На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Экология семьи как направление социальной экологии

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Экология семьи как направление социальной экологии 

     Экология семьи является одним из наименее разработанных направлений социальной экологии. Значимость семьи в современном мире трудно переоценить, так как каждый человек обязан ей своим появлением на свет, личным становлением, а также основой своего благополучия.
     Несмотря на то, что семью долгое время было принято считать фундаментом, на котором основан общественный порядок, она остается одним из наименее исследованных институтов. Семья до недавних пор поддавалась лишь фрагментарному, одностороннему изучению. Неблагоприятные последствия рыночных реформ тяжелым грузом легли на плечи российской семьи, серьезно подорвали экологию семьи, что вылилось в итоге в снижение рождаемости и углубление депопуляционных процессов.
     Поэтому в последние годы семья является объектом все большого числа социологических и социально-психологических работ, осуществляемых российскими и зарубежными исследователями. Это объясняется широким для рефлексии полем, связанным с семьей. В этом поле выделяются: проблема семьи как социального института, семейные стереотипы, роли и их трансформация в ходе социокультурных изменений, изменений представлений о семье, моделях семейного воспитания. Однако, представляется парадоксальным то, что семья как предмет социальной экологии до сих пор не стала объектом внимания для отечественной философии. По крайней мере, анализ публикаций последних лет в ведущих отечественных академических философских изданиях - «Вопросах философии» и
     «Философских науках» - свидетельствует о почти полном отсутствии исследований, посвященных философскому осмыслению экологии современной российской семьи.
     Положение семьи в государстве определяет его демографическую ситуацию, которая уже в течение пятнадцати лет отличается крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим даже простого воспроизводства. С 1992 года в стране началась и продолжается по сей день депопуляция - снижение численности населения страны. По данным Госкомстата в этот период население страны уменьшалось со 148,27 миллионов в конце 1992 года до 142,19 миллиона человек в конце 2006 года. Естественная убыль населения в России приняла такие масштабы, что даже иммиграционный приток не мог сколько-нибудь существенно компенсировать ее. В 2007 году, хотя и был зафиксирован естественный прирост населения в 18 субъектах Российской Федерации, в целом по стране естественная убыль составила 111.0 тысяч человек. Ситуация в Иркутской области аналогична общероссийской. Несмотря на некоторое снижение темпов депопуляции в 2007 году, естественное движение населения в Иркутской области оставалось отрицательным и составило 938 человек. Социальные последствия депопуляции катастрофичны для всего государства в целом, поэтому решение данной проблемы является одной из важнейших задач общенационального значения.
     В связи с этим в последние годы значительно активизировались научные дискуссии о причинах депопуляции. Отмечается, что биологический, естественный процесс воспроизводства населения давно уже превратился в социальный процесс, который самоорганизуется все менее под влиянием биологических и все более под воздействием различных общественных факторов[1]. Становится понятным, что основные причины депопуляции связаны с проблемами семьи - главной воспроизводящей структуры общества, поэтому в основу преодоления депопуляции должно быть положено знание экологии семьи.
     Изучение семьи традиционно является предметом многих общественных наук - социологии, психологии, педагогики и др. В то же время в социальной экологии до сих пор не уделялось особого внимания разработке этого важного направления. Семья является центральным звеном социального ряда «личность» - «семья» - «общество», который Н.Ф. Реймерс положил в основу социальной экологии и поэтому экология семьи заслуживает самого тщательного исследования как экология малой, но весьма значимой социальной группы, на которой базируется все развитие общества. Так же как из маленьких речек образуются большие реки и озера, гак из отдельных семей образуется государство. Изучение экологии семьи необходимо для понимания и прогнозирования демографической ситуации в России и для разработки долговременной концепции эффективной семейной политики.
     Так как семья представляет собой часть социальной среды человека, необходимо уточнить ее место в иерархии элементов социальной среды. Традиционно в социальной среде выделяют два уровня: макросреду и микросреду. Социальная макросреда - это совокупность материальных и духовных факторов, непосредственно и опосредованно, положительно и отрицательно воздействующих на личность и изменяющихся в процессе практической деятельности людей (характер общественного разделения труда, вытекающая из него социальная структура общества, система образования, воспитания и т. д.). Социальная микросреда - это часть среды, непосредственно действующая на личность и включающая такие элементы, как «...трудовой, учебный или другой первичный коллектив, семья, школа, близкие друзья, интересующие человека информационные источники и другие явления личной жизни». Можно выделить еще третий - промежуточный уровень - мезосреду, которая включает региональные аспекты макросреды. Таким образом, семья представляет часть социальной микросреды, в которой человек проводит около трети своей жизни.
     Имеющиеся в научной литературе определения экологии семьи весьма разнообразны в зависимости от того, в каком аспекте рассматривается понятие.
     Социологи рассматривают экологию семьи как «область знаний, изучающих различные аспекты взаимодействия семьи, общества и природы, в том числе вопросы естественного планирования семьи, естественного вскармливания новорожденных, ответственного родительства, воспитания детей как будущих супругов и родителей, здорового образа жизни и т. д.».
     С медицинской точки зрения экология семьи - это «психология межличностных отношений членов семьи, отражающих генетически детерминированный характер метаболических процессов и формирующих особенности адаптивных реакций на изменяющиеся условия окружающей среды». Медицина уделяет внимание семье как биологической системе, экология которой отражает особенности нейровегетативных, гормональных и биохимических процессов, формирующих индивидуальные особенности реакции человека на стресс.
     С точки зрения социальной экологии, экология семьи - это изучение жизнедеятельности семьи во взаимосвязи с окружающей средой в пределах трех экосистем: «семья - социальная микросреда», «семья - социальная макросреда» и «семья - социальная мезосреда». При этом мы имеем в виду взаимоотношение семьи с другими элементами социальной микро-, мезо- и макросреды и собственно  внутрисемейные  отношения,  реализующиеся  в функциях семьи.
     Достаточно полную классификацию функций современной семьи разработал М.С. Мацковский, разделив общественные (главные) и индивидуальные (второстепенные) функции[3].
     Приоритет функции регулирования биологического воспроизводства над собственно воспроизводством отдает А.П. Заостровцев [2]. Он представляет семью как систему устойчивых социальных отношений между людьми, а репродуктивную функцию как функцию человеческого (биологического) организма. На наш взгляд, функции семьи нельзя делить на главные и второстепенные, так как все они главные. Можно просто выделить такие функции, благодаря которым семья отличается от других институтов, то есть на специфические и несиецифические функции.
     Специфические функции раскрывают сущность семьи, ее особенности как социального явления и включают биосоциокультурное воспроизводство, социализацию детей, поддержание социального порядка и структурирование жизненного уклада на уровне микросредьт. Семья гармонично соединяет автономное существование индивида с продлением семейного рода, поэтому специфические функции остаются при всех изменениях общества.
     Неспецифические функции - это функции, которые семья выполняет только в каких-то определенных исторических условиях. Эволюция общества, изменения требований, предъявляемых к семье как социальному институту, изменяют как само содержание семьи, так и ее социальные функции. Можно сказать, что неспецифические функции появляются и множатся благодаря эволюции семьи. Поэтому они имеют выраженную историческую обусловленность и включают, например, накопление и передачу собственности, организацию производства и потребления, ведение домохозяйства, осуществление отдыха и досуга, заботу о здоровье, создание благоприятного социально-психологического микроклимата. Часть этих функций имеет ярко выраженную экологическую направленность, т. к. они обеспечивают благоприятную семейную среду. Все эти функции, отражаются, в модели реализации специфических функций, в первую очередь, в репродуктивной функции и функции социализации, также имеющих ярко выраженную экологическую направленность.
     В процессе модернизации традиционного общества такие социальные институты, как детский сад, школа, армия, индустрия развлечений и массовые коммуникации брали на себя значительную часть функций, ранее принадлежавших исключительно семейной социализации, защите и охране детей. На этом фоне все большее значение приобретала рекреативная (восстановительная) функция семьи. В ней человек получает все необходимые виды восстановительных ресурсов (физических, моральных, материальных, психологических), сбрасывает социальное напряжение, возникающее в его личностном и общественном функционировании. Поэтому именно от семьи зависит социальное здоровье человека. Коммуникативная функция семьи удовлетворяет потребности человека в общении и уединении. В семейном кругу обеспечивается потребность в желательном общении с близкими людьми, которая носит социально-интимный характер, обусловленный стремлению к взаимопониманию и взаимоподдержке.
     И, наконец, фелицитологическая функция семьи (функция «счастья»), в какой-то мере объединяет все функции, являясь, в то же время, самостоятельной. Она связана с созданием комплексных условий для счастья каждого члена семьи. Выполнить эту функцию в состоянии только благополучная, культурная, полноценная в морально-психологическом отношении семья.
     Таким образом, главной функцией семьи является специфическая функция социальной адаптации индивида, которая понимается не только как индивидуально-личностная потребность, но и как процесс, имеющий социальные последствия: она оказывает влияние на социальную среду, изменяясь, в свою очередь, под ее воздействием через изменение личности. В то же время все более актуализируются неспецифические функции, имеющие исключительно социальную природу.
     Как показывают мониторинговые исследования, в современной российской семье сталкивающейся с различными проблемами, преобладают установки на выживание. Доля таких семей достигает одной трети [4]. Среди этих семей высока доля социально дезадаптированных семей. Понятие «социально дезадаптированная семья», исходит из философского определения социальной адаптации как «вида взаимодействия личности или социальной 1руппы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников»^. Это семья, которая:
    а) не в состоянии обеспечить прожиточный минимум своим членам (бедная семья);
    б) не обеспечивает простого воспроизводства населения и (или) в целом количественная структура которой в социальном и правовом контексте является «отклоняющейся от нормы» (неполная, бездетная или малодетная семья);
    в)  имеет неоптимальные социально-психологические показатели функционирования и (или) члены которой страдают физическими или психическими заболеваниями и имеют минимальные уровни образования и профессиональной квалификации (социально-несостоятельная семья);
    д) ведет незаконную жизнедеятельность, нарушает права личности или члены которой уже совершили преступление (криминализованная семья);
    е) в отношении которой общественное мнение настроено негативно (социально-отторженная семья).
     Чем больше выделенных характеристик присуще семье, тем сильнее степень ее социальной дезадаптирован -ности.
     В целом социальная дезадаптация понимается как неэффективная реализация семьей своих основных функций: а) обеспечения материальных средств для поддержания жизни ее членов и б) количественного и качественного воспроизводства населения. Поскольку речь идет о социальном явлении, то критерии эффективности или неэффективности в первую очередь должны быть заданы с точки зрения социума. Таким критерием, например, может служить мнение членов самой семьи, а также мнение социального окружения, задающее для семьи некий порог «нормы» ее жизнедеятельности.
     Наиболее целесообразно исследование экологии семьи через анализ качественных и количественных характеристик, таких как качество воспроизводства человека в семье (взаимопонимание, здоровье, хорошая работа), материальные условия воспроизводства жизни (деньги и жилищные условия), количество детей в семье, бездетность и ее причины, различные «отклоняющиеся» формы семьи.
     Семья тесно связана с историческими условиями жизни людей, с изменяющимися политическими, социальными, этическими и экономическими условиями современности, с трансформирующимися нравственными представлениями. Такие связи должны составлять предмет экологии семьи, а понимание специфики этих связей должно стать основой планирования семейной политики и улучшения экологии семьи.
     В связи с этим, нам представляется актуальной создание (выработка) экологической семейной парадигмы, которая может повлиять на существование государства, его будущее. Важно отметить то, что экологическая семейная парадигма должна заключаться в самодовлеющей и определяющей роли семьи в процессе общественного воспроизводства. Ролевая установка общества должна обогатиться альтруизмом и взаимопомощью, которыми обладают семейные отношения, и которые следует переработать для вовлечения их в новом качестве на новые уровни общественного взаимодействия.
     Методологический подход в построении экологической семейной парадигмы состоит, в стремлении к комплексности, системности анализа, оценок и выводов с позиций экологического подхода. Семья как социально-экологический объект, как элемент социальной среды -включает в себя, экономическую, биологическую, духовную, нравственную, социальную, составляющие одновременно. Необходимо учитывать также, что семья представляет открытую
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.