Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Государственное регулирование фондового рынка

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ  ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

           Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра государственного и муниципального управления  
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Система государственного и муниципального управления 

НА ТЕМУ: «Государственное регулирование фондового рынка » 
 
 
 
 
 

 
                                                                                             Выполнила студентка
                                                                               Фёдорова М.А.                
                                                                         ІІІ курса  гр. 28 ГЗУ
Научный руководитель:
      Мешкова И. В                                                                                                                  
                                                                 
   

                                                     
                                                         г. Черняховск  

2011г. 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………3
1. ФОНДОВЫЙ РЫНОК
1.1. Организация и структура фондового рынка……………………………...5
1.2. Рынка ценных  бумаг………………………………………………………..6 

2.ОСНОВНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОНДОВОГО  РЫНКА
2.1. Общая характеристика законодательства Российской федерации и
ценных бумаг……………………………………………………………………..11
2.2. Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок..14
2.3. Система государственного регулирования фондового рынка …………...24  

Заключение………………………………………………………..……….........34
Список  использованных источников и литературы……………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

            В повышении эффективности производства в условиях рыночной экономики важнейшее значение имеет способность предприятий гибко использовать рыночную ситуацию и меры регулирования. В настоящих условиях одним из важнейших условий эффективного производства является эффективное управление процессом финансирования предпринимательской деятельности. Иначе говоря, руководство предприятий должно стремиться к наиболее оптимальному использованию свободных финансовых ресурсов, которое позволило бы предприятию получить максимальную прибыль.
           В любой момент предприятие может рассматриваться как совокупность капиталов, поступающих из разных источников: от инвесторов, вкладывающих свои средства в капитал предприятия, кредиторов, ссужающих определенные суммы, а также доходов, полученных в результате деятельности предприятия. Средства, сформированные за счет этих источников, направляются на различные цели: на приобретение основных средств, на создание товарных запасов, на финансирование дебиторской задолженности и др. Взятый на отдельный момент общий капитал предприятия стабилен, затем через какое-то время он изменяется. Подобные изменения называются движением капитала. Обычно движение капитала происходит постоянно. Термин "финансовый менеджмент" означает, что это движение должно осуществляться в соответствии с определенным планом, то есть этим движением нужно управлять.
           Сочетание таких факторов, как растущая конкуренция между предприятиями, технологические усовершенствования, требующие значительных капитальных вложений, наличие инфляции, изменение процентных ставок, налогового законодательства, экономической устойчивости в мире, нравственное беспокойство, связанное с ситуацией на финансовых рынках,- все это оказало огромное влияние на то, что финансовый менеджер становится основной фигурой в общем руководстве предприятий. Более того, для того, чтобы справиться с возникающими изменениями, необходим гибкий подход ко всем факторам деятельности предприятия. Испытанные прежде методы решения финансовых проблем и используемые при этом инструменты, попросту неприемлемы в условиях рыночной экономики.
           В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.
          Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.
           Раннее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). В настоящее время переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. В свою очередь появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.
           Методическую и теоретическую основу исследования российского рынка ценных бумаг составили труды отечественных и зарубежных ученых, Постановления Правительства РФ, законодательные акты других стран, а также другой методический материал по изучаемым вопросам. 
 
 
 
 
 

    ФОНДОВЫЙ  РЫНОК
    1.1.Организация  и структура фондового  рынка
       
            Кардинальные экономические реформы не могут считаться завершенными до тех пор, пока не будет создан эффективно действующий финансовый рынок, позволяющий привлечь в экономику инвестиционные ресурсы. Учитывая масштабы экономических преобразований, которые предстоит сделать в России в процессе структурной перестройки, необходимы колоссальные финансовые средства, которые не в состоянии предоставить ни бюджетная система, ни внутренние источники финансирования, имеющиеся на предприятиях. В этой связи роль и  значение финансового рынка в развитии  экономики трудно переоценить.
           Финансовый рынок любой страны состоит из денежного рынка и рынка капиталов. Разделение финансового рынка на две части определяется особым характером обращения финансовых ресурсов, обслуживающих оборотный и основной капитал. На денежном рынке обращаются средства, которые обеспечивают движение краткосрочных ссуд (до одного года). На рынке капиталов осуществляется движение долгосрочных накоплений со сроком более одного года.
            Рынок ценных бумаг обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов .Следует подчеркнуть, что ценные бумаги охватывают только часть движения финансовых ресурсов. Помимо ценных бумаг имеют место прямые банковские ссуды, межфирменные кредиты и др.
В приведенной  на рисунке схеме финансовый рынок  представлен площадью большого круга, который разделен на две части: рынок  капиталов и денежный рынок. Внутри финансового рынка функционирует  рынок ценных бумаг (малый круг), который является сегментом денежного  рынка и рынка капиталов.[4.с193]
            В экономической науке и практике как синоним рынка ценных бумаг используется термин «фондовый рынок». В дальнейшем будем использовать оба эти термина как одинаковые понятия.
            Фондовый рынок — это рынок, на котором торгуют специфическим товаром — ценными бумагами. Реально эти бумаги практически ничего не стоят, однако их ценность определяется активами (имуществом, драгоценностями и т. п.), которые стоят за этими бумагами.[1.с.125] 

1.2.Рынок  ценных бумаг.
             
           Развитая рыночная экономика характеризуется не только рынками товаров, рабочей силы (труда), но и рынком капитала, финансовым рынком. Сущность последнего проявляется в функционировании рынка ценных бумаг. Возникновение ценных бумаг как особого вида имущества и наделение их специфическим правовым режимом относится к эпохе раннего средневековья. Многочисленные неудобства, связанные с перемещением и хранением реальных товаров и денег, устранялись, когда товары заменяла ценная бумага, выполненная по определенной форме и с соответствующим содержанием. Выступая юридическим заменителем реальных товаров и денег, ценные бумаги могли не только эффективно обращаться и храниться, но позволяли, по желанию сторон правоотношения, изменять правовой режим товаров и денег, не обладая, с одной стороны, реальной ценностью, а с другой - воплощая в себе права на вполне определенные реальные ценности (деньги, товары, услуги), - ценные бумаги стали эффективным средством:
-перевода ценностей;
-кредита;
-платежа;
-накопления капитала;
-распределения доходов с капитала.[9.с.8] 

            В нашей стране в государственной экономике оборот ценных бумаг был незначителен и представлен в основном государственными ценными бумагами. С переходом к рыночной экономике оборот ценных бумаг возрос, стал формироваться их рынок, главное внимание при этом было уделено так называемым «инвестиционным» ценным бумагам - акциям и облигациям коммерческих организаций. Кризис бюджета и денежного обращения заставил использовать и некоторые новые виды ценных бумаг, в частности казначейские обязательства; получило развитие вексельное обращение.[12]
             Экономические реформы в нашей стране, становление рыночной экономики делают необходимым дальнейшее развитие фондового рынка или рынка ценных бумаг, роль которых в гражданском обороте становится все более значительной. Ценные бумаги существенно облегчают и ускоряют гражданский оборот. Это отчетливо проявляется на следующем примере. Для того чтобы передать новому лицу право на получение от банка определенной денежной суммы в общем порядке, необходимо заключить соответствующий договор на уступку права требования. Ценная же бумага позволяет достичь того же результата более простым способом. Достаточно передать этому лицу подлинник ценной бумаги, в котором содержится приказ владельца счета произвести платеж предъявителю данной ценной бумаги. С переходом права на ценную бумагу, который осуществляется по правилам, сходным с отчуждением обычных товаров, переходят и права, оговоренные в бумаге. Благодаря товарным ценным бумагам ускоряется оборот товаров. При морской перевозке грузов перевозчик выдает грузоотправителю коносамент - документ, подтверждающий факт заключения договора перевозки груза и дающий право на получение этого груза от перевозчика. Грузоотправитель может продать коносамент, заложить его и тем самым распорядиться товаром, находящимся на судне. Отсюда и название таких ценных бумаг - товарораспорядительные. Распространенность ценных бумаг в развитом хозяйственном обороте обусловлена, таким образом, тем, что обладая определенной стоимостью, они, наряду с деньгами, служат удобным средством обращения и платежа, выполняют роль кредитного инструмента и обеспечивают упрощенную передачу прав на различные блага.[3.с.93]
            Выполнение ценными бумагами указанных выше функций возможно благодаря тому, что они обладают рядом свойств, отличающих их от иных юридических документов, которыми также подтверждаются различные субъективные гражданские права, в частности долговых расписок, страховых полисов, завещаний и т.д.
           Эффективным средством повышения оборотоспособности имущественных прав, выраженных в ценных бумагах, является наделение ценных бумаг свойством так называемой публичной достоверности. Это свойство предполагает, что добросовестный держатель ценной бумаги признается носителем выраженного в ней права независимо от прав предшествующих держателей ценной бумаги и против него нельзя выдвигать возражения, основанные на отношениях с ее предшествующим держателем. Действующим законодательством о ценных бумагах ограничен круг оснований, которые позволяют отказаться от исполнения лежащей на должнике обязанности. В частности, оформленная по всем правилам ценная бумага не может быть оспорена должником со ссылкой на отсутствие основания возникновения обязательства либо на его недействительность. Допускаются лишь возражения по формальным основаниям, в частности, ссылка на пропуск срока представления ценной бумаги к исполнению, либо оспаривание ценной бумаги со ссылкой на ее подделку или подлог. Владелец ценной бумаги, обнаруживший подлог или подделку ценной бумаги, вправе предъявить к лицу, передавшему ему бумагу, требование о надлежащем исполнении обязательства, удостоверенного ценной бумагой, и о возмещении убытков. Согласно п. 2 ст. 147 ГК РФ недопустим отказ от исполнения по ценной бумаге со ссылкой на отсутствие основания, по которому она выдана, либо его недействительность (например, на безденежность займа, в удостоверение которого выдана ценная бумага, на признание недействительным договора об отчуждении имущества, являющегося предметом исполнения по ценной бумаге и т.п.). Обязанное лицо должно произвести исполнение по ценной бумаге, удостоверившись лишь в наличии в ней необходимых реквизитов, а ее владелец может не проверять основания, по которым она выдана, вполне доверившись ее формальным признакам.[13]
           Значимость ценных бумаг наглядно проявляется в том, что в настоящее время в Российской Федерации получили развитие такие виды экономической деятельности, которые не были присущи нашей экономике до начала экономических реформ (инвестирование коммерческими организациями, биржевое дело и т.д.).
           Структура рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) подразделяется на первичный и вторичный. На первичном рынке размещаются новые выпуски ценных бумаг, эмитентом которых являются корпорации, правительство и муниципальные органы. При этом ценные бумаги могут размещаться как путем прямого обращения эмитента к инвесторам, так и через посредника. Ценные бумаги, приобретенные инвестором при эмиссии, могут быть перепроданы. Сделки купли-продажи ранее выпущенных бумаг совершаются на вторичном рынке. Ранее считалось, что вторичный рынок состоит из фондовых бирж и внебиржевого рынка. Однако сейчас в литературе высказывается мнение о более сложной структуре рынка ценных бумаг, получает признание концепция четырех рынков.[11]
          В качестве первого рынка выступает фондовая биржа, на которой осуществляют сделки с зарегистрированными на ней фондовыми ценностями.
            Второй рынок называют внебиржевым рынком, где осуществляются операции с незарегистрированными на бирже ценными бумагами.
              Третий рынок - внебиржевой рынок, на котором происходит купля-продажа ценных бумаг, зарегистрированных через посредников.
           Четвертый рынок - внебиржевой рынок, ориентированный исключительно на институционных инвесторов. Его особенность заключается в том, что участники сделок осуществляют операции, минуя посредников и брокеров, - через компьютеризированную систему.
                Три последних рынка объединяют в одну группу - внебиржевой оборот.[10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ОСНОВНОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОНДОВОГОРЫНКА
 
2.1.Общая  характеристика законодательства  Российской Федерации о рынке ценных бумаг. 
 

    
       Ценные бумаги - неотъемлемый атрибут рыночной экономики. Посредством их эмиссии аккумулируются крупные финансовые средства, осуществляется перелив капиталов, решаются масштабные экономические задачи. Правовое регулирование рынка ценных бумаг приобретает в этой связи особую значимость, оно осуществляется многочисленными нормативными актами. На начальном этапе становления рынка ценных бумаг основным нормативным документом в этой сфере правового регулирования являлось «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР», утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. № 78, которым был установлен порядок государственной регистрации ценных бумаг, деятельности инвестиционных институтов, порядок выпуска и обращения ценных бумаг; определены основы деятельности фондовых бирж. С принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации законодательство о ценных бумагах получило дальнейшее развитие. Гражданским кодексом РФ дано новое определение понятия ценной бумаги, установлены критерии классификации ценных бумаг, их подразделения на предъявительские, ордерные и именные; предусмотрены институт бездокументарных ценных бумаг и порядок восстановления прав на утраченные ценные бумаги на предъявителя и др.       Среди специальных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области эмиссии и обращения ценных бумаг следует отметить федеральные законы «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 36-ФЗ; «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 г., № 46-ФЗ; «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., № 208-ФЗ; «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г., № 136-ФЗ; «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 г., № 115-ФЗ. Вышеназванными нормативными правовыми актами, содержание которых детально рассматривается в тематическом обзоре, регулируется широкий круг общественных отношений, возникающих при эмиссии и обращении ценных бумаг, создании и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и т.д.[5.с.74]
          Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает исходные положения эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, раскрывает основные понятия и термины, используемые в данной сфере правового регулирования, определяет виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, организацию фондовой биржевой деятельности и т.д.
        Закон РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предусматривает меры государственной и общественной защиты физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги. Данным законом определен порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг. Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» установлены:
-условия предоставления профессиональными участниками рынка ценных бумаг услуг инвесторам;
-дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценных бумаг;
-дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.[11]
           Данный закон не применяется к отношениям, связанным с привлечением денежных средств во вклады банками и иными кредитными организациями, страховыми компаниями и негосударственными пенсионными фондами, обращением депозитных и сберегательных сертификатов кредитных организаций, чеков, векселей и иных ценных бумаг, не являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации эмиссионными ценными бумагами. Не применяется он и к отношениям, связанным с обращением государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг муниципальных образований.
             Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением ст. 8, которая вступила в действие по истечении шести месяцев со дня вступления в силу данного закона. Некоторые положения этого закона носят временный характер (п. 4 ст. 5 действует до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», а ст. 17 действует до внесения и вступления в силу соответствующих изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».
               Законом «Об акционерных обществах» определены порядок создания и правовое положение открытых и закрытых акционерных обществ, права и обязанности акционеров, обеспечивается защита законных интересов акционеров. Этот закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, за некоторыми исключениями, установленными в самом законе (см. п.п. 3-5 ст. 1 Закона). Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», вступивший в силу с 1 октября 1998 г., регулирует, как видно из его названия, отношения, возникающие при создании народных предприятий, учитывает их специфику. В соответствии с п. 2 ст. 1 к народным предприятиям применяются правила Федерального закона «Об акционерных обществах», установленные для о закрытых акционерных обществ, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»
              Сохраняют свое значение и многие правовые нормы, установленные Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР.[12] 
 
 

2.2 Структура государственных органов, регулирующих
фондовый  рынок. 

           Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от модели  рынка,  принятой  в  стране  (банковской,  небанковской), степени централизации управления и автономии регионов. Общей тенденцией с 30-х г.г.  является  создание  самостоятельных  ведомств или комиссий по ценным бумагам,  регулирующих фондовые рынки, которые занимают в развитых странах все большую долю финансовых  активов.[7.с.90]
            Закон "О рынке ценных бумаг"  четко регламентирует  полномочия всех органов власти,  контролирующих фондовый рынок. 
           Краткие характеристики  содержания  регулирования  и  структура
основных  государственных  органов, участвующих  в регулировании российского  фондового рынка даны ниже.
            Федеральное собрание
             Разрабатывает проекты и законопроекты в  области  рынка  ценных
бумаг.  Так,  в  составе Государственной  Думы действуют:  Комитет по
собственности, приватизации и хозяйственной деятельности, Подкомитет
по  банкам и Подкомитет по законодательству о финансовых институтах,
фондовом  рынке и страховании в составе  Комитета по бюджету, налогам,
банкам  и финансам.
            Администрация Президента РФ
           Осуществляет управление через Главное правовое  управление  и
Контрольное  управление  Президента РФ.  Главное  правовое управление
непосредственно участвует в работе Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при  Президенте РФ.  Контрольное управление осуществляет
специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений  Президента,
связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг.
           Правительство РФ
           Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка
ценных  бумаг через федеральные органы исполнительной власти,  ведет
законопроектную деятельность,  осуществляя подготовку проектов, Указов и Распоряжений Президента РФ,  а также федеральных законов  в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Госкомимущество РФ, Минфин РФ
и т.д.).
           Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
          Федеральная комиссия  по  рынку ценных бумаг (далее Федеральная
комиссия) является главным федеральным органом  исполнительной власти
по проведению государственной политики в области  ценных бумаг, контролю за деятельностью  профессиональных участников рынка  ценных бумаг через  определение порядка их деятельности и стандартов эмиссии ценных бумаг.  Полномочия Федеральной комиссии не  распространяются  на процедуру  эмиссии  долговых  обязательств Правительства РФ и ценных бумаг субъектов РФ.
          При Комиссии создаются коллегия Федеральной комиссии и Экспертный совет.[3.с.250]
           Коллегия Федеральной комиссии состоит из 15 членов: председателя Федеральной комиссии,  первого заместителя и заместителей председателя  Федеральной комиссии,  секретаря Федеральной комиссии,  пяти представителей органов исполнительной власти,  в компетенцию которых входят вопросы, связанные с рынком ценных бумаг,  представитель Банка России,  председатель Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, два представителя палат Федерального собрания РФ.
           Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг является  консультативно-совещательным  органом,  в  состав которого входят 25 членов:  представители государственных органов и организаций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг,  профессиональных участников рынка ценных  бумаг, их саморегулируемых организаций, союзов, ассоциаций и независимые эксперты.
          Функции Федеральной комиссии:
     1) разработка основных направлений  развития рынка ценных  бумаг
и координация  деятельности федеральных органов  исполнительной власти
по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
     2) утверждение стандартов и порядка  регистрации эмиссии  ценных
бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг  эмитентов, в том числе иностранных  эмитентов, осуществляющих эмиссию  ценных бумаг в России;
     3) разработка  и  утверждение  единых требований к правилам  осуществления профессиональной  деятельности с ценными бумагами;
     4) установление  обязательных  требований  к операциям с ценными
бумагами,  норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, об-
ращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности.
Правила ведения учета и составления  отчетности  эмитентами  и  профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  устанавливаются Федеральной комиссией  совместно с Министерством финансов РФ;
     5) установление  обязательных  требований  к порядку ведения реестра;
     6) установление  порядка и осуществление  лицензирования различных видов  профессиональной деятельности  на  рынке  ценных  бумаг,  а
также  приостановление или аннулирование  лицензий;
     7) выдача  генеральных лицензий  на осуществление лицензирования
деятельности  профессиональных участников рынка  ценных бумаг, а также
приостановление или аннулирование их действия;
     8) установление порядка  осуществления  лицензирования и ведения
реестра  саморегулируемых  организаций  профессиональных  участников
рынка  ценных бумаг и аннулирование  указанных лицензий при нарушении требований законодательства о рынке ценных бумаг;
     9) определение  стандартов деятельности  инвестиционных,  негосударственных  пенсионных,  страховых фондов  и их управляющих,  а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
     10) осуществление  контроля  за  соблюдением  эмитентами,  профессиональными  участниками рынка ценных бумаг  и их саморегулируемыми организациями требований законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;
     11) обеспечение  раскрытия информации  о зарегистрированных вы-
пусках  ценных бумаг,  профессиональных участниках рынка ценных бумаг
и регулирование  рынка ценных бумаг;
     12) обеспечение создания общедоступной  системы раскрытия информации  на рынке ценных бумаг;
     13) утверждение квалификационных  требований,  предъявляемых  к
лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами,  к персоналу этих организаций, организация исследований по вопросам развития рынка ценных бумаг;
     14) разработка проектов законодательных  и иных нормативных  актов,  связанных с вопросами регулирования  рынка ценных бумаг, и контроль  за соблюдением законодательных  и нормативных актов;
     15) разработка  соответствующих   методических  рекомендаций  по
практике  применения законодательства РФ о ценных бумагах;
     16) осуществление  руководства   региональными отделениями Федеральной  комиссии;
     17) ведение реестра выданных, приостановленных  и аннулированных
лицензий;
     18) установление  и  определение   порядка  допуска к первичному
размещению  и обращению вне территории России ценных бумаг,  выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;
     19) осуществление  надзора   за  соответствием  объема   выпуска
эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;
     20) установление  соотношения   между   размерами   объявленной
эмиссии акций на предъявителя и оплаченного  уставного капитала;
     21) применение санкций к нарушителям  требований законодательства о  ценных бумагах.[8.с.60]
            Кроме того, Федеральная комиссия вправе:
     - выдавать генеральные лицензии  на осуществление лицензирования
профессиональных  участников рынка ценных бумаг и  контроля  на  рынке
ценных  бумаг федеральным органам исполнительной власти;
     - квалифицировать  ценные  бумаги  и определять их виды в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;
     - устанавливать  нормативы,  обязательные  для профессиональных
участников  рынка и нормативы для эмитентов ценных бумаг.[6.с.201]
           Федеральная комиссия создает региональные отделения для обеспечения выполнения  установленных  законодательством  норм,  правил  и условий  функционирования  фондового рынка,  практической реализации принимаемых Федеральной комиссией решений  и  контроля  за  деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.
            Центральный банк РФ (ЦБ РФ)
            Выполняет двоякую роль на рынке ценных бумаг,  являясь одновременно  его профессиональным участником и государственным органом, регулирующим рынок:
   1. Обслуживает первичное размещение  государственных ценных бумаг.
   2. Создает вторичный рынок государственных  ценных бумаг, выступая
на нем  в  качестве  финансового  брокера,  работающего по поручению
правительства.
   3. Выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра
по операциям  с отдельными выпусками государственных  ценных бумаг.
   4. Выступает  агентом  по  платежам, связанным  с  обслуживанием
внутреннего государственного долга в форме  ценных бумаг.
   5. Использует  операции  с  государственными  ценными  бумагами в
качестве  инструмента денежно-кредитной политики.
   6. Выступает  органом  государственного  регулирования для коммерческих  банков - профессиональных участников  рынка ценных бумаг.
   7. Выступает в роли  консультанта  правительства  и парламентских
органов, соавтором разработки законодательных  актов о фондовом рынке.
            Кроме того,  ЦБ РФ выполняет следующие регулирующие функции  на рынке ценных бумаг:
- установление  для банков правил совершения  операций на рынке  ценных  бумаг, учета и отчетности по  сделкам с фондовыми инструментами;
- лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными
бумагами;
- аттестация  специалистов банков на право  ведения операций с ценны-
ми бумагами;
- регистрация  выпусков ценных бумаг банков;
- регулирование  совместно с  Минфином РФ  выпуска и обращения  госу-
дарственных ценных бумаг;
- ведение  реестра ценных бумаг банков;
- регистрация  и ведение реестра акционерных  обществ-банков;
- подготовка  специалистов по ценным бумагам  через систему банковских колледжей;
- регулирование  обращения ценных бумаг - валютных  ценностей.[]
           Особая сфера деятельности Банка России - "операции на  открытом
рынке", инструментом которых являются ценные бумаги, а целью - регулирование объемов  денежной массы, находящейся в обращении.
          За работу на фондовом рынке отвечает подразделение центрального
аппарата  Банка России - Управление ценных бумаг  Банка России. Значительная  часть  регулирующих функций передана ЦБ РФ своим территориальным управлениям.
           Министерство финансов РФ
          Министерство  финансов  выступает на рынке ценных  бумаг в качестве:
     1) представителя  эмитента  государства,  выполняющего от имени
последнего  функции эмитента по выпуску государственных  -  на  федеральном уровне - ценных бумаг;
     2) государственного органа регулирования   рынка  ценных  бумаг,
устанавливающего  правила совершения операций на рынке  ценных бумаг,
учета и отчетности по сделкам с фондовыми  инструментами.
          По согласованию  с  Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг
Минфин  РФ:
     - аттестует  специалистов  на  право ведения операций с ценными
бумагами (за исключением персонала банков), контролирует использование квалификационных аттестатов, применяет санкции;
     - регистрирует выпуски ценных  бумаг (за исключением ценных  бумаг банков);
     - регулирует совместно с Банком  России выпуск и обращение  государственных ценных бумаг;
     - ведет Единый государственный  реестр зарегистрированных  в   РФ
ценных  бумаг и обеспечивает его публикацию;
     - контролирует приобретение крупных  пакетов акций;
     - лицензирует производство и  ввоз на территорию РФ бланков  ценных бумаг;
     - ведет государственный реестр  акционерных обществ;
     - ведет реестр профессиональных  участников рынка ценных бумаг;
     - осуществляет  подготовку специалистов  по ценным бумагам через
подведомственную  систему финансовых колледжей.
          Основную ответственность  за выполнение указанных функций несет
Управление  государственных ценных бумаг и  финансового рынка  Минфина
РФ. Для  реализации части указанных функций Минфин создал и использует подведомственные структуры:  Аттестационную комиссию при  Минфине
РФ,  Финансовый институт повышения квалификации Минфина РФ, Комиссию Минфина РФ по рассмотрению заявок предприятий,  организаций и учреждений на получение лицензий на производство бланков ценных бумаг.
           Министерство экономики РФ
            С 1993 г.  происходит последовательное усиление участия Минэкономики  РФ в регулировании рынка ценных бумаг в плане разработки политики формирования фондового рынка в рамках общеэкономической политики,  законотворческой области (разработка закона о трасте и т.п.), экспертизы и согласования создания финансово-промышленных групп. 

           Госкомимущество РФ
           Госкомимущество РФ осуществляет на фондовом рынке регулирование выпуска и обращения приватизационных чеков в качестве  государственной ценной бумаги, а также другие вопросы, связанные с перераспределением, преобразованием и доверительным управлением собственностью и связанных с нею ценных бумаг.
             Российский фонд федерального имущества (РФФИ)
             РФФИ выполняет такие функции на рынке ценных бумаг, как продажа акций в процессе приватизации;  управление портфелем акций,  находящихся в собственности государства,  включая осуществление полномочий собственника  на  собрании  акционеров;  приобретение от имени государства участий в акционерных капиталах.  РФФИ может выполнять методические  и регулирующие функции в отношении этих операций в той мере, в какой они не будут реализованы            Госкомимуществом РФ.
            При РФФИ  действует объединенная комиссия (совместно с Минфином РФ) по аттестации сотрудников на право совершения операций с ценными бумагами от имени фондов имущества.
          Антимонопольный комитет РФ
           Госкомитет РФ по антимонопольной политике  и поддержке новых
экономических структур согласовывает вопросы, связанные
    - с крупнейшими выпусками ценных  бумаг;
    - приобретением  35% или более акций  одного эмитента, или акций,
обеспечивающих  более 50% голосов акционеров;
    - созданием  холдинговых компаний  и акционерных обществ при  преобразовании государственных предприятий,  определение пакета  акций как контрольного;
    - созданием финансово-промышленных  групп;
    - регулирование   обращения   товарных,  фьючерсных  и  опционных
контрактов  через  Комиссию  по  товарным биржам при Антимонопольном комитете.
Другие  государственные органы, регулирующие фондовый рынок:
     - Государственный комитет РФ по промышленной политике и Межведомственная  комиссия  по содействию организации акционерных промышленных компаний и финансово-промышленных групп осуществляют  регулирование создания и регистрацию (Госкомитет РФ) финансово-промышленных групп в России.
     - Государственная налоговая служба  РФ регулирует совместно с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.