На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа Физические качества и методики их развития у лыжников

Информация:

Тип работы: научная работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание 

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Виды координационных способностей и их характеристика….6
      Сущность и значение координационных способностей в
управлении  движениями…………………………………………………...6
      Классификация координационных способностей………………..13
      Средства и методы  воспитания координационных способностей..15
      Влияние возрастных особенностей на развитие
координационных способностей лыжников 9-11 лет.............................22
1.5.Постановка проблемы исследования координационных
способностей  лыжников 9-11 лет………………………………………..27
Глава 2. Цель, задачи методы и организация  исследования
координационных способностей лыжников 9-11 лет…………………29
2.1. Цель  и задачи исследования………………………………………..29
2.2. Методы  исследования………………………………………………29
2.3. Организация  исследования…………………………………………30
2.4. Результаты  исследования…………………………………………..33
3. Тесты,  используемые для определения  уровня развития 
координационных способностей……………………………………….40
Заключение………………………………………………………………42
Список  использованных источников…………………………………..44 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении кислородом, т. е.  движения, выполняемые в так называемом аэробном режиме. Это циклические (многократно одинаково повторяющиеся)  движения. Аэробный режим этих упражнений сохраняется при частоте сердечных сокращений 120—16О уд/мин. -  
         Именно к таким упражнениям относится передвижение на лыжах. Занятие лыжами оказывает на организм ребенка-лыжника положительный тренирующий  и оздоровительный эффект.

     У лыжника активно работают и равномерно нагружаются все важнейшие группы мышц ног, рук, обычно получающие недостаточную нагрузку мышцы живота и спины. На лыжах нет такой жесткой, ударной нагрузки на мышцы, связки стопы и голени, как в беге.
     Дыхательный аппарат лыжника работает в условиях, максимально благоприятных для его деятельности. Недаром у лыжников самые высокие показатели максимального потребления кислорода среди спортсменов. В движении, благодаря повышенному обмену, с потением и дыханием из организма активно выводятся шлаки, отработанные организмом и ненужные ему вещества.
     Лыжи  — циклический вид спорта, требующий проявления в основном прекрасной координации движений. Передвигаясь по дистанции, лыжник многократно, до нескольких десятков тысяч раз повторяет определенные движения, мышцы сокращаются с оптимальной, далеко не предельной силой.    Лыжи предоставляют огромные возможности для развития координационных способностей детей 6-11 лет.  
 
 

     Актуальность  темы.
     Координационное совершенствование направлено также  на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни.
          Уровень координационной способности определяется следующими способами индивида:
- быстро  реагировать на различные сигналы,  в частности,  на движущийся  объект;
- точно  и быстро выполнять двигательные  действия за минимальный промежуток времени;
- дифференцировать пространственные временные и силовые параметры движения;
- приспосабливаться  к изменяющимся ситуациям,  к  необычной постановке задачи;
- прогнозировать (предугадывать) положение движущегося  предмета в нужный момент времени;
- ориентироваться  во времени двигательной задачи координационных способности.
     Новизна. 
     Исследование  заключается в том,  чтобы определить целесообразные объемы   специальных упражнений,  применяемых в развитии координационных способностей у лыжников 9-11 лет.  Предпринята попытка построений элективного комплекса упражнений для развития координационных способностей у лыжников и включение их в уроки физкультуры.
      Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности эффективно развивать координационные способности у лыжников 9-11 лет на основании программного материала за минимально короткий промежуток времени.
      Объектом исследования является физическое развитие лыжников 9-11 лет.
      Предметом исследования является методика развития координационных способностей у лыжников 9-11 лет.
      Гипнотическое предложение (рабочая гипотеза).  Предполагается, что
применение  различных средств таких как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках физической культуры могут качественно повысить уровень координационных способностей лыжников 9-11 лет.
      Цель исследования. 
     Развитие  и совершенствование координационных способностей у лыжников 9-11 лет в общеобразовательной школе по средством специальных физических упражнений.
      Задачи исследования.
     Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
1.  Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных  способностей.
2.   Развивать план и методы развития  координационных способностей.
3. Выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных  способностей.
4.   Установить наиболее эффективные  средства и методы развития
координационных способностей.
5.   Обосновать результаты эксперимента. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Виды координационных способностей и их характеристика 

      Сущность  и значение координационных  способностей в 
управлении  движениями 

     Понятием  «координационные способности» начали активно пользоваться примерно 30 лет  назад для более конкретной интерпретации  одного из двигательных качеств - ловкости. В большинстве учебников, например, автора Н. А. Бернштейна, М. М. Боген, Е. Н. Вавиловой и других1, излагается, что основу координационных способностей составляют две основные способности: во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро и более координировано перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапного изменения обстановки. Последнюю способность иногда рассматривают как способность к моторной адаптации, проявляющейся в относительно стандартных и неожиданных, быстро изменяющихся ситуациях2. Такое представление оказалось не соответствующим огромному числу фактов, встречаемых в практике и полученных экспериментальным путем. Способность быстро обучаться, известная еще с 1920-х годов, на самом деле оказалась весьма специфической. Выяснилось, что человек, быстрее других обучающийся одним движениям (например, акробатическим или гимнастическим), в других случаях (скажем, при освоении технико-тактических, спортивно-игровых действий) может быть в числе последних3.
     Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов4 под двигательно-координационными способностями понимают способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные зада (особенно сложные и возникающие неожиданно).
     По  мнению П. К. Кофмана5, начиная с 1930-х годов прошлого века, исследователи смогли доказать неправомерность сведения ловкости только к нескольким способностям. В результате на сегодняшний день насчитывают от 2-3 общих до 5-7 (по другим данным 11-20 и более) специальных и специфически проявляемых координационных способностей6.
     Волков  Л. В. утверждает7, что в основу координационных способностей входит способность к пространственной ориентации, мелкая моторика, способность к дифференцированию, воспроизведению, отмериванию и оценке пространственных, силовых и временных параметров движений, ритм, вестибулярную устойчивость, способность произвольно расслаблять мышцы и др.
     Объединяя целый ряд способностей, относящихся к  
координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.  
         Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.

     Вторая  группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
     Третья  группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).
     Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия8. Координационные способности, относящиеся ко второй группе, висят от способности удерживать устойчивое положение тела, равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений. Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники.
     Проявление  координационных способностей зависит от целого ряда факторов:
1) способности  человека к точному анализу  движений;
2) деятельности  анализаторов и особенно двигательного;
3) сложности  двигательного задания; 
4) уровня  развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая  сила, гибкость и т.д.);
5) смелости и решительности;
6)возраста;
7) общей  подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.
     Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности9.  
Так, дети 4—б лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. двигательные навыки формируются у них на фоне избытка ориентировочных, лишних двигательных реакций, а способность к дифференцировке усилий — низкая.  
В возрасте 7—8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности.  
В период от 11 до 13—14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13—14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.  
   В онтогенетическом развитии двигательных координаций способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. У мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек.

     Можно выделить следующие задачи развития координационных способностей10.
    При воспитании координационных способностей решают две группы задач:
а) по разностороннему,
б) специально направленному их развитию.
     Первая  группа указанных задач преимущественно  решается в дошкольном возрасте и  базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень  развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.
     Особенно  большая роль в этом отводится  физическому воспитанию в общеобразовательной  школе. Школьной программой предусматриваются  обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.
     Задачи  по обеспечению дальнейшего и  специального развития координационных  способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией.
     В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (например, такие как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют способности образовывать новые, все более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела, мышечные напряжения различными группами мышц.
     Способность  быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.
     В указанных видах спорта стремятся  довести координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени совершенства.
     Воспитание  координационных способностей имеет  строго специализированный характер и в профессионально-прикладной, физической подготовке (ППФП).
     Многие  существующие и вновь возникающие  в связи с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации, движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов11.
     Включение человека в сложную систему «человек—машина» ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, переработки  за короткий промежуток времени полученной информации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени.
     Определены следующие задачи ППФП по развитию координационных способностей12:
1) улучшение  способности согласовывать движения  различными частями тела (преимущественно  асимметричные и сходные с рабочими движениями в профессиональной деятельности);
2) развитие  координации движений неведущей  конечности;
3) развитие  способностей соразмерять движения  по пространственным, временным  и силовым параметрам.
     Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных  способностей на занятиях с лыжниками 9-11 лет (начиная с дошкольного возраста) приводит к тому, что они:
 —  значительно быстрее и на более  высоком качественном уровне  овладевают различными двигательными  действиями;
— постоянно  пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);
— приобретают  умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;
— испытывают в психологическом отношении  чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и  разнообразных движений. 
 
 
 
 
 

      Классификация координационных  способностей
 
     Для эффективного формирования координационных способностей у лыжников 9-11 лет необходимо выработать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей
с учетом их места и роли в общей системе  двигательной деятельности человека. Отсюда вытекает необходимость классификации координационных способностей.
     Можно выделить следующие наиболее значимые, фундаментальные координационные способности человека в процессе управления двигательными действиями13:
- способность  к реагированию;
- способность  к равновесию;
- ориентационная  способность;
- дифференцированная  способность,  разновидностями которой  является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность.
     Способность к реагированию это  способность быстро и точно начать
движения  соответственно определенному сигналу. Различают зрительно-моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например,  старт по свистку,  отмашки флажка или сигнал, поданный голосом.
      Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тепа в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Первыми применять так называемые упражнения на «равновесия», то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом,  бегом,  прыжками,  различные виды лазания и так далее.
      Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализов, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолинейными и угловыми ускорениями.  Например,  кувырок вперед,  перекат в сторону (колесо).
      Ориентационная способность – это способность к определению и изменению положения тела в пространстве и во времени,  особенно с учетом изменяющихся ситуации или движущегося объекта.  Например,  выход после прыжка в три оборота,  акробатические прыжки,  вольные упражнения в спортивной гимнастике и так далее.
    Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения,  а также движения в целом.  Например,  бросок в кольцо с различных точек,  ритмическая способность при броске.
     Ритмическая способность – это способность  определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта.  Ритмический  характер работы организма позволяет выполнять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относительно маленькими наполнениями.  Например, выполнение вольных упражнений под музыку. 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Средства и методы воспитания координационных способностей 

     Практика  физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом  средств для воздействия на координационные способности лыжников 9-11 лет14.
     Основным  средством воспитания координационных  способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности  и содержащие элементы новизны. Сложность  физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.
     Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.
     Большое влияние на развитие координационных  способностей лыжников оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.
     Для воспитания способности быстро и  целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.
     Особую  группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью  на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и  регуляцию двигательных действий. Это  упражнения по выработке чувства  пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
     Специальные упражнения для совершенствования  координации движений разрабатываются  с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.
              На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:
а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;
б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях — ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.).
     Упражнения, направленные на развитие координационных  • способностей, эффективны до тех  пор, пока они не будут выполняться  автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
     При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы15.
1. Обучение  новым разнообразным движениям  с постепенным увеличением их  координационной сложности. Этот  подход широко используется в  базовом физическом воспитании, а также на первых этапах  спортивного совершенствования.  Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.
     Прекращение обучения новым разнообразным движениям  неизбежно снизит способность к  их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.
2. Воспитание  способности перестраивать двигательную  деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
3. Повышение  пространственной, временной и силовой  точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
4. Преодоление  нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.
     Мышечная  напряженность проявляется в  двух формах (тонической и координационной)16.
1. Тоническая  напряженность (повышен тонус  мышц в состоянии покоя). Этот  вид напряженности часто возникает  при значительном мышечном утомлении  и может быть стойким.
     Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно  динамического характера; б) разнообразные  маховые движения конечностями в  расслабленном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые процедуры.
2. Координационная  напряженность (неполное расслабление  мышц в процессе работы или  их замедленный переход в фазу  расслабления).
     Для преодоления координационной напряженности  целесообразно использовать следующие  приемы:
а) в  процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;
б) применять  на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление  о напряженных и расслабленных  состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.
     Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.
     При разучивании новых достаточно сложных  двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.
     Метод вариативного упражнения с его многими  разновидностями имеет более  широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов17:
— строго заданное варьирование отдельных характеристик  или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в пол силы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);
— изменение  исходных и конечных положений (бег  из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений — бросок мяча вверх из исходного положения стоя — ловля сидя и наоборот);
— изменение  способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения ) прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
— «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой  и маховой ноги в прыжках в  высоту и длину с разбега, метание  спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
— выполнение освоенных двигательных действий после  воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
— выполнение упражнений с исключением зрительного  контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).
     Методические  приемы не строго регламентированного  варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действии в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.
     Существуют  методические примеры для воспитания конкретных способностей18:
1.   Варьирование способа выполнения  движения (старт из разных исходных
положений, из положения лежа, сидя).
2.   Изменение внешних условий (помещения,  температура, ветер, снег и  так
далее).
3.   Комбинирование двигательных навыков  (полосы препятствий).
4. Выполнение упражнения при недостатке времени (приседание за 30 секунд).
5.   Варьирование применяемой информации (зрительной, слуховой,
вестибулярной, тактической). Например, старт по сигналу голосом, отмашка,
хлопок  по плечу, выстрел.
6.   Выполнение упражнения после  предварительной подготовки –  для
совершенствования ориентационной, дифференцированной, реакционной
способностей  и способностей к переключению двигательных действий.
     Основным  средством развития и совершенствования  координацион­ных способностей являются координационные упражнения.  Их множество, и разделяются они на две группы:
а) упражнения, совершенствующие координационные  способности,  скоростно и скоростно-силовых движений. Ими можно развивать двигательную ловкость (бег на короткую дистанцию,  прыжки и метания);
б) упражнения для страховки координационных  способностей в движении на
выносливость,  предъявляются повышенные требования в дифферентационной, ориентационной и ритмической способностях при значительном утомлении (лыжи, бег на длинные дистанции,  спортивные игры и так далее).
     Методические  приемы для совершенствования координационных  способностей, которые делятся на две группы19:
1. Изменение  способа выполнения движения:
- направление  движения - ведение с изменением  направления;
- силовые  движения;
- темп  движения;
- объем  движения;
- ритм  движения;
- исходное  и конечное положение;
- зеркальное  выполнение движения.
2. Изменение  условия выполнения при сохранении  способа:
- постоянно  меняющееся условие;
- постоянные  силовые упражнения;
- предварительная  нагрузка;
- предварительные  раздражители вестибулярного аппарата;
- дополнительное  задание во время применения;
- комбинирование  с другими упражнениями.
     Эти приемы носят общий характер и применяются при выполнении различных координационных способностей.
     Эффективным методом воспитания координационных  способностей является игровой метод  с дополнительными заданиями  и без них, предусматривающий  выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Например, при проведении игры «Пятнашки» ставится задача как можно больше играющих «запятнать» за 3 мин или «запятнать» с помощью волейбольного мяча, или «запятнать» в определенном участке тела. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации. 

1.4. Влияние возрастных особенностей на развитие координационных способностей лыжников 9-11 лет. 

     Лыжный  спорт относится к циклическим  видам спорта и поэтому основной акцент в нем делается на развитие выносливости. Это физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством лыжников-гонщиков. Все остальные качества – быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация – следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основными20.
     Специальные воздействия на человека для развития определённых физических качеств должны быть согласованы с ходом возрастного становления организма. В развитии любого человека есть периоды, когда определённые качества вырабатываются легче и проще закрепляются, а есть такие периоды, когда физические качества вырабатываются с трудом, или не вырабатываются вовсе.
     Проанализируем  особенности развития координационных  способностей  у юных лыжников 9-11 лет. В этот период происходит увеличение длины и массы тела. Ребенок «вытягивается», продолжает снижаться относительное содержание подкожного жира. Отчетливо начинают проявляться индивидуально-типологические конституциональные особенности телосложения. По пропорциям тела ребенок уже очень похож на взрослого, хотя по сравнению с полностью сформированными юношами и девушками его ноги еще относительно короче, у мальчиков более узкие плечи, а у девочек — бедра. Продолжается смена молочных зубов на постоянные. Сменяются клыки (9—11 лет), затем малые коренные (10—11 лет), и к началу полового созревания не прорезавшимися обычно остаются только 2-й малый коренной и 2-й большой моляр. Индивидуальные варианты сроков и даже последовательности прорезывания зубов бывают очень разнообразны.
     Абсолютные  размеры черепа практически уже  не отличаются от размеров черепа взрослых, черепные кости полностью сращены, и дальнейшее развитие мозга может идти только путем качественных преобразований и усложнения его структуры. Позвоночник продолжает расти, завершается формирование его изгибов, поэтому в этом возрасте столь важно обращать внимание на осанку: в случае ее нарушения исправить положение дел в дальнейшем будет значительно сложнее.
     Динамика работоспособности в младшем школьном возрасте отражает возрастающую надежность функционирования организма ребенка. При циклической работе ногами в зоне большой мощности (при пульсе 160—170 уд/мин) объем выполняемой работы у детей в период от 7 до 10 лет возрастает 4 раза и составляет в 10—11-летнем возрасте примерно 40 кДЖ. В этом возрасте дети уже в состоянии длительно, устойчиво (стационарно) поддерживать функциональную активность.
     Обменные  процессы в этом возрасте достаточно стабильны. Интенсивность окислительного метаболизма (обмен веществ) по сравнению  с предыдущим возрастом снижается и составляет 1,4 Вт на 1 кг массы тела в покое. В повседневной деятельности обменные процессы протекают примерно в 2 раза быстрее, чем в покое. Таким образом, за сутки организм ребенка расходует 8 Мдж энергии (1800 ккал).
     Возрастное  снижение интенсивности обменных процессов и параллельное уменьшение активности транспортных систем (частоты сокращений сердца и дыхания и т. п.) в покое определяет снижение нижней границы (базального уровня) функционального диапазона. С другой стороны, это отражает экономизацию функций, а с третьей — обеспечивает функционального диапазона, так как максимальный уровень сохраняется весьма высоким. Так, максимальная частота сокращений сердца у детей этой возрастной группы по-прежнему достигает 200—210 уд/мин. Немалую роль в этом возрасте играет увеличение ударного с сердца и дыхательных объемов, что значительно расширяет резервные возможности организма в условиях напряженной деятельности и адаптации.
     Мозг  ребенка примерно в 2 раза интенсивнее потребляет кислород, чем мозг взрослого. Это обеспечивается ответствующим кровоснабжением. У детей выше интенсивность окислительных процессов в печени, желудочно-кишечном тракте, почках и других органах.
     В младшем школьном возрасте совершенствуется и терморегуляция. Формируются механизмы физической терморегуляции, способность организма поддерживать постоянство температуры тела не за счет производства добавочного тепла, а за счет ограничения теплоотдачи через поверхность кожи. Таким образом, все элементы, составляющие сложнейшую функциональную систему аэробного энергообеспечения функций взаимодействуют оптимальным образом.
     В возрасте 9-11 лет расширяются связи двигательной области головного мозга с одним из важных центров регуляции движений — мозжечком и подкорковыми образованиями, в частности с красным ядром. Достигает значительной зрелости и рецепторный аппарат двигательной системы.
     Темп  ходьбы становится равномерный, длина шага стабильна, ускорение темпа связано с удлинением шага. Лишь к возрасту 9— 11 лет иннервационная структура двигательной координации становится устойчивой к влиянию дополнительных нагрузок и различных «шумов», мешающих реализации движения.
       Качественная реализация моторной  программы при выполнении движений (особенно на начальных этапах  формирования навыков) требует  напряженного зрительного контроля, так как именно зрительный  контроль выступает в качестве  ведущего механизма обратной связи и в процессе онтогенетического развития, и в процессе формирования произвольных движений. По мере совершенствования навыка более значимой в регуляции движений становится проприоцептивная информация. При этом допускается, что зрительная и проприоцептивная системы при управлении движениями функционально не дублируют одна другую, а решают разные задачи.
       Баланс взаимодействия этих систем  складывается как в ходе развития, так и в процессе совершенствования  конкретной двигательной деятельности. При этом роль различной афферентации при различных двигательных действиях неоднозначна. Точностные действия, качество которых можно оценить, требуют постоянного зрительного контроля. Воспроизведение движений, не требующих точности или оценки качественных показателей, может даже улучшаться при отключении зрительной афферентации.
     Созревание  коры больших полушарий и совершенствование внутрикорпового взаимодействия проявляются в изменении процесса восприятия — мозговая система, ответственная за прием и обработку внешних стимулов, переходит на другой уровень функционирования.
     С 9—11 лет у лыжников непроизвольное внимание организуется по типу взрослого: реакция активации на новый стимул проявляется в виде длительной и генерализованной десинхронизации альфа-ритма. «Распад» сложившейся в состоянии покоя системы создает оптимальные условия для формирования новых функциональных объединений и тем самым облегчает анализ информации в коре больших полушарий.
       На протяжении младшего школьного  возраста интенсивно формируются механизмы произвольного внимания.
     К 9—11 годам по мере дальнейших прогрессивных структурных преобразований в различных областях коры и их возрастающей специализации совершенствуются механизмы произвольного внимания. Регуляторная система обеспечивает не только избирательное вовлечение корковых зон в деятельность, но и облегчает осуществление операций, в которых они участвуют. Произвольное внимание, направленное на выделение значимого стимула, с 9—11 лет приводит к дифференцированному увлечению в каждой корковой зоне амплитуды тех компонентов ВП, которые в наибольшей степени отражают ее функциональную специализацию. Так, в зрительном ВП проекционной области при произвольном внимании по сравнению с ситуацией спокойного наблюдения максимально увеличивается компонент, отражающий анализ сенсорных характеристик стимула. В ВП ассоциативных областей увеличивается амплитуда более поздних компонентов ответа, связанных с опознанием,. оценкой значимости, принятием решения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.