Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные проблемы и направления развития малого бизнеса в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
      Федеральное агентство по образованию и науке  РФ Самарский Государственный Экономический  Университет
      Кафедра Теоретической экономики и международных  экономических отношений 
 
 
 
 
 
 
 

      Курсовая  работа 

      По  дисциплине «Экономическая теория»
      Тема: «Основные проблемы и направления развития малого бизнеса в России» 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Выполнил: студентка 2 курса ИКМиС
                                                              Специальность маркетинга, 2 группа
                                                               Ламанова Е.В.
                                                              Научный руководитель:
                                                              Кусков В.М. 

          Оценка: 

          Дата: 
 
 
 
 
 

      Самара 2009 
Оглавление:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


РЕЦЕНЗИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 
 
     Выбранная тема является актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
    Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
     Цель данной работы – охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом.
     Первая  глава данной курсовой работы посвящена  исследованию развития малого бизнеса  в различных экономических системах. Здесь рассматривается зарубежный опыт развития малого бизнеса, как в развитых странах, так и в странах с переходной экономикой, а так же роль государства в становлении и развитии малого бизнеса.
     Во  второй главе представлен анализ развития малого бизнеса в России. Рассмотрены исторические аспекты  развития малого бизнеса, его развитие в современных условиях (выделены положительные и отрицательные аспекты), так же определены направления развития малого бизнеса.
     Третья  глава посвящена анализу деятельности малого бизнеса на примере предприятия  ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Исследование развития малого бизнеса в различных экономических системах

1.1 Малый бизнес, его роль в условиях развитых стран

 
     Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может  гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
     Малое предпринимательство играет исключительно  важную роль в экономической и  социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.
     Роль  малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые  решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание  колебаний экономической конъюнктуры  посредством особого механизма  сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.
     Развитие  малого бизнеса создает предпосылки  для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).
     Малый бизнес содержит большой потенциал  для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.
     Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути в силу существующих жестко детерминированных ограничений  критериев отнесения предприятий  к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды  в условиях рыночной экономики.
     Необходимо  особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малая  экономика является подлинной базой  рыночной экономики в регионе. Малый  бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.
     В США, где к категории малых относят предприятия с числом занятых до 500 чел., подобные фирмы составляют 99% всех американских компаний.
     Основная  масса приходится на мельчайшие предприятия: в 87% всех фирм работает не более 20 чел., в 80% — менее 10 чел.
     Сегодня в США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.
     В отдельных сферах американской экономики  малые предприятия доминируют (приложение 1). [9]
     Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 90-е гг. 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предпринимательству. Государство же получает миллиардные суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм.
     Следует помнить, что развитие малого бизнеса  тесно связано с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. Поэтому  при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта промышленно развитых стран с формированием малых предприятий в России надо учитывать различия в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. социокультурные особенности.
     Приведем  для примера данные об отраслевой структуре национального хозяйства  США (приложение 2). [9]
     В Японии на начало 2000-2001 гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы (кроме добывающей промышленности) составляли 99,1%, а численность занятых на них — 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1%— в оптовой торговле. [9]
     В Великобритании, где к разряду мелких относят фирмы с числом занятых до 24 чел., в 2000 г. их было почти 2,4 млн. (96% общего числа частных компаний). На них трудилось 36% всех наемных работников, и давали эти предприятия 21% общего товарооборота.
     Подавляющее большинство фирм являлось мелкими  и мельчайшими:
Число занятых, чел. .............................................. 1-2    3-5    6-9   11-19
Число фирм, тыс. ................................................. 1579    173    190    140 

     Расширению  сферы мелкого бизнеса весьма способствовала активная денационализация и приватизация, которая к концу 1989 г. охватила около 1/3 предприятий госсектора, а также массовая распродажа муниципальных домов и квартир.
     Малое предпринимательство расширяет  возможности трудоустройства британцев. На долю мелкого бизнеса приходится 48% прироста новых рабочих мест. В 1995-2001 гг. мелкие фирмы обеспечили работой 290 тыс. чел.
       В частном секторе доля малых предприятий  составляет, %:
Обрабатывающая  промышленность ..................................................... 27
Строительство......................................................................................... 38
Транспорт и коммунальные услуги ...................................................... 10
Торговля.................................................................................................. 69
Здравоохранение..................................................................................... 18
Сфера бытовых услуг и досуга ...........................................................  23
Сфера деловых услуг...............................................................................13 

     Что же касается динамики развития малого британского бизнеса, то о ней  позволяют судить следующие данные за 1990-2000 гг.: 

                        Относительное сокращение (-)
                              или прирост (+), %
    Строительство.....................................................................             +46,1
     Розничная торговля ...........................................................              -2,2
    Оптовая торговля................................................................             +27,3
    Общественное  питание.......................................................             +9,2
    Финансовые  услуги.............................................................            +86,4
    Деловые услуги....................................................................           +100,0 

     С точки зрения организационных форм в малом британском бизнесе преобладают  индивидуальные компании, партнерства  и акционерные общества. Мелкие фирмы, основанные на различных формах коллективной собственности, чаще включаются в систему субподрядных отношений с крупными корпорациями (45% всех АО, 26% партнерств, 18% индивидуальных фирм). [9]
     Большинство владельцев небольших фирм хотят  обеспечить своему предприятию стабильное существование и не стремятся к росту, за исключением разве что фирм, являющихся частью крупных корпораций. В качестве главных препятствий созданию собственного бизнеса 50% британских предпринимателей называют финансовые трудности, на втором месте — проблемы законодательства, налогообложения, бухучета.
     В Португалии малые и средние фирмы  производят основную массу промышленной продукции. Уже в 1992 г. компании с  числом занятых менее 10 чел. составляли здесь 70% всех промышленных предприятий, а фирмы с числом занятых 500 чел. — лишь 0,4%. [11]
     В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние  показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий  уровень конкурентоспособности  экспортной продукции.
     Говоря  о развитии малого бизнеса в Италии, следует отметить, что здесь особое влияние на отраслевую структуру  малого предпринимательства оказывают  региональные особенности развития экономики. Тут действуют две  различные региональные экономические  модели.
     Первая  сложилась на северо-западе Италии, центрами которого являются Милан, Турин  и Генуя. Для этого региона  характерно обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом производстве или непрерывных технологических  процессах. Соответственно здесь развитие малых и средних предприятий подчинено нуждам крупной промышленности. Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие промышленность: финансовую и технологическую сферы, проектирование и инновации, снабжение и сбыт.
     На  северо-востоке и в центральном  регионе, включая области Тоскана, Эмилия-Романья и Венето, малые  и средние предприятия развивались  достаточно автономно. Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких традиционных для Италии производств, выпускающих керамическую плитку, одежду, обувь, трикотаж и т.п., высоко специализированы.
     На  юге, на территории от Неаполя до Сицилии, развитию малого бизнеса препятствуют традиционно низкий уровень экономического развития и социальная несбалансированность. Попытки правительства провести индустриализацию юга путем строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и наиболее энергичных людей в другие области страны тормозит деловую активность. [11]
     Во  всех промышленно развитых странах  очень велика роль сферы услуг, в  которой занято около 60% рабочей  силы (для сравнения, в России этот показатель не превышает 30%). Считается, что к 2010 г. доля занятых в сфере услуг достигнет и даже превысит 80%. За последнее десятилетие только в секторе бытового обслуживания населения было создано более 50% всех новых рабочих мест.
     Бурное  развитие малого бизнеса в торговле и сфере услуг связано, прежде всего, с низкой начальной капиталоемкостью начинаний. Так, предпринимателю, решившему открыть небольшой магазинчик, будет достаточно стартового капитала в несколько тысяч долларов и не потребуется особой профессиональной подготовки.
     Кроме того, создание малых предприятий  в сфере услуг нередко связано  с частичной диверсификацией  крупного бизнеса (выделение таких  функций, как охрана, эксплуатация, ремонт, послепродажное обслуживание и др.).
     Довольно  часто высококвалифицированные работники крупных корпораций, накопив некоторый капитал, открывают собственное дело (ремонтные мастерские, гаражи, предприятия коммунального обслуживания, небольшие гостиницы и т.д.).
     Мелкие  предприниматели, выступающие в  роли партнеров крупных корпораций, получают сведения (разумеется, под обязательство не разглашать производственные секреты) о планах на ближайшие пять-шесть лет, что помогает подрядчикам и поставщикам активно участвовать в разработке заказанных им узлов, деталей, комплектующих изделий, давать рекомендации с учетом своей производственной компетенции. Вся система субподрядных работ находится в непрерывном движении и обновлении.
     Сказанное позволяет сделать вывод об определенной зависимости крупного бизнеса от малого. Например, на долю комплектующих изделий в общей стоимости легковых автомобилей, выпускаемых германскими корпорациями «Фольксваген» и «Даймлер-Бенц» приходится 60%. Аналогичный показатель у американских корпораций «Форд» и «Дженерал моторс» равен 50%, а у ведущих автомобильных компаний Японии «Тойота» и «Ниссан» превышает 70%. В Германии на долю субподрядчиков приходится 45% общего объема производства в транспортном машиностроении, 70-80% — в сталелитейной промышленности, а в целом в обрабатывающей промышленности — более 25%.[11]
     Трудно  переоценить роль малого предпринимательства  в сфере инноваций. Несмотря на ограниченность ресурсов, инновационные фирмы играют большую роль в воплощении многих достижений научно-технического прогресса. В США, например, за последние годы около 50% всех промышленных изобретений сделано малыми фирмами. В малых фирмах были созданы такие значительные новшества, как микропроцессор, персональный компьютер, интерферон. Небольшие компании активно и успешно разрабатывают средства программного обеспечения. [9]
     В условиях острой товарной конкуренции, когда решающим фактором становятся темпы обновления ассортимента, малые  фирмы проявляют изрядную мобильность  и гибкость. Как правило, прерогативы таких компаний — это начальные стадии внедрения новшеств, за крупными же фирмами остаются более капиталоемкая стадия развертывания производства.

1.2 Государство  и малый бизнес

 
 
     Многие  характерные особенности становления  малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными  проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Уровня значимости этих проблем рассмотрим в таблице.
                                                                                                          
             Основные проблемы частного предпринимательства в России
Порядок значимости по мере упоминания                                    Основные проблемы
1 Налоги
2 Законодательство
3 Инфляция
4 Экономическая ситуация в целом
5 Поставки, дефицит
6 Трудности получения  и высокая ставка за кредит
7 Неплатежеспособность  партнёров, клиентов
8 Несовершенство  банковской системы
9 Политическая  ситуация
10 Бюрократия
11 Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки
12 Трудности с  арендой, недостаток площадей, офисов
13 Недостаток  информации, культуры, опыта
14 Кадровые проблемы
15 Рэкет
16 Отрицательное отношение к предпринимателям
 
Так же можно выделить следующие проблемы:
    Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
    Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
    Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере;
    Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.
     В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства  состоит в том, чтобы создать  правовые и экономические условия  для их выживания, способности расти  и саморазвиваться в условиях рынка.
     В большинстве стран-членов ЕС определение  национальной политики в отношении  малого и среднего предпринимательства  является прерогативой федеральных  властей, а конкретные мероприятия  реализуются на уровне регионов. Все  государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа. Однако большинство государств создает особые резервы для поддержания малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.
     Главным принципом, лежащим в основе системы  государственной поддержки «миттельштанда» (в переводе на русский «средний слой»; этот термин объединяет малый и средний бизнес Германии), является оказание помощи, стимулирующей развитие самопомощи. Для этого в Германии разработано несколько специальных инструментов и конкретных программ.
   – Структурно-политические мероприятия, осуществляемые федеральным правительством ФРГ. Они нацелены на обеспечение нормальных условий конкуренции для «миттельштанда». Главный инструмент здесь – картельное право, законодательно оформленное в 1957 г. Ведомство по надзору за картелями (по нашей терминологии, антимонопольный комитет), во-первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во-вторых, облегчает кооперацию мелких и средних предприятий, снимая ненужные запреты. [10]
     Вторая  составляющая структурно-политических мероприятий по поддержке «миттельштанда» - обеспечение его равноправного участия в распределении государственных контрактов. С 1976 г. существует особое положение, регулирующее обязательное участие мелких и средних поставщиков в дележе госзаказов. В случаях дискриминации мелкие фирмы могут обратиться в специально учрежденные в этих целях инстанции. [10]
   – Налоговые льготы. Этот инструмент, активно используемый сейчас в новых землях ФРГ, включает три главных разновидности: 1) специальные нормы амортизационных отчислений; 2) создание резервов необлагаемой налогом прибыли; 3) инвестиционные надбавки, выплачиваемые налоговыми ведомствами.
     Создание  резервов прибыли, освобожденных от налогообложения, разрешено в ремесленном  производстве, торговле, промышленности, секторе свободных профессий, а также в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду. Резерв может составить до 50 тыс. марок.
   – Финансовая поддержка. Кредиты с относительно низкой ставкой процента и льготными условиями возврата денег, предоставляемые федеральным правительством, - существенное подспорье для «миттельштанда». Кредиты выдаются мелким и средним фирмам не непосредственно, а через их банки, предоставляющие гарантии своевременного возврата денег. Специальные кредиты, стимулирующие создание новых рабочих мест и улучшение региональной структуры экономики, предоставляются правительствами земель.
   – Помощь в инновационной сфере.  Организационные формы такой помощи многообразны: индустриальные и научные парки, инновационные центры, где имеются возможности снять помещение, получить доступ  к информационным банкам, консультациям, капиталу. Государственная поддержка инноваций в сфере мелкого и среднего бизнеса осуществляется также содействием совместной работе «миттельштанда» с научными учреждениями, созданием необходимой информационной и консультационной инфраструктуры, облегчением передачи технологии, помощью в обучении научного персонала. [10]
     Значительная  роль в стимулировании развития мелких фирм Великобритании принадлежит бюджетной политике правительства. К мерам общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только по факту независимо от того, к какому периоду они относятся. [11]
     Огромное  значение в развитии малого бизнеса Великобритании имеют Программы оказания  финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентства помощи предприятиям местного значения»,  которые осуществляют финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне; «Схема  содействия в создании  предприятий» предусматривает финансовую помощь безработным,  намеренным  начать собственное дело. Специальные программы обеспечивают  финансовую помощь молодежи  при создании либо расширении их бизнеса,  подготовку  предпринимателей в сфере мелкого бизнеса; помощь муниципальным властям в деле  создания нового и  развития  существующего мелкого бизнеса в городах.  Профессиональную подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов.
     В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантирует  компенсацию возможных убытков венчурных фондов. [11]
     Содействие развитию малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации – Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На  нее возложена обязанность оказывать мелким предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями. [9]
     В соответствии с федеральными программами  поддержки малому бизнесу предоставляются  прямые и гарантированные займы. Другой мерой поощрения частной  инициативы являются налоговые и амортизационные льготы.
     Особое  внимание федеральные власти уделяют  стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения  дотаций (грантов), так и посредством  заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.
     В Японии практикуется выделение субсидий и ссуд – прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных  отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот  коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес), также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств государственного (через Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов. Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы.
     Широкое распространение получило выделение  субсидий, покрывающих до 50 % затрат, на создание центров повышения технического уровня малых фирм, консультирование, повышение квалификации работников и т.п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий. [9]
     Государство и местные власти в равных долях  ассигнуют средства на информационное обслуживание малого бизнеса через  сеть местных информационных центров, каковых имеется 17.
     Для стимулирования модернизации производства создан фонд лизинга для передачи оборудования в аренду сроком до 7 лет  или долгосрочного кредитования стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения  средств. Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка определяются государством.
     Интересен для нас может быть опыт стран  Юга, где рыночные отношения еще  не устоялись окончательно, и государство  выступает в основном не как собственник  предприятий, а как координатор и организатор. В Индии политика государства по поддержке и развитию малого бизнеса осуществляется на двух уровнях: 1) микроуровень, когда цель этой политики непосредственно малые предприятия. Для них вводятся налоговые и кредитные льготы, им оказывают консультационные услуги, защищают от конкуренции крупных производителей, помогают в подготовке кадров и т.д.; 2) макроуровень – организация и защита государством среды развития, что, в конечном счете, создает долгосрочные стимулы роста экономики, включая мелкое производство. [11]
     Расходы на развитие мелких производств устанавливаются  отдельной строкой в каждом пятилетнем плане (в восьмом плане (1993-1997 гг.) - 633 млрд. рупий, в седьмом -222 млрд.). Акценты целевого финансирования мелкой промышленности в девятом плане (1998-2002 гг.) несколько смещены в сторону «увеличения несельскохозяйственной занятости в сельских районах». [11]
     Особую  роль играет проводимый страной курс защиты внутреннего рынка от активной иностранной конкуренции, что существенно облегчило выживание мелких предприятий, ориентированных на бедные слои населения. Эта стратегия характерна для самой массовой группы традиционных мелких предприятий, действующих преимущественно в старых отраслях – текстильной, обувной, кожевенной, стекольной, где мелкие предприятия составляют до 70-80 % общего числа. Государство проводит политику их поддержки, используя для этого административные рычаги, к которым, в первую очередь, относится резервирование за мелкой промышленностью значительной группы товаров, запрещенных производить крупным предприятиям. Этот перечень постоянно расширялся, составив к 1997 г. 840 наименований. Кроме того, свыше тысячи видов товаров частично закреплены преимущественно за мелкими предприятиями и закупаются государством по фиксированным ценам, обеспечивая тем самым гарантированный сбыт, что позволило сохранять цены на низком уровне, доступном для массового потребителя. [9]
     С целью вовлечения в производство молодежи, государство ввело систему  кредитов для реализации проектов общей стоимостью до 100 тыс. рупий, причем будущий предприниматель, помимо бизнес-плана, должен обеспечить 5% его стоимости и пройти специальные курсы, финансируемые правительством. Суть такого подхода - дать шанс тем, кто хочет выбиться из нужды.
     Кроме того, в стране действует разветвленная система банковских услуг для малого бизнеса - государственный Банк развития мелкой промышленности, Государственная корпорация мелкой промышленности.
     Таким образом, и в стране с высоким  уровнем экономического развития и  развитой рыночной инфраструктурой, и в развивающихся странах поддержка малого бизнеса осуществляется путем реализации комплекса мер государственными органами федерального и, особенно, регионального и местного уровня. При этом меры осуществляются дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы содействие оказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства – молодежным, женским и высокотехнологичным микрофирмам; сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданию новых на малых и средних предприятиях.
     Применяемые формы поддержки имеют разнообразный  характер. Прежде всего, речь идет о  разработке, лоббировании и принятии законодательных актов, предусматривающих  налоговые и другие льготы. Создаются  специальные государственные органы, «курирующие» деятельность малых предприятий, занимающиеся реальными мероприятиями в отношении конкретных фирм – предоставлением гарантий, покрывающих банковские кредиты малым предприятиям, организацией центров развития малого бизнеса, оказывающих консультационные услуги по вопросам планирования, сбыта, финансов и т.д. При этом финансовые, информационно-консалтинговые, организационные формы и методы содействия развитию малых предприятий носят адресный, целевой характер с акцентом на задействовании внутреннего потенциала малого бизнеса. Включение предприятий малого бизнеса в компьютерные сети типа Интернет создает для них принципиально новые возможности в информационно-технологическом обмене, обновлении технологий, маркетинге и менеджменте.
     Конечно, отсутствие удовлетворительной теоретической  базы для управления малой экономикой, различия в организационно-технологических  уровнях развития и рыночной культуре населения России и тех стран, чей опыт мы используем, делает закономерным вывод о том, что прямое заимствование форм и методов поддержки малого бизнеса может оказаться для России неэффективным. Однако, с другой стороны, всестороннее изучение зарубежного опыта, прежде всего связанного с развитием малого предпринимательства на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях, является весьма актуальным и полезным для разработки программ поддержки малого бизнеса и осуществлению практических мероприятий по развитию малых предприятий. [11]

1.3 Анализ  становления малого бизнеса в  странах с переходной экономикой

 
 
     Успех проведенных рыночных реформ следует  оценивать с позиций выхода стран  на траекторию экономического роста. В  странах, где реформы должны были преодолеть кризис и инфляцию, наиболее быстро справились со своими задачами (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия, Хорватия). Румынии помогло наличие нефтяных ресурсов, продажа которых позволила осуществить менее болезненно стабилизационные процессы. В Польше, Чехии, Венгрии и Словакии краткость стабилизационного периода во многом предопределялась реформами, проведенными в период рыночного социализма. [9]
     Однако  были страны, где спад не прекращался. Стабилизация вела лишь к его замедлению. Зачастую это было вызвано непоследовательностью  в проведении рыночных реформ. Такая  ситуация характерна прежде всего для России, Украины, Белоруссии, Болгарии.
     В странах, развивающихся по эволюционному  пути, наибольших успехов достигли Китай и Вьетнам, в которых  ход реформ сопровождался ростом. У Китая за последнее десятилетие  ВВП почти удвоился, что создало образ «китайского чуда».
     В экономической литературе часто  противопоставляют шоковый и  эволюционный варианты, при этом предпочтение дается пути, по которому пошел Китай. Предполагается, что выбор стран  так называемого шокового варианта был неудачным.
     Выбор «шокового» варианта большинством стран с переходной Экономикой был обусловлен ситуацией экономической катастрофы в условиях распада хозяйственных связей. Предотвратить этот разрушительный процесс не удалось из-за запаздывания рыночных преобразований. В известной мере жесткость радикального варианта реформирования была обусловлена и приверженностью политической элиты монетарным доктринам, которые насаждались МВФ. Именно такой вариант реформирования осуществлялся в России, что привело к исключительно высокой «цене» реформ. Ценой реформ шокового варианта является потеря ВВП от 1/3 до половины.
     Плавное вхождение в рынок возможно при  своевременности рыночных реформ и  применения сформированной комплексной  программы рыночных преобразований. Такая программа должна была:
• четко  разграничить функции рынка и  «плана», характерные для смешанной  экономики (иной она и не могла  быть в силу невозможности сразу  уйти от всесилия государственной собственности);
• усиленно поддерживать новый альтернативный сектор экономики, и прежде всего малый и средний бизнес. Только при достижении успехов альтернативной экономики следует проводить постепенную приватизацию;
• определиться в понятии эффективный собственник, рождению которого должен быть подчинен приватизационный процесс;
• активно проводить структурную политику, содействуя формированию новой пропорциональности в национальном хозяйстве;
• ограничить всевластие спекулятивного капитала, который особенно разрастался на  начальных стадиях рыночной трансформации, и подчинить государственный контроль задаче обеспечения выгодности реального сектора не в отдаленном будущем, а хотя бы в среднесрочной перспективе;
• расширить  сферу государственного контроля на микроэкономические процессы, соединив макроэкономическую стабилизацию с  реформированием предприятий и их менеджмента, с запуском механизма банкротств;
• предусмотреть  в таких программах блок коррекции  реформ с учетом сложившегося менталитета  народа. Только в этом случае последний  не будет отторгать реформы и  станет их активным участником. [9]
     В либеральной модели рыночных преобразований на авангардные позиции выдвигается  кредитно-денежная и финансовая политика, ориентированная на достижение финансовой стабилизации, необходимой предпосылки  для перехода к экономическому росту. В экономике переходного периода для осуществления глубоких и масштабных институциональных преобразований экономические функции государства не могут быть втиснуты в русло только кредитно-денежной и финансовой политики. Государству приходится решать гораздо более широкий круг проблем.
     Реформирование  государственной собственности  ориентировалось вначале на ее коммерциализацию, т.е. на полный хозяйственный расчет. И лишь на последующих этапах эволюции вставал вопрос о приватизации государственной  собственности. При этом исключалась «кампанейщина» в этом процессе.
     Финансовый  сектор реформировался по мере роста  реального сектора, а не наоборот, как это было в России. Это позволило  неокрепшему реальному сектору  избежать спекулятивных ударов финансовых рынков.
     Практика  показала слабости радикальных рыночных реформ, а именно:
• либерализация  цен, локализованная лишь товарным рынком, не смогла обеспечить процесс рыночного  балансирования экономики. Для него нужно было заново создать рынок  средств производства и капиталов;
• приватизация государственных предприятий не способна провести автоматическую замену неэффективного собственника на эффективного;
• уход государства из экономики создал вакуум управляемости и привел к  разрастанию теневой экономики. [12]
     Либерализация цен привела к резкому их росту, что оказалось для руководства всех стран неприятной неожиданностью. Везде борьба с инфляцией стала первостепенной проблемой. В России вплоть до 1998 г. антиинфляционная политика была доминирующей. Она заслонила собой все остальные макроэкономические проблемы. Проводить демонополизацию в условиях спада было очень сложно. Неразумно было ограничивать деятельность монополистов, когда вокруг производство стоит.
     Эволюционной  путь предполагал растущее снизу  альтернативное государству частное производство, малый и средний бизнес, постепенную либерализацию цен.
     Реформирование  государственной собственности  ориентировалось вначале на ее коммерциализацию, т.е. на полный хозяйственный расчет. И лишь на последующих этапах эволюции вставал вопрос о приватизации государственной собственности. При этом исключалась «кампанейщина» в этом процессе.
     Стабилизирующего  эффекта ждали от приватизации, которая  должна была сформировать в стране частный сектор. Он мог создаваться  и за счет коммерциализации государственных предприятий, развития альтернативного производства. Желание ускорить события и заставило сделать акцент на приватизации.
     Приватизация, поменявшая собственников, не дала предприятиям желаемых инвестиций и не смогла внедрить в производство управленческие технологии, адекватные рынку. Приватизация не могла привести в страну в одночасье эффективных собственников. Новые хозяева не располагали инвестиционным потенциалом, не владели искусством рыночного менеджмента и не умели строить долговременные стратегии.
     Последующее развитие было связано со сменой неэффективных  собственников на эффективных. Начался  процесс передела собственности. Он, при неясности в правах и перспектив собственности, создавал паузу в  инвестиционном процессе.
     Опыт  России и европейских посткоммунистических стран показал, что прямая связь между интенсивностью формирования частного сектора и экономическим ростом отсутствует. Подлинные рыночные субъекты не те, кто юридически оформил свой статус частного собственника, а те, кто освоил рыночные навыки управления своими активами. Оглядываясь назад, следует заключить, что приватизация должна была постепенно продвигаться по мере укрепления нового типа корпоративного управления. Следовало бы на какое-то время сохранить часть государственных предприятий. Именно такой путь выбрал для себя Китай, который строил свои стратегии не на глобальном свертывании государственной собственности, а на создании альтернативного частного производства.
     В странах, где институциональные  условия реформирования экономики были более продвинуты, удалось быстрее выйти из инвестиционного вакуума. В остальных усилились деформационные процессы клановой, теневой и криминальной экономики.  

     Переход к рынку сопровождался либерализацией внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, была ликвидирована монополия государства на внешнеторговую деятельность. Теперь сами предприятия стали участниками мирового рынка. Страны с переходной и экономикой усилили открытость своих экономик, нуждаясь в новых технологиях.
     Вхождение на мировой рынок потребовало новых направлений  импорта и экспортных стратегий.
     Импорт  товаров должен все в большей  мере становиться источником экономического роста и не замыкаться потребительским  направлением. Он должен стать материальным источником новых технологий и оборудования. Все страны стали создавать льготы на ввоз новых технологий и оборудования. Экспорт же, по возможности, должен быть диверсифицированным.
     Все посткоммунистические страны пытались с разным успехом препятствовать оттоку национального капитала и создавать условия привлечения прямых иностранных инвестиций. Политика их привлечения дала наибольший эффект в Китае, а в Европе — в Венгрии и Эстонии.
     Фактором  роста является экономическая интеграция. Европейские посткоммунистические страны это осознают, пытаясь включиться в экономическую зону Евросоюза. Россия должна продолжать свои усилия в интеграционных процессах, в том числе учитывая недостаточно успешный опыт СНГ. [9]
     Страны  Восточной Европы, добившись первых устойчивых шагов финансовой стабилизации, усилили роль государства в формировании рыночной трансформации. Им удалось не допустить бесплатной передачи государственной собственности бывшей номенклатуре и теневикам, реализовать принцип эффективности при проведении приватизации, что позволило уменьшить потери от реформирования экономики и расхищения собственности.
     Учитывая  комплекс проблем социально-психологического, экономического и правового аспекта  в становлении малого предпринимательства, а также принимая во внимание специфику  российского переходного периода, разработаны рекомендации (практический и теоретический аспекты) по повышению эффективности использования инноваций в национальной экономике.
     Под благоприятной средой внедрения  инноваций в малом предпринимательстве  в переходной экономике, следует понимать совокупность благоприятных социально-психологических, экономических и правовых условий, формируемых, в том числе, и целенаправленной государственной политикой, направленной на успешное становление, развитие и функционирование малого предпринимательства как самостоятельного сектора экономики. Для экономической среды малого предпринимательства как системы необходимо наличие ряда взаимосвязанных элементов. К их числу следует относить: частную собственность и частную инициативу: экономическую свободу: благоприятный налоговый, финансово-кредитный, научно-технический, инвестиционный и информационно-консультативный климат; рыночно-конкурентный режим хозяйствования: позитивное общественное мнение к предпринимательству.
     Во  многих субъектах Российской Федерации  поняли значимость малого предпринимательства  и в отличие от центрального правительства уже активно его используют для повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения местного рынка товарами и услугами. Последнее имеет принципиальное значение в федеральном масштабе, поскольку экономическое развитие России предполагает увеличение доходов населения, что должно активизировать потребительский рынок. Это направление обосновано, поскольку все крупные страны в основном развиваются за счет расширения внутреннего рынка, а малые – с помощью роста экспорта.
     К сожалению, в субъектах Российской Федерации существуют разные точки  зрения на необходимость стимулирования малого предпринимательства. Об этом свидетельствуют  данные о количестве малых предприятий  относительно числа жителей краев  и областей.
     Практика  зарубежных стран убедительно доказывает, что основой рыночной экономики, в том числе и смешанной регулируемой экономики, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Вопрос, кто владеет собственностью, в любой экономической системе является очень важным моментом, так как обладание собственностью - это также обладание властью. Права частного владения собственностью заставляют нас работать больше и лучше. Это в свою очередь ведет к экономическому росту, который обеспечивает лучшие возможности для всех членов общества. Задача гармоничной и гуманной интеграции человека в систему рыночных отношений посредством реализации мощнейшей гарантии – обеспечения экономической свободы и независимости индивида - представляется важной не только в теоретическом плане, но и в практическом отношении: нынешние российские экономические и политико-правовые реформы должны ее включить в качестве приоритетной целевой функции.
     Значительное  место в формировании благоприятной  экономической среды в целях  становления и развития инновационного потенциала малого предпринимательства уделяется налогам. Основной недостаток налоговой системы состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет соответствующей увязки налогов с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - малых предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а малые предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. При этом малые предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, избегая высокого налогообложения. В этой связи резко возрастают издержки малых предприятий и экономика приобретает как никогда затратный характер.
     Мировой практикой доказано, что государство имеет устойчивою базу развития лишь в том случае, если оно осуществляет налоговую политику, стимулирующую развитие производства, используя закономерность эластичной зависимости между уровнем налоговых ставок (изъятием доходов) и ростом налогооблагаемой базы (ростом производства) . Для развития малого предпринимательства, следует отметить, что уровень налоговых ставок на прибыль не должен подрывать финансовые возможности самофинансирования, который достигается за счет полного освобождения от налогообложения той части прибыли, которая необходима для функционирования малого предпринимательства с учетом дальнейшего его расширенного воспроизводства. Учитывая комплекс имеющихся финансовых проблем в становлении и развитии малого предпринимательства, предлагается как один из вариантов выхода из сложившегося положения создание широкой сети малых банковских структур, которые вполне смогут оказать ему необходимую финансовую помощь с учетом приоритетности основных направлений его развития.
     Эффективное развитие малого инновационного предпринимательства может происходить при создании определенных условий его функционирования. К ним следует отнести: во-первых, формирование инфраструктуры передачи технологий и системы информационного обмена; во-вторых, организация центров по оценке технологий: в-третьих, создание центров регионального развития и распространения новых технологий; в-четвертых, реализация финансово-сберегающей системы производственно-технологического обеспечения малого инновационного предпринимательства на основе потенциала действующих предприятий.
     Одним из наиболее важных элементов успешного  развития малого предпринимательства  является формирование позитивного  общественного мнения к передовым  методам хозяйствования. Это и  пропаганда опыта эффективного частного предпринимательства, введение преподавания основ рыночной экономики и инновационного предпринимательства во всех звеньях системы образования. Изменение отношения людей к инновационному предпринимательству является одной из сложных многоплановых проблем, от решения которой зависит выход из экономического и социального кризиса. [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ развития малого бизнеса в России

2.1 Исторические  аспекты развития малого бизнеса

 
 
     Изучая  сущность малого бизнеса, необходимо знать  его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
  В течении 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
   В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
  Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
   Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
   Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан  с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
    Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
    Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
         Тем на менее заложенные  основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем  многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной  экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования. [7]

2.2 Развитие малого бизнеса в современных условиях

 
     На  деятельность малых и средних  предприятий в России оказывают  влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные  особенностями предприятия, и факторы внешней среды.
     Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его  жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.
     Внешняя среда подразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.
     Внешняя среда для предприятий имеет  важное значение:
1.    как источник ресурсов;
2. как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;
3. как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.
     Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая - это создающие  угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая - формирующие условия, возможности  для их развития. Определяя стратегию  развития предприятия, руководители стремятся  выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски. [1]
     Одной из самых существенных черт предпринимательства  является его рисковый характер. Таким  образом, граждане, решившие создать  и осуществлять собственное дело, помнят, что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.