На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы развития земельных отношений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
С. 

Введение 3
Глава 1. Сущность земельных отношений и история их развития 5
1.1 Сущность земельных отношений 5
1.2 История развития земельных отношений в России 9
Глава 2. Анализ и проблемы земельных отношений в Росии 14
2.1 Анализ земельных отношений в Росии 14
2.2 Проблемы земельных отношений в России 16
Глава 3. Перспективы развития земельных отношений 20
3.1 Совершенствование земельных отношений 20
3.2 Поиски эффективных форм хозяйствования 22
Заключение 26
Список литературы 27 
 

 


    Введение

 
 
     Земельные отношения - одна из форм производственных отношений, возникающих между различными социальными группами людей и  отдельными людьми при владении, использовании  и распоряжении землей в качестве средства производства, при осуществлении  предпринимательской деятельности, а так же по поводу государственного управления земельными ресурсами.
     Вопросы, связанные с земельными отношениями, в России становятся все более  актуальными. Россия располагает огромными  земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала.
     Проблема  совершенствования правового регулирования  земельных отношений в России в последнее время стала одной  из наиболее актуальных и широко обсуждаемых  не только среди юристов, законодателей  и политиков, но и в обществе в целом.
     Земельные отношения регулируются системой политических, социально-экономических, юридических  и технических мер, осуществляемых государством.
     В настоящее время в России при  массовом нерациональном землепользовании, наличие заброшенных и неиспользуемых земель создан искусственный дефицит земли. Последние глобальные преобразования и изменения системы ценностей породило некий интерес общества к земельной проблеме.
     Основной  целью курсовой работы является изучения земельных отношений в России, а именно история развития данных отношений, проблемы, возникшие в  недавнем времени и поиски эффективных  форм хозяйствования.
     В курсовой работе предполагается выполнение следующих задач:  
- изучить сущность земельных отношений и историю их развития;

- определить  основные проблемы земельных  отношений;
- найти эффективную  форму хозяйствования.
 


    Глава 1. Сущность земельных  отношений и история  их развития

      Сущность  земельных отношений
 
     Под землей как фактором производства понимаются все природные (воспроизводимые и невоспроизводимые) ресурсы. Они могут быть использованы для производства товаров и услуг потребительского и производственного назначения: производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, социальной и промышленной инфраструктуры, строительство жилища, населённых пунктов, дорог и др.1
     К этому фактору относятся следующие  элементы природы:2
     1) сельскохозяйственные земли;
     2) леса;
     3) воды океанов и морей, озер, рек, а также подземные воды;
     4) химические элементы земной коры, именуемые полезными ископаемыми;
     5) атмосфера, атмосферные и природно-климатические  явления и процессы;
     6) космические явления и процессы;
     7) пространство Земли как место  размещения вещественных элементов  экономики, а также околоземное  пространство.
     Земля как фактор производства имеет свои особенности. Во-первых, земля в отличие от других факторов производства имеет неограниченный срок службы и не воспроизводится по желанию. Во-вторых, по своему происхождению она природный фактор, а не продукт человеческого труда. В-третьих, земля не поддается перемещению, свободному переводу из одной отрасли производства в другую, с одного предприятия на другое, т.е. она недвижима. В-четвертых, земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и улучшает свою продуктивность.3
     Одной из важнейших характеристик земли  является ее ограниченность. В связи с этим для земли как фактора производства характерен закон убывающей отдачи, т.е. рано или поздно дополнительное приложение труда к земле будет приносить все меньшую отдачу. Этот закон имеет место для земли, используемой в сельском хозяйстве. Однако закон убывающей отдачи лишь отчасти распространим на добычу природных ресурсов. Например, при добыче нефти применение дополнительных единиц труда приведет к тому, что скважина будет быстро исчерпана, и из нее просто нечего будет взять.
     Основной, базовый объект недвижимости – земля  – занимает уникальное положение  во всей системе предпринимательской  деятельности людей. Она обладает особой ценностью для человеческого  общества. Так как является единственным местом проживания населения, основным и естественным фактором в любой  сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующим в производстве всех товаров и благ.
     В рыночной среде земля имеет многофункциональное  назначение. Она выполняет:
    экономическую роль – земля в качестве природного объекта является объектом хозяйствования;
    социальную роль – пространственные условия жизни людей (источник питания, место расположения жилья и т.д.)
    политическую роль – как территория государства.
     Земля вовлечена в общественные отношения  как объект правовых отношений, а  потому воспринимается правом и как  вещь — недвижимая вещь, и как  природный объект. Вовлечение земли (земельных участков) в оборот не умаляет ее значения как природного объекта, территории, на которой расположены  иные природные объекты, места жизни  человечества. Поэтому земля не может считаться таким же имуществом, как, например, здания, строения, иные вещи, созданные по воле людей, их руками. В современных условиях земельное право не отказывается от выработанного им собственного отношения к земле как к объекту права. Это отношение основано на том, что земля, являясь предметом общественных отношений, в то же время остается объектом природы. Она обладает собственным предназначением, не ограниченным потребностями людей.
     В соответствии со статьей 7 ЗК РФ (состав земель в Российской федерации) земли  в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие  категории:
     1) земли сельскохозяйственного назначения;
     2) земли поселений; 
     3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики, земли для обеспечения  космической деятельности, земли  обороны, безопасности и земли  иного специального назначения;
     4) земли особо охраняемых территорий  и объектов;
     5) земли лесного фонда; 
     6) земли водного фонда; 
     7) земли запаса.
     Деление земель Российской Федерации на категории  по целевому назначению установлено  давно. Определение целевого назначения земельных участков в зависимости  от их хозяйственного использования  весьма важно, поскольку это дает возможность достаточно внятно прописать  наиболее значимые положения правового  режима земельных участков.4
     Земельные отношения включают в себя следующие  важнейшие элементы:
    формы собственности на землю (частная, государственная, муниципальная, общинная и т. п.);
    отношения хозяйственного использования земли;
    формы управления земельными ресурсами (система политических, социально- экономических, правовых и административных мер, направленных на организацию их использования);
    способы и методы регулирования земельных отношений.
     Земельные отношения складываются под влиянием множества факторов, имеющих достаточно сложный состав, структуру, соподчинение и механизм совокупного воздействия. Важное значение при этом имеют историческая преемственность, соответствие земельных отношений социально-экономическим основам общества, необходимость обеспечить финансовую устойчивость экономики, инвестиционную активность отраслей и регионов и т.д.
     Существенную  роль играют также политические и  социально-психологические факторы. К первым из них относятся политические решения и правовые нормы, способы  их осуществления и контроля за реализацией, состояние и способность к функционированию пирамиды исполнительной власти, активность и социальная направленность деятельности партий и общественно-политических движений. Вторые включают механизмы мотивации, психологические установки и ориентации конкретных лиц в соответствии с их социальными характеристиками, семейным положением, уровнем жизни, профессионально-образовательным статусом и т. п.
     Земельные отношения зависят от решения  некоторых базовых вопросов, главный  из которых — вопрос о собственности  на землю.
     Формы земельной собственности и организационно-политические и правовые механизмы, их реализующие, способны либо ускорять, либо замедлять  развитие экономики. В зависимости  от того, насколько полноценно субъекты собственности реализуют свои права  на землю, а также на результаты ее производительного использования, определяется сила мотивов к расширению производства.
     Земельные отношения включают и экономические  отношения, возникающие между их субъектами в процессе пользования  землей. Так, граждане и юридические  лица за участки, предоставленные им в собственность, пожизненное наследуемое  владение, постоянное (бессрочное) пользование  и срочное пользование, уплачивают земельный налог, а за полученные в аренду земельные участки —  арендную плату.
      История развития земельных  отношений в России
 
 
     С развитием государственности собственность  на землю приобретала все большее  значение. В IХ в. благодаря объединению Киевского и Новгородского княжеств было положено начало формированию могущественного древнерусского государства – Киевской Руси, во главе которого стоял Великий Киевский князь, являющийся самым могущественным феодалом и верховным собственником всей земли. Отдельные волости и княжества, входившие в государство, управлялись княжескими наместниками (посадниками) из Киева.
     Начало  разграничения земель у восточных  славян и появления межевания  на территории древнерусского государства  в истории четко не прослеживается. До некоторых пор существовало обилие свободных земель. Пограничные знаки  не ставились. Границей могли служить  естественные рубежи (реки, ручьи, лощины и т. п.). Разграничение (межевание) земель необходимо было как для технического, так и для правового оформления границ.
     Землемерие (землеустройство) известно было в крупнейших политических центрах Древней Руси (Киеве, Новгороде, Смоленске) еще до официального принятия христианства.
     Период  татаро-монгольского владычества в  истории русского землеустройства  связан с проведением писцовых описаний российских земель, включавших в себя определение площадей, состава, качества, местоположения и принадлежности земельных  владений в целях правильного  обложения их собственников налогами и повинностями (1245, 1257, 1275 гг.). Подобные работы проводились и в начале XIV в.
     Качественно новым этапом в развитии межевания  явились работы, связанные с введением  при Иване III Васильевиче (1440—1505 гг.) поместной системы, то есть вознаграждения за службу землей, отдаваемой в потомственное  или пожизненное владение. Необходимость  в нарезке поместий и их разграничении  превратила межевые работы в масштабах  государства из разовых в постоянные.
     На  Руси в ХVI в. сформировались следующие формы землевладения и землепользования: феодальное (вотчинное и поместное) землевладение; крестьянское землевладение и землепользование; монастырское и церковное землевладение; дворцовое и государственное землевладение.
     Существенно отразилась на развитии российского  межевания реформаторская деятельность Петра I. Проведенное им переустройство поместной системы и изменение  порядка взимания налогов привели  к снижению значимости кадастровых  описаний и межеваний в целом. По указу 1714 г. деление на вотчины и поместья было прекращено в связи с реорганизацией российской армии из поместной в регулярную (содержащуюся за счет правительства). Вместо вотчин и поместий было введено новое понятие «недвижимая собственность», или «имение». Помещики получили право полного и неограниченного распоряжения землей, не будучи обязанными, как ранее, служить на государственных должностях и содержать поместную армию. В целях укрепления феодального землевладения и охраны его от дробления в 1714 г. был издан Указ “О единонаследии в недвижимых имуществах”, по которому землевладения должны были переходить по наследству одному из сыновей владельца.
     При Петре I была изменена система взимания земельного налога. С введением подушной подати взамен налога с земель значительно  упростилась система взимания налогов, так как отпала необходимость  в количественном и качественном учете земель, сократились затраты  на сбор налогов, к платежам было привлечено все трудоспособное население, что послужило увеличению доходов государства. Отмена налога с земель привела к прекращению кадастровых описаний земель с целью налогообложения. С одной стороны, это позволило сократить расходы государства на кадастровые работы, с другой – привело к путанице в земельных отношениях и возникновению земельных споров. Другим преобразованием земельных отношений, проведенным Петром I, была секуляризация (изъятие в пользу государства) части монастырских, церковных и синодских земель, издан ряд указов, ограничивающих рост церковного и монастырского землевладения.
     9 ноября 1906 г. вышел Именной Высочайший Указ, данный Сенату Николая II, содержащий положения о крестьянском землевладении и землепользовании. Издание Указа, позволявшего закреплять за собой свой надел, положило начало Столыпинской аграрной реформе. Основной целью реформы явилось ускорение процесса расслоения крестьянства, насаждение частной земельной собственности и создание многочисленного и сильного класса зажиточных крестьян (кулаков), который должен был стать опорой государственной системы. Содержание нового землеустройства определилось целым рядом законов и положений, основными из которых явились Указ от 9 ноября 1906 г., Закон 14 июня 1910 г., Закон о землеустройстве от 29 мая 1911 г. (дополненный и изданный в качестве Положения о землеустройстве в 1912 г.) и Наказ землеустроительным комиссиям от 19 июня 1911 г.
     Первым  документом, изменившим существующий до 1917 г. земельный строй стал Декрет о земле, провозгласивший, что вся земля (государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, частновладельческая, общественная и крестьянская) отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех тех, кто трудится на ней.
     Основное  содержание землеустроительных работ  в 1918 г. заключалось в отграничении земельных участков, не подлежащих распределению; сборе статистических и картографических материалов для выработки норм наделения землей; распределении конфискованных земель во временное пользование; перераспределении всех земель (черный передел); съемке неделимых площадей для последующего устройства их территории; оказании помощи при распределении земель под посевы.
     Вторая  половина 1929 г. стала началом сплошной коллективизации. Землеустройство вновь образуемых колхозов должно было проводиться в течение двух недель после их создания. Примерным уставом сельскохозяйственной артели от 1 марта 1930 г. был установлен порядок формирования землепользований колхозов.
     Сплошная  коллективизация сельского хозяйства  в корне изменила структуру землеустроительных работ и сформировала два их основных вида: межхозяйственное (вместо ранее  существовавшего межселенного), связанное  с образованием новых и улучшением существующих землепользований социалистических сельскохозяйственных предприятий, и  внутрихозяйственное (вместо внутриселенного), связанное с организацией территории социалистических сельскохозяйственных предприятий. Менялось и содержание землеустройства: вместо основной ранее землераспределительной функции главной становилась организация использования земли сельскохозяйственного назначения с учетом требований крупного производства, механизации полевых работ.
     Земельная реформа, начатая в России в 1990 г., имела следующие цели: осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, землевладения и землепользования; обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель; создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования; создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель; прекращение процесса деградации земли и других связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.
     Государство отказалось от монопольной собственности  на землю, но приватизация земли шла  медленно, непоследовательно, что порождало  путаницу и множество ошибок, особенно в вопросах получения крестьянами  права собственности на имущество  сельхозпредприятий и землю. Многие нормативные акты противоречили  друг другу.
     В России была провозглашена частная  собственность на земельные участки, используемые для сельскохозяйственного  производства (земли фермеров, садоводов, земли под личными подсобными хозяйствами, индивидуальным жилищным строительством, животноводческими  кооперативами, а также находящиеся  в колхозно-кооперативной и коллективно-долевой  собственности). Другим категориям граждан  и юридических лиц право частной  собственности на землю предоставлено  не было. Был введен мораторий на куплю-продажу земли (от 5 до 10 лет).
     23 декабря 1992 г. был принят Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства».
    Проводимые  с 1990 г. аграрные и земельные преобразования в России вызвали значительные изменения  земельных отношений и системы  землепользования. Появляются черты  нового земельного строя, основанного  не только на государственной земельной  собственности, но и на многообразии ее форм. Формируемое в ходе реформы  земельно-правовое пространство довольно сложно и противоречиво, появляются и исчезают отдельные отношения, оказывая существенное воздействие  на систему организации использования  земель. Вместо крупных землепользовании общественного типа возникла сложная система государственных и частных, коллективных и единоличных, крупных, мелких и мельчайших землепользовании, в пределах которых земли имеют разнообразный статус (собственность, владение, пользование, в том числе аренда). Процесс становления такой системы не завершился, продолжается перераспределение земель, вызванное экономическими и экологическими причинами. Нестабильность системы землепользования вызывается также ошибками, допущенными в начальный период проведения земельной реформы. 
 

 


    Глава 2. Анализ и проблемы земельных отношений в Росии

      Анализ  земельных отношений  в Росии
 
     Территория  России состоит из 1709,8 млн га земли и 420 млн га континентального шельфа. Наша страна сейчас обладает огромным земельным пространством. При изучении структуры собственности на землю можно сделать вывод, что наибольшую долю в общей структуре занимает государственная собственность, следом идет собственность, находящаяся у граждан и наименьшую часть занимает собственность юридических лиц.
       Распределение земельного фонда  РФ выглядит следующим образом.  Составную часть в общей структуре  распределения занимают земли  лесного фонда, они составляют 64,8%. На втором месте по величине находятся земли сельскохозяйственного назначения – 23,4% от общей структуры. Земли запаса составляют 6,0%. Земли особо охраняемых территорий составляют 2%. Доля земель водного фонда составляют 1,6%. Наименьшие части в общей структуре занимают земли населенных пунктов и земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения соответственно 1,1% и 2%. (Табл. 1).5
     Таблица 1
     Распределение земельного фонда по категориям (на конец года; миллионов гектаров)
Год 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Всего земель (территория) 1709,8 1709,8 1709,8 1709,8 1709,8 1709,8
в том числе:            
земли сельскохозяйственного назначения 406,0 401,6 402,5 403,2 402,3 400,0
земли поселений 18,7 19,1 19,2 19,2 19,4 19,5
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и иного специального назначения 17,3 16,7 16,7 16,7 16,7 16,8
земли особо охраняемых территорий и объектов 32,0 34,2 34,2 34,4 34,4 34,8
земли лесного фонда 1096,8 1104,9 1104,9 1105,0 1106,5 1108,4
земли водного фонда 27,8 27,9 27,9 27,9 27,9 28,0
земли запаса 111,2 105,4 104,4 103,4 102,6 102,3
 
     Фактически  сделки купли-продажи земли в  России имеют место. Так, по данным Росстата России, в 2008 г. было совершено около 390 тыс. сделок с землей, в том числе 56% составили сделки купли-продажи, 34%— наследования, около 9%— дарения, 1%— залога. Однако средний размер земельного участка при купле-продаже составил в 2008 г. всего 0,15 га. Иначе говоря, купля-продажа совершалась в основном с целью ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства.
     Таблица 2
     Распределение сельскохозяйственных угодий по формам собственности и видам хозяйствования на начало 2008 г.6
 Формы собственности и виды хозяйствования  Сельскохозяйственные  угодья, млн/га % от обшей плошали сельхозугодий
 Общая площадь сельскохозяйственных угодий  220.0  100,0
 Передано  в частную собственность  Собственники  земельных долей в сельскохозяйственных производственных кооперативах, хозяйственных  товариществах и обществаx
 Личные  подсобные хозяйства населения, садоводство, индивидуальное жилищное строительство граждан
 Земли крестьянских (фермерских) хозяйств
 
 127.7 
 
 
 108,0 
 

 12,2
 
 57,5 
 
 
 48,6 
 

 5,5
 Находится в государственной, муниципальной  и совместной собственности  Специализированные  сельскохозяйственные предприятия, в  которых земля не приватизирована
 Земли лесного фонда, промышленности природоохранного назначения
 94.3 
 66,6 
 

 5,4
 42.5 
 30,0 
 

 2,5
 Фонд  перераспределения  16,0  7,2
 Госземзапас  4.3  2,8
      Проблемы  земельных отношений  в России
 
     Вопрос  о земле всегда был актуален для  России. Наша страна земельным вопросом больна всегда. Земельный рынок развивается, число сделок растет, но с огромными  издержками.
     В районах повышенного земельного спроса, - вокруг крупных промышленных центров, на Юге, где высок удельный вес товарной продукции и где  за счет этого имеется большой  экспортный потенциал, устанавливается  группа крупных игроков на этом рынке  – больших агрохолдингов и сельхозорганизаций. Эти компании приходят в агробизнес, часто серьезно нарушая имущественные права земельных дольщиков и первичных сельскохозяйственных производителей.
     Вторая  проблема – это неумеренная концентрация земли в руках отдельных физических и юридических лиц. То есть в условиях, когда более 50% сельских семей имеют  достаток ниже прожиточного минимума, происходит их обезземеливание. Люди, по сути, лишаются последней возможности  себя прокормить. А это означает, что земельная проблема, - по сути, вопрос экономический и технический, - может быстро переместиться в  политическую плоскость. Ведь уже есть информация о возникновении организаций  по защите прав собственников земельных  долей, проводятся акции протеста в  ряде сельских районов. Мировой опыт свидетельствует, что существуют объективные  пределы концентрации земли в  одних руках. А вот устанавливать эти пределы должны региональные власти. В средней полосе это может быть до 5000 га у сельхозорганизаций, а для фермерских хозяйств – несколько сотен. Однако устанавливать эти пределы должны все же власти на местах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.