На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные новообразования личности дошкольника

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

СовременнАЯ ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ 

Филиал  _Камышинский__________________________________ 
 
 
 

Курсовая  работа
                               по дисциплине _Психология развития и возрастная психология 

Тема: ___Основные новообразования личности дошкольника_
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________ 
 
 

Выполнил  студент: _Щукина Евгения Александровна______
                           фамилия, имя, отчество
№ контракта  _10900070702004_____
Направление  _Психология_________
№ группы  _ОП – 70901_________ 

Подпись студента __________ Дата сдачи работы «___» __________ 200__ г. 

Нормоконтролер __________________________ _______________
               ф.и.о.                    подпись
                     «___» __________ 200__ г. 

Работа принята  для передачи на аттестацию _________________   ________________ ф.и.о. ответственного лица, должность       подпись
«___» __________ 200__ г. 

Оценка _______________ Преподаватель-экзаменатор АЦ _______________ ____________
                                                      ф.и.о                                     подпись
«___» __________ 200__ г. 

           Содержание 

    Введение  …………………………………………………………………………..3
    1   Учение как ведущая деятельность дошкольника……………………………5
    1.1 Развитие восприятия и внимания у детей дошкольного возраста…………6
    1.2 Развитие памяти и мышления в дошкольном возрасте…………………….8
         2   Основные новообразования личности дошкольника……………………….11
    3   Особенности психического развития в дошкольном возрасте…………….16
    3.1 Взгляды Л.С. Выготского и Ж. Пиаже на психическое развитие дошкольников…………………………………………………………………….16
    3.2 Психическое развитие и диагностика детей в дошкольном возрасте…….19
         Заключение………………………………………………………………………..23
         Глоссарий…………………………………………………………………………25
         Список используемых источников……………………………………………...27
         Приложение ……………………………………………………………………...28 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Введение
        Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
    Современный этап развития дошкольного образования  характеризуется интенсивным поиском  нового в педагогической теории и  практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых  — несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений нынешним социально-экономическим условиям реформирования общества, породившим новый социальный заказ по отношению к различным уровням образования: необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели.
        С позиций данных требований одним из наиболее актуальных направлений поисков как методической науки, так и всего педагогического процесса современного дошкольного учения, выступает потребность в развитии познавательной активности формирующейся личности, потому что именно в ней содержатся истоки многих проблем: формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, привития умения учиться, воспитание инициативности, целенаправленности, творчества.
    Целью данной работы является изучение особенностей развития детей в дошкольном возрасте.
    В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
1.    Исследовать  новообразования и изменения  в психике дошкольника.
2.    Изучить особенности психологического развития личности в дошкольном возрасте.
3.    Изучить условия формирования психологической готовности ребенка к учению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Учение как ведущая деятельность дошкольника 

    Дошкольный  возраст - самый длительный и сложный  с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Сложен он и как объект психологического исследования. Как показывает анализ научной литературы, многообразие событий, происходящих в психической жизни детей этого возраста, обладает разной степенью привлекательности для ученых, в связи с чем дошкольный возраст исследован крайне неравномерно. Наименее изученным он остается со стороны процессов, интегрирующихся по его завершении в личностном новообразовании кризиса семи лет.
    В дошкольном возрасте начинают формироваться  личностные механизмы поведения. Складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребенка превращается из полевого в волевое. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве усложняется и дифференцируется. В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память, возникает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не данные в чувственном опыте. Для детей этого возраста наиболее характерна игровая и продуктивная деятельность. Среди игр дошкольного возраста выделяются ролевая, режиссерская, игра с правилом, дидактическая игра. В дошкольном возрасте возникает элементы учебной деятельности.
    Чтобы успешно учиться, ребенку нужны  определенные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). Различают специфические навыки и умения, необходимые на определенных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и т.д.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В полной мере эти умения развиваются позже, но предпосылки их закладываются уже в дошкольном возрасте. Среди них наибольшее значение для предстоящей учебной деятельности имеют следующие умения:  

       -       принимать учебную задачу и следовать правилам;
    -       осуществлять контроль за собственными действиями;
    -       «ручная умелость», обеспечивающая подготовку руки к письму.
    Дети 5—6 лет уже обладают достаточно большими возможностями в регуляции  своего поведения. Они способны простоять  в неподвижной позе «часового» довольно длительное время — до 12 минут. В  условиях занятия, близкого к учебному (раскладывать кусочки цветной бумаги по коробкам), дети способны помнить задание взрослого и выполнять его в среднем на протяжении 63 минут, в условиях игры — почти 72 минуты.
    Познавательная  активность ребенка рассматривается в контексте с познавательной деятельностью и определяется как состояние готовности к познавательной деятельности и порождает ее. Познавательная активность выступает как предпосылка и результат психофизического развития ребенка. В связи с этим возникает необходимость изучения особенностей высших психических процессов дошкольника: восприятия, внимания, памяти, мышления ?. 

    1.1 Развитие восприятия и внимания у детей дошкольного возраста 

    Приобретение  детьми знаний, умений, навыков начинается с восприятия. Поэтому, чтобы помочь ребенку добиться успехов в обучении, педагогу необходимо изучить различные стороны его восприятия и обеспечить высокий уровень развития основных видов восприятия и таких его особенностей, как предметность, целостность, константность, осознанность, изобретательность восприятия. Вместе с развитием восприятия совершенствуется память ребенка, которая выражается в ее преднамеренности и произвольности.
    Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.
__________________
? Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой, 2007. С. 31. 

    Внимание  может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания. Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное. При непроизвольном внимании ваша психическая деятельность совершается как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. По своему происхождению это внимание биологическое. Оно может возникать под влиянием внешних и внутренних факторов. Сильный звук, яркий цвет, острый запах, что-то пульсирующее, движущееся, необычное - это внешние факторы. Чувства, интересы, потребности, являющиеся для вас постоянно или временно значимыми, - факторы внутренние.
    В отличие от непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению социальное. Оно не продукт созревания организма, а формируется у ребенка только в общении со взрослым. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ним взрослые, а затем и тех, которые ставятся им самостоятельно.
    Эта способность является ключевой в  развитии психики дошкольника. Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно "извлекать" из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.
    Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности — это и формирование умственных действий контроля.
    Произвольное  внимание тесным образом связано  с речью. В 5 лет ребенок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6 — 7 лет - овладеть умением подчинять свое поведение собственной речевой инструкции. 
 
 
 

    1.2 Развитие памяти и мышления в дошкольном возрасте 

    Роль  памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает он это в основном непроизвольно. Ребенок обычно не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно.
    В памяти различают такие процессы как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
    Непроизвольная  память — это запоминание и  воспроизведение, в котором отсутствует  специальная цель что-то запомнить  или припомнить. Запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания. Произвольная память — это мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание какого-нибудь материала, предполагающая самостоятельную постановку цели запомнить и вспомнить этот материал и связанная с использованием особых приемов и способов запоминания.
    В зависимости от особенностей материала, который запоминается и воспроизводится, различают также память образную и словесно-логическую. Образная память обеспечивает запоминание наглядных образов, цвет предметов, звуки, запахи, вкус, лица и т.п. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Словесно - логическая память — это память на отдельные слова, понятия, мысли.
    По  продолжительности запоминания  и сохранения материала память подразделяется еще на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную  память, которая обслуживает непосредственно  осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как кратковременной, так и долговременной памяти.
    Считается, что пятый год жизни является в среднем началом периода  более или менее удовлетворительного  запоминания, поскольку именно с  этого года впечатления детства  носят достаточно систематизированный характер и сохраняются на всю жизнь.
    К шести годам жизни в психике  ребенка появляется важное новообразование  — у него развивается произвольная память. К произвольному запоминанию  и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда этого требуют взрослые.
    У ребенка 5—7 лет можно и нужно  развивать все виды памяти — образную и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Однако основной акцент следует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов, как и произвольных форм психики вообще, является одной из самых важных предпосылок готовности детей к обучению в школе.
    Развитие произвольной памяти предполагает следующие этапы:
    1. Обучение умению принимать мнемическую  (от греческого «mneme» — память) задачу. Это умение выделять (осознавать) цель запоминания и воспроизведения.
    2. Овладение мнемическими приемами, направленными на достижение осознанной цели запоминания и воспроизведения. На этом этапе основное внимание нужно уделить дальнейшему развитию приема «повторения».
    3. Развитие умения контролировать  результаты выполнения мнемической  задачи, т.е. осуществлять самопроверку.
    Основу  самопроверки составляет «воспроизводящее повторение», но она не сводится только к нему. Само «воспроизводящее повторение»  направлено лишь на то, чтобы лучше запомнить материал ?. Самопроверка — это более сложное
__________________
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, 2005. С. 241. 
 

действие, включающее «воспроизводящее повторение» плюс сопоставление воспроизведенного  материала с самим материалом, который нужно запомнить. По мере овладения приемом «самопроверки» можно стремиться к сокращению количества простых повторений ?. Например, сразу после первого повторения
проводить самопроверку и, в зависимости от ее результатов, осуществлять следующее повторение.
    Следует стремиться к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:
    1.      Познавательны и мотив — желание  научиться читать для того, чтобы  узнать много нового и интересного  об окружающем мире (например, про  животных и птиц, динозавров, космонавтов,  растения и т.п.).
    2.     Перспективный мотив— стремление  научиться читать для того, чтобы было легко и интересно учиться в школе.
    3.      Мотив личностного роста —  желание научиться читать, чтобы  стать таким, как взрослые.
    4.      Деятельностный мотив — желание  научиться читать, чтобы потом  можно было поиграть в те  игры, где нужно читать какие-то слова, придумывать разные увлекательные истории или сказки.
    5.      Мотив общения со сверстниками  — стремление научиться читать  для того, чтобы рассказывать  о прочитанном своим друзьям  и знакомым.
    У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.
    __________________
    3    Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, 2006. С. 184. 
 

        2 Основные новообразования личности дошкольника 

    Дошкольный  возраст - самый длительный и сложный  с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Сложен он и как объект психологического исследования. Как показывает анализ научной литературы, многообразие событий, происходящих в психической жизни детей этого возраста, обладает разной степенью привлекательности для ученых, в связи, с чем дошкольный возраст исследован крайне неравномерно. Наименее изученным он остается со стороны процессов, интегрирующихся по его завершении в личностном новообразовании кризиса семи лет.
    Одну  из главных причин этого можно  увидеть в том, что существующее в науке многообразие теоретических  концепций кризисных фаз детского развития опирается на явно недостаточную экспериментальную базу.
    Не  отрицая наличия "переходных периодов", "скачков", "переломов в развитии" как особых моментов в психике  ребенка, ученые стараются избегать самого термина "кризис" для их обозначения. Последний понимается как тяжело, неверно протекающий перелом в развитии 4. Подобный сдвиг в терминологии, замена термина "кризис" на "перелом", "скачок" приводит к тому, что в отдельных работах критический период оказывается утраченным, поглощенным стабильным периодом, а в других, там, где он преимущественно связывается с негативной симптоматикой в детском поведении, он фиксируется в нетипичных для него возрастах, например в 5,5 лет 5.
    Наметившиеся  расхождения в позициях исследователей обусловлены слабой теоретической проработкой проблемы кризисов и не разработанностью критериев, по которым можно судить, является ли то или иное проявление психической активности формой существования личностного новообразования или мы имеем
__________________
4 Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование, 2007. С. 95.
5 Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6 — 7 лет, 2005. С. 181. 

дело с новообразованием стабильного возраста, возникающим  в процессе развития отдельных сторон психики и личности ребенка. Ориентация на "плохое" поведение детей как основной критерий наступления кризисной фазы не является надежным показателем.
    Проблема  кризисных этапов и центральных  новообразований личности, складывающихся в эти периоды, остается в значительной мере открытой.
    Личность  понимается как "особое сверхчувственное качество", формирующееся при  жизни ребенка, как система отношений, общественных по своей природе и  обращенных к предметному миру, к  другим людям и к себе 6. Линия отношения к себе является определяющей в системе отношений субъекта к миру, задающей смысловые ориентиры жизнедеятельности человека.
    Общение со взрослым является ведущим фактором развития ребенка в первые шесть - семь лет его жизни и, в том  числе, становления его самосознания и личности. В ходе общения у ребенка складываются образ другого человека и образ самого себя, которые выступают как сложное аффективно-когнитивное образование, отражающее онтогенез самопознания и самооценки ребенка. В образе себя отражается весь опыт индивидуальной деятельности ребенка и его коммуникативный опыт, которые в совокупности определяют содержание психического облика ребенка и целостной системы его отношений к миру, т.е. его личности.
    С учетом вышесказанного можно связать  содержание развития в критические периоды с кардинальной целостной перестройкой личности ребенка, обнаруживающей себя в специфических возрастных новообразованиях. Их отличие от новообразований стабильных возрастов состоит в интеграции отношений, конституирующих личность, в усложнении их структуры и приобретении ими все более опосредствованного характера.
    Преобразованные отношения задают направление развития всех сфер психической активности ребенка  и, прежде всего, процессов его самопознания.
_________________
6 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, 2005. С. 73.
Своеобразие этих процессов на этапе кризиса состоит  в том, что они 
разворачиваются не во внутреннем плане, как акт самоанализа (интроспекции), а имеют развернутый  вовне характер оценки своего достижения и сопоставления
своей оценки с  оценкой окружающих, а тем самым  себя с другими. Присвоенные точки  зрения окружающих на себя как источник успеха или неуспеха в деятельности ложатся в основу отношения ребенка  к себе, к своей личности, становятся критериями его конкретной самооценки. Самооценка ребенка, его образ себя выступают той сферой, в которой важно проследить возрастные изменения, объективирующиеся в личностном новообразовании кризиса развития.
    В кризисном периоде, когда складывается личностное новообразование, происходит перестройка и взаимопроникновение периферических и ядерных структур образа себя: значимые знания и представления получают выраженную аффективную окраску и включаются в ядро образа; в свою очередь какие-то аспекты отношения к себе, содержащиеся в ядре, становятся незначимыми, теряют аффективную окраску и перемещаются на периферию образа себя. Наиболее значимой для формирования общей самооценки ребенка на определенном возрастном этапе выступает соответствующая ему ведущая деятельность.
    Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Однако, накопление индивидуального опыта в дошкольном возрасте осуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских деятельностях: рисовании, конструировании, посильном труде, действиях по самообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание успеха и неуспеха в этих видах деятельности, несомненно, вносит свой вклад в отношении ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие.
    Однако  остается неясным, как соотносится  опыт, приобретаемый ребенком в разных видах дошкольной деятельности с такого рода образом себя, с опытом его игровой активности и с содержанием личностного новообразования кризиса семи лет, в котором объективируются преимущественно социальные параметры личности ребенка.
    Ведущее положение игры в становлении  отношения ребенка к себе ученым удалось проследить на коротком промежутке времени от 5 до 5,5 лет. Возможно, что  лишь на этом этапе игра выполняет  функцию ведущей деятельности как  фактор выстраивания отношений ребенка с другими, поскольку в остальных возрастах она не связана прямо с отношением ребенка к себе. Вместе с тем сфера социальных отношений детей с окружающими в той или иной мере детерминирует особенности ядерных и периферических структур образа себя на протяжении всего дошкольного детства и к семи становится основным фактором, определяющим отношение ребенка к себе.
    Максимально увязанной со школьными типами деятельности оказывается способность ребенка-дошкольника  к ролевой форме самоорганизации  в осуществлении социальных и  в этом смысле субъективно значимых для него задач, условно называемых реальным ролевым поведением. Оно обеспечивает в школьном возрасте не только дальнейшее развитие сферы социального взаимодействия детей с окружающими его взрослыми (учителями) и сверстниками, но и значимо коррелирует с его успеваемостью. Этот результат может свидетельствовать в пользу высказываемого в научной литературе мнения о социальных мотивах как ведущих в начале школьного обучения в отсутствие сформированных учебных мотивов, которые складываются позже и непосредственно в ходе осуществления учебной деятельности 7. Доминирование социальных мотивов в поведении детей, только приступивших к систематическому учению, по всей видимости, является важным условием, обеспечивающим сдвиг мотива "учиться", "ходить в школу", на цель - "знать и уметь по-настоящему", "соответствовать требованиям".
    Подтверждением  этому отчасти является и отсутствие значимых корреляций между уровнем  интеллектуального развития ребенка  до школы и его успеваемостью  в конце первого года обучения. Можно полагать, что усвоенные  до школы знания не обеспечивают сами по себе, вне определенной и, по всей видимости, именно социальной мотивации, успешного овладения школьной программой. И еще одна
__________________
7
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.