На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Умственная рабтаспособность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Часть 2. ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ
ВВЕДЕНИЕ
      В течение жизни явления старения проявляются на всех уровнях организма: на молекулярном уровне, на уровне клеток, тканей, органов, функциональных систем и на уровне организма в целом. При этом регуляторные и компенсаторные механизмы утрачивают свою эффективность, и соответственно изменяется адаптация организма к условиям деятельности. Это положение мы взяли в основу своей работы, концентрируя внимание на взаимоотношениях возраста, умственной работоспособности и физической работоспособности.
      В последнее время отечественные  и зарубежные авторы уделяют большое  внимание проблемам физической и  умственной работоспособности при  старении по следующим причинам: 1) с  увеличением средней продолжительности жизни происходит рост численности населения пожилого и старческого возраста; 2) возрастное снижение умственной и физической работоспособности ограничивает применение труда пожилых и старых людей в современных производственных условиях, ухудшает качество их жизни.
      Проблема  возрастных изменений отдельных  сторон деятельности, вклада этих механизмов в обеспечении нормы и нарушений  при патологических состояниях привлекает внимание исследователей (Навакатикян  А. О., Крыжановская В. В., 1979, Коркушко О. В., 1983, Фролькис В. В. с соавт., 1984, Сметник В. П. с соавт., 1988, Липовецкий Б. М.  с соавт., 1988), но до сих пор вопрос недостаточно изучен и имеет много спорных положений даже в отношении чисто физиологических механизмов. Что же касается онтогенетического плана исследований обоих видов работоспособности, то такие работы единичны (Pirani А. et al., 1984, Zoler М., 1984), противоречивы и не дают полного анализа явления. А важность решения этого вопроса не вызывает сомнения, так как сохранение умственной и физической работоспособности обусловливает обеспечение долголетней активной жизни граждан.
      Несмотря  на значительные успехи геронтологии в данной проблеме, до сих пор  мало исследованы особенности умственной работоспособности при старении. В единственной отечественной монографии Навакатикяна А. О., Крыжановской В. В. "Возрастная работоспособность лиц умственного труда" (1979) этот вопрос изучен только в отношении работников управления и операторов. Остаются неизвестными границы уменьшения умственной работоспособности, факторы, отодвигающие или приближающие эти границы, не разработаны комплексы нагрузочных тестов для оценки умственной работоспособности у пожилых и старых людей.
      Более глубоко исследованы возрастные сдвиги физической работоспособности (Коркушко О. В., 1983; Фролькис В. В. с соавт., 1984; Сметник В. П. с соавт., 1988; Липовецкий Б. М. с соавт., 1988 и др.), но требуют дальнейшей разработки вопросы зависимости темпов снижения ее от пола, двигательных режимов, вида труда. До сих пор нет ясности в вопросе, в чем отличия адаптации на физические нагрузки у пожилых и старых людей по сравнению с молодыми, недостаточно разработаны тесты для оценки состояния сердечно-сосудистой системы при старении (Мотылянская P. Е., Ерусалимский Л. А., 1980).
      До  настоящего времени не установлена  взаимосвязь между умственной и  физической работоспособностью (Pirani А. е1 а1., 1984) .
      Возрастные  изменения работоспособности объясняются  рядом физиологических механизмов, но ведущий механизм старения —  сдвиги в центральной нервной системе. Информативным показателем последних, отражающим местные и общие физиологические перестройки функционального состояния, уровня метаболических и гемодинамических процессов в центральной нервной системе, является биоэ- лектрическая активность головного мозга (Фролькис В. В. с соавт., 1991). Изучение возрастных сдвигов электрогенеза мозга дает возможность уточнить механизмы уменьшения работоспособности при старении.
      Исследование  умственной и физической работоспособности  позволило создать метод объективной оценки биологического возраста человека, что имеет большое значение для медицинских рекомендаций, диспансеризации населения, своевременности выхода на пенсию, профессиональной переориентации, а также для оценки влияния социальных, экологических и генетических факторов, влияющих на продолжительность жизни.
      Цель  и задачи исследования.
      Цель  настоящей работы изучить возрастные особенности умственной и физической работоспособности, установить взаимоотношения  обоих видов работоспособности, выявить физиологические механизмы сдвигов работоспособности и создать метод оценки биологического возраста по работоспособности.
      Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи.
    Изучить особенности умственной и физической работоспособности при старении.
    Выявить разницу возрастных изменений умственной и физической работоспособности у лиц разного пола, с разными двигательными режимами и различными видами труда.
    Исследовать взаимоотношения умственной и физической работоспособности.
    Изучить физиологические механизмы возрастных изменений умственной и физической работоспособности.
    Разработать тест-программы для определения умственной работоспособности, физической работоспособности и обоих видов работоспособности.
    Предложить метод определения биологического возраста:
    по умственной работоспособности; 2) по физической работоспособности; 3) по обоим видам работоспособности.
    Установить объективность метода определения биологического возраста по разнице темпов старения лиц разного пола, с разными двигательными режимами и различными видами труда.
 

      
              
      ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
      1.1. Умственная работоспособность в  возрастном аспекте
      Решение ряда важнейших проблем в геронтологии в большей мере связано с возможностью оценки работоспособности и ее изменений. До сих пор нет общепринятого определения этого термина.
      Так, в психологии работоспособность  определяется как потенциальная  возможность индивида выполнять  целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение  определенного времени (Психология, словарь, 1990).
      В физиологии труда под работоспособностью принимается способность человека к выполнению совершенно конкретной деятельности в рамках заданных временных  лимитов и параметров эффективности (Загрядский В. П., Сулимо-Самуйло 3. К., 1976).
      В геронтологии работоспособность расшифровывается как максимальная возможность организма  совершать какую-либо работу за большой  период времени. Ее называют общей работоспособностью и делят на два вида — умственную и физическую работоспособность (Навакатикян А. О., Крыжановская В. В., 1979).
      Для определения умственной работоспособности  изучается ряд психологических  показателей — память, психическая  продуктивность, мыслительные процессы, внимание, зрительное восприятие (Гречин В. Б. с соавт., 1977). Такой подход к изучению работоспособности носит многогранный характер.
      Но  большинство авторов предпочитают исследовать отдельные стороны  умственной работоспособности. Большая  часть работ посвящена изучению памяти (Arenberg D., 1983; Неss Т., 1984; Macht М., Buschke Н., 1984; Read D. 1984; Park В., Puglisi J. 1985; Rotrou J. et а1., 1986; Литовченко С. В., Бачинская Н. Ю., 1987; Morris R. еt а1., 1988), в данных исследованиях отмечается снижение памяти при старении. Для старых людей характерен хорошо известный факт снижения памяти на текущие события и относительной сохранности ее на события далекого прошлого (закон Рибо). При старении более медленно снижаются скорость запоминая, кратковременная память и объем непосредственной памяти, чем продуктивность запоминания и оперативная память (Hultsct D. et а1., 1987) .
      В старости наблюдается преобладание логического и семантического освоения над механическим запоминанием. Относительно усилившиеся внутренние смысловые  связи становятся основой прочности  памяти у старых людей (Фролькис В. В. с соавт., 1991).
      Другой  точки зрения придерживаются авторы, не нашедшие тесной взаимосвязи между  старением и изменениями памяти (Rankin J. Collins М., 1985; Backman L., 1985; Gilmore G. et al.. 1986) .
      Противоречия  в отношении памяти при старении обьясняются неоднородностью групп испытуемых и применением разных методов исследования, зависимостью выраженности возрастного снижения памяти от степени ее тренированности на протяжении всей жизни.
      Механизмами изменения памяти при старении принято считать включение большого количества анализаторов в процесс запоминания, а также смысловую организацию, эмоциональную значимость материала, использование прежнего опыта и более медленный, чем в молодые годы, темп восприятия информации.
        Возрастные особенности памяти рассматриваются как проявление снижения функциональной активности лимбико-ретикулярных структур и тонуса мозговой коры, дисфункции холинергической системы в гиппокампе и коре головного мозга (Фролькис с соавт., 1991).
        Изменения психической продуктивности и внимания при старении изучались Маньковским Н. Б., Минцем А. Я., 1972; Навакатикяном А. О., Крыжановской В. В., 1979; Фролькисом В. В. с соавт., 1991. Авторы отмечают снижение количества просмотренных знаков в корректурной пробе. Первый довольно заметный негативный скачок выражен после 40 лет, затем в шестом, седьмом и первой половине восьмого десятиления снижение идет плавно и только во второй половине восьмого десятилетия наблюдается значительное ухудшение результатов. Снижение умственной деятельности в основном проявляется в ее количественной характеристике и значительно меньше в качественной.
        Исследования мышления у пожилых  и старых людей по сравнению  с молодыми показали, что во  время выполнения заданий на  образование аналогий и количество ошибок с возрастом значительно увеличиваются, а с методом исключений слова легко и правильно справлялись лица пожилого возраста и несколько хуже — старческогo возраста. При старении увеличивалось число испытуемых с непониманием переносного смысла пословиц. Это показывает снижение уровня аналитико-синтетической деятельности в процессе старения (Маньковский Н. Б., 1978).
       Pearce К., Denney N. (1984) не нашли существенных  различий по типам классификации  у детей и пожилых людей. Madden D. (1985) установил, что в старости уменьшается скорость обработки информации за счет ухудшения процесса извлечения из долгосрочной памяти семантической информации, касающейся идентификации букв. Burke D., Peters L., (1986) отмечали, что мышление зависит не от возраста, а от образовательного уровня. Снижение когнитивной де- ятельности с возрастом зарегистрировано в исследованиях Jacewicz M., Hartley А. (1987), Davis G., Ball Н. (1989).
      Анализ  внимания и зрительного восприятия при старении сделан в работах Giaquinto Б., Noifе G. (1984), Veinman J. (1986), Литовченко С. В., Бачинской Н. Ю. (1987). Все исследователи единодушны в том, что с возрастом растет время реакции узнавания, а отсюда делается заключение, что обработка зрительной информации в центральной нервной системе старых людей происходит медленнее, чем у молодых людей, и объем внимания при старении уменьшается.
      В системе изучения возрастных особенностей нейропсихической деятельности особое внимание отводится анализу изменений  интеллектуальных функций. В обзоре Ананьева Б. Г. (1968) приведены данные многих авторов, полагающих, что оптимум развития этих функций приходится на возраст между 18-20 годами. Различают 2 типа интеллекта — вербальный и невербальный. Вербальный интеллект в большей мере, чем невербальный, является результатом социальной среды и образования, и его высокое развитие способствует психофизиологической сохранности, возможности противостоять старению и задерживать инволюционный процесс. Вербальный интеллект характеризуется большей возрастной стабилизацией, чем невербальный. Снижение невербальных функций, включающих в себя перцептуально-моторные и скоростные процессы, начинается в возрасте 30-35 лет, в то время как вербально-логические функции с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет.
      Коbауashy S. еt а1. (1984) установили, что социальная стимуляция у лиц, проживающих в кругу семьи и ведущих активный социальный образ жизни, оказывает активизирующее влияние на мозговые функции (преимущественно невербального характера) и замедляет старение мозга. Они же отмечают, что у мужчин мозг более чувствителен к уменьшению социальной стимуляции в старости, чем у женщин.
      В работе Ретера Д. (1984) исследована связь  между возрастом, образованием и  состоянием психического здоровья. Автор считает, что различия в уровне обучаемости в зависимости от образования есть только у лиц молодого и среднего возраста, а при старении эти различия сглаживаются.
      Villardita С. et а1. (1985) изучали корреляции между  возрастом и познавательными процессами. Установлено, что ряд признаков с возрастом меняется незначительно, тогда как другие заметно утрачиваются; однако возраст, в котором этот процесс обнаруживается, сильно варьирует. Некоторые способности, например узнавание в лицо, воспроизведение геометрических фигур, не изменяются до преклонных лет.
      Каnе R. е1 а1. (1986) установили, что в целом  с возрастом снижаются качественные показатели когнитивных тестов и  возрастает время реакции. А11аmannо N. еt а1. (1987) предложили использовать при  исследованиях упрощенный невербальный тест, который доказывает возрастное ухудшение способности к выполнению предлагающихся задач у нормальных испытуемых независимо от пола и уровня образования.
      Иные  результаты получены Нааg G. (1987) — в  лонгитудинальных исследованиях, проведенных на людях повторно через 30-40 лет, он не выявил снижения интеллектуальных способностей. В 55-60 лет наблюдался даже второй максимум отдельных проявлений творческой активности. В возрасте старше 60 лет за десятилетний промежуток констатированно снижение оценок по шкале Векслера (на 2,6 в 60-69 лет и на 7,3 — в 70-79 лет) невербальных (моторных) функций, а на 8-м десятилетии — снижение как вербальных, так и невербальных функций.
      Высокий уровень образования уменьшает  степень н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.