На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка конкурентоспособности продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь
Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Государственное учреждение высшего
профессионального образования
Белорусско-Российский университет 
 

Кафедра «Маркетинг и менеджмент» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Экономика предприятия отрасли»
на тему: «Оценка конкурентоспособности продукции» 
 
 
 

Выполнила: Студентка группы МА-041
 
    Шумская Е.Г.
   
   
Проверил: Александров А.В.
 
 
 
 
 
Могилев 2007
 

Содержание

 
     Введение……………………………………………………………………….4

     1 Конкурентоспособность продукции………………………………………5

       1.1 Сущность и значение конкурентоспособности  продукции………….5

       1.2 Показатели и методы оценки  конкурентоспособности продукции..10
       1.3 Анализ конкурентоспособности продукции…………………………18

    2 Оценка  и анализ конкурентоспособности котельного оборудования белорусского производства ………………..……………...………………21

       2.1 Рынок производителей котельного оборудования……………..……21
      2.2 Расчёт и анализ конкурентоспособности  продукции среди отечественных  производителей……………………………..……...22
      2.3 Расчёт и анализ конкурентоспособности  продукции по сравнению с зарубежным  производителем…………………………………...…...23
     3 Пути повышения конкурентоспособности  продукции………………….27
     Заключение…………………………………………………………………...28
     Список  использованных источников……………………………………….29
          Приложение  А Раздел 3 «Анализ конкурентов, рынков сбыта и оценка спроса на продукцию» Бизнес – плана «Развития производства филиала РУП "Могилевэнерго" Энергоремонт на базе приобретенных производственных мощностей МГКПУП «Машиностроительный завод»» 2006-2010 г.г…………………………………………….…30
 

Введение

 
     Актуальность  и важность проблемы повышения конкурентоспособности продукции обусловлены ее решающим значением для успешного развития экономики в условиях объективного процесса глобализации. Любая страна, в том числе и Республика Беларусь, будучи включенной в мирохозяйственные связи, должна знать и максимально эффективно использовать свои конкурентные преимущества перед другими странами. Низкая конкурентоспособность негативным образом сказывается на инвестиционных вложениях в страну, условиях предоставления иностранных кредитов и в конечном счете на эффективности воспроизводства и уровне жизни населения. Поэтому развитие и использование конкурентных преимуществ национальной экономики на микроуровне (конкурентоспособность предприятий), на мезоуровне (конкурентоспособность отраслей и регионов) и на макроуровне (конкурентоспособность страны) имеют ключевое значение для обеспечения национальных экономических интересов, выработки стратегии экономического развития страны, достижения устойчивого экономического роста.
     На  сегодняшний день, большинство белорусских  предприятий перешли от производства ради производства к производству ради потребителя. Производители в таких  условиях должны ориентироваться на потребителя, удовлетворять его интересы, вкусы и желания. Белорусские предприятия могут выжить в рыночных условиях только за счет выпуска конкурентоспособной продукции.
     Целью курсовой работы является выявление сущности и значения конкурентоспособности продукции, наиболее эффективных методов оценки конкурентоспособности продукции, анализ конкурентоспособности продукции, поиск наиболее эффективных путей её повышения
 

     1 Конкурентоспособность продукции

     1.1 Сущность и значение конкурентоспособности продукции

 
     Конкурентоспособность продукции, работ и услуг является важнейшим показателем, характеризующим функционирование предприятия в рыночной экономике. Целью деятельности предприятия является получение прибыли. Однако достижение этой цели возможно только за счет производства продукции или оказания услуг, необходимых обществу. В то же время на рынке действует несколько производителей одноименного товара и предпочтение потребителя может быть отдано тому или иному товару. Следовательно, чтобы быть реализованным, товар должен выгодно отличаться от других аналогичных товаров, то есть конкурировать с ними. Это является важнейшим условием продажи любого товара.
     Под конкурентоспособностью продукции  или услуги понимается их способность  выдерживать конкуренцию, то есть возможность  успешной продажи на конкретном рынке в определенный момент времени. Для этого товар должен удовлетворять конкретную способность потребителя и быть доступным по цене. Конкурентоспособность - комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью на рынке в данный момент обладает тот, который благодаря своим свойствам приносит наибольший эффект по отношению к цене потребления.
     Таким образом, в основе конкурентоспособности  продукции лежат два параметра: качество и цена. Оценка конкурентоспособности  основывается на сравнительном анализе его совокупных характеристик в сравнении с товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.
     Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
     Под продукцией или услугой могут  пониматься:
    результат деятельности или процессов (материальная или нематериальная продукция: услуга, программа для вычислительной техники, проект или инструкция по эксплуатации);
    деятельность или процесс (предоставление услуги или выполнение производственного процесса).
     Качество  продукции может быть выражено математически  через уровень качества.
     Уровень качества продукции — относительная  характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей. Базовыми значениями показателей качества обладает базовая модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный аналог наивысшего на данное время качества.
     Оценка  уровня качества продукции - это совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.
     Качество  и конкурентоспособность представляют собой различные характеристики товара. В отличие от качества конкурентоспособность  товара определяется только теми свойствами, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют конкретную потребность. Прочие свойства товара, формирующие его качество, потребителем могут игнорироваться и при оценке конкурентоспособности не учитываться. Например, многие изменения в конструкции изделия, вносимые изготовителем, потребитель может просто не заметить, хотя они изменяют показатели качества изделия, если при этом не будет изменена цена изделия.
     Различия  в определении конкурентоспособности  и качества заключены также в выборе базы для оценки. При оценке качества за эталон берется аналогичный товар. При этом изделия классифицируются по показателям, характеризующим не только область применения, но и конкретные конструктивные и технологические особенности, что еще более ограничивает возможности выбора базы для сравнения. При оценке конкурентоспособности за базу сравнения берется конкретная потребность, и в качестве эталона могут использоваться неоднородные товары, например товары-заменители.
     Таким образом, основное отличие качества от конкурентоспособности заключается в том, что качество — это просто совокупность свойств, а конкурентоспособность - отношение потребителей к этим свойствам товара.
     Следует иметь в виду, что при некоторых  различиях между понятиями «качество» и «конкурентоспособность» существует тесная связь. Во-первых, они определяются совокупностью свойств товара, а во-вторых, представляют собой изменяющиеся параметры, обусловленные развитием общественных потребностей и научно-технического прогресса. [5, c. 227-231]
     В настоящее время государством проводятся  различные мероприятия, направленные на улучшение качества и конкурентоспособности  продукции. Одним из них является премирование предприятий за особые достижения в этой области.
     Решением  Комиссии по присуждению Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества 2006 г. за внедрение высокоэффективных методов управления качеством и обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции высокие награды присуждены 22 предприятиям. В их числе - открытые акционерные общества «Березастрой-материалы», «Гродно Азот», «Криница» (Минск), «Полоцк-Стекловолокно», республиканские унитарные предприятия «Гомельский завод литья и нормалей», «Гомельский станкостроительный завод имени С.М.Кирова», «Молодечненский завод металлоконструкций», научно-производственное республиканское унитарное предприятие «ЛЭМТ» (Минск).
     Премию  за качество получила большая группа предприятий по выпуску продовольственных  товаров: открытые акционерные общества «Брестский мясокомбинат», «Гомельский мясокомбинат», «Могилевский мясокомбинат», «Слонимский мясокомбинат», «Щучинский маслосырзавод», РУСПП «1-я Минская птицефабрика», РУСПП «Птицефабрика «Солигорская», совместное белорусско-российское открытое акционерное общество «Беловежские сыры».[2, c, 22-24]
     Премьер-министр  заявил, что в 2007 г. все предприятия  республики должны сертифицировать  систему управления качеством на соответствие международным стандартам ИСО 9000.
     Подчеркнув  значимость качества продукции для  увеличения экспорта, глава правительства отметил, что в текущем году впервые Беларусь увеличила экспорт в страны Евросоюза - его доля превысила 50% в общем объеме поставок белорусских товаров на внешний рынок. А в будущем ставятся «еще более амбициозные задачи по повышению конкурентоспособности продукции на европейском рынке».[7] 

     Второй  составляющей конкурентоспособности  является цена товара. Для того чтобы  товар мог удовлетворять конкретную потребность, он должен обладать набором  параметров, совпадающих с параметрами  потребления. Эти параметры определяют полезный эффект, полученный покупателем от применения товара. Но при оценке эффекта учитывается не только результат, но и затраты на его достижение. Поэтому каждый товар характеризуется свойствами, определяющими размер затрат, необходимых для его покупки и использования. Совокупность этих свойств образует группу стоимостных параметров (цену потребления).
     Цена  потребления (Цп) складывается из цены приобретения товара (Цпр), расходов на транспортировку (Рт), стоимости установки или монтажа (Су), затрат на хранение (Зх), расходов по обслуживанию (Ро), затрат на ремонт (Зр), затрат на ликвидацию (Зл), затрат на налоги и сборы, связанные с приобретением и эксплуатацией товара (Зн), и прочих затрат (Зпр): 

                            Цп = Цпр + Рт + Су + Зх + Ро + Зр + Зл + Зн + Зпр,                 (1) 

     По  многим видам сложных технических  товаров цена эксплуатации как часть  цены потребления превышает цену приобретения, то есть рыночную продажную  цену. Например, по автомобилям эксплуатационные расходы составляют около 85 % цены потребления, тракторам - 80 %. Поэтому потребитель, решая вопрос о покупке товара, учитывает не только продажную (рыночную) цену, но и цену эксплуатации товара. Однако для товаров, которые реализуются на рынке в течение длительного времени, продажные цены концентрированно отражают отношение покупателя к продавцу, престиж последнего, способность организовать эффективный сбыт и послепродажное обслуживание, то есть все, с чем связаны эксплуатационные расходы.
     Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате его сравнения с другим изделием и поэтому является относительным показателем. По своей сути она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента по степени удовлетворения конкретной общественной потребности. Для того чтобы выяснить уровень конкурентоспособности какого-либо изделия, необходимо не просто сравнивать товары по степени их соответствия конкретным потребностям, но и учитывать затраты потребителя по покупке товара и его дальнейшему использованию.
     С конкурентоспособностью товара связан другой показатель -конкурентоспособность  предприятия. В экономической литературе он еще не устоялся. Разные исследователи в понятие «конкурентоспособность предприятия» вкладывают различный смысл. Однако при этом все понимают способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Следовательно, конкурентоспособность предприятия зависит от конкурентоспособности производимой им продукции, работ, услуг.
     В отличие от конкурентоспособности  продукции, которая отражает сложившееся  в данный момент положение на рынке, конкурентоспособность предприятия характеризует его потенциал по изменению этого положения, его способность изменить конкурентоспособность продукции. Кроме того, конкурентоспособность продукции оценивается только применительно к конкретному рынку. Один и тот же товар может быть на разных рынках одновременно и конкурентоспособным и неконкурентоспособным. Например, бытовой холодильник «Bosch» на белорусском рынке неконкурентоспособен потому, что имеет цену значительно выше, чем аналогичные отечественные холодильники. Однако это не говорит о том, что конкурентоспособность фирмы «Bosch» ниже, чем конкурентоспособность фирмы «Атлант». Сложившаяся конъюнктура на белорусском рынке обусловлена социально-экономическими причинами, а не научно-технологическим потенциалом фирм «Bosch» и «Атлант».
     Таким образом, конкурентоспособность продукции  является важнейшим показателем  эффективности деятельности предприятий. От нее зависит позиция предприятия  на рынке, его финансовое положение. Поэтому обеспечение конкурентоспособности продукции должно занимать первостепенное значение в стратегии и тактике развития предприятия. Этому способствует наличие четкой методики оценки и планирования конкурентоспособности. [5, c. 227-231] 

     1.2 Показатели и методы  оценки конкурентоспособности  продукции 

     Более полно сущность конкурентоспособности  раскрывается через систему показателей, которые характеризуют уровень  конкурентоспособности продукции.
     Наиболее  часто при оценке конкурентоспособности  продукции применяются следующие методы.
     Первый  метод заключается в следующем. Критерием для определения конкурентоспособности товара является его цена потребления, которая определяется по формуле: 

                                                        Цп = Цпр + Ип,                                                (2) 

     где Цп - цена потребления;
        Цпр - цена приобретения;
      Ип - издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.
     Для покупателя все расходы делятся  на две основные категории: постоянные затраты, которые осуществляются единовременно, то есть покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием - эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслуживание и др.
     Величину  переменных затрат (Ипер) можно определить по формуле: 

                                      Ипер = (ЗП+Иремм +А+Ипр)*Тн,                               (3) 

        где ЗП - годовой фонд заработной платы  обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;
          Ирем - годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;
        Им - годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;
          А - годовая величина амортизации;
          Ипр - прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;
          Тн - нормативный срок службы.
     По  мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.
     На  этой основе формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.
     С выработкой этого ресурса потребитель  должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести капитальный ремонт, то есть восстановить в той или иной степени экономический ресурс.
     Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры различаются, необходимо привести их в сопоставимый вид.
     Технические параметры при этом методе определения  конкурентоспособности учитываются  косвенно в стоимостных параметрах (продажной цене и цене потребления).
     Во  втором методе при определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества.
     Более конкурентоспособным является тот  товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высоким по сравнению с товаром-конкурентом.
     При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов  более конкурентоспособным является тот, у кого ниже себестоимость. В  этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации.
     Третий  метод состоит в сопоставлении товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены.
     Согласно  этому методу, на первом этапе определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле: 

                                                   КП=КПэ*КПт*КПн,                                           (4) 

     где КП - комплексный показатель уровня качества товара;
         КПЭ - комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;
         КПТ - комплексный показатель технического уровня;
         КПН - комплексный показатель надежности.
     На  втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого  образца и товара, принятого за базу сравнения: 

                                                       Пкi = КПii,                                                 (5)
                                                        Пк.б. = КПбб,                                               (6) 

        где Пкi, Пк.б - показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара эталона;
          КПi, КП6 - комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона;
          Цi, Цб - предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.
     Если Пкi > Пк.б, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пк < Пк.б — менее конкурентоспособным; если   Пк = Пкб - конкурентоспособность одинакова.
     Наиболее  наглядное представление дает относительный  показатель конкурентоспособности (ОПК): 

                                                       ОПК =  Пкк.б,                                              (7) 

     Если  ОПК ? 1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового.
     Недостаток  данного метода заключается в  том, что он учитывает только продажную  цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, то есть этот метод  не учитывает, насколько хороши эти  товары в эксплуатации.
     По  четвертому методу уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом рассчитываются единичные, групповые и интегральные показатели.
     Единичный показатель характеризует конкурентоспособность оцениваемого изделия при сравнении его с эталоном по одному конкретному показателю, например, мощности, скорости, эстетичности и т. д.
     Единичный показатель (параметрический индекс) рассчитывается как процентное отношение (или индекс) величины параметра  оцениваемого изделия к величине аналогичного параметра эталона (базового образца): 

                                                         Иеi = Пi,                                                   (8)
                                                         Иеi = Пi,                                                   (9) 

        где Иеi - единичный параметрический индекс, определенный по i-му параметру (i = 1,2,...,n);
          Пi П - значение i-го параметра соответственно оцениваемого изделия и базового образца.
     При проведении расчетов конкурентоспособности из формулы (8) и (9) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя соответствует повышение конкурентоспособности. Например, при определении относительного значения показателя для производительности изделия применяется формула (8), а для расхода электроэнергии - (9).
     Групповой показатель характеризует группу однородных свойств изделия. Он определяется по совокупности единичных показателей как сводный параметрический индекс методом средней взвешенной величины: 

                                                       
                                            (10)
 

        где Исq — сводный параметрический индекс, рассчитанный по q-й группе параметров;
         аi - вес i-го параметра;
         q - номер группы параметров.
     При расчете сводного параметрического индекса значительную проблему представляет выбор весовых коэффициентов, поскольку разные потребители оценивают различные параметры товара неоднозначно. Например, одни отдают предпочтение дизайну, другие - эргономическим характеристикам. Здесь не обойтись без субъективизма, который можно снизить за счет проведения тщательных маркетинговых исследований.
     Окончательную оценку конкурентоспособности дает интегральный индекс и). Он определяется как отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления товара к суммарным затратам на приобретение и использование: 

                                                                                                      (11) 

          где Э, Э6 - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого товара и эталона за срок службы;
        З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого товара и эталона.
     В практических расчетах конкурентоспособности  промышленной продукции в качестве суммарного полезного эффекта может применяться групповой показатель по техническим параметрам (сводный параметрический индекс)', а в качестве полных затрат - групповой показатель по экономическим параметрам.
     Технические показатели конкурентоспособности характеризуют научно-технический уровень и потребительские свойства товара. Они подразделяются на классификационные и оценочные. Классификационные показатели характеризуют принадлежность товара к определенной классификационной группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Оценочные показатели характеризуют качество товара. Они применяются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесенных к одному классу по классификационным показателям. Набор оценочных показателей может быть разнообразным. Однако при оценке конкурентоспособности применяют такие параметры продукции, которые характеризуют ее соответствие стандартам качества. Сюда входят следующие группы показателей.
     Показатели  назначения
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.