На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Личное достоинство как высшее проявление субъективности в труде

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

        В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится  решать,  где продолжить образование или куда пойти  работать,  т.е.  практически  выбрать профессию,  свой   жизненный   путь. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких. Человек в полной мере должен реализовать самое главное — утвердить свое достоинство, а ведь именно чувство собственного достоинства выделяется часто в качестве ведущей, смыслообразующей жизненной ценности. Самореализация в труде, понимаемая как стремление утвердить свое достоинство через служение идеалам добра и справедливости.
        Сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к себе; в этом отношении требования, идущие от общества, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего достоинства). Достоинство наряду с совестьюодин из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед обществом. Достоинство личности регулирует также отношение к ней со стороны окружающих и общества в целом, заключая в себе требования уважения личности, признания ее прав и т. д. В обоих случаях достоинство выступает как важная сторона социальной и моральной свободы личности.
      В субъективном плане достоинство  как чувство самоуважения заключается в ощущении человеком собственной значимости. Так понимаемое достоинство, в отличие от иллюзий самомнения, основывается на том, что человек обладает рациональным и реалистичным жизненным планом, уверен в собственных способностях и понимает, что его личность и его дела одобряются («по достоинству оценены») уважаемыми им людьми.
      Цель  исследования: определить является ли чувство собственного достоинства  первичным благом  в ориентации на профессиональный и жизненный успех.
      Задачи:
      1. Изучить «Теорию справедливости»  Дж. Ролза и выявить ее основную суть.
      2. Освоить  диагностику реальной  структуры  ценностных ориентаций личности  (С. С. Бубнова) и  провести по  ней опрос среди студентов третьего курса.
      Объект  исследования: студенты третьего курса.
      Предмет исследования: чувство собственного достоинства и ценностная ориентация личности.
      Известный философ и социолог Дж. Ролз определяет самоуважение и чувство собственного достоинства как "первичное благо", которое лежит в основе всех человеческих стремлений и действий и которое необходимо учитывать при построении справедливого общества. Само чувство собственного достоинства (по Дж.Ролзу) включает два основных аспекта. Во-первых, оно включает "ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации". Во-вторых, самоуважение включает уверенность в собственных способностях, поскольку во власти человека выполнить собственные намерения" [7].  
      Таким образом, достойным может считать  себя только тот человек, который "уверен в собственных способностях" и готов реализовать свою концепцию блага, т.е. готов выступить субъектом построения своего счастья.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЛИЧНОЕ ДОСТОИНСТВО КАК ВЫСШЕЕ (ЭЛИТНОЕ) ПРОЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ТРУДЕ
1.1. Проблемы элитарных ориентаций 

      Известный философ и социолог Дж. Ролз в качестве «первичного блага» выделяет чувство собственного достоинства и считает, что именно неразвитость или ущемление данного чувства лежит в основе как личных трагедий, так и неблагополучия общества. При этом само стремление быть уважаемым и достойным членом общества может реализовываться разными путями, например через утверждение собственного превосходства над другими людьми с помощью внешних символов элитарности (дорогой и модной одежды, предметов быта, связи с влиятельными людьми, особыми, «элитными», манерами поведения и т. д.). Все это может быть названо псевдоэлитарностью, т. е. ориентацией на чисто внешнее сходство с так называемыми успешными людьми. Разделение «настоящей элиты» и «псевдоэлиты» в чем-то напоминает разделение «подлинной личности» и «мнимой личности» [7].
      Но  чувство собственного достоинства  может реализовываться и через  творческий труд, и через личностный поступок, и через реальную помощь близкому. Это ближе к тому, что  называется подлинной элитарностью, когда человек приближается к полноценной самореализации. К сожалению, психологи мало исследуют элитарные ориентации самоопределяющейся личности (для многих сам факт обращения к данной теме вызывает болезненные реакции), хотя в философии, социологии, педагогике и даже социобиологии данная тема давно уже осознана как актуальная. Даже в «Законе Российской Федерации об образовании» от 1992 г., в статье 50, пункте 13, говорится о создании «образовательных учреждений элитарного типа», а ряд авторов уже исследуют представления школьников о своей будущей жизни исходя из того, где они обучаются, в «школе массовой» или в «школе элитарной».
      Недооценка  психологами проблемы элитарных  ориентаций в формировании смысловой картины мира свидетельствует о непонимании роли таких ориентаций (прежде всего, ценностно-смысловых) в самоопределении подростков, ведь известно, что подросток в стремлении к лучшему, к идеалу так или иначе вынужден выстраивать в своем сознании определенные социально-психологические иерархии. Но если это ложные иерархии и, соответственно, ложные ориентации, основанные на подражании псевдоэлите, то и самоопределение будет неполноценным [1].
      Проблема  деления людей на «лучших» и «худших» является одной из центральных и одновременно одной из самых болезненных для формирования ценностно-смыслового и нравственного ядра самоопределяющегося человека. Конечно, проще было бы сделать вид, что данной проблемы не существует (это очень «неудобная» для обсуждения проблема), хотя всеми признано, что абсолютного равенства между людьми быть не может. Некоторые психологи, признавая факт неравенства, считают, что людей надо делить не по принципу «плохой» или «хороший», а по принципу «все люди — хорошие, но разные». Идея одинаковой «хорошести» всех людей подходит скорее для работы с пациентами (в клинической и психотерапевтической практике), чем для работы со здоровыми молодыми людьми, ориентированными на реальное (а не терапевтически-иллюзорное) самосовершенствование.
      Проблема  элитарных ориентаций в профессиональном и личностном самоопределении осложняется тем, что существуют психологические механизмы, позволяющие одним людям несправедливо перераспределять чувство собственного достоинства в свою пользу, как бы «отторгая», «оттягивая» это чувство у тех, кто на него действительно претендует. Например, человек добросовестно и творчески трудится и вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе со стороны окружающих и всего общества, но почему-то не он, а какой-то оборотистый, предприимчивый мерзавец пользуется всеми благами жизни. Дело не в том, что у настоящего труженика, который конечно же «лучше» мерзавца, отторгают заработок и материальные блага, а в том, что деньги, заработок — это один из показателей значимости данного человека и его ущемляют прежде всего не материально, а именно морально, психологически [3].
      Если  человек действительно ориентирован на лучшие образцы культуры и находит смысл своей жизни и будущего профессионального труда не только в «потреблении благ цивилизации», то у него значительно расширяются возможности противостоять лишению его чувства собственного достоинства. Главные условия иммунитета против «элитовампиров», т. е. против тех, кто умело пользуется механизмами «отторжения» чувства собственного достоинства у творческих и порядочных людей:
      1. Построение своей, уникальной и, главное, непонятной для «элитовампира» системы ценностей и смыслов. Например, если человеку доказывают, что главное в жизни — съездить за границу, а он считает, что есть гораздо более важные занятия, то «элитовампир» оказывается бессильным и не сможет продемонстрировать или доказать такому человеку его ущербность из-за того, что он не съездил в какую-то престижную страну.
      2. Не позволять втягивать себя в коммуникативные игры, процветающие в различных псевдоэлитарных тусовках, где новичкам «убедительно» доказывается и разъясняется, чем следует гордиться, а чего стыдиться (например, стыдиться того, что кто-то честно зарабатывает себе на хлеб). Главное здесь — понять смысл таких «убеждений», взять ситуацию под контроль, а затем лучше не переубеждать псевдоэлитного собеседника, а просто «подыграть» ему, стараясь довести «восхищение» его успехами до абсурда (но при этом не смеяться над ним в открытую), т. е. обращаться с ним как с маленьким глупеньким ребенком, еще не наигравшимся в красивые дорогие безделушки [2].
      Формирование  элитарных ориентаций особенно важно  в реальной действительности, когда сознательная деятельность индивидов во многом заменяется бессознательной деятельностью толпы. Стремление к элитарному идеалу в профессиональной деятельности не предполагает возвышения над другими, а имеет цель стать лучше самого себя.
      Обосновать  мотивацию человека на элитарные  ориентации можно, определив причину его стремления к той или иной группе. Это может быть неспособность в одиночку решить возникающие перед ним внешние, внутренние проблемы и наличие подсознательной жажды людей иметь лидера, чтобы быть ведомым и подчиняться власти. Внешние причины возникают, например, с постановкой человеком целей в условиях современного производства, требующего коллективного труда. Внутренней причиной стремления личности в группу является поиск смысла жизни и деятельности в социуме. Жизнь личности в группе предполагает процесс смыслообразования в контексте таких феноменов, как социальное сравнение, социальная оценка и т. п. Подобно личностному смыслу "групповой смысл" выступает как определенная реальность во взаимодействии личности и группы.
      В современных цивилизациях, где толпы  играют ведущую роль, человек утрачивает смысл существования, как и чувство "Я". Отсюда же его поиск идеала или веры, его потребность в каком-то образце, который позволил бы ему восстановить ту целостность, которой он жаждет.  С развитием человека часто возникают ситуации, когда он "заражается" в группе определенной идеей. Источником эмоционального заражения является не отдельное лицо, а некоторая группировка людей, идентифицируясь с которой, человек безоговорочно принимает распространенные в ней культурные ценности и нормы. Часто именно это эмоциональное "заражение" позволяет человеку обрести для себя определенный смысл. Он хочет "чувствовать", что его уважают, с ним считаются и готов к определенным компромиссам, неизбежным в группе. Следовательно, групповая деятельность может порождать чувства, которые придают новый смысл жизни человека [1].
      Иногда  уход из реальности, где человек  не обнаруживает для себя подлинного смысла, и поиск другой реальности вместе с такими, как он сам, позволяют приобрести чувства и эмоциональные регуляторы его поведения. Среди них особую роль играют те, которые воздействуют на ущемленное чувство собственной значимости или чувство собственной неполноценности. Группа, престижная или не очень престижная, помогает человеку обрести для себя смысл, заключающийся в признании за ним права быть оцененным по достоинству и даже любимым. Естественно, что для повышения собственной значимости человек стремиться к значимой группе. Специалисты выделяют  такие варианты утверждения значимости группы:
1) превосходство над какой-то другой группой через открытое противостояние или в ходе более "прилично" обставленного выяснения отношений; 
2) "сопричастность" с более элитной группой, что повышает статус этой группы в глазах ее участников и в отношении к ней других групп. Это может быть поиск не просто "покровителя" или "защитника", а достойного образца для подражания (в том числе образца группового поведения);

3) объединение (союз, кооперация, братание, дружба) с равными себе по статусу группами, что расширяет возможности данной группы;
4) повышение значимости в глазах своих членов через перенесение активности вовнутрь самой себя. Это может быть либо самоутверждение одних членов группы за счет других (и тогда пребывание в группе для многих также имеет смысл), либо, наоборот, за счет неоправданного восхваления каких-то своих членов, наделения их определенной "харизмой", что также вдохновляет других членов, ведь они пребывают в одной группе, рядом с "таким замечательным человеком.
      При этом создается особая атмосфера  спектакля, развивающая массовую эмоцию, заразительную своим стадным чувством. Зрители, взаимно гипнотизируя друг друга, тем самым еще сильнее раздувают силу сценического воздействия. Сам стиль жизни в группе захватывает человека, предоставляя ему особые преимущества перед теми, кто не сумел "вписаться" в данный стиль. Особой притягательностью часто обладают заведомо недоступные элитные группы. Понимая, что его туда все равно не пустят, человек в душе идентифицирует себя с этими престижными сборищами, создает в своем воображении комфортный для себя мир [3].
      Но  человек живет в реальном обществе и взаимодействует с другими  людьми, и у всех этих людей есть свои "концепции блага", которые  часто вступают друг с другом в неизбежные противоречия. Если взять за основу ту точку зрения, что все люди должны в равной степени любить друг друга, то это окажется заведомым самообманом, ибо на такое способен лишь Сам Господь Бог, отмечает Дж.Ролз. Поэтому необходимо искать новые подходы, в частности Дж. Ролз предлагает свою концепцию "справедливости как честности". 
          Только в "справедливом обществе", отмечает Дж. Ролз, люди должны стремиться к тому, чтобы уравновесить свои интересы, т.е. "договориться" и пойти на определенные уступки друг другу. А это означает, что даже в "справедливом обществе" неизбежны определенные уступки и внутренние компромиссы. Причем неизбежными становятся уступки и в самом главном - в чувстве собственного достоинства. Но только в этом случае, уступая даже в столь важном для себя, человек и все общество получают гораздо больший выигрыш - стабильность всего этого общества и его дальнейшее развитие, а значит, и расширение возможностей для самореализации каждого отдельного члена такого общества [7].
 

    1.2. Особенности самоопределения  по элитарным ориентациям 

      Элитарность можно рассматривать в трех взаимосвязанных  планах: когнитивном (представление об элитарности), аффективном (переживание, чувство элитарности) и действенном (стремление к элитарности). 
          Когнетивная составляющая элитарности предполагет:

• представление об элитарности, образ элитарного идеала (субъективное представление о понимании элитарности на уровне данной группы, общества); 
• знание своих элитных характетик (элитарный образ "Я"), включающее самооценку своих элитарных характетик и знание мнений других людей о сво-

ей элитарности;
• соотнесение себя с другими людьми (по элитным характетикам); 
• соотнесение себя со своим элитарным идеалом, рефлексия саморазвития в перспективном плане;

• соотнесение себя с собой прошлым (рефлексия в ретроспективном плане); 
• соотношение уровней сознания и подсознания, интуиции в выделении элитарного идеала.

      Аффективная составляющая элитарности включает:
• переживание в связи с отсутствием элитарного идеала как отсутствия смысла (основа когнитивной активности по выделению такого идеала); 
• переживание из-за несоответствия элитарному идеалу (как главный энергетический источник активности — близко к чувству неполноценности как носителю энергии личности);

 • переживание из-за трудности достижения уже имеющегося элитарного идеала; 
• чувство гордости за себя и свои успехи, чувство значимости собственной жизни; 
• эстетический аспект чувства элитарности (реализуемого через чувство особой "атмосферы" элитных сообществ, престижа, избранности и т. п.); 
• моральный аспект чувства элитарности (от стыда за несоответствие элитарным характетикам до гордости за их наличие, а также от стыда за элитарную "ущербность" других людей до насмешки над менее "элитарными" людьми). 
Переживания из-за своего несоответствия элитарному идеалу нередко являются "энергетической основой" соответствующего самоопределения и поведения в обществе. Аффективная составляющая элитарности имеет широкий диапазон проявлений: от обычной радости за постижение других идей — до важнейшего энергетического источника собственной активности по реализации своих идеалов, от негодования и зависти — до умственного, этического "стыда". 
          Поведенческая (действенная) составляющая элитарности охватывает: планирование и реализацию пути к элитарному идеалу; проявляется через готовность: 
• выбирать и планировать пути к элитарному идеалу;

• реализовывать различные пути к элитарному идеалу;
• корректировать пути к элитарному идеалу.
      Из  приведенных основных составляющих элитарности наиболее важной является аффективная, поскольку именно она связана с развитием чувства собственного достоинства, на котором основано формирование чувства элитарности. Кроме того, существует проблема определения оптимального соотношения между всеми этими составляющими, которые, очевидно, могут изменяться на протяжении жизни индивида, и на каждом этапе его развития образуют некую особую целостность, ядром которой является изменяющееся чувство собственного достоинства [4].
        Как "первичное благо" — своеобразная "точка отсчета" развивающейся личности — выделяется чувство собственной значимости, придающее личностный смысл развитию человека, всей его жизни. Выделение первичной ценности является основой построения иерархии других личностных смыслов и позволяет человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, в том числе в таких, когда приходится отказываться от некоторых своих, менее значимых ценностей при сохранении более значимых, т. е. идти на определенные внутренние компромиссы ради достижения более важных целей. При этом каждый человек выделяет свою систему первичных ценностей, которая в процессе его развития может существенно изменяться. Выделение элитарных ориентаций важно для формирования у самоопределяющегося человека готовности различать подлинные и мнимые идеалы. 
      Понятие "элитарность" ("элитарные ориентации"), прежде всего, соотносится с самоопределением, поэтому его следует рассматривать, в первую очередь, как понятие ценностно-нравственное. Важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем является система ценностных ориентаций. Эти ориентации, жизненные цели и планы составляют ядро жизненной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функцию — регулятивную. При определенных условиях элитарные ориентации также могут оказывать значительное влияние на планирование и реализацию профессиональных и личностных перспектив, являясь основой, как для достойных выборов, так и при более примитивном самоопределении, когда человек реализует себя скорее как мнимая личность, лишь внешне изображает что-то значительное, зачастую даже не осознавая этого. Стремление к элитарности — это стремление к тому лучшему, что характеризует человека в его взаимоотношениях с другими людьми, с самим собой и со своим делом, которое во многом определяет всю его жизнь. Этот образ лучшего, являющийся своеобразным ориентиром для самоопределяющегося человека, может быть назван "элитарным идеалом" [5].
      Большинство людей выбирают не столько профессии, сколько образ жизни, где профессия  выступает в качестве одного из средств, одного из путей к привлекательному образу жизни. Образ жизни часто связывают с уровнем жизни, а также с местом человека в общественной иерархии, т. е. в его соотношении с общепризнанной элитой. И лишь в более сложных случаях человек ориентируется на свой элитарный идеал, который может и не соответствовать общепризнанному представлению о самом высоком, самом успешном, самом лучшем.
          На основании приведенных выше составляющих элитарности можно примерно так описать схему реализации элитарного идеала: на уровне когнитивной составляющей у человека возникает представление об идеале, на уровне аффективной составляющей этот идеал делается личностно значимым и образуется энергия для активности по достижению этого идеала, а уже на уровне поведенческой составляющей человек выстраивает конкретные стратегии достижения идеала и реализует эту активность в конкретных действиях [4].
      Для некоторых самоопределяющихся людей  важны не просто результаты ("успехи") жизни, выражающиеся в непременном достижении цели, но и сам процесс постоянного повышения этих целей. Они получают вдохновение от "образа" чего-то достойного и прекрасного, который становится более существенной психологической реальностью, чем реальные "жизненные успехи". Чувство элитарности возникает и постепенно формируется в результате социализации личности и осознания ею того, что такое "элитарность", а также в самом процессе (деятельности) по стремлению к элитарному идеалу или его реализации.
      Развитие  представлений об элитарности в  общественном сознании достаточно велико, поскольку в человеческом обществе в формировании образа элитарного идеала важную роль играет социальная среда, развитие чувства элитарности определяется конкретными социально-профессиональными системами [5].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
2.1.  Утилитаризм и  деонтология 

     Утилитаризм предполагает выведение морали из чего-то внешнего в смысле социальных благ, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Он наиболее отвечает так называемому целесредственному обоснованию морали, в котором  мораль рассматривается как путь для достижения счастья. Утилитаризм говорит в основном о стремлении к расширению социальных благ, не касаясь вопроса о том, как именно индивид собирается пользоваться этими благами.
      Однако  было бы неверно говорить о том, что  теория утилитаризма выражает исключительно эгоистические притязания личности. Речь идёт в утилитаризме именно об общем счастье, что при соблюдении определённых моральных правил мыслится как ничуть не противоречащее счастью других. Если каждый будет стремиться к своему собственному счастью и если для этого ему будет необходимо так или иначе участвовать в производительной деятельности, то есть в том случае, когда удовлетворять свои потребности человек будет иметь возможность только в результате того, что он производит что-то полезное для других, общее количество произведённых благ будет возрастать: вместе с этим будут расширяться и условия обеспечения общего счастья. Важным пунктом теории утилитаризма является признание того, что для счастья человеку нужно удовлетворять не только какие-то элементарные потребности, но и высшие потребности, связанные с общественным признанием, с чувством собственного достоинства [6].
      В классическом утилитаризме личные критерии определения того, что именно может привести к возрастанию общего счастья, то есть какой поступок для этого необходимо совершить, не были чётко отделены от канонизированных обществом правил поведения, которые утилитаризм также рассматривает в качестве условия достижения большего счастья.
      Современный утилитаризм разделяется на два течения, в которых как бы представлены две основные составляющие утилитаристских теорий прошлых лет, то есть оценка отдельного действия в конкретной ситуации с точки зрения принципа возрастания общего количества счастья, и оценка некоторых общественных правил, норм, которые, соответственно, рассматривается как справедливые или несправедливые, в конечном счёте, - опять же способствующие или не способствующие  возрастанию общего количества счастья.
      Первый  вариант утилитаризма получил название утилитаризма действия. Под действием данный вид утилитаризма понимает каждый отдельный поступок, совершаемый в конкретной ситуации. Основным недостатком данного вида утилитаризма является то, что он принципиально не запрещает поступки, способные увеличить счастье, даже в том случае если они нарушают некоторые общепринятые правила. «В утилитаризме действия не может быть абсолютных правил против убийства, воровства, лжи и т.д., потому что ситуации различны и различны люди. Таким образом все действия, которые в целом рассматриваются как аморальные, могли бы быть рассмотрены в утилитаризме действия в качестве моральных или аморальных в зависимости от того, вызовут ли они большее возрастание добра для всех в особенной ситуации».
      В утилитаризме правила под действием понимаются уже типичные действия, совершаемые в сходных ситуациях, попадающих под действие правил, разрешающих данную ситуацию за счёт того, что предлагаются некоторые образцы или устанавливаются необходимые запреты. Утилитаризм правила оценивает с точки зрения возрастания общего счастья законы, вводимые в обществе [1].
      Теория  утилитаризма имеет разумные исторические основания. Практический разум показывает, что именно результаты определяют то, за что мы уважаем человека, что обычно никто не действует просто ради демонстрации доброй воли, но – ради желания быть полезным для других, ради того, чтобы достичь собственного счастья и помочь в этом другим, что в значительной степени оказывается взаимосвязанным. Говоря о возрастании счастья как о цели моральной деятельности, утилитаристы затрудняются объяснить то, почему отдельный индивид, действующий на основе частного интереса, должен заботиться о счастье всех в масштабах всего общества.
      Обычные возражения против теории утилитаризма заключаются также в сложности определения последствий для других, оценки общего количества счастья, в несправедливости этой теории по отношению к отдельным индивидам, так как общее количество счастья можно быстрее обеспечить благодаря подавлению чьих-то отдельных интересов. Основным недостатком утилитаризма, по сравнению с моральным абсолютизмом, оказывается отсутствие общеобязательного масштаба, задающего авторитет нравственного принципа как чего-то безусловного, имеющего ценность в себе самом. Но без такого принципа, несмотря на все возможные оговорки, нравственным авторитетом становится сам индивид, рассуждающий о собственном благе и благе других. Абсолютное по существу полностью устраняется в утилитаризме из сферы морального. Но ведь ясно, что не все средства хороши для увеличения счастья. Очевиден, например, тот факт, что само сознание собственной свободы многие люди отнюдь не готовы обменять на сытую и наполненную удовольствиями жизнь, которая по некоторым критериям вполне могла бы рассматриваться как счастливая [6]. 
      Как утверждает Дж. Ролз, утилитаризм переносит  без достаточных объяснений принцип рационального выбора, свойственный для индивидуальных жизненных планов, на общество в целом. Распределение удовлетворения среди различных индивидов рассматривается в таком случае по той же модели, что и распределение удовлетворения одного индивида во времени. Это неизбежно превращает некоторых людей в простое средство реализации интересов других членов общества или же общества в целом. Именно так выглядит вполне оправданное с утилитаристской точки зрения причинение страдания или даже смерти одному или нескольким людям ради спасения либо улучшения положения многих [7].
    Ответом на неустранимые недостатки утилитаризма является попытка построить неутилитаристскую модель нормативной этики, получившую название деонтологической (от греч. deon - должное и logos). Ее основной чертой является утверждение о том, что некоторые действия (иногда мотивы, состояния сознания и т.д.) являются нравственно неприемлемыми не в силу того, что они ведут к минимизации определенного блага, а в силу своей субстанциональной неправильности. Эти действия формально не соответствуют определенным принципам и нормам. Выполнение нормативных положений в таком случае не является вторичным и инструментальным. Оно не требует какого-то дополнительного оправдания, связанного со ссылкой на благотворные последствия. Дж. Ролз терминологически обозначил эту особенность деонтологии как "приоритет правильности (right) над благом (good)". В рамках подобного подхода этические соображения теряют значение ведущего мотива всей человеческой практики. Они не задают подробного "дорожного маршрута" человеческой жизни. Их роль - ставить жесткие границы для преследования других, внеморальных целей, служить своеобразным тестом на допустимость различных поступков и жизненных проектов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.