На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия и ее значения для духовной культуры общества и личности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине: Философия 

   на  тему: Философия и ее значение для духовной культуры общества и личности 
 
 

              Выполнила:   
              курс     факультет 
              специальность
              № зачётной книжки   
                  
              Проверил                    
               
               
               

Хабаровск 2011

План

   Тема 1: «Философия и ее значение для духовной культуры общества и личности» 

1. Философия как часть духовной культуры общества и личности. Философия как любовь к мудрости  
3
2. Специфика  философских проблем. Многообразие  философских учений, течений, направлений  в истории философии  
8
3. Философия  и мировоззрение личности 22
Список  использованных источников 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1. Философия как часть духовной культуры общества и личности. Философия как любовь к мудрости 

     Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней  Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все  последующие века. Призванием философов  сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся  к мировоззрению. Уяснение таких  вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи  перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно  проверяется делом и преобразуется  само мировоззрение. Так в истории  было всегда. Но, пожалуй, никогда еще  время не ставило так остро  задач философского осмысления всего  происходящего, как в переживаемый сейчас период истории, в самом начале III тысячелетия. [6]
     Философия (греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. [7]
     В отличие от мифологического и  религиозного мировоззрения, опирающихся  на веру и фантастические представления  о мире, философия базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность. В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т.д.) перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности. Тогда возникают разрывы традиций и формируются потребности в поиске новых мировоззренческих смыслов. Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению этих проблем. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих идей. В этом процессе универсалии культуры из неосознаваемых оснований культуры и социальной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено сознание. Они выражаются посредством философских категорий, которые выступают теоретическими схематизациями универсалий культуры.
     Рациональное  обоснование смыслов в философии  начинается со своеобразного поиска общего в качественно различных областях человеческой культуры, с понимания их единства и целостности. Поэтому первичными формами бытия философских категорий выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии, которые в изобилии представлены в различных культурах. Философия в своих поисках как бы отталкивается от литературы, искусства, художественной критики, политического и правового сознания, обыденного мышления, что и составляет духовную часть культуры общества.
     Культура - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей - всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития. [7]
     В произведениях великих писателей  может быть разработана и выражена в материале и языке литературного  творчества даже целостная философская  система, сопоставляемая по своей значимости с концепциями великих творцов  философии (например, литературное творчество Л.Н. Толстого, Ф. Достоевского) [6].
     Рациональное осмысление оснований культуры в философии не ограничивается только первичными формами бытия. На их основе философия затем вырабатывает более строгий понятийный аппарат, где категории уже определяются в своих наиболее общих и существенных признаках. Таким путем универсалии культуры превращаются в рамках философского анализа в философские категории - особые идеальные объекты (связанные в систему), с которыми уже можно проводить особые мысленные эксперименты. Тем самым открывается возможность для внутреннего теоретического движения в поле философских проблем, результатом которого может стать формирование принципиально новых категориальных смыслов, выходящих за рамки исторически сложившихся и впечатанных в ткань наличной социальной действительности мировоззренческих оснований культуры. В этом процессе на двух полюсах - внутреннего теоретического движения и постоянного обоснования реальных смыслов предельных оснований культуры - реализуется главное предназначение философии в культуре: понять, не только каков в своих глубинных основаниях наличный человеческий мир, но и каким он может быть. [6]
     Философское познание выступает особым самосознанием  культуры, которое активно воздействует на ее развитие. Генерируя теоретическое  ядро нового мировоззрения, философия тем самым вводит новые представления о желательном образе жизни, который предлагает человечеству. Обосновывая эти представления в качестве ценностей, она функционирует как идеология. Но вместе с тем, ее установка на выработку новых категориальных смыслов, выдвижение и разработка проблем, многие из которых на данном этапе социального развития оправданы преимущественно внутренним теоретическим развитием философии, сближает ее со способом научного мышления.
     Историческое  развитие философии постоянно вносит изменения в культуру, формируя новые варианты, новые потенциально возможные линии ее динамики. Многие выработанные философские идеи, благодаря культурологическим механизмам, передаются из поколения в поколение в так называемом «спящем» состоянии, но в определенных условиях социального развития они получают свою мировоззренческую актуализацию. На их основе могут создаваться религиозные, этические, политические учения, публицистика, которые наполняют эмоциональным содержанием понятийные философские конструкции, вносят в них конкретные жизненные смыслы, постепенно превращая их в новые мировоззренческие основания культуры.
     Философия возникает в Древней Греции в качестве любви к мудрости. Она включает в себя как теоретические представления о Боге, Вселенной, Человеке, так и практическую этику, описание духовного пути совершенствования человека. Любовь к мудрости предполагает существование Мудрости как таковой (с большой буквы). С точки зрения религии, эта Мудрость есть Бог и Сыны Божьи, которые находятся на боле высокой ступени развития и руководят эволюцией человечества. Согласно древним писаниям, Великие Учителя, давали знание или сами, воплощаясь на земле, или через своих ближайших учеников, Посвященных и Адептов. Откровение, получаемое человечеством из Высшего и Единого Источника, лежало в основе древней культуры, определяя ее характер. [3]
     Далее в философии возникает множество направлений. Это связано с тем, что каждый мыслитель видел и выражал только часть целостного знания, часть Мудрости. В конечном счёте, каждая частная теория стала претендовать на превосходство, утверждая, что она полная и окончательная. В современном обществе каждый человек все больше и больше теряется в поисках новых объяснений окружающего мира, удаляясь, все дальше и дальше от Мудрости. Окончательным результатом такого развития философии является отрицание возможности познания Истины, и даже ее существования совсем. Именно об этом писал уже более ста лет назад русский философ Владимир Соловьев. Он усмотрел кризис классической западной философии именно в её отдалении от любви к Мудрости. [3]
     И действительно, всё больше человечество отдаляется от истинных духовных ценностей, заменяя их ценностями материальными. Образно говоря, Мудрость заменяется «Золотым тельцом», при этом мы забываем, что человек имеет в большей  мере духовную сущность, а не материальную. Именно этот процесс отдаления от любви к Мудрости и является главной  причиной кризиса современного человека, порождая такие массовые асоциальные  явления как алкоголизм, наркомания и др. Это наглядно показывает, что философия в первую очередь должна стать любовью к Мудрости, то есть знанием об основах мироздания и путях их постижения. Только познание основ может преобразить человека и привнести смысл в его жизнь, так как он должен, наконец, знать, куда идет и ради чего несет тяжкий крест своей жизни. Человечество зашло в тупик именно потому, что забыло о бессмертии духа, разумности мироздания, Высшем духовном мире, без которого земное существование теряет опору и цель. 

     2. Специфика философских проблем.  Многообразие философских учений, течений, направлений в истории  философии 

     В перечне проблем, решаемых философией, можно выделить такие: Конечен или бесконечен мир? Существует ли абсолютное, окончательное знание? В чем человеческое счастье и какова природа зла? Как устроен мир, как соотнесены в нем материальное и духовное, хаотичен он или упорядочен? Какое место в мире занимают закономерность и случай, устойчивость и изменение? Что такое покой и движение, развитие, прогресс и можно ли установить критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что понимают под совестью, честью, долгом, ответственностью, справедливостью, добром и злом, красотой? Что такое личность, и каковы ее место и роль в обществе? В чем смысл человеческой жизни, существует ли цель истории? Что означают слова: Бог, вера, надежда, любовь?
     К давним, «вечным» вопросам такого рода сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные. Какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля? Как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы? Как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества? И так далее.
     Философские проблемы имеют свою специфику. Представление о качественном своеобразии философского познания и знания зародилось вместе с философией. Вначале специфика философии понималась как ее отличие от повседневного, а также практического знания. Прежде всего это своеобразие философской формы знания усматривалось в умозрительном способе рассуждения, при котором знание образовывалось путем логического вывода.
     В дальнейшем специфика философского знания обычно определялась путем отличия  его от частнонаучного знания. В  качестве исходного пункта такого исследования брался период симбиоза философского и частнонаучного знания, который  являла собой натурфилософия. Из этой нерасчлененной системы знания, противостоящей мифологии и обыденному сознанию, выделились философия и наука  со своими предметами, методами и типами знаний.
     Философия и частные науки подходят к  познанию мира с точки зрения разных познавательных задач, рассматривают  его в разных аспектах и «понятийных» срезах. Прежде всего они различаются  по степени общности, по различному - частичному или целостному - охвату действительности.
     Отличие философского знания от научного заключается  не только в предельной абстрактности  философских положений, но прежде всего  в предпосылках, целях философской  теории, в предмете и методе философии. Специфику философии видят также  в особой философской аргументации и доказательстве, в особенности  ее методов. Вместе с тем философия  не только знание, но и мудрость.
     Особенности философской теории проявляются  и в ее отношении к своей  собственной истории. В отличие  от науки, философия постоянно возвращается, казалось бы, к давно уже решенным проблемам. В связи с этим философам  очень важно знать не только современное  состояние проблем, но и их историю. Знание истории философии органически  входит в состав философского знания.
     Центральной проблемой философии является проблема отношения материального и идеального. Различают две различные линии в решении основных проблем гносеологии:
     1) материалистическая;
     2) идеалистическая. [6]
     Идеализм  считает, что знание является первичным, предметный же мир истолковывается  как нечто производное от знания. Материалисты считают, что первично бытие, а знание есть отражение бытия.
     Вопрос  о том, что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя, - является центральной проблемой философского знания. И та и другая теория имеет множество сторонников. Доводы и тех и других не уступают друг другу в убедительности. А основная проблема состоит в том, что ответ на этот вопрос находится на вершине человеческого познания, к которой общество никогда не сможет подойти. Человек не в состоянии познать всё вокруг происходящее из-за безграничности вселенной, и всегда есть такие не познанные стороны бытия, которые оставляют определённый шанс в пользу как идеалистической, так и материалистической теории.
     В зависимости от ответа на главный вопрос философии возникли три философских направления:
     1) материализм;
     2) идеализм;
     3) дуализм. [1]
     Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения.
     Идеализм  - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо. В зависимости оттого, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.
     Понятие «душа», близкое понятию «дух», выражает исторически изменяющиеся воззрения на психику и внутренний мир человека. В религии и ряде философских учений - это понятие об особой нематериальной субстанции, независимой от тела. Абсолют - философское понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.
     И материализм, и идеализм являются разновидностями  монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.
     Существует  также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи и идеального и материального.
     Рассматривая  основной вопрос философии, выше было сделано предположение, что мир  не познаваем и поэтому главная  проблема философии не разрешима  с точки зрения человечества. Ответ  на этот вопрос, безусловно, существует, но мы его никогда не узнаем, либо узнаем, если возможно присоединение  к Абсолюту. Таким образом, существует вторая сторона основного вопроса философии: «Познаваем ли окружающий мир?»
     При ответе на этот вопрос возникли три  философских направления:
     1) агностицизм;
     2) скептицизм;
     3) оптимизм. [4]
     Агностицизм - это философское учение, которое  отрицает принципиальную возможность  познаваемости объективного мира.
     Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира.
     Оптимизм  как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.
     Говоря  о многообразии философских учений, течений и направлений, необходимо отмечать, что это многообразие проявляется как в истории философии, так и в философии современной.
     Так, в истории западной философии выделяют:
     1) античную философию;
     2) средневековую философию;
     3) философию эпохи возрождения;
     4) философию нового времени.
     Античная  философия противопоставляла себя традиционной мифологии. Первые греческие  философы выступили именно как критики  традиционной мифологии, прежде всего  мифологии Гомера, обвиняя ее в  логической непоследовательности и  безнравственности. Возникновение  античной философии приходится на тот  период (VI век до н.э.), когда прежние  традиционно-мифологические представления  обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые  мировоззренческие запросы.
     Кризис  мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX-VII веках до н.э. В результате развития торговли, мореходства, колонизации новых земель расширялся географический горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда доплывали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.
     Разрушение  сложившихся форм связи между  людьми потребовало от индивида выработки  новой жизненной позиции. Философия  была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип  самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный  разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал  учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени  ставилась под вопрос. Функции  отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков - с VII по IV век до н.э. - наблюдается  жестокая схватка между родом  и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.
     Спецификой  древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI век до н.э.), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла  так и называли – «физиками», от греческого слова physis - природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А древнегреческая мифология  была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был  вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией имелось  существенное различие. Миф повествовал  о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло.
     Если  греческая философия выросла  на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних  веков принадлежит к эпохе  феодализма (V-XV века).
     Греческая философия была связана с языческим  многобожием (политеизмом) и при  всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический  характер, ибо тем целым, в которое  включалось все сущее, в том числе  и человек, была природа (космоцентризм). Что же касается философской мысли средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог (теоцентризм).
     Начиная с XIV-XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под  именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с процессом  секуляризации (освобождения от религии  и церковных институтов), происходившим  во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению  к церкви приобретают не только экономическая  и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс  совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.
     Новая эпоха осознает себя как возрождение  античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название «Ренессанс», то есть «Возрождение». В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно  отличаются от античной. Хотя Возрождение  и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.
     Важнейшей отличительной чертой мировоззрения  эпохи Возрождения оказывается  его ориентация на искусство: если средневековье  можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая  жизнь, в средние века - Бог и  связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек (антропоцентризм). Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
     XVII век открывает следующий период  в развитии философии, который  принято называть философией  Нового времени. Начавшийся еще  в эпоху Возрождения процесс  разложения феодального общества  расширяется и углубляется в  XVII веке.
     В последней трети XVI - начале XVII века происходит буржуазная революция в  Нидерландах, сыгравшая важную роль в развитии капиталистических отношений  в протестантских странах. С середины XVII века (1642- 1688) буржуазная революция  развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении  европейской стране. Эти ранние буржуазные революции были подготовлены развитием  мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленному труду. Переход  к мануфактуре способствовал  быстрому росту производительности труда, поскольку мануфактура базировалась на кооперации работников, каждый из которых  выполнял отдельную функцию в  расчлененном на мелкие частичные операции процессе производства.
     Развитие  нового (буржуазного) общества порождает  изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим  фактором такого изменения общественного  сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое как раз  в XVII веке переживает период своего становления: разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а тем самым - в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.
     Развитие  науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением  феодальных общественных порядков и  ослаблением влияния церкви, вызвали  к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала  в союзе с богословием, а в  эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она  опирается главным образом на науку (наукоцентризм).
     Поэтому для понимания проблем, которые  стояли перед философией XVII века, надо учитывать, во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического  естествознания, основы которого закладываются  в этот период. И во-вторых, поскольку  наука занимает ведущее место  в мировоззрении этой эпохи, то и  в философии на первый план выходят  проблемы теории познания - гносеологии.
     Параллельно с философией западной, которая была зарождена в Древней Греции, развивалась  философия восточная.
     Понятие «восточная философия» является условным. Оно объединяет самобытные философские  традиции многочисленных народов Востока, обязано своим происхождением тому противостоянию, которое явилось  результатом материального и  научно-технического прогресса стран  Европы и их колониальной экспансии. Политическое и экономическое доминирование  на протяжении нескольких столетий закрепило  в общественном сознании европейцев системно-полюсное деление человечества на «передовой» Запад и «отсталый» Восток. Этому способствовал и  недостаток знаний «чужой» культуры, затруднявший понимание незападных представлений, категорий, а отсюда и всего незападного мировосприятия как такового.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.