На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Cудебная власть

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Судебная система  РФ……………………………………………………………………..5
      Общая характеристика судебной системы РФ……………………………………………......5
      Судебная власть в субъектах РФ………………………………………………………………6
      Понятие судебной инстанции…………………………………………………………………8
      Правовое положение судей в Российской Федерации………………………………………11
Глава 2. Общая характеристика судов РФ………………………………………………….........14
2.1.Конституционный суд………………………………………………………………………...14
2.2. Суды общей юрисдикции…………………………………………………………………….16
2.2.1. Верховный суд…………………………………………………………….………………...17
2.2.2. Районный суд……………………………………………………………………….……….20
2.2.3. Военные суды……………………………………………………………………..………...22
2.3. Арбитражные суды РФ………………………………………………………………….........23
2.3.1. Высший арбитражный  суд…………………………………………………………………23
2.3.2. Федеральный арбитражный  суд округа…………………………………………………...26
2.3.3. арбитражный суд субъекта  РФ……………………………………………………….........26
2.4. Мировые судьи………………………………………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………………………..…….29
Список использованной литературы…………………………………………………………….31
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В системе правоохранительных органов Российской Федерации суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и  обладают компетенцией, соответствующей  статусу самостоятельной ветви  государственной власти.
Впервые судебные органы как  носители судебной власти, равнозначной по своему значению власти законодательной  и исполнительной, были определены в Законе о статусе судей 1992 г. Это установление было подтверждено в дальнейшем на конституционном  уровне. В ст. 10 Конституции РФ говорится: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» 1. Таким образом, Конституцией РФ определено, что судебная власть является одним из видов государственной власти.
Данная норма Конституции  РФ закрепила важнейший принцип  разделения властей, который в свою очередь является одним из главных  признаков организации и деятельности правового государства. Этот принцип в современной трактовке означает,  что ни одному из государственных органов  не  принадлежит  вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет  права  подменять  деятельность другого органа.  Поэтому верховное  положение  занимает законодательная власть,  поскольку  именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией  правовых норм, принятых законодателем. Судебная  власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. В ходе осуществления данных своих функций суд, как орган государственной власти вправе влиять на содержание деятельности законодательных и исполнительных органов и  признать закон неконституционным (несмотря на то, что  акты, принимаемые законодательными органами обязательны для исполнения всеми, в том числе судами),  а решение исполнительного органа незаконным.
Таким образом, реализуется взаимодействие между ветвями государственной власти, выражающееся в дополнении и уравновешивании друг друга.
Среди полномочий суда важнейшим является правосудие, которое в соответствии с ч.1 ст.118 “… в Российской Федерации осуществляется только судом.”1. В этой же статье Конституции закреплено, что судебная система в Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, запрещается создание чрезвычайных судов.
В числе других полномочий судебной власти высокую социальную значимость имеет   осуществление  судом конституционного контроля.
В соответствии с ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации - “Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает  решение в соответствии с законом.”1– таким образом судом осуществляются полномочия по контролю за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц.
Порядок реализации данной нормы Конституции РФ регламентирован  в  ч.3 ст.5  федерального конституционного Закона “О судебной системе”   от 31.12.96г. N 1-ФКЗ - “Суд, установив при  рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции  Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение  в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.”2.
Невозможно было бы говорить об органах судебной власти, как  о полноправных и независимых, в  ходе осуществления ими основных функций – правосудия или конституционного контроля, при отсутствии такого важного  полномочия, как обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений. Таким образом органы осуществляющие судебную власть наделяются средствами принуждения к исполнению принимаемых  ими решений.
 
 
 
Глава 1
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Общая характеристика  судебной системы Российской  Федерации
         Под судебной  системой понимается закрепленная  в Конституции Российской Федерации  совокупность судебных учреждений  – судов, объединенных общностью  задач, принципов организации  и деятельности, руководствующихся  единым материальным и процессуальным  законодательством и обладающих  собственной компетенцией.
        Судебная система  - это совокупность всех судов,  действующих на территории Российской  Федерации. Судебная система строится  в соответствии с Конституцией  РФ и Законом “О судебной  системе Российской Федерации”. В этом законе закреплено, что  перечень судов, указанных в  законе является исчерпывающим  и создание чрезвычайных судов  не допускается1.
Систему судов Российской Федерации  составляют:
1) Конституционный Суд Российской Федерации;
2) суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Кроме того, Законом “О судебной системе РФ” предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
И Конституционный суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные  суды представляют собой три абсолютно  независимых друг от друга части  общей судебной системы. Все они  имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической экономической  систем, обеспечению законности и  правопорядка, защите прав и интересов  граждан. В ст. 3 Закона “О судебной системе РФ” говорится, что единство судебной системы достигается путем  установления судебной системы конституционным  законом, соблюдения всеми судами установленных  правил производства, применения всеми  судами Конституции РФ и других федеральных  законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса  судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы  имеет свою компетенцию и не вмешивается  в деятельность других.
Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных  судов республик в составе  РФ, краевых, областных судов, судов  автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей  юрисдикции входят военные суды, действующие  в Вооруженных Силах: военные  суды гарнизонов, флотилий, армий, флотов и т. д. К ней так же относятся  и мировые судьи, порядок назначение которых и компетенция законом  пока не определены. Система судов  общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом  РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным  и административным делам.
Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные  суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов  Российской Федерации.  Возглавляется  она Высшим Арбитражным Судом  РФ, т. е. тоже является централизованной. Суды, входящие в эту систему, действуют  как в пределах административно-территориальных  образований, так и вне их границ.
1.2. Судебная власть в  субъектах РФ.
Новым для российского  законодательства о судоустройстве является включение в судебную систему  особого звена - мировых судей  в качестве судов субъектов Федерации.
Федеральное законодательство о мировых судьях, провозгласив этих судей судьями субъектов Российской Федерации, предусмотрело достаточно широкие рамки определения каждым субъектом порядка формирования этого института: от непосредственного  избрания населением соответствующего судебного участка до избрания (назначения) законодательным (представительным) органом  государственной власти конкретного  субъекта Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в  Российской Федерации"). Федеральный  законодатель, таким образом, предоставил  законодательным (представительным) органам  государственной власти субъектов  Российской Федерации возможность  для свободного определения форм участия гражданского общества в  процессе формирования корпуса мировых  судей, явно исходя из перспективы приближения  судебной власти к населению. Согласно ст. 7 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи назначаются (избираются) на свои должности на срок не менее трех и не более пяти лет. Окончательное решение принадлежит в этой части субъекту Российской Федерации. Подавляющее большинство субъектов Российской Федерации избрали следующий путь регулирования: первый срок в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации  минимален - три года (Татарстан, Белгородская область - пять лет), а второй срок опять-таки в большинстве субъектов Российской Федерации превышает 5-летний. Средним в этом случае выступает 7-летний срок, максимальным - 10 (Марий Эл, Мордовия, Хакасия и др.). Закон "О мировых судьях во Владимирской области" устанавливает единый срок пребывания мировых судей в должности вне зависимости от характера назначения - три года.
Так же субъектам Федерации предоставлено право создавать конституционные (уставные) суды для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъектов Федерации их конституциям (уставам), а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
Как известно, конституционные  суды в Российской Федерации не представляют единой системы. Учреждение конституционных (уставных) судов субъектов Федерации - право этих субъектов, а не обязанность. Образование этих судебных органов  и их упразднение входит в компетенцию  законодательных органов субъектов  Федерации. Соответствующими законами субъектов Федерации должны определяться порядок их организации, компетенция, структура, процедура деятельности.
Базисные положения о  конституционных (уставных) судах субъектов  Федерации содержит Федеральный  конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". В совокупности этих положений выделяются, прежде всего, те, которые непосредственно относятся к данным судам, определяя, что они:
* часть судебной системы  Российской Федерации (ч. 2 ст. 4);
* являются судами субъектов  Российской Федерации (ч. 4 ст. 4);
* создаются и упраздняются  законами субъектов Российской  Федерации (ч. 2 ст. 17), причем их  создание не обязанность, а  право субъектов (ч. 1 ст. 27);
* рассматривают вопросы  о соответствии законов субъекта  Федерации, нормативных актов  органов государственной власти  субъекта Федерации, органов местного  самоуправления субъекта Федерации  конституции (уставу) субъекта Федерации,  а также осуществляют толкование  конституции (устава) субъекта Федерации  (ч. 1 ст. 27);
* рассматривают вопросы,  отнесенные к их компетенции,  в порядке, установленном законом  субъекта Федерации (ч. 3 ст. 27);
* в пределах полномочий  выносят решения, которые не  могут быть пересмотрены иным  судом (ч. 4 ст. 27);
* финансируются за счет  средств бюджета соответствующего  субъекта Федерации (ч. 2 ст. 27).
Председатели, заместители  председателей, другие судьи конституционных (уставных) судов наделяются полномочиями в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации (ч. 4 ст. 13)2.
Федерально-правовые установления о конституционных (уставных) судах  развиваются в региональных правовых актах. В их системе ключевую роль играют конституции (уставы) субъектов  Федерации. В них по общему правилу  фиксируются полномочия, состав и  порядок формирования конституционных (уставных) судов.
Конституции (уставы) имеют  учредительное значение для конституционных (уставных) судов. Закрепляя важнейшие  их параметры, они гарантируют данным судам большую независимость  и стабильность деятельности.
Федеральный районный суд  учреждается как непосредственно  не связанный с административным делением. Районный суд наделяется полномочиями суда второй инстанции, имеющего право пересматривать решения и  приговоры мировых судей в  апелляционном порядке.
Кроме того, перспективным  для дальнейшего развития судебной системы Российской Федерации является законодательное утверждение допустимости создания федеральных специализированных судов общей юрисдикции для рассмотрения гражданских и уголовных дел.
1.3. Понятие судебной инстанции
Понятие “судебная инстанция” относится  к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются  в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять  решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.
В соответствии со своей процессуальной компетенцией все суды разделяются  на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.
Так, мировой судья осуществляет только одну функцию — суда первой инстанции, а областной — сразу  три: суда первой, второй и надзорной  инстанций. Если суд первой инстанции  рассматривает дела по существу, то суд второй или надзорной инстанции  проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В суде первой инстанции дело слушается  по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем государства. В судах общей юрисдикции судом  первой инстанции может быть любой  суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный  Суд РФ, т.е. дела по первой инстанции  рассматривают все суды в пределах своей 
компетенции. Подавляющее большинство  уголовных и гражданских дел  по первой инстанции рассматривают  районные суды.
Наиболее сложные судебные дела рассматривают по существу вышестоящие  суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации.
Разбирательство дела по существу характеризуется  тем, что судья единолично или  с участием присяжных, либо народных заседателей, либо трое судей на основании  анализа доказательств устанавливают  фактические обстоятельства дела. В  результате разбирательства выносится  приговор – по уголовному делу или  решение – по гражданскому делу.
Данные решения и приговоры  в течение установленного законом  времени (срока) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в  кассационном порядке подсудимым, истцом или ответчиком либо опротестованы  прокурором в суд второй инстанции.
Суд второй (кассационной) инстанции  проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов  первой инстанции на основании жалоб  заинтересованных лиц или протеста прокурора. Рассматривая дело в составе  трех постоянных судей (один из них  — председательствующий), суд проверяет  законность и обоснованность приговора, решения, определения суда первой инстанции  и вправе отменить приговор, решение  суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе  судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению  к районным судам, а Верховный  Суд РФ - к судам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним.
В случае если кассационная инстанция  признает приговор или решение правильным, она оставляет их без изменения, а кассационную жалобу или протест  — без удовлетворения. Если же будет  установлено, что приговор или решение  суда первой инстанции не соответствуют  материалам дела, т.е. вынесены с нарушением закона, суд второй инстанции отменяет приговор или решение и передает дело на новое рассмотрение в тот  же или иной (но соответствующий) суд  или же может прекратить дело, направив уголовное дело на дополнительное расследование, либо в случаях, предусмотренных  законом, вынести новое решение  по гражданскому делу.
Если же суд второй инстанции  выносит определение, то оно вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке, однако может  быть опротестовано в порядке  судебного надзора.
Суд надзорной инстанции проверяет  приговоры и решения судов  первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной  инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго  звена судов общей юрисдикции могут выступать и в качестве кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной  инстанцией. Так, протест в порядке  надзора в пределах своей компетенции  могут принести: председатели областных  и соответствующих судов, председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместители, прокуроры республик, краев, областей. Генеральный прокурор Российской Федерации  и его заместители.
Следует отметить и такую особенность - пересмотр дел в порядке надзора  возможен только в президиумах судов  субъектов Российской Федерации, в  судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных  судах округов и им соответствующих  судах.
В результате рассмотрения дела надзорная  инстанция может:
      оставить без изменения опротестованные судебные акты;
    отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса.
Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или  определения коллегий) вступают в  законную силу немедленно и могут  быть опротестованы и проверены  также только в порядке надзора  в вышестоящих надзорных инстанциях.
В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов РФ.
1.4. Правовое положение судей в Российской Федерации
На судей возлагается осуществление  весьма ответственных государственных  обязанностей. Для того чтобы они  могли осуществлять их эффективно, государство наделяет судей особым статусом. При этом необходимо иметь  в виду, что статус (правовое положение) судей является единым для всего  судейского корпуса, независимо от того, в каком суде они работают и  закреплен в Законе Российской Федерации  от 26 июня 1992 г. “О статусе судей  в Российской Федерации” (с последующими изменениями и дополнениями) и  в Федеральном конституционном  законе от 31 декабря 1996 г. “О судебной системе Российской Федерации” и  других нормативных актах. Различаются  судьи между собой только полномочиями и компетенцией. Это связано с тем, что не может быть полного тождества в статусе судей военного и общегражданского суда, Верховного Суда РФ и районного или городского суда и т. д. У каждого из них свои участки работы, а, следовательно, свой круг полномочий.
Всю совокупность прав и обязанностей, составляющих статус судей, можно сгруппировать  в несколько блоков:
1) права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса;
2) права и обязанности судей, гарантирующие им возможность независимого осуществления своих полномочий;
3) права и обязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.
В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. “О статусе судей в Российской Федерации” кандидатом на должность судьи может быть гражданин РФ, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, сдавший квалификационный экзамен и не допустивший порочащих его поступков. Кандидат на должность судьи, отвечающий этим требованиям, должен получить, кроме того, рекомендацию квалификационной коллегии судей.  Отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе. После сдачи экзамена квалификационная коллегия дает заключение о рекомендации либо отказе в ней председателю соответствующего суда. Наделение судей полномочиями осуществляется Президентом РФ при соблюдении изложенных ранее процедур3.
С момента назначения на должность  судья обязан неукоснительно соблюдать  Конституцию РФ и другие законы, исключать совершение действий, умаляющих  авторитет судебной власти, достоинство  судьи или вызывающих сомнение в  его объективности, справедливости и беспристрастности. Судьи не вправе быть депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать свою работу с другой оплачиваемой деятельностью.
Законом установлены гарантии независимости  судьи, которые обеспечиваются:
1. Предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия и недопустимостью вмешательства в деятельность судьи. Всякое вмешательство в отправление правосудия в зависимости от характера вмешательства определенного лица влечет за собой административную или уголовную ответственность.
2. Несменяемостью судьи. Однако необходимо иметь в виду, что судьи районных (городских) народных судов и приравненные к ним судьи военных судов (армий, флотилий, гарнизонов, соединений) впервые назначаются на эту должность на срок не более трех лет. Потом, если они зарекомендуют себя положительно, их назначают бессрочно (ст. 11 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”)4.
3. Установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи.
Полномочия судьи приостанавливаются (временно прекращаются) решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
      признании судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
      согласии квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;
      участии судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или субъекта РФ и избрание его в эти органы власти.
Решение о приостановлении полномочий судьи действует до исчезновения оснований к их приостановлению, и его полномочия возобновляются решением той же комиссии. Полномочия судьи прекращаются при наличии  значительного числа оснований, главными из которых являются:
письменное заявление об отставке;
неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени  исполнять обязанности судьи;
прекращение гражданства РФ;
занятие деятельностью, несовместимой  с должностью судьи, и др.
4. Правом судьи на отставку, т.е. на почетное удаление с занимаемой должности (по не компрометирующим его основаниям). За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, принадлежность к судейскому сообществу и гарантии личной неприкосновенности.
5. Неприкосновенность судьи5. Она включает в себя неприкосновенность его личности, жилища, служебного помещения, используемых им средств связи, его корреспонденции, принадлежащего судье имущества и документов. Так, судья не может быть привлечен к дисциплинарной или административной ответственности.  Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором и лишь при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Без ее согласия судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу. Заключение под стражу судьи допускается исключительно с санкции Генерального прокурора либо по решению суда.
Судья, задержанный в порядке  административного или уголовного судопроизводства, по установлении его  личности немедленно должен быть освобожден.
Проникновение в жилище или служебное  помещение судьи, в личный или  используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров  и другие действия, ограничивающие его права, производятся с соблюдением  Конституции РФ и других законов  и только в связи с производством  по уголовному делу в отношении этого  судьи.
Уголовное дело в отношении судьи  по его требованию, заявленному до судебного разбирательства, в соответствии с действующим законодательством  может быть рассмотрено только Верховным  Судом РФ.
6. Материальным и социальным обеспечением судьи, соответствующим его статусу. Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации” предусматривает повышенные должностные оклады, доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, ученую степень и т. д.
7. Наличием системы органов судейского сообщества.
Органами судейского сообщества (судейского самоуправления) являются Всероссийский  съезд судей; совет судей РФ, избираемый съездом судей и действующий  в период между съездами; конференции  судей субъектов РФ, арбитражных  судов и военных судов среднего (второго) звена, а также советы судей  этих судебных органов, избираемые конференциями  судей и действующие в период между конференциями.
Органы судейского сообщества проводят общественную экспертизу законов, рассматривают  проблемы кадрового, организационного и материального обеспечения  судебной деятельности, обсуждают вопросы  судебной практики, представляют интересы судей в государственных органах  и общественных объединениях, избирают квалификационные коллегии судей отдельно для общих, арбитражных и военных  судов, а также выполняют другие правомочия.
Квалификационные коллегии судей  создаются для отбора кандидатов на должность судьи; аттестации судей  и присвоения им квалификационных классов; обеспечения неприкосновенности судьи; приостановления и прекращения  полномочий судей. Коллегии действуют  на основании специальных положений.
К сожалению, перечисленные гарантии не обеспечивают в надлежащей мере независимость судьи. Эта проблема имеет международный характер. В  связи с этим на VII Конгрессе ООН  по предупреждению преступности и обращению  с преступниками принят документ, названный Основными принципами независимости суда. Этот документ одобрен Генеральной ассамблеей ООН 13 декабря 1985 г.
Глава 2. Общая характеристика судов РФ
2.1 Конституционный  суд
В соответствии со ст. 128 Конституции  РФ судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются Советом  Федерации по представлению Президента Российской Федерации. В соответствии со ст. 18. ФК закона «О судебной системе» Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом  конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок  образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.
О юридической природе  Конституционного Суда России существуют различные мнения. Одни авторы полагают, что Конституционный Суд - орган  высшего арбитражного свойства и  в известной степени он должен оставаться вне традиционно известных  ветвей государственной власти. Другие обращают внимание на двойственную юридическую природу Конституционного Суда. С одной стороны, Конституционный Суд является органом правосудия, его конституционные полномочия определяет ст. 125, помещенная в главу 7 Конституции РФ - "Судебная власть"; с другой стороны, Конституционный Суд, учитывая его функции и установленные непосредственно Конституцией РФ полномочия (в отличие от Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), выступает одновременно и в качестве высшего органа конституционного контроля, находящегося на одном уровне с федеральными органами государственной власти, осуществляющими президентскую, законодательную и исполнительную власть.
Выступая в качестве судебного  органа, Конституционный Суд осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства, что предполагает только коллегиальное рассмотрение дел конституционными судьями, обладающими  единым статусом, установленным для  судей всех судов (ч. 1 ст. 120, ст. 123 Конституции  РФ). Конституционный Суд является элементом единой судебной системы Российской Федерации (ст. 3 комментируемого Закона). Применительно к Конституционному Суду это единство, в частности, обеспечивается установлением судебной системы Конституцией Российской Федерации, законодательным закреплением единства статуса судей. Вместе с тем, в отличие от других федеральных судов, которые подчиняются Конституции РФ и федеральному закону, Конституционный Суд при осуществлении своих полномочий руководствуется только Конституцией РФ (ст. 29 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
В соответствии со ст. 3 ФКЗ  «О Конституционном суде РФ» в  целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный  Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела о  соответствии Конституции Российской  Федерации;
2) разрешает споры о  компетенции;
3) по жалобам на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан и по запросам судов  проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции  Российской Федерации;
5) дает заключение о  соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента  Российской Федерации в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией  Российской Федерации, Федеративным  договором и федеральными конституционными  законами6.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная  настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений  в настоящий Федеральный конституционный  закон.
Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно  вопросы права. Конституционный  Суд Российской Федерации при  осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию  других судов или иных органов.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд  Российской Федерации принимает  Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
2.2. Суды общей  юрисдикции
Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом “О судебной системе  РФ” представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным  Судом РФ, и подразделяются на две  подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные  уголовные, гражданские и административные дела. Другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах  РФ и других воинских соединениях. Все  суды, входящие в систему судов  общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и  структурой. Высшим звеном является Верховный  Суд РФ. В подсистему общих судов  входит среднее звено, состоящее  из Верховных судов республик  в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи, чьи полномочия и порядок назначения пока законом не определены.
 Среднее звено военных судов  составляют суды округов, видов  Вооруженных Сил, групп войск,  флотов. Низшее звено образуют  военные суды гарнизонов, флотилий, армий.
 Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.
2.2.1 Верховный суд
В соответствии со ст. 128 Конституции  РФ, ст. 19 ФКЗ «О судебной системе  РФ» Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции.
Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью  судов общей юрисдикции, включая  военные и специализированные федеральные  суды, а также в пределах своей  компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в  порядке надзора и по вновь  открывшимся обстоятельствам, а  в случаях, предусмотренных федеральным  законом, - также и в качестве суда первой инстанции.
Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно  вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам  республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных  округов, флотов, видов и групп  войск. Кроме того, Верховный Суд  Российской Федерации дает разъяснения  по вопросам судебной практики. При  этом полномочия, порядок образования  и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным  конституционным законом.
Содержащееся в п. 1 ст. 19 положение вытекает из ст. 126 Конституции  РФ. Оно определяет предназначение Верховного Суда как высшего судебного  органа по всем делам, подсудным судам  общей юрисдикции. Юридическое значение понятия "высший судебный орган" заключается в окончательности  решений Верховного Суда РФ по делам, подведомственным судам общей юрисдикции, а также в его праве проверить  в порядке надзора любое дело, рассмотренное судами общей юрисдикции, включая дела, рассмотренные военными и специализированными судами.
Коллегии Верховного Суда РФ в порядке, установленном уголовно - процессуальным и гражданским процессуальным законодательством, рассматривают  в качестве суда второй инстанции  уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции  областными, военными окружными и приравненными к ним судами.
В случаях, предусмотренных  федеральным законом, судебные коллегии рассматривают уголовные и гражданские  дела по первой инстанции. Вынесенные при этом приговоры, решения и  другие судебные постановления являются окончательными и не могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке.
Особая роль в деятельности Верховного Суда РФ отведена его Пленуму. В его состав входят все судьи  Верховного Суда. Задачей Пленума  является обеспечение единства судебной практики в Российской Федерации  путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением судами законодательства. В отличие от нормативных  актов, разъяснения Пленума не носят  обязательного характера, но они  ориентируют суды всех уровней на одинаковый подход к применению правовых норм.
Полномочия, порядок образования  и деятельности Верховного Суда РФ должны быть установлены федеральным  конституционным законом (ст. 128 Конституции  РФ).
В связи с тем, что такой  закон до настоящего времени не принят, работа Верховного Суда РФ строится в  соответствии с требованиями Конституции  РФ, ФКЗ «О судебной системе», процессуального  законодательства РФ и других федеральных  законов, регулирующих функционирование Верховного Суда РФ.
2.2.2 Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд  города федерального значения, суд  автономной области, суд автономного  округа
В соответствии со ст. 20 Федерального Конституционного закона «О судебной системе» Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции  рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке  надзора и по вновь открывшимся  обстоятельствам. Перечисленные в  части 1 ст. 20 суды являются непосредственно  вышестоящими судебными инстанциями  по отношению к районным судам, действующим  на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Итак, верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов  федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции. В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Правовой основой организации, формирования и деятельности их основных подразделений являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно - процессуальный кодекс РФ. При создании, формировании и организации деятельности высших судебных органов республик в Российской Федерации последние руководствуются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и своими конституциями.
Суды среднего звена системы  судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие  полномочия. По количественному составу  судей и аппарата суда они различаются  между собой, что зависит от объема работы данного суда.
Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они  призваны осуществлять функцию надзора  за судебной деятельностью этого  звена судебной системы. В свою очередь  суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в  функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей  юрисдикции и с возглавляющим  ее вышестоящим судебным органом - Верховным  Судом РФ.
В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов  общей юрисдикции: рассмотрение дел  в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельствам. Так в качестве суда первой инстанции  областной и равные ему суды рассматривают  гражданские дела, принятые ими к  своему производству, и уголовные  дела о наиболее опасных преступлениях. К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все  дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
В качестве кассационной инстанции  в вышестоящем суде среднего звена  действует судебная коллегия в составе  трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками  процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.
Являясь по отношению к  районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной  и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту прокурора, а также по частным жалобам  и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и  постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих  полномочий судов среднего звена, она  позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.
В качестве надзорной инстанции  в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены  суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ. На президиум  возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления  судей районных судов, а также  на кассационные определения, вынесенные этим судом.
Рассматривая компетенцию  судов среднего звена, необходимо отметить, что Верховный суд республики в соответствии с конституциями  ряда республик является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих  полномочий Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание  и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный  суд республики наделен правом законодательной  инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения  о принятии новых законов, об изменении  либо отмене действующих законов  республики в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики.
2.2.2. Районный суд
В соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает  дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным  конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей  судебной инстанцией по отношению к  мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Итак, районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим  более 90% уголовных и гражданских  дел. До принятия Закона "О судебной системе Российской Федерации" районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд. К районным судам по статусу приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды. По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции судебной реформы. Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно - территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.
При проведении судебной реформы  предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов  первой инстанции в судебных округах, не совпадающих с административно - территориальным делением, выводились бы из-под влияния местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем  районные суды, что позволяло создать  специализированные составы для  рассмотрения определенных категорий  дел (несовершеннолетних, трудовых и  др.). Практическая возможность устранить  какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов (ч. 2 ст. 21 ФКЗ «О судебной системе»)7
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.