На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономика древних цивилизаций на примере Индии, Китая, Вавилона

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ
Экономика древних цивилизаций на примере Индии, Китая, Вавилона
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
              ВВЕДЕНИЕ
Данный реферат посвящен теме: «Экономика древних цивилизаций на примере древней Индии, Китая и Вавилона». В реферате рассматривается сельское хозяйство, быт, ремесла, денежная система, торговля и др. народов древних цивилизаций.
Данная тема представляет особую актуальность, так как в последние десятилетия все большее число людей осознает, что оценка настоящего и даже "открытие" будущего невозможны без учета исторического прошлого человечества, без знакомства с древними цивилизациями.
Цивилизация – это определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. (С.И. Ожегов , Шведова Н. Ю. – «Толковый словарь»). Однако тому, что привычно называется "цивилизацией", пред­шествовал путь длиною в несколько миллионов лет - эпоха господ­ства первобытного строя. Еще сравнительно недавно пер­вобытное общество называлось "доисторическим", но после дости­жения значительных результатов в изучении этого периода от ста­рого названия пришлось отказаться. Практически история начина­ется и выступает в многообразных локальных формах с появлением древнейших предков человека.
Совершенствование орудий труда, повышение их производительности, образование на этой основе прибавочного продукта имели глубокие социально-экономические последствия. Экономическая структура первобытного общества стала тесной для новой технической базы, тормозила её развитие. Возникнове- ние частной собственности, распространие обмена и зарождение на этой основе имущественного и социального неравенств способствовали образованию нового типа общества, появлению государства. Первым обществом неравенства, где существовала эксплуатация, был рабовладельческий строй. Смена первобытно-общинного рабовладельческим строем началась на Востоке в IV тысячелетии до н.э.
Цели данной работы: рассмотреть и проанализировать ситуацию в экономике Древней Индии, Китая и Вавилона; сделать обобщающий вывод.
1.ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
1.1 Предпосылки раннего экономического подъема.
Древняя Индия была родиной богатой материальной культуры. Первые очаги цивилизации, основанной на земледелии, возникли на северо-западе страны, в долине Инда в V—VI тысячелетии до н. э. Населению приходилось строить ирригационные системы, чтобы поливать земли в долине реки Инд или обуздать водную стихию Ганга, а также бороться с джунглями. Поэтому оно вплоть до I тысячелетия до н. э. занималось в основном рыболовством, охотой и примитивным земледелием. В горных и лесных районах Декана развитие материальной культуры шло еще медленнее.
          В IV тысячелетии до н. э. в долине Инда сложились первые районы орошаемого земледелия. Это привело к зарождению материальной культуры Хараппы (ок. 2300—1700 гг. до н. э.). Земледельцы Хараппы культивировали пшеницу, ячмень, кунжут, горох и хлопок. Во время раскопок в хараппских городах были обнаружены специальные зернохранилища и огромное количество зернотерок. Население разводило овец, коз, свиней, коров, кур. Основным орудием земледельца была мотыга, но уже зарождалось плужное земледелие.
          Раскопки свидетельствуют о существовании городов как центров ремесла и торговли (Хараппа, Мохенджо-Даро, Лотхаль), и высоком уровне городского строительства. Сооружались двух-, трехэтажные дома из обожженного кирпича, применялся и сырец. В Мохенджо-Даро археологами был раскопан целый город (2,5 кв. км) с четкой планировкой улиц и системой канализации, самой совершенной в древнем Востоке. Из бронзы изготовлялись ножи, топоры, мечи, наконечники для копий и стрел, зеркала и другая утварь. Многие предметы (зернотерки, гири, палицы, наконечники мотыг) делались из камня. Процветали гончарное дело, резьба по камню и кости. Изготовлялись хлопчатобумажные ткани.

1.2 Последствия арийского завоевания.
В первой половине II тысячелетия до н. э. начался упадок хараппской цивилизации. В середине II тысячелетия до н. э. Северную Индию завоевали арийские племена. Основным занятием индоариев было кочевое скотоводство. В связи с этим земледелие на завоеванных территориях пришло в упадок, города разорялись. Но в дальнейшем арии осели на земле и стали наследниками сложившейся агрикультуры. Ускорилось развитие плужного земледелия. Началась активная расчистка джунглей, а с конца II тысячелетия — хозяйственное освоение долины Ганга. Землю, очищенную от леса, вспахивали большими тяжелыми плугами. Культивировали ячмень, просо, овес, бобы, лен, хлопок.
          Арийское завоевание ускорило процесс имущественного расслоения населения. Религиозные тексты (веды) делили людей на «лучших» (богатых) и «скверных» (бедняков). Упоминаются и рабы. Важным последствием арийского завоевания стало возникновение сословно-варнового строя. Жречество и военная аристократия оформились в замкнутые сословия — варны брахманов и кшатриев. Общинники арийского происхождения, занимавшиеся земледелием и скотоводством, составили сословие вайшьев. В результате подчинения разных племен и выделения людей «низких» занятий в особые профессиональные группы появилось сословие шудр. Варновый строй, закрепленный религией, усложнял классовое деление древнеиндийского общества.
          Важной чертой экономического строя Древней Индии являлось существование сельской общины, которая опиралась на силу большесемейных коллективов. Сельские общины вели натуральное хозяйство, сочетавшее земледелие с домашним ремеслом. Добровольная дань, которую платили общинники на содержание раджей, военной знати и для отправления культа, превратились в обременительные налоги (1/8 урожая) в пользу государства.
 

1.3 Экономическое развитие Индии в первой половине I тысячелетия до н. э.
После арийского завоевания Индия продолжала оставаться нецентрализованным государством. Экономическое развитие юга страны отставало от севера. В первой половине I тысячелетия до н. э. освоение земель Северной Индии проходило более интенсивно. Центром древнеиндийской цивилизации стала Индо-Гангская долина. Большое значение имело появление железа. В IX—VIII вв. началось его массовое применение. Железные орудия труда (топор, мотыга, лопата, сошник) ускоряли вырубку леса, подъем целины и ирригационное строительство.
          Основным занятием населения Северной Индии было земледелие. В древнеиндийской литературе встречаются упоминания о ячмене, пшенице, просе, бобах, рисе, сахарном тростнике, кунжуте, льне. Земледельцы получали по два урожая в год, при этом ячмень или пшеницу сеяли осенью, а рис — весной. Применялись органические удобрения (навоз).
           Успехи агрикультуры привели к появлению крупных городов — центров ремесленного производства. Развивалось и общинное ремесло, неразрывно связанное с земледелием. В документах того времени упоминаются металлурги, кузнецы, плотники, гончары, тележники, кожевники, ювелиры, плетельщики матов и корзин,, мясники, дубильщики, цирюльники, виноделы, прачки (мужчины).
          В этот период развивался обмен между отдельными районами Индии, которые славились определенными товарами: северо-запад (Пенджаб, Кашмир) — шерстью, Гималаи — золотом, юг — драгоценными камнями и жемчугом, запад — оружием. С востока пригоняли в другие районы слонов, а из Синда и Пенджаба — коней. Развитие внутренней торговли привело к появлению профессионального купечества, а также ростовщиков. Однако денежное обращение было неразвитым. В качестве денег использовались коровы или шейные украшения. Лишь в конце VI — начале V в. до н. э. появляются примитивные деньги в виде небольших брусков серебра с клеймом.
          К VI—V вв. до н. э. в долине Ганга сложились раннеклассовые общества с рабовладельческим укладом. Законы Ману фиксировали рабство и констатировали семь его разрядов: рабы-военнопленные, «раб на содержании, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания». Однако в законах Ману речь идет о рабынях. Рабство носило патриархальный характер и не могло оказать серьезное влияние на общинный строй.
          Исключительно важную роль в экономической жизни Индии того периода продолжала играть свободная крестьянская община. Расчистка джунглей и строительство оросительных систем были под силу только общине. Однако заимки свободных земель отдельными семьями приводили к укрепле- нию частнособственнических элементов в общине. Росла имущественная дифференциация свободного населения.
          Классовое расслоение общества порождает государство. Племенные вожди-раджи превращались в монархов. Государство собирало налоги и присваивало общинные пустоши. Землей владели общины, которые платили подати. Сельские старосты занимались сбором для раджей пищевых продуктов, плодов, напитков, лекарств, топлива и бытовой утвари. Эксплуатация свободного крестьянства государством становилась систематической.

1.4 Экономика империи Маурьев.
Около IV в. до н. э. в Северной Индии существовало несколько государств, среди которых наиболее значительными были Магадха и Кошала. Вторжение Александра Македонского (327 г. до н. э.) не затронуло Магадху, а его завоевания в Индии оказались непрочными. Антимакедонское восстание, которое возглавил Чандрагупта, ускорило политическое объединение Северной Индии. К 318 г. до н. э. Чандрагупта захватил почти всю Северную Индию и стал родоначальником династии Маурьев (317—180 гг. до н. э.). Во времена Ашоки (ок. 268 — ок. 231 гг. до н. э.) государство достигло своего расцвета.
          В период Маурьев экономика Индии достигла больших успехов. Важнейшим явлением экономической жизни страны было дальнейшее распространение железа и вытеснение медно-бронзовых изделий. Но основой древнеиндийской экономики оставалось земледелие. Плодородие почвы и орошение позволяли собирать по два урожая в год. Земли Магадхи стали центром рисовой культуры, превратились в житницу Северной Индии. На Западе культивировали ячмень и пшеницу, а в засушливых районах Декана — просо, пшеницу, бобы. Основным сельскохозяйственным орудием становится плуг, в который впрягали волов. Археологи обнаружили серпы, лопаты, мотыги. Государство проводило крупные ирригационные работы, используя труд свободных общинников. Строительством оросительных систем занимались общины и частные землевладельцы. Не утратило своего значения скотоводство: существовали крупные царские скотоводческие хозяйства. Государство контролировало развитие коневодства и разведение скота.
          Древние индийцы достигли больших успехов в производстве хлопчатобумажных тканей, которые стали одной из главных статей индийского экспорта. Кроме того, производились пеньковые, шелковые и шерстяные ткани. На особом положении были ремесленники-металлисты. Многие из них трудились в царских мастерских, иные были освобождены от налогов, но работали на казну, находясь на ее содержании. За ремесленниками наблюдали специальные чиновники.
          В городах существовали улицы и целые кварталы, где проживали ремесленники одной профессии. Они объединялись в корпорации — шрени, которые имели свой устав. Его нарушители изгонялись из корпорации. Центральная власть защищала права ремесленников, улаживала споры между корпорациями. Шрени должны были регистрироваться, государство не допускало их распыления или распада.
          Объединение государства способствовало укреплению торгово-экономических связей между отдельными областями страны. В стране существовали специальные чиновники, следившие за прокладкой дорог. Немалую роль в торговле играли реки и моря. Уже в IV—I вв. до н. э. индийские купцы посещали Цейлон, Бирму, возможно, Вавилон, южную Аравию и восточное побережье Африки. Кроме того, в надписях Ашоки говорится о связях с Египтом, Малой Азией и Средиземноморьем. Главными предметами индийского импорта были лошади, золото, мышьяк, сурьма, стекло, сезам. Индийцы вывозили пряности, благовония, различные изделия из кости, драгоценные камни, хлопчатобумажные ткани, шелк, краски, рис, ценные породы деревьев и другие товары.
          Возникла система монетного обращения. Наибольшее распространение получили медные и серебряные монеты. Среди чиновников были специальные надзиратели за чеканкой и смотрители монет. Ростовщические операции регламентировались. Согласно трактату «Артхашастра» законной нормой были 1,25% в месяц, при торговых операциях — 5%, а за ссуды для морской торговли — 20%.
          Исторические источники свидетельствуют, что значительную часть земельного фонда страны составляли владения государства. Как указано в «Артхашастре», государство в лице царя имело право распоряжаться незанятыми землями, лесами и полезными ископаемыми. Помимо государства землевладельцами были общины и, видимо, частные лица. В древнеиндийской литературе есть сведения о значительных частных поместьях, где применялся труд наемных работников - кармакаров и рабов. Сохранились сведения о средних и небольших частных хозяйствах. Землю можно было дарить, закладывать, сдавать в аренду. Однако продажа земли была сильно ограничена. Сельская община всячески препятствовала развитию частного землевладения. Общину поддерживало государство. «Артхашастра» свидетельствует, что продавать поля, сады, оросительные сооружения можно было прежде всего родственникам, затем соседям и кредиторам, а после этого прочим лицам.
          Царь не мог свободно распоряжаться землей деревни, если она не находилась на его угодьях. Право сбора поземельного налога (1/6 часть урожая) он мог передавать монахам и брахманам. Существовали царские хозяйства, которыми ведали «надзиратели за земледелием». Чиновник вместе с помощниками следил за севом, сбором урожая, орошением и исправностью землевладельческого инвентаря, заботился о рабочем скоте, опекал деревенских ремесленников, которые, видимо, обслуживали земледельцев. На землях царя трудились наймиты, рабы, «отрабатывающие штрафы», а также арендаторы разных категорий. Индийские документы свидетельствуют о разбросанности земель царского хозяйства., существовании угодий царя внутри отдельных деревень.
Несмотря на большую экономическую роль государства, индийская община отстаивала свои позиции. Она состояла из больших патриархальных семей и, стремясь сохранить свой земельный фонд, ограничивала продажу земельных участков чужим препятствовала дроблению наделов. Деревню обслуживали ремесленники: горшечники, кузнецы, плотники, цирюльники и прачки. Патриархальное соединение земледелия и ремесла составляет специфическую черту индийской деревни. Некоторые члены общины использовали труд кармакаров (в период страды) и, по-видимому, рабов. Кармакаров приглашали также для обработки общественного поля, продукты которого использовались на общинные нужды. Многим деревням принадлежали оросительные сооружения, дороги и пастбища.
          Социально-экономический строй Индии периода Маурьев чрезвычайно сложен. Законы охраняли права свободных (особенно ариев). Индийские документы показывают, что широко было развито рабство-заложничество, хотя и временное. Пожизненным рабом мог стать военнопленный. В целом рабство не получило большого развития. Картину социально-экономического строя осложняли сословно-варновые отношения. В определенной мере они сдерживали развитие рабства. С другой стороны, они препятствовали социальной мобильности древнеиндийского общества.
 
 
 
                  2.ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕГО КИТАЯ
            С середины I тысячелетия до н. э. в истории древнего Китая наступает эпоха, ознаменованная глубокими изменениями в экономике и культуре. Кардинальные сдвиги в развитии производительных сил были связаны с возникновением в VI—V вв. до н. э. производства железа и стали, причем оно началось сразу с освоения техники плавки железа, что создавало условия для быстрого подъема ремесла и земледелия в связи с возможностью налаживания массового производства железных изделий. Распространение железных орудий позволило выйти за пределы речных пойм, значительно расширить площадь обрабатываемых земель.
2.1 Ирригация
На начало второй половины I тысячелетия до н. э. падает активная деятельность по созданию системных гидротехнических сооружений в бассейнах Хуанхэ и в верховьях Янцзы. С ирригацией повсюду был связан переход к интенсивной системе земледелия. После осуществления царством Цинь в конце IV—середине III в. до н. э. водохозяйственных мероприятий в бассейнах рек Вэйхэ (притока Хуанхэ) и Миньцзян (притока Янцзы) орошаемое земледелие становится основой экономики циньского государства и залогом его хозяйственного подъема. Большие ирригационные работы производились в этот период и в других "сильнейших" царствах, расширивших свои территории до пределов речных долин. Однако не согласованные между собой локальные гидротехнические предприятия отдельных царств бывали чреваты губительны- ми последствиями. Так, возведение береговых дамб на Хуанхэ шаньдунским царством Ци привело к страшным наводнениям в царстве Вэй, расположенном выше по течению реки. Тем не менее, достигнутые в этот период успехи в борьбе с разливами Хуанхэ в нижнем и среднем ее течении привели к быстрому росту населения в этих регионах.
Со второй половины I тысячелетия до н. э. ирригация, причем крупномасштабная, становится непременным условием сельского хозяйства в районах исконного земледелия бассейна Хуанхэ, поскольку здесь, с одной стороны, в результате многовекового сведения лесов и засоления произошло истощение почвы, а с другой — в связи с увеличением численности и плотности населения и нарастающими симптомами аграрного перенаселения остро встала проблема массового освоения "высоких" целинных земель,
требующих искусственного орошения. Проведение комплекса необходимых
ирригационно-мелиоративных работ и строительство многопрофильных оросительных систем наряду с усовершенствованием сельскохозяйственной технологии (введение пахоты на волах, более эффективных методов удобрения, изобретение водоподъемных механизмов) позволило значительно повысить общую продуктивность земледельческого производства, что отвечало насущным потребностям древнекитайской экономики. Именно с этого времени развитие культуры поливного земледелия становится важнейшим фактором прогресса китайской цивилизации.
В сельском хозяйстве основной фигурой остается полноправный земледелец-общинник. Государство существует теперь за счет регулярного поземельного налога с каждого общинного двора, обязанного также воинской и рабочей повинностью.
2.2 Торговля и денежная система
В период "Чжаньго" намечается специализация ремесленного производства по отдельным районам, возникают новые его отрасли.     Стремительно развиваются товарно-денежные отношения. Распространяется монетная форма денег. Формируется новый социальный слой "торговых людей" (шанжэнь), у которых преимущественно и скапливаются свободные денежные средства. Появляются торгово-ремесленные города с полумиллионным населением. Несмотря на трудности внутренней и внешней торговли, связанные с таможенной политикой царств, товарный рынок сильно вырос повсюду. Развивающаяся торговля требовала разработки устойчивого денежного эквивалента. Постепенно монеты становились менее громоздкими и приобрели нарицательную стоимость. По археологическим данным известно 96 мест отливки монет. Имело хождение несколько видов монет: бронзовые в форме наконечника мотыги (в царстве Цзинь, в 403 г. до н. э. распалось на царства Вэй, Чжао и Хань), в форме ножа (в царствах Янь и Ци), в виде бронзовых каури (в царстве Чу), круглые с квадратным отверстием посредине (в царстве Цинь); золотые квадратные и круглые с клеймом столицы Чу; лопатовидные серебряные деньги царства Чжэн.
С расширением денежного обращения получило развитие ростовщи-чество. Все это вело к резкому имущественному расслоению общины, в ней появляется категория малоземельных семей, у которых, по образному выражению источников, "нет места, куда воткнуть шило". В царстве Цинь обезземелившихся общинников — как "лодырей, впавших в бедность из-за собственной лени", — обращали в рабство. Впервые общественное мнение, от лица легистов (школы сторонников закона — фацзя), выдвигает постулат: "Бедность — это порок". "Нерадивые и ленивые впадают в бедность, трудолюбивые же — богаты", — заявляет философ-легист Хань Фэйцзы.
В эпоху "Чжаньго" создаются крупные частные хозяйства, как сельскохозяйственного профиля, так и ремесленно-промысловые, рассчитанные на рынок. Мощный стимул получает частное рабовладение. Были известны богачи, владевшие сотнями рабов и основывавшие свои предприятия на подневольном труде. Пределом тяжкой участи выступает в это время "горестный труд раба" ("Хань фэйцзы"). Рабы покупались и продавались на городских рынках. В рабов обращали военнопленных. Рабы приобретались разбойным захватом. Были и рабы, проданные или сами продавшиеся за долги, хотя эта форма частного рабства относилась к числу предосудительных. Знаменательно, что именно в период "Чжаньго" в этико-политических учениях зазвучала "тема народа", и именно с этого времени проблема долгового рабства и кабальных займов стала превращаться в общественную проблему. Наиболее последовательно и прямолинейно мероприятия, отвечающие потребностям политического, социального и экономического развития, были проведены министром Шан Яном в царстве Цинь в середине IV в. до н. э. Они ставили целью политическую централизацию, административно-территориальное переустройство, подрыв могущества аристократических родов, изменение системы налогообложения с учетом трансформации общины. Шан Ян ввел единое законодательство и судопроизводство, узаконил залог и скупку земли, отменил ограничение размера земельных наделов, вторгся в землевладение общинных объединений, требуя раздела хозяйств больших семей: в противном случае с них взимался двойной налог.
2.3 Социальная структура общества
Отменялись все прежние аристократические наследственные титулы. Новые ранги знатности (двадцати иерархических степеней) жаловались только за личные, в первую очередь, военные, заслуги, и только они давали право на занятие административных постов. Их обладатели получали, в соответствии со статусом, права на регламентированное владение землей, рабами и другим имуществом. Вскоре ранги стали продаваться, что открыло доступ в управленческий аппарат имущественной знати. Земельные пожалования чжоускго вана не были связаны с правом верховной собственности правителя на землю в государстве, но являлись реализацией им права государственного суверенитета на территории страны. Акты передачи земли этим должностным лицам тоже оформлялись как дарения. Это не означало, что пожалованная территория становилась их собственностью. Она не считалась выбывшей из царского земельного фонда. Передавались лишь права на доходы с этих земель. При вступлении на трон нового правителя эти акты должны были возобнов-ляться.
С середины IX в. до н.э. стала практиковаться передача жалованных владений по наследству указами вана. Иногда вместе с землей, поселениями, скотом передавались и люди вана – работники разных категорий и специальностей, от конюхов до земледельцев, в том числе и должностные лица, количество подаренных людей достигало тысячи и более; часто работников( ченэй) дарили семьями – от 5 до 200 семей чэней одновременно. Всех их можно назвать царскими людьми, но далеко не все царские люди были рабами; в частности, в числе царских ченэй были и высокопоставленные лица, но все они по отношению к вану находились в глазах современников в одинаково подчиненном, подневольном положении, а поэтому не являлись  людьми, распоряжающимися собой по своей воле.
            Получили распространение крупные комплексные царские хозяйства – полеводческие, скотоводческие, ремесленные, управлявшиеся особыми должностными лицами – «надзирателями земель», «надзирателями ремесленников» и др. Существовали и царско-храмовые хозяйства, где ван возглавлял культ Хоу цзи и совершал священный обряд проведения первой борозды, магически олицетворяя плодородие и благополучие страны. К работе в этих хозяйствах привлекалось и свободное население – общинники, но основной контингент рабочей силы этих хозяйств составляли большие партии людей., находившихся на положении рабов. Среди них были осужденные на рабство за преступления, но особо было много лиц, захваченных во время походов. Ими ведали ши (воинские начальники). Вообще армия как орудие насилия государства выполняла еще и функцию принуждения к труду масс порабощенных.  Поэтому военные чины были облечены и особыми производственными полномочиями, связанными с организацией труда и подневольным содержанием работников огромных царских хозяйств; они же ведали и военным захватом этой рабочей силы.
 
3. ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА
Для этого древневосточного государства Месопотамии, расположенного в междуречье Тигра и Евфрата, характерно быстрое развитие частной собственности и денежных отношений. Но в условиях отсутствия гарантии свободы личности это вело к разорению массы производителей, развитию долгового рабства и кабальничества. В 1901 году французскими археологами был обнаружен кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.). Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шама шем - покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба (247 законов). Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. В соответствии с этим законом, во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну, вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность, вплоть до смертной казни. Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи: · посягнувший на чужую собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью; · за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных налогов; срок долгового рабства кого бы то ни было не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания; · предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной-33% от ее первоначальной суммы.
          Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие - сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины.             Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество илку), о чем говорилось выше. В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. При аренде на условиях отдачи половины урожая, сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Аренда была краткосрочной (на один или два года). На более длительный срок в аренду сдавалась еще неосвоенная земля. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором, способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля, исходя из объема урожая, выращенного соседями. Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних-животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). Довольно подробно Законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление ограничить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствуют положения о максимальном сроке отработки долга (3 года), ограничение процентов, взимаемых ростовщиком как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним. В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Продажа имущества, изъятого из оборота (например, имущество илку), считалась недействительной. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения(поклажи), товарищества, мены, поручения, Из кодекса Хаммурапи видно, что государство пыталось остановить размывание слоя самостоятельных производителей. Законы в отличии от других восточных экономических трудов не имеют религиозного и морального характера. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы, где "сильный не притеснял бы слабого". Эти законы являются первой попыткой управлять экономической жизнью страны при помощи правовых норм.
3.1 Экономический подъём
Уже в начале II тысячелетия до н. э. Двуречье, самый высокоразвитый регион того времени, вступило в период бронзового века. Известны даже случаи применения железных орудий труда. Систематическое использование металла способствовало росту производительности труда в земледелии, которое сохраняло первостепенное значение в экономике региона.
Использовались мотыга, приспособления для боронования, серпы. Орудия труда в сельском хозяйстве продолжали совершенствоваться. Возможно, именно во времена Старо-Вавилонского царства стал широко применяться плуг усложненной конструкции. Он был оснащен специальной воронкой, куда засыпалось зерно, и трубкой, через которую семена попадали в борозду. Правда, по некоторым сведениям, такой плуг знали еще при III династии Ура. При вспашке использовалась тягловая сила быков. Среди домашних животных наряду с ослами, ишаками, мулами начинает появляться лошадь.
Высокая урожайность земледелия определялась не только исключительным плодородием почвы, но и развитой ирригационной системой. Короткий зимний период дождей с небольшим количеством осадков, очень высокая температура воздуха в летние месяцы, а также несовпадение периода разлива рек со временем посадки обусловили исключительно важное значение искусственного орошения. У рек Тигра и Евфрата брали свое начало главные полноводные каналы, от которых ответвлялись все более и более мелкие, пока влага не попадала непосредственно на поля. Необходимый уровень воды в системе поддерживался благодаря наличию ряда плотин. Воду в высокие районы, куда она не достигала во время подъема рек, поднимали при помощи специальных приспособлений, более усовершенствованных по сравнению с шумерским временем. Правда, эти водоподъемные сооружения, скорее всего, оставались весьма несложными в техническом отношении и требовали значительных затрат физического труда человека.
Искусственное орошение во многом определяло уровень жизни населения. Хаммурапи прекрасно понимал это и гордился тем, что благодаря развитию ирригации "напоил и накормил" жителей страны. Как уже отмечалось, именно по приказу царя был вырыт канал, принесший "изобилие воды Шумеру и Аккаду". Огромное значение эксплуатации и содержанию ирригационной системы уделялось в законодательстве. Ряд документов свидетельствует о постоянном внимании властей к данному вопросу. Местные чиновники несли даже материальную ответственность за обеспечение влагой арендованных участков царской земли. Если причиной невысокого урожая признавалось плохое орошение, то чиновник обязывался выплатить за арендатора недостающую часть арендной платы.
Во II тысячелетии до н. э. на полях Вавилонии возделывали не только зерновые культуры. Очевидно, что во времена Хаммурапи активно развивается садовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширные пространства засаживались финиковой пальмой.
Наличие богатых пастбищ, под которые использовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства.
Картина хозяйственной жизни Вавилона будет не полной, если не вспомнить про лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий. Отдельные "лесные участки" находились в ведении его подчиненных, которые отвечали за сохранность лесов - источника очень ценных строительных материалов.
Активно развивается ремесло. Совершенствование ремесел стимулирова- ло активизацию роста научных знаний.
Объединение под властью Вавилона земель Месопотамии способствовало расширению торговли, как внешней, так и внутренней. Абсолютно закономерно, что продукты землевладения в аграрной стране становились объектами купли-продажи. Среди немногочисленных сельскохозяйственных товаров, о которых имеются документальные свидетельства, называются следующие: хлеб, масло, финики, шерсть. В начале II тысячелетия до н. э. функции денег последовательно выполняет серебро, благодаря чему по сохранившимся документам возможно проследить соотношение цен на товары. Известны случаи, когда наниматель, наряду с традиционной натуральной оплатой, рассчитывался серебром и с работниками, проработавшими в его хозяйстве долгое время.
Торговцы, тамкары, по-прежнему считались агентами царя. Правда, в их распоряжении теперь находились помощники, сопровождающие караваны и занимающиеся розничной торговлей.
3.2 Хозяйство и быт
К вопросам описания быта, жилища, характерных для Двуречья рассматриваемого периода, весьма оригинально подошли авторы фундаментального труда — "История древнего Востока. Нарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. ч. I. Месопотамия" (М., 1983).
Согласно названному источнику, жилище горожан представляло собой неправильной формы в зависимости от уже существующей застройки двухэтажные дома, выходившие на проулки глухими стенами, нижняя часть которых выкладывалась обожженным кирпичом, что предохраняло строение от размыва. Внутренние стены и вторые этажи строились из кирпича-сырца. Под потолком делались небольшие окошки-отдушины. Свет в такие жилища попадал практически через дверной проем. Крыши были плоскими. Самым ценным имуществом считались деревянные двери и потолочные балки, которые в случае перемены места жительства владелец забирал с собой.
Планировка предполагала определенные обязательные части. В жилище более или менее состоятельного человека дверца с улицы вела в сени, где стоял кувшин с водой для омовения ног и хранился хозяйственный инвентарь, а оттуда, наискосок от уличной, другая дверь вела во внутренний дворик площадью метров двадцать: он, как и сени, по возможности был мощен обожженным кирпичом, на двери у выхода из сеней во двор могли укреплять апотропей (оберегал от злого духа) — фигурка демона; в середине дворика могло находиться углубление — бассейн. На уровне второго этажа по внутренней стене дома, обращенной во дворик, тянулась деревянная галерейка (обыкновенно не кругом, а только с одной стороны). Со двора мог быть ход в людскую — помещение для рабов с глинобитной общей лежанкой, в кухню с врытым в землю очагом (здесь же хранились и каменные зернотерки) и в кладовку. В подавляющем большинстве домов, однако, ни помещения для рабов, ни кухни не было (очаги для стряпни устраивались во дворе). Однако в любом доме напротив выхода из сеней обязательно располагалась дверь в парадную горницу; она могла быть различной длины, в зависимости от возможностей владельцев дома, но во всех домах имела стандартную ширину - 2 м (4 локтя), так как здесь, по-видимому, после обрядового семейного или родового пиршенства вповалку укладывали спать гостей. Лишь в очень редких домах при горнице устраивали кладовку для постельных вещей (скорее всего циновок и паласов) и умывальную... Через горницу был проход во второй, меньший двор, недоступный посторонним; часть его, по-видимому, имела крытый навес, и здесь находился домашний алтарь; в этом же дворике по возможности хоронили умерших членов семейства...
Из первого, не священного, дворика на галерейку вела лестница, а под лестницей всегда находилось еще одно нужное помещение. Нечистот не оставляли в доме, их старались вывести дренажными трубами на улицу...
На втором этаже находились собственно жилые помещения, но о них мы знаем меньше всего: почти ни один раскопанный дом не сохранился до уровня второго этажа. По-видимому, надстройка (ругбум) почти всегда была меньше по площади, чем первый этаж; для размещения взрослых и детей обычно семье хватало, думается, одной-двух горниц, площадью 18-30 кв. м, имея в виду семью средней состоятельности...
Наряду с описанным типом дома существовал и другой, меньшего размера; в нем сени занимали всю ширину постройки, а из узкого дворика дверь вела в крошечную парадную горницу и оттуда на такой же маленький задний, священный двор; галерейка имелась только наверху, над входом в горницу. Похоже, что в домах подобного типа было не более одной горенки на втором этаже. Видимо, такой тип домов возник в результате раздела первоначального семейного жилища".

 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы позволил мне сделать следующие обобщающие выводы:
1.      Основной формой сельского хозяйства древних цивилизаций является земледелие и ското
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.