На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование психологической стороны власти в организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Департамент образования города Москва
Государственное образовательное учреждение
среднего  профессионального образования
Технологический колледж № 24 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине
«Управленческая психология» 

Тема:        «Исследование психологической
                  стороны власти в организации»  
 
 
 
 

Студент:      Мурадян Елена Артуровна
Специальность:     08501 Менеджмент организации
Руководитель  работы:    Щекутьева Татьяна Борисовна
Работа защищена с оценкой:     ___________________________ 
 
 
 
 
 

2009 г.
Содержание 

Содержание…………………………………………………………………....2
Введение ………………………………………………………………………3

1. Власть в  организации …………………………………………………......5

1.1. Организация……………………………………………………………....5
1.2. Понятие и сущность власти….……………………………………….….7
1.3. Источники власти…….....…………………………………………….….9
1.4. Формы власти…………………..………………………………………..10
2. Исследование  психологической стороны власти  в организации ……....12
2.1. Уточнение  проблемы исследования……………….……………………12
2.2. План исследования……………………………………………………….13
2.3. Описание методики………………………………………………………13
2.4. Обработка данных………………………………………………………..15
2.5. Интерпретация  полученных результатов……………………………….15
2.6. Выводы……………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………..….……….18
Литература…………………………………………………………………….20
Приложения…………………………………………………………………...42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Грамотная власть в каждой организации необходима для эффективного осуществления  функций планирования, организации, мотивации, контроля. Под эффективной системой управления понимается система, обладающая двумя свойствами:
    максимальной эффективностью решений, принимаемых руководителем;
    эффективностью выполнения этих решений подчинёнными;
     Для того, чтобы персонал организации  качественно выполнял все поручения руководителя, последний должен обладать властью и применять её. Фактор власти является одним из ключевых в функционировании организаций.
     Из  этого следует, что обозначенная тема занимает важную позицию в теории современного менеджмента.
     Целью работы является изучение понятия власть в организации и исследование психологических характеристик руководителя в процессе его управленческой деятельности.
     Задачи данной курсовой работы:
    рассмотреть проблемы власти в различных организациях;
    сравнить различные виды и формы власти;
    разработать план исследования;
    подобрать методику;
    собрать данные, обработать и интерпретировать их;
    сформулировать выводы относительно выдвинутой гипотезы.
     Объект  исследования: Руководитель ГОУ СПО Технологического колледжа № 24, 2 структурного подразделения.
    Предметом исследования являются проявления власти в организации.
     Гипотеза:   Успешность управленческой деятельности зависит от психологических характеристик личности руководителя.
     Методами работы являются:
    подбор и изучение специальной литературы и статей;
    наблюдение;
    тестирование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1. Власть в организации 

1.1. Организация 

     Организация - это группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для  достижения общей цели. Организация  должна иметь хотя бы одну общую  цель, разделяемую и признаваемую таковой всеми ее членами. Но управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей. [9].
     Характеристики:
     Ресурсы. В общих чертах цели всякой организации включают в себя преобразование ресурсов для достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это люди, капитал, материалы, технология и информация.
     Зависимость от внешней среды. Одной из значительных характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организации полностью зависимы от окружающего мира, как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь.
Термин  «внешняя среда» включает экономические  условия, потребителей, правительственные акты, законодательство, систему ценностей в обществе, технику, технологии и многое другое. [8].
     Структура. Структура организации - логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации.
     Типы:
    Предорганизация, является небольшой организацией периода ее создания;
    Линейная организация, особенность которой состоит в том, что каждый исполнитель подчиняется одному руководителю по всем вопросам деятельности. Основной недостаток линейных структур - сильная зависимость от качества решений первого руководителя;
    Линейно-штабная организация - в каждом звене управления создаются штабы (советы, отделы), решающие часть специальных задач, привлекая специалистов. Штабы подготавливают квалифицированные решения, но утверждает и передает их на нижние уровни линейный руководитель;
    Организация хозрасчетных единиц, в которой ответственность за результаты труда делегируется руководителям подразделений. Переход к организации такого типа предполагает высокоразвитую систему подсчета результатов, а также изменение деятельности высшего руководства в сторону большего делегирования полномочий;
    Функциональная структура, в которой каждый исполнитель подчиняется нескольким функциональным руководителям одновременно. При такой структуре руководящие указания являются более квалифицированными по сравнению с линейной структурой, но нарушается принцип единоначалия;
    Матричная или проектная структура, в которой путем гибких структурных решений осуществляется оптимизация использования ресурсов и обеспечивается высокая внутренняя эффективность организации. Как правило, это временная структура, созданная для осуществления сложного проекта. Особенностью такой структуры является то, что сотрудники подчиняются одновременно двум руководителям: руководителю проекта и руководителю отдела, в рамках которого эта группа работает. [2].
Атмосфера, господствующая в  организации:
     Если  к процессу управления добавить влияние  внешнего окружения и технологии, то это будет близко к атмосфере, господствующей в организации. Последняя влияет на мотивацию, поведение и удовлетворенность своей работой отдельных работников и групп. Атмосферу организации можно рассматривать как соединение тех факторов и свойств, через призму которых организация рассматривает своих членов и свое окружение. Результаты исследований показали, что механический стиль управления приводит к низким производственным результатам и неудовлетворенности работников. С другой стороны, стиль, базирующийся на установлении хороших отношений между работниками и руководством, также приводит к низким результатам, но к относительно высокой степени инновации и удовлетворенности работой. Стиль управления, ориентированный на достижение конкретной цели и подчеркивающий значение творческого подхода, приносит хорошие результаты, вызывает высокую степень инновации и глубокое удовлетворение своей работой.
     Руководители. Процесс совершенствования руководителей происходит одновременно и поэтапно. Процесс изменения организации может быть направлен в нужную сторону, если одновременно с ним происходит и процесс индивидуального совершенствования руководящего персонала. [8]. 

     1.2. Понятие и сущность  власти 

     Власть – это способность или возможность индивидуума (группы) влиять на других людей. Власть – это очень сложное понятие, включающее в себя множество элементов:
    Власть – это нечто, чем обладает человек, независимо от того, что думают ли делают другие;
    Власть порождается различиями в доступе к ресурсам, управленческом опыте и т.п.;
    Власть основывается на представлении людей о возможностях менеджера;
    Власть всегда неодностороняя, каждая из сторон может влиять на другую. [1].
     В обиходе власть отождествляют соответственно с вертикальными отношениями в организации. Психологическая основа власти (и подчинения) состоит в способности индивидов концентрировать волевые усилия ради целенаправленного влияния на себя либо на других людей, преодолевая возможное сопротивление. Властные отношения и действия хорошо поддаются формализации и фиксируются в правилах, полномочиях, обязанностях, санкциях и статусах.
     Одним из элементов власти являются  властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым и материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством.
     В периоды стабильного роста власти появляется необходимость осуществления быстрых всеобъемлющих изменений. Тогда в центре внимания оказывается второй элемент власти - властные отношения, которые всегда возникают между людьми или общественными группами в организации. Властные отношения возникают также при борьбе за власть. Это отношения, когда один из участников (субъект власти) реализует свою волю в отношении других (объектов власти) в какой-то определённой сфере (властном пространстве). Властные отношения многолики и разнообразны: в большинстве случаев они носят в какой-то мере двусторонний характер, т.к. и объекты власти способны оказать влияние на её субъекта. Властные отношения становятся возможны благодаря наличию у субъекта власти ресурсов власти: свойств, атрибутов, благ, позволяющих ему влиять на принимаемые объектом власти решения и дающих преимущество в борьбе за власть. Ресурсами власти могут являться финансовый капитал, информация, связи и т.д.
     При всём этом существует множество различных, порой противоречивых толкований явлений и процессов, связанных с властью.
     Методологически можно выделить два аспекта власти, в реальности неразрывно связанных  между собой: власть как специфическое  благо и власть как особого рода отношение. Как и всякое благо, власть способна удовлетворить потребности индивидов, т.е. власть позволяет своему обладателю получить доступ к важным для него ресурсам.  

     1.3. Источники власти 

     В современном управлении организациями выделяют несколько источников власти:
    Власть положения – это власть, которой наделён человек в результате своего положения в организации, т.е. человек получает власть из-за своей должности;
    Власть ресурсов – это власть, которой наделён человек в результате контроля таких ресурсов, как деньги, персонал, материалы, технологии, информация и т.д., т.е. человек получает власть в результате своего служебного положения и доверенных ему полномочий;
    Власть социальных связей основывается на способности и возможности по сбору информации, нужных знакомствах, положении в сети социальных связей и т.д., т.е. власть даётся в результате выявления у человека качеств, способствующих получению организацией важной информации и выгодному партнёрству с другими организациями;
    Власть эксперта существует тогда, когда окружающие признают превосходство человека над ними как эксперта. Различают два вида знаний, которые дают человеку власть эксперта – это технические знания и знания процесса;
    Власть личности основывается на личных качествах человека, т.е. власть даётся человеку, который, работая в организации, смог проявить себя с хорошей стороны и продемонстрировать все свои положительные качества своим подчинённым. Таким образом, он заслужил уважение и ему хотят подчиняться;
    Власть информации является одним из важнейших источников власти, т.к. без точной и надёжной информации невозможны планирование и качественное принятие решений.
     Самыми  лучшими руководителями являются те люди, которые получили право управлять из таких источников власти, как власть личности и власть эксперта. [4]. 

     1.4. Формы власти 

     Власть  бывает формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности; она связана с официальным местом лица в системе управления организацией и измеряется либо числом подчинённых, которые прямо или косвенно обязаны выполнять его распоряжения, либо объёмом материальных ресурсов, которые данное лицо может по своему усмотрению без согласования с другими использовать. Реальная власть – это власть влияния, власть авторитета; она обусловлена местом человека в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые готовы данному лицу добровольно подчиняться, либо степенью зависимости его самого от окружающих.
     Власть  проявляется в определённых формах. Американские учёные выделили следующие пять форм власти:
    Власть, основанная на принуждении. При этой форме подчинённый убеждён в том, что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо его потребности. Это влияние через страх. Данная форма власти приводит к определённому результату, но она не способствует раскрытию потенциала работников. Эта форма власти требует значительных затрат на жесткий контроль, который в условиях научно-технического прогресса не всегда возможен. Кроме того, в условиях жёсткого контроля у работников появляется желание обманывать руководителей, искажать отчётные данные и т.д.
     2. Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный верит, что руководитель имеет возможность удовлетворить его потребности. Рассматривается как наиболее эффективная форма власти. Однако её применение возможно в том случае, если руководитель обладает достаточными ресурсами. Кроме того, руководитель должен хорошо знать потребности подчинённых, а они могут сильно различаться у разных работников.
    Традиционная (законная) власть. В данном случае человек реагирует на должность, т.е. выполняет рекомендации начальника, потому что так принято, сложилось исторически. Также эта форма власти называется административной. Она существует как в государственных, так и в негосударственных организациях – главное здесь, чтобы их деятельность официально регламентировалась.
    Экспертная власть. Подчинённый верит в руководителя и ценность его знаний. Подчинённый убеждён, что специальные знания руководителя позволят удовлетворить его потребности.
    Эталонная власть (или власть, основанная на харизме). Харизма – это власть, построенная не на логике, традиции, а на силе личных качеств и способностей лидера. Харизма – это привлекательность для окружающих тех или иных черт человека или его в целом. Ради возможности получить одобрение такого человека, быть рядом с ним, они готовы признать его власть. Подчинённый выполняет требования и распоряжения руководителя, потому что хочет ему подражать. Предполагается, что лидер должен иметь хорошие риторические способности, уметь хорошо держаться и т.д. Однако исследования показали, что харизматические лидеры не имеют стандартного набора характеристик. Если подчинённые видят в лидере идеальные в их понимании черты, достойные подражания, они подчиняются ему беспрекословно. Однако на практике такая власть очень непрочна, поскольку основывается на эмоциях, которые, как известно, очень переменчивы. [10].
 
    2. Исследование психологической стороны власти в организации 

     2.1. Уточнение проблемы исследования 

     В нашей работе мы будем оперировать  понятием «власти в организации» в отношении руководителя структурного подразделения.
     Целью работы является изучение понятия власть в организации и исследование психологических характеристик руководителя в процессе его управленческой деятельности.
     Задачи данной курсовой работы:
    рассмотреть проблемы власти в различных организациях;
    сравнить различные виды и формы власти;
    разработать план исследования;
    подобрать методику;
    собрать данные, обработать и интерпретировать их;
    сформулировать выводы относительно выдвинутой гипотезы.
     Объект  исследования: Руководитель ГОУ СПО Технологического колледжа № 24, 2 структурного подразделения.
    Предмет исследования: проявления власти в организации.
     Гипотеза:   Успешность  управленческой деятельности зависит от психологических характеристик личности руководителя. 
 
 
 
 
 

     2.2. План исследования 

     Исследование  проводилось нами в соответствии со следующим планом: 

    Этап подготовки включал в себя формулирование цели работы, постановку рабочих задач, планирование исследования,  подбор методики, подготовку бланков для участников эксперимента.
    На втором этапе участникам эксперимента предлагалось заполнить бланк экспертной оценки психологических характеристик личности руководителя.
    Третьим этапом нашего исследования была обработка данных, интерпретация полученных результатов и формулировка выводов относительно выдвинутой нами гипотезы.
    На заключительном этапе нами  были намечены перспективы дальнейших исследований данной проблемы.
 
     2.3. Описание методики  

                                    Экспертная  оценка характеристик 
                                    личности  руководителя 

      Соответствие  личностных характеристик содержанию деятельности является непременным  условием успешного ее осуществления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца, организатора). При решении вопросов подбора руководителей, формирования кадрового резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне организаторских способностей и организаторской направленности личности руководителя. Заключение об указанных качествах руководителя может быть сделано психологом на основании оценки определенных психологических характеристик личности руководителя (ПХЛР).
      В бланке экспертной оценки (приложение 1) представлены 9 психологических характеристик личности руководителя, которые диагностируются по проявлению в его деятельности семи признаков каждой характеристики:
      1. Определенность – раскрывает структуру интересов к различным аспектам своей деятельности.
      2. Осознанность – осознание целей организаторской деятельности.
      3. Целеустремленность  – приоритет мотивов организаторской деятельности.
      4. Избирательность  – способность глубоко и полно отражать психологические особенности коллектива.
      5. Тактичность – способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений.
      6. Действенность – способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения.
      7. Требовательность  – способность проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управленческой ситуации.
      8. Критичность – способность обнаружить и выразить значимые для деятельности  отклонения от установленных норм.
      9. Ответственность  – способность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности и деятельности коллектива. [12].
     Процедура исследования:
     Нами  была определена однородная по своему составу группа экспертов в количестве 10 человек.
     Исследование  проводилось индивидуально. Эксперты выступали анонимно и бланк экспертной оценки не подписывали.
2.4. Обработка данных 

     Для дальнейшей статистической обработки  данных нами была использована компьютерная программа STATISTICA 6.0.
         После того как эксперты выставили оценки, мы подсчитали в бланках экспертной оценки сумму баллов по каждой из девяти характеристик, полученные результаты перенесли в таблицу обобщенных экспертных оценок и вычислили:
          1. Сумму баллов, вычисленных каждым экспертом по всем девяти показателям;
          2. Сумма баллов, выставленных всеми  экспертами по каждому из девяти  показателей;
          3. Средний балл по каждому из  девяти показателей по результатам  работы всех экспертов. 

     2.5. Интерпретация полученных  результатов 

     В ходе нашего исследования мы получили следующие результаты, отраженные в таблице 1 (Приложение 2):
     Таблица 1
Эксперт определ осознан целеустр избират тактичн действен требоват критичн ответств
1 12 17 21 23 25 18 22 17 13
2 31 29 24 21 29 35 21 26 21
3 25 31 33 34 35 29 29 34 35
4 22 25 25 19 21 27 13 17 20
5 23 26 27 20 25 24 21 24 25
6 22 25 26 24 27 28 20 23 23
7 20 21 20 22 28 27 22 22 21
8 25 30 29 28 30 29 24 25 24
9 30 28 27 25 31 32 24 30 30
10 15 23 22 26 24 25 19 18 16
 
 
 
     Используя программу STATISTICA6.0. мы получили следующие данные описательной статистики, отображены в таблице 2 (приложение 3):
     Таблица 2
Характеристика Сумма Среднее НГН ВГН ст.откл.
Определенность 225 22,5 20 25 1,87
Осознанность  255 25,5 23 29 1,37
Целеустремленность  254 25,5 22 27 1,24
Избирательность 242 23,5 21 26 1,40
Тактичность 275 27,5 25 30 1,27
Действенность 274 27,5 25 29 1,45
Требовательность  215 21,5 20 24 1,29
Критичность 236 23,5 18 26 1,76
Ответственность 228 22,0 20 25 2,01
 
Где;   НГН – нижняя граница нормы,
     ВГН – верхняя граница нормы,
     ст.откл. – стандартное отклонение. 

     Полученные  нами результаты говорят нам о том, что руководитель, в отношении которого проводилось исследование, в целом обладает характеристиками, необходимыми для занимаемой должности, что, также, подтверждается и таким методом исследования, как наблюдение.
     Мы  можем утверждать на основе полученных нами данных, что наиболее характерным для данного руководителя является:
     тактичность, т.е.  способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений;
     действенность, т.е. способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения.
      Также руководитель обладает такими характеристиками, как:
      осознанность, т.е. осознание целей организаторской деятельности;
      целеустремленность, т.е. приоритет мотивов организаторской деятельности;
      критичность, т.е. способность обнаружить и выразить значимые для деятельности  отклонения от установленных норм;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.