Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Умственная рабтаспособность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.11.2012. Год: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Часть 2. ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ
ВВЕДЕНИЕ
      В течение жизни явления старения проявляются на всех уровнях организма: на молекулярном уровне, на уровне клеток, тканей, органов, функциональных систем и на уровне организма в целом. При этом регуляторные и компенсаторные механизмы утрачивают свою эффективность, и соответственно изменяется адаптация организма к условиям деятельности. Это положение мы взяли в основу своей работы, концентрируя внимание на взаимоотношениях возраста, умственной работоспособности и физической работоспособности.
      В последнее время отечественные  и зарубежные авторы уделяют большое  внимание проблемам физической и  умственной работоспособности при  старении по следующим причинам: 1) с  увеличением средней продолжительности жизни происходит рост численности населения пожилого и старческого возраста; 2) возрастное снижение умственной и физической работоспособности ограничивает применение труда пожилых и старых людей в современных производственных условиях, ухудшает качество их жизни.
      Проблема  возрастных изменений отдельных  сторон деятельности, вклада этих механизмов в обеспечении нормы и нарушений  при патологических состояниях привлекает внимание исследователей (Навакатикян  А. О., Крыжановская В. В., 1979, Коркушко О. В., 1983, Фролькис В. В. с соавт., 1984, Сметник В. П. с соавт., 1988, Липовецкий Б. М.  с соавт., 1988), но до сих пор вопрос недостаточно изучен и имеет много спорных положений даже в отношении чисто физиологических механизмов. Что же касается онтогенетического плана исследований обоих видов работоспособности, то такие работы единичны (Pirani А. et al., 1984, Zoler М., 1984), противоречивы и не дают полного анализа явления. А важность решения этого вопроса не вызывает сомнения, так как сохранение умственной и физической работоспособности обусловливает обеспечение долголетней активной жизни граждан.
      Несмотря  на значительные успехи геронтологии в данной проблеме, до сих пор  мало исследованы особенности умственной работоспособности при старении. В единственной отечественной монографии Навакатикяна А. О., Крыжановской В. В. "Возрастная работоспособность лиц умственного труда" (1979) этот вопрос изучен только в отношении работников управления и операторов. Остаются неизвестными границы уменьшения умственной работоспособности, факторы, отодвигающие или приближающие эти границы, не разработаны комплексы нагрузочных тестов для оценки умственной работоспособности у пожилых и старых людей.
      Более глубоко исследованы возрастные сдвиги физической работоспособности (Коркушко О. В., 1983; Фролькис В. В. с соавт., 1984; Сметник В. П. с соавт., 1988; Липовецкий Б. М. с соавт., 1988 и др.), но требуют дальнейшей разработки вопросы зависимости темпов снижения ее от пола, двигательных режимов, вида труда. До сих пор нет ясности в вопросе, в чем отличия адаптации на физические нагрузки у пожилых и старых людей по сравнению с молодыми, недостаточно разработаны тесты для оценки состояния сердечно-сосудистой системы при старении (Мотылянская P. Е., Ерусалимский Л. А., 1980).
      До  настоящего времени не установлена  взаимосвязь между умственной и  физической работоспособностью (Pirani А. е1 а1., 1984) .
      Возрастные  изменения работоспособности объясняются  рядом физиологических механизмов, но ведущий механизм старения —  сдвиги в центральной нервной системе. Информативным показателем последних, отражающим местные и общие физиологические перестройки функционального состояния, уровня метаболических и гемодинамических процессов в центральной нервной системе, является биоэ- лектрическая активность головного мозга (Фролькис В. В. с соавт., 1991). Изучение возрастных сдвигов электрогенеза мозга дает возможность уточнить механизмы уменьшения работоспособности при старении.
      Исследование  умственной и физической работоспособности  позволило создать метод объективной оценки биологического возраста человека, что имеет большое значение для медицинских рекомендаций, диспансеризации населения, своевременности выхода на пенсию, профессиональной переориентации, а также для оценки влияния социальных, экологических и генетических факторов, влияющих на продолжительность жизни.
      Цель  и задачи исследования.
      Цель  настоящей работы изучить возрастные особенности умственной и физической работоспособности, установить взаимоотношения  обоих видов работоспособности, выявить физиологические механизмы сдвигов работоспособности и создать метод оценки биологического возраста по работоспособности.
      Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи.
    Изучить особенности умственной и физической работоспособности при старении.
    Выявить разницу возрастных изменений умственной и физической работоспособности у лиц разного пола, с разными двигательными режимами и различными видами труда.
    Исследовать взаимоотношения умственной и физической работоспособности.
    Изучить физиологические механизмы возрастных изменений умственной и физической работоспособности.
    Разработать тест-программы для определения умственной работоспособности, физической работоспособности и обоих видов работоспособности.
    Предложить метод определения биологического возраста:
    по умственной работоспособности; 2) по физической работоспособности; 3) по обоим видам работоспособности.
    Установить объективность метода определения биологического возраста по разнице темпов старения лиц разного пола, с разными двигательными режимами и различными видами труда.
 

      
              
      ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
      1.1. Умственная работоспособность в  возрастном аспекте
      Решение ряда важнейших проблем в геронтологии в большей мере связано с возможностью оценки работоспособности и ее изменений. До сих пор нет общепринятого определения этого термина.
      Так, в психологии работоспособность  определяется как потенциальная  возможность индивида выполнять  целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение  определенного времени (Психология, словарь, 1990).
      В физиологии труда под работоспособностью принимается способность человека к выполнению совершенно конкретной деятельности в рамках заданных временных  лимитов и параметров эффективности (Загрядский В. П., Сулимо-Самуйло 3. К., 1976).
      В геронтологии работоспособность расшифровывается как максимальная возможность организма  совершать какую-либо работу за большой  период времени. Ее называют общей работоспособностью и делят на два вида — умственную и физическую работоспособность (Навакатикян А. О., Крыжановская В. В., 1979).
      Для определения умственной работоспособности  изучается ряд психологических  показателей — память, психическая  продуктивность, мыслительные процессы, внимание, зрительное восприятие (Гречин В. Б. с соавт., 1977). Такой подход к изучению работоспособности носит многогранный характер.
      Но  большинство авторов предпочитают исследовать отдельные стороны  умственной работоспособности. Большая  часть работ посвящена изучению памяти (Arenberg D., 1983; Неss Т., 1984; Macht М., Buschke Н., 1984; Read D. 1984; Park В., Puglisi J. 1985; Rotrou J. et а1., 1986; Литовченко С. В., Бачинская Н. Ю., 1987; Morris R. еt а1., 1988), в данных исследованиях отмечается снижение памяти при старении. Для старых людей характерен хорошо известный факт снижения памяти на текущие события и относительной сохранности ее на события далекого прошлого (закон Рибо). При старении более медленно снижаются скорость запоминая, кратковременная память и объем непосредственной памяти, чем продуктивность запоминания и оперативная память (Hultsct D. et а1., 1987) .
      В старости наблюдается преобладание логического и семантического освоения над механическим запоминанием. Относительно усилившиеся внутренние смысловые  связи становятся основой прочности  памяти у старых людей (Фролькис В. В. с соавт., 1991).
      Другой  точки зрения придерживаются авторы, не нашедшие тесной взаимосвязи между  старением и изменениями памяти (Rankin J. Collins М., 1985; Backman L., 1985; Gilmore G. et al.. 1986) .
      Противоречия  в отношении памяти при старении обьясняются неоднородностью групп испытуемых и применением разных методов исследования, зависимостью выраженности возрастного снижения памяти от степени ее тренированности на протяжении всей жизни.
      Механизмами изменения памяти при старении принято считать включение большого количества анализаторов в процесс запоминания, а также смысловую организацию, эмоциональную значимость материала, использование прежнего опыта и более медленный, чем в молодые годы, темп восприятия информации.
        Возрастные особенности памяти рассматриваются как проявление снижения функциональной активности лимбико-ретикулярных структур и тонуса мозговой коры, дисфункции холинергической системы в гиппокампе и коре головного мозга (Фролькис с соавт., 1991).
        Изменения психической продуктивности и внимания при старении изучались Маньковским Н. Б., Минцем А. Я., 1972; Навакатикяном А. О., Крыжановской В. В., 1979; Фролькисом В. В. с соавт., 1991. Авторы отмечают снижение количества просмотренных знаков в корректурной пробе. Первый довольно заметный негативный скачок выражен после 40 лет, затем в шестом, седьмом и первой половине восьмого десятиления снижение идет плавно и только во второй половине восьмого десятилетия наблюдается значительное ухудшение результатов. Снижение умственной деятельности в основном проявляется в ее количественной характеристике и значительно меньше в качественной.
        Исследования мышления у пожилых  и старых людей по сравнению  с молодыми показали, что во  время выполнения заданий на  образование аналогий и количество ошибок с возрастом значительно увеличиваются, а с методом исключений слова легко и правильно справлялись лица пожилого возраста и несколько хуже — старческогo возраста. При старении увеличивалось число испытуемых с непониманием переносного смысла пословиц. Это показывает снижение уровня аналитико-синтетической деятельности в процессе старения (Маньковский Н. Б., 1978).
       Pearce К., Denney N. (1984) не нашли существенных  различий по типам классификации  у детей и пожилых людей. Madden D. (1985) установил, что в старости уменьшается скорость обработки информации за счет ухудшения процесса извлечения из долгосрочной памяти семантической информации, касающейся идентификации букв. Burke D., Peters L., (1986) отмечали, что мышление зависит не от возраста, а от образовательного уровня. Снижение когнитивной де- ятельности с возрастом зарегистрировано в исследованиях Jacewicz M., Hartley А. (1987), Davis G., Ball Н. (1989).
      Анализ  внимания и зрительного восприятия при старении сделан в работах Giaquinto Б., Noifе G. (1984), Veinman J. (1986), Литовченко С. В., Бачинской Н. Ю. (1987). Все исследователи единодушны в том, что с возрастом растет время реакции узнавания, а отсюда делается заключение, что обработка зрительной информации в центральной нервной системе старых людей происходит медленнее, чем у молодых людей, и объем внимания при старении уменьшается.
      В системе изучения возрастных особенностей нейропсихической деятельности особое внимание отводится анализу изменений  интеллектуальных функций. В обзоре Ананьева Б. Г. (1968) приведены данные многих авторов, полагающих, что оптимум развития этих функций приходится на возраст между 18-20 годами. Различают 2 типа интеллекта — вербальный и невербальный. Вербальный интеллект в большей мере, чем невербальный, является результатом социальной среды и образования, и его высокое развитие способствует психофизиологической сохранности, возможности противостоять старению и задерживать инволюционный процесс. Вербальный интеллект характеризуется большей возрастной стабилизацией, чем невербальный. Снижение невербальных функций, включающих в себя перцептуально-моторные и скоростные процессы, начинается в возрасте 30-35 лет, в то время как вербально-логические функции с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет.
      Коbауashy S. еt а1. (1984) установили, что социальная стимуляция у лиц, проживающих в кругу семьи и ведущих активный социальный образ жизни, оказывает активизирующее влияние на мозговые функции (преимущественно невербального характера) и замедляет старение мозга. Они же отмечают, что у мужчин мозг более чувствителен к уменьшению социальной стимуляции в старости, чем у женщин.
      В работе Ретера Д. (1984) исследована связь  между возрастом, образованием и  состоянием психического здоровья. Автор считает, что различия в уровне обучаемости в зависимости от образования есть только у лиц молодого и среднего возраста, а при старении эти различия сглаживаются.
      Villardita С. et а1. (1985) изучали корреляции между  возрастом и познавательными процессами. Установлено, что ряд признаков с возрастом меняется незначительно, тогда как другие заметно утрачиваются; однако возраст, в котором этот процесс обнаруживается, сильно варьирует. Некоторые способности, например узнавание в лицо, воспроизведение геометрических фигур, не изменяются до преклонных лет.
      Каnе R. е1 а1. (1986) установили, что в целом  с возрастом снижаются качественные показатели когнитивных тестов и  возрастает время реакции. А11аmannо N. еt а1. (1987) предложили использовать при  исследованиях упрощенный невербальный тест, который доказывает возрастное ухудшение способности к выполнению предлагающихся задач у нормальных испытуемых независимо от пола и уровня образования.
      Иные  результаты получены Нааg G. (1987) — в  лонгитудинальных исследованиях, проведенных на людях повторно через 30-40 лет, он не выявил снижения интеллектуальных способностей. В 55-60 лет наблюдался даже второй максимум отдельных проявлений творческой активности. В возрасте старше 60 лет за десятилетний промежуток констатированно снижение оценок по шкале Векслера (на 2,6 в 60-69 лет и на 7,3 — в 70-79 лет) невербальных (моторных) функций, а на 8-м десятилетии — снижение как вербальных, так и невербальных функций.
      Высокий уровень образования уменьшает  степень н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.