На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие и концепция ноосферы по В. И. Вернадскому

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Ноосфера ("ноос" - по-гречески означает разум, дух.) - новое  эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития и является результатом  действия слившихся в единый поток  двух величайших  революционных  процессов современности: в области  научной мысли, с одной стороны, и социальных отношений – с  другой. Поэтому создание ноосферы возможно лишь как следствие прочного союза тех сил, которые являются основой этих процессов, т.е. союза  науки и трудящихся масс.
В начале 20 века Тейер де Шарден и Эдвар Леруа впервые ввели в международный лексикон понятие ноосферы. Именно тогда В.И. Вернадский заявил о наступлении новой эпохи в эволюции живого вещества, собственно жизни, на Земле – об эпохе регулирования ее человеческим разумом.
Понятие «ноосфера» (от греч. «ноос» – разум и «сфера»  – шар) означает качественно новое  состояние биосферы Земли и окружающей среды, формирующееся под воздействием умственной и физической деятельности человечества, которая может быть сопоставлена с могущественными природными геологическими процессами. Данное понятие неразрывно связано с понятием «живое вещество», по мнению В.И. Вернадского, – это совокупность всех живых организмов биосферы (количественно выраженная в химическом составе, массе и энергии), которые перерабатывают и перемещают разные виды вещества (твердое, жидкое и газообразное), аккумулируют и преобразовывают космическое излучение. Составными элементами живого вещества он называл всю водную оболочку Земли, нижнюю часть атмосферы, где существуют люди, птицы, насекомые, звери, а также литосферу (верхнюю часть твердой оболочки Земли, где живут бактерии).
Учение о ноосфере связывается с человеком не случайно. Ее нельзя охарактеризовать набором  объективных признаков, присущих природе  определенного периода. Главное и, пожалуй, самое существенное для ноосферы - принципиально новый тип связи природы и человека. Поэтому можно сказать, что ее формирование предполагает глубокие преобразования в самом человеке и, прежде всего в сфере его сознания.
Биосфера, изменяемая коллективным трудом человечества, трудом, который направляется разумом, трудом который возможен только в условиях плановых коллективных усилий всего  человечества, и есть ноосфера, сфера  разума по Вернадскому.
П.Тейяр де Шарден рассматривает трансформацию биосферы в ноосферу как закономерный этап эволюции универсума. Это является следствием расселения человека, который  постепенно устраняет и покоряет всякую форму жизни, не являющуюся человеческой, по всей поверхности планеты.
Деятельность  человека – закономерный этап эволюции биосферы, условие ее неизбежной трансформации  в ноосферу, решающий фактор которой  – преобразующая роль науки и  социально организованного труда  человека. В частности, в биосфере солнечная энергия трансформируется в биохимическую, энергию живого вещества, которую использует человек  с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей. При этом возникает высшая, качественно новая  форма движения материи – социальная, порождающая новый источник и  форму энергии – ноосферную и  биосоциальную энергию. Последняя, через механизм общественного производства, формирует общественную культуру и  общественного человека, в котором  должны органично сочетаться частные  интересы (интересы личности и членов ее семьи) с коллективными, общественными и общепланетарными интересами.
 
 
 
Глава 1. Основные положения учения о ноосфере.
 
      Предпосылки образования ноосферы.
 
В.И. Вернадский попытался дать ответ на вопрос о  том, в чем заключаются те реальные условия или предпосылки образования  ноосферы, которые уже созданы  или создаются в настоящее  время в ходе исторического развития человечества. По мнению В.И. Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы сводятся к следующему.
1.Человечество стало единым целым. Мировая история охватила как единое целое весь земной шар, совершенно покончила с уединенными, мало зависимыми друг от друга культурными историческими областями прошлого. Сейчас «нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если б это было ему нужно».
2.Преобразование средств связи и обмена. Ноосфера - это единое организованное целое, все части которого на самых различных уровнях гармонично связаны и действуют согласованно друг с другом. Необходимым условием этого является быстрая, надежная, преодолевающая самые большие расстояния связь между этими частями, постоянно идущий материальный обмен между ними, всесторонний обмен информацией. По словам Вернадского: «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, её одновременного обсуждения на всей планете». 1
3.Открытие новых источников энергии. Создание ноосферы предполагает столь коренное преобразование человеком окружающей его природы, что ему никак не обойтись без колоссальных количеств энергии. «В самом конце прошлого столетия неожиданно была открыта новая форма энергии, существование которой предвидели немногие умы, - атомная энергия». Это было написано еще в 30-е годы а сейчас мы уже видим, как человечество овладело атомной энергией и как расширяется с каждым годом ее применение в мирных целях..
4.Подъем благосостояния трудящихся. Ноосфера создается разумом и трудом народных масс.
5.Равенство всех людей. Охватывая всю планету как целое, ноосфера по самому своему существу не может быть привилегией какой-либо одной нации или расы. Она дело рук и разума всех народов без исключения.
6.Исключение войн из жизни общества. В наше время война, угрожая самому существованию человечества, встала как самое большое препятствие на пути к ноосфере. Отсюда следует, сто без устранения этой преграды достижение ноосферы практически невозможно и, напротив, уничтожение угрозы войны будет означать, что человечество сделало крупный шаг к созданию ноосферы.
7.Равенство людей всех рас и религий. Это условие еще не полностью выполнено, но после второй мировой войны произошло разрушение колониальной системы.
8.Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие соблюдается в странах с парламентской формой правления.
9.Свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических настроений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. В большинстве стран это условие выполняется.
10.Подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабление влияния болезней. Этот процесс в мире идет очень неравномерно.
11.Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. Это условие нельзя считать выполненным.
12. Исключение  войн из жизни общества. Это  условие не выполнено.
 
В.И.Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Но оно  не выполнено и пока неясно, может  ли быть выполнено. Мировое сообщество стремится не допустить мировой  войны, хотя локальные войны ещё  уносят многие жизни
Ноосфера, по мнению Вернадского, - это новая геологическая  оболочка Земли, создаваемая на научных  основаниях. «Научная мысль, - писал  он, - охватила всю планету, все на ней находящиеся государства. Всюду  создались многочисленные центры научной  мысли и научного искания. Это - первая основная предпосылка перехода биосферы в ноосферу».
Ноосфера является результатом действия слившихся  в единый поток двух величайших революционных  процессов современности: в области  научной мысли, с одной стороны, и социальных отношений - с другой. Поэтому создание ноосферы возможно лишь как следствие прочного союза  тех сил, которые являются основой  этих процессов, т.е. союза науки  и трудящихся масс.
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2.Взаимоотношение понятий ноосфера и биосфера.
 
 Соотношение понятий биосферы и ноосферы было введено в научный контекст работами В.И.Вернадского, Т.де Шардена и Э.Леруа. Основоположниками постулировалось положение о «переходе» биосферы в ноосферу — на этом основании собственно и был введен сам термин «ноосфера». Однако, вопрос о правомерности, о способе и сроках такого перехода до сих пор остается проблемой. Соответственно, остается проблемной и интерпретация самой ноосферы.
Единство Человека и Природы до сих пор осуществляется в рамках биосферы и практически  за счет биосферы. Стихийный путь развития человечества поставил его в ситуацию экологического кризиса, указывающего на неправомерность потребительского отношения к природе. Возможность  дальнейшего сосуществования Человека и Природы находится в зависимости  от формирования ноосферы как разумной формы отношения Человека к природе, к обществу и к самому себе. Провозглашенный  Вернадским В.И. и Т.де Шарденом «переход»  биосферы в ноосферу как переход  к новой форме единства (гармонии) человека и природы не является неизбежным, поскольку не может произойти  автоматически, т.е. стихийно, хотя и  остается необходимым в целях  выживания человечества.
Общеметодологическое  значение понимание биосферы получает в трудах отечественного ученого  В.И.Вернадского, которым в начале века была создана концепция ноосферы. С этого времени понятие биосферы остается практически однозначным. Биосфера – организованная оболочка Земли, имеющая пространственные и  временные пределы, связанные с  полем существования живого, которое  поддерживается лишь при условии  сохранения определенных физических или  химических параметров, показателей  его состояния, необходимых для  физического сохранения «полей жизни» биосферы и самой биосферы. Более сложным для восприятия является понимание ноосферы.
В употреблении данного термина сохраняется  дилемма Вернадского- Шардена, которую  можно определить как противопоставление объективного и субъективного факторов формирования ноосферы; противопоставление можно проследить как в решении  вопроса о правомерности (основаниях) перехода к ноосфере, так и о  его способе и сроках.
Для полноты  анализа необходимым является не только рассмотрение ноосферы как
новой формы  существования биосферы, данное Вернадским, но также и обратное отношение. Попытка  такого подхода была осуществлена Т.де Шарденом, работа которого выполнена  преимущественно в телеологическом  духе. Современная наука отмечает недостаточность как позиции  В.И.Вернадского, так и Т.де Шардена, однако методологическая основа их объединения  пока не выработана.
Понятие ноосферы практически не разрабатывается  в направлении смыслового единства двух вышеуказанных позиций. Противоречивость определение ноосферы приводит к  неоднозначной интерпретации понятия, провоцирующей отказ от его употребления. В этом случае происходит подмена  понятия ноосферы на термины техно- и антропосферы, что переводит  исследования на уровень биосферной проблематики как более общей  по отношению к данной терминологии.
Другим фактором отказа от собственно ноосферной проблематики выступает тенденция отрицания  разумности человека, спровоцировавшей современный экологический кризис. С последним положением связан упрек  авторам концепции ноосферы в  утопизме.
Необходимо подчеркнуть, что биосфера и ноосфера принципиально  отличаются друг от друга по типу самоорганизации, однако цивилизация преимущественно  паразитирует на организованности биосферы. Ориентация на сосуществование предполагает поиск возможной экологичности цивилизации. В этом случае ноосфера и выступит как искомое единство биосферы и ноосферы, заменив в этом отношении биосферу. Именно в этом положении и заключается смысл «перехода» биосферы в ноосферу.
Призыв к новому мышлению, обусловленный тем, что  стихийное развитие человечества поставило  его на грань самоуничтожения. В  этом отношении интересны работы Д. Медоуза по системной динамике, в которых, используя собственную  схему «мании» - структуры, автор  показывает, как попытки человека компенсировать последствия своей  собственной деятельности, лишь усугубляют проблему, на решение которой они  первоначально были направлены. Деятельность человека по поддержанию единства в  биосфере, реализующаяся как нообиосфера, несостоятельны, поскольку нельзя в  принципе подменить один тип функционирования другим (в данном случае, биологический  социальным). Решать проблему единства человек может только внутри собственной  формы организации, а не за счет биосферы.
      Экологичность цивилизации, предполагает  ее автономность по отношению  к биосфере, как в плане независимого  источника энергии, так и замкнутого  цикла технологии. Соотнесение этих  положений с внутренним источником  самодвижения и внешними параметрами  порядка дает целостный процесс  самоорганизации производства —  процесс, раскрывающий методологическое  значение принципа экологичности  человечества, выдвинутого В.И.Вернадским.
Существуют закономерности общего процесса самоорганизации биосферы — процесса, который включает в  себя две основных составляющих: энергетический импульс и параметры порядка. В соответствии с этими положениями  рассматривается функционирование биосферы как обладающей внутренним самодвижением на основании положения  В.И.Вернадского о биогеохимической энергии атомов. В качестве внешних параметров порядка выступают системные характеристики биосферы, к которым отнесется целостность, дифференциация и собственно организация биосферы как системы. Последняя,  представляет собой единство двух первых и осуществляется за счет процессов эволюции, идущих в биосфере.
Человек включен  в данную систему — и до определенной степени биосфера продолжает воспроизводить единство целостного существования, поскольку  техногенная энергия, в форме  которой ноосфера входит в биосферу, вступает в общепланетный круговорот атомов. Однако, экология биосферы как  норма ее функционирования, которая  состоит в имманентно восстанавливающемся  единстве отношений внутри системы, становится проблемой, требующей дополнительных усилий по ее восстановлению, как только данный принцип нарушается, т.е. доля антропогенной нагрузки превышает  допустимую норму.
Тот тип развития, который свойствен современному человечеству, принципиально исчерпал себя. В этой связи становится необходимым  переосмысление понятия прогресса, опираясь на который и Вернадский, и Шарден создавали концепцию  ноосферы.
Центральной темой  учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни  этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и  роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского  о ноосфере, является то, что человек  не является самодостаточным живым  существом, живущим отдельно по своим  законам, он сосуществует внутри природы  и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей среды и  человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни но и на образе мысли.
Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это  доказывает тот факт, что в последнее  время заметно активизировались планетарные геологические силы. «...мы все больше и ярче видим  в действии окружающие нас геологические  силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль».2 Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы».3
Здесь естественно  напрашивается вывод о том, что  геологической силой является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу».4
Мы являемся наблюдателями и исполнителями  глубокого изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной  человеческой мыслью посредством организованного  труда вряд ли является стихийным  процессом. Корни этого лежат  в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося  в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет».5
Отсюда, кстати, можно заключить что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют  под собой веских оснований. Было бы по меньшей мере странно, если бы научная мысль – порождение естественного  геологического процесса противоречила  бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки  научной мыслью переходит в новое  эволюционное состояние – ноосферу.
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научную  мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую  биогенную силу, поддерживающую размножение  и дальнейшее заселение различных  частей биосферы. Причем вместе с расширением  области жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли  окутывают весь Земной шар. «Этот  процесс – полного заселения  биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».6
При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может  и должен мыслить и действовать  в новом аспекте, не только в аспекте  отдельной личности, семьи или  рода, государств или их союзов, но и  в планетном аспекте. Он, как и  все живое, может мыслить и  действовать в планетном аспекте  только в области жизни — в  биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется. «Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно».7
Результат всех вышеперечисленных изменений  в биосфере планеты дал повод  французскому геологу Тейяр де Шардену  заключить, что биосфера в настоящий  момент быстро геологически переходит  в новое состояние – в ноосферу, то есть такое состояние в котором  человеческий разум и направляемая им работа представляют собой новую  мощную геологическую силу. Это совпало, видимо не случайно, с тем моментом когда человек заселил всю  планету, все человечество экономически объединилось в единое целое и  научная мысль всего человечества слилась воедино, благодаря успехам  в технике связи.
Таким образом:
Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в  определенном ее пространстве-времени;
Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;
Прорыв  научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное  и переходящее геологическое  явление.
Вернадский  неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного человечества» — поскольку  она является формой организации  новой геологической силы, создавшейся  в биосфере,— не может прерваться и уничтожиться, так как это  есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями  связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было».8
Вернадский  видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и  историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода  по-иному видятся и современные  болевые точки развития мировой  цивилизации. Варварское отношение  к биосфере, угроза мировой экологической  катастрофы, производство средств массового  уничтожения — все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам  жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать  как набат, призыв к тому, чтобы  мыслить и действовать ,в биосферном — планетном аспекте.
1.3. Учение биосферы-ноосферы и  человек.
 
Центральной темой  учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни  этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и  роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.
Приблизительно 14 миллионов лет назад выделилась особая разновидность таких высокоразвитых животных, как приматы, - семейство  людей Hominidae, состоящее из рамалитеков (Ramalithecus), австралопитеков (Avstralopithecus), парантропов (Parantropus) и человека (Homo) – последний  и оказался самым жизнеспособным представителем этой группы. В свою очередь он прошел несколько ступеней эволюции – от Homo erectus различных  «модификаций» (прямоходящее существом  ростом до 170 см, живущее в обществе себе подобных, питающееся как мясом  добытых животных, так и плодами, уж умеющее изготовлять различные  каменные орудия и даже разводить  огонь) до Homo sapiens. Его же современный  подвид – Homo sapiens sapiens – появился сравнительно недавно, примерно 35 тысяч лет назад. (Нынешний облик человека сформировался  еще на 25 тысяч лет позже.) С  этого времени в эволюции биосферы оказался задействованным новый  фактор – антропогенный.
Первое его  появление пришлось уже на эпоху  палеолита, или каменного века, который  длился примерно 20-30 тысяч лет; показательно, что оно было негативным для природы. Человек добывал себе пропитание охотой, а удобней и выгодней было охотиться не на мелкую дичь, а на крупных травоядных животных (чьим мясом могла кормиться целое  племя в течение длительного  времени). Особенности воспроизводства  последних (прежде всего относительно невысокая рождаемость, не позволяющая  виду компенсировать убыль особей в  результате охоты),разумеется, в расчет не принимались. В итоге одни животные, такие, как шерстистый носорог и мамонт, были истреблены полностью, а численность других – оленей, лошадей, туров – сильно сократилась.
Отметим, впрочем, что антропогенный фактор был  не единственным: потепление климата 10-12 тысяч лет назад (окончание ледникового  периода) также не способствовало выживанию  холоднолюбивой фауны и флоры. Тем  не менее уже на этом примере можно  говорить о некой печальной тенденции  во взаимоотношениях человека и природы: палеолит характеризовался чисто потребительским  отношением homo sapiens к окружающей среде.
В эпоху же неолита, или нового каменного века, зарождение которой напрямую связано с тем  же глобальным потеплением, наряду с  охотой и собирательством возникают  зачатки сельского хозяйства. Человек  начинает одомашнивать некоторые виды животных, выращивать определенные растения для питания и других нужд, - словом, подчиняет себе часть фауны и  флоры. Тогда же появляются зачатки  промышленности: зарождаются металлургия  и добыча полезных ископаемых.
По мере возрастания  потребностей человека он все более  активно эксплуатирует природные  ресурсы. Этот процесс на протяжении всей истории человечества только набирал  обороты – ибо вышеупомянутые потребности в принципе неограниченны.
Оценивая роль человеческого разума и научной  мысли как планетарного явления  В.И. Вернадский пришел к следующим выводам:
1. Ход научного творчества  является той силой, которой  человек меняет биосферу, в которой  он живет.
2. Это проявление изменения  биосферы есть неизбежное явление,  сопутствующее росту научной  мысли.
3. Это изменение биосферы  происходит независимо от человеческой  воли, стихийно, как природный естественный  процесс.
4. А так как среда  жизни есть организованная оболочка  планеты - биосфера, то вхождение  в ходе ее геологически длительного  существования нового фактора  ее изменения - научной работы  человечества - есть природный процесс  перехода биосферы в новую  фазу, в новое состояние - в  ноосферу.
5. В переживаемый нами  исторический момент мы видим  это более ясно, чем могли видеть  раньше. Здесь вскрывается перед  нами «закон природы». Новые науки  - геохимия и биохимия - дают возможность  выразить некоторые важные черты  процесса математически.
После трудов В.И. Вернадского  накопился огромный материал по биосфере, по производственной деятельности человеческого  общества. В связи с развитием  производственных сил возникают  новые по качеству круговороты вещества в биосфере по пути превращения ее в ноосферу. Основные их признаки заключаются в следующем:
1.Возрастание механически извлекаемого материала земной коры - рост разработки месторождений полезных ископаемых.
2.Происходит массовое потребление (сжигание) продуктов фотосинтеза прошлых геологических эпох.
3.Процессы в антропогенной биосфере приводят к рассеиванию энергии, а не к ее накоплению, что было характерно для биосферы до появления человека.
4.В биосфере в массовом количестве создаются вещества, ранее в ней отсутствовавшие, в том числе чистые металлы.
5.Появляются, хотя и в ничтожно малых количествах трансурановые химические элементы (плутоний и др.) в связи с развитием ядерной технологии и ядерной энергетики. Совершается освоение ядерной энергии за счет деления тяжелых ядер.
6.Ноосфера выходит за пределы Земли в связи с прогрессом научно-технической революции.
Одной из ключевых идей, лежащих  в основе теории Вернадского о  ноосфере, является то, что человек  не является самодостаточным живым  существом, живущим отдельно по своим  законам, он сосуществует внутри природы  и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и  человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление  и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.
Но не только природа оказывает  влияние на человека, существует и  обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо  глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно  активизировались планетарные геологические  силы. "...мы все больше и ярче видим  в действии окружающие нас геологические  силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo Sapiens, с выявлением нового состояния  биосферы - ноосферы - и является одной  из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль". Так, в последнее  время резко меняется отражение  живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так  как в процессе эволюции появилась  новая геологическая сила. Вернадский писал: "Эволюция видов переходит  в эволюцию биосферы".
Здесь естественно напрашивается  вывод о том, что геологической  силой является собственно вовсе  не Homo Sapiens, а его разум, научная  мысль социального человечества. В "Философских мыслях натуралиста" Вернадский писал: "Мы как раз  переживаем ее яркое вхож
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.