На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация торгово-технологических процессов на примере супермаркета «Командор

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВОНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ» 
 
 
 
 
 
 

Кафедра коммерции и внешнеэкономической  деятельности 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Организация и управление предприятием»
на тему: «Организация торгово-технологических  процессов на примере супермаркета «Командор» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила Студентка 4 курса
Группы  ТП-07-1
Шароглазова Н.Н.
Научный руководитель к. э. н., доцент
Рубан О. В.
 
 
 
 
 
 
 
Красноярск 2010
      Содержание
Введение…………………………………………………………………………3        
1 Социально-экономическое  значение розничной торговли  на современном этапе……………………………………………………………………………...5        
1.1 Понятие  розничной торговли и торгово-технологических  процессов в магазине…………………………………………………………………………5        
1.2 Характеристика  элементов торгово-технологического процесса……...12        
1.3 Устройство  и основы технологической планировки магазина…………21        
1.4 Современные  подходы к организации торгово-технологического  процесса в магазинах………………………………………………………….27        
2 Организационно-экономическая  характеристика торгового предприятия  ООО «Тамара»…………………………………………………………………35        
2.1 Организационно-правовая  характеристика ООО «Тамара»……………35        
2.2 Анализ  материально-технической базы ООО «Тамара»………………..42        
2.3 Экономическая  характеристика ООО «Тамара»………………………...50        
2.4 Конкурентоспособность  торгового предприятия ООО «Тамара»……..55        
3 Анализ  торгово-технологических процессов в супермаркете «Командор»…………………………………………………………………….60        
3.1 Анализ  формирования ассортимента в супермаркете «Командор»……60        
3.2 Анализ  устройства технологической планировки  супермаркета «Командор»………………………………………………….............................67        
3.3 Анализ  элементов торгово-технологических  процессов в супермаркете «Командор»…………………………………………………………………….69        
3.4 Мероприятия  рационализации торгово-технологических  процессов в супермаркете «Командор»……………………………………………………75        
Заключение……………………………………………………………….........81        
Библиографический список…………………………………………………..86        
Приложения……………………………………………………………………88        
 
 
 
      Введение
      Торговля  является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, так как  она обеспечивает обращение товаров  и их движение из производственной сферы в сферу потребления.
      Тема  данной курсовой работы называется «Организация торгово-технологических процессов на примере супермаркета «Командор». Данная тема актуальна, так как рыночная экономика требует постоянного обновления подходов к организации и технологии коммерческой деятельности торговых предприятий.
      Предмет курсовой работы – взаимосвязь торгово-технологического процесса и эффективности деятельности организации.
      Объект  исследования – сеть супермаркетов  «Командор» ООО «Тамара»,г. Красноярска.
      Цель  работы определить и проанализировать организацию торгово–технологического процесса на предприятии торговли.
      Задачи  необходимые решить в ходе курсовой работы:
      - дать определение торгово-технологического  процесса;
      - изучить составляющие торгово-технологического  процесса;
      - факторы, влияющие на торгово-технологический процесс;
      -проанализировать  организационно – хозяйственную  деятельность компании;
      -разработать  предложения по повышению эффективности  продвижения товаров.
      Структура торгово-технологического процесса –  это последовательность выполнения различных операций, которые зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно подразделить на три основные части: операции с товарами до предложения их покупателям; операции непосредственного обслуживания покупателей; дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
      Обеспечение роста основных экономических показателей  деятельности магазина в значительной степени зависят от правильного  формирования ассортимента, так как  закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и освоением того или иного сегмента. Важной задачей коммерческой работы в торговле является изучение и прогнозирование ёмкости товарных рынков, развитие и совершенствование рекламно – информационной деятельности, координация закупочной деятельности среди поставщиков.
      В работе будет рассмотрена организационно–правовая  форма объекта изучения, его стратегии  на потребительском рынке, проанализирована экономическая деятельность предприятия, дан анализ системы стимулирования, а также разработаны предложения по совершенствованию данной системы.
      В работе использована специальная учебная  литература, а также документация ООО «Тамара». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Социально-экономическое  значение розничной  торговли на современном  этапе
1.1 Понятие розничной  торговли и торгово-технологических  процессов в магазине
      Розничная торговля — вид предпринимательской  деятельности в сфере торговли, связанный  с реализацией товаров непосредственно  потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего использования — так современное законодательство определяет розничную торговлю.
      Правовая  природа розничной торговли, как  вида деятельности, выражается, прежде всего, в договорном характере. Так, согласно статье 492 Гражданского кодекса  Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (поштучно или в небольших количествах (в пределах групповой тары), обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.
      То  есть, исходя из вышеизложенного, розничная  торговля фактически представляет собой отношения, возникающие между продавцом и покупателем в процессе передачи и оплаты товара.
      Безусловно, передача товара покупателю и получение  денег за него являются центральными элементами розничной торговли как  вида предпринимательской деятельности. Но, вместе с тем, не единственными.
      Прежде  чем приобрести статус продавца, субъекту необходимо совершить ряд юридических  действий, для того чтобы быть признанным государственными органами или органами местного самоуправления в качестве такового. Выражается это, прежде всего, в регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) и в получении лицензий и разрешений на осуществление данного вида предпринимательской деятельности. Здесь уже на первые позиции выходит административное законодательство. Посредством его актов государство выполняет функции регулирования и контроля.
      Таким образом, юридическая природа розничной  торговли определяется преимущественно  нормами гражданского и административного  права.
      Традиционным  основанием классификации видов розничной торговли в актах торгового законодательства является место торгового обслуживания покупателя.
      По  этому основанию выделяют:
         1. Торговлю по месту нахождения торгового объекта.
          2.Торговлю  по месту нахождения покупателя.
      Рассмотрим  каждый вид подробно.
      Итак, торговля по месту нахождения торгового  объекта. Для России данный вид торговли является традиционным.
      В законодательстве нет четких формулировок. Однако представляется очевидным понимать под торговым объектом имущественный  комплекс, используемый продавцом для осуществления розничной торговли. В зависимости от того, насколько постоянно находится торговый объект в конкретном месте, что именно он собой представляет -- здание, сооружение, помещение, транспортное средство, оборудование и т.д., выделяют торговлю через стационарную торговую сеть и торговлю через передвижную (развозную и разносную) торговую сеть.
      Нормативно-правовая база федерального уровня несколько  отличается от базы уровня субъектов  Российской Федерации в вопросе  регулирования торговли, осуществляемой через стационарную торговую сеть, -- разные определения, разный разрешительный порядок и т.д. Но главной проблемой является наличие огромного количества вариантов определения понятия стационарного и нестационарного торгового объекта.
      Можно сказать, что, сколько нормативно-правовых документов, столько и различающихся  между собой вариантов определений.
      Торговлю  по месту нахождения торгового объекта  можно подразделить на магазинную торговлю и уличную. Определение магазинной торговли сводится к тому, что это продажа товаров покупателям в магазине. Под уличной, в свою очередь, понимается продажа товаров в палатках, киосках на специально отведенных территориях и выделенных местах, а также с помощью средств развозной (автолавки) и разносной (лотки, корзины) торговли.
      Рассмотрим  второй вид розничной торговли - торговлю по месту нахождения покупателя.
      Закладывая  в качестве основания классификации  место торгового обслуживания, мы устанавливали привязку к месту  передачи товара покупателю, а не к месту заключения договора розничной купли - продажи.
      Данный  вид реализуется в следующих  формах:
    Непосредственная продажа товаров на дому у покупателя.
    Телевизионная торговля.
    Электронная торговля.
    Торговля по каталогам, с помощью проспектов, буклетов и т.д.
          Поясню, что понимается под непосредственной продажей товаров на дому. Физическое лицо, независимо от того, как его  называют в России (коммивояжер, торговый агент, менеджер по продажам, и т.д.), обращается в квартиру, дом, офисное  помещение и т.д. с предложением приобрести имеющийся у него товар. Но вместе с тем и предложение приобрести товар, и непосредственная передача товара происходят в месте нахождения покупателя.
          Рассмотрим  телевизионную торговлю. К ней  можно относится как угодно. Но она существует, и ее товарные обороты заслуживают уважения. В отличии от зарубежной телевизионной торговли, которая существует в виде специальных торговых каналов, отечественная занимает «эфирные ниши» на телевизионных каналах - например, телевизионные магазины «Спасибо за покупку», «Магазин на диване» и т.д. зрителю посредством демонстрации товара и знакомства с его характеристиками предоставляется возможность заказать понравившуюся вещь по телефону, которую доставят ему на дом. В настоящее время у нас преобладает телевизионная торговля ювелирными украшениями, косметическими средствами, спортивными тренажерами, кухонной утварью и, в определенной степени, одеждой.
          Теперь  об электронной торговле. Здесь скорее следует говорить о торговле, осуществляемой посредством ресурсов Интернет. В настоящее время электронная торговля в России только начинает развиваться. Для того чтобы приобрести товар, покупателю необходимо иметь компьютер, телефон и модем. Вряд ли здесь приходиться говорить о большой покупательской массе. Но все же компьютеризация российского населения обуславливает появление виртуальных магазинов. В настоящее время широко распространена продажа в такой форме книг, компьютерной техники. Выгодность организации такой торговли заключается в том, что занятому покупателю или покупателю, не желающему тратить свое время на поиск нужного товара, предоставляются возможность несколько дороже, но приобрести нужный товар, не выходя из дома или офиса. В свою очередь, продавец может так организовать свою работу, что ему не понадобятся большие складские площади для хранения - достаточно несколько единиц каждого наименования товара и штат курьеров. Если заканчивается товар, а заказы поступают, курьеры сначала заезжают к поставщику за товаром, а затем к покупателю. Но следует отметить, что это скорее характерно для небольших фирм и поэтому различие в ценах на один и тот же товар бывает достаточно существенным. В то же время у покупателя всегда есть возможность просмотреть цены у разных продавцов, сравнить их и принять решение в пользу того или другого.
          Наконец, последняя форма -- торговля по каталогом  и с помощью проспектов, буклетов. Инструментами продаж в данном случае являются печатные издания, в которых  представлены чаще всего фотоснимки, реже чертежи и схематические  изображения, предлагаемых товаров. Каталоги представляют собой справочники, в которых приводятся перечень товаров, фотографии образцов (зачастую нескольких окрасок, цветов или моделей), их описание (технические характеристики, медицинские показания, данные испытаний и исследований, и т.д.), цена за единицу, возможные схемы скидок и т.д. То же можно сказать и о проспекте или буклете, с той лишь разницей, что каталог, как правило, посвящен: большей группе товаров -- в отличие от проспектов или буклетов, на страницах которых может быть представлено от одного до десятка товаров. К каталогам прилагаются купонные книжки или: вкладыши, которые заполняются покупателем и направляются: продавцу. Может быть предусмотрена и возможность заказа товара по телефону. Товар будет либо доставлен покупателю курьерской службой, либо по почте. В проспектах также приводятся телефоны либо «ввёрстываются» отрывные купоны. Итак, общие черты продажи товара по месту нахождения покупателя изложены.
          Как уже отмечалось, продажа товаров  по образцам является: общей для торговли по месту нахождения торгового объекта и по месту нахождения покупателя.
          При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможно самостоятельно или с помощью обслуживающего персонала ознакомиться с демонстрируемыми образцами или предложенными описаниями товаров, выбрать и приобрести необходимые товары. Товары передаются покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором розничной купли-продажи.
          Что значит, если иное не предусмотрено договором? Дело в том, что, по общему правилу, продавец, заявляющий, что он осуществляет продажу товаров по образцам, обязан предложить услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые не могут быть пущена в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов. Могут быть предложены другие услуги - по сборке, установке, подключению, наладке и сервисному обслуживанию. Если покупатель отказывается от этих услуг, то в этом случае и определяются иные условия договоры розничной купли-продажи - место, способы, время передачи товара и производства оплаты.
     Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.
     Самый короткий путь торгово-технологического процесса при самообслуживании: разгрузка – приёмка – продажа, а самый длинный при индивидуальном методе обслуживания: разгрузка – приёмка – хранение – подготовка к продаже – продажа.
     Принципы  торгово-технологического процесса:
     1. Обеспечение комплексного подхода  к выработке оптимальных вариантов продажи;
     2. Обеспечение наилучших условий  выбора товара, экономии времени  покупателей и высокого времени  обслуживания;
     3. Соответствие технологии современному  научно–техническому уровню; достижение  оптимальной экономической эффективности процесса, путём ускорения оборачиваемости товара, экономии труда, рост его производительности и снижения издержек обращения.
     С позиции управления следует подчеркнуть  основные черты торгово-технологического процесса:
     Вероятностный характер – технический расчёт должен иметь технические допуски.
     Динамичность – процесс непрерывно развивается во времени, при этом тенденция развития не одинакова по отдельным её элементам и товарным группам.
     Цикличность – повторение тех или иных процессов в определённых промежутках времени.
     Переменная  интенсивность – приводит к неравномерности трудовых затрат, недостаточной эффективности разгрузки и нерациональному использованию техники.
     Дискретность – это непрерывное пополнение торгового зала в магазине.
     Массовость – участие большого количества людей, что позволяет применить при решении отдельных ситуаций теорию массового обслуживания.
     1.2 Характеристика элементов  торгово-технологического  процесса 
     Одной из важнейших составных частей технологического процесса в магазине является приёмка поступивших товаров по количеству и качеству. Порядок приёмки и сроки проведения, а также правила её документального оформления определены в инструкциях «О порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приёмки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству».
     Осуществляют  приёмку товаров работники магазина, на которых возложена материальная ответственность. Они должны хорошо знать правила приёмки, сроки её проведения, уметь составлять все необходимые документы, быть компетентными в вопросах определения количества и качества товаров. Руководство магазина обязано систематически контролировать выполнение правил приёмки и своевременность её документального оформления. При нарушении правил приёмки и сроков проведения торговые организации в случае недостачи или снижения качества лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям.
     Приёмка товаров в магазине включает в себя:
     - проверка количества поступивших  товаров, их качества и комплектности;
     - оформление приёмки соответствующими  документами;
     - принятие товаров на учёт.
       Работники магазина, осуществляющие приёмку должны убедиться в соответствии его характеристик (наименования, количества, цены и др.) данным транспортных сопроводительных документов.
     Товарно–транспортная  накладная – при доставке автомобильным  транспортом. Товарная накладная –  применяется для оформления продажи  товаров. Счёт – для предприятий розничной торговли является документом, на основании которого производится оплата поставленного товара. Он выдаётся поставщиком и удостоверяет поставку товара и его стоимость.
     Счёт–фактура  содержит следующие сведения: наименование, единицы измерения, количество поставляемых товаров, цену за единицу измерения, стоимость всего количества поставляемых товаров и иные реквизиты Материально ответственное лицо, производившее приёмку товара, ставит свою подпись на сопроводительных документах и заверяет её круглой печатью торговой организации.
     Приёмка по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товаров, а также их количества данным сопроводительных документов. Если товары поступили без сопроводительных документов или части из них, то приёмка оформляется специальным актом «Актом о приёмке товара, поступившего без счёта поставщика» (форма, № ТОРГ- 4). В акте указывается фактическое количество поступившего товара, составляется в двух экземплярах членами комиссии при участии материально ответственного лица (МОЛ). Первый экземпляр акта передаётся в бухгалтерию, а второй остаётся у МОЛ. Поступивший товар принимается на ответственное хранение до прибытия сопроводительных документов.
     Товары, поставленные без тары, в повреждённой или открытой таре, принимаются по массе нетто и количеству единиц в том месте, где происходит фактическая сдача их поставщиком получателю. Товары, поступившие в закрытой таре, без повреждений, приёмка осуществляется в два этапа. Предварительно товары принимают на месте получения от поставщика или органов транспорта. Приёмка заключается в проверке маркировки, пересчёте тарных мест, определения массы брутто. При этом содержимое тарных мест не проверяется, товары, поступившие в исправной таре, принимаются без перевешивания по числу тарных мест.
     Окончательную приёмку товаров по количеству проводят, проверяя количество единиц товара в  каждом тарном месте и массу нетто. Приёмка товаров по количеству проводится в установленные сроки. Товары, поступившие  без тары, открытой или повреждённой таре, должны быть приняты в момент получения их от поставщика.
     Окончательную приёмку товаров по массе нетто  и количеству товарных единиц в каждом месте производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящиеся товары не позднее 24 часов с момента получения товаров. Для районов Крайнего Севера и досрочного завоза непродовольственные товары принимают по количеству не позднее 60 дней, продовольственные не позднее 40 дней, а скоропортящиеся не позднее 48 часов с момента поступления их в магазин. Масса нетто проверяется в порядке, установленном стандартами, техническими условиями. Масса тары определяется одновременно с массой нетто. Если товары не возможно взвесить без тары, то определят массу нетто путём массы тары из массы брутто по данным, указанным в сопроводительных и транспортных документах не допускается. Если масса тары превышает, указанную в сопроводительных документах или трафарете, то такая разница называется завесом тары, и заносятся в журнал «Журнал регистрации товарно–материальных ценностей, требующих завеса тары» (форма №ТОРГ- 7). Акт составляется не позднее чем в 10 дневный срок. Завес тары списывают в зависимости от условий договора с поставщиком. В случае обнаружения недостачи товаров приёмка прекращается, обеспечивается сохранность товаров и составляется односторонний «Акт о приёмке товаров» (форма ТОРГ- 1) и вызывается представитель поставщика срок не позднее чем в 24 часа, а скоропортящиеся немедленно, представитель должен явиться не позднее, чем не следующий день, а скоропортящиеся в течение 4 часов. Результат приёмки оформляется актом.
     Приёмка товаров по качеству: проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества. Принимают товары по органолептическим показателям. Сроки приёмки: иногородняя поставка – не позднее 20 дней, а скоропортящиеся не позднее 24 часов после выдачи их органом транспорта или поступления в магазин. В районах Крайнего Севера и других районах досрочного завоза непродовольственные товары принимают по качеству в течение 60 дней, продовольственные не позднее 40 дней, а скоропортящиеся не позднее 48 часов. Приёмка считается произведённой своевременно, если проверка качества и комплектности товаров завершена в установленные сроки. При приёмке товаров производится сплошная проверка их качества и комплектности. Выборочная проверка с распространением результатов на проверки качества на всю партию допускается в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или договором. При обнаружении несоответствия составляют односторонний акт, а приёмку прекращают до установления несоответствий. Вызывается представитель поставщика, который должен явиться непозднее, чем на следующий день, а по скоропортящимся в течение 4 часов, иногородний представитель должен явиться не позднее чем в трёх дневный срок. Составляется акт, который подписывают лица, осуществляющие приёмку, и составляется претензия поставщику. Акт о скрытых недостатках должен быть составлен в течение 5 дней. Это первое торгово-технологическое звено цепи.
     Следующий этап хранение и подготовка товаров к продаже:
     При размещении товаров на хранение рекомендуется  закреплять за каждым из них постоянное место, что упрощает процесс учёта  и контроля состояния товарных запасов, обеспечивает оптимальные условия и режим хранения. Товар, который реализуется медленно, размещается в глубине кладовых, ближе к дверям, на нижних полках размещают товары краткосрочного хранения, громоздкие, тяжёлые, а на верхних полках лёгкие. Размещение товаров может быть и произвольным. При хранении товаров следует строго соблюдать противопожарные требования. Расстояние от товаров, размещённых на стеллажах и в штабелях до приборов отопления должно быть 20-50 см, до пола-15-30см, до источника освещения -50см, до стен помещения 70см, опасные товары в пожарном отношении следует хранить в изолированных, специальных помещениях. Также обязательным является и соблюдение техники безопасности. Высота укладки товаров в штабеля не должна превышать 2 м. Товары хранят как в упакованном, так и распакованном виде. Способы хранения зависят от свойств товаров, вида складских помещений, продолжительности хранения. Наиболее часто применяют следующие виды хранения: штабельное, стеллажное и в подвешенном виде.
     На  стеллажах размещают как упакованные, так и неупакованные товары, укладывают стопками, рядами, для лучшего счёта. Штабельное – громоздкие и крупногабаритные товары и в таре. С помощью специальных приспособлений – в подвешенном состоянии.
     Укладка товаров – бывает прямая, перекрёстная, обратная.
     Прямая  – например, ящики, ставя их один на другой маркировкой наружу, при  этом верхний ряд должен совпадать  с другим.
     Перекрёстная  – товары в удлинённых ящиках, помещая  верхние ящики поперёк нижних.
     Обратная  – при штабелировании товаров  в мешках.
     Режим хранения товаров - следует строго соблюдать температуру и относительную влажность воздуха. В процессе хранения товаров влажность воздуха регулируют. Хранение товаров в магазине производят с учётом их физико-химических свойств, соблюдения товарного соседства, учитываются сроки реализации, очерёдность поступления и подачи в торговый зал. Непродовольственные, нескоропортящиеся продовольственные товары хранят при температуре 12-18С и относительная влажность воздуха 60 - 70%. Скоропортящиеся при пониженных температурах, в холодильных ёмкостях.
     На  качество товаров оказывает влияние  освещённость помещений. Также нужно  соблюдать и санитарный режим: вентиляция, мытьё полов, борьба с вредителями. Информация о требованиях, предъявляемых  к условиям хранения указана, а также срокам хранения содержится в нормативных документах.
     Следующий этап – технология предварительной  подготовки к продаже:
     Многие  товары не сразу передаются в торговый зал в том виде, в котором  поступили. Они нуждаются в распаковке и сортировке. Главное внимание уделяется сохранности качества товаров и тары. При подготовке товаров к продаже проводят следующие операции:
     - проверка соответствия цен, сортности,  указанных на маркировке;
     - облагораживание товаров (очистка  от пыли, утюжка, протирка);
     -фасовка, нарезка, укладка в специальную тару;
     - комплектование подарочных наборов;
     - оформление и прикрепление ярлыков  цен.
     При хранении товаров и подготовке их к продаже возникает естественная убыль, на многие из них утверждаются нормы. Кроме того могут возникнуть и другие потери: бой, лом, порча их оформляют «Актом о порче, бое ломе товарно – материальных ценностей» (форма № ТОРГ – 15).
     Следующим этапом является размещение и выкладка товаров  в торговом зале:
     На  качество торгового обслуживания и  эффективность работы магазина в значительной степени влияют размещение и выкладка товаров в торговом зале. Размещение товарных групп для каждого типа магазина учитывается ещё при составлении его технологической планировки.
     Размещая  товары в торговом зале, исходят  из ассортимента реализуемых в магазине товаров и применяемых методов продажи каждой товарной группы, учитывают особенности торгового зала, расположение окон, дверей, колонн, а также расстановка торгового оборудования. При размещении товаров учитывают направление движения покупательских потоков, физико-химические свойства товаров и правила товарного соседства. Товары стараются разместить по принципу комплексного потребления, взаимозаменяемости, назначению. Каждая товарная группа получает своё товарное место, что даёт постоянному покупателю легко ориентироваться в торговом зале, так как он приносит магазину наибольшую прибыль. При закреплении за товарными группами постоянных зон учитывают:
     -зона  товарных групп, подготавливаемых  к продаже непосредственно в  магазине, должна примыкать к тем помещениям, в которых осуществляется подготовка этих товаров;
     - для товарных групп, которые  требуют длительного ознакомления  с покупателями выделяют зону  в глубине торгового зала;
     - крупногабаритные и тяжёлые товары  располагают в зоне около контрольно - кассового узла или близко к выходу из торгового зала;
     - товары, которые требуют частого  пополнения вблизи кладовых;
     - выложенные товары должны обеспечивать  свободный проход и доступ  к ним покупателей. При распределении  товаров на площади торгового зала важно создать такие условия, чтобы работники магазина имели хороший обзор и своевременно пополняли недостающий товар. При размещении товаров в торговом зале необходимо использовать каждый квадратный метр его установочной площади под выкладку товаров. Товар в упаковке выкладывают этикетками обращёнными к покупателю. Есть два основных способа: вертикальный – расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках сверху вниз. Горизонтальный – однородные товары располагают вдоль по всей длине оборудования, занимая каждым товаром одну – две полки. Товарная выкладка – для показа и для отпуска товаров. Декоративная – в виде фигурных штабелей, пирамид, привлечение покупателей. Также при выкладке нужно учитывать стоимость, спрос и другие характеристики. Товары, которые редко спрашивают и дорогие располагают на верхних полках, дешёвые внизу. Повысить эффективность выкладки позволяет знание психологии покупателей, например, двигаясь вдоль рядов оборудования, покупатели хуже замечают товары, в начале и в конце ряда, поэтому необходимо расположить здесь яркий товар и рекламу.
     Продажа товаров является заключительным этапом технологического процесса
     Особенность продажи товаров, последовательность проведения отдельных операций зависит от сложности ассортимента продаваемых товаров, характера спроса покупателей, применяемых форм продажи. Несмотря на принципиальные отличия в организации продажи товаров с применением различных форм (особенно самообслуживания) и с индивидуальным обслуживанием покупателей, они имеют и общие черты. В магазинах процесс продажи складывается из следующих операций:
     1. Встреча покупателя и выявление  спроса - является начальным элементом процесса продажи. Его задача - выявить намерения покупателей в отношении модели, фасона, качества, цены и других признаков товара.
     2. Предложение и показ товаров  - является важнейшим составным  элементом процесса обслуживания покупателей. Правильная организация показа товаров возможна только на основе хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения современных способов их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий.
      3. Помощь в выборе товаров и  консультация, в свою очередь повышает культуру торговли. Она проводится при показе и отборе товаров и включает сведения о назначении товаров разных марок, способах эксплуатации и обращения с товарами, нормах потребления отдельных товаров в зависимости от конкретных условий их использования, соответствии изделий современной моде. Консультация не должна ограничиваться только сообщением интересующих покупателя сведений о товарах, но и способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию эстетических вкусов покупателей. Технические операции, выполняемые в процессе отпуска непродовольственных товаров, включают отмеривание, отчет и упаковку товаров.
     4. Оплата стоимости товаров, упаковка  и выдача товаров. Заключительная  стадия процесса обслуживания покупателей и может осуществляться в расчетном узле, где покупатель предъявляет товары контролеру-кассиру, самостоятельно отобранные в зале самообслуживания. Особенность отпуска технически сложных товаров, имеющих гарантийный срок службы, заключается в том, что продавцы делают отметки в заводском паспорте (проставляют дату продажи, свою подпись и штамп магазина) , проверяют наличие инструкций по эксплуатации , оформляют товарный чек, один экземпляр которого выдают покупателю. Для повышения качества и ускорения обслуживания покупателей в торговом зале следует размещать различные указатели и справочные таблицы.
     Таким образом, будучи связанной со многими  отраслями народного хозяйства, торговля использует достижения научно-технического прогресса в каждой из них. Так, научно-технический  прогресс в сфере производства товаров народного потребления оказывает существенное влияние на совершенствование форм и методов продажи товаров. Развитие производства современных средств оргтехники и вычислительной техники и их внедрение изменяют содержание процессов управления торговой деятельностью. Достижения отрасли торгового машиностроения и внедрение средств механизации и автоматизации работ на предприятиях розничной и оптовой торговли. Научно-технический прогресс в торговле на ряду с внедрением передовой техники проявляется также в совершенствовании в технологии товародвижения и продажи товаров ,применении современных методов управления. В настоящее время научно-технический прогресс в торговле характеризуется массовым внедрением прогрессивных форм продажи товаров.
1.3 Устройство и основы технологической планировки магазина

     Требования  к устройству магазинов

     Для строительства или реконструкции  торговых объектов необходимо наличие  проектно-сметной документации.

     Строительство торговых предприятий осуществляется по проектам, представляющим собой комплекс технической и конструкторской документации, содержащей обоснование, расчеты, чертежи, сметы, пояснительные записки и другие материалы.
     Обоснование является документом, определяющим целесообразность проектирования и строительства конкретного предприятия. Принятые проектные решения обосновываются при помощи расчетов.
     Чертежи служат для графического изображения  проектируемого объекта (геометрической формы зданий, внутренней планировки, схем электроснабжения и т. д.).
     Стоимость строительства объекта и лимит финансирования стройки определяется на основе сметы. Она служит также основным документом, в соответствии с которым производятся расчеты между заказчиком и подрядчиком.
     С целью получения четкого представления  о проектируемом объекте в проекте содержится пояснительная записка, в которой даются соответствующие пояснения относительно отдельных частей объекта и принятых проектных решений.
     Различают три вида проектов: индивидуальные, повторно применяемые и типовые.
     Индивидуальные проекты разрабатываются, как правило, для разового применения при возведении уникальных зданий и сооружений.
     Некоторые индивидуальные проекты торговых предприятий  могут быть использованы повторно.
     Строительство торговых предприятий ведется в  основном по типовым проектам. Они разрабатываются для многократного использования при строительстве одинаковых по своему назначению объектов. Типовое проектирование существенно сокращает затраты и сроки проектных работ, способствует более эффективному обеспечению единой технической политики в капитальном строительстве, улучшению качества проектирования. Оно является важнейшим средством обеспечения широкого использования типовых деталей, изготовляемых при массовом строительстве.
     Состав  и взаимосвязь  помещений магазина
     Проектирование предприятий торговли должно основываться наследующих общих принципах:
     последовательности, т. е. первоначальном решении общих  вопросов обоснования целесообразности строительства, а затем уже определении  основных технологических, объемно-планировочных, конструктивных, архитектурных и других решений;
     вариантности, предусматривающей разработку нескольких вариантов проектов с целью выбора наиболее эффективного варианта;
     комплексности, предполагающей строгую взаимоувязку всех частей проекта;
     использовании в проектировании типовых проектов, что позволяет сократить затраты труда проектировщиков, снизить стоимость проектных работ и одновременно расширить применение при строительстве унифицированных деталей и узлов, прогрессивных типовых решений и т. д.;
     применении  единых норм проектирования, являющихся необходимой базой для разработки высококачественных экономичных проектов.
     Документом, в котором содержатся основные требования к проектированию и строительству  предприятий, зданий и сооружений, являются Строительные нормы и правила (СНиП). Этот документ является обязательным для всех проектных, строительных и монтажных организаций.
     Строительные  нормы и правила состоят из пяти частей:
    Организация, управление, экономика.
    Нормы проектирования.
    Правила производства и приемки работ.
    Сметные нормы.
    Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов.
      В строительстве могут применяться  и региональные строительные нормы (РСН). Они утверждаются компетентными  органами управления республик, краев, областей и городов Российской Федерации и действуют в пределах соответствующих территорий.
      Одним из нормативных документов, применяемых  в строительстве, являются Строительно-технологические  нормы (СТН). Они утверждаются по отраслевому  признаку производственными объединениями (концернами, ассоциациями, союзами и т. п.) и применяются на предприятиях и в организациях, входящих в эти объединения и союзы.
      При строительном проектировании руководствуются  также государственными стандартами  на строительные материалы и детали. Они являются обязательными для всех проектных и строительных организаций. Стандартизация дает возможность ограничить число изготовляемых типоразмеров изделий и создает условия для специализации их производства, что особенно важно при применении сборных конструкций. Кроме того, в строительстве могут применяться стандарты, издаваемые предприятиями, организациями и хозяйственными организациями (ассоциациями, концернами и т. п.).
      Перечисленные нормативные документы являются средством государственного регулирования  градостроительной деятельности. Они содержат необходимый комплекс количественных и качественных показателей, регулирующих разработку и реализацию градостроительной документации.

Устройство  и планировка торгового  зала и помещений  для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

     Оборудование  этой группы подразделяют на следующие  подгруппы: для укладки и хранения тарно-штучных товаров; для хранения навалочных и насыпных товаров; для  хранения наливных товаров.
     Для укладки и хранения тарно-штучных  грузов широко применяются стеллажи и поддоны.
     Стеллажи  по назначению делят на универсальные и специальные. В зависимости от конструктивных особенностей различают сборно-разборные и неразборные стеллажи. Сборно-разборные стеллажи собирают из унифицированных деталей и узлов, что обеспечивает большое количество вариантов их компоновки.
     Универсальные стеллажи используют для хранения различных  продовольственных и промышленных товаров в таре или на поддонах. Они бывают полочными, клеточными, ящичными, каркасными и гравитационными. Самыми распространенными являются полочные стеллажи, которые представляют собой несколько рядов горизонтальных полок, укрепленных на вертикальных стойках. В клеточных стеллажах полки разделены вертикальными перегородками Их используют для хранения
     мелкоштучных товаров в коробках или пачках, а также для размещения товаров по сортам, видам и другим признакам. Ящичные стеллажи служат для хранения мелкоштучных товаров -радиодеталей, светочувствительных фотографических материалов и т. д. Ячейками в них служат ящики. Каркасные стеллажи состоят из вертикальной металлической рамы и горизонтальной обрешетки. С помощью перфорации в стойках можно переставлять обрешетку и изменять высоту ячейки стеллажа. Используют каркасные стеллажи для хранения товаров на поддонах с применением средств механизации. В гравитационных стеллажах грузовые полки наклонены и груз перемещается под действием своей силы тяжести.
     Специальные стеллажи служат для хранения определенных товаров. Их подразделяют на стоечные, консольные и механические стеллажи — вешала. Стоечные стеллажи состоя! из горизонтальной рамы и укрепленных на ней стоек. В консольных стеллажах грузонесущая поверхность выполнена в виде консолей. На стоечных и консольных стеллажах размещаю! для хранения длинномерные грузы (трубы, сортовой металл и т. д.). Механические стеллажи — вешала используют для хранения верхней одежды, костюмов на плечиках.
     На  выбор того или иного типа стеллажа влияет ассортимент хранимых товаров, габариты тарных мест, используемое для  об работки грузов подъемно-транспортное оборудование.
     Поддоны представляют собой устройства, предназначенные для формирования грузовых пакетов, штабелирования и транспортирования товаров. По своему использованию они универсальны. Изготовляются в основном из дерева. По конструкции различают плоские, стоечные и ящичные поддоны. Плоские поддоны применяют для пакетирования товаров в ящиках, мешках и другой таре. Стоечные поддоны имеют четыре стойки, позволяющие производить многоярусную их укладку с грузами,
     которые не обеспечивают устойчивость штабеля (товары в картонных коробках и др.). Ящичные поддоны имеют съемные или несъемные стенки. В них укладывают товары в коробках, связках, свертках и легкоповреждаемые грузы.
     Использование поддонов на складах создает необходимые  условия для комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ, сокращения трудовых затрат, более эффективного использования площади и емкости складских помещений. При этом в 3-4 раза возрастает производительность труда, в 2-3 раза сокращается простой транспортных средств.
     Хранение  навалочных и насыпных грузов (поваренной соли, жмыха, строительных материалов, зерна и т. д.) осуществляют в бункерных  устройствах и закромах.
     Бункерные устройства представляют собой специально оборудованные вместилища для временного хранения навалочных и сыпучих грузов.
     Они бывают прямоугольной, круглой или  конической формы. Сверху имеют загрузочные  устройства, снизу — высыпной люк  с затвором. По материалу изготовления делятся на деревянные, железобетонные и металлические. Могут иметь емкость от 20 до 100 м3 и более.
     Закрома — отгороженные вертикальной перегородкой места для насыпки навалочных грузов. Могут иметь ячейки, образуемые внутренними перегородками. Чаще всего встречаются железобетонные и деревянйъш закрома.
     Наливные  грузы (растительные масла, нефтепродукты и т. п.) хранят в резервуарах (баках), а также в бочках, бидонах и т. п.
     Резервуары  чаще изготовляют из стали. Могут иметь емкость 5, 10, 25, 50, 75, 100 м3. Снабжены люками для замеров, чистки и ремонта, а также приспособлениями для слива и налива нефтепродуктов и для выпуска воздуха.
     Для хранения и перевозки наливных грузов могут использоваться специализированные контейнеры массой брутто 30, 20, 10, 5 и 1,25 т.

     Санитарно-техническое  устройство магазина

     Особые  требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интенсивным, но неослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фактический цвет товаров. Рабочие места фасовщиков, продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового зала.
     Улучшению условий труда работников торговли, повышению культуры обслуживания покупателей  способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации  рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий труда. Магазины должны располагать необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми помещениями.
     На  производительность труда работников магазина, качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе. Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от характера и стиля руководства коллективом магазина.
1.4. Современные подходы  к организации  торгово-технологических  процессов в магазинах
      В целях ускорения процесса товародвижения, сокращения времени предоставления услуг в торговле и повышения  качества обслуживания населения на первый план выдвигается задача механизации и автоматизации труда в торговле, особенно в розничной. Применение техники дает возможность доводить продукты питания до потребителя в более короткий срок, с сохранением питательных свойств и вкусовых качеств.
        Механизация и автоматизация труда в розничной торговле имеет большое социально-экономическое значение в связи с сокращением трудоемких работ и малоквалифицированного труда. Повышение уровня механизации ведет к облегчению труда торговых работников, снижению издержек обращения, повышению оборачиваемости товаров, сокращению товарных потерь, уменьшению времени простоя автотранспорта, повышению
      Механизация и автоматизация труда в розничной  торговле имеет большое социально-экономическое  значение в связи с сокращением трудоемких работ и малоквалифицированного труда. Повышение уровня механизации ведет к облегчению труда торговых работников, снижению издержек обращения, повышению оборачиваемости товаров, сокращению товарных потерь, уменьшению времени простоя автотранспорта, повышению коэффициента использования торговых и складских помещений магазинов, совершенствованию качества обслуживания покупателей и сокращению их времени, затрачиваемого на приобретение товаров.
      Техническая оснащенность магазинов торгово-технологическим оборудованием непрерывно совершенствуется, внедряются современные высокопроизводительные технические средства. Это создает условия для улучшения организации труда в магазинах и применения современных методов продажи товаров.
      Для доставки и подготовки товаров к продаже стало использоваться более производительное, многофункциональное фасовочное, упаковочное и этикетировочное оборудование, электронные контрольно-кассовые машины, отличающиеся быстротой и четкостью выполнения расчетно-кассовых операций, позволяющие повысить скорость и качество расчетов с покупателями.
      Благодаря увеличению выпуска товаров в  потребительской упаковке создались  благоприятные предпосылки для  внедрения тары-оборудования. Это  дает возможность максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы, сократить простои автотранспорта, уменьшить количество технологических операций.
      Уровень технической оснащенности зависит  от размеров магазинов, их мощности. Приспособленные  здания магазинов, которые часто  не соответствуют современным технико-технологическим требованиям, не позволяют использовать новое, высокопроизводительное оборудование. Это может быть связано с неудачной планировкой торговых залов и кладовых, недостаточной шириной коридоров и дверных проемов и некоторыми другими причинами. Строительство современных типовых магазинов, технологические планировки которых соответствуют строительным нормам и правилам, позволяет внедрять прогрессивные торгово-технологические процессы, новую торговую технику и эффективно ее эксплуатировать.
      В розничных предприятиях проводят механизацию:
      -одного вида работ (частичная механизация);
      -основных операций,
      -комплексную.
      Можно выделить три ступени комплексной  механизации и автоматизации:
      -комплексная механизация отдельного технологического процесса,
      -комплексная механизация и автоматизация всех процессов в магазине,
      -комплексная механизация и автоматизация всей технологии товародвижения от поставщика до расчета с покупателем.
      Внедрение комплексной механизации в магазинах  во многом зависит от того, насколько полно на стадии проектирования  учтены  требования торгово-технологического процесса и предусмотрены условия для применения техники.Схемы механизации торгово-технологического процесса  магазина.
      Торгово-технологический  процесс  магазина включает ряд последовательных операций, осуществляемых в процессе движения товаров с момента их поступления до реализации потребителю   Это находит отражение в его структурной  схеме. С позиций  механизации торгово-технологического процесса можно выделить три структурные схемы,  разработанные в зависимости от методов обслуживания покупателей и степени готовности товаров к продаже.
      Первая  схема предусматривает разгрузку  товаров с автотранспорта, приемку  их по количеству и качеству и продажу.
      Вторая схема   включает операции по разгрузке товаров с автотранспорта,  приемку их по количеству и качеству, хранение и продажу.
      Третья  схема распространена более других. Она заключается в разгрузке  товаров с автотранспорта, приемке  их по количеству и качеству, хранении, подготовке к продаже и продаже. Последняя схема включает все операции, поскольку требует подготовки товаров к продаже непосредственно в магазине.
      Наиболее  перспективна первая схема, требующая  поступления в магазин предварительно расфасованных, упакованных и этикетированных товаров В этом случае сокращаются операции на транспортирование, хранение и фасовку и больше внимания уделяется основному процессу — продаже товаров. Наличие упакованных товаров позволяет осуществлять пакетирование, что создает благоприятные предпосылки для индустриализации транспортировки товаров и ускорения оборачиваемости.
      Применение  при транспортировке тары-оборудования позволяет после приемки товаров  по количеству и качеству направлять их без перевалки непосредственно  в торговый зал для продажи
      Продажа товаров методом самообслуживания требует переноса операций по нарезке  продуктов, их упаковке и этикетировке за пределы торгового зала — в  фасовочные цеха, на оптовые базы или  производственные предприятия, что  дает возможность применять в них высокопроизводительные машины и оборудование, обеспечивающие ритмичность работы и более высокую производительность труда фасовщиков.
      Эффективность схемы механизации торгово-технологического процесса для каждого конкретного  магазина зависит от правильного подбора и эксплуатации технических средств. Для чего необходимо:
      -определить кратчайшие пути перемещения груза;
      -максимально приблизить места хранения к местам разгрузки и отпуска товаров;
      -чтобы помещения для фасовки по возможности примыкали к торговому залу;
      -предусмотреть помещения для приемки и хранения товаров;
      -чтобы ширина проходов соответствовала габаритам транспортных средств;
      -обеспечить соответствие технических средств объемам перемещаемых товаров и тары, способам укладки и хранения.
      Особенно  трудоемкими в торгово-технологическом  процессе в магазине являются операции, связанные с перемещением грузов, которые включают в себя погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские операции Для определения их объема используется показатель мощности грузопотока — количество товаров, проходящих через определенный участок в единицу времени. Мощность грузопотока измеряется в натуральных показателях (т/день, т/месяц и т. д.).
      В целях рационального использования  рабочей силы и техники следует  на этапе проектирования разрабатывать схемы механизации работ в магазине в тесной взаимосвязи со схемой механизации всего процесса товародвижения. При построении схем должны быть учтены следующие факторы:
      • структурная схема торгово-технологического процесса;
      • мощность грузопотока, его интенсивность и направление;
      • вид и параметры транспортных средств как порожних, так и  с перемещаемым товаром.
      При разработке рациональных схем механизации  должны составляться технологические  карты, в которых отражаются: тип  магазина, схема торгово-технологического процесса, направление и интенсивность грузопотока, частота завоза товаров и вывоза тары, имеющийся парк торгово-технологического оборудования и его размещение в магазине. На основе технологических карт можно определить немеханизированные участки работ, которые необходимо обеспечить оборудованием.
      В качестве примера можно рассмотреть  две основные схемы грузопотока, которые в настоящее время  являются наиболее рациональными. Первая схема включает:
• перемещение  товара в кузове к заднему борту автомашины;
• погрузка товаров на тележку;
• подача тележки с товарами в помещение  приемки,
• приемка  товаров по количеству и качеству;
• подача тележки с товарами в торговый зал;
• разгрузка  тележки на рабочем месте в  торговом зале.
• возврат тележки к месту ее хранения или к автомашине для последующей ее загрузки.
      С целью исключения лишних операций, таких как погрузка и разгрузка  тележки, целесообразно применять  тараоборудование В этом случае схема  будет выглядеть следующим образом:
• перемещение товаров к заднему борту автомашины;
• подача товаров в помещение приемки;
• приемка  товаров по количеству и качеству;
• подача товаров в торговый зал;
• возврат  тары-оборудования без товара;
• погрузка тары-оборудования в кузов автомашины.
Механизация требует применения высокоэффективных технических средств, однако излишне приобретенное оборудование необоснованно увеличивает затраты на его покупку и техническое обслуживание, повышает уровень издержек обращения, снижает эффективность деятельности предприятий.
      Примерные нормы направлены на упорядочение технической  оснащенности, сокращение ручного труда  и улучшение использования техники
      Процесс механизации должен быть осуществлен  на всех стадиях процесса товародвижения на основе применения подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации, тары-оборудования, использования режущих, фасовочных, упаковочных машин и автоматов, весоизмерительного оборудования, электронных кассовых аппаратов, холодильного оборудования и торговых автоматов, а также использования автоматизированных систем управления в торговле.
      Уровень механизации торгово-технологического процесса магазина определяется отношением весового количества товаров, погруженных  и разгруженных с помощью механизмов к общему объему погрузочно-разгрузочных работ, Работы, выполняемые с помощью ручных тележек, считаются механизированными на 50%, а с использованием лифта — на 100%. Уровень механизации в этом случае определяется по формуле:
      
      где 0,5 — коэффициент снижения трудоемкости работ при использовании грузовых тележек;
      2 — коэффициент снижения трудоемкости  работ при использовании лифта,
      Г — годовой грузооборот по всем группам товаров.
      Н — средневзвешенное количество перевалок.
      Под перевалкой понимается технологическая  операция на пути движения товаров. Количество перевалок определяется в соответствии с типовой технологической схемой движения товара. Сокращение перевалок является одним из факторов совершенствования технологического процесса.
      Расчет  экономической эффективности механизации.
      Решение о техническом оснащении магазина должно основываться на расчетах экономической эффективности. Так, при замене и модернизации оборудования пользуются расчетом экономического эффекта по минимуму приведенных затрат (3), которые представляют сумму себестоимости на единицу мощности и нормативной прибыли.
      
      где С — себестоимость единицы  продукции, руб.; ЕН   — нормативный коэффициент экономической эффективности;
      К — удельные капитальные вложения, руб.
      Для расчета экономического эффекта  необходимо приведение единовременных и текущих затрат на создание и внедрение новой и базовой техники и результатов их применения к одному моменту времени (началу расчетного года)
      
      где at— коэффициент приведения;
      Е — норматив приведения разновременных затрат (0,1)
      t — число лет.
      Оценка  эффективности новой техники  имеет не только экономический, но и  социальный аспект. Основным результатом  ее внедрения является число высвобожденных работников, которое определяется по формуле:
      
      где  РВ — число условно высвобожденных работников; О2 — объем работ после внедрения новой техники, П2 — производительность труда (выработка на одного работника) после внедрения новой техники;
      II1 — производительность труда до внедрения новой техники.
      Существенным  резервом повышения эффективности  оборудования является его модернизация. Модернизацию целесообразно проводить в том случае, если приведенные затраты на ее осуществление меньше затрат на закупки нового оборудования.
      Но  процесс реконструкции и технического перевооружения не сводится только к  количественному увеличению и обновлению парка машин и оборудования, он охватывает и вопросы совершенствования технологии торговой деятельности, в частности, совершенствование товародвижения и внедрение новейших методов продажи товаров.
      Условиями повышения уровня механизации и автоматизации в торговле являются:
    соответствие применяемых технических средств технологическим процессам и операциям;
    применение пакетных перевозок;
    использование тары-оборудования в сквозной технологической цепи товародвижения от производства до торгового зала магазина;
    перенос фасовки товаров из торгового зала магазина В подсобные помещения (в специализированные фасовочные цеха);
    достижение согласованности при разработке технологии во всех звеньях товародвижения.
      В системе машин содержатся оптимальные транспортно-технологические схемы переработки товаров, выделены наиболее трудоемкие технологические процессы и представлен перечень необходимых для их механизации типов машин.
      Приводится  также перечень машин и механизмов новых поколений, освоение производства которых следует осуществить в перспективе. Механизация и автоматизация торгово-технологических процессов, являясь важнейшим направлением научно-технического прогресса, наряду с сокращением тяжелого физического труда способствуют улучшению экономических показателей торговых предприятий.
      Одно  из перспективных направлений технического прогресса в торговле — применение торговых автоматов, которые способствуют расширению ассортимента, увеличению объема продажи товаров и повышению  качества торгового обслуживания. Через торговые автоматы целесообразно продавать товары частого спроса в местах работы, учебы и отдыха. С их помощью можно обеспечить торговое обслуживание населения в любое время суток. Они дают возможность продлить процесс продажи отдельных товаров после окончания работы магазинов, чем в немалой степени способствуют снижению издержек обращения, ускорению товарооборачиваемости и повышению рентабельности.
      Автоматизация торговли в перспективе получит  значительное распространение, прежде всего по товарам массового и устойчивого спроса, имеющих небольшие размеры и невысокую цену. Практически все продовольственные товары могут реализовываться через торговые автоматы. Местом установки могут быть торговые залы магазинов, залы ожидания авто-, аэро- и железнодорожных вокзалов, фойе кинотеатров, здания учебных заведений, а также открытые площадки на центральных улицах, площадях, в парках, скверах и других местах массового отдыха. Крайне необходимы они для обслуживания работников предприятий с многосменным производственным циклом.
      Существующая  материально-техническая основа автоматизации  процесса продажи товаров населению  нуждается в совершенствовании. Конструирование и производство торговых автоматов должно быть направлено на создание надежных, технически и эстетически совершенных, удобных в эксплуатации торговых автоматов, базирующихся на современных достижениях механики, электроники, кибернетики, автоматики и робототехники.
      В торговле могли бы найти применение в первую очередь торговые автоматы для продажи штучных продовольственных товаров в упаковке: в бутылках и банках — молочные и консервированные продукты, напитки и минеральные воды,  соки,  в пачках и коробках — конфеты, вафли, печенье, сахар и другие кондитерские изделия, сырки, чай, табачные изделия, пирожные,  торты,  мороженое. Могут также продаваться поштучно хлебобулочные изделия,  бутерброды, колбаса, фрукты (особенно цитрусовые), некоторые виды овощей.
      Имеется потребность в более широкой  номенклатуре торговых автоматов для  продажи жидких товаров в стаканах, таких как газированная вода, чай, кофе, какао, соки и другие напитки. Ассортимент товаров, реализуемых через автоматы, может значительно расшириться до открытия и после закрытия продовольственных магазинов.
      В будущем должны найти применение, особенно в местах массового спроса (у вокзалов, автостанций, на автострадах), кафе-автоматы и магазины-автоматы, оборудованные сложными многотоварными автоматами-манипуляторами с устройствами для приготовления и продажи блюд или реализации готовых к потреблению товаров.  
 
 
 
 
 
 

      2 Организационно-экономическая  характеристика торгового  предприятия ООО  «Тамара» 

      2.1 Организационно-правовая  характеристика ООО  «Тамара»
     Сеть  супермаркетов «Командор» - это современная  сеть магазинов самообслуживания, предлагающая покупателям широкий выбор продуктов и непродовольственных товаров. В настоящее время Группа Компаний «Командор» включает в себя: 1 продуктовый гипермаркет; 47 супермаркетов формата «магазин у дома» в 7 городах Красноярского края и республики Хакасия; мебельный салон площадью более 10 000 м2; более 20 точек по продаже шкафов-купе, кухонь и другой мебели; производственные цеха в которых изготавливаются кухни, шкафы-купе, мягкая мебель, обеденные группы, а также мебель по индивидуальным заказам; коммерческая недвижимость.
       Фирма «Тамара» владеет статусом общества с ограниченной ответственностью, имеет круглую печать со своим наименованием.
     Общество с ограниченной ответственностью (общепринятое сокращение — ООО) — учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
     В отличие от государственных и  муниципальных унитарных предприятий, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, общества с ограниченной ответственностью (равно как и иные виды хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов) характеризуются тем, что их участники имеют в отношении них обязательственные права.
     Она создана в 1999 году как общество с  ограниченной ответственностью и зарегистрировано постановлением ИФНС по советскому району  г. Красноярска. Сокращенное фирменное наименование: ООО Фирма «Тамара». Юридический адрес общества: 660075, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака 8, стр.1. оф.202.
     Фактический адрес исследуемого супермаркета: г. Красноярск, ул. Новгородская 1А. Общая площадь магазина 428 м2.
     Магазин работает с 8:00 утра до 24:00 вечера без  выходных и перерыва, что позволяет покупателям посещать магазин в любое удобное для них время.
     Предметом деятельности является: розничная реализация продовольственных и непродовольственных товаров.
     Целью деятельности данного предприятия является быть компанией №1 в Красноярском крае и Хакассии по качеству услуг, товарообороту и эффективности.
      Для достижения поставленной цели ООО Фирма «Тамара» ставит перед собой следующие задачи:
      создать комфортные условия для приобретения качественного товара;
      удовлетворение потребностей покупателейОсновной вид деятельности данного предприятия – розничная торговля. Специализация – продовольственные и непродовольственные товары.
    Высшим  органом управления предприятием является главный офис генерального директора, находящегося по адресу: 660075, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Маерчака 8, стр.1. оф.202.
    Организационная структура предприятия – это конституция организации (предприятия), на основе которой происходят управление коммерческой деятельностью, а также устойчивые связи между звеньями организации.
    Организационная структура  торговой Фирмы «Тамара» выглядит следующим образом:  

      Рисунок 1 – Организационная структура торговой  Фирмы «Тамара» 

       Из данного рисунка можно сделать  вывод, что организационная структура  торговой Фирмы «Тамара» достаточно  эффективна с точки зрения  распределения обязанностей, так  как исключается дублирование обязанностей.
Должностные обязанности директора Фирмы  «Тамара»: руководит планово-экономической  работой; заним
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.