На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая структура предприятия и ее роль в планировании и контроле деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение 4
1. Теоретические основы планирования и контроля на предприятии 7
1.1 Цели и задачи планирования и контроля деятельности предприятий на современном этапе 7
1.2. Формы и системы планирования деятельности предприятий 14
2. Организационная структура предприятия в системе планирования 27
2.1 Структура предприятия как основа планирования его деятельности 27
2.2. Разработка оптимальной структуры предприятия 35
3. Финансовая структура предприятия и ее роль в планировании и контроле деятельности 42
3.1 Планирование деятельности предприятия на основе современной системы управления финансами 42
3.2. Система финансового планирования 46
Заключение 58
Список литературы 59 
 

 

Введение 

     На сегодняшний день отечественные предприятия функционируют в экономической среде, которая требует новых подходов к организации контроля и планирования хозяйственной деятельности предприятия. Лишившись в результате рыночных преобразований государственной поддержки, приобретя экономическую свободу предприятия вынуждены самостоятельно искать формы и способы эффективного контроля и планирования своей деятельности. Для эффективной работы в современных рыночных условиях предприятия должны обладать определенным организационным потенциалом, который бы им позволил выжить, расти и развиваться.
     Возникшие в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования управленческие проблемы, такие как: усложнение конкурентной среды и усиление ее воздействия, индивидуализация поведения потребителей и высокая подвижность других факторов внешней среды, на которые предприятия должны реагировать, свидетельствует о необходимости постоянного ведения работы по организационному развитию предприятий, требуют создания более эффективных гибких и мобильных организационных структур контроля.
     Руководители предприятий начинают понимать необходимость постепенного перехода от структур контроля бюрократического типа, в которых управленческие взаимодействия носят преимущественно вертикальный характер, к так называемым адаптивным организационным структурам, в которых отношения иерархической подчиненности строятся по горизонтали.
     С целью повышения оперативности, гибкости и адаптивности организации формализованные горизонтальные связи и отношения могут преобладать. Повышение способности оперативно реагировать на складывающиеся ситуации может достигаться путем предоставления больших полномочий низшим уровням контроля, перенесения центров принятия управленческих решений в места возникновения проблем, откуда поступает оперативная информация.
     Таким образом, основой для реализации на предприятии функций контроля и планирования необходима их четкая структуризация, т.е. разработка организационной и финансовой структуры предприятия.
     Структура компании - это управленческий инструмент, с помощью которого руководитель настраивает работу своей компании для достижения стратегических целей.
     Разработанная оптимальная организационная и финансовая структура является основой к созданию базы для динамичного развития предприятия, повышению степени его управляемости, более быстрого реагирования на изменение рыночной конъюнктуры.
     Все вышесказанное свидетельствует об актуальности проблем структурирования деятельности предприятий, создания логически взаимосвязанной цепочки взаимодействия структурных подразделений предприятия.
     Целью дипломной работы является разработка теоретических и методических положений по формированию и развитию организационной и финансовой структур контроля предприятием.
     Цель исследования вызвала необходимость постановки и решения рада задач, таких как:
     - определение целей, задач и предпосылок представления системы контроля предприятия в в структурированной форме;
     - анализ теоретических и методических основ формирования организационной и финансовой структуры предприятия;
     - практическая реализация теоретических подходов к созданию организационной и финансовой структуры на примере промышленного предприятия
     Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
     Объектом исследования дипломной работы является деятельность предприятий в области формирования эффективной организационно-финансовой структуры, позволяющей в полной мере опосредовать функции планирования и контроля.
     Предметом исследования являются теоретические, методические и практические вопросы формирования организационной и финансовой структуры на современных предприятиях.
     В ходе написания дипломной работы были использованы труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам теории и практики структурирования деятельности предприятий. 
 
 

 

1. Теоретические основы планирования и контроля на предприятии 

    Цели и задачи планирования и контроля деятельности предприятий на современном этапе 

     Для разработки и применения стратегии и тактики предприятия необходима соответствующая организационная структура, обеспечивающая эффективное планирование.
     Планирование в широком понимании представляет собой процесс выбора целей и решений, необходимых для достижения выбранных целей. В более узком понимании планирование - это вид управленческой деятельности, способ оптимизации действий хозяйствующего субъекта.
     В условиях рыночных отношений основным регулятором действий субъектов предпринимательства являются цены на товары и услуги. Предприниматели, как хозяйствующие собственники, вынуждены подчиняться экономическим законам стоимости, спроса и предложения, рыночного ценообразования, в связи с тем, что эти законы действуют объективно, независимо от воли и сознания людей.
     С другой стороны, предприниматели не только подчиняются законам рынка, но и стремятся к самостоятельному принятию решения, их поведение в принятии решений является целенаправленным и осознанным. Иначе говоря, предприниматели планируют деятельность предприятия.
     Любое предприятие в своей деятельности сталкивается с неопределенностью. Инструментом преодоления неопределенности и является планирование. Планирование деятельности предприятия классифицируется по трем признакам1:
     1. Степень неопределенности в планировании.
     2. Временная ориентация идей планирования.
     3. Горизонт планирования.
     В зависимости от степени неопределенности системы планирования делят на детерминированные и вероятностные. Детерминированные системы предполагают полностью предсказуемую среду и наличие достоверной информации. Вероятностные системы планирования формируются в условиях неполной информации и неопределенности результатов.
     Временная ориентация позволяет выделить 4 типа планирования:
     1. Реактивное планирование, нацеленное в прошлое. Любая проблема при этом исследуется с точки зрения ее прошлого развития. Реактивное планирование осуществляется снизу вверх.
     2. Инактивное планирование строится на удовлетворении настоящим. Предприниматели в этом случае не проявляют стремления к каким-либо серьезным изменениям в деятельности своего предприятия.
     3. Преактивное планирование, ориентированное в основном на будущие изменения и на поиск оптимальных решений, осуществляется сверху вниз.
     4. Интерактивное планирование, построенное на предположении, что будущее предприятия подвластно контролю и в большей части зависит от сознательных действий людей, принимающих управленческие решения. Интерактивное планирование является фактически идеальным построением, но не практической моделью контроля предприятием.
     Наиболее распространенным типом планирования до последнего времени было инактивное планирование, хотя постепенно оно начинает уступать позиции преактивному планированию.
     По длительности горизонта планирования выделяют 3 типа:
     1. Долгосрочное планирование, охватывающее период от 10 лет и выше.
     2. Среднесрочное планирование на период от 3 до 5 лет.
     3. Краткосрочное планирование, обычно на 1 год.
     Процесс планирования на предприятии делят на две основные стадии: стратегическое планирование и тактическое планирование.
     Стратегическое планирование - это плановая работа, включающая разработку прогнозов, программ и планов, в которых предусматриваются цели и стратегии поведения объектов контроля в перспективе, позволяющие этим объектам эффективно функционировать и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.
     Тактическое планирование - это процесс принятия решений о том, какими должны быть действия предприятия и как следует распределять и использовать ресурсы для достижения стратегических целей.
     Основное различие между стратегическим и тактическим планированием можно рассматривать как различие между целями и средствами достижения целей.
     В планировании деятельности предприятия используется понятие оперативного планирования. Оперативное планирование - фактически составная часть тактического планирования, но оно может охватывать короткий период времени (декада, месяц, квартал и др.) и связано с планированием отдельных операций в общем хозяйственном цикле (например, планирование маркетинга, планирование предприятия, составление бюджета и т.д.).
     Планирование на предприятии может принести положительный результат, если оно правильно организовано. К обсуждению и составлению планов следует привлекать всех работников предприятия, однако непосредственно в процессе планирования принимают участие высшие руководители предприятия, работники планового отдела (или группа плановиков в составе экономического отдела), руководители и специалисты подразделений.
     Высшее руководство определяет основные этапы и последовательность планирования, разрабатывает цели развития фирмы, стратегию предприятия, принимает решения по стратегическому планированию.
     Плановые работники, руководители среднего и низшего звеньев занимаются разработкой тактических и оперативных планов, причем основная часть планирования приходится на плановиков.
     Для более качественного составления плана целесообразно привлекать консультанта по планированию.
     Окончательные решения, связанные с утверждением подготовленного проекта плана, принимают высшим руководством.
     Содержание планирования как функции контроля предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей предприятия и каждого подразделения (службы) в отдельности на установленный период времени; определении маркетинговых задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
     Таким образом, назначение планирования как функции контроля состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждой службой и всем предприятием в целом. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, включающими всю технологическую цепочку: исследования и разработку, производство и предоставление услуг. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей качества обслуживания и ассортимента услуг вслед за изменениями спроса на рынке2.
     Потребность в планировании в современных вытекает из большого количества конкурентных предприятий все увеличивающегося в период рыночной экономики, разнообразия возможных форм контроля предприятием (независимое предприятие, цепи предприятий, франчайзинговый договор, контракт на контроль), наличия многочисленных структурных подразделений в рамках предприятия, тесных межфирменных связей с поставщиками различных товаров (продукты, оборудование и проч.), фирмами-агентами, включенными в процесс обслуживания клиентов, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой фактор, как стремление предприятия подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.
     Планирование как функция контроля предприятием зависит от особенностей структуры контроля. Структура контроля, ее функционирование и развитие позволяет охарактеризовать одну из важнейших функций контроля планирование.
     Исходя из вышесказанного, планомерное развитие экономики можно понимать как развитие, соответствующее задачам, поставленным определенным органом контроля. Таким образом, планомерное развитие, по сути дела, - противоположность стихийному, лишенному целевого руководства развитию экономики.
     В этом смысле планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа предприятия. Ведь нет такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определенных органов контроля. Любой более или менее крупный предприниматель, фирма, государственное, кооперативное предприятие всегда имеют известный план ведения своей деятельности.
     Таким образом, не вызывает сомнений вывод, что построение и использование планов, программ - одна из важнейших предпосылок оптимального контроля предприятием.
     В чисто логическом смысле план, прежде всего, содержит в себе ту систему перспектив и результатов, реализация которых имеется в виду или уже намечена соответствующим органом контроля данным хозяйственным объектом. Сюда могут относиться, например, перспективы роста объемов продукции, повышения производительности труда, развития техники, технологии предприятия, его кооперирование и т. д. Такого рода перспективы должны строиться на основе учета не только целей предприятия, но и на основе анализа объективных условий деятельности.
     Следовательно, эти перспективы являются выражением желательных результатов хозяйствования в возможных на определенный период рамках.
     Исходя из этого, можно охарактеризовать два других важнейших элемента планирования, элемента любого плана: во-первых, анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития, и, во-вторых, построение системы мероприятий и выбор средств воздействия на ход развития предприятия в целях направления его по максимально желаемому руслу. Нетрудно заметить, что эти элементы во многом совпадают с этапами формирования модели развития предприятия, что еще раз доказывает важность планирования для любого развития вообще.
     Таким образом, определение перспектив развития, анализ сложившегося положения и разработка на этой основе программы мероприятий для достижения поставленной цели - три основных и необходимых элемента построения плана. Сущность этих элементов говорит о теснейшей связи их с проблемой предвидения, прогнозирования хода социально-экономического развития.
     Социально-экономические явления отличаются чрезвычайной сложностью и малой степенью устойчивости по причине влияния на них огромного числа факторов. Отсюда и высокие требования, которые предъявляются к анализу и разрабатываемой на его основе программе действий.
     Сложность социально-экономических явлений, их анализа и прогнозирования развития состоит и в сложности экономической системы, в которой они имеют место: особая, сложная организация этой системы нуждается в согласованном функционировании отдельных ее элементов. Поэтому можно сказать, что планомерность означает еще и постоянное, сознательно поддерживаемое соответствие (пропорциональность) отдельных частей, структурных звеньев экономики. Все стороны экономической жизни, соотношения и связи между ними, направления и темпы развития подлежат, исходя из этого, обязательному анализу и отражению в плане.
     Следовательно, планирование и прогнозирование являются важнейшими функциями процесса контроля предприятием, без них трудно осуществима успешная работа предприятия. Планирование и прогнозирование позволяют:
     предвидеть перспективу развития предприятия на будущее, использовать будущие благоприятные условия либо решать возникающие проблемы;
     более рационально распределять и использовать все ресурсы предприятия;
     обеспечивать устойчивость бизнеса и избежать риска банкротства;
     целеустремленно, последовательно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;
     своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
     повышать эффективность предприятия и улучшать финансовое состояние предприятия;
     обеспечивать координацию действий на предприятии;
     стимулировать сбор, анализ и использование необходимой информации;
     совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности. 

1.2. Формы и системы планирования деятельности предприятий 

     Развитие планирования непосредственно связано с усилением тенденции к централизации в управлении предприятием и призвано увязать деятельность всех подразделений (служб), подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное планирование в рамках предприятия охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования. Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.
     В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования3:
     Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:
     - перспективное планирование (прогнозирование);
     - среднесрочное планирование;
     - текущее (бюджетное, оперативное) планирование.
     Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями:
     - компетентностью руководства предприятием на всех уровнях контроля;
     - квалификацией обслуживающего персонала, работающего в функциональных подразделениях;
     - наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
     Можно выделить некоторые характерные особенности планирования в зависимости от целей:
     - в американских компаниях главное - это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;
     - в английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов;
     - в японских компаниях - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений.
     Планирование предполагает:
     - обоснованный выбор целей; определение политики;
     - разработку эффективной структуры предприятия (организационной и финансовой), позволяющей достигнуть поставленные ели деятельнсти предприятия;
     - разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей;
     - обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.
     Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана.
     Планирование - это начальный этап контроля, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.
     Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.
     Планирование включает в себя определение:
     - конечных и промежуточных целей;
     - задач, решение которых необходимо для достижения целей;
     - средств и способов их решения;
     - требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
     В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное; тактическое или текущее (бюджетное).
     Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.
     При этом разрабатываются также новые возможности предприятия, например, открытие дополнительных пунктов питания: баров, ресторанов и проч. Путем переоборудования простаивающих площадей, приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы контроля и основывается на огромных ресурсах4.
     Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрения новой технологии.
     Представляет интерес следующее толкование терминов, связанных с планированием:
     - планомерность - это основа контроля;
     - плановость - принцип контроля;
     - планирование - важнейшая функция контроля;
     - плановые задания - метод контроля;
     - разработка и реализация плана - основное содержание процесса контроля.

     Перспективное планирование

     Любому предприятию в современных условиях важно уделять все большее внимание развитию перспективного планирования как инструменту централизованного контроля. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (чаще 10-12 лет) предусматривает разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и
     последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия в международном масштабе:
   определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;
   внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;
   диверсификация предприятия и обновление продукции; формы осуществления заграничных инвестиций;
   совершенствование организации контроля по отдельным подразделениям и кадровой политике.
     В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование.
     В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т. е. использование результатов показателей прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период. Здесь делается расчет на то, что будущее будет лучше прошлого.
     Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период.
     Такой метод наиболее применим для индустрии гостеприимства. В основу при разработке плана кладется:
   анализ перспектив развития предприятия, задачей которого является выяснение тенденции и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
   анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того, насколько конкурентоспособны услуги предоставляемые предприятием и что предприятие может сделать для повышения результатов
   работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
   выбор стратегии на основе анализа перспектив предприятия в различных виды деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;
   анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.
     При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу предприятия. 

     
     Рисунок 1- Схема долгосрочного планирования 

     В системе долгосрочного планирования (рис. 1) цели претворяются в программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из главных подразделений предприятия. Затем программы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных.
     
     

     Рисунок. 2- Схема стратегического планирования

 
     Как видно из схемы (рис. 2), перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии. Текущие программы (бюджеты) ориентируют оперативные подразделения предприятия в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности; стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения, построенной на управлении проектами.
     Системы долгосрочного планирования применяются в 70-80% крупнейших японских корпораций, где планирование организуется следующим образом:
     1) выбираются 5-10 ключевых стратегий, и вокруг них формируется политика долгосрочного развития;
     2) одновременно принимаются среднесрочные планы для объединения стратегий в одно целое и увязки с распределением ресурсов;
     3) высшее руководство определяет цели каждому подразделению, а последнее разрабатывает количественные планы достижения этих целей методом "снизу вверх".
     Стратегический план выражен стратегией предприятия. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена контроля. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.
Среднесрочное и бюджетное планирование
     Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения (реконструкция здания, освоение новой продукции и расширение ассортимента);
   стратегия продажи услуг (привлечение новых клиентов, т.е. выход на новые рынки, совершенствование обслуживания и другие мероприятия, содействующие увеличению продаж); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг);
   кадровая политика (состав и структура штатов, их подготовка и использование);
   определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально- технического снабжения. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
     Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.
     Основными звеньями текущего плана предприятия являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы составляются на основе сведений о наличии предварительных заказов (брони), обеспеченности их, т.е. наличия свободных номеров - для отеля. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала.
     Реализация оперативных планов осуществляется через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению- центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план предприятия.
     Благодаря финансовому прогнозированию и финансовому планированию руководитель предприятия способен определить будущие финансовые потребности компании и определить цели, достижение которых поможет сохранить намечаемые уровни прибыльности. Если прогноз указывает на недостаток финансовых средств, директор имеет возможность сказать, когда и сколько денег потребуется компании. Это необходимо для того, чтобы определить ту финансово-кредитную политику, которая должна проводиться для успешного решения поставленных перед компанией задач.
     Разработка подробного бюджета дает возможность компании сравнить фактические результаты своей деятельности с запланированными. Такое сравнение проводится из месяца в месяц, и в обязанность финансового директора входит выявление и устранение любых серьезных отклонений от прогнозируемого уровня.
     Процесс разработки бюджета предприятия начинается с создания бюджетной комиссии. Комиссия, как правило, возглавляется Генеральным директором и включает руководителей всех основных департаментов.
     Разработка бюджета требует изучения внешних и внутренних экономических условий работы организации, частью которых являются возможные изменения инфляционной политики страны в ближайшем будущем.
     Рынок должен быть изучен с точки зрения изменений спроса, вызванных ростом конкуренции со стороны вновь открываемых предприятий.
     Функциональные подразделения разделяются на две категории: доходные и расходные. Подразделения представляют свои финансовые отчеты за прошедшие периоды. Эта информация используется как основа для подготовки бюджета на предстоящий период.
Организационные формы внутрифирменного планирования
     Раньше организационно процесс централизованного планирования у большинства крупнейших фирм осуществлялся "сверху вниз". Это означает, что плановые директивы разрабатывались на высшем уровне контроля, где определялись цели, основные направления и главные задачи развития предприятия и предпринимались попытки взаимоувязать все звенья производственного механизма.
     Затем на более низких ступенях контроля эти цели и задачи конкретизировались применительно к деятельности каждого подразделения. Это уже чисто технологическое планирование, устанавливающее пропорции и объемы предоставляемых услуг. После соответствующего согласования плановых заданий с конкретными исполнителями планы окончательно утверждались высшим руководством.
     Чтобы иметь возможность правильно определить цели и задачи для каждого подразделения, высшее руководство должно было располагать данными о состоянии и развитии каждой службы и каждой услуги, предоставляемой предприятием. Эти данные обычно содержатся в программах маркетинга, которые кладутся в основу разработки плана во всех подразделениях.
     Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включал функциональные подразделения на разных уровнях контроля. Высшее звено системы планирования составляют Комитеты при Совете директоров. В некоторых компаниях - это Плановые комитеты в других - Комитеты развития или Центральные контроля развития. В них, как правило, входили представители высшего руководства предприятия, которые подготавливают решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики предприятия, выполняют технические, координационные и аналитические функции, участвуют в формулировании основных целей и задач предприятия на длительную перспективу. Подготавливаемые ими рекомендации выносились на рассмотрение Совета директоров и после одобрения включались в форме конкретных мероприятий в перспективный план развития предприятия.
     Следующим звеном аппарата планирования являлась центральная служба планирования, в функции которой входила разработка перспективных и текущих планов, корректировка и уточнение плановых показателей. Она составляла формы плановой документации, консультировала высшее руководство по вопросам планирования.
     Центральные службы планирования имелись практически во всех крупных компаниях. Однако организационно и структурно центральная служба могла быть построена по-разному и отличаться по характеру выполняемых функций. В некоторых компаниях функции центральной службы планирования выполняли отделы планирования, находящиеся в составе других центральных служб. В других компаниях или на отдельных предприятиях функции планирования выполняли службы оперативного и текущего планирования и контроля, в задачу которых входило составление планов на сутки, неделю, месяц, квартал, полугодие, год с учетом тех ограничений, которые определяются общекорпорационными целями.
     Практика показывает, что сейчас усилилась тенденция индикативного планирования, уже применяемая на российских предприятиях, где планы составляются, как правило, в производственных отделениях.
     По некоторым данным, около 2/3 американских компаний планируют "снизу вверх", 1/3- на основе взаимодействия всех уровней контроля, а планирование "сверху вниз" вообще отсутствует5.
     Планы, разрабатываемые оперативными подразделениями, рассматриваются центральной плановой службой, службой по трудовым отношениям и затем советом управляющих при главном администраторе. После утверждения Советом директоров план принимает директивный характер.
     В английских компаниях также преобладает формирование планов в функциональных подразделениях, где готовится исходный план. Плановый отдел (служба) компании вырабатывает директивы, которые поступают в функциональные подразделения для учета его показателей при составлении исходного плана. Здесь так же, как и в американских компаниях, в основу планирования кладется принцип "планирует исполнитель".
     Процесс принятия стратегических решений в японских компаниях осуществляется либо "сверху вниз", либо взаимосвязанно высшим и низовым уровнями контроля.
     В японских компаниях новшества чаще вводятся "сверху вниз". Вместе с тем тактика оперативной деятельности разрабатывается обычно отделом по управлению персоналом, а принятие решений носит групповой характер.
     Центральный плановый отдел в японских компаниях играет значительно более важную роль, чем в американских. Обычно именно плановый отдел осуществляет разработку плана. Составленный плановым отделом, план рассматривается комитетом по управлению, а окончательное решение принимается комитетом по управлению и президентом фирмы, который одновременно является и главным управляющим. В японских компаниях это во многом обусловлено тем, что степень их диверсификации меньше, чем американских и английских компаний.
     Комитет по управлению в японских компаниях является важнейшим органом группового принятия решений, он находится на высшем уровне организационной структуры. Характерно, что в японских компаниях долгосрочные планы редко представляются на рассмотрение Совету директоров.
     Поскольку большинство членов Правления - постоянные сотрудники японских компаний, дублирование решений, принятых комитетом по управлению, не представляется необходимым.
     Организация процесса планирования в разных предприятиях имеет свои отличительные особенности, обусловленные различиями в организационной структуре контроля в целом и характере производственно-технического процесса. Эти отличия касаются как сроков плановых периодов, так и самой процедуры планирования и функций отдельных подразделений, занимающихся вопросами планирования. При разработке перспективных планов предприятия часто устанавливают различные плановые периоды, а также различные сроки по планам разных типов (например, 15-летний срок плана научных исследований и развития и семилетний срок стратегического плана).
     Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что внутрифирменное планирование на предприятии превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, объективно необходимую при сложившемся уровне обобществления предприятия. 
 
 

 

2. Организационная структура предприятия в системе планирования 

2.1 Структура предприятия как основа планирования его деятельности 

     Структура управления организацией или организационная структура управления (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
     Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
     На действенность и эффективность организационной структуры влияют:
     действительные взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;
     действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;
     полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).
     При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такая рациональная структура, при которой существует реальная и благоприятная возможность достижения высокого уровня эффективности производства.
     Организационная структура конкретного предприятия - это комбинация различных типов департаментизации. Простота и ясность функционирования должны обеспечить ее понимание средой, минимизировать затраты и ориентировать членов организации на результаты деятельности, а не на затрачиваемые усилия. Оптимальная организационная структура создает благоприятные условия для процесса принятия управленческих решений, в том числе и планировании, ее стабильность делает организацию устойчивой и в то же время позволяет успешно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
     К структуре управления, как элементу планирования деятельности предприятия предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования структуры управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:
     Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям;
     следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию;
     формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;
     между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом;
     организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.
     Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на организационную структуру управления.
     Главный фактор, задающий возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа которых требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.
     На формирование структуры управления оказывают влияние изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, например, ассоциации или концерна, происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Впрочем, даже если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.
     Важный фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
     В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную и матричную.
     Линейная организационная структура управления. Это одна из простейших организационных структур управления. При линейной структуре во главе производственного звена любого уровня стоит руководитель -- единоначальник, который осуществляет все функции управления и подчиняется по всем вопросам вышестоящему начальнику. Так складывается подчиненность руководителей различных уровней по вертикали (линия), которые осуществляют административное и функциональное управление одновременно.
     Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (таблица 1). 

Таблица 1 Преимущества и недостатки линейной структуры
Преимущества Недостатки
Единство и четкость распорядительства; согласованность действий исполнителей;
простота управления;
оперативность в принятии решения;
четко выраженная ответственность;
личная ответственность руководителя.
Высокие требования к руководителю; отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
затруднительные связи между инстанциями;
концентрация власти в управляющей верхушке.
 
     Эта структура характерна для малых предприятий, где круг решаемых вопросов незначителен и производственных связей немного. Когда же масштабы производства больше, а круг решаемых проблем все возрастает, повышается технический и организационный уровень, линейная структура оказывается неэффективной, так как руководитель не может знать все и поэтому не может управлять хорошо.
     Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.
     Функциональная организационная структура управления организацией. Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т. е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.
     Исполнители находятся в двойном подчинении. Так, рабочий обязан выполнять одновременно указания своего линейного начальника и функционального специалиста. При функциональной структуре управления линейный руководитель имеет возможность больше заниматься вопросами оперативного управления, так как функциональные специалисты высвобождают его от решения специальных вопросов. Но команды управления поступают от многих функциональных служб в одно производственное подразделение или к одному исполнителю, и поэтому возникает проблема взаимного согласования этих команд, что создает определенные трудности. Кроме того, снижается ответственность исполнителей за выполнение своих обязанностей.
     Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки (таблица 2).
     Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной мере устраняются линейно-функциональными структурами. 

Таблица 2 Преимущества и недостатки функциональной структуры
Преимущества Недостатки
Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений; трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
появление тенденций чрезмерной централизации;
длительная процедура принятия решения ;
относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.
 
     Линейно-функциональная (штабная) структура управления
     Специалисты образуют при линейном руководстве штаб, который готовит для них данные в целях компетентного решения специальных вопросов. В этом случае функциональные органы находятся в подчинении линейного руководителя. Их распоряжения отдаются производственным подразделениям только после согласования с последним. Это дает возможность решать вопросы более компетентно. Но при линейно-функциональной структуре управления резко увеличивается нагрузка на линейного руководителя, который должен исполнять роль посредника между функциональными службами и подчиненными ему производственными подразделениями. Он воспринимает потоки информации от подчиненных подразделений, дает задания функциональным службам, вырабатывает решения, отдает команды сверху вниз.
       В настоящее время штабная структура в промышленности играет ведущую роль. Основу этой структуры составляет линейное управление. Роль же функциональных органов меняется в зависимости от уровня управления. Чем выше уровень, тем большую роль играют функциональные органы. На уровне управления участком влияние функциональных служб незначительно, но на уровне управления предприятием они выполняют огромную работу по планированию, технической подготовке производства, выработке управленческих решений.
     Линейно-функциональная структура также имеет свои положительные и отрицательные стороны (таблица 3). 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 3 Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры
     
Преимущества Недостатки
Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;
возможность привлечения консультантов и экспертов.
    Отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями;
    недостаточно четка ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации;
    чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно - подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации.
 
Матричная организационная структура управления
     В матричной структуре совмещается два вида структур: линейная и программно-целевая. По вертикали (линейная структура) строится правление по отдельным сферам деятельности (производство, снабжение, сбыт). По горизонтали (программно-целевая структура) осуществляется управление программами, проектами, темами. При определении горизонтальных связей назначается руководитель программы или проекта и его заместители по отдельным темам, ответственный исполнитель в каждом специализированном подразделении и организуется специальная служба управления программой.
     Работа обеспечивается путем создания целевых подразделений, где объединяются ведущие специалисты для совместной разработки программы. Руководитель программы определяет, что и когда должно быть сделано, а кто и как будет выполнять ту или иную работу решает линейный руководитель.
     Таким образом, матричная структура управления дополнила линейно-функциональную организационную структуру новыми элементами. Это создало качественно новое направление в развитии программно-целевых и проблемно-целевых форм управления. Эти формы способствуют подъему творческой инициативы менеджеров в деле повышения эффективности производства. Матричные структуры управления способствуют перестройке производства на основе новейших технологических процессов и более производительного оборудования. Матричная структура имеет свои преимущества и недостатки (таблица 4).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.