На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Спрос на деньги и их предложение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание
 
Введение
1 Теоретические основы спроса и предложения денег в экономике
1.1 Спрос на деньги и их предложение как категория рыночной экономики
1.2 Теоретические модели спроса на деньги: воздействие на реальный объем производства и «чистая теория спроса» М. Фридмена
1.3 Исходные концепции денежного предложения
2 Мотивы, влияющие на колебания спроса на деньги
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А: Операционный спрос на деньги
Приложение Б: Спрос на деньги как на активы
Приложение В: Общий спрос на деньги
 

Введение
 
Деньги – это особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Это блага, которые обладают совершенной ликвидностью. Это уникальный товар, выполняющий функции средства обмена, платежа, измерения стоимости, накопления богатства [22, с.40].
Деньги возникают на определенном этапе развития экономических отношений. Непосредственные предпосылки их появления: переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену; имущественная обособленность отдельных товаропроизводителей.
Существует две концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Представители рационалистической концепции рассматривают деньги как продукт соглашения между людьми, орудие технического обмена. Впервые эту концепцию выдвинул Аристотель. Согласно эволюционной концепции, деньги появились помимо воли людей в результате длительного развития обмена, когда из огромного товарного мира выделился особый товар, выполняющий роль денег. Впервые эту теорию выдвинул К.Маркс, доказавший товарное происхождение денег.
Сущность денег состоит в том, что это специфический товар, стихийно выделившийся и играющий роль всеобщего эквивалента.
Роль денег в обращении при разных моделях экономики различна. В условиях административно-распределительной системы - ограничена: объем, ассортимент, цены устанавливаются централизованно, произведенная продукция распределяется по фондам, нарядам. Деньги играют вспомогательную роль как средство учета контроля и планирования.
В условиях рыночной экономики роль денег возрастает. Товаропроизводители сами определяют цены и ассортимент, самостоятельно ищут поставщиков и потребителей. Цены формируются на основе спроса и предложения.
Централизованное планирование в некоторой степени сохраняются, но осуществляются экономическими, а не директивными методами.
Роль денег в рыночной экономике заключается в следующем: деньги выступают в качестве связующего звена между товаропроизводителями, т.е. играют общественную роль; становятся капиталом или самовозрастающей стоимостью; с их помощью происходит образовании и перераспределение национального дохода через госбюджет, налоги, займы, инфляцию; деньги являются объектом денежно-кредитного регулирования экономики промышленно-развитых стран. Огромное значение деньги имеют как особый инструмент, позволяющий измерять и сравнивать различные экономические показатели, а также оценивать их динамику.
Цель настоящей работы – проанализировать теоретические основы спроса и предложения денег, их воздействие на объем производства.
Для достижения указанной цели поставлено решение следующего ряда задач:
?                  проанализировать понятие и спрос на деньги как категорию рыночной экономики; исследовать теоретические модели спроса на деньги на примере «чистой теории спроса» М.Фридмена;
?                  рассмотреть исходные концепции денежного предложения и каналы эндогенного расширения денежной массы.
Методологической и теоретической основой исследования явились теоретические разработки и выводы зарубежных и отечественных исследователей. В работе использовались монографии, брошюры, статьи в сборниках и периодической печати по вопросам, рассматриваемым в работе.

1 Теоретические основы спроса и предложения денег в экономике
 
1.1 Спрос на деньги и их предложение как категория рыночной экономики
 
Проблемами денег, организации денежного обращения человеческая мысль была занята больше, чем всеми остальными экономическими проблемами. С глубокой древности до наших дней вопросами теории денег занимались и занимаются экономисты, философы, юристы, и сейчас продолжаются дискуссии о функциях и природе денег, их роли в развитии экономики, реализации экономических законов. Повышенный интерес к науке о деньгах объясняется тем, что возникающие диспропорции в воспроизводственном процессе общественного производства любой страны быстрее и сильнее всего проявляются в сфере денежного обращения, вызывая серьезные социально-экономические последствия.
Деньги появились очень давно. Исторические памятники свидетельствуют, что деньги функционировали уже 4-6 тыс. лет тому назад. Они возникли стихийно, в результате развития товарного производства и товарного обращения. Развитие товарного обмена привело к тому, что из массы всех прочих товаров выделился специфический товар, за которым закрепилась общественная функция всеобщего эквивалента [25, с.12].
Спрос на деньги и их предложение относят к наиболее сложным категориям рыночной экономики. Это связно со сложностью экономической природы самих денег, неоднозначностью их роли в разных экономических процессах. Кроме того, в развитых рыночных экономиках роль спроса на деньги, его позитивное влияние на экономику намного больше, чем в российских условиях, где многие экономические процессы неустойчивы, а поведение субъектов рынка носит зачастую ажиотажный характер.
Различают несколько видов спроса на деньги: спрос на деньги со стороны сделок; спрос на деньги со стороны активов; общий спрос.
Первый отражает спрос населения, предприятий и других субъектов рынка на деньги как средство обращения, т.е. для приобретения товаров и услуг. Количество денег в этом случае находится в прямой зависимости от стоимости валового национального продукта и в обратной – от скорости обращения.
Во втором случае имеется в виду спрос на деньги как средство сбережения. Данный вид спроса, в отличие от спроса на деньги для сделок, зависит от процентных ставок: чем ниже процентная ставка, тем охотнее люди будут держать деньги в запасах как ликвидность, и наоборот.
Общий спрос на деньги определяется как сумма спроса на деньги со стороны сделок и со стороны активов. На денежном рынке, где сталкиваются спрос и предложение, спрос на деньги является величиной более устойчивой и предопределенной стоимостью валового национального продукта и процентной ставкой. Денежное предложение можно изменять путем проведения определенной политики со стороны правительства и Центрального банка.
Спрос на деньги – это спрос на денежные средства, необходимые для товарного обращения, внешнеэкономических сделок, для осуществления финансовых операций по приобретению государственных и иных ценных бумаг [22, с.80]. Решающее влияние на спрос на деньги оказывают динамика физического объема продукции и цены. Базовой основой спроса на деньги являются денежные остатки средств на счетах субъектов рынка и склонность субъектов рынка к сбережениям, доверие к национальной денежной единице и к кредитной политике Центрального банка.
Предложение денег тесно связано с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом валового внутреннего продукта, а также с возможностями его роста. Формирование предложения денег – важная сфера денежно-кредитной политики Центрального банка. Определяя объемы роста денежной массы М2, Центральному банку необходимо принимать во внимание перечисленные выше факторы.
Недостаточность денежной массы для экономического оборота определяется слабыми стимулами инвесторов к сбережениям, по этой причине медленно развивается безналичный денежный оборот, денег не хватает на обслуживание важнейших циклов воспроизводства.
Одной из главных категорий денежного предложения является выручка, т.е. поступление денег на счета в банках. От умелого управления и регулирования процессов формирования и использования выручки как на макро-, так и на микроуровне зависит устойчивость денежного обращения.
Можно сделать вывод, что деньги – это результат развития товарного хозяйства, роста его противоречий. Деньги – продукт длительного развития товарных отношений. Сущность денег проявляется в их функциях. Так как деньги обслуживают рыночную экономику на разных стадиях развития общественного производства, то проявление конкретных функций в этом процессе и условия их реализации имеют свои особенности. Эти обстоятельства порождают в теории денег разные взгляды на количество функций денег, их содержание и роль в обслуживании рыночной экономики.
Общим условием полной реализации экономического воздействия денег на развитие рыночной экономики являются устойчивость и эластичность денежного обращения. Спрос на деньги как на актив определяется коэффициентом предпочтения ликвидности, измеряемой отношением дохода, оставляемого собственником в непосредственно денежной форме, ко всему полученному им доходу.
Дж.М.Кейнс определяет три мотива, руководствуясь которыми хозяйствующие субъекты предпочитают ликвидность, т.е. держать часть своих доходов в виде кассовых остатков:
?                  трансакционный мотив, т.е. деньги для обычных товарных покупок у населения, деньги на закупку сырья, материалов, выплату заработной платы, совершение других административно-хозяйственных расходов у фирм, средства для расчетов в рамках его экономической деятельности, в том числе внешнеэкономической у государства;
?                  мотив предосторожности, т.е. стремление держать определенный запас денег как наиболее ликвидного актива для снижения различного рода рисков, в т.ч. для покрытия кассовых разрывов в условиях неопределенности;
?                  спекулятивный мотив, т.е. использование денег, не приносящих проценты для приобретения финансовых активов, приносящих доход [11, с.52].
Спрос на деньги формируется под воздействием: спроса на деньги как средство обращения; спроса на деньги как средство сохранения стоимости.
Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем денежного или номинального валового национального продукта. Чем выше доход в обществе, больше совершается сделок, выше уровень цен, тем больше потребуется денег для совершения экономических сделок в рамках национальной экономики.
С определенным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента, тогда график спроса на деньги для сделок будет выглядеть, как в приложении А. Вертикальная прямая MD является свидетельством того, что количество денег в обращении остается неизменным, независимо от уровня процентной ставки.
Спрос на деньги как средство сохранения стоимости, или спекулятивный спрос, зависит от величины номинальной ставки процента (обратно пропорционально), поскольку при владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки по сравнению с ситуацией использования сбережений в виде ценных бумаг.
Распределение финансовых активов зависит от величины ставки процента: чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг, выше спрос на них и ниже спрос на наличные деньги и наоборот (прил.Б). Кривая MD в данном случае показывает, как меняется количество денег в обращении: оно снижается по мере роста курса ценных бумаг. Итак, общий спрос на деньги зависит от номинальной ставки процента и объема номинального валового национального продукта.
Соответственно график общего спроса на деньги будет выглядеть, как в приложении В.
Функциональная зависимость между номинальной процентной ставкой по вертикали и общим спросом на деньги даст совокупность кривых, каждая из которых соответствует определенному уровню номинального валового внутреннего продукта. Перемещение вдоль кривой показывает изменение процентной ставки. Причем при высоких процентных ставках кривая становится почти вертикальной, поскольку все сбережения вкладываются в этой ситуации в ценные бумаги, а спрос на деньги ограничивается операционным спросом и уже не снижается при дальнейшем росте процента.
Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операций обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги. Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент [28, с.507].
Однако ни среди государственных должностных лиц, отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственно денег к ликвидным и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно.
Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят следующие:
?                  агрегат М1 («деньги для сделок») – это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращении. Он включает наличные деньги и банковские деньги;
?                  агрегат М2 и М3 включают, кроме М1 денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условия; однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг; с другой – позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами»;
?                  наиболее полные агрегаты денежного предложения - L и D. L наряду с М3 включает прочие ликвидные активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты [28, с.508].
Агрегаты М3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в валовом национальном продукте. Быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат М1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения.
 

1.2 Теоретические модели спроса на деньги: воздействие на реальный объем производства и «чистая теория спроса» М.Фридмена
 
Современная трактовка количественной теории основана на понятии скорости обращения денег в движении доходов. Величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:
?                  абсолютного уровня цен – при прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот;
?                  уровня реального объема производства – по мере его роста повышаются реальные доходы населения, а значит, людям потребуется больше денег, так как наличие более высоких реальных доходов подразумевает и рост объема сделок;
?                  скорости обращения денег – соответственно все факторы, влияющие на скорость обращения денег, будут влиять и на спрос на деньги.
Дж.М.Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги М1 являются абсолютно ликвидными активами. Дж.Кейнс называл свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.
Как считал Дж.М.Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег: использование денег в качестве средства платежа (трансакционный мотив хранения денег); обеспечение в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности); спекулятивный мотив - мотив хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызванных хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента. Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.
Современная теория спроса на деньги отличается от теоретической модели Дж.Кейнса тем, что:
?                  рассматривает более широкий диапазон активов, помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигаций. Вкладчики могут обладать портфелями как с приносящими процент формами денег, так и с беспроцентными формами денег. Помимо этого они должны обладать иными видами ликвидных активов: средства на сберегательных и срочных счетах, краткосрочные ценные бумаги, облигации и акции корпораций;
?                  отвергает разделение спроса на деньги на основании трансакционных, спекулятивных мотивов и мотива предосторожности. Процентная ставка влияет на спрос на деньги, но лишь вследствие того, что норма процента представляет собой альтернативную стоимость хранения денег;
?                  рассматривает богатство как основной фактор спроса на деньги;
?                  включает и другие условия, влияющие на желание населения и фирм предпочесть ликвидный актив, например, изменения в ожиданиях: при пессимистическом прогнозе на будущую конъюнктуру величина спроса на деньги будет расти, при оптимистическом прогнозе спрос на деньги упадет;
?                  учитывает наличие инфляции и четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальную и номинальную ставку процента, реальные и номинальные величины денежной массы [28, с.510].
В 60-х годах наблюдалось значительное возрождение интереса к количественной теории. Это касалось уже ее современного варианта, в разработке которого участвовал М.Фридмен. Хотя Фридмен утверждал, что его теория отражает чикагскую «традицию», можно увидеть, что современная количественная теория до известной степени отличается от старой традиции количественной теории, которая преподавалась ранее в Чикаго.
«Чистая теория» спроса на деньги, выдвинутая Фридменом, ведущим теоретиком новой количественной теории, изложена в его очерке «Количественная теория денег: новая формулировка» [26, с.239].
Фридмен считал, что проблема спроса на деньги представляет собой исключительно важный аспект новой количественной теории или же сама является количественной теорией: «Количественная теория в первом приближении является теорией спроса на деньги. Это не теория производства или денежного дохода или уровня цен. Любое заключение об этих переменных требует соединения количественной теории с некоторыми специфическими характеристиками условий предложения денег, а возможно, и других переменных» [26, с.239].
Теория развивается по тем линиям, которые легко узнал бы старый сторонник количественной теории из Кембриджа. Она основана на принципе, что спрос на деньги отдельного лица ограничен суммой имеющихся у него ресурсов, и определяется посредством уравнивания на пределе выгоды, получаемой от запаса денег, и дохода, приносимого альтернативными активами.
Выгода от денег проистекает из неотъемлемой, присущей им способности облегчить обмен товарами и обеспечивать гарантию от банкротства. Доход от других активов обычно можно измерить в номинальных или реальных единицах.
Большая часть его работы связана с тщательной разработкой вопроса о природе дохода на активы, служащие альтернативой деньгам, и ресурсного ограничения. Выполнив эту задачу, Фридмен вводит несколько упрощающих допущений, чтобы получить функцию спроса на номинальные денежные остатки.
Даже при беглом рассмотрении видно, что доход индивида состоит не только из поступлений от финансовых и физических активов. Для подавляющего большинства источником дохода служит труд. В рамках фридменовской концепции это возражение легко снимается, так как богатство включает не только материальные и финансовые активы, но также человеческое богатство.
Выдвинутая Фридменом теория индивидуального спроса на деньги, строится на принципах максимизации полезности, связанных с основами неоклассической политэкономии. При заданных вкусах и привычках люди максимизируют доход с учетом бюджетного ограничения. Последнее определяется их общим богатством и относительными доходами, получаемыми от имеющихся у них активов. Эти относительные доходы концептуально аналогичны относительным ценам, используемым в теории потребления. В результате возникает функция спроса на деньги, где желаемые денежные остатки являются стабильной функцией процентных ставок и реального дохода, а также других переменных.
Чистая теория спроса на деньги Фридмена хорошо обоснована и приемлема для большинства экономистов-денежников. Фактически функция Фридмена аналогична многим функциям спроса на деньги, развитым кейнсианцами. Однако кейнсианские функции спроса обычно имеют упрощенную форму, так как там предполагается, что единственный вид активов, представляющих альтернативу деньгам, - это государственные облигации. Подобные упрощения облегчают проблему экономических расчетов и возможность построения общих макроэкономических моделей всего хозяйства.
По тем же причинам Фридмен и другие сторонники новой количественной теории не используют усложненные варианты функций спроса и скорости обращения денег. Они принимают упрощенные функции спроса, но их упрощения носят совсем иной характер по сравнению с кейнсианскими. Функция спроса на деньги новых количественников упрощена в том отношении, что спрос на деньги трактуется как функция только постоянного дохода, тогда как кейнсианцы рассматривают в качестве главной переменной функции норму процента, на возможность упрощения указывалось в очерке Фридмена о «новой формулировке», но проблема не получила развития до тех пор, пока не стала насущной увязка с эмпирическими разработками.
Вопрос исследовании в статье Фридмена «Спрос на деньги: теоретические и эмпирические результаты», предлагаемое решение тесно связано с его теорией потребительской функции, где спрос на потребительские товары трактуется как функция постоянного дохода.
 
1.3             Исходные концепции денежного предложения
 
Когда говорят о денежном спросе, то имеют в виду потребность экономики в деньгах. Прирост денежной массы должен обеспечиваться политикой валютных властей, расширением денежной базы. Но и сама экономическая система обладает способностью увеличивать до определенных пределов свой денежный запас за счет расширения банковских депозитов.
Потребность экономики в деньгах не обязательно четко совпадает с создаваемой денежной массой. Процесс их балансировки есть процесс взаимодействия спроса и предложения денег.
Механизм взаимного влияния спроса и предложения на денежном рынке отличается от аналогичных механизмов, действующих на товарных рынках. Можно определить количество конкретного товара, предлагаемое поставщиками при разном уровне цен, и количество необходимое потребителям. Иными словами, для товарного рынка существуют два показателя.
Различия в их динамике подсказывают возможную динамику цены. Рынок денег представлен одним показателем – объемом денежной массы. Разумеется, нехватка денег проявляется в динамике процентных ставок или в появлении большого числа бартерных сделок, а избыток – в повышении уровня цен. Тем не менее, спрос на деньги существует лишь как оценка. Публикуемые центральными банками данные о количестве денег в обращении являются показателями денежного предложения.
Общепринятым считается утверждение об экзогенности денежного предложения. Но ряд авторов указывает на эндогенность предложения денег вследствие управления банками своими пассивами.
Две основных проблемы теории денежного предложения – это определение количества денег, необходимых для обращения и присвоение сеньоража.
Разумеется, решение этих проблем могут быть даны лишь в рамках целостной концепции денежного предложения. Для ее формирования принципиальное значение имело открытие двух экономических феноменов: механизма расширения банковских депозитов при предоставлении ссуд и механизма мультипликативного расширения бумажно-денежной массы при увеличении резервов банковской системы. Эти феномены были двумя сторонами одного явления – денежного мультипликатора. Его изучение заняло длительный период времени. Догадки по поводу действия денежного мультипликатора высказывались разными авторами.
В осознании того факта, что банки увеличивают свои пассивы путем выдачи ссуд, участвовали не только экономисты, но и политики. В 1859 г. в ходе слушаний по проблеме банковской политики в Палате общин английские парламентарии обратили внимание на рост предоставляемых банками ссуд, который происходил на фоне стабильности количества банкнот. Один из парламентариев задал в этой связи вопрос, смысл которого сводился к следующему: получается, что банки создают свои собственные пассивы, выдавая ссуды?
Концепция расширения банковских депозитов была выдвинута К.Викселем в 1907 г.
Примерно в это же время у экономистов стали складываться представления об особом значении банковских резервов для расширения денежной массы, хотя само понятие денежного мультипликатора появилось значительно позже.
В целом исследования в области денежного предложения значительно отстали от изучения денежного спроса. Даже в 1962 г. Г.Джонсон в статье «Денежная теория и политика» назвал теорию денежного предложения «недавно открытой сферой монетарных исследований» [2, с.161].
К этому времени основы концепции денежного предложения были заложены в работах Дж.Кейнса, К.Варбюртона, Дж.Энджелла, А.Хансена. Особое значение имели исследования первых двух авторов.
Традиционным для монетаристской литературы стали упреки Дж.Кейнсу в невнимании к чисто денежным проблемам экономической теории. Но это мнение не разделял один из основоположников монетаризма К.Варбюртон, отмечавший: «Количество денег не находится вне кейнсианской системы отношений. Действительно деньги являются одним из четырех основных факторов, определяющих в аналитической системе Кейнса уровень занятости и дохода» [2, с.161].
Упреки Дж.Кейнсу в невнимании к денежным проблемам относятся к его работе «Общая теория…». В двухтомном труде «Трактат о деньгах» он проанализировал практически все ключевые моменты теории денежного предложения: создание новых депозитов банковской системой; роль банковских резервов в мультиклимативном расширении денежной массы; значение центрального банка в контроле за количеством денег; использование операций на открытом рынке для регулирования денежного предложения.
Под резервами банковской системы Дж.Кейнс понимал сумму наличных денег и депозитов в центральном банке, т.е. показатель, который сейчас называют денежной базой. Мультипликативный эффект создания дополнительных резервов равен величине, обратной резервным требованиям. Дж.Кейнсом был сделан следующий вывод: количество банковских денег зависит от величины банковских резервов и от уровня резервов, который банки соблюдают в силу закона или установившейся практики. Таким образом, в «Трактате о деньгах» Дж.Кейнсом сформулирована достаточно целостная теория денежного предложения. Но в «Общей теории…» данные проблемы не упоминаются. Это породило споры относительно механизма действия инвестиционного мультипликатора, его взаимосвязи с денежными потоками. Инвестиционный мультипликатор указывает на эффект, производимый новыми капиталовложениями. Но этот эффект может распространяться по экономической системе со скоростью, равной скорости денежного обращения.
В отличие от Дж.Кейнса, К.Варбюртон уделял в своей доктрине основное внимание чисто денежным проблемам, колебаниям денег в обращении. Основные положения теории денежного предложения сводятся к следующему: на стадии рецессии заемщики стремятся погасить свою задолженность и не прибегать к новым займам; активы банковской системы преимущественно состоят из задолженности хозяйствующих субъектов, поэтому сокращение заемщиками своих долгов приводит к уменьшению активов и пассивов банковской системы; уменьшение пассивов банковской системы равнозначно снижению денежного предложения; уменьшение денежного запаса запускает дефляционную спираль, ее действие прекращается лишь с принятием мер по приостановке сокращения денежной массы; сжатие денежной массы является следствием снижения задолженности хозяйствующих субъектов перед банками или невозможности погасить свою задолженность; монетарная политика, направленная на поддержание нормального уровня денежного предложения, способна не только предотвратить перерастание спада в глубокую депрессию, но и обеспечить быстрый экономический подъем.
В этой цепочке, построенной К.Варбюртоном, возражение вызывает первый пункт. Непонятно, какие силы заставляют заемщиков, попавших в условиях кризиса в тяжелое финансовое положение, погашать свою задолженность. В условиях депрессии они предпочитают иметь избыточные резервы и не рисковать, выдавая кредиты. Это подтверждается опытом российского экономического кризиса 90-х годов. Таковы основные черты ведущих теоретических концепций денежного предложения.
 

2 Мотивы, влияющие на колебания спроса на деньги
 
Проанализируем различные мотивы, влияющие на колебания спроса на деньги, и основные каналы расширения эндогенной денежной массы.
Теория эндогенных денег является теорией о том, что создаются деньги вопреки контролирующим мероприятиям центрального банка. Термин «эндогенные» предполагает, что деньги создаются внутри экономики – в ответ на импульсы, посылаемые экономикой. Это означает, что необходимые условия и причины для возникновения дополнительных денег возникают в экономике, рассматриваемой в качестве полностью автономной единицы. Объем денежной массы испытывает колебания исключительно под влиянием факторов, возникающих в самой экономике. В этом концепция эндогенных денег противоположна концепции денег экзогенных, предполагающее их расширение и сокращение исключительно вследствие денежно-кредитной политики.
Эндогенность денег является выражением общего принципа рыночной экономики – спрос рождает предложение. Будучи экзогенной, денежная масса определялась бы стратегией Центрального банка, эндогенные же деньги возникают и уничтожаются только в результате колебаний спроса на деньги. Фактически, вопрос об эндогенности или экзогенности денег является одним из фундаментальных вопросов макроэк
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.