п. 2 ст. 63 ГК), хотя, как правило, его делает бухгалтер. Отметим, что составление промежуточного ликвидационного баланса своим порядком не отличается от составления квартального или годового баланса. О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию.
     Добровольная  ликвидация юридического лица.
     Ликвидация  предприятия может быть добровольной, по решению участников или иного органа, уполномоченного учредительными документами, или принудительной по решению суда по иску уполномоченного государственного или муниципального органа.
     Принятие  решения о ликвидации юридического лица.
     Добровольная  ликвидация юридического лица начинается с принятия соответствующего решения. Оно принимается либо учредителями компании, либо прочими органами, уполномоченными на то уставом. Главное, чтобы такое решение было принято и оформлено в соответствии с действующим законодательством РФ.
     Например, ликвидация акционерного общества может быть осуществлена лишь при условии её одобрения не менее ? голосов общего собрания акционеров.
     После принятия и оформления надлежащим образом  решения о ликвидации, в течение  трёх дней нужно уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган. Нарушители этого правила могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.
     К указанному уведомлению прилагается  также решение о ликвидации. Получив  данные документы регистрирующий (налоговый) орган, вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ и выдает соответствующее Свидетельство.
     С этого момента запрещено вносить  любые изменения в учредительные  документы. Кроме того, теперь ликвидируемая  компания не может выступать в  качестве учредителя прочих юридических лиц.
     Ликвидационная  комиссия.
     Учредители  или орган, который принял решение  о ликвидации юридического лица, должны назначить ликвидационную комиссию — ликвидатора. Кандидаты на эту  роль должны получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа. Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора. Это обусловлено тем, что на ликвидационную комиссию возлагаются широкие полномочия по управлению всеми делами ликвидируемого лица. В том числе к ней переходит и право распоряжения денежными средствами компании. Поэтому следующим шагом станет уведомление банка о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учетной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.
     В состав ликвидационной комиссии, как  правило, входит руководитель компании, некоторые её работники (юрист, экономист, бухгалтер и так далее), её учредители. Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ликвидационной комиссии и выдает представителю юридического лица соответствующее свидетельство, а также выписку из ЕГРЮЛ.
     Официальное объявление о ликвидации юридического лица.
     Закон возлагает на юридическое лицо обязанность  официально объявить о предстоящей  ликвидации. Делается это для того, чтобы все кредиторы имели  возможность предъявить свои требования к ликвидируемой компании. Для  этого нужно дать объявление в газету, уполномоченную публиковать подобного рода сведения.
     Если  речь идет об очень большом предприятии, то объявление о его ликвидации публикуется  в газетах федерального уровня или  издании субъекта Федерации. В совсем исключительных случаях объявления о ликвидации организации печатаются в «Вестнике Высшего Арбитражного суда РФ».
     В публикуемом сообщении о ликвидации должно быть указано наименование юридического лица, его место нахождение, ИНН/КПП, ОГРН, контактная информация. Кроме  того, объявление должно содержать также информацию о том, кто именно принял решение о ликвидации, и каковы сроки для предъявления требований кредиторов. В любом случае они не могут быть меньше двух месяцев.
     Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости
     О предстоящей ликвидации работников компании письменно уведомляют не менее  чем за два месяца до предстоящего увольнения. При наличии на предприятии  профсоюзного органа, он также должен быть уведомлен о предстоящем  массовом высвобождении работников. Сделать это нужно не позднее чем за три месяца.
     Уведомление о массовом увольнении отправляется также и в службу занятости  того населённого пункта, где расположена  ликвидируемая компания. Не позднее  чем за два месяца до предстоящего увольнения туда направляются персональные сведения о каждом из сотрудников: об их профессии, специальности, квалификацию, а также о размере их оплаты труда. Если среди увольняемых служащих имеются кредиторы первой очереди, то об этом тоже необходимо сообщить на биржу труда.
     В соответствии с действующим трудовым законодательством ликвидируемая компания обязана оплатить заработную плату каждому из сотрудников до момента увольнения, а также выплатить им выходное пособие. Кроме того, за работниками сохраняется заработная плата и на время их дальнейшего трудоустройства. На срок от двух до трёх месяцев. Кроме того, на этот период за ними также сохраняются и другие льготы и пособия.
     Уведомление каждого кредитора лично.
     Подача  объявления в газету о предстоящей  ликвидации, не освобождает ликвидационную комиссию от обязанности уведомлять каждого кредитора персонально. Для этих целей им направляется письменное сообщение о предстоящей ликвидации с указанием срока для заявления своих требований. Этот срок не может быть менее двух месяцев. Его пропуск без уважительных причин означает, что требования такого кредитора будут удовлетворены после требований кредиторов, подавших заявление вовремя.
     Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов.
     Согласно  действующему законодательству, вне зависимости от того, когда фирма проверялась последний раз, во время её ликвидации она непременно должна быть подвергнута выездной налоговой проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев.
     В случае выявления фискальным органом недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы. Однако она имеет правом обжаловать решение налогового органа в судебном порядке.
     Кроме того, ликвидируемое юридическое  лицо должно также урегулировать  все вопросы с внебюджетными  фондами — ФОМС (Фондом обязательного  медицинского страхования), Фондом занятости, ФСС (Фондом социального страхования), Пенсионным фондом. Каждая из указанных организаций имеет право назначить свою проверку деятельности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.
     Выявление дебиторской задолженности.
     Для того чтобы у компании были деньги на удовлетворение требований кредиторов, ей необходимо взыскать задолженность со своих должников. С этой целью ликвидационная комиссия проводит претензионную и судебную работу с ними. Вместе с тем, она не имеет право требовать выплаты по обязательствам, срок исполнения по которым ещё не наступил. Также ликвидируемая компания должна провести сверку расчетов с каждым из должников.
     Составление промежуточного ликвидационного баланса
     По  истечении двух месяцев с момента  опубликования объявления о начале ликвидации, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланc. Законодательство не устанавливает форму промежуточного ликвидационного баланса, поэтому как правило он составляется по форме обычного бухгалтерского баланса. К этому времени уже известны все кредиторы юридического лица. В промежуточном ликвидационном балансе отражаются данные обо всем имуществе организации, а также о заявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения. Правом утверждения промежуточного ликвидационного баланса обладают учредители (участники) юридического лица или иной орган, принявший решение о его ликвидации.
     Как и в остальных случаях, об этом шаге необходимо сообщить в регистрирующий (налоговый) орган. С этой целью подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ. Одновременно подается и сам промежуточный ликвидационный баланс. Налоговый орган, в свою очередь, вносит запись о его утверждении в ЕГРЮЛ и выдает ликвидируемой организации соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.
     Инвентаризация.
     В процессе ликвидации юридического лица также проводится инвентаризация его имущества и (или) обязательств. Данное мероприятие осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».
     Погашение требований кредиторов. Очередность.
     После выездной налоговой проверки ликвидационная комиссия должна приступить к выплатам кредиторам. Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать.
     К кредиторам первой очереди относятся  те, перед которыми у ликвидируемой  компании есть обязательства, возникшие  из причинения вреда жизни и здоровью, а также морального вреда.
     Ко  второй очереди относятся кредиторы, которым ликвидируемая компания должна выплатить выходные пособия  и задолженности по зарплате, а  также вознаграждения по авторскому праву.
     К кредиторам третьей очереди относятся бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды.
     К кредиторам четвёртой очереди относятся  все остальные лица, перед которыми у ликвидируемой организации  имеются денежные или имущественные  обязательства.
     Очередность погашения требований соблюдается вне зависимости от того, хватит ли денег на всех кредиторов или нет.
     Если  денежных средств на счетах ликвидируемой  компании не хватает для удовлетворения всех требований кредиторов, ликвидационная комиссия принимает меры по их получению. В том числе и посредством продажи имущества ликвидируемой компании. Его реализация осуществляется в порядке, предусмотренном учредительными документами ликвидируемого юридического лица. Исключение составляют лишь случаи принудительной ликвидации. Там имущество продается с публичных торгов в порядке, установленном законодательством РФ. Реализации подлежит любое принадлежащее ликвидируемой компании имущество, за исключением имущества, находящегося в залоге, арендованного имущества и личного имущества работников организации.
     В случае если меры по продаже имущества  не помогли, и денежных средств для  удовлетворения всех требований кредиторов все равно не хватает, ликвидационная комиссия должна будет обратиться в  суд с заявлением о признании  юридического лица несостоятельным (банкротом). В случае удовлетворения такого заявления, дальнейшая ликвидация компании будет проходить по правилам, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
     Составление ликвидационного баланса.
     Удовлетворив  все требования кредиторов, ликвидационная комиссия приступает к составлению ликвидационного баланса по унифицированной форме № 1 по ОКУД. Данный документ мало чем отличается от обычного квартального баланса. Утверждается он учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица и в необходимых случаях согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.
     Государственная регистрация в связи с ликвидацией  юридического лица.
     Пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что  моментом завершения ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридического лица. Именно с этой даты юридическое лицо прекращает свое существование. Образец ликвидационного баланса представлен в Приложении 1.
     Государственная регистрация в связи с ликвидацией  юридического лица осуществляется на основании следующих документов:
     Заявление о государственной регистрации  в связи с ликвидацией юридического лица по форме № Р16001, утвержденной Правительством РФ. Данный документ подается в регистрирующий орган ликвидационной комиссией или ликвидатором. О порядке заполнения указанного заявления подробно написано в Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утв. Приказом МНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@[3].
     Ликвидационный  баланс.
     Документ, подтверждающий уплату государственной  пошлины.
     Документы, установленные подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». 

     Данный  перечень является исчерпывающим. Требование о предоставлении иных документов: справки об отсутствии задолженности  из налогового органа, о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и так далее, является незаконным. В то же время, подписывая заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, заявитель тем самым подтверждает, что все расчеты с кредиторами завершены и порядок ликвидации был соблюден.
     В случае если нет оснований для  отказа в государственной регистрации, налоговый орган в течение пяти рабочих дней должен внести в Единый государственный реестр юридического лица запись о ликвидации данной организации и выдать представителям ликвидированной компании свидетельство по установленной форме, а также выписку из ЕГРЮЛ.
     Ликвидацию  юридического лица рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Разработка  организационной структуры предприятия
     Существуют  различные типы организационных  структур (линейные, линейно-функциональные, функциональные, матричные, проектные, дивизиональные, бригадные). Но не каждый тип организационной структуры соответствует организации. Поэтому каждая организация сама разрабатывает организационную структуру, которая должна задавать систему ответственности, отношения отчетности, принципы объединения сотрудников в группы. Кроме того, структура должна содержать в себе механизмы связи и координации элементов организации в согласованно работающее целое.
     Линейная  организационная структура, которая  часто называется пирамидальной, бюрократической, – строго иерархически организованная, характеризующаяся разделением зон ответственности и единоначалием. Типы связей: прямые единичные между подчиненными; перекрестные между подчиненными; прямые между руководителем и любой комбинацией подчиненных.
     Функциональная  организационная структура построена  по принципу распределения функций  внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями. Одним из вариантов функциональной структуры является дивизионная (департаментная), которая может быть построена по региональному (географическому), потребительскому (группе потребителей, обладающих общими свойствами) принципам.
     Адаптивная  организационная структура –  гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами).
     Структурное подразделение представляет собой  официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с  самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним).
     Виды  структурных подразделений:
- Управления – подразделения, образованные по отраслевому и функциональному признаку, и обеспечивающие реализацию отдельных направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией. Обычно они создаются в крупных компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления и объединяют в своем составе более мелкие функциональные подразделения (например, департаменты, отделы).
- Отделения – это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения. На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации.
-   Департаменты – обычно, такие  подразделения создаются в органах  государственной власти и органах  местного самоуправления; они объединяют в своем составе более мелкие структурные единицы (чаще всего – отделы)
- Отделы – функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации.
- Службы – группы, объединенные по функциональному признаку структурных единиц, имеющие родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом. Служба также может быть создана как отдельное структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации в рамках реализации одного направления.
- Бюро – структурные единицы, связанные с «бумажной» (от франц. bureau – письменный стол) и справочной работой.
     Самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут  быть разделены на более мелкие структурные  подразделения: секторы, участки, группы.
     Структура управления предприятием зависит от масштабов самого предприятия и сложности производственного процесса. Современное предприятие представляет собой многогранную систему, включающую техническую базу, производственные мощности, трудовые ресурсы, материальные запасы. Для достижения эффективного рабочего процесса, а также выполнения поставленных целей и задач необходима оптимальная система управления, обеспечивающая бесперебойное и своевременное планирование и координацию деятельности всех звеньев предприятия.
     Процесс формирования организационной структуры  включает в себя формулировку целей  и задач, определение состава  и место подразделений, их ресурсное  обеспечение (включая численность  работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
     Весь  этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
     Формирование  общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).
     Разработка  состава основных подразделений  и связей между ними - заключается  в том, что предусматривается  реализация организационных решений  не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно - целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно- целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
     Регламентация организационной структуры - предусматривает  разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.
     Когда требуется взаимодействие многих звеньев  и уровней управления, разрабатываются  специфические документы называется - органиграммами.
     Органиграмма  представляет собой графическую  интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций. Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.
     Образец структурной организации предприятия  приведен в Приложении 2.1.
     Следующим этапом в организации структуры предприятия является разработка положения о подразделениях, должностных инструкций и штатного расписания.
     Положение о подразделениях содержит в себе информацию об основных функциях подразделений  организации, таких как планирование, организация, координация, контроль и анализ.
     Функция планирования позволяет заблаговременно определить направления действий и развития и принять необходимые решения.
     Функция организации реализуется как  образование подразделений и  их структуры.
     Функция координации. Координация включает спецификацию обязанностей, определение  того, кто должен передавать отдельные приказы, а кто их истолковать и исполнять. Сюда же входит обеспечение улаживания разногласий между лицами, каждое из которых пользуется одинаковым авторитетом в своей специфической области.
     Функция контроля и анализа. Для осуществления функции контроля проводится анализ фактически полученных результатов с нормативными критериями, при необходимости проводится корректировка полученных отклонений.
     Информацию  положения о подразделениях можно  представить в виде таблицы 1.
     Положение о подразделениях предприятия - Таблица 1
Подразделе-ния Планирование Организация Координация Контроль
Дирекция Производственно-хозяйственной деятельности предприятия, финансовой, ценовой, технической,
инвестиционной  политики, использования прибыли
Всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, системы оплаты труда и материального
стимулирования  работников
Деятельности  основных и управленческих подразделений предприятия, всей производственно-хозяйственной деятельности  предприятия
За деятельностью всех подразделений предприятия, а также за производственно-хозяйственной деятельностью
Бухгалтерия Затрат на производство, управление, техническое перевооружение, прибыли, источников финансирования Бухгалтерского  учёта, расчётов с работниками, уплаты налогов, расчётов с поставщиками, оформления финансовой документации, работы с банком и другими кредитно-финансовыми учреждениями Учётной политики предприятия, процесса отнесения затрат, уплаты налогов и отчислений За затратами, отнесением их на себестоимость или финансовый результат, правильностью оплаты труда, расходованием средств, использованием прибыли
Отдел снабжения Потребности в  материально-технических ресурсах и комплектации Материально-технического снабжения, заключение договоров с поставщиками Процесса обеспечения производства материально-техническими ресурсами и комплектующими За материально-техническим обеспечением производственно-хозяйственной деятельности
Производственный  отдел Производственной  деятельности цеха Производства, труда, обслуживания и ремонта технической базы Процесса производства За качеством  продукции, технической исправностью оборудования, техникой безопасностью и охраной труда
Отдел сбыта Сбыта готовой  продукции, маркетинговой деятельности, рекламы и стимулирования сбыта Текущего сбыта продукции, работы с клиентами, исследования рынка Всех маркетинговых  процессов За своевременной доставкой ГП покупателю, за изменением конъюнктуры рынка, работы конкурентов
Склад Размещения  на складе материально-технических ресурсов и готовой продукции Складского  обслуживания всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, хранения сырья и готовой продукции Погрузочно-разгрузочных работ, отпуска сырья и готовой продукции в производство и на реализацию За сохранностью материально-технических ресурсов и готовой продукции на складе, за качеством и количеством готовой продукции и исходного сырья
 
     Следующим этапом организации структуры предприятия  является разработка должностных инструкций.
     Должностная инструкция - документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника.
     Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения для своих непосредственных подчиненных. Должностные инструкции на должности, находящиеся непосредственно  в его подчинении, утверждает руководитель организации. На другие должности инструкции утверждают соответствующие заместители по функции. Первый экземпляр должностной инструкции на каждого работника хранится в отделе кадров, второй - у руководителя подразделения, третий - у работника.
     Должностные инструкции разрабатывают в соответствии с положением о подразделении. Комплект должностных инструкций охватывает все функции подразделения и  равномерно распределяет нагрузку между  работниками с учетом уровня их квалификации. Каждая должностная инструкция содержит однозначное определение того, чем данная работа отличается от всех иных работ. Ответственность за полноту обеспечения организации должностными инструкциями лежит на начальнике отдела кадров. Образец должностных инструкций бухгалтерской службы приведен в Приложении 2.2.
     Штатное расписание по форме N Т-3 применяется  для оформления структуры, штатного состава и штатной численности  организации в соответствии с  ее Уставом (Положением). Штатное расписание - это документ, который изготавливается кадровым отделом предприятия или бухгалтером, если в кадровый отдел в структуре предприятия не предусмотрен. Это документ отражает штатный состав структур предприятия, полный перечень должностей, численность сотрудников, а также размеры окладов и фонд заработной платы. Штатное расписание утверждается росписями руководителя кадрового отделения и главбухом. Имеет унифицированную форму № Т-3.
     Очень эффективно отражать в форме Т-3 возможные  совмещения должностей сотрудников  с выплатой персональных надбавок (50-100% от размера зарплаты). Это сокращает издержки на содержание рабочих мест.
     Данные  в штатном расписании корректируются один - два раза в год (индексируют  оклады и тарифные ставки сотрудников). Обычно бланк штатного расписания Т-3 для сохранения коммерческой тайны дублируют и составляют в двух экземплярах (для главбуха и руководителя предприятия). Образец Штатного расписания приведен в Приложении 2.3.
     Бухгалтерское дело представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях — ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, аудите, анализе отчетных данных, участии в профессиональных организациях и т.д.
     Также бухгалтерское дело можно определить как работу бухгалтерии или индивидуального бухгалтера по формированию и функционированию системы сбора, регистрации и обобщения документально обоснованной информации об имуществе, капитале и обязательствах организации и ее изменении в течение отчетного периода, а также контроль этой информации и ее анализ.
     Организация бухгалтерского учета на предприятии  представляет собой систему мероприятий  по его осуществлению.
     Она включает определение структуры  и численности учетного персонала, организацию его работы (распределение  обязанностей, составление учетных графиков и т.п.), разграничение ответственности, организацию документирования и документооборота, определение форм и методов бухгалтерского учета, систем внутрипроизводственной отчетности и контроля, организацию рабочего места бухгалтера, выполнения им своих обязанностей.
     Они обязаны создать необходимые  условия для ведения учетной  работы, обеспечить неукоснительное  выполнение всеми подразделениями  и службами, работниками, имеющими отношение  к учету, требований главного бухгалтера по оформлению и представлению для учета всех необходимых документов и сведений.
     В зависимости от содержания деятельности предприятия, ее специфики и размаха, ведение бухгалтерского учета и  отчетности может быть возложено  на соответствующее структурное  подразделение или должностное лицо предприятия (включая его руководителя), либо на стороннюю организацию (ее структурное подразделение или должностное лицо), в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.