На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа От гипотезы к теории

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


5
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по  Логике         на тему:
                                                                                                   От гипотезы к теории   
(название  темы) 
 
 
 
 

Преподаватель Епина Л.В
Студент Охрименко О.А  Экономика, ЭПБп-11 Арт
(Ф.И.О., специальность, №  группы) 
 
 
 
 

Екатеринбург
2011 

От  гипотезы к теории.      
 
 

Содержание   
  Введение.  
1.Гипотеза  
2.Теория

  2.1Сущность  теории
  2.2Типы теорий
  2.3Единство  теории и факта
  2.4Познавательные  функции теории
  2.5Противоречивость  теории и фактов
  2.6Задача  и проблема 
Заключение.  
Список использованной литературы.

    
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Введение
     В повседневной жизни люди в согласии с опытом постоянно
отгадывают, придумывают, предполагают, изобретают гипотезы, дающие
объяснение, какому либо факту, событию, явлению. В основном это
происходит путем  аналогии и индукции. Гипотезы, выдержавшие  проверку,
становятся посылками  дедуктивных умозаключений, пока не обнаружится
новый факт, требующий  выдвижения и проверки новых гипотез.
На всех этапах формирования гипотезы – выдвижение, развитие,
проверка –  используют в совокупности все формы  мышления и рассуждения.
Основные цели и задачи моей работы: ознакомиться  с началами логической науки,  выработать навыки правильного мышления и рассуждения, освоить логические операции по оптимизации мыслительной деятельности. 

                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                
 
 
 
 
 
 

                                                      
 
 

                                                            ГИПОТЕЗА 

        Гипотеза – необходимое звено процесса познания, так как не
существует прямого  пути от частных фактов к общим  правилам и законам.
Чтобы найти  новое решение или объяснение, расширяющее опыт, надо
выдвигать и  проверять догадки, гипотезы.
Под гипотезой  понимается эмпирически или логически  обоснованное
предположение о причинах или закономерных связях какого-либо явления
природы, общества, мышления.
Люди сталкиваются с новыми фактами, которые не объясняются  на
основании существующих знаний. Возникает необходимость открытия
нового закона или уточнения существующего. Для  поиска новых объяснений
формулируются гипотезы, которые в науке строго обосновываются разными
проверенными  способами. Эти способы ограничивают границы фантазии и
дополняют проницательность правилами, которые необходимо соблюдать
при изобретении  гипотез. К ним относят следующие:
1. Гипотезы, которые  придумывают и изобретают для  решения
проблемы, не должны быть противоречивыми, а иначе они  не будут иметь
познавательной  ценности.
2. Гипотезы должны  быть совместимы с существующими  принципами,
установками и  знаниями, т.е. не должны быть случайными. При этом они
могут быть несовместимы с отдельными положениями традиции, теории или
картины мира. Последние  при этом будут считаться опровергнутыми, если
гипотетичность  положения станет достоверностью.
3. Гипотеза должна  объяснять и предсказывать, как  и прежнее знание,
ранее установленные  факты, т.е. ее объяснительная сила должна быть не
меньше, чем у  существующей теории.
4. Гипотеза должна  объяснять аномальные факты (АФ) и некоторые
новые факты, что  является решающим признаком ее плодотворности
(информативности).
5. В идеале  список изобретаемых гипотез  должен быть полным, т.е.
включать истинную гипотезу. Для этого гипотезы должны исключать друг
друга, а вместе исчерпывать все возможные решения  данной проблемы.
Например, Кеплер выдвинул 19 гипотез о возможной  траектории
движения Марса  вокруг Солнца, одна из которых (движение по
эллиптической траектории) оказалась истинной. Значит, множество гипотез
Кеплера было полным.
Рассмотренные ограничения гарантируют, что изобретенные гипотезы
объясняют и  предсказывают не хуже, чем прежнее  знание, и являются
совместимыми  с некоторыми фундаментальными положениями. При этом
одна из них  наиболее правдоподобна и обладает дополнительной
объяснительной  силой.
После сложной  логической работы по выдвижению гипотез  начинается
этап их испытания  с целью установить, какой гипотезе отдать предпочтение.
Важным условием построения плодотворной гипотезы является
соблюдение принципа объективности размышления и  исследования. Этот
принцип применительно  к гипотезе используется в двух планах:
психологическом и логическом.
В психологическом  плане объективность означает отсутствие
предвзятости, когда  установка на истину подчиняет себе субъективные
склонности. Надо отстаивать наиболее информативную  гипотезу и не
подменять рациональный подход групповыми пожеланиями.
В логическом плане  – это всесторонний анализ эмпирического
материала, на основе обобщения которого гипотеза не должна быть
односторонней и неполной.
Схема стандартного испытания (проверки на достоверность) гипотезы
такова. При встрече  с аномальным фактом (АФ) возникает  проблема, которая
решается путем  изобретения гипотезы (Н). С помощью  ее вместе с исходным
условиями (С) объясняют  АФ. Это влечет истинность формулы
(Н ? С)> АФ(1).
Но этого не достаточно для принятия Н, так как  гипотеза может быть
специально придумана  для данного случая (ad hoc гипотеза). Чтобы
отбросить сомнения, из гипотезы выводят предсказание нового факта (АФ1),
который определяется по формуле ( ) (2) 1 Н ? С > АФ . Проверка истинности
АФ1 – решающий аргумент в пользу принятия гипотезы Н. Если
умозаключения 1) и 2) истинны, то Н эмпирически подтверждена и ее можно
временно принять, а потом присоединить к теории. Если предсказание
ложно, то гипотеза, объясняющая аномальный факт, ставится под сомнение,
а затем, либо корректируется, либо отвергается.
Примером плодотворной гипотезы является положение, из которого
исходил Менделеев, что масса вещества есть такое  его свойство, от которого
должны находиться в зависимости все остальные  свойства. Исходя из этой
гипотезы и  открыв периодический закон элементов, Менделеев создал
периодическую систему элементов, которая позволила  предсказать
существование некоторых, еще неизвестных тогда  химических элементов,
что потом подтвердилось  в науке. Примером неверной гипотезы могут
служить предположения  Декарта, положенные им в основу теории об ударе
тел, т.е. о том, как они, столкнувшись, изменяют свои движения. При этом он
имел в виду абсолютно твердые тела, не обладающие упругостью (1-я
гипотеза). Далее  количество движения он рассматривал, не учитывая, что в
зависимости от направления его величина будет  положительной или
отрицательной (2-я гипотеза). Поэтому сформулированные им правила об
ударе тел в основном были неверны и подверглись в науке критике.
Важное логическое требование к испытанию и проверке – это метод
?множественности гипотез?. Одно и то же явление можно объяснять по-
разному. Здесь  надо избегать лишь крайности: не попадать в плен фактов и
не останавливаться  на какой-либо одной гипотезе.
Гипотеза состоятельна, если удовлетворяет следующим требованиям: 1)
непротиворечивость, 2) принципиальная проверяемость, 3) эмпирическая и
теоретическая обоснованность, 4) высоковероятный объяснительный и
предсказательный  потенциал (информативность).
Вероятность гипотезы Р (h) оценивается в диапазоне 0< Р (h)<1. Если Р
(h)<1/2, то гипотеза  маловероятна. Если Р (h)=?, то равновероятна. Если же Р
(h) ? 2/3, то гипотеза считается достаточно вероятной.
Любая гипотеза не является изолированным утверждением. Она
существует вместе со своими дополнениями (альтернативами), что
выражается логической схемой в виде дизъюнкции всех ее альтернатив:
1 2 ... Н ? Н ? Н
В итоге, если вероятность  гипотезы меньше единицы, то ее испытание
(проверка) –  это баланс подтверждения гипотезы  и подтверждения ее
дополнения P(h)=1-P(h').
Проверка гипотезы идет, как правило, посредством практики и логики.
Логическое подтверждение (опровержение) протекает опосредованно, так
как проверяются  явления, существовавшие в прошлом  или имеющие место в
настоящее время, но недоступные чувственному восприятию, или которые
появятся в  будущем.
Основные способы  логической проверки гипотезы: индуктивный,
дедуктивный, эвристический.
Индуктивный способ состоит в нарастающем подтверждении  гипотезы
фактами или  в указании вытекающих из нее следствий  на факты и законы.
Дедуктивный способ увязывает гипотезу с более общими положениями и
проверенными  ранее законами. Эвристический способ указывает на
предсказательную  силу гипотезы, объясняющей актуальные и
потенциальные явления.
Логическое доказывание  гипотезы в зависимости от способа
обоснования может  осуществляться в форме прямого  или косвенного
подтверждения (опровержения).
Прямое подтверждение (опровержение) гипотезы часто осуществляется
в форме условно-категорического  умозаключения. Например, ?Если есть А,
то есть В. В  действительности В не существует и не может существовать.
Значит А (гипотеза) несостоятельно?. К примеру, один из вариантов
гипотезы о  существовании единого духовного  центра человечества выражен
в суждении ?Если есть духовный центр человечества, то есть страна
Шамбала?. Практика показала, что такой страны не существует. Значит, этот
аргумент не подтверждает гипотезу в предложенной формулировке.
Помимо условно-категорических, используются и другие виды
умозаключений, а также категорический силлогизм.
Логическое доказывание  гипотезы осуществляется и другим –
косвенным –  способом. Он используется, например, когда  существует
несколько гипотез, объясняющих одно и то же явление. Процесс косвенного
доказательства  протекает путем обоснованного  опровержения ложных
гипотез и утверждения  достоверности оставшейся или вновь  выдвинутой
гипотезы. При  этом сложность и зачастую противоречивость анализа
конкурирующих гипотез может сказываться в  различных вариантах
соотношения гипотетических альтернатив, а так же в соотношении  верного
или неверного  в самих альтернативных предположениях.
Для примера  обратимся снова к Декарту, гипотезы которого в
различных отраслях знания стимулировали развитие науки. Декарт в
?Началах философии? описал свои взгляды на строение Вселенной и на
возникновение Солнечной системы.
В начале он изложил гипотезы Птолемея, Тихо Браге, Коперника и
последовательно отверг каждую из них. Свою космогоническую  гипотезу
(теорию вихрей) он считал единственно верной. Рассуждение и вывод здесь
представлены в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-
категорического умозаключения. Схема вывода:
4
1 2 3 4 1 2 3 ;
Н
Н ? Н ? Н ? Н Н ? Н ? Н
В дальнейшем естествознание показало, что поспешно отвергнутая
целиком гипотеза Коперника в ходе дальнейшего  исследования стала
доказанной на основе фактов и экспериментов истиной, а гипотеза вихрей
Декарта была в  целом отвергнута, но были сохранены  некоторые ее
элементы.
Таким образом, разработка и применение гипотезы играет большую
роль в познании сложных и противоречивых природных  и общественных
явлений и процессов.
Все гипотезы в  зависимости от степени общности можно разделить на
общие, частные  и единичные.
Общая гипотеза – это обоснованное предположение  о законах сфер
бытия: природе, обществе, технике. Они выдвигаются  с целью объяснить
весь класс  изучаемых явлений и увязать  его с классами других явлений.
Гипотезы ?тепловой смерти Вселенной?, ?панспермии?, ?случайного
возникновения ДНК?, ?о пределах развития человечества? и т.п. относятся к
разряду общих.
Частная гипотеза – создается для объяснения специфики  подкласса
данного класса и используется во всех видах отдельных  наук. Гипотезы
?вечного двигателя?, ?времени существования цивилизации? на основе
изучения предметных раскопок, ?номогенеза?, гипотезу Мальтуса и т.п.
можно отнести  к частным.
Разновидностью  частной гипотезы является версия. 

Версия –  одно из нескольких возможных объяснений или толкований
какого-либо факта, явления, события. Часто версией  называют гипотезу в
судебном расследовании. По своей логической структуре версия сходна с
гипотезой: они  имеют фактическое или теоретическое  обоснование, состоят
из совокупности умозаключений, которая ведет от основания к
предположению, а само предположение является выводом  из фактов и
утверждений, выражающих содержание версии или гипотезы.
Единичная гипотеза (версия) – это обоснованное предположение  о
причинах отдельного факта или события. Построение врачом гипотез в
процессе лечения больного, следователем – в процессе изучения следов
преступления, экономистом  – в процессе отслеживания динамики спроса и
предложения –  все это может служить примерами  единичных гипотез –
версий.
Общие, частные, единичные гипотезы различаются  и по достоверности,
степень которой позволяет выделять научную и рабочую гипотезы.
Научная гипотеза отличается строгостью объяснения и  направлена на
открытие закономерностей.
Рабочая гипотеза – это предположение или допущение, которым
пользуются для  первичных обобщений и предварительной  систематизации
накопленных наблюдений и описаний.
По содержанию различают описательные и объяснительные гипотезы.
Описательная  гипотеза опирается на статистический материал, который
накапливается за определенный период. Объяснительная гипотеза свои
предположения строит с учетом глубинных процессов  изучаемого объекта.
Объяснительная  функция гипотезы находится в  единстве с предсказательной
функцией. Их логические структуры сходны. Только стремление объяснить
относится к  известным явлениям в прошлом  и настоящем, а предсказание –  к
неизвестному, будущему.
Для объяснения явлений следует привлекать как  можно меньше
гипотез, но как  можно теснее связанных между  собой. Построение гипотезы
должно идти по линии прогресса науки, когда  не связанные между собой
законы сводятся к немногим, но тесно связанным  законам. В логическом
плане при построении и изложении гипотезы необходимо подчеркивать ее
предположительный характер, ее промежуточное положение  между
истинностью и  ложностью утверждений. Внимание к  этому моменту
уберегает от многих поспешных умозаключений, в которых  то, что надо
доказать, полагается уже доказанным. Это не говорит  о сомнении в огромном
значении гипотезы, а лишь означает, что гипотеза не есть еще доказанная
теория.
При конструировании  и обосновании альтернативных гипотез  надо
иметь в виду их совместимость. Если две гипотезы исключают друг друга, то
их нельзя объединять. Например, в биологии креационизм (учение о
творении жизни) и трансформизм (учение о естественном происхождении
видов) исключают  друг друга и являются несовместимыми
предположениями.
Но если две  гипотезы подходят для объяснения различных  свойств
явления, то их можно  использовать вместе и из их объединения  может
возникнуть правильная теория. Примером этому могут служить  эмиссионная
и волновая гипотезы в оптике, а так же соединение корпускулярной и
волновой гипотез  в атомной физике.
Гипотеза является переходом от незнания к знанию, фазой становления
знания из незнания в развитии познания. Ее полный логический анализ
необходимо осуществлять на основе совместного применения формальной,
модальной, диалектической форм логического знания. Эти формы
конкретизируют  гипотезу, изучают отдельные стороны  проблемной
ситуации, а также  факты, события и обстоятельства, сопровождающие
предмет обсуждения. Из конкретизирующей гипотезы с помощью
дедуктивного  вывода иногда получают систему следствий, которые гораздо
проще подвергаются проверке, чем гипотеза в целом.
На всех этапах формирования гипотезы – выдвижение, развитие,
проверка –  используют в совокупности все формы  мышления и рассуждения.
Это значит, что  гипотеза – не любая догадка, фантазия или допущение, а
обоснование, опирающееся  на конкретные материалы и положения. В
соответствии  с этим – это не подсознательный и не хаотический, а
закономерный  и логический процесс.
Постоянный логический контроль за построением и проверкой
гипотезы –  непременное условие ее превращения  в достоверное знание или
обоснованного опровержения.
Гипотеза качественно  отличается от всех видов предположений
обыденного и  ненаучного сознания. Главное различие состоит в том, что в
научной гипотезе сведен к минимуму критерий субъективной
индивидуальной  уверенности. Указание на то, что кто-то считает нечто
предположением  или истиной, в гипотезе не рассматривается  как решающий
фактор.
В логическом плане  гипотеза есть умозаключение вероятности. Как
таковое оно  родственно умозаключению по неполной индукции, но во
многих отношениях не совпадает с индукцией. Для  примера можно привести
гипотезу Канта-Лапласа (?небулярная космологическая гипотеза?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.